Научная статья на тему 'ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ: УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ?'

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ: УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
884
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ РИМ / ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ / ПРОВИНЦИЯ / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РИМА / РИМСКОЕ ГРАЖДАНСТВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / ANCIENT ROME / JULIUS CAESAR / PROVINCE / PROVINCIAL POLITICS OF ROME / ROMAN CITIZENSHIP / ADMINISTRATIVE REFORMS / MUNICIPAL LAWS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куликова Юлия Викторовна

Для создания сильного государства Юлию Цезарю необходимо было провести много реформ, однако именно провинциальная политика, включавшая в себя широкое распространение прав римского гражданства, вовлечение провинциалов в систему управления, формирование единого правового и налогового пространства может быть в должной степени оценена, исходя из дальнейшего развития Римской империи. Делается вывод о том, что при проведении реформ Цезарь зачастую руководствовался необходимостью решения насущных проблем, однако его мероприятия явно имели более глубокие цели, которые могли бы помочь избежать последующих проблем. По существу, планы диктатора в перспективе могли не только снять с Рима особый статус, принадлежавший ему в силу исторического развития, но и статус столицы. Вероятно, нежелание Цезаря возвращаться в Рим, где располагался столь ненавистный ему сенат еще когда он был в Египте, и его стремление побыстрее его покинуть, отправившись на Восток для ведения войны с Парфией, могло бы воплотиться в идею переноса столицы. Автор полагает, что планы Цезаря были направлены на скорейшее смешение населения Римского государства, чтобы римское гражданство перестало являться элитарным, а население - разнородным в юридическо-правовом отношении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JULIUS CEASAR'S PROVINCIAL POLICY: MISSED OPPORTUNITIES?

To create a strong state, Julius Caesar needed to carry out many reforms, but it was provincial policy, which included the widespread distribution of the rights of Roman citizenship, the involvement of provincials in the system of government, the formation of the single legal and tax space can be properly assessed based on the further development of the Roman Empire. It is concluded that Caesar's reforms were often driven by the need to address pressing issues, but his activities clearly had deeper goals that could help avoid further problems. In essence, the plans of the dictator in the future could not only remove from Rome the special status that belonged to him due to historical development, but also the status of the capital. Probably, Caesar’s reluctance to return to Rome, where the senate so hated by him was located even when he was in Egypt, and his desire to leave him faster, going to the East to wage war with Parthia, could be embodied in the idea of transferring the capital. The author believes that Caesar's plans were aimed at the earliest possible confusion of the population of the Roman state, so that Roman citizenship ceased to be elitist, and the population - heterogeneous in legal terms.

Текст научной работы на тему «ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ: УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ?»

15. Sofronova L.V., Hazina A.V. Status shkol'nogo uchitelya epohi Renessansa: fenomen shkoly sv. Pavla // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2016. - № 4. - S. 22.

16. Abstracts of the World Congress in Philosophy Athens «Aristotle 2400 years». Thessaloniki 23-28 May 2016. - Thessaloniki: Aristotle University of Thessaloniki, 2016. - 140 p.

17. Jacquette D. Aristotle's De Anima Psychology of Nous Poetikos // Abstracts of the World Congress in Philosophy Athens «Aristotle 2400 years». Thessaloniki 23-28 May 2016. - Thessaloniki: Aristotle University of Thessaloniki, 2016. - 140 p.

18. Teoriya i metodologiya istoricheskoj nauki. Terminologicheskij slovar' / Otv. red. A.O. CHubar'yan, L.P. Repina. - M.: Akvilon, 2016. - 576 s.

19. Hacking I. Rewriting the soul: multiple personality and the sciences of memory. - Princeton: Princeton University Press, 1995. - 336 p.

20. Nussbaum M. C., Rorty A. O. Essays on Aristotle's De anima. - Oxford: Clarendon Press, 1992. - 141 p.

21. Schneider L. Unsterblichkeitslehre des Aristoteles. - Passau, 1999. - 203 p.

ХАЗИНА АННА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. МИКАУТАДЗЕ ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА - магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

KHAZINA, ANNA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (annh1@yandex.ru).

MIKAUTADZE, OLGA G. - Master of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (olga.mika1994@icloud.com).

УДК 94(37).05Юлий Цезарь

КУЛИКОВА Ю.В. ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ: УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ?

Ключевые слова: древний Рим, Юлий Цезарь, провинция, провинциальная политика Рима, римское гражданство, административные реформы, муниципальные законы.

