НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 230.1
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ КАК РЕЛИГИОЗНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР ПРОТОПОПА АВВАКУМА В ОЦЕНКЕ ИМ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ XVII ВЕКА
В данной статье происходит раскрытие провиденциального подхода протопопа Аввакума к осмыслению проведения церковных преобразований, предусматривающего религиозно-философскую концепцию Провидения, как плана-замысла Бога в деле духовно-нравственного совершенствования человечества.
Ключевые слова: Провидение, Божья Воля, Промысел, предопределение.
Духовный идеолог старообрядческого движения протопоп Аввакум показал себя в качестве выдающегося религиозного деятеля переходного предсекуляризационного периода в истории русской философской мысли и русской истории, предшествующего эпохе отечественного просвещения. Деятельность Аввакума многоаспектная. Она проявляется в различных областях духовной культуры. Наследие старообрядческого идеолога рассматривалось и изучалось в ключе развития русской литературы и писательского мастерства, религиоведения и богословия, истории социально-политических движений, прикладной и теоретической философии, психологической науки. Продукт и итог творческих поисков протопопа Аввакума велик. До нас дошло, по разным данным, от 40 до 80 его сочинений. Однако, несмотря на множество уже имеющихся исследований, посвященных жизни и творчеству самого известного протопопа середины XVII века, сугубая индивидуальность, поражающая самобытность его слова и мысли обусловили наличие в сочинениях Аввакума пестроту и многоаспектность смысловых идей, и образов, представляющих собою не поднятую целину исследовательской работы для современных учёных в области историко-религиоведческого и религиозно-философского знания.
В дополнение к существующим на сегодня исследованиям, имеющим своим объектом религиозное мировоззрение Аввакума, в настоящей статье поставлена цель - выявление провиденциального подхода к окружающей действительности исторических событий, как цельнообразующей силы в картине мира и системе ценностей родоначальника рефлексии старообрядческого вероосознания. Раскрытие темы провиденциализма в литературных сочинениях Аввакума поможет под другим углом зрения раскрыть поднимаемые им проблемы: почему стало возможным проведение реформы, кто в этом виноват, за что противники церковных преобразований (старообрядцы) претерпевают гонения, причины распространения и прогрессирования церковно-иерархического конформизма и др.
Необходимо отметить, что оценка мировоззрения протопопа Аввакума, сформированная на основании его же сочинений, носит во многом характер предвзятости. Дан-
Р. Ю. Аторин
Белгородский
государственный
университет
ная предвзятость вытекает из наследия богословской науки Синодального периода, идеи которой влиятельны до настоящего времени. При создании портрета проповедника «Старой Веры» синодальная наука часто обходит стороною положительные, экзистенциальные проявления веры Аввакума, его духовного опыта. Таким образом, исследование проблемы в ракурсе односторонности, в частности, возведение в объективность абсолютизированного негатива, продиктованное внешнеполитическими церковными причинами и конъюнктурными обстоятельствами не способно привести к адекватным заключениям и выводам.
Религиозное чувство протопопа Аввакума, как это отмечено, характеризуется повышенной утонченностью молитвенной жизни, заостренным вниманием к видению и оценке события как бы включённого в механизм Божественной Онтологии, осмысление этого события и решаемой в его контексте проблемы как естественной органической части Божьего Провидения - Замысла Божественного Логоса, направляющего мир, человечество и отдельного человека к исполнению Новозаветного закона сотериологии, достижению нормы Евангельского совершенства. Православная метафизика Фаворского Преображения - нетварные Божественные энергии в молитвенном настроении Аввакума пронизывают всё бытие: небесное и земное. Тленный мир становится сопричастным нетленному, приобретая категории подобия духовного мира. Космологию бытийной все-объемлемости Царства Христова Аввакум раскрывает в «Послании Братии на всем лице земном». Рассуждая на тему Божьего действия в мире, он пишет: «Царствует бо Христос верным и неверным, еллинам и июдеям, и самими бесами... Не пресекается бо Церствие Его и Царствию Его несть конца. Всегда Царь: по созданию и неверным и бесом царь, а нам, верным, по присвоению и паки Царь»1. Схожая мысль выражена у Аввакума в «Книге толкований», при разъяснении смысла слов псалма 102 «Господь на небесех уготова Престол свой и Царство его всеми обладает»2.
