Научная статья на тему 'ПРОВЕТРИВАНИЕ ЧАСТИЧНО ОТКРЫТЫХ АВТОСТОЯНОК'

ПРОВЕТРИВАНИЕ ЧАСТИЧНО ОТКРЫТЫХ АВТОСТОЯНОК Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСТОЯНКИ ОТКРЫТОГО ТИПА / АВТОСТОЯНКИ ЗАКРЫТОГО ТИПА / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРОВЕТРИВАНИЕ ПРИ ПОЖАРЕ / СИСТЕМА ВЫТЯЖНОЙ ПРОТИВОДЫМНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ / ОЧАГ ПОЖАРА / ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Есин Владимир Михайлович, Иванов Владимир Николаевич, Баринова Елена Леонидовна, Серков Борис Борисович, Самошин Дмитрий Александрович

Тема. В статье проведена оценка эффективности системы естественного проветривания частично открытых автостоянок с помощью численного моделирования в программном комплексе Fire Dynamics Simulator . В крупных торговых центрах наряду с автостоянками открытого и закрытого типа имеются автостоянки, площади открытых проёмов которых сравнимы с площадями ограждающих конструкций. Актуальность исследования обусловлена отсутствием требований по противодымной защите частично открытых автостоянок в действующих нормативных документах. Методы. Авторами было осуществлено численное моделирование в программном комплексе Fire Dynamics Simulator, реализующем полевую модель пожара в помещении. Результаты. Исследование показало, что эффективность системы с естественным побуждением тяги (с естественным проветриванием) и с механическим побуждением тяги (системы вытяжной противодымной вентиляции) практически одинаковы. Температура горения автомобиля достигает 816 °С, температура продуктов горения снижается до уровня среднего по площади автостоянки (24 °С) на расстоянии не более 2 м. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке нормативных требований по противодымной защите частично открытых автостоянок. Выводы. Проведённое исследование позволило авторам сделать ряд выводов. 1. Для частично открытой автостоянки в торговом комплексе «Мега-Химки» применение естественного проветривания эффективно: температура продуктов горения и дальность видимости внутри автостоянки практически не отличаются от соответствующих величин снаружи здания. 2. Расстояние от горящего автомобиля до точки, где температура продуктов горения снижается примерно до 20 °С, составляет не более 9 м. 3. Учитывая возможное разнообразие планировочных решений и размеров частично открытых автостоянок целесообразно подкреплять требования действующих нормативных документов и разработки специальных технических условий (СТУ) расчётами с использованием полевой математической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Есин Владимир Михайлович, Иванов Владимир Николаевич, Баринова Елена Леонидовна, Серков Борис Борисович, Самошин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VENTILATION OF PARTIALLY OPEN CAR PARKS

Purpose. The article evaluates the effectiveness of the natural ventilation system of partially open car parks using numerical simulation in the Fire Dynamics Simulator software package. In large shopping centers, along with open and closed car parks, there are car parks, whose open doorways areas are comparable to the areas of enclosing structures. The study is due to the lack of requirements for smoke protection of partially open car parks in the current regulatory documents. Methods. The authors have carried out numerical simulation in the Fire Dynamics Simulator software package, which implements a field model of a fire in the room. Findings. The study has showed that the efficiency of the system with natural draft induction (with natural ventilation) and with mechanical draft induction (exhaust smoke ventilation systems) is almost the same. The combustion temperature of a car reaches 816 °С, the temperature of the combustion products drops to the level of the average value of a car park area (24 °С) at a distance of no more than 2 m. Research application field. The results of the study can be used in the development of regulatory requirements for smoke protection of partially open car parks. Conclusions. The conducted research allowed the authors to draw a number of conclusions. 1. For a partially open car park in “Mega-Khimki” shopping mall the use of natural ventilation is effective: the temperature of combustion products and the visibility distance inside the car park practically do not differ from the corresponding values outside the building. The distance from the burning car to the point where the temperature of combustion products drops to about 20 °С is no more than 9 m. 2. The distance from the burning car to the point where the temperature of the combustion products drops to about 20 °С is no more than 9 m. 3. Taking into consideration the possible variety of planning solutions and sizes of partially open car parks, it is advisable to support the requirements of current regulatory documents with calculations using a field mathematical model.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕТРИВАНИЕ ЧАСТИЧНО ОТКРЫТЫХ АВТОСТОЯНОК»

ПОЖАРНАЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

FIRE, ENVIRONMENT AND TECHNOSPHERE SAFETY

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 614.841

DOI 10.25257/FE.2023.1.5-13

© В. М. ЕСИН1, В. Н. ИВАНОВ1, Е. Л. БАРИНОВА1, Б. Б. СЕРКОВ1, Д. А. САМОШИН1, Д. Н. ПРИСТУПЮК1

1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

Проветривание частично открытых автостоянок

АННОТАЦИЯ

Тема. В статье проведена оценка эффективности системы естественного проветривания частично открытых автостоянок с помощью численного моделирования в программном комплексе Fire Dynamics Simulator. В крупных торговых центрах наряду с автостоянками открытого и закрытого типа имеются автостоянки, площади открытых проёмов которых сравнимы с площадями ограждающих конструкций. Актуальность исследования обусловлена отсутствием требований по противодым-ной защите частично открытых автостоянок в действующих нормативных документах.

Методы. Авторами было осуществлено численное моделирование в программном комплексе Fire Dynamics Simulator, реализующем полевую модель пожара в помещении.

Результаты. Исследование показало, что эффективность системы с естественным побуждением тяги (с естественным проветриванием) и с механическим побуждением тяги (системы вытяжной противодымной вентиляции) практически одинаковы. Температура горения автомобиля достигает 816 °С, температура продуктов горения снижается до уровня среднего по площади автостоянки (24 °С) на расстоянии не более 2 м.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке нормативных требований по противодымной защите частично открытых автостоянок.

Выводы. Проведённое исследование позволило авторам сделать ряд выводов.

1. Для частично открытой автостоянки в торговом комплексе «Мега-Химки» применение естественного проветривания эффективно: температура продуктов горения и дальность видимости внутри автостоянки практически не отличаются от соответствующих величин снаружи здания.

2. Расстояние от горящего автомобиля до точки, где температура продуктов горения снижается примерно до 20 °С, составляет не более 9 м.

3. Учитывая возможное разнообразие планировочных решений и размеров частично открытых автостоянок целесообразно подкреплять требования действующих нормативных документов и разработки специальных технических условий (СТУ) расчётами с использованием полевой математической модели.

Ключевые слова: автостоянки открытого типа, автостоянки закрытого типа, естественное проветривание при пожаре, система вытяжной противодымной вентиляции, очаг пожара, опасные факторы пожара, пожарная безопасность, противопожарная защита

© V.M. YESIN1, V.N. IVANOV1, E.L. BARINOVA1, B.B. SERKOV1, D.A. SAMOSHIN1, D.N. PRISTUPIUK1

1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Ventilation of partially open car parks

ABSTRACT

Purpose. The article evaluates the effectiveness of the natural ventilation system of partially open car parks using numerical simulation in the Fire Dynamics Simulator software package. In large shopping centers, along with open and closed car parks, there are car parks, whose open doorways areas are comparable to the areas of enclosing structures. The study is due to the lack of requirements for smoke protection of partially open car parks in the current regulatory documents.

Methods. The authors have carried out numerical simulation in the Fire Dynamics Simulator software package, which implements a field model of a fire in the room.

Findings. The study has showed that the efficiency of the system with natural draft induction (with natural ventilation)

and with mechanical draft induction (exhaust smoke ventilation systems) is almost the same. The combustion temperature of a car reaches 816 °C, the temperature of the combustion products drops to the level of the average value of a car park area (24 °C) at a distance of no more than 2 m.

Research application field. The results of the study can be used in the development of regulatory requirements for smoke protection of partially open car parks.

Conclusions. The conducted research allowed the authors to draw a number of conclusions.

