УДК 82-31
DOI: 10.18384/2310-7278-2021-1-99-107
ПРОВИДЕНЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ МИРОЗДАНИЯ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ В. ГЮГО «ОТВЕРЖЕННЫЕ»
Сенченкова Е. В.
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28, Российская Федерация
Аннотация.
Цель. Выявить взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим в судьбах героев романа-эпопеи В. Гюго «Отверженные».
Процедура и методы. Проанализирован корпус текста. В статье впервые затрагивается вопрос о Провидении применительно к роману-эпопее В. Гюго «Отверженные». Объектом исследования являются 27 примеров употребления этого слова в определённом контексте. При анализе текстового материала используются методы наблюдения, описания и обобщения. Результаты. По итогам исследования сделан вывод, что научная новизна состоит в философском и религиозном обосновании влияния Провидения на поведение персонажей. По итогам исследования установлено, что Провидение как таковое проявляет себя в виде знаков-предостережений, а также в тесной взаимосвязи детерминированных событий. Его действие направлено на создание условий для того, чтобы жизнь героев сложилась благополучно. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение творчества В. Гюго. Они могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинаров.
Ключевые слова: провидение, судьба, роман-эпопея «Отверженные», дуализм мира
PROVIDENTIAL INTERPRETATION OF THE UNIVERSE IN V. HUGO'S EPIC NOVEL «LES MISERABLES»
E. Senchenkova
Smolensk state medical University of the Ministry of health of the Russian Federation 28 Krupskaya ul.,Smolensk214019, Russian Federation
Abstract.
Aim. The article aims to reveal the relationship between the past, present, and future in the fate of the characters of V. Hugo's epic novel «Les Miserables».
Methodology. The corpus of text is analyzed. The article deals for the first time with the question of Providence in relation to V. Hugo's epic novel «Les Miserables». The object of the study is 27 examples of the use of this word in a particular context. Methods of observation, description and generalization are used in the analysis of text material.
Results. According to the study results, it is concluded that the scientific novelty consists in the philosophical and religious justification of the influence of Providence on the behavior of characters. According to the study results, it was found that Providence, as Such, manifests itself in the form of warning signs, as well as in the close relationship of deterministic events. Its action is aimed at creating conditions for the life of the characters to develop safely.
Research implications. The research results contribute to the study of the work V. Hugo. They can be used for lectures and seminars.
Keywords: рrovidence, fate, epic novel «Les Miserables», dualism of the world
© CC BY Сенченкова Е. В., 2021.
Идея провиденциализма зародилась ещё в Древней Греции. Провиденциализм (лат. Providentia - Провидение) представляет собой религиозную концепцию истории как божественного промысла. В соответствии с этим пониманием каждое историческое событие по отдельности и история в целом управляемы волей Всевышнего. В рамках христианской теологии концепция провиденциализма вырабатывалась апологетами, Отцами Церкви.
Основоположником провиденциализма является Блаженный Аврелий Августин. В своём труде «О Граде Божием» он рассматривает историю человечества как сосуществование Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, повинуются заповедям. Они слушают голос Провидения и внимают ему. Напротив, обитатели Града Земного, отдалившись от Бога, живут по законам общества [3].
Понимание исторического процесса как осуществления божественного плана разделяли мыслители на протяжении многих веков. В частности, учение о Провидении появляется у Сократа. Античный философ понимает божество как мировой разум, действующий по идее добра. Сократ намечает основы телеологического миропонимания. Согласно его учению, всё, происходящее в мире, предопределено свыше [13].
По мнению Сократа, указания на то, что Провидение существует, даются каждому, но только мудрец может их увидеть и понять. Провидение являет людям свою волю в знамениях, вещих сновидениях, а также в личном откровении, но бывает понятно лишь философам, так как их души открыты божественному разуму [10].