Писания одного из первых старообрядческих проповедников в духе «последнего времени», усвоенного через новозаветное учение, обнаруживают наличие в мировоззренческой системе Аввакума убеждение не в узко конфессиональном понимании изъявления Божественной Благодати на человечество. Бог не забывает иноверных, еретиков и язычников. Не принадлежащие к «правой вере» люди, пусть и лишены той полноты Божественных Даров, которые получают православные христиане по вере, однако полное и безвозвратное отпадение людей, не принадлежащих к православию, протопоп считает невозможным. Для Аввакума каждый человек, в силу его греховности, нуждается в помощи от Бога: «Вси мы человецы немощнии, без помощи праху подобны»3. Таковы общие концепции понимания протопопом Аввакумом значения и действия Божьего Промысла.
Смысл проводимой церковной реформы, заключавшейся, по Аввакуму, в совершении духовной катастрофа не национального, а вселенского масштаба, претерпевает трансформацию от историзма и человеческого субъективизма к метафизике Промысла. На страницах сочинений протопопа Аввакума подробно расписаны деятельность церковного кружка ревнителей «Древлего Благочестия», издание патриархом Никоном знаменитой «Памяти» 1653 года, знаменующей начало преобразований, проведение целой череды церковных соборов 1654 - 1667 гг. и т.п. Вместе с тем, старообрядческий писатель не ограничивается описанием категорий конкретики места, времени и действий. Аввакум всё время пытается понять высшие, неземные причины переживаемых и осмысливаемых им событий. Его, как человека мыслящего и глубоко верующего не удовлетворяет знание одной только человеческой стороны дела. Он ищет ответы на вопросы в той области духовного бытия, которая, как ему казалось, отвечает его запросам. Во имя, которой он живет и внутри которой происходит раскрытие его как личности, деятельного творческого субъекта, черпающего приобретенное в индивидуальном мистическом откровении Высшее Знание. Эта область - религиозная вера православного христианства. Правильный духовный опыт. Аввакум - глубоко верующий человек, готовый до последнего мгновения сохранить верность древнерусскому пониманию религиозности, и, если потребуется, -отдать жизнь за проповедуемые убеждения.
1 Житие Аввакума и другие его сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Н. Робинсона; Худож. А. Денисов. - М.: Советская Россия, 1991. - С. 140.
2 Там же. - С. 265.
3 Там же. - С. 219.
Религиозное самосознание в православно-теологическом аспекте предусматривает веру в Божественный план-замысел веления человека к спасению от греха и смерти, обретения нового качества жизни, дарованного Богом через искупительную миссию Ису-са Христа. Земная жизнь есть предуготовительный этап к достижению святости и совершенства. Бог, посредством помощи человеку в искушениях, посылаемых в виде различных жизненных событий и обстоятельств, направляет и побуждает его к духовному развитию, то есть осуществляет Свой Промысел, о чем сказано в послании св. апостола Иакова: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:2-4). Схожую мысль высказывает св. апостол Петр в Первом Соборном Послании: «Огненного искушения, для испытания вам посылаемого не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1.Пет. 4:12-13). Таким же образом протопоп Аввакум понимал Божье попущение проведению церковной реформы. Прежде всего, по Аввакуму, вина в утверждении «никоновских ересей» лежит не на патриархе, не на царе; источник церковных нестроений - «антихристов дух», как следствие исполнения священных библейских пророчеств, что изложено в «Житии»: «Люто время по реченному Господем, аще возможно духу антихристову прельстити из-бранныя. Зело надо крепко молиться Богу, да спсет и помилует нас, яко благ и человеко-любец»4, апеллируя тем самым к словам Христа о гонениях и приходе лжепророков: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:24).