1. For a partially open car park in "Mega-Khimki" shopping mall the use of natural ventilation is effective: the temperature of combustion products and the visibility distance inside the car

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 1

park practically do not differ from the corresponding values outside the building. The distance from the burning car to the point where the temperature of combustion products drops to about 20 °C is no more than 9 m.

2. The distance from the burning car to the point where the temperature of the combustion products drops to about 20 °C is no more than 9 m.

3. Taking into consideration the possible variety of planning solutions and sizes of partially open car parks, it is

advisable to support the requirements of current regulatory documents with calculations using a field mathematical model.

Key words: open-type parking lots, closed-type parking lots, natural ventilation in case of a fire, smoke exhaust ventilation system, fire source, fire hazards, fire safety, fire protection

ВВЕДЕНИЕ

Система противодымной защиты является одной из подсистем активной противопожарной защиты людей при пожарах в зданиях и сооружениях [1-4]. Статистические данные в нашей стране показывают, что основной причиной гибели людей при пожарах (до 80 % случаев) является отравление токсичными продуктами горения. Необходимость устройства, вид и параметры системы противодымной защиты здания или сооружения регламентируются нормативно-правовыми актами, нормативными и методическими документами. Для автостоянок таковыми являются: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей», СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования». Системы противодымной защиты автостоянок открытого типа могут оборудоваться системами вытяжной противодымной вентиляции

с естественным побуждением тяги за счёт разности плотностей холодного воздуха и нагретых продуктов горения через открываемые при пожаре клапаны, люки или фрамуги. Действующие нормативные документы не содержат требований по противо-дымной защите частично открытых автостоянок.

В крупных торговых центрах предусматривается устройство автостоянок для покупателей, обслуживающего персонала и доставки купленного товара покупателям. В таких торговых центрах наряду с автостоянками открытого и закрытого типа имеются автостоянки, в которых площади открытых проёмов сравнимы с площадями ограждающих конструкций (далее частично открытые автостоянки). Действующие нормативные документы не содержат требований по противо-дымной защите частично открытых автостоянок.

Целями работы является оценка эффективности системы естественного проветривания частично открытых автостоянок, определение расстояния от источника пожара до координаты, где

Рисунок 1. Тепловая мощность горения автомобилей в кВт [5, 6]: — Тест 1 Свободное горение, 3 автомобиля; — Тест 2 Спринклирование, 3 автомобиля; — Тест 3 Свободное горение, 3 автомобиля; — Тест 7 Один автомобиль среднего класса, горение двигателя; — Тест 8 Одиночный тест MPV, горение двигателя; — Тест 11 Тест со штабелеукладчиком, 2 автомобиля

Figure 1. Thermal power of vehicles combustion in kW [5, 6]: Test 1 Free burning, 3 cars; — Test 2 Sprinklering, 3 cars; — Test 3 Free burning,3 cars; — Test 7 Single middle-class car, engine fire; — Test 8 Single MPV, engine fire; — Test 11 Stacker test, 2 cars

температура продуктов горения уменьшается до 20 °С, а дальность видимости в дыму увеличивается до 20 м.

ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве объекта исследования принята одна из частично открытых автостоянок торгового комплекса «Мега-Химки». Автостоянка оборудована открытыми лестницами и траво-латором. Площадь пола автостоянки составляет 3 280 м2, высота от пола до перекрытия 4 м. Суммарная площадь проёмов лестниц в перекрытии составляет 60 м2, площадь проёма травола-тора составляет 22 м2. Общая площадь проёмов в перекрытии составляет 82 м2. В расчётах использовалась полевая (дифференциальная) модель. При проведении численного моделирования использовался программный комплекс Fire Dynamics Simulator [5, 6], реализующий полевую модель пожара в помещении. Мощность тепловыделения при горении одного автомобиля принималась по экспериментальным данным, приведённым на рисунке 1.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

На предварительном этапе работы проведены расчёты требуемых параметров системы дымоудаления с естественным и механи-

ческим побуждением, при этом использовалась зонная модель моделирования опасных факторов пожара [9]. Результаты этих расчётов показаны в таблице 1.