Стоики, в частности Зенон, Клеанф, Сенека, тоже много рассуждают о Провидении, подразумевая под этим зависимость всего происходящего в мире от универсального разума. С их точки зрения, способность видеть проявление божественного промысла ведёт человека к счастью. Стоики призывают к смирению, поскольку ничто в жизни не происходит случайно. Поэтому важно не только при-
сутствовать на уроках судьбы, но и научиться быть благодарным за них [11].
Например, древнеримский философ Сенека в своём труде «Нравственные письма к Луцилию» утверждает, что в мире царствует некая необходимость, т. е. судьба. Все люди должны подчиняться ей, стойко переносить невзгоды, мужественно выдерживать испытания. Условием покорности судьбе, согласно Сенеке, выступает познание Бога [15].
Как видим, у стоиков понятие Провидения переходит в понятие судьбы.
Идея Провидения занимает особое место в александрийской философии. Первый средневековый философ Филон Александрийский в своём сочинении «О провидении» пишет о том, что Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. Он порождает самое совершенное творение - Логос-Слово. Оно, в свою очередь, выступает в качестве инструмента творческой мысли Бога. Логос-Слово создаёт две высшие силы: Благо и Власть. Благодаря его активности возникает духовный и материальный мир. Воздействие на мир Логосом-Словом необходимо потому, что само верховное Божество, будучи абсолютно неизменным, не может иметь никакого непосредственного общения с временными происшествиями во Вселенной [12].
Последователем Филона Александрийского был Плутарх. В критическом сочинении «О противоречиях у стоиков» он выступал против фатализма как явления, уничтожающего свободу воли человека, нравственную ответственность за свои поступки [14]. По его мнению, Провидение - это действие Божества, направленное к наибольшему благу творения человечества. Однако судьбы людей находятся под властью «демонов». Здесь в свои права вступает рок как непреложный закон. Именно он наполняет жизнь человека злоключениями и приводит к определённой детерминированности событий. Но Плутарх подчёркивает, что совершение того или иного поступка зависит не от рока, а исключительно от самого человека.
V4100y
В XVII в. философию провиденциализма развивал французский богослов и проповедник Ж. Б. Боссюэ. В своей книге «Рассуждение о всемирной истории» он утверждает, что единственной движущей силой истории является Бог [4]. Именно он намечает цель истории, вырабатывает план её реализации и обеспечивает воплощение замыслов в жизнь. Орудием в руках Бога являются все народы. Интересно, что рука Провидения действует не только непосредственно, но и опосредованно. Она проявляет себя во вторичных причинах, которые и предопределяют исход событий. Лишь в определённых, исключительных случаях Бог вмешивается прямо, непосредственно.
В XIX в. представитель немецкой классической философии Г. В. Ф. Гегель считал, что мировыми событиями управляет Провидение [6, с. 23]. В отдельных ситуациях можно увидеть соизволение Божье. Гегель сосредотачивает особое внимание на том, что Провидение проявляется не только в жизни отдельного человека, но и в ходе всемирной истории.
В настоящее время термин «Провидение» употребляется в широком смысле применительно к любым изменениям как в жизни индивидуума, так и в истории общества в целом.
Безусловно, идея провиденциализма находит преломление на страницах романа-эпопеи В. Гюго «Отверженные». Писатель верит в то, что каждый человек находится во власти Провидения. В романе-эпопее судьба героев складывается под влиянием высшей божественной силы. Об этом свидетельствует достаточно высокая частотность слова «Провидение» в художественном произведении. Немаловажно, что В. Гюго использует его 27 раз применительно не только к судьбам разных персонажей, но и к историческим событиям.
Частотное употребление слова «Провидение» в данном художественном произведении объясняется поэтикой романтизма первой половины XIX в. Мифологема вселенского зла, именуемого роком, обязательно должна быть уравновешена силой божественного разума. Рок
и Провидение пребывают в постоянном противоборстве. Конфликт между двумя этими понятиями определяет взаимосвязь между романтической интригой и авторскими размышлениями о мироздании.
