Научная статья на тему 'Проведение международных саммитов в Японии: опыт организации и развитие региона на примере Йокогамы и Окинавы'

Проведение международных саммитов в Японии: опыт организации и развитие региона на примере Йокогамы и Окинавы Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
264
46
Поделиться
Ключевые слова
САММИТ АТЭС / БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА / ЯПОНИЯ / ОКИНАВА / РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ВЛАДИВОСТОК

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Пустовойт Е. В.

В данной статье делается попытка осветить организационные моменты проведения международных саммитов в Японии: 22-ой встречи глав государств АТЭС в 2010 г. в городе Йокогама и 26-го саммита «Большой Восьмерки» в 2000 г. в префектуре Окинава. На примере этих двух саммитов анализируются основные «досаммитовские» организационные работы и «послесаммитовское» развитие регионов, основное внимание из которых уделено префектуре Окинава.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проведение международных саммитов в Японии: опыт организации и развитие региона на примере Йокогамы и Окинавы»

УДК 327.57 (52)

научный сотрудник ИИАЭ ДВ ДВО РАН

Проведение международных саммитов в Японии: опыт организации и развитие региона на примере Йокогамы и Окинавы

В данной статье делается попытка осветить организационные моменты проведения международных саммитов в Японии: 22-ой встречи глав государств АТЭС в 2010 г. в городе Йокогама и 26-го саммита «Большой Восьмерки» в 2000 г. в префектуре Окинава. На примере этих двух саммитов анализируются основные «досаммитовские» организационные работы и «послесаммитов-ское» развитие регионов, основное внимание из которых уделено префектуре Окинава.

Ключевые слова: саммит АТЭС, Большая Восьмерка, Япония, Окинава, развитие инфраструктуры, Владивосток.

I. Введение

Проведение регулярных международных саммитов и встреч глав государств на высшем уровне во многом поднимает политический престиж государства-организатора, независимо от целей мероприятия и его повестки дня. Зачастую проведение крупных международных мероприятий и сопряженные с ними организационные работы в совокупности способствуют экономическому, социальному и культурному развитию региона или города, где проходят такого рода события. До проведения международного саммита государство-организатор стремится развивать инфраструктуру региона (включая создание новых транспортных систем, строительство современных дорог, специализированных объектов, модернизацию городского хозяйства, развитие туристической инфраструктуры и т.д.) и по мере необходимости разрабатывает детальную экономическую стратегию развития этого региона уже после саммита.

24-ая ежегодная встреча (саммит) лидеров государств АТЭС пройдет в России в сентябре 2012 г. Местом проведения саммита был избран город Владивосток. В рамках проведения саммита АТЭС-2012 во Владивостоке принята широкомасштабная программа по созданию новой и модернизации старой городской инфраструктуры. Эта программа включает в себя строительство двух мостовых переходов, нового федерального университета, очистных сооружений, реконструкцию дорог и др. Данная программа призвана способствовать улучшению экономического развития Владивостока, его городского хозяйства и облика города в целом.

В данной статье автор делает попытку осветить некоторые организационные моменты проведения международных саммитов и показать какой эффект оказали те или иные международные мероприятия на развитие региона. Для примера были выбраны два региона Японии: город Йокогама, в котором проходила 22-ая встреча глав государств АТЭС в 2010 г. и пре-

фектура Окинава, которая принимала 26-й саммит «Большой Восьмерки» в 2000 г На примере этих двух саммитов автор показывает основные «досам-митовские» организационные работы и анализирует «послесаммитовское» развитие регионов, не затрагивая при этом политической составляющей встреч и их результатов. В таком контексте основное внимание будет уделено подготовке саммита АТЭС в Йокогаме и его организационной деятельности, а также программе развития префектуры Окинавы после 2000 г.

II. Организация 22-ой встречи глав государств АТЭС в 2010 г. в Йокогама

С момента возникновения форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 1989 г. Япония проводила встречу глав стран АТЭС два раза: в 1995 г. в городе Осака прошла 7-ая ежегодная встреча, и в 2010 г. в городе Йокогама состоялась 22-ая встреча.