Основная серия численных экспериментов проводилась при помощи программного комплекса Fire Dynamics Simulator [5, 6], реализующего полевую модель пожара в помещении [7, 8, 10-18].

Задача решалась в стационарной постановке методом установления. Метод установления заключается в следующем: начальные условия в рассматриваемом объёме - нулевая скорость движения воздуха, отсутствие дыма и температура, равная начальному значению. Задача считается решённой тогда, когда температура продуктов горения, скорости дыма и воздуха, и видимость в дыму перестают существенно изменяться.

В проведённых численных исследованиях варьировались место расположения горящего автомобиля и расстояние от него до точки, где температура продуктов горения снижается до уровня около 20 °С.

Вариант 1. Открыты проёмы в горизонтальных ограждающих конструкциях, проёмы лестниц и траволатора закрыты; горящий автомобиль находится в зоне наличия вертикальных ограждающих конструкций (далее тёмная зона), проветривание с естественным побуждением тяги.

Вариант 2. Открыты проёмы в горизонтальных ограждающих конструкциях и проёмы лестниц и траволатора; горящий автомобиль находится в тёмной зоне, проветривание с естественным побуждением тяги.

Результаты расчёта при мощности горения 4,5 МВт при горении легкового автомобиля среднего класса Calculation results for a combustion power of 4.5 MW during the combustion of a middle-class passenger vehicle

Параметр Численное значение и единицы измерения

Мощность тепловыделения 4,5 МВт

Площадь помещения 3 280 м2

Периметр помещения 741 м

Высота помещения 4 м

Температура наружная расчётная 23 °С

Температура внутренняя 18 °С

Скорость ветра расчётная 2 м/с

Требуемая высота незадымлённой зоны 2 м

Высота пламени 0,67 м

Массовый расход дыма 0,78 кг/с

Температура дыма 297 K = 24 °С

Объёмный расход дыма 2 350 м3/ч

Площадь проёма дымоудаления при естественной тяге 4 м2

ПОЖАРЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ: ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ, ЛИКВИДАЦИЯ. 2023. № 1

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 1

Frame: 0

Рисунок 2. Расчётная модель (схема) варианта 1: 1 - зоны без проёмов; 2 - зоны с проёмами; 3 - «тёмная зона»; 4 - расположение горящего автомобиля

Figure 2. Calculation scheme of option 1: 1 - zones without openings; 2 - zones with openings; 3 - "dark zone"; 4 - the location of the burning car

a (a)

б (b)

в (c)

Рисунок 3. Вариант 1, расстояние видимости в дыму: а - до начала расчёта; б - на 300 с от начала расчёта; в - на 500 с от начала расчёта Figure 3. Option 1, visibility distance in smoke: a - before the calculation start; b - for 300 s from the calculation start; c - for 500 s from the calculation start

Рисунок 4. Расчётная схема варианта 2: 1 - лестницы; 2 - траволатор; 3 - открытые проёмы; 4 - расположение горящего автомобиля

Figure 4. Calculation scheme of option 2: 1 - stairs; 2 - travolator; 3 - open doorways; 4 - the location of the burning vehicle

Вариант 3. Открыты проёмы в горизонтальных ограждающих конструкциях и проёмы лестниц и траволатора; горящий автомобиль находится в тёмной зоне, проветривание с естественным побуждением тяги совместно с четырьмя вентиляторами дымоудаления.

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

а рисунке 2 приведена расчётная модель (схема) для варианта 1.