Впервые слово «Провидение» звучит, когда автор рассказывает читателям о взаимоотношениях епископа Диньского с сестрой Батистиной. Девушка отправляет письмо подруге детства виконтессе де Буашеврон. В нём она хвалит своего брата за доброту и милосердие, которые он проявляет по отношению к неимущим и больным. Батистина восхищается непрестанным служением епископа Богу. Сестринская любовь приобретает христианский смысл. Она разделяет участь того, кого любит, смиренно покорившись своей судьбе. Неслучайно в письме содержатся слова: «Je le comprends sans qu'il parle, et nous nous abandonnons a la Providence» [5, p. 91].
Сам же епископ, прозванный жителями епархии Монсеньором Бьенвеню, размышляет о народной борьбе во имя свободы. В основе его рассуждений лежит идея судьбоносности событий. Человек бессилен перед Провидением. Подтверждением этому служат слова: «Что касается нас, то, когда вмешивается и наказует Провидение, мы уступаем ему поле действия» [8, с. 51].
В данном случае Провидение предстаёт как всеобъемлющая карающая сила, которая покоряет человека своим волеизъявлением. Оно связывает божественное начало с земным существованием. Отношение к Провидению может быть двойственным. С одной стороны, человек является марионеткой в руках судьбы. Его поступки предопределены свыше. С другой стороны, безрассудно думать, что человек не волен распоряжаться собственной жизнью и действует, находясь под влиянием божественного начала. На самом деле Провидение нисколько не умаляет нравственную ответственность человека за свои поступки.
Во власти Провидения находится и судьба Батистины. Когда епископ Диньский теряет зрение, единственным лучом света в «тёмном царстве» для него становится сестра. Именно забота и верность любимого суще-
ства помогают епископу сохранить нравственные силы. Неслучайно В. Гюго пишет: «Обладать всем, что она может дать, начиная от её поклонения и кончая страданием, не знать одиночества благодаря её кроткой слабости, которая является вашей силой, опираться на этот негнущийся тростник, касаться руками Провидения и брать его в объятия - великий Боже, какое это блаженство!» [8, с. 156]. Как видим, незамужняя жизнь Батистины изначально предопределена высшей силой. Она боготворила своего брата и посвятила себя служению ему.
Согласно Провидению, все события в человеческой жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Человек беззащитен перед волей Всевышнего. Исход борьбы с Провидением очевиден - поражение. Значит, каждый из нас должен подчиниться воле высшего божества и принимать всё происходящее как неизбежность.
Через роман-эпопею «Отверженные» красной нитью проходит сюжетная линия Фантины и её дочери Козетты. Заметив двух довольных сестёр около харчевни Тенардье, Фантина принимает судьбоносное решение - оставить Козетту с ними. «Elle crut voir au dessus de cette auberge le mystérieux ICI de la Providence» [5, p. 375]. Фантина считает присутствие этих девочек знаком судьбы. В результате девушка повинуется Провидению и оставляет свою дочь Козетту господам Тенардье.
На страницах произведения судьба Фантины тесно переплетается с судьбой дядюшки Мадлена. Его приход в Монрейль-Приморский является благодеянием, «а сам он - даром Провидения» [8, с. 150]. Благодаря дядюшке Мадлену в городе быстро развивается промышленность - производство чёрного стекла. Теперь люди могут устроиться на фабрику и забыть о нужде. Дядюшка Мадлен не только обеспечивает население хорошей работой, но и занимается строительством общественных организаций. Даже Мариус, узнав о добрых делах дядюшки Мадлена, называет его «la Providence de tout un pays» [5, p. 542].
Как видим, этот герой является носителем воли Всевышнего. Через него реализуется
вторая заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» [9, 22:39]. Деяния дядюшки Мадлена имеют гуманистическую направленность. Они нацелены на улучшение благосостояния населения, которое влечёт за собой сокращение преступности, уничтожение нищеты.