Йокогама - это крупнейший портовый город Японии, расположенный к юго-западу от Токио. Он является административным центром префектуры Канагава. По данным на 1 сентября 2011 г. население Йокогамы составляет 3, 693 тыс. чел.[9, с. 1]

22-ая встреча глав стран АТЭС проходила с 7 по 14 ноября 2010 г. Мероприятия, связанные с АТЭС проходили с 9 декабря 2009 г. по 14 ноября 2010 г. в городах Токио, Хиросима, Саппоро, Фукуи, Бэппу, Сэндай, Нара, Гифу, Наго, Киото. Основные мероприятия, включавшие в себя Консультативный совет экспертов, 22-ую встречу министров стран АТЭС, встречу глав стран-членов АТЭС, проводились в Йокогаме.

Основными целями саммита явились оценка достижения Богорских целей, формулирование стратегии роста стран-членов АТЭС, разработка плана действий в рамках Стратегии АТЭС в сфере развития и др.

Местом проведения саммита в Йокогаме был выбран Международный зал приемов Pacifico Yokohama. Он был открыт в 1991 г., общая площадь составляет 20 000 м2 , вместимость - около 5000 человек. [6, с. 1]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По экономическому и инфраструктурному развитию Йокогама была полностью готова как место проведения международного саммита такого масштаба: в городе присутствовала вся необходимая инфраструктура для приема гостей, беспрепятственное перемещение гостей от аэропортов (Нарита и Ханэда) до мест проживания и официальных мероприятий. Количество гостиниц обеспечивало необходимую потребность в размещении иностранных гостей. В общей сложности для иностранных делегаций, СМИ, организаторов саммита, обслуживающего персонала и сил безопасности было подготовлено 205 000 гостиничных номеров. [7, с. 40]

Несмотря на полную инфраструктурную готовность города к саммиту, правительство Японии приняло решение об увеличении пропускной способности одного из крупнейших аэропортов Японии - международного аэропорта Ханэда. 21 октября 2010 г. в Ханэда был открыт новый международный пассажирский терминал, связавший 17 зарубежных городов и 49 городов внутри Японии. [16, с. 1]

В рамках саммита АТЭС в городе Йокогама были проведены следующие основные мероприятия по обеспечению безопасности и подготовки городской инфраструктуры:

I. Меры безопасности:

1. мероприятия, проводимые в заливе (усиление патрулирования в заливе, демонтаж затонувших судов, очистка береговой линии залива);

2. усиление мер безопасности на дорогах, в парках, на причалах и пристанях, в метро;

3. усиление полицейских сил (в пиковое время было выделено до 21 000 полицейских);

4. усиление пропускного режима;

5. усиление мер безопасности в международных аэропортах Японии;

6. запрет на выход в акваторию залива без разрешения;

7. усиление ВМС Самообороны Японии в Токийском заливе;

8. усиление мер пожарной безопасности и мер оповещения в чрезвычайных ситуациях.

II. Улучшение городской инфраструктуры:

1. мероприятия, связанные с приведением в порядок хозяйственной системы города (усиление контроля над городской канализацией, газопроводом, линиями электропередач);

2. стрижка газонов, облагораживание общественных территорий, установка временных разделительных полос;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. перекрытие ряда улиц для автотранспортных средств;

4. установка временных ограждений;

5. подготовка участков, на которых располагаются объекты саммита АТЭС;

6. установка дополнительных камер видеонаблюдения в местах отдыха и массового скопления людей;

7. расчистка улиц от брошенных, бесхозных и забытых велосипедов и мотороллеров;

8. размещение многоязычных информационных стендов и плакатов;

9. усиление медперсонала и подготовка медицинских учреждений на чрезвычайный случай;

10. санитарно-гигиенические меры (проведение инспекционных проверок близлежащих от квартала проведения саммита мест общественного питания с целью предотвращения пищевых отравлений). [7, с. 34-39].