Для создания сильного государства Юлию Цезарю необходимо было провести много реформ, однако именно провинциальная политика, включавшая в себя широкое распространение прав римского гражданства, вовлечение провинциалов в систему управления, формирование единого правового и налогового пространства может быть в должной степени оценена, исходя из дальнейшего развития Римской империи. Делается вывод о том, что при проведении реформ Цезарь зачастую руководствовался необходимостью решения насущных проблем, однако его мероприятия явно имели более глубокие цели, которые могли бы помочь избежать последующих проблем. По существу, планы диктатора в перспективе могли не только снять с Рима особый статус, принадлежавший ему в силу исторического развития, но и статус столицы. Вероятно, нежелание Цезаря возвращаться в Рим, где располагался столь ненавистный ему сенат еще когда он был в Египте, и его стремление побыстрее его покинуть, отправившись на Восток для ведения войны с Парфией, могло бы воплотиться в идею переноса столицы. Автор полагает, что планы Цезаря были направлены на скорейшее смешение населения Римского государства, чтобы римское гражданство перестало являться элитарным, а население - разнородным в юридическо-правовом отношении.

KULIKOVA, J.V.

JULIUS CEASAR'S PROVINCIAL POLICY: MISSED OPPORTUNITIES?

Keywords: Ancient Rome, Julius Caesar, province, provincial politics of Rome, Roman citizenship, administrative reforms, municipal laws.

To create a strong state, Julius Caesar needed to carry out many reforms, but it was provincial policy, which included the widespread distribution of the rights of Roman citizenship, the involvement of provincials in the system of government, the formation of the single legal and tax space can be properly assessed based on the further development of the Roman Empire. It is concluded that Caesar's reforms were often driven by the need to address pressing issues, but his activities clearly had deeper goals that could help avoid further problems. In essence, the plans of the dictator in the future could not only remove from Rome the special status that belonged to him due to historical development, but also the status of the capital. Probably, Caesar's reluctance to return to Rome, where the senate so hated by him was located even when he was in Egypt, and his desire to leave him faster, going to the East to wage war with Parthia, could be embodied in the idea of transferring the capital. The author believes that Caesar's plans were aimed at the earliest possible confusion of the population of the Roman state, so that Roman citizenship ceased to be elitist, and the population - heterogeneous in legal terms.

Личность Гая Юлия Цезаря издавна интересует исследователей, и, наверное, единственное, что никогда не ставили под сомнение - это его полководческий гений. Однако его административная и государственная деятельность становится предметом оживленных научных дискуссий. Ряд исследователей упоминает незавершенный характер его реформ,

10

делая вывод об отсутствии способностей Цезаря в качестве главы государства. Но если посмотреть на многие его реформы и начинания с другого ракурса, то можно увидеть, что Гай Юлий Цезарь видел гораздо дальше и глубже. Возможно ли, что при реальном осуществлении всех преобразований Цезаря, Римское государство было бы совершенно иным? История не знает сослагательного наклонения, тем не менее, чрезвычайно важно проследить, в какой момент и по каким причинам был изменен или прекращен намеченный курс реформ.

Одним из важнейших политических преобразований Цезаря являлась провинциальная политика. Рим всегда проводил агрессивную внешнюю политику, которая порой оправдывалась неспокойной обстановкой и многочисленными врагами вокруг молодого государства. Создание Италийского союза, а затем и превращение Рима в Средиземноморскую державу заложило основы провинциальной политики. В Римско-Италийском союзе римляне вынужденно шли на уступки своим союзникам, в военной и экономической поддержке которых они нуждались. Во время Пунических войн, чтобы противостоять Карфагену, необходимо было сохранить относительное спокойствие на Апеннинском полуострове. Однако став Средиземноморской державой, римляне уже неохотно шли на компромиссы и не стремились выполнить свои обещания италикам, поддержавшим их. И только Союзническая война заставила римлян вернуться к осуществлению плана наделения италиков гражданскими правами. Это был значительный шаг вперед, поскольку римское гражданство вышло за пределы римской civitas, затронув основы консервативного мировоззрения.

Сдерживание покоренных народов заключалось в комплексе мероприятий, проводимых римской администрацией, которые включали в себя образование, идеологию, римскую систему ценностей. Все это должно было воспитывать новое поколение в этих регионах вместе с традицией брать заложников, которые жили в Риме, и подчас эти «воспитанники» чувствовали себя больше римлянами и были верными сторонниками, возвращаясь домой и занимая высокие посты. Поэтому чрезвычайно важно было разрабатывать провинциальную политику с таким расчетом, чтобы не вызвать новые восстания и в то же время сделать провинции частью Pax Romana. Однако все налоговое бремя невыносимой ношей ложилось на плечи провинциалов, помимо разнообразных дополнительных обязанностей, связанных с содержанием римских войск, администрации и т.п. В любом случае, при этом открывался широкий простор для злоупотреблений, ведь против поборов и самой власти римского наместника у жителей практически не было никакой защиты, о чем не раз свидетельствует Марк Туллий Цицерон в своих произведениях. Это стали понимать в период Поздней Республики. Недаром данное время отмечено многочисленными делами против злоупотреблений в провинциях, что прослеживается в речах Цицерона.