Инициаторов проведения церковных богослужебных изменений протопоп Аввакум в широком смысле рассматривает как тех же самих христиан, однако в настоящее время их умы и сознание находятся во власти диавола. Ссылаясь на Христовы слова о неизбежности страданий, как неотъемлемой части земного христианского бытия, автор «Жития» пишет: «Сами видят, что дуруют, а отстать от дурна не хотят: омрачил их диа-вол, - что на них пенять! Не им было, а быть же было иным, писаное время пришло по Евангелию: нужда соблазнам прийти. А другой глаголет евангелист: невозможно соблазнам не прийти, но горе тому, им же приходит соблазн. Виждь, слушателю, необходимая наша беда, невозможно миновать! Сего ради соблазны попущает Бог, да же избрани будут в нас. Выпросил у Бога светлую Россию сатана, да же очервленит её мученическою кровию. Добро ты, диавол, выдумал, и нам то любо - Христа ради, нашего Света, постра-дать»5. Фраза «Не им было, а быть же было иным»6 подразумевает и свидетельствует об уверенности Аввакума в неизбежности послания Богом искушений, как фронта для духовной борьбы. Реформаторы отныне рассматриваются как исполнители, творящие «не то7 дело, но сатаны лукаваго»8. Вся совокупность церковных изменений и активное со стороны Аввакума сопротивление их утверждению, есть только форма, разновидность посылаемого Богом искушения. А цель и смысл неприятия реформ представляется в качестве способа духовного самовоспитания. Правоверный христианин, как полагает протопоп Аввакум, не должен, по духовному уразумению, само существо переживаемых трудных времен ассоциировать с исключительно человеческой стороной дела. В сочинении «Послание ко всем верным», проповедник «Старой Веры» призывает своих последователей не переносить ярость, злобу и ненависть на отдельного человека, но советует абстрагироваться от вербального, видимого существа происходящего явления, и возвести разум и волю в духовную область, восстать на брань с диаволом: «Аще и разгорится дух огнем Божественным - слово к человеку говори, а умом ярость износи на диавола»9. Иногда в посланиях Аввакума чувствуется личная ярость и раздражение автора. В послании к царю Феодору Алексеевичу идейный вдохновитель первых старообрядцев призна-
4 Аввакум. Протопоп. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. С. 12.
5 Там же. С. 33.
6 Если бы не они, то другие бы это сделали.
7 Свое.
8 Аввакум. Протопоп. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. С. 13.
9 Аввакум. Протопоп. Послание ко всем верным // Старая Вера. Старообрядческая хрестоматия / Под ред. А. С. Рыбакова. М.: Третий Рим, 2006. С. 190.
ется в том, что смог бы самостоятельно лишить жизни защитников реформ: «А что, царь-государь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал в один день»10. Однако, с заметным читателю нравственным усилием, протопоп Аввакум как бы борется с собственной человеческой вспыльчивостью, греховною страстностью и далее строит свои рассуждения отталкиваясь от учения неминуемости Страшного Суда Христова, и загробной участи праведников и грешников: «Не я своим умыслом, своей скверной затеваю: ни, ни, никако же; но время открыет, яко чаша в руце Господни вина нерастворенна исполнь растворения, и уклони от сия в сию, обаче и дрождие его не искидашася. Псалмопевец глаголет: и дрождей не покинет даром, но испиют ея вси грешницы земли»11.
Заслуживает внимание оценка протопопом Аввакумом духовного состояния современных ему «никониан». Он мало обвиняет своих врагов в личностном отношении. Реформа в метафизике религии Аввакума, как было сказано выше, есть борьба светлых и тёмных сил за каждую человеческую душу. Диавол, по попущению Божию, пленяет сердце и разум каждого, кто «принял три персты». Не поврежденная христианская совесть обязывает к молитвенному деланию за падших и заблудших. Именно таковыми, по духовному состоянию, Аввакум считает новообрядцев. Следовательно, протопоп убеждён, что Божественное Провидение не должно попустить в еретике окончательное, даже самое последнее проявление православного начала. Промысел рождает молитву за врагов, как двоякое средство на становление и укрепление Божественной Правды и добра. С одной стороны, молитва полезна самому молящемуся, с другой - созидает благо за того человека, в отношение которого совершается молитвенное делание. «А никониана братия наша были - пишет Аввакум, - и украл их тать диавол. Проси Бога и сочетает ко святей Церкви Своей»12. Со ссылкою на свт. Иоанна Златоуста Аввакум призывает к молитве за своих недоброжелателей: «А молитися и о зловерном надобно. Златоуст повелевает в Беседах Апостольских и в Маргарите на июдея в слове; молиться об обращении всех никониан -не согрешишь. Я бы хотел и диаволу в чувство прийти. Да не может старая мерзость, быти нова»13. Таким образом, как считает Аввакум, молитва за гонителей, во-первых, приносит великую духовную пользу для молящегося в деле становления добродетели смирения. Во-вторых, молитвенное приношение к Богу за человека является исполнением Евангельской заповеди о молитве за ближнего, а так же способствует возвращению заблудшего на правый путь богопознания и совершенства в Духе и Истине.