В варианте 2 (теплогазообмен с естественным побуждением тяги) температура горящего автомобиля составляет 816 °С. На расстоянии не более 9 м, температура продуктов горения снижается

Н

a (a)

б (b)

в (c)

Рисунок 5. Вариант 2, температура продуктов горения: a - до начала расчёта; б - через 300 с от начала расчёта; в - через 600 с от начала расчёта Figure 5. Option 2, temperature of combustion products: a - before the calculation start; b - after 300 s from the calculation start; c - after 600 s from the calculation start

Рисунок 6. Расчётная схема варианта 3: 1 - лестницы; 2 - траволаторы; 3 - открытые проёмы; 4 - положение горящего автомобиля; 5 - положение вентиляторов дымоудаления

Figure 6. Calculation scheme of option 3: 1 - stairs; 2 - travolators; 3 - open doorways; 4 - position of a burning car; 5 - position of smoke exhaust fans

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 1

20,7 'C

а (a)

б (b)

в (c)

Рисунок 7. Вариант 3, температура продуктов: а - в начале горения; б - через 396 с от начала расчёта; в - через 600 с от начала расчёта Figure 7. Option 3, product temperature: a - at the beginning of combustion; b - after 396 s from the calculation start; c - after 600 s from the calculation start

Очаг пожара (автомобиль среднего класса)

21,0 "О 20,2 "С tos 106

toio 21,2 'С

Рисунок 8. Вариант 2, показания измерителей (датчиков) температуры Figure 8. Option 2, readings of temperature meters (sensors)

20,7 'C

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Измерители температуры

25,1 "С 51'1-C

(04 103

20,2 '0

Очаг пожара (автомобиль среднего класса)

20,1 "С

Рисунок 9. Вариант 3, показания измерителей (датчиков) температуры и видимости в дыму Figure 9. Option 3, readings of temperature meters (sensors) and visibility in smoke

примерно до 20 °С. Расстояние по видимости в дыму составляет около 11 м.

В варианте 3 (теплогазообмен с естественным побуждением тяги + вытяжная противодымная

вентиляция) температура горящего автомобиля составляет 521 °С. На расстоянии не более 9 м температура продуктов горения снижается примерно до 20 °С. Расстояние видимости в дыму составляет около 30 м.

ВЫВОДЫ

Анализ результатов проведённых численных экспериментов позволяет сделать следующие выводы об эффективности применения проветривания для противодымной защиты частично открытых автостоянок.

1. Для частично открытой автостоянки в торговом комплексе «Мега-Химки» применение естественного проветривания эффективно, а именно:

температура продуктов горения и расстояние видимости внутри автостоянки практически не отличаются от соответствующих величин снаружи здания.

2. Расстояние от горящего автомобиля до точки, где температура продуктов горения снижается до около 20 °С составляет не более 9 м. Добавление к проветриванию четырёх вентиляторов дымоудаления не добавляет существенных изменений, и в общую картину вклад не вносит.

3. Учитывая возможное разнообразие планировочных решений и размеров частично открытых автостоянок целесообразно подкреплять требования действующих нормативных документов и разрабатываемых СТУ расчётами с использованием полевой математической модели.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Есин В. М, Калмыков С. П. К вопросу расчёта температуры продуктов горения, удаляемых из коридоров зданий // Пожаровзрывобезопасность. 2016. Т. 25. № 1. С. 47-53. DOI: 10.18322/PVB.2016.25.01.47-53

2. Есин В. М, Калмыков С. П., Цыбульская М. Ю. Влияние расстояния от клапана дымоудаления до двери помещения с очагом пожара на температуру удаляемых из коридора продуктов горения // АВОК: Вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха, теплоснабжение и строительная теплофизика. 2018. № 5. С. 54-67.

3. Есин В.М., Калмыков С. П., Носков К. А. Расчёт расходов воздуха в клапане дымоудаления из коридоров при периодических и приёмо-сдаточных испытаниях систем противо-дымной защиты жилых зданий // АВОК: Вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха, теплоснабжение и строительная теплофизика. 2018. № 6. С. 44-53.

4. Есин В. М, Калмыков C. П. Сравнение методик расчёта требуемых параметров вентиляционных систем противодым-ной защиты многоэтажных зданий // Пожаровзрывобезопасность. 2014. Т. 23. № 6. С. 47-52.

