СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Сердюк А. В.
2.6. ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ НА ПРИМЕРЕ КАБАРДЫ И БАЛКАРИИ
Сердюк Анна Владимировна, аспирантка. Место учебы: Российский государственный университет правосудия. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье анализируются особенности судопроизводства Кабарды и Балкарии. Результаты проведения Российским государством судебной реформы на Северном Кавказе для обеспечения благоприятных условий для проживания присоединенных народов. Функционирование особых судебных учреждений.
Ключевые слова: Российская Империя, Северный Кавказ, Суды, Горские суды, Судебная реформа, Судебная власть.
THE INTRODUCTION OF THE JUDICIAL REFORM OF 1864 IN THE NORTH CAUCASUS USING KABARDA AND BALKARIA AS THE SUBJECT
Serdyuk Anna Vladimirovna, postgraduate student. Place of study: Russian state University of Justice. E-mail: [email protected]
Annotation: The article analyses the specifics of the legal proceedings in the Kabarda and Balkaria. The implementation of the Judicial system reform carried out by the Russian Empire in the North Caucasus to create favourable conditions for the newly joined peoples. Functioning of special legal agencies.
Keywords: The Russian Empire, The North Caucasus, Courts, Mountain Courts, Judicial reform, Judicial authority.
Кабарда и Балкария. В соответствии с судебной реформой 1869 года был образован Нальчикский горский словесный суд. Юридической основой для него стали «Временные правила...».
Важно заметить, что в отличие от «Временных правил..», которые закрепляли подсудность горских словесных судов, подсудность Нальчикского горского словесного суда была шире. Так, если по общему правилу к ведению горских словесных судов относилось рассмотрение гражданских исков по долговым обязательствам, «когда такие иски не основаны на формальном акте, и о наследстве, хотя бы в состав оного входило недвижимое имущество, о разделе наследства и споров наследников между собой и против действительности духовных завещаний, составленных по горским обычаям на сумму до двух тысяч рублей»1, то Нальчикский горский словесный суд рассматривал эти вопросы суммой до четырех тысяч рублей. Причины такого «доверия» остаются неизвестными, со своей стороны можем лишь предположить, что это было связано с тем, что самодержавие именно с этого региона Северного Кавказа хотело опробовать расширение полномочий горских словесных судов в целом.
Исследователи Думанов Х.М. и Кетов Ю.М. рассматривая структуру Нальчикского горского суда, отмечают, что он изначально состоял из двух частей: кабар-
1 Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского края. СПБ 1912.С.104.
динской и балкарской2. Это мнение, на наш взгляд, ошибочно. Полагаем, что такое мнение о структуре суда у исследователей возникло в связи с использованием в качестве источника дореволюционной монографии «Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского Края». Однако используемые в монографии сведения датируются 1908-1911 годами, когда уже действительно существовало два отделения суда. Нам представляется, что создание балкарского отделения в составе Нальчикского горского словесного суда следует датировать не раньше 1888 года.
Муратова Е.Г. в своем исследовании отмечала, что поверенные горских обществ, ссылаясь на то, что в Нальчикском суде накоплено очень много дел, и они разбираются чрезвычайно медленно, постановили ходатайствовать перед Начальником области об открытии отделения горского суда на счет обществ: Балкарского, Хуламского, Безенгиевского, Урусбиевского, Че-гемского и Гунделенского3. Это же положение можно проследить и в архивных документах4.
По вопросам подведомственности различий между частями (отделениями) не было. Кабардинское отделение решало вопросы, связанные с кабардинцами, балкарское отделение рассматривало вопросы «бол-кар, безенгиевцев, хуланцев, чегемцев и урусбиев-цев».
Рассматривая деятельность Нальчикского горского словесного суда, необходимо уделить особое внимание его составу. Суд должен был состоять из депутатов и кадия. Выборы депутатов осуществлялись в два этапа. На первом этапе, на сельском сходе выбирали выборщиков, которые уже должны были выбирать кандидатов в депутаты в суд. Однако на практике происходило несколько по-иному. На втором этапе выборщики «на своем съезде отдавали свои голоса за выдвигаемые местной администрацией кандидатуры в окружной суд»5.