Когда дядюшка Мадлен хочет помочь Фантине забрать Козетту у супругов Тенардье, происходит роковое событие. Полицейский надзиратель Жавер сообщает дядюшке Мадлену, что настоящий каторжник Жан Вальжан найден. Им оказывается старик Шанматье, арестованный за кражу яблок. «Но тут-то и вмешивается Провидение» [8, с. 191].
Такое ложное представление складывается из-за схожести судеб и имён двух героев. Они оба были подрезальщиками деревьев в Фавероле. Кроме того, при крещении Вальжану дали имя Жан, а девичья фамилия его матери была Матье. Если объединить эти два слова, то получится Жанматье, которое местное произношение превратило в Шанматье.
Немаловажно, что в романе-эпопее «Отверженные» В. Гюго использует приём quid pro quo «одно вместо другого»: Шанматье принимают за Жана Вальжана, Жан Вальжан выдаёт себя за дядюшку Мадлена.
Эти роковые случайности мешают Жану Вальжану поехать за дочерью Фантины и вернуть девочку матери. Действительно, «тщетно пытаемся мы как можно искуснее обтёсывать таинственную глыбу - нашу жизнь. Чёрная жилка рока неизменно проступает на её поверхности» [8, с. 188].
В данном случае Фантина находится во власти рока - потусторонней силы, грозящей бедами и несчастьями. В поэтике романтизма рок осознаётся как несправедливая кара. В основе его лежит конфликт общества и индивида. Писатель делает Фантину «заложницей» роковых событий преднамеренно. Таким образом он показывает столкновение духовной чистоты Фантины с бессердечием окружающих людей.
Далее дядюшка Мадлен принимает решение признаться в том, что является настоящим Жаном Вальжаном. Для того
V102y
чтобы спасти от каторги невиновного человека, он отправляется в Аррас. Однако «Il était évident que la Providence s'en mêlait» [5, p. 606]. Именно Провидение сломало колесо тильбюри и задержало его в дороге. Дядюшка Мадлен видит в происходящем некое предзнаменование. Герой старается заглушить голос совести, оправдывая случившееся волей Провидения. Он думает, что злой рок тяготеет не над ним, а над стариком Шанматье.
Становится ясно, что Провидение обладает предостерегающей силой. Высший разум оберегает человека от опрометчивых действий, тогда как рок притягивает в жизнь череду плохих событий.
Затем, спасаясь от преследования полицейских, Жан Вальжан с Козеттой оказываются в женском монастыре Малый Пикпюс. Автор объясняет произошедшее началом нравственной деградации героя: доброе начало сталкивается с гордыней в душе Жана Вальжана. Именно «Провидение забросило его в монастырь Малый Пикпюс» [8, с. 500]. Стены монастыря защищают героев от внешнего мира и помогают им обрести душевный покой.
Интересно, что В. Гюго ставит знак равенства между случайностью и Провидением. Такие провиденциальные случаи помогают писателю создавать перипетии в сюжетной линии героев и тем самым усиливать психологическую напряжённость повествования.
Размышляя, Жан Вальжан проводит параллель между монастырём и каторгой. Это два места неволи, имеющие между собой некоторое сходство. В монастыре женщины добровольно обрекают себя на ограничения, а на каторге мужчины становятся жертвами правосудия. Миссия у них совершенно различна: в монастыре женщины молятся во искупление чужих грехов, тогда как на каторге мужчины платят за свои грехи. Жана Вальжана удивляет тот факт, что все усилия, предпринятые им, чтобы выйти из одного места искупления, тщетны, поскольку он очутился в подобном месте. «Не символ ли это его судьбы? Он глубоко задумывался над этим, словно
внимая тихому, предостерегающему голосу Провидения» [8, с. 503].