5. Patankar S.V. (1980). Numerical Heat Transfer and Fluid Flow (1st ed.). CRC Press. D0I:10.1201/9781482234213

6. Blahova M, Hromada M. Principles for verification of mathematical fire models // 25th International Conference on Circuits, Systems, Communications and Computers (CSCC). July 2021. D0I:10.1109/CSCC53858.2021.00027

7. Song Bo, Zhao Li-zeng, Bai Dian-tao. Experimental Study on Combustion Characteristic of Ordinary Car // China Safety Science Journal, 2013. Vol. 23. № 7. Pp. 26-31.

8. Xiao-hui Jiang, Guo-qing Zhu, Hui Zhu, Da-yan LI. Full-scale Experimental Study of Fire Spread Behavior of Cars // Procedia Engineering, 2018. № 211. Pp. 297-305.

9. Расчёт параметров систем противодымной защиты жилых и общественных зданий. Рекомендации АВОК 5.5.1-2018. М.: НП АВОК, 2018.

10. Shipp M., Spearpoint M. Measurements of the severity of fires involving private motor vehicles // Fire and Materials, 1995. Vol. 19. № 3. Pp. 143-151. DOI: 10.1002/FAM.810190307

11. Okamoto K., Watanabe N., Hagimoto Y., Chigira T. Burning behavior of sedan passenger cars // Fire Safety Journal, 2009. Vol. 44. № 3. Pp. 301-310. DOI: 10.1016/j.firesaf.2008.07.001

12. Younggi Park, Jaiyoung Ryu, Hong Sun Ryou. Experimental Study on the Fire-Spreading Characteristics and Heat Release Rates of Burning Vehicles Using a Large-Scale Calorimeter. Energies. 2019. Vol. 12. № 1465. 16 p. D01:10.3390/en12081465

13. Cox G. Turbulent closure and the modelling of fire using computational fluid dynamics. Philosophical Transactions of the Royal Society A, 1998, vol. 356. № 1748, pp. 2835-2854. D01:10.1098/rsta.1998.0300

14. Kevin McGrattan, Simo Hostikka, Jason Floyd, Randall McDermott, Marcos Vanella N1ST Special Publication 1018-1. Sixth Edition Fire Dynamics Simulator. Technical Reference Guide. Vol. 1: Mathematical Model. November 19, 2021. D01:10.6028/N1ST.SP.1018

15. McGrattan K., McDermott R., Weinschenk C, Overholt K., Hostikka S., Floyd J. Fire Dynamics Simulator User's Guide: N1ST Special Publication 1019. Sixth Edition. Gaithersburg: National 1nstitute of Standards and Technology, 2013. 262 p.

16. McGrattan K., Miles S. Modeling fires using Computational Fluid Dynamics (CFD). SFPE Handbook of Fire Protection Engineering. Chapter 32. Fifth Edition. Society of Fire Protection Engineers, 2016. Pp. 1034-1065. D01: 10.1007/978-1-4939-2565-0

17. Drysdale D. An 1ntroduction to Fire Dynamics, 3rd Edition. Engineering, Environmental Science. Chichester, West Sussex: Wiley. Published 19 September 2011. 576 p.

18. Rubini P., Evans A., Bressloff N., S0F1E, Simulation of Fire in Enclosures, User Guide, Cranfield University, 2006.

REFERENCES

1. Esin V.M. Kalmykov S.P To the question of calculation of temperature of the products of burning deleted from corridors of Buildings. Pozharovzryvobezopasnost - Fire and Explosion Safety. 2016, vol. 25, no. 1, pp. 47-53 (in Russ.) D01: 10.18322/PVB.2016.25.01.47-53

2. Esin V.M., Kalmykov S.P., Tsybulskaya M.Yu. 1nfluence of the Distance between Smoke Damper and Door of a Room

with Fire Outbreak on the Temperature of Combustion Products being Removed from a Corridor. AVOK: Ventiliatsiia, otoplenie, konditsionirovanie vozdukha, teplosnabzhenie i stroitefnaia teplofizika -AVOK: Ventilation, heating, air conditioning, heat supply and construction thermophysics. 2018, no. 5. pp. 54-67 (in Russ.).