В итоге кандидатами в суд становились представители местной знати. Подобная ситуация на практике нивелировала самый главный принцип, который закладывался в смысл и назначение проводимых судебных преобразований - бессословный характер суда.
Архивные фонды Центрального Государственного Архива КБР сохранили целый пласт судебных материалов Нальчикского горского словесного суда. Анализ этих материалов позволяет нам не только увидеть практическую реализацию заложенных принципов судоустройства и судопроизводства во «Временных правилах..», но и исследовать сложившуюся судебную практику нового судебного органа.
Необходимо признать, что среди всей массы судебных решений особняком стояли решения, связанные с нарушением сложившихся властных устоев. Здесь можно выделить решения, связанные с противодействием российским чиновникам, нарушение паспортного режима, преступления против местных князей. В связи с особым статусом этих нарушений данные дела рассматривались коллегиально, а в зависимости от тяжести последствий и серьезности проступка материалы передавались во Владикавказский окружной суд6.
2 См:Думанов Х.М., Кетов Ю.М. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVIII-XIX века. Нальчик, 2000. С. 62.
3 Муратова Е.Г. Балкарские общества на пути от традиций к со-BpeMeHHOCTn(XVII- началоХ!Х в.). Нальчик, 2012. С.89.
4 См: ЦГА КБР Ф.6. Оп.1. Д.89. Л. 123.
5 Думанов Х.М., Кетов Ю.М. Указ. соч. С.63.
6 См: ЦГА КБР Ф.6. ОП.1.Д.623. Л.45, 45об, 63 об.
73
5'2014
Пробелы в российском законодательстве
Особое отношение к вопросу выезда за пределы округа можно проследить в решении суда в отношении местных жителей Аюба Хапова и Миза Абитова, которые выехали за пределы округа без разрешения7.
Как было отмечено в предыдущем параграфе, «Временные правила....» достаточно четко определяли пределы полномочий горских словесных судов. И любой выход за пределы полномочий вел к отмене решения суда. Так правилами было закреплено, что иски с участием местных жителей рассматривались по месту нахождения ответчика. В связи с нарушением этого правила Начальником области было отменено решение Нальчикского горского словесного суда в отношении жителя Кубанской области8.
Начальник области не ограничивался только правом отмены того или иного решения. Он также мог толковать некоторые нормы, связанные с реализацией «Временных правил..». Так, Начальник Терской области в связи с обращением Нальчикского горского словесного суда от 1 октября за № 2461 по вопросу направления взыскиваемых сумм, налагаемых горскими судами, давал следующие пояснения: «Штрафы, о которых упоминается в § 40, бывают 2 родов: 1) налагаемые горскими судами на виновных за разные проступки и 2) взыскиваемые судами в силу § 32 тех же правил за неявку без уважительных причин вызываемых судом свидетелей. Штрафы первого рода обращаются в разные места, смотря по тому, в каком порядке и за что именно они налагаются, и в том случае горские суды должны руководствоваться следующими законоположениями: на основании § 52 временных правил для горских судов, при решении дел уголовных суд определяет виновному наказание по закону, следовательно, суд может наложить на виновного денежное взыскание только тогда, если об этом постановлено в законе, предусматривающим совершенный проступок, а потому суд при наложении штрафов по постановлениям Устава о наказаниях, налагаемых мировым судом, должен руководствоваться ст. 24 того устава, на основании которой денежные взыскания, за исключением лишь случаев, означенных в том уставе, поступают в земский капитал на устройство мест заключения для подвергаемых аресту (ст. 48, 106 и 168 уст.). Если же штраф налагается по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных, то тогда суд в точности должен руководствоваться ст. 42 того Уложения, по которой во всех тех случаях, когда постановлениями Уложения или особыми узаконениями не означено, куда именно поступают штрафы, налагаемые в силу означенных постановлений, штрафы эти обращаются в доход государственного казначейства, в тот же источник должны быть обращаемы во всех случаях и штрафы второго рода, т.е. взыскиваемые за неявку свидетелей. Разъяснение это предлагаю Вашему Высокоблагородию принять к точному руководству и неприемлемому исполнению9.