Сопереживание протопопом Аввакумом не виданных доселе в русской истории жестоких гонений на старообрядцев, проводимые во 11-й половине XVII века, массовые репрессии; ссылки, тюрьмы и казни способствовали формированию в его мировоззрении осознания наступления очередной волны, периода мученичества и исповедничества в истории Церкви Христовой. По вере Аввакума, Церковь, как божественное учреждение непрестанно руководима Богом, и любое событие, происходящее в ней, направлено на укрепление человеческой веры, достижения спасения: «Церковь бо созда Христос, - сице святу и крепку, сице непреклонну и недвижиму, яко не токмо уста еретическая, но и сама врата адова не одолеют ея, по словеси Господню; в ней бо Христос живёт и в ней царствует, не даст ей погрешити ни мало что, - не токмо в вере,... но и в малейшей чертице Божественных ... канонов..»14. Следовательно, любое церковное явление, освящённое авторитетом Апостольского Предания, понимается Аввакумом как видимое проявление воли Божией, одной из сторон которой принято считать перенесение лишений, скорбей, притеснений и смерти на веру в знак свидетельства христианской миссии, возложенной Богом на человека. В «Послании на Мезень к жене и детям», в качестве моральной поддержки собственной семьи, Аввакум советует своим родным видеть в страданиях Божье посещение: «А что им попущено от нас умервщлять, и то добро так. По речению Господню сбывается: и умертвят вас, и будете ненавидимы всеми имене Моего ради: и влас главы вашея не погибнет. В терпении вашем стяжите душа ваша»15.
10 Аввакум. Протопоп. Послание царю Феодору Алексеевичу, писанное из Пустозёрска // Старая Вера. Старообрядческая хрестоматия. С. 184.
11 Там же. С. 184.
12 Житие Аввакума и другие его сочинения. С. 211.
13 Там же. С. 211.
14 Там же. С. 123.
15 Аввакум. Протопоп. Послание на Мезень к жене и детям // Старая Вера. Старообрядческая хрестоматия. С. 187.
Наставления протопопа Аввакума побуждают слушателя к мысли о готовности принятия мученической смерти, как нормального и должного духовного состояния православного христианина, призывают к религиозной бдительности во избежание совершения вероотступничества, а следовательно, непослушания и противления Промыслу: «Стойте твёрдо в вере и незыблемо. Страха же человеческаго не убойтеся и неужасайтеся. Господа же Бога нашего святите и в сердцах ваших прославляйте, и той будет нам во освящение, яко с нами Бог»16. Воздаяние славы Богу - цель и смысл жизни Аввакума, как православного христианина, готового пронести в себе идею веры Христовой не взирая на внешние обстоятельства, вплоть до самой смерти в пустозёрском срубе.
В своих сочинениях протопоп Аввакум постоянно возвращается к теме гибельной участи всех христиан, принявших ново вводные постановления. Его суждения, порою до крайности, наполнены духом леворадикальной антисотериологии, т.е. мыслью об абсолютной невозможности спасения всякому, умершему в «никоновской вере»: «Того для Никон так устроил, понеже любимой антихристов предтеча; а по тем и прочим увязоша в сети сей смертней, - вси грядут в пагубу, идеже вертепы и примрачная жилища, идеже несть Бога, ни света, но тьма и диавол. Не я, но тако глаголет Дух Святый»17 - пишет Аввакум в Четвёртом послании к сибирской братии. Однако, как уже говорилось, духовный наставник и вождь старообрядцев, благодаря своему оптимизму, считал, что божественное Провидение не может до конца оставить никонианина в погибели. Не такова, по Аввакуму Божья Воля к вероотступнику. Спасение еретика и возвращение его в лоно православия, Аввакум находит в действии покаяния последнего. Не теряя надежды «совра-тившагося с пути истиннаго», что, по религиозным представлениям старообрядческого проповедника было равносильным уходу человека из «никонианской» церкви и обращению к «древлецерковному благочестию», Аввакум пишет своеобразное послание не к частному лицу, а ко всякому, «отступившему от православия». При существовании в христианском миросозерцании Аввакума идеи абсолютного равенства людей перед Богом и Его Заветом, есть все основания для предположения теоретической возможности спасения всех врагов «древлего православия», в том числе таковых людей, как патриарх Никон, Симеон Полоцкий, Арсений Грек и других активных церковных преобразователей, принимавших самое непосредственное участие в деле исправления богослужебных книг и тех церковных явлений, принятых на современном языке называть «обрядом». Отметим, что к вышеперечисленным личностям Аввакум питал особую неприязнь. В коротком, но умилительном и трогательном письме автор убеждает потенциального адресата в его неизжитой до конца способности утвердиться в Истине, даже при совершении акта вероотступничества - самого страшного греха: «Похищен бысть сатаною, пленен бысть варвары, отдан бысть в чужую землю и тамо многая озлобления много претерпе...; Ныне же мы паки тя видим в свое отечество возвратишася»18. Покаяние еретика для Аввакума есть верный признак исполнения Провидения на кающемся человеке. Христианин, некогда отступивший от правоверия, проявляет смирение и действует по Господней Воле, осуществляя таковую в покаянии. Усматривая в принесении покаяния Творческий Промысел над человеком и начало пути спасения души, Аввакум испытывает особую духовную радость и не скрывает её при написании своих сочинений: «О сем радуемся, о сем веселимся, приемлем тя, лобызаем тя, любим тя, приобщаемся тебе, сплетаемся тебе присно, связуемся тебе вечно! Брат и уд ты наш! Кто свой уд ненавидит? Брата тя присно имехом и имети хощем, всегда и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь!»19.