Юлий Цезарь видел не только необходимость решения этих проблем, он наметил перспективы новой провинциальной политики Рима. Получение прав римского гражданства италиками после Союзнической войны в то же время означало, что все италийские города и колонии переходят в разряд римских муниципий. Закон Юлия Цезаря о муниципиях 45 г. до н.э. (Lex Iulia municipalis) [1] закрепил статус римского гражданства для муниципалов, унифицировав систему муниципального управления с римской. Вероятно, это и должно было стать началом формирования Pax Romana с равноправными провинциями, обладающими самоуправлением. Так в Lex Julia Genetiva, относящемся к римской колонии в Испании гор. Урсу, рассматриваются вопросы местного самоуправления [2]. Однако данное направление не получило широкого применения. Свидетельством тому могут служить факты восстаний в провинциях сразу после убийства Цезаря, некоторые из которых стремились отпасть от Рима [3]. В эпоху Империи статус муниципий стал означать фактическое дарование привилегий провинциальным городам, становившимися опорой императорской власти и проводниками его политики. Но таким образом провинции продолжали дистанцироваться от центра, включаясь в Pax Romana исключительно в качестве источника ресурсов.

Муниципальный закон низводил Рим на один уровень с остальными городами, подчинив общему закону об управлении [4, с. 283]. Цезарь планировал снятие ограничений не только на получение римского гражданства, но и на поселение в «вечном городе». Примером

11

этого служит социальная политика диктатора, который расселял пролетариев в провинции, и наоборот, даровал права римского гражданства и привлекал в Рим ученых людей, происходивших, по большей части, с Востока [5, с.304-305]. При Юлии Цезаре отношения с восточными провинциями впервые за более чем сотню лет были мирными.

Замыслы диктатора сняли бы с Рима статус не только особого положения в силу исторического развития, но и статус столицы. Вероятно, нежелание Цезаря возвращаться в Рим, где располагался столь ненавистный ему сенат еще когда он был в Египте, и его стремление побыстрее его покинуть, отправившись на Восток для ведения войны с Парфией, могло бы воплотиться в идею переноса столицы. Это предположение находит подтверждение в сочинении Николая Дамасского, в котором утверждается, «что он хочет учредить свою столицу в Илионе по причине древнего родства с дарданцами» [6]. По выражению Т. Моммзена, Рим превращался лишь в первый муниципалитет среди многочисленных муниципалитетов государства, а римская цивитас сохраняла только коммунальную свободу внутри Римской державы [7, с.407].

Конфликт с сенатом и стратегические аспекты безусловно не могли не повлиять на планы императоров последующего периода. Император Адриан, практически постоянно находившийся с инспекцией вне столицы, возвел себе резиденцию вне Рима. Осознающий, как никто другой, оборонительные проблемы Империи, он, безусловно, должен был задуматься о выборе нового месторасположения имперской администрации. Во время борьбы за власть после падения династии Антонинов Клодий Альбин избрал своей столицей Лугдун (совр. Лион) [8]. Политика Септимия Севера была направлена на укрепление городов, возвращение им земель и введения городских законов [8, с.334], что снижало статус Рима, а сама Италия для предотвращения скопления войск была разделена на округа. В то же время изменения, проводимые императором Валерианом, лишь зафиксировали факт превращения Рима в ординарную провинцию. Он не просто разделил власть со своим сыном Галлиеном, оставив восточную часть империи себе в управление. Два цезаря на западных лимесах должны были контролировать оборону на Рейне и Дунае. Остальные провинции переводились под контроль назначенных наместников, обладавших значительными гражданскими и военными полномочиями, а Италия оставалась под единоличным контролем Галлиена. И тогда понятным становится отношение восставших наместников, которые не стремились, подобно императорам Ранней Римской империи, быть утвержденными римским сенатом обязательно в Риме. Как известно, позднее ни один из тетрархов не избрал Рим своей столицей, а уже при императоре Константине административно-политический центр был ожидаемо перенесен на восток.