3. Esin B.M., Kalmykov S.P., Noskov K.A. Calculation of Air Flowrate in Corridor Smoke Exhaust Valve During periodic

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 1

and Acceptance Tests of Fire Protection Systems in Residential Buildings. Ventiliatsiia, otoplenie, konditsionirovanie vozdukha, teplosnabzhenie i stroitel'naia teplofizika - AVOK: Ventilation, heating, air conditioning, heat supply and construction thermophysics. 2018, no. 6, pp. 44-53 (in Russ.).

4. Esin V.M.1, Kalmykov S.P. Comparison of method of calculation of demanded parameters of ventilating systems of smoke control of multistoried buildings. Pozharovzryvobezopasnost - Fire and Explosion Safety. 2014, vol. 23, no. 6, pp. 47-52 (in Russ.).

5. Patankar S.V. (1980). Numerical Heat Transfer and Fluid Flow (1st ed.). CRC Press (in Eng.) DOI:10.1201/9781482234213

6. Blahova M., Hromada M. Principles For Verification Of Mathematical Fire Models. 25th International Conference on Circuits, Systems, Communications and Computers (CSCC). July 2021 (in Eng.) D0I:10.1109/CSCC53858.2021.00027

7. Song Bo, Zhao Li-Zeng, Bai Dian-Tao. Experimental Study on Combustion Characteristic of Ordinary Car. China Safety Science Journal, 2013, vol. 23, no. 7, pp. 26-31 (in Eng.).

8. Xiao-hui Jiang, Guo-qing Zhu, Hui Zhu, Da-yan LI. Full-scale Experimental Study of Fire Spread Behavior of Cars. Procedia Engineering, 2018, no. 211, pp. 297-305 (in Eng.).

9. Raschet parametrov sistem protivodymnoi zashchity zhilykh i obshchestvennykh zdanii. Rekomendatsii AVOK 5.5.1-2018. 9. [Calculation of parameters of smoke protection systems for residential and public buildings. AVOC Recommendations 5.5.1-2018]. Moscow, NP AVOC, 2018. (in Russ.).

10. Shipp M., Spearpoint M. Measurements of the severity of fires involving private motor vehicles. Fire and Materials, 1995, vol. 19, no. 3, pp. 143-151 (in Eng.) DOI: 10.1002/FAM.810190307

11. Okamoto K., Watanabe N., Hagimoto Y., Chigira T. Burning behavior of sedan passenger cars. Fire Safety Journal, 2009, vol. 44, no. 3, pp. 301-310. (in Eng.). DOI: 10.1016/j.firesaf.2008.07.001

12. Younggi Park, Jaiyoung Ryu, Hong Sun Ryou. Experimental Study on the Fire-Spreading Characteristics and Heat Release Rates of Burning Vehicles Using a Large-Scale Calorimeter. Energies. 2019, vol. 12, no. 1465, 16 p. (in Eng.) DOI:10.3390/en12081465

13. Cox G. Turbulent closure and the modelling of fire using computational fluid dynamics. Philosophical Transactions of the Royal Society A, 1998, vol. 356, no. 1748, pp. 2835-2854 (in Eng.) DOI:10.1098/rsta.1998.0300

14. Kevin McGrattan, Simo Hostikka, Jason Floyd, Randall McDermott, Marcos Vanella NIST Special Publication 1018-1. Sixth Edition Fire Dynamics Simulator. Technical Reference Guide. Vol. 1: Mathematical Model. November 19, 2021. (in Eng.) DOI:10.6028/NIST.SP.1018

15. McGrattan K., McDermott R., Weinschenk C., Overholt K., Hostikka S., Floyd J. Fire Dynamics Simulator User's Guide: NIST Special Publication 1019. Sixth Edition. Gaithersburg: National Institute of Standards and Technology, 2013. 262 p. (in Eng.).