Подводя итог, необходимо отметить следующие положения: при изучении творческого наследия русского писателя и религиозного мыслителя протопопа Аввакума, красной нитью в его сочинениях проходит личная веры, углублённые духовные переживания автора. Читатель в буквальном смысле слова чувствует идейную атмосферу авва-кумовского духа. Богообщение - основной лейтмотив жизни Аввакума и его литературных поисков. Это в действительности искренний и глубоко верующий человек, богослу-
16 Аввакум. Протопоп. Послание ко всем верным // Старая Вера. Старообрядческая хрестоматия. С. 189.
17 Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. С. 225.
18 Там же. С. 219.
19 Там же. С. 219.
жение для которого не заканчивается в храме, а становится образом жизни. Исторические законы и процессы, всё физическое бытие, даже до самых мельчайших его составляющих, а так же существование отдельного челове5ка и человечества в целом сопричаст-ны Божественной метафизике Всеединства, Творческому Замыслу Провидения, как мудрого плана спасения человечества при положительном на то волеизъявлении последнего.
Концепция Провиденциализма, сформированная в неоплатонической философии Блаженного Августина, просматривается в теоретическом (литературном) и практическом (жизнедеятельном) богословии протопопа Аввакума не в качестве идеи августинов-ского предопределения принявшего, в конечном итоге, крайние формы в учении швейцарского движения Реформации Ж. Кальвина. Принципы взгляда на мир, названного «провиденциализм», выступающего у Аввакума под понятиями «Божья Воля», «Божье попущение» и др., раскрываются и преподносятся в более широком смысле, когда всякое явление и любое изменение рассматривается и переосмысливается как заранее предусмотренное и определённое Божественным Замыслом, направленное на укрепление религиозной веры в человеке, на духовное обновление. Провиденциализм в понимании Аввакума, при отсутствии в его сочинениях данного термина, можно выразить словами русского философа В. С. Соловьева, как «целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности»20.
Изучение сочинений протопопа Аввакума показывает восприятие им любого исторического события в свете реального действия Божьего Промысла над человечеством. Земная сторона бытия существует по закону Провидения, созидающего духовное благо для отдельного человека и человечества в целом. Подобный подход применён протопопом Аввакумом в размышлениях над событиями проведения церковной реформы, последствиями её неприятия, ожидающими «старолюбцев», и всей жизни в целом, как формы, способа и возможности, данных человеку для возношения Славы Христовой: «Дивны дела Господня и неизреченны судьбы Владычни! Бог - старой чудотворец, от небытия в бытие приводит. Во се петь, - в день последний всю плоть человечью в мгновенье ока воскресит. Да кто о том рассудити сможет? Бог бо то есть: новое творит и старое поновляет, Слава Ему во всем!»21.
1. Аввакум. Протопоп. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. - М.: Третий Рим, 2006.
2. Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь. - М.: Истина и Жизнь, 1996
3. Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Н. Робинсона; Худож. А. Денисов. - М.: Советская Россия, 1991.
4. Старая Вера. Старообрядческая хрестоматия. / Под ред. А. С. Рыбакова. - М.: Третий Рим, 2006.
PROVIDENTIALISM A RELIGIOUS-WORLD OUTLOOK REFERENCE POINT OF PROTOPRIEST АVVAKUM IN THE ESTIMATION IT OF CHURCH REFORM OF A XVII-TH CENTURY
Список литературы
Belgorod State University
R. J. Atorin
The article discusses the providential approach of protopriest Avva-kuma to judgement of carrying out of the church transformations providing the religious-philosophical concept of the Foresight, as plan of God in spiritual and moral perfection of mankind.
Key words: the Foresight, the Divine Will, the Craft, predetermination.
20 Цит. по: Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь. М.: Истина и Жизнь, 1996 С. 128.
21 Аввакум. Протопоп. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. С. 40.