Еще находясь в должности консула, Юлий Цезарь охотно раздавал привилегии провинциалам, даруя звание «друга римского народа». Как отмечает Е.С. Голубцова, этот титул оказывался для самих союзников весьма обременительным, т. к. взамен Рим надеялся получать не только экономическую помощь в виде экстраординарных взносов, но и военную помощь [9, с. 43]. Другим важным фактором политики Юлия Цезаря было наделение провинциалов правами латинского и римского гражданства, что, безусловно, способствовало завоеванию Галлии. Не только отдельные цари, но также целые общины и племена галлов получили права римского гражданства [5, с. 304], что вызывало известное возмущение в обществе. Благодаря этой политике, по закону Рубрия (Lex Rubria) от 49 г. до н. э. жители Цизальпинской Галлии получали всю полноту прав римского гражданства. Ряд испанских, сицилийских и африканских городов - право латинского гражданства. Населению Нарбоннской Галлии, города которой также изначально получили латинское право [2; ч.2. с.336-337], впоследствии было даровано право римского гражданства [7, с.400]. После гибели Цезаря был опубликован его закон, проведенный через комиции - о даровании сицилийцам римского гражданства - негодование общества на который отражено Цицероном [10; DCCXVI. Att. XIV.12].

Видимо, планы Цезаря были направлены на скорейшее смешение населения Римского государства, чтобы римское гражданство перестало являться элитарным, а население -

12

разнородным в юридическо-правовом отношении. Об этом свидетельствует и факт активного расселения римских граждан в провинции, а также образование новых колоний [5, с.302] и включение провинциалов в римскую систему управления и даже в высшие органы власти. А.С. Шофман также отмечает тот факт, что значительное место в провинциальной политике Цезаря отводилось именно колонизации, преследовавшей цель укрепления власти и экономики Рима, а также дальнейшей романизации провинций [2; ч.2. с.337]. Безусловно, это решало ряд социальных проблем прежде всего в самом Риме, позволяя наделить землей беднейшее население и ветеранов. Такая политика также способствовала активному распространению римской культуры и системы образования, создавала стратегические линии обороны, предоставляя возможность для ветеранов не только участвовать в органах муниципального самоуправления провинций, продвигая таким образом римскую политику, но и оставаться в рядах боеспособной армии.

Юлий Цезарь продолжил реформы своего дяди Гая Мария, при нем император стал высшим начальником всех военных сил государства. Непосредственно ему были подчинены наместники, по-прежнему командовавшие военными отрядами в провинциях, а сама армия перестала быть только «грубой силой» [4, с.308]. Однако Аппиан видел опасность в ветеранах и возможности усиления власти наместников, опиравшихся на вспомогательные подразделения: «они во множестве проживали в святилищах и на храмовых участках под одним знаменем и при одном начальнике колонии, будучи после продажи своего имущества готовыми к отправке и согласными продаться всякому, кто их наймет» [11, с.120]. Юлий Цезарь, безусловно, стремился сохранить сильную армию, но даже если он и опасался ее политического влияния, он не мог отказаться от ее поддержки для укрепления собственной власти. Правда, ни армия, ни наемники-телохранители не сумели спасти диктатора.

Нужно отметить, что подобные изменения, касающиеся армии, - привязывание к месту службы, разрешение на право владения недвижимым имуществом и брачных отношений -официально будут введены реформами Септимия Севера. Кроме того, создание пограничных отрядов, способных не только обеспечить безопасность границ, но и поддержать военные действия в другой области, относится ко времени правления императора Диоклетиана. Так что вряд ли эта политика была направлена исключительно на выкачивание ресурсов и безжалостную эксплуатацию «поисков новых форм и путей ограбления», как это утверждает А.С. Шофман [2; ч.2. с.337].

Особое отношение было у Юлия Цезаря и к Иудее. Как сообщает Иосиф Флавий, Цезарь настолько был поражен преданностью Антипатра во время войны с Помпеем, что позволил ему самому выбрать высокий пост [12]. Юлий Цезарь стремился привлечь провинциальную аристократию для осуществления своих планов, поэтому его действия по дарованию различных прав, постов и вовлечению провинциальной знати в политической жизни играли важную роль во всей проводимой провинциальной политике.

Не менее важными мероприятиями Юлия Цезаря были изменения, касавшиеся наместников провинций. На собственном примере понимая опасность сосредоточения гражданской и военной власти в одних руках, когда армия стала опорой существующему порядку, превращаясь в значимую политическую силу, Цезарь изменил саму систему назначения наместников, взяв ее в свои руки [2; ч.2. с.337]. По свидетельству Аппиана, Цезарь «назначал и сменял [их] по своему произволу» [11, с.48]. Диктатор не просто лишил их imperium, но и ограничил сам срок наместничества (проконсулов 2 годами, пропретора -одним), а также строго регламентировал их деятельность. В то время как провинциальными войсками стали управлять назначаемые Цезарем преторы, наместникам запрещалось покидать свои провинции и вести по своей инициативе военные действия вне подконтрольной территории [2; ч.2. с.337].

При Цезаре провинции впервые в римской истории становятся предметом государственной заботы. Помимо строгой регламентации деятельности наместника и его администрации, ограничивались продуктовые и иные поставки наместнику и его свите, была

введена строгая отчетность при управлении провинцией. Однако жаловаться на наместника во время исполнения его обязанностей по-прежнему запрещалось [2; ч.2. с.337].