На время проведения саммита было нанято от 3400 до 4436 человек ( в зависимости от мероприятий) обслуживающего персонала.

После проведения всех мероприятий в 2011 г. администрация города опубликовала подробный отчет об организации саммита - «Отчет о проведении саммита АТЭС Йокогама-2010 в Японии».

Согласно этому отчету бюджет организации и проведения саммита за 2009-2010 гг. составил около 635 млн. японских йен (8,3 млн. долл. США). Основные денежные средства выделялись на следующие мероприятия: проведение PR-компании на саммите в Сингапуре в 2009 г. и изучение опыта сингапурских коллег; информационная поддержка саммита в Йокогаме; расходы по благоустройству дорог, городского хозяйства, работы в заливе, расходы по обеспечению безопасности саммита и др. [7, с. 138-139]

Вместе с этим экономистами администрации города были сделаны предварительные расчеты ожидаемого экономического эффекта. По их

данным экономический эффект от проведения саммита АТЭС в Йокогаме за пять лет с 2011 по 2015 гг. может составить 35-45 млрд. йен (460-580 млн. долларов США). Ожидаемые налоговые поступления в город за этот период могут составить 450-580 млн. йен (5.8 - 7.5 млн. долларов США). [7, с. 140]

Опыт проведения данного саммита АТЭС интересен с точки зрения его подготовительных мер. Особое внимание было уделено мерам безопасности и благоустройству городской инфраструктуры. Некоторые организационные моменты саммита в Йокогама могут быть применены и использованы при проведении саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 г. Это

- очистка береговой зоны и заливов Владивостока, проверка санитарногигиенических норм в местах общественного питания, кафе и ресторанов и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III. Региональное развитие в префектуре Окинава после саммита «Большой Восьмерки»

Саммит «Большой Восьмерки» ^8) является авторитетным международным политическим клубом, объединяющим наиболее развитые страны мира, такие как Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония. В рамках этого саммита проходят неофициальные встречи лидеров этих стран с участием представителей Европейской комиссии, в ходе которых осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

За всю историю проведения саммитов G8 в России они проходили только два раза: в 1996 г. в Москве состоялся неофициальный саммит (Россия вступила в клуб только в 1997 г.), а в 2006 г. в Санкт-Петербурге прошел 32-й саммит, который Россия впервые проводила как официальный член клуба. В ходе проведения 37-ого саммита в 2011 г. в Довиле (Франция) было заявлено, что Россия будет проводить 40-й саммит «Большой Восьмерки» в 2014 г. [2, с. 1]

В свою очередь Япония провела пять таких саммитов: 5-й саммит в 1979 г. (Токио); 12-й саммит в 1986 г. (Токио); 19-й саммит в 1993 г. (Токио); 26-й саммит в 2000 г. (Окинава-Кюсю); 34-й саммит в 2008 г. (Хоккайдо).

Проведение 26-ого саммита «Большой Восьмерки» в префектурах Окинава и Кюсю представляет интерес с точки зрения «послесаммитов-ского» развития ряда районов на юге Японии, главным образом, префектуры Окинава. Опыт проведения этого саммита и некоторые положения программы экономического развития Окинавы, принятой после саммита, могут быть использованы и применены в России.

Префектура Окинава является самой южной префектурой Японии, состоящая из сотни мелких островов, образующих архипелаг Рюкю. Площадь префектуры составляет 2275,94 км2, население - 1 401 тыс. чел. (данные на 1 сентября 2011 г.) [12, с. 1] Административный центр префектуры

- город Наха.

В рамках 26-ого саммита «Большой Восьмерки» проходили следующие встречи. Восьмого июля состоялась встреча министров финансов в городе Фукуока (префектура Фукуока, о. Кюсю), 12 и 13 июля прошла встреча министров иностранных дел в городе Мияги, префектура Мияги (о. Кюсю). Основные мероприятия и встреча лидеров «Восьмерки» про-

ходили с 21 по 23 июля 2000 г. в городе Наго, в северной части острова Окинава одноименной префектуры. Местом проведения встречи глав государств послужил туристический комплекс Банкоку Синрёкан в Наго.