Эту же позицию можно проследить в отношении Начальника Терской области адресованном начальникам округов, по вопросу применения параграфа 56 «временных правил.» горских судов о случаях обжалования решений суда, которые считаются окончательными. Начальник Терской области предлагал «горскому суду не принимать апелляционных жалоб на те решения судов, которые считаются на основании приведен-
7 ЦГА КБР Ф.25. ОП.1.Д.3804, 3799. Л.1.
8 ЦГА КБР Ф.6. ОП.1.Д.180. Л.10.
9 ЦГА РСО-Апания, Ф. 12. Оп. 3. Д. 1477. Л. 161.
ного § 56 правил окончательными. Кроме того, обязать горский суд при объявлении решений указывать сторонам, что апелляционные жалобы на решения должны быть подаваемы Вам и что я не буду принимать таких жалоб на горские суды после Вас»10 11.
В ходе судебной реформы в Кабарде и Балкарии были созданы сельские суды. Юридическая основа этих учреждений была заложена в «Положении о сельских (аульных) обществах и общественном управлении Терской области»11. Согласно данному положению суд состоял из 3 судей, одного делегата и сельского эфенди. Интересным было то обстоятельство, что членами суда могли становиться только местные жители. Представитель иного административного образования мог появиться в сельском суде, только если отличался большим опытом и являлся знатоком обычного права.
Выборы осуществлялись на сельском сходе. На сходе присутствовали все, кроме женщин, несовершеннолетних, умалишенных и лиц находящихся «под судебным надзором»12.
Как и в Нальчикском горском словесном суде, так и в сельских судах можно было наблюдать полную подконтрольность действий суда местной администрации. Так, согласно «Положению о сельских (аульных) обществах и общественном управлении Терской области», за участковым начальником закреплялось право отстранять от должности старшину, судей и их помощников13.
Сельские суды были вправе рассматривать спорные дела между жителями села в размере 100 рублей. Иные сельские суды Кубанской и Терской областей разбирали споры до 30 рублей. Согласно мнению Ду-манова Х.М. и Кетова Ю.М., подобные преференции были вызваны тем, что кабардинцы имели определенные заслуги перед российской администрацией в деле охраны границ России14.
В положении были определены следующие преступления, которые могли рассматривать сельские суды: порча воды в реках, канавах и колодцах, продажа населению испорченных продуктов, неподача помощи при наводнении, пожаре и тому подобных происшествиях, обида словом в мечети или общенародно, удар другого рукою, ногою, палкою или иным подобным предметом без причинения увечья, злоумышленная запашка или потрава чужого поля, порча забора, обмер, обсчет, необъявление забытого скота, необъявление об имуществе заведомо краденном, необъявление находки чужой вещи, денег, злоумышленная растрата работником хозяйственного имущества,
воровство, кража, воровство, мошенничество, когда убыток краденного не превышает 30 рублей и когда воровство сделано в первый раз»15.
Все эти нарушения должны были караться тремя видами наказаний: общественные работы сроком на 6 дней, арест сроком на 7 дней с заключением в комнату при дворе старшины, штраф 10 рублей.
В решении сельских судов можно увидеть различные предметы разбирательств. Важно отметить, что имущественных споров было значительно больше. Однако судебные решения сельских сходов интересны не
10 Там же. 1065, Л. 1-3.
11 ЦГА КБР Ф. 2. ОП.1.Д.888. Л.1.
12 Там же.
13 См: «Кубанская справочная книжка». Екатеринодар.1891. С.220.
14 См: Думанов Х.М., Кетов Ю.М. Указ. соч. С.83.
15 ЦГА КБР Ф.2. ОП.1.Д.888. Л.3.
74
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ Сердюк А.В.