Судьбы Жана Вальжана и Козетты тесно переплетаются в произведении. Девочка становится настоящим подарком судьбы для главного героя. Козетта -это единственный человек, к которому Жан Вальжан чувствует сердечную привязанность. Именно она наполняет жизнь бывшего каторжника новым смыслом. Поэтому Жан Вальжан вымаливает «у Провидения, у людей, у законов, у общества, у природы, у вселенной только одного: любви Козетты!» [8, с. 777].
Провидение управляет событиями не только в судьбе Жана Вальжана, но и в судьбе Мариуса. Этот герой становится свидетелем заговора против Жана Вальжана и Козетты. Супруги Тенардье решают отомстить бывшему каторжнику за то, что тот забрал у них девочку и не заплатил ту сумму, на которую они рассчитывали. Мариус отправляется к полицейскому приставу, чтобы рассказать о замысле Тенардье. «Размышляя дорогой, он возблагодарил Провидение» [8, с. 675]. Если бы он не отдал дочери Тенардье пять франков, поехал бы за фиакром Жана Вальжана. Тогда Мариус не узнал бы о заговоре и не смог бы помочь. Как видим, между событиями существует тесная взаимосвязь. Событийная линия выстраивается под влиянием воли Всевышнего.
В. Гюго показывает главного героя как борца не только за счастье народа, но и за свою судьбу. Жан Вальжан подвергается тяжёлым испытаниям, но одерживает над ними победу. Злой рок преследует героя, но он не отступает [8, с. 993, 1192]. Получается, что Жан Вальжан чётко разделяет влияние Провидения и действие рока. С одной стороны, он обращает внимание на предостережения Бога, проявляющиеся в знаках, а с другой, - пытается противостоять роковым событиям, наполняющим его жизнь.
Хитростью Жан Вальжан получает записку от Мариуса, предназначавшуюся Козетте. Из неё герой узнаёт о том, что Мариус готовится покинуть этот мир,
Viosy
так как Козетта оставила его. В душе Жан Вальжан испытывает ликование, поскольку Мариус собирается уйти из жизни по собственной воле, без его участия. «Остаётся только не препятствовать тому, чему суждено совершиться», - думает герой [8, с. 1000].
Однако впоследствии Жан Вальжан спасает раненого Мариуса от гибели. Во время атаки баррикады он выносит юношу на руках. В. Гюго подчёркивает тот факт, что Жан Вальжан играет роль Провидения. «Благодаря ему, вездесущему среди побоища, как Провидение, все, кто падал, были подняты, перенесены в нижнюю залу и перевязаны» [8, с. 1075].
Спасаясь от гибели, Жан Вальжан скрывается в парижской клоаке. Писатель называет её не иначе, как «adorables embuscades de la Providence» [5, p. 219]. Действительно, именно божественная сила направляет главного героя туда. Жан Вальжан решает следовать по лабиринту, интуитивно двигаясь вперёд, вверив свою судьбу Провидению [8, с. 1094, 1096].
Однако злоключения героя не кончаются. В парижской клоаке он сталкивается с давним неприятелем Тенардье. Именно он освобождает героя, отдав ему ключ от двери. В этот момент Жан Вальжан думает: «Неужели само Провидение явилось ему в столь отвратительном обличье, неужели светлый ангел вырос из-под земли под видом Тенардье?» [8, с. 1114]. В результате оказывается, что «доброе дело», которое делает Тенардье, не является таковым. Не зря В. Гюго называет Тенардье «C'était la Providence apparaissant horrible» [5, с. 266]. Преступник скрывается от полицейского инспектора Жавера, предлагая ему вместо себя новую добычу - Жана Вальжана.
Интересен тот факт, что писатель иронично называет полицейского инспектора Жавера «Провидением в образе ищейки на страже общества» [8, с. 1135]. Этот герой, действительно, думает, что может сам вершить судьбы людей. Когда Жавер великодушно отпускает Жана Вальжана из рук правосудия, он испытывает муки совести. Ему трудно признать, что бывший каторж-
ник оказался добрым и человечным, когда спас его от неминуемой смерти, и теперь пришло время отблагодарить его.