16. McGrattan K., Miles S. Modeling fires using Computational Fluid Dynamics (CFD). SFPE Handbook of Fire Protection Engineering. Chapter 32. Fifth Edition. Society of Fire Protection Engineers, 2016. Pp. 1034-1065 (in Eng.). DOI: 10.1007/978-1-4939-2565-0

17. Drysdale D. An Introduction to Fire Dynamics, 3rd Edition. Engineering, Environmental Science. Chichester, West Sussex: Wiley. Published 19 September 2011. 576 p. (in Eng.).

18. Rubini P., Evans A., Bressloff N., SOFIE, Simulation of Fire in Enclosures, User Guide, Cranfield University, 2006. (in Eng.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Владимир Михайлович ЕСИН

Доктор технических наук, профессор,

профессор кафедры пожарной безопасности в строительстве, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 6293-3185 AuthorlD: 758358 vm-yesin@mail.ru

Владимир Николаевич ИВАНОВ и

Кандидат технических наук

доцент кафедры пожарной безопасности в строительстве, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 8673-6435 AuthorlD: 177926

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7542-8533 v.n.ivanov.pbs@ya.ru

Елена Леонидовна БАРИНОВА

Доцент кафедры пожарной безопасности в строительстве, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 9963-1663 barinovaele@yandex.ru

Борис Борисович СЕРКОВ

Доктор технических наук, профессор,

профессор кафедры пожарной безопасности в строительстве, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация AuthorlD: 434203

Дмитрий Александрович САМОШИН

PhD, доктор технических наук, профессор, начальник учебно-научного комплекса пожарной безопасности объектов защиты,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 7021-2583 AuthorlD: 766965

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5860-0349 Scopus ID: 23482846200 ResearcherID: ABF-9565-2021 D.Samoshin@academygps.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Vladimir M. YESIN

Grand Doctor in Engineering, Professor,

Professor of the Department of Fire Safety in Construction,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

SPIN-KOA: 6293-3185

AuthorlD: 758358

vm-yesin@mail.ru

Vladimir N. IVANOVe

PhD in Engineering,

Associate Professor of the Department of Fire Safety in Construction, State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 8673-6435 AuthorlD: 177926

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7542-8533 v.n.ivanov.pbs@ya.ru

Elena L. BARINOVA

Associate Professor of the Department of Fire Safety in Construction, State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 9963-1663 barinovaele@yandex.ru

Boris B. SERKOV

Grand Doctor in Engineering, Professor,

Professor of the Department of Fire Safety in Construction,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

AuthorID: 434203

Dmitry A. SAMOSHIN

PhD, Grand Doctor in Engineering, Professor, Head of the Educational and Scientific Complex of Fire Safety of Objects of Protection,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 7021-2583 AuthorID: 766965

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5860-0349 Scopus ID: 23482846200 ResearcherID: ABF-9565-2021 D.Samoshin@academygps.ru

Дмитрий Николаевич ПРИСТУПЮК

Кандидат технических наук

начальник кафедры пожарной безопасности в строительстве, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 3470-3813 Аи^огЮ: 768180

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3297-5860 D.Pristupyuk@academygps.ru

Поступила в редакцию 01.02.2023 Принята к публикации 15.02.2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dmitry N. PRISTUPIUK

PhD in Engineering,

Head of the Department of Fire Safety in Construction,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

SPIN-KOA: 3470-3813

AuthorlD: 768180

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3297-5860 D.Pristupyuk@academygps.ru

Received 01.02.2023 Accepted 15.02.2023

Для цитирования:

Есин В. М., Иванов В. Н, Баринова Е. Л, Серков Б. Б., Самошин Д. А, Приступюк Д. Н. Проветривание частично открытых автостоянок // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2023. № 1. С. 5-13. 001:10.25257/РБ.2023.1.5-13

For citation:

Yesln V.M., Ivanov V.N., Barlnova E.L., Serkov B.B., Samoshln D.A.,

Prlstupluk D.N. Ventilation of partially open car parks.

Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, Hkvidatsiya -

Fire and emergencies: prevention, elimination, 2023, no. 1, pp. 5-13.

D01:10.25257/FE.2023.1.5-13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.