Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИКИ РАЙОНИРОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ПРОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИКИ РАЙОНИРОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЙОНЫ / ОКРУГИ / НОВОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ / УЕЗДЫ / ВОЛОСТИ / ПОЛИТИКА РАЙОНИРОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Норматов О.М.

В этой статье освещаются процессы политики районирования Узбекистана. Национально-территориальное разграничение и создание новых советских республик и автономных областей в Центральной Азии обусловили необходимость проведения районирования в Центральной Азии, включая Узбекистан. Этнический состав населения в Центральной Азии в период политики регионализации, различные уровни экономического и культурного развития и другие факторы, в том числе упразднение провинций, районов и районов в Узбекской ССР, районных комиссий и районов вместо административных единиц. и создание сельских советов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARRYING OUT THE POLICY OF ZONING IN UZBEKISTAN

This article highlights the processes of zoning policies implemented in Uzbekistan. National-territorial delimitation and the creation of new Soviet republics and autonomous regions in Central Asia necessitated zoning in Central Asia, including Uzbekistan. The ethnic composition of the population in Central Asia during the period of regionalization policy, various levels of economic and cultural development and other factors, including the abolition of provinces, regions and districts in the Uzbekistan SSR, district commissions and regions instead of administrative units. and the creation of rural councils.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИКИ РАЙОНИРОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Норматов О.М., доктор философии, PhD Чирчикский государственный педагогический институт

Ташкентская область

ПРОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИКИ РАЙОНИРОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: В этой статье освещаются процессы политики районирования Узбекистана. Национально-территориальное

разграничение и создание новых советских республик и автономных областей в Центральной Азии обусловили необходимость проведения районирования в Центральной Азии, включая Узбекистан. Этнический состав населения в Центральной Азии в период политики регионализации, различные уровни экономического и культурного развития и другие факторы, в том числе упразднение провинций, районов и районов в Узбекской ССР, районных комиссий и районов вместо административных единиц. и создание сельских советов.

Ключевые слова: районы, округи, новое административное разделение, уезды, волости, политика районирования, национально-территориальное размежевание.

Normatov O.M., doctor of philosophy histоriсal sde^es, PhD

Chirchik State Pedagogical Institute

Tashkent region

CARRYING OUT THE POLICY OF ZONING IN UZBEKISTAN

Abstract. This article highlights the processes of zoning policies implemented in Uzbekistan. National-territorial delimitation and the creation of new Soviet republics and autonomous regions in Central Asia necessitated zoning in Central Asia, including Uzbekistan. The ethnic composition of the population in Central Asia during the period of regionalization policy, various levels of economic and cultural development and other factors, including the abolition of provinces, regions and districts in the Uzbekistan SSR, district commissions and regions instead of administrative units. and the creation of rural councils.

Key words: districts, districts, new administrative division, counties, volosts, zoning policy, national-territorial delimitation.

В конце 1924 и в начале 1925 годов работы по политике районирования, национально-территориального размежевания,

проводимых в Средней Азии были неразрывно связаны и административным разделением Узбекской ССР. Созданная Комиссия районирования Узбекской ССР под руководством И. Мегедевича усилила свою деятельность начиная с июня 1924 года.

К окончательному проведению политики районирования в Узбекистане приступили в 1926 году. В начале марта 1926 года была создана Центральная политическая комиссия при ЦК Компартии Узбекистана. В составе комиссии было 16 членов, руководителем комиссии был назначен народный комиссар Рабоче-крестьянской инспекции Узбекской ССР Ахмадбек Мавлонов. Со стороны Центральной политической комиссии было создано еще 4 малых комиссий: техническая, научная, советское строительство и финансово-экономическая. Малая техническая комиссия занималась подготовкой карт и материалов, организацией проверок и других работ. Малая научнаякомиссия собрала вокруг себя научных работников и практиков, отлично знающих географию, экономику, этнографию и природно-исторические условия и особенности. Она основательно изучила хозяственную, водную систему, пути связи и состав населения определенных районов, и определила методы и принципы районирования на основе собранных материалов и начала обсуждать их. Малая комиссия по советскому строительству должна была решить вопросы системы будущего Советского управления, изменить существующее четырехступенчатое управление на трехступенчатое.

На заседании Исполнительного комитета ЦК Компартии Узбекистана было утвержден рабочий план Центральной политической комиссии по районированию. По этому плану деятельность данной комиссии должна была начаться с проведения описывающих проверочных работ во всех областях Узбекистана 1-10 апреля 1926 года. Как было отмечено в решении, комиссия должна была завершить работы по районированию в 1926 году. Для этого 15-25 марта на местах были созданы политические областные и уездные комиссии, в их составвошли секретарь обкома, председатели облисполкома и облплана, секретарь уезда, а также, председатели уездного исполкома, областного земельного управления, воднохозяйственного управления, областной конторы хлопкового комитета, представитель союза "Кошчи" и другие.

