Научная статья на тему 'Проверка контрагента на «Добросовестность»'

Проверка контрагента на «Добросовестность» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
506
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИРМЫ-ОДНОДНЕВКИ / КОНТРАГЕНТ / ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА / НЕОБОСНОВАННАЯ НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайкова Е. А.

В последние годы налоговые органы активизировали борьбу с так называемыми «фирмами-однодневками». Налоговые органы и суды считают «фирмами-однодневками» те организации, которые отсутствуют по юридическому или по иному адресу, указанному в расчетных документах, не сдают налоговую и бухгалтерскую отчетность либо сдают ее с нулевыми показателями, имеют «номинальных» директоров и учредителей. В статье автор рассматривает, как правильно проверить «добросовестность» контрагента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проверка контрагента на «Добросовестность»»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА НА «ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ»

Е.А.ЗАЙКОВА, ведущий эксперт по налогообложению и бухгалтерскомуучету

Учебно-методического центра ЗАО «Сплайн-Центр», член Палаты налоговых консультантов Российской Федерации

В последние годы налоговые органы активизировали борьбу с так называемыми «фирмами-однодневками». Налоговые органы и суды считают «фирмами-однодневками» те организации, которые отсутствуют по юридическому или по иному адресу, указанному в расчетных документах, не сдают налоговую и бухгалтерскую отчетность либо сдают ее с нулевыми показателями, имеют «номинальных» директоров и учредителей (см. постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2006 № Ф03-А73/06-2/3439, Северо-Западного округа от 13.01.2006 №А56-3237/2005, Поволжского округа от 17.02.2005 № А55-7866/04-44).

Проблемными считаются также те продавцы, которые не уплачивают налоги или уплачивают мизерные суммы, не отвечают на запросы налоговых органов, учредитель или руководитель организации-продавца либо отказывается от руководства организаций либо физически не может его осуществлять (умер, сидит в тюрьме, служит в армии, психически болен, находится на принудительном лечении и т.д.), у продавца нет помещений, нужного оборудования, нет соответствующего кадрового состава.

Под особым надзором у налоговых органов находятся «экспортные операции» по поставке оборудования, торговля металлоломом, грузоперевозки, строительство и ремонтные работы, посреднические операции, консалтинговые и маркетинговые услуги.

Особый интерес применительно к рассматриваемой проблеме представляет обмен информацией между налоговыми органами и подразделе-

ниями Министерства внутренних дел Российской Федерации. С 17.03.2004 действует приказ МВД России и МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-З-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». Так, по запросам налоговых органов МВД России осуществляет розыск лиц, являющихся участниками и представителями организаций, участвующих в сделках, ведет учет потерянных паспортов и регулярно информирует об этом налоговые органы.

Эти меры направлены на то, чтобы сократить число «фирм-однодневок», оформленных на подставные лица без постоянного места жительства или по подложным либо утерянным документам. Кроме того, следует учитывать, что Федеральным законом от 26.12.2008 № 293-ФЭ внесены изменения в Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» в части, касающейся права сотрудников органов внутренних дел самостоятельно проводить проверки организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах. В соответствии с Законом РФ «О милиции» сотрудникам органов внутренних дел предоставлено право участвовать в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, в налоговых проверках по запросам налоговых органов.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.10.2006 № А19-9507/06-52-

Ф02-5282/06-С1 налоговым органам с помощью органов внутренних дел удалось доказать, что гражданка, указанная в документах организации-поставщика в качестве ее руководителя, на самом деле таковой не являлась. Суд не смог ее допросить, так как по месту прописки она не проживала, и по словам родственников вела антиобщественный образ жизни и употребляла наркотические средства.

Или еще один пример.

Налоговый орган в суде доказал, что предприниматель-поставщик не мог в тот период времени, когда совершались сделки, вести предпринимательскую деятельность, так как находился под стражей, а затем был осужден и отбывал наказание (см. постановление от 13.11.2006 №А19-14658/06-33-Ф02-6262/06-С1).

Для выявления «фирм-однодневок» и доказательств получения необоснованной налоговой выгоды налоговые органы вооружены целым рядом инструментов:

— оценка экономической оправданности расходов (ст. 252 НК РФ);

— контроль цен (ст. 40 НК РФ);

— переквалификация сделки (вытекает из положений подп. 3 п. 2ст. 45 НК РФ);

— признание сделки недействительной (ст. 166 ГК РФ);

— оценка добросовестности действий налогоплательщика.

Следует отметить, что если раньше налоговые органы применяли понятие «недобросовестность» по делу и без дела, определяя недобросовестность налогоплательщика «на глазок», то с выходом в свет постановления ВАС РФ № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» оценивали уже не самого налогоплательщика (добросовестный он или недобросовестный), а его действия, т. е. те хозяйственные сделки, которые он совершает. С выходом этого документа налоговые органы и суды получили инструмент, позволяющий выявлять незаконные налоговые схемы и привлекать бизнес к ответственности. Именно ВАС РФ в постановлении №53 обязал суды выяснять причины и цели совершения налогоплательщиком «подозрительных» операций. ВАС РФ считает, что о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

— невозможность реального осуществления налогоплательщиком соответствующих операций с учетом времени, места нахождения имущества;

— отсутствие объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В марте 2009 г. Конституционный суд РФ принял важное решение и обязал покупателей проверять своих продавцов (определение Конституционного суда РФ от 05.03.2009 № 468-0-0). Арбитражная практика большинства округов следует этому же курсу. Итак, хотите быть спокойны за вычет или расходы — проверять продавцов надо. Но как? Попробуем разобраться.

Поскольку законодательные органы, указав на необходимость проверки, не обозначили, что именно и как нужно проверять, для начала следует закрепить в отдельном документе критерии проверки и порядок ее проведения. Это может быть как приложение к учетной политике предприятия, так и любой локальный акт, назвать его можно как угодно: «Порядок проверки продавцов товаров (работ, услуг), «Положение о проверке контрагентов», «Список документов, необходимых для заключения договоров купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг)», утвержденный на предприятии приказом руководителя. Уже одно то, что такой документ в организации будет, прибавит шансы в споре с налоговыми органами. Рассмотрим, какие документы предлагает запрашивать у контрагента Минфин России в своем письме от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177. Это прежде всего копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента. Все эти меры будут свидетельствовать о вашей осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Наряду с этим можно также предпринять еще ряд действий:

— проверка продавца через Интернет (с помощью сайта ФНС России или сайта самого продавца);

— запрос в инспекцию продавца (например, о нарушениях налогового законодательства продавцом; необходимо отметить, что информация о налоговых правонарушениях продавца не относится к налоговой тайне в силу подп. 2 п. 8 и п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, а также подп. Зп.1 ст. 102 НК РФ);

— запрос дополнительных сведений у продавца (решение общего собрания учредителей о назначении руководителя, копии паспортов

руководителя и работников, уполномоченных подписывать расчетные и отгрузочные документы: счета, счета-фактуры, товарные накладные ит. д.).

На основании всех собранных документов необходимо принять решение — стоит или нет заключать сделку. Иначе проблем с вычетом НДС (налоговым учетом расходов) не избежать.

Список литературы

1. О милиции: Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1.

2. Постановление ВАС РФ № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

3. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2006 № Ф03-А73/06-2/3439.

4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2006 № А56-3237/2005.

5. Постановление ФАС Поволжского округа от 17.02.2005 № А55-7866/04-44.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.