Превращение государства в Империю требовало новых подходов к положению о гражданстве. Это было необходимо в связи с формированием новой системы прав и обязанностей по отношению к государству и его правителю, в том числе финансовых, позволивших изменить налоговую систему, и судебных - для формирования нового правового пространства не только единых законов, но и унифицированной судебной системы. Несмотря на реалии времени, не все были готовы к радикальным изменениям, стремясь жить идеалами прошлого о величии Римской Республики [10; DLXIX. Att.XII. 28. 2], подобно тому, как когда-то патриции не желали уступать плебеям в их требованиях. Это была опасная тенденция, грозившая перерасти в новый виток противостояния, которого, вероятно, можно было бы избежать при последовательной политике широкого распространения гражданства. Так, введение в сенат провинциалов - представителей крупного землевладения Галлии [13], постепенно повысило их влияние и авторитет. Юлий Цезарь фактически подготовил почву для уравнивания всех регионов Римского государства и, несмотря на свертывание его мероприятий, когда в 212 г. император Каракалла объявил всех жителей империи римскими гражданами, крупных возмущений замечено не было. К III в. население привыкло жить в Римской империи и ощущать себя больше подданными, чем гражданами, что, собственно, и зафиксировал эдикт, как уже свершившийся факт. И останется риторическим вопрос, можно ли было избежать кризиса, если бы уравнивание провинций и единство империи были бы обеспечены гораздо раньше.

В начале своего правления Октавиан Август провел провинциальную реформу, разделив провинции на императорские и сенатские, оставив в своих провинциях почти все имеющиеся военные силы, а за собой право назначать прокураторов и отвергать кандидатуры наместников, назначаемых сенатом. За эпоху империи роль наместников значительно усилилась. По сути, они превратились во второе после императора лицо в государстве. В руках наместников оказалась военная, судебная и гражданская власть, которой они воспользовались. Так, был провозглашен императором Септимий Север, а впоследствии и многие «солдатские» императоры. Именно Септимий Север попытался уменьшить влияние наместников, но в гораздо большей степени его преобразования имели целью отстранить сенат от власти и поставить окончательную точку в борьбе между сенатом и императором.

С другой стороны, отход от политики Юлия Цезаря привел к потере возможности складывания равноправных отношений между Римом и провинциями. В условиях нестабильности политической власти после смерти последнего из династии Антонинов, ее неспособности решать проблемы провинций, обеспечить их защиту от внешних вторжений, это закономерно привело к сепаратизму в середине III в., когда Римская империя была фактически расколота на части. Естественно, подобное положение не должно было повториться, и новое административно-территориальное деление Империя получила благодаря реформам Диоклетиана и Константина.

В целом, идеей Цезаря было создание прочной и регулярно функционирующей административной машины под руководством сильной центральной власти, хотя С.Л. Утченко категорически отрицал саму идею того, что Юлий Цезарь, проводя свои реформы, задумывался вообще о создании мощной централизованной империи [4, с.285]. Возможно, империю он, воспитанный все же в духе Римской Республики, действительно не задумывал, однако для проведения реформ, безусловно, нужно четкое функционирование исполнительной власти. А для этого, в том числе, необходимо было реформировать финансовую систему государства, создать единое пространство для всех провинций, для чего Цезарь взял под свой контроль чеканку монеты, обеспечив ее регулярный выпуск и стандарт.

Прежде всего, Юлий Цезарь, считая, что мир можно обеспечить посредством упорядоченных налогов, а не неограниченных поборов, положил начало ликвидации откупной системы налогов, заменив ее централизованной системой сбора налогов. Еще в 59 г. до н. э., находясь в должности консула, он провел закон, направленный на предотвращение

14

вымогательств в провинциях (Lex Julia repetundarum) [14]. Все прямые и косвенные подкупы во время судебных процессов и при наборе войск, лжесвидетельство наказывалось самым суровым преследованием и штрафами. И хотя в полную силу за выполнением закона Юлий Цезарь осуществлял контроль, уже будучи диктатором, этот законодательный акт стал ориентиром для римских магистратов в провинциях на весь период Империи.

С целью пресечь беззастенчивый грабеж провинций, сбор прямых налогов был отнят у откупщиков и передан либо непосредственно специальным агентам, либо местным общинам под наблюдением специальных уполномоченных Цезаря [15]. Так, в провинции Азия он установил определенную сумму ежегодных сборов, которые собирались не публиканами, а городскими советами податных округов. В свою очередь, население Галлии должно было вносить налоги напрямую наместнику провинции [15].