Вопрос районирования был основным вопросом порядка дня Пленума Центральной политической комиссии по районированию, состоявшегося в мае 1926 года, III пленума 2-созыва ЦК Компартии Узбекистана идругих заседаний. В докладах А.Мавлонбекова и принятых резолюциях по этому поводу показаны

Вообще, районирование в Средней Азии, в том числе и в Узбекистане, надо было проводить с учетом национального состава населения, связанность ирригационных систем, направление хозяйственным форм некоторых районов, экономических связей населения и другие важные факторы хозяйственной и культурной жизни.

25-29 сентября 1926 года в Самарканде состоялась V сессия Центрального Исполнительного Комитета Советов Узбекской ССР, на ней были рассмотрены и утверждены вопросы проекта районирования государственного бюджета и экономики.На первом заседании сессии с

докладом о проекте районирования выступил Председатель Президиума Центрального Исполнительного Комитета Узбекской ССР Юлдаш Ахунбабаев. В своем докладе и анализировалэкономическое положение хозяйства Узбекистана, отметил что задача районирования Узбекистана будет играть важную роль в будущем развитии республики. По докладу Ю.Ахунбабаева с речью выступили 14 докладчиков. Этот вопрос стал причиной резких дискусссий и обсуждений на самой сессии. Например, определение центром округа Сурхандарья города Кумкургона вместо Шеробода, вместо центра Средне-Зарафшанского округа Карманы -Мирбозора или города Каттакургана, включение Новского района в состав Хаджентского округа, а не Ташкентского, создание отдельного района Исфара- все эти вопросы стали поводом горячих дискуссий и споров.После После завершающего изучения данных мнений комиссией, был подготовлен последний проект постановления о районировании и представлен во внимание участников сессии 29 сентября 1926 года V сессия приняла историческоепостановлениео районировании. Это постановление было опубликовано в газетах "Кизил Узбекистон" и "Правда Востока" 18 октября 1926 года [4.]. Всоответствии с этим постановлением, в Узбекской ССР было реализовано административно-экономическое районирование. Вместо существующих на время в Узбекской ССР 7 областей, отдельного Конмехского казахского района, 23 уездов, 241 волости и 1163 сельских советов были созданы новые административные единицы: 10 округов, 87 районов и 1720 [5.].

После начальной части постановления о районировании, названия 10 окргов и 87 районов приводятся в следующем порядке:

Округи и районы в составе Узбекской ССР: 1. Хорезмский округ -центр город Хиваа; создан на основе полностью Хорезмской области; состоит из 10 районов. 2. Бухарский округ-центр - город Эски Бухоро; создан на основе полностью Бухарского и Гиждуванского уездов; состоит из 7 районов. 3. Средне-Зарафшанский округ - временный центр-город Кармана,создан на основе полностью города Кармана, частичноНуроты, Джизакского, Каттакурганского уездов и города Каттакургана; состоит из 6 районов. 4. Самаркандский округ- центр-город Самарканд; создан на основе полностью Самаркандского уезда, частично Джизакского, Каттакурганского и Нуротинского уездов; состоит из 10 районов. 5. Ташкентский округ - центр-город Ташкент, создан на основе всей Ташкентской области, состоит из 11районов. 6. Хаджентский округ -центр-город Хаджент, создан на основе Наманганского, Конибодомского уездов,состоит из 4 районов. 7. Кокандский округ-центр город Коканд,весь Кокандский уезд, на основе частично Наманганского и Ферганского (Маргелан) уездов, состоит из 11 районов. 8.Андижанский округ - центр-городАндижан,весь Андижанский уезд, частично Ферганский (Маргелан). Наманганский и Кокандский уезды, состоит из 12 уездов. 9. Сурхандарьский округ-временный центр город Шерабад, создан на основе всей Сурхандарьинской области, состоит из 6 районов. 10.

Кашкадарьинский округ-центр город Бехбуди (нынешний Карши), создан на основе всей Кашкадарьинской области, состоит из 8 районов.11. Отдельный район Конимех-центр Конимех, создан на основе бывших Бешрабатской, Аю-Теренской, Бойметантекской и Тошкудукской волостей [6.].

Разделение Узбекской ССР на новые округи и районы дало возможность улучшения работ аппарата Советов, приблежения его к народу и снизить расходы на органы управления и обеспечило развитие поизводственных сил в республике. А также, политика экономического и административного районирования послужила интересам Центра. Советское правительство и большевики старались использовать результаты районирования в своих интересах.

Использованные источники:

1. Вся Средняя Азия. Справочная книга на 1926 хоз. год. С приложением схематической карты Средней Азии. - Ташкент: Изд. Средне - Азиатского отделения Российско - Восточной торговой палаты, 1926. - С. 90.

2. Мавлонбеков А. Доклад по "Проведение районирования в Узбекской ССР".газета "Правда Востока", 25 июня 1926 года.

3.Материалы по районированию Узбекистана. Выпуск I. Краткая характеристика проектируемых округов и районов. - Самарканд: Издание ЦКР Уз, 1926. - С. VI.

4. Хакимов М.Х. Развитие национальной советской государственности в Узбекистане в период перехода к социализму. Основные проблемы. -Ташкент: "Наука", 1965.

5. О районирование // "Правда Востока", 18 октября 1926 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.