Основными темами встречи явились: влияние развития информационных технологий на экономику и финансы; борьба с туберкулезом; образование; биотехнологии; предотвращение конфликтов. Общие расходы по проведению саммита составили около 80 млрд. йен (около 743 млн. долларов США). [5, с. 1] В подготовке, организации и проведении саммита принимало участие около 641 организаций и обществ. [8, с. 222]

В преддверии саммита «Большой Восьмерки» в 2000 г. правительство Японии при участии местной администрации реализовала несколько проектов, позволивших модернизировать и улучшить инфраструктуру префектуры Окинава.

В рамках проведения саммита был построен туристический комплекс объектов для проведения крупных международных форумов и встреч -Банкоку Синрёкан. Проектные и строительные работы осуществлялись в течение 2-х лет. Весь комплекс был введен в эксплуатацию в июле 2000 г. Общая площадь объекта - около 3072 м2. Расходы на строительство составили примерно 3 млрд. йен (30 млн. долларов США). [8, с. 44-47] Данный комплекс включает в себя несколько объектов: конференц-зал «Саммит-холл» (площадь - 441 м2, расчетных мест - 730); конференц-зал «Оушэн-холл» (площадь - 323 м2, расчетных мест - 460); комната отдыха, кафе, бизнес-зал, VIP-зал, парковка на 130 автомобилей. [1, с. 1] Для обеспечения информационного освещения саммита за один год был построен Международный медиа-центр. Общая площадь центра составляет 10500 м2.[8, с. 52]

К открытию саммита 28 июня 2000 г. была введена в эксплуатацию платная автотрасса шоссейного типа на узле «Нисихара», являющаяся частью шоссейной линии «Окинава». Данный узел связан с автотрассой «Ха-эбару», начинающейся из аэропорта в Наха. Общая протяжённость трассы от аэропорта составила 2,4 км. Введение данного шоссейного участка позволило уменьшить общее время движения от аэропорта Наха до места проведения саммита в Банкоку Синрёкан.

Вместе с этим был модернизирован аэропорт в Наха, в котором не осуществлялось ремонтных работ с момента проведения Всемирной выставки «ЭКСПО-1975 Окинава». Автотрассы, пересекающие остров Окинава с севера на юг, также были модернизированы и благоустроены. От мусора были очищены и приведены в порядок основные автомагистрали, пляжи, достопримечательности. Активно проводили озеленительные работы вдоль дорог.

Проведена реконструкция, модернизация и очистка ряда объектов, таких как парки, речные и морские каналы, портовые сооружения и ряд объектов в аэропорту. Для проведения торжественных мероприятий и форумов в рамках саммита в комплексе объектов «Окинава Конвеншэн Сен-тер» в городе Гинован (расположен в центральной части острова Окинава в 10 км от Наха) провели модернизацию с увеличением зала приемов. Весь комплекс включает конференц-залы, театр и выставочный зал. Общая площадь комплекса - 6338 м2. [15, с. 1]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо конференц-залов в программу реставрации был включен и

замковый комплекс Сюри в Наха. Замок Сюри был построен в конце XIV

в. и являлся резиденцией королей Сё до присоединения королевства Рюкю к Японии в 1879 г. Во время Второй мировой войны значительная часть замка была уничтожена. Восстановительные работы замкового комплекса начались в 1992 г. К началу саммита «Большой Восьмерки» были восстановлены основные объекты замка Сюри. В год саммита замок был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. До 2008 г средняя посещаемость замкового комплекса японскими и иностранными туристами составляла около 2 млн. чел. в год [15, с. 1].

При определении места проведения саммита «Большой Восьмерки» в 2000 г японское правительство стремилось, прежде всего, реализовать несколько целей на Окинаве.