только предметом разбирательства, а тем, что «материалы сельских судов имеют ценность ... как свидетельство письменной фиксации судебных дел, специфики и порядка судопроизводства в кабардинских селениях в последней трети XIX и начале XX веков,. и как форма закрепления норм обычного права кабардинцев, сферы их применения в качестве социальных регуляторов»16.
Немаловажное значение в судебной системе кабардинцев и балкарцев играли медиаторские суды, которые создавались для разрешения спорного дела. Такие суды создавались по согласию сторон. Важнейшей особенностью медиаторского суда было то, что их решения считались окончательными и не могли обжаловаться17.
Оценивая в целом проведение судебной реформы в Кабарде и Балкарии, важно отметить, что был сделан важнейший шаг к приобщению местного населения к российскому судоустройству и судопроизводству. Вместе с тем, чрезмерное влияние царских чиновников в лице начальника области, существенно сказывалось на проведении судебной реформы. Вмешательство чиновников в судебные решения, а именно выступления их в роли апелляционной инстанции, существенно ограничивало регулятивную роль новых судебных органов. А усиление роли местной знати, по сути, нивелировало важнейший ее принцип - бессословность.
Список литературы
1. Центральный Государственный Архив Кабардино-Балкарии (ЦГА КБР) Фонд 6. «Управление нальчикского округа Терской области»- Оп.1. Д.89. Л. 123.; ОП.1.Д.180. Л.10.; ОП.1.Д.623. Л.45- 45об, 63 об.
2. Центральный Государственный Архив Республики Северная Осетия-Апания (ЦГА РСО-Апания) Фонд 12. «Канцелярия начальника Терской области»- Оп. 3. Д. 1477. Л. 161.;
3. Абазов А.Х. Материалы сельских судов как источник изучения обычного права кабардинцев в последней трети XIX - начале XIX. // Правовая политика правовая жизнь . 2013. №4. С. 110-114.
4. Думанов Х.М., Кетов Ю.М. Адыга хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVIII - XIX века. Нальчик: КБНЦ РАН, 2000. -129с
5. Муратова Е.Г. Балкарские общества на пути от традиций к современности во второй половине XVII -начало XIX века. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2012. -157с.
6. Кубанская справочная книжка». Екатеринодар: Ку-бан. обл. стат. ком.1891.
7. Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского края. СПБ: Сенатская типография, 1912. -288с.
8. Нестеренко Л.С. Особенности реализации судебной реформы 1864 г. На территории Северного Кавказа// Пробелы в российском законодательстве №5 2011, стр.233
9. Ванькина Е.А. О предпосылках введения института мировых судей в рамках судебной реформы 1864 года.// Социально-политические науки №2 2012, стр. 82
10. Петров К.В. Концепции земской реформы 1864 года в проектах представителей царской администра-
ции и дворянского сословия// Пробелы в российском законодательстве №4 2009, стр. 323.
Рецензия
на статью «Проведение судебной реформы 1864 года на Северном Кавказе на примере Кабарды и Балкарии» аспирантки кафедры «Истории права и государства» Российской академии правосудия, Анны Владимировны Сердюк.
Статья А. В. Сердюк посвящена проведению судебной реформы 1864 года на территории Кабарды и Балкарии (ныне республики Кабардино-Балкария). Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как Кабарда и Балкария в силу своего географического положения, менталитета, культуры религии и мировоззрений всегда были интересны исследователям. Вместе с тем, реализации судебной реформы в данном регионе, недостаточно изучена. Автором проведена немалая работа в изучении данного вопроса и разработке предложений для улучшения судебных преобразований в регионе на практике.
Научная статья А.В. Сердюк «Проведение судебной реформы 1864 года на Северном Кавказе на примере Кабарды и Балкарии» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой «Истории права и государства» Российской академии правосудия, Владимир Евгеньевич Сафонов
16 Абазов А.Х. Материалы сельских судов как источник изучения обычного права кабардинцев в последней трети - начале // Правовая политика и правовая жизнь. 2013.№ 4. С.113.
17 ЦГА КБР Ф.2. ОП.1.Д.402. Л.7,8.
75