Далее после женитьбы Мариуса на Козетте Жан Вальжан признаётся, что носит чужую фамилию Фошлеван, а на самом деле отмечен клеймом позора. У Мариуса начинаются душевные терзания. Он задаётся вопросом: «Что означала тёмная игра Провидения, столкнувшего ребенка с этим человеком?» [8, с. 1202]. Однако он не знает тех добрых дел, которые совершил Жан Вальжан во благо Козетты.
Мариус считает, что роль Жана Вальжана в судьбе Козетты сыграна. Теперь девушка находится во власти себе подобного чистого существа. Мариус решает «заступить место Провидения Козетты» [8, с. 1203].
Однако Тенардье проливает свет на судьбу Жана Вальжана. Из его уст Мариус узнаёт, что раньше Жан Вальжан носил имя дядюшки Мадлена и всеми силами способствовал процветанию Монрейль-Приморского. К тому же, он спас Жавера, не расстреляв, а даровав ему свободу. И в судьбе Мариуса Жан Вальжан сыграл значительную роль: он вынес Мариуса из водостока на своих плечах. В разговоре с Козеттой Мариус восклицает: «Он был твоим Провидением, а потом стал моим» [8, с. 1238].
Очевидно, что В. Гюго восхищается этим героем, наделяя его такими качествами, как самоотверженность, сострадание, доброта, гуманизм. Все эти качества приближают Жана Вальжана к христианскому пониманию сущности человека. Провидение присутствует в жизни бывшего грешника, так как он искупает свою вину добрыми делами.
Провидение настигает и такого героя романа-эпопеи, как Гаврош. Он помогает двум детям, оставшимся без крова на улице. Оказывается, что мальчики являются его младшими братьями. Гаврош даже не подозревает, что в ту дождливую ночь, когда он предлагает мальчикам переночевать в слоне, он выполняет волю Провидения. «Gavroche du reste ne se doutait pas que dans cette vilaine nuit pluvieuse où il avait offert à deux mioches l'hospitalité de son éléphant,
c'était pour ses propres frères qu'il avait fait office de Providence» [5, p. 495]. Несомненно, в трудной жизненной ситуации Бог посылает мальчикам спасителя - родного брата.
В преддверии Французской революции Гаврош направляется на Капустный мост и замечает лишь одну открытую лавчонку. «Это был ниспосланный Провидением случай поесть ещё раз яблочного пирожка, перед тем как ринуться в неизвестность» [8, с. 924]. Судьба предоставила возможность Гаврошу победить голод перед строительством баррикады.
В романе-эпопее В. Гюго подчёркивает тот факт, что во власти Провидения находятся не только человеческая жизнь, но и исторические события. «Чтобы Ватерлоо послужило концом Аустерлица, Провидению оказался нужным небольшой дождь» [8, с. 282]. Дело в том, что битва началась днём, и это дало возможность Блюхеру прибыть вовремя с артиллерией. Было необходимо переждать, пока дороги станут сухими. Такая задержка времени привела к поражению французской армии во главе с Наполеоном. Значит, исход битвы зависел от сцепления необходимых случайностей.
По мнению В. Гюго, волю Провидения выполняют и революционеры [8, с. 1062]. Они бескорыстно жертвуют собственной жизнью, поскольку это предначертано свыше. В этот момент они думают не о себе, а о благополучии французского народа.
Рассуждая о происхождении языка арго, писатель делит историков на две категории. Между ними не существует большого различия. Нельзя быть хорошим историком и описывать внешнюю жизнь народа, если не знаешь её глубин, и наоборот. Несомненно, история нравов пронизывает историю событий. «Все черты, которыми Провидение отмечает лик нации, имеют своё загадочное, но отчётливое соответствие в её глубинах, и все содрогания этих глубин вызывают изменения на поверхности» [8, с. 851].