Во-первых, это политические цели. В префектуре Окинава размещается до 73,9 % от всех военных объектов и баз США на территории Японии. Военные объекты и базы США занимают 10,2 % от всей площади префектуры Окинава. [13, с. 1] На протяжении нескольких лет главными внутриполитическими задачами японского правительства на Окинаве являются последовательная демилитаризация префектуры и постепенный вывод американских баз за пределы территории Окинавы. В ходе проведения саммита японское правительство стремилось усилить понимания этой проблемы руководством США.

Во-вторых, изменение политического имиджа Окинавы. После Второй мировой войны этот регион в японской и иностранной прессе традиционно рассматривался как зона конфронтации местного населения с американскими военными и зона конфронтации местного населения с японским правительством по вопросам трактования послевоенной истории.

В-третьих, экономическое и социальное развитие префектуры Окинава. После присоединения Окинавы к Японии в 1879 г., возвращения островов под юрисдикцию Японии в 1972 г. и до настоящего времени Окинава является самой малоразвитой префектурой в Японии. При подготовке саммита на Окинаве было улучшена и построена новая инфраструктура. Несмотря на это, японское правительство приняло целый ряд мер по экономическому и инфраструктурному развитию Окинавы после саммита «Большой Восьмерки».

В «послесаммитовском» развитии префектуры выделяются несколько крупных проектов. Одним из них являлось создание на Окинаве одного из туристических центров Японии. Префектура находится в субтропической зоне, ее прибрежные воды насыщены различными видами рыб. В связи с этим было принято решение о строительстве океанариума «Окинава Чура-уми» («Красивое море Окинавы») на севере острова Окинава. Строительство велось с 1998 по 2002 г. Общая площадь сооружений - 19199 м2. Общий объем воды - 10000 м3, объем наибольшего резервуара - 7500 м3. Стоимость проекта - 14,5 млрд. йен (около 140 млн. долларов США). [17, с. 1] Общее количество морских животных - 26000, количество морских видов животных - 740. Средняя посещаемость (иностранные граждане, граждане Японии и жители префектуры Окинава) в год - около 2,6 млн. человек в год. Пик посещаемости пришёлся на 2006 г. - 3 млн. человек. К февралю 2006 г. океанариум посетили более 8 млн. человек [15, с. 1] Океанариум «Окинава Чура-уми» считался самым большим в мире до 2005

г., когда открыли океанариум «Джоржиа» в штате Атланта, США (в нем объем воды - 32000 м3, общее количество морских животных - 120000, количество морских видов животных - 500) [3, с. 1].

В рамках развития туризма в гооде Гинован был построен спортивноразвлекательный комплекс «Сан-Тропикал Бич» с бесплатным общественным пляжем. В этом же районе велось масштабное строительство гостиниц и гостиничных комплексов всех уровней.

Из крупных инфраструктурных проектов необходимо выделить план модернизации и увеличения протяженности монорельсовой дороги «Юй-рэйл» с одним несущим рельсом на опорах, имеющий общую протяженность 12,9 км. Общие затраты с момента строительства в 1982 г. и по настоящее время составили 110 трлн. йен. (около 1 млрд. долларов США ) [20, с. 1].

В 2002 г. государственное министерство Японии по делам Окинавы и Северным территориям совместно с администрацией префектуры Окинава разработало специальную программу экономического развития с целью создания трёх экономических зон в префектуре. Это «Особая зона свободной торговли зона в Окинаве», «Особая зона информационных технологий и промышленности в городах Наха и Наго» и «Особая финансовая зона». Задачами этих трёх зон являются стимулирование производственной деятельности, развитие предприятий в сфере информационных технологий и развитие финансовых институтов. [10, с. 1] На сегодняшний данная программа находится в стадии реализации.

Кроме экономического развития большое внимание было уделено и науки. В 2005 г. японское правительство создало Окинавский институт науки и технологий (ОИНТ). Это международный научно-исследовательский институт, занимающийся научными разработками в таких областях, как молекулярная химия, физика, математика, экология, психология и неврология. В настоящий момент в ОИНТ работают 217 японских и иностранных ученых. Бюджет института с 2005 по 2010 гг. составил 64 млрд. йен (700 млн. долларов США). [4, с. 1].

