УДК 323
Анянова Екатерина Сергеевна
кандидат юридических наук, ведущий инженер. АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» [email protected]
Ekaterina S. Anyanova
candidate of law, leading engineer. JSC «Baltic Shipbuilding Plant «Yantar» [email protected]
Проведение учений
как мера борьбы с терроризмом на море
Аннотация. В статье исследуется вопрос о статусе морских учений в международном морском публичном праве в контексте охраны мореплавания в свете принятого в декабре 2002 г. после террористических нападений 11 сентября 2001 г. в рамках поправок к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, 1974/78 (СОЛАС-74/78) Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекса ОСПС). Вследствие повышения мер по борьбе с терроризмом, в том числе и на море, подобные учения приобрели особую значимость, однако данный вопрос осложняется политической обстановкой и санкциями между странами Организации Се-вероаглантического договора (НАТО) и Россией.
Ключевые слова: учения, охрана мореплавания, терроризм.
Conduction of
the exercises as a counter-terrorism measure at sea
Annotation. In the article the issue of the legal status of the naval exercises in the international public law of the sea in the context of the maritime security in light of the adopted in December 2002 after the acts of terrorism on the 11th September 2001 in frames of the amendments to the International Convention for the Safety of Life at Sea, 74/78 (SOLAS 74/78) including the International Ship and Port Facility Code (the ISPS Code). As a result of the heightening of the anti-terrorism measures, also at sea, such exercises received a special significance, however, such question is complicated by the political environment and sanctions between the states of the North Atlantic Treaty Organisation (the NATO) and Russia.
Keywords: exercises, maritime security, terrorism.
Данная работа освещает вопросы международно-правового обеспечения морских учений в области борьбы с терроризмом на примере Балтийского моря, в том числе исследуя в качестве примера проводимые в настоящее время учения НАТО «Балтопс - 2016». Специфика ситуации подчеркивается политической , -
тайских государств Российская Федерация в настоящее время участия не принимает. Антитеррористические учения на море Россией прово. -
водов делается заключение о необходимости большего сотрудничества в данной области на международном уровне.
Одной из самых эффективных мер предотвращения террористических нападений, в том числе на море, является проведение учений.
Непосредственно как мера борьбы с терроризмом на море учения в данной области на между-
по охране судов и портовых средств (Кодексе ОСПС) [1, р. 147]. Кодекс ОСПС содержит требования к проведению учений для достижения та-
ких целей как обеспечение наличия адекватных и надлежащих мер охраны на море [3, р. 97] и процедур реагирования (ст. ст. 1.2., 1.3, 13 Кодекса).
В ходе проводимых с 3 по 18 июня 2016 г. на территории Балтийского моря в южной его часта у берегов Швеции, Дании и Польши международные учения НАТО «Балтопс-2016» в качестве сценария отрабатываются и конфликтные ситуа-. 2016
участие 50 судов из 18 стран НАТО и партнеров альянса (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия, Бельгия, Италия, Эстония, Латвия, Литва, Франция, ФРГ, Голландия, Польша, Португалия, Испания, США и Англия). Проведение учений, однако, осложнено тем фактором, что по политическим обстоятельствам Россия в данных учениях участие не принимает.
Балтийское море играет большую роль в судоходстве с точки зрения мировой торговли и интенсивных пассажирских перевозок.
Правовой режим проведения учений на море установлен Конвенцией ООН по морскому праву
1982 г. При проведении таких учений в соответствии с положениями Конвенции определенные территории Балтийского моря закрываются для судоходства. Ст. 25 (3) Конвенции 1982 г. предусмотрено, что прибрежное государство может без дискриминации по форме или по существу между иностранными судами временно приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для проведения учений с использованием оружия. Такое
приостановление вступает в силу только после , -
пломатическим путем через «Извещения мореплавателям» или иным образом.
В ходе данных учений суда периодически приближаются к российской границе. Однако по, ,
затрагивает территориальное пространство России, подобные маневры полностью легитимны. Тем не менее, подобные действия постоянно отслеживаются и контролируются прибрежным .
Анти-террористические учения на море проводятся прибалтийскими государствами и самостоятельно на национальном уровне, так же как и со стороны РФ. У побережья Балтийского моря в районе Калининградской области постоянно проводятся военные учения, в том числе анти.
подобных учений проводится отработка действий по пресечению возможных террористических актов в отношении объектов морской экономической деятельности. В 2015 г. в период 26-27 августа, к примеру, были проведены учения «Балтийский щит - 2015». При проведении учений использовался сценарий о группе террористов, которые с помощью двух скоростных маломерных плавсредств пытались совершить захват, или, в случае неудачи, подорвать нефтедобываю-. -тывались такие навыки как блокирование района
Литература:
1. Liss C. Oceans of crime: maritime piracy and transnational security in Southeast Asia and Bangladesh. Singapore : Institute of Southeast Asian Studies, 2011. 425 p.
2. Lundqvist S. Cultivating Regional Maritime Security: Swedish-Finnish Naval Cooperation in the Baltic Sea / S. Lundqvist, J. Widen // I. Chapsos, C.Kitchen (eds.). Strengthening Maritime Security Through Cooperation. Amsterdam : IOS Press, 2015. 94 p. P. 63-73.
3. McNicholas M. Maritime Security: An Introduction. Amsterdam : Elsevier, 2008. 447 p.
, ,
преступников и пресечение их действий.
Некоторые учебные маневры, в особенности, когда российские военные морские и воздушные
суда приближаются к границам других прибреж-
,
реакцию. Хотелось бы подчеркнуть, что подобные заявления не соответствуют нормам между,
положениями Конвенции 1982 года прибрежные государства не могут произвольно ограничивать свободу военного мореплавания в исключительной экономической зоне. В данной зоне для военных судов действует свобода судоходства, те. военные суда вправе осуществлять военно-морское присутствие и повседневную деятельность в соответствии с Уставом ООН и другими
,
ст. 58 (1) Конвенции 1982 г., которая предоставляет всем государствам свободу судоходства и полетов на данной территории.
Проведение любых маневров или учений с оружием любого вида запрещено только в территориальном море иностранного государства в соответствии со ст. 19 (2) (Ь) Конвенции 1982 г.
На настоящий момент на территории Балтийского моря не было совершено ни одного серьезного террористического инцидента [2, р. 65]. Это во многом обусловлено тем, что прибрежными государствами Балтийского моря являются развитые демократические государства. Угрозу безо, ,
миграционный кризис в Европе также как и ис-.
Для эффективной борьбы с терроризмом на море необходимо координированное сотрудничество не только органов власти, военно-морского флота, пограничного контроля и патрулирования, таможенного контроля, представителей частного сектора судоходной отрасли, но и непосредственно самих прибалтийских государств.
Literature:
1. Liss C. Oceans of crime: maritime piracy and transnational security in Southeast Asia and Bangladesh. Singapore : Institute of Southeast Asian Studies, 2011. 425 p.
2. Lundqvist S. Cultivating Regional Maritime Security: Swedish-Finnish Naval Cooperation in the Baltic Sea / S. Lundqvist, J. Widen // I. Chapsos, C.Kitchen (eds.). Strengthening Maritime Security Through Cooperation. Amsterdam : IOS Press, 2015. 94 p. P. 63-73.
3. McNicholas M. Maritime Security: An Introduction. Amsterdam : Elsevier, 2008. 447 p.