Таким образом, герои романа-эпопеи В. Гюго «Отверженные» находятся во власти Провидения. Оно проявляет себя в
виде знаков-предостережений (определённого места и времени), а также в тесной взаимосвязи детерминированных событий. Кроме того, отражением воли Провидения является шестое чувство героев - интуиция. Она подсказывает им, как поступить в той или иной ситуации.
Каждый герой абсолютно свободен в своём нравственном выборе и несёт ответственность перед собой и обществом. Высшее божественное начало создаёт цепь ситуаций, которые обусловливают поведение героя.
Главный герой романа-эпопеи «Отверженные» Жан Вальжан является носителем идеи Божественного Промысла. Писатель В. Гюго наделяет его такой властью благодаря духовному перерождению, которое происходит после встречи с епископом Диньским. Способность Жана Вальжана судить себя, анализировать собственные поступки возвышает его над роком, но не избавляет от него. Страдания героя наполнены искупительным смыслом. Чем больше лишений Жан Вальжан выносит в жизни, тем ярче он озаряется ореолом христианской святости.
Волю Провидения выполняет не только Жан Вальжан, но и Тенардье, Жавер, Мариус, Гаврош. Однако если Жан Вальжан делает это на протяжении всего художественного произведения, то остальные герои - эпизодически.
Нельзя не отметить, что В. Гюго чётко разграничивает антонимичные понятия Провидения и рока, присущие французскому романтизму. В этой художественной коллизии писатель обозначает дуализм мира, вечное противостояние добра и зла. Конечной целью действия Провидения является создание условий для того, чтобы жизнь героев сложилась благополучно. Напротив, рок мешает осуществлению Божественного Промысла, всячески препятствует ему, наполняя жизнь героев злом и мраком.
Статья поступила в редакцию 25.11.2020.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астапов С. Н. Предопределение и провидение: философская экспликация богословских позиций // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1 (57). С. 104-110.
2. Ахметов Р. Р. Обоснование важности этических и интеллектуальных составляющих для художественной литературы на примере романов Виктора Гюго и Фёдора Достоевского // Велес. 2017. № 9/2 (51). С. 90-96.
3. Блаженный Августин. О Граде Божием: в 2 т. М.: Синопсис, 2018. 659 с.
4. Bossuet J.-B. Discours sur l'histoire universelle.Vol. 1-2. Paris: L. Curmer, 2018. 998 p.
5. Hugo V. Les Misérables. En 5 pt. [Электронный ресурс]. URL: http://originalbook.ru/les-miserables-victor-hugo-francais-otverzhennye-viktor-gyugo (дата обращения: 24.12.2020).
6. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. М.: Эксмо, 2018. 256 с.
7. Гобозов И. А. Гегель и философия истории // Философия и общество. 2017. Вып. № 4 (85). С. 5-19.
8. Гюго В. Отверженные / пер. с фр. М. Вахтеровой, В. Левика, Д. Лившиц и др. М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2019. 1248 с.
9. Евангелие от Матфея / под ред. Н. Е. Фоминой. М.: Фолио, 2011. 192 с.
10. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. 379 с.
11. Лосев А. Ф. История античной эстетики : в 8 т. Т. 5. Ранний эллинизм. М.: АСТ, 2000. 960 с.
12. Монзолевский Г. Ф. Филон Александрийский и его миросозерцание. М.: ЁЁ Медиа, 2012. 41 с.
13. Нерсесянц В. С. Сократ. М.: Инфра-М, 2015. 240 с.
14. Плутарх. Сочинения. О рождении души. О противоречиях стоиков. Об общих понятиях. М.: Букинист, 2008. 384 с.
15. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / под ред. О. В. Гритчиной М.: Гуманитарный центр, 2017. 278 с.
16. Хужаева З. Х. Гюго - великий романтик Франции // Молодой учёный [сайт]. 2017. № 12 (146). [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/146/40892. (дата обращения: 25.11.2020).
17. Шлыков В. М. Провиденциализм как принцип понимания истории // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2015. № 6. С. 5-10.