По прошествии одиннадцати лет после саммита японское правительство и власти префектуры Окинава смогли достичь значительных результатов. Однако не все заявленные цели были выполнены в полной мере. Так, первая политическая цель по демилитаризации префектуры и выводу американских баз не была осуществлена, но местные власти заручились поддержкой центрального правительства Японии в решение этой проблемы и добились её понимания от американской администрации, что даёт японцам возможность решить проблему военных баз в свою пользу. В настоящий момент активно ведутся японо-американские переговоры по передислокации некоторых военных объектов.

Вторая политическая цель, в общем, была достигнута. В ходе принятых мер Токио удалось переломить негативное восприятие Окинавы в стране и мире. В настоящее время Окинава ассоциируется как место стабильного и комфортного проживания, занимающее одно из лидирующих мест в Японии в сфере защиты окружающей среды и экологической безопасности. Вместе с этим местная администрация смогла укрепить свое стратегическое положение и усилить свою значимость для Японии, снизить политическую и культурную удаленность от центра, добиться модер-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низации во многих областях (экономика, образование, медицина, туризм, наука), привлечь иностранные инвестиции в свою экономику (капитал из Японии, Китая, Тайваня, Кореи).

Наибольших результатов Окинава добилась при реализации третьей цели - экономическое развитие региона. «Послесаммитовские» проекты смогли существенно увеличить число туристов, посещающих префектуру. Так, в 1999 г. с учетом иностранных и японских туристов Окинаву посетило 4 558 тыс. человек. В 2000 г - 4 520 тыс. [18, с. 1], в 2010г. - 5 855 тыс. [19, с. 1] За десять лет рост составил более 1 200 тыс. человек.

Несмотря на отсутствие тяжелой промышленности, объем промышленного производства (мелкие и средние предприятия) в 2000 г. составил 3.5 трлн. йен. В 2011 г. объем производства ожидается на уровне 4,5 трлн. йен. [14, с. 1] Вместе с этим к 2012 г. завершается первый этап создания трех экономических зон, которые, как планируется, также дадут мощный импульс социально-экономическому развитию префектуры Окинава.

IV. Заключение

Проведение саммитов АТЭС, G8 и других международных форумов является уникальной возможностью для центральных правительств многих стран решить вопросы экономического развития территорий, на которых проводятся эти мероприятия.

Саммит АТЭС в Иокогаме в 2010 г. прошел на высшем уровне в плане организации, что, в свою очередь, подтвердило возможности и способности Японии к проведению таких крупных международных мероприятий. Не исключено, что организационный опыт данного саммита будет использован и взят на вооружение другими странами Азиатского-Тихоокеанского региона, которые претендуют на проведения у себя саммитов АТЭС.

Грамотный и спланированный подход правительства Япония позволил добиться значительных политических и экономических результатов, представив на весь мир Окинаву. Создание новой туристической, дорожной и авиационной инфраструктур, реализация экономических проектов придали новый импульс к развитию Окинавы и повысили её инвестиционную популярность.

Созданные объекты инфраструктуры на Окинаве и в Иокогаме являются прибыльными и приносят дополнительные доходы в региональные бюджеты. Проведение вышеуказанных саммитов показало, что центральное правительство Японии придавало большое значение этим мероприятиям и несло огромную ответственность в реализации проектов, связанных с саммитами. В случае с Окинавой Япония стремилась вывести префектуру из затяжного экономического кризиса и снизить разрыв в развитии центр-периферия. Эту программу экономического развития префектуры Окинава необходимо расценивать только как первый этап более крупномасштабной целевой программы промышленного, социально-экономического и культурного развития самой южной японской префектуры, население которой принимает самое активное участие в развитии своего региона. Ни один крупный инвестиционный или инфраструктурный объект не реализуется без учета мнений местного законодательного органа и населения острова, которые активно следят за всеми финансовыми и организационными вопросами. Необходимо отметить, что при подготовке данной статьи автор

не обнаружил сведений, касающиеся нецелевого расходования средств, направленных на подготовку обоих саммитов.

Саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 г. является уникальной возможностью для России заявить о себе, о своем месте в АТР, показать всему миру возможности нашего государства на примере Владивостока. Для местных жителей будет важен не сам факт проведения АТЭС во Владивостоке, а последующее создание и реализация целевой долгосрочной программы развития всего Приморского края, ответственность за которую будут нести не только местные, но и федеральные власти. Ключевыми моментами при дальнейшем развитии края будут являться понимание значения данного региона для страны и осознание того, что мы здесь хотим сделать и каким видим будущее Приморского края и Тихоокеанской России.

ЛИТЕРАТУРА

На английском языке: электронные ресурсы:

1. Bankoku Shinryokan Facilities // Bankoku Shinryokan Okinawa Resort MICE Facility [Электронный ресурс]. URL: http://www.shinryokan.com/menuIndex.jsp ?id=22273&menuid=6596&funcid=28 [Дата обращения: 17.09.2011 г.].

2. G8 clings to relevancy in Deauville // RIA Novosti [Электронный ресурс]. URL: http://en.rian.ru/analysis/20110526/164242990.html [Дата обращения:

30.09.2011 г.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Georgia Aquarium // Wikipedia [Электронный ресурс]. URL: http:// en.wikipedia.org/wiki/Georgia_Aquarium#Facilities [Дата обращения: 01.10.2011

г.].

4. Okinawa Institute of Science and Technology Promotion Corporation //

OIST [Электронный ресурс]. URL: http://www.oist.jp/images/stories/pdf/

0IST20100401Revised_en.pdf [Дата обращения: 16.08.2011 г.].

5. Okinawa summit was money well spent Ryuichiro Yamazaki // Ministry of Foreign Affairs of Japan [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.jp/j_ info/japan/opinion/yamazaki2.html [Дата обращения: 01.10.2011 г.].

6. Pacifico Yokohama // Wikipedia [Электронный ресурс]. URL: http:// en.wikipedia.org/wiki/Pacifico_Yokohama [Дата обращения: 04.10.2011 г.].

на японском языке:

7. 2010 нэн нихон APEC ёкохама кайсай но кироку (Отчет о проведении саммита АТЭС-Иокогама 2010 в Японии). - Администрация города Иокогама, 2011. - 149с.

8. Кюсю-Окинава самитто сюно кайго окинава кайсай кирокуси (Отчет о проведении на Окинаве встречи на высшем уровне саммит Кюсю-Окинава). -Окинава кэн самитто суйсин кэнмин кайги, 2001. - 364 с.

электронные ресурсы:

9. Ёкохама си: дзинко нюсу (город Иокогама: новости по численности населения) // Ёкохама сиякусё ( Администрация г. Иокогама) [Электронный ресурс]. URL: http://www.city.yokohama.lgjp/ex/stat/#jinko [Дата обращения:

24.09.2011 г.].

10. Кэйдзай токку Окинава ни цуйтэ (Касательно особых экономических зон на Окинаве) // Окинава кэнтё (Администрация префектуры Окинавы) [Элек-

тронный ресурс] URL: http://www.pref.okinawa.jp/tokku/about/index.html [Цата обращения: 12.08.2011 г.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Окинава комбэнсёнсэнта: сисэцу гайдо (Окинавский центр конвенций: объекты центра) // Окинава комбэнсёнсэнта (Окинавский центр конвенций) [Электронный ресурс]. URL: http://www.oki-conven.jp/institution2.html [Цата обращения: 23.09.2011 г.].

12. Окинава кэн кикакубу токэйка дзинко сякай токэйхан (Сектор статистики населения и общества Отдела статистики Департамента планирования префектуры Окинава) // Окинава кэнтё (Администрация префектуры Окинавы) [Электронный ресурс]. URL