Юлий Цезарь начал заключать налоговые соглашения с городами, которые в целом ряде случаев предусматривали снижение налогового бремени в зависимости от урожая. Решительный Цезарь решил пресечь налоговый разбой в Иудее [2; ч.2. с. 338]. Он поставил сбор податей под контроль иерусалимского первосвященника - фактически была восстановлена система, которая существовала при Селевкидах. Размеры дани Риму были более щадящими, чем при Селевкидах, при этом евреи были освобождены от уплаты налогов Риму в субботние годы [15]. Фактически, Юлий Цезарь заложил основы налоговой системы Империи, которая имела свое логическое продолжение в реформе Диоклетиана, ставшей основой налоговой политики Византийской империи.

В общем и целом, изменение системы налогообложения, снижение долгового гнета, вызывавшего особое негодование провинциалов, способствовало оживлению экономической жизни, усилению экономических связей Рима с провинциями.

Однако убийство Юлия Цезаря, прервавшее осуществление его планов, свертывание ряда мероприятий и реформ, изменение их целевой направленности и ужесточение провинциальной политики сделали возможным развитие сепаратистских тенденций в провинциях, особенно остро проявившихся в середине III в. Император Валериан разделил полномочия по управлению западными и восточными провинциями со своим сыном-соправителем и юными цезарями, фактически констатировав, что Италия является ординарной провинцией. Кроме того, он задумывался над переносом столицы, видимо, в Колонию Агриппину [16, р. 245-246], в то время как свою резиденцию размещал в Антиохии. Обладавшие к этому времени значительным влиянием и полномочиями наместники провинций, опираясь на военные силы, имевшиеся в их распоряжении, были провозглашены императорами. Ярким примером силы и возможностей стал первый император «Галльской империи», под контролем которого находились 16 легионов и их частей, а также вспомогательные подразделения ветеранов и подвластных провинций [17]. Так Римское государство оказалось погружено в пучину мятежей, которых, вероятно, можно было избежать. Император Диоклетиан вновь отобрал военную власть у наместников, сделав их частью всего бюрократического аппарата, а значительное уменьшение их компетенций стало возможным в результате нового административно-территориального деления.

Унификацией Pax Romana должна была стать реформа календаря с одной стороны, и формирование новой идеологии - с другой. Известно, что к концу эпохи Поздней Республики не было единого календаря, который бы соответствовал и религиозным священнодействиям, и нуждам светского государства. Цезарь устранил хронологическую путаницу, доведя год до 365 дней [18, с.293], а день 25 декабря стал днем празднования фактически возвращенного из небытия культа Sol Indiges [19, S.13], связанного с древнейшим солярным культом и культом предков, что было особенно важно для возвышения рода Юлиев, предки которого постепенно стали считаться предками и покровителями всего государства.

Продуманность действий Цезаря подтверждается тем, что введение солнечного календаря, почитание Сола и фактически новое дыхание в почитании культа Sol умещается буквально в одно время. Установление Dies Natalis Solis Invicti в качестве официального государственного праздника должно было заложить религиозное единство Римского

15

государства. Однако кардинальных изменений в этом направлении пришлось ждать достаточно долго, хотя сам культ Сола лег в основу императорского культа. И только император Аврелиан решился вновь возвысить культ Непобедимого Солнца. Однако к концу III в. внутри Римской империи уже сформировалось новое религиозное мировоззрение, привлекавшее огромные массы населения - христианство.

Современные исследователи не имеют однозначного мнения в отношении реформ Цезаря. Некоторые из них считают, что диктатор действовал, претворяя свои давно вынашиваемые планы в жизнь, другие, как, например, С.Л. Утченко, что «все реформы и законы Цезаря представляются как субъективно проводимые в порядке ответа на тот или иной жгучий вопрос «текущих событий» и обстановки» [4, с. 285].

Сложность проведения реформ усугублялась разными факторами. Многие откровенно заискивали перед Цезарем, стремясь улучшить свое собственное положение или выпросить милости для близких и друзей. В числе последних часто выступал Цицерон - откровенный противник Цезаря. Скрывая свою ненависть к диктатору, в своих письмах Марк Туллий сетует на необходимость обращаться с прошениями именно к Цезарю [10; CCCCXC. Fam.VI.14.2] -своему давнему оппоненту, которого судьба вознесла так высоко, а его самого, обладавшего высшей властью и многими почетными наградами, вынуждала жить в изгнании. Однако Цицерон отмечает, что у Цезаря легче всего добиться желаемого, если это касается искренней дружбы [10; CCCCLXXXIX. Fam.VI.12.2]. Когда обнаружилось, что некоторые из приближенных откровенно торгуют милостями Цезаря, выпрашивая права римского гражданства для мнимых друзей за деньги, Цезарь велел сорвать доску с именами этих людей [10; DCXC. Fam.XIII.36]. Поэтому, вероятно, более лояльно принимались те реформы, которые действительно решали насущные проблемы, а те, которые рассчитаны были на перспективу, возможно, имели наибольшее противодействие. В этих условиях Цезарь, скорее всего, вынужден был проводить первые реформы, оставляя введение или контроль над осуществлением крупных реформ на последующие годы. Кроме того, Юлий Цезарь упустил время, не занявшись реформами сразу же.

Но Юлий Цезарь был, прежде всего, обычным человеком и его неподдающееся логике и отходящее от всех разумных объяснений путешествие по Нилу, вместо реформирования Римского государства, могло быть обычным спонтанным решением, основанным на эмоциях и крайней усталости после всех предшествующих событий. Сила обстоятельств оказалась сильнее гения Цезаря.

Убийство Цезаря омрачило отношения Рима с Востоком на долгие годы. Причиной этому стал безудержный грабеж и бесчинства никем теперь не ограниченных в своих действиях откупщиков, а затем и триумвиров - Антония, Октавиана и Лепида.

Реформы Гая Юлия Цезаря таким образом не всегда могут рассматриваться как незавершенные им самим, сколько считаться свернутыми, прежде всего, Октавианом Августом, преследовавшим собственные цели и интересы. Цезарь действительно был прозорливым реформатором, прекрасно осознающим реалии сложившейся ситуации, но его преобразования были направлены на более дальние последствия, которые должны были превратить Рим в еще более сильное и единое государство. Как отмечает Майкл Грант, именно Цезарь с его широким кругозором и опытом, имел более полное представление о Римском государстве в целом, чем любой римлянин до него [5, с. 305]. Однако Юлий Цезарь, по выражению Т. Моммзена, привык жить действительностью, не сбиваясь с пути из-за воспоминаний и ожиданий [7, с. 381].

В большей степени именно этим обусловлена кажущаяся незавершенность его мероприятий, призванных разрешить ситуацию в данный конкретный момент времени, что весьма напоминает прецедентное право. Но справедливо отмечено, что одна из важнейших сторон значения реформаторской деятельности Юлия Цезаря заключается в том, что ценность самих реформ может быть оценена спустя десятилетия или столетия, исходя из развития Римского государства [4, с. 286].

Все вышесказанное еще раз в полной мере подтверждает тот факт, что Рим, по своей сути, был чрезвычайно консервативным, порой закостенелым, с большим трудом и огромными задержками изменявшим то, что необходимо было изменить до того, как это уже станет свершившимся фактом. Именно поэтому уже устаревавшие в самой своей основе изменения не способствовали прогрессу.

Литература и источники

1. Corpus Inscriptionum Latinarum. - Berlin, 1893-1936. I, 2, 593.

2. Шофман А.С. История античной Македонии. - Ч.1-2. // [Электронный ресурс] URL: http://historylib.org/historybooks/A--S--SHofman_Istoriya-antichnoy-Makedonii /47#_ftn178 (дата обращения 28.03.2019).

3. Елизарова Н.М. Выступления рабов и угнетенных народов римских провинций (но данным Цицерона) // Античный мир и археология. - Вып.1. - Саратов, 1972. - С. 88-89.

4. Утченко С.Л. Юлий Цезарь: монография. - М., 1976.

5. Грант М. Юлий Цезарь: жрец Юпитера / нер. с англ. - М., 2005.

6. Дамасский Николай. О жизни Цезаря Августа и его воспитании // [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1534003000 (дата обращения 01.06.2019). - XX. 68.

7. Моммзен Т. История Рима. Т. III: от смерти Суллы до битвы нри Туапсе / нер. нод общ. ред. Н. А. Машкина. - б/м.: Госполитиздат, 1941.

8. Штаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. - М., 1957.

9. Голубцова Е.С. Северное Причерноморье и Рим на рубеже нашей эры. - М., 1951 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.sno.pro1.ru/lib/golubzova_prichernomorje_i_ rim/index.htm (дата обращения 20.06.2019).

10. Цицерон Марк Туллий. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М.Бруту: Т1-Ш / нер. В.О. Горенштейна. - М., 1994.

11. Аппиан Александрийский. Римская история/ нер. с греч. Гражданские войны, II. - М., 2002.

12. Флавий Иосиф. Иудейская война / нер. Я. Л. Черткова. - Орел, 1991. - I. 9.

13. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / нер. с лат. М.Л. Гаснарова. - М., 1991. - Божественный Юлий, 41.

14. См. комментарии о данном законе: Kübler С. Julii Caesaris commentarii. vol. I-III. Lipsiae, in aed. B. G. Tonbneri, 1893-1897.

15. Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации», 2013 // [Электронный ресурс]. URL: http://fmbook.news/kapital-book/yuliy-tsezar-popyitka-navesti-finansovyiy-10254.html (дата обращения 01.05.2019).

16. ChristolMichel. Les déplacements du collège impérial de 256 à 258 : Cologne, capitale impériale. // Cahiers du Centre Gustave Glotz. - 1997. - №8.

17. Куликова Ю.В. «Галльская империя» от Постума до Тетриков: моногр. - М., 2012.

18. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. Римская Республика // [Электронный ресурс]. URL: http://sno.pro1.ru/lib/zellnskiy/26.htm (дата обращения 01.06.2019).

19. Bischoff N. Der Kult des Sol und Sol Invictus. Entwicklung und Funktion des Kultes bis Kaiser Aurelian. - Ruhr-Universitätät Bochum, 2006.

References and Sources

1. Corpus Inscriptionum Latinarum. - Berlin, 1893-1936. I, 2, 593.

2. Shofman A.S. Istorlya antichnoj Makedonii. - CH.1-2. // [Elektronnyj resurs] URL: http://hlstoryllb.org/hlstorybooks/A--S--SHofman_Istorlya-antichnoy-Makedonii /47#_ftn178 (data obrashcheniya 28.03.2019).

3. Ellzarova N.M. Vystupleniya rabov i ugnetennyh narodov rimskih provincij (po dannym Clcerona) // Antichnyj mir i arheologlya. - Vyp.1. - Saratov, 1972. - S. 88-89.

4. Utchenko S.L. Yullj Cezar': monografiya. - M., 1976.

5. Grant M. Yullj Cezar': zhrec Yupltera / per. s angl. - M., 2005.

6. Damassklj Nlkolaj. O zhlznl Cezarya Avgusta i ego vospitanii // [Elektronnyj resurs]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1534003000 (data obrashcheniya 01.06.2019). - XX. 68.

7. Mommzen T. Istorlya Rima. T. III: ot smerti Sully do bitvy prl Tuapse / per. pod obshch. red. N. A. Mashkina. - b/m.: Gospolitizdat, 1941.

8. Shtaerman E.M. Krizis rabovladel'cheskogo stroya v zapadnyh provinciyah Rimskoj imperil. - M., 1957.

9. Golubcova E.S. Severnoe Prichernomor'e i Rim na rubezhe nashej ery. - M., 1951 // [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.sno.pro1.ru/llb/golubzova_prlchernomorje_l_ rlm/lndex.htm (data obrashcheniya 20.06.2019).

10. Ciceron Mark Tulllj. Pls'ma Marka Tulllya Clcerona k Attiku, blizkim, bratu Kvintu, M.Brutu: T.I-III / per. V.O. Gorenshtejna. - M., 1994.

11. Appian Aleksandrijskij. Rimskaya istorlya/ per. s grech. Grazhdanskie vojny, II. - M., 2002.

12. Flavlj Ioslf. Iudejskaya vojna / per. YA. L. Chertkova. - Orel, 1991. - I. 9.

13. Svetonlj Gaj Trankvlll. Zhizn' dvenadcatl cezarej / per. s lat. M.L. Gasparova. - M., 1991. - Bozhestvennyj YUlij, 41.

14. Sm. kommentarii o dannom zakone: Kübler S. Julll Caesaris commentarii. vol. I-III. Lipsiae, in aed. B. G. Tonbneri, 1893-1897.

15. Katasonov V.Yu. Kapitalizm. Istorlya i ideologiya «denezhnoj civilizacii», 2013 // [Elektronnyj resurs]. URL: http://finbook.news/kapltal-book/yuliy-tsezar-popyitka-navesti-finansovyiy-10254.html (data obrashcheniya 01.05.2019).

16. Christol Michel. Les déplacements du collège impérial de 256 à 258 : Cologne, capitale impériale. // Cahiers du Centre Gustave Glotz. - 1997. -№8.

17. Kulikova Yu.V. «Gall'skaya imperiya» ot Postuma do Tetrikov: monogr. - M., 2012.

18. Zelinskij F.F. Istoriya antichnoj kul'tury. Rimskaya Respublika // [Elektronnyj resurs]. URL: http://sno.pro1.ru/lib/zelinskiy/26.htm (data obrashcheniya 01.06.2019).

19. Bischoff N. Der Kult des Sol und Sol Invictus. Entwicklung und Funktion des Kultes bis Kaiser Aurelian. - Ruhr-Universitätät Bochum, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КУЛИКОВА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории древнего мира и средних веков им. В.Ф. Семенова Института истории и политики Московского педагогического государственного университета. KULIKOVA, JULIA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Historical Ancient World and Middle Ages Institute of History and Polity Moscow State Pedagogical University (glanam_yul@mail.ru; yuv.kulikova@mpgu.su).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.