REFERENCES
1. Astapov S. N. [Predestination and providence: a philosophical explication of theological positions]. In: Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences], 2015, no. 1 (57), pp. 104-110.
2. Akhmetov R. R. [Justification of the importance of ethical and intellectual components for fiction based on the example of the novels of Victor Hugo and Fyodor Dostoevsky]. In: Veles [Veles], 2017, no. 9/2 (51), pp. 90-96.
3. Aurelius Augustinus Hipponensis. O Grade Bozhiem [Blessed Augustine. About the City of God]. Moscow, Sinopsis Publ., 2018. 659 p.
4. Bossuet J-B. Discours sur l'histoire universelle. Vol. 1-2. Paris: L. Curmer, 2018. 998 p.
5. Hugo V. Les Misérables. En 5 pt. Available at: http://originalbook.ru/les-miserables-victor-hugo-fran-cais-otverzhennye-viktor-gyugo (accessed: 24.12.2020).
6. Hegel G. V. F. Lektsii po istorii filosofii [Lectures on the history of philosophy]. Moscow, Eksmo Publ., 2018. 256 p.
7. Gobozov I. A. [Hegel and the philosophy of history]. In: Filosofiya i obshchestvo [Philosophy and Society]. 2017, no. 4 (85), pp. 5-19.
8. Gyugo V. Otverzhennye [Les Miserables]. Moscow, Inostranka, Azbuka-Attikus Publ., 2019. 1248 p.
9. Evangelie otMatfeya [The Gospel of Matthew]. Moscow, Folio Publ., 2011. 192 p.
10. Ksenofont. Vospominaniya o Sokrate [Memories of Socrates]. Moscow, Nauka Publ., 1993. 379 p.
11. Losev A. F. Istoriya antichnoi estetiki. T. 5.Rannii ellinizm [History of ancient aesthetics. Vol. 5.Early Hellenism]. Moscow, AST Publ., 2000. 960 p.
12. Monzolevskiy G. F. Filon Aleksandriiskii i ego mirosozertsanie [Philon of Alexandria and his worldview]. Moscow, EE Media Publ., 2012. 41 p.
13. Nersesyants V. S. Sokrat [Socrates]. Moscow, Infra-M Publ., 2015. 240 p.
14. Plutarkh. Sochineniya. O rozhdenii dushi. O protivorechiyakh stoikov. Ob obshchikh ponyatiyakh
[Compositions. About the birth of the soul. About the contradictions of the Stoics. About general concepts]. Moscow, Bukinist Publ., 2008. 384 p.
15. Lucius Annaeus Sënëca minor. Nravstvennye pis'ma k Lutsiliyu [Moral letters to Lucilia]. Moscow, Gumanitarnyi tsentr Publ., 2017.278 p.
16. Khuzhaeva Z. Kh. [Hugo - the great romantic of France]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist]. 2017. Available at: https://moluch.ru/archive/146/40892 (accessed: 25.11.2020).
17. Shlykov V. M. [Providentialism as a principle of understanding history]. In: Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek I obshchestvo [Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society], 2015, no. 6, pp. 5-10.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Сенченкова Евгения Валентиновна - кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики Смоленского государственного медицинского университета Минздрава России; e-mail: evsenchenkova@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTOR
Evgeniya V. Senchenkova - Cand. Sci. (Philology), Assoc. Prof., Department of Linguistics, Smolensk State
Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation;
e-mail:evsenchenkova@mail.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Сенченкова Е.В. Провиденциальное толкование мироздания в романе-эпопее В. Гюго «Отверженные» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2021. № 1. С. 99-107.
DOI: 10.18384/2310-7278-2021-1-99-107
FOR CITATION
Senchenkova E. V. Providential Interpretation of the Universe in V. Hugo's Epic Novel "Les Miserables". In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Russian Philology,2021, no. 1, pp. 99-107. DOI: 10.18384/2310-7278-2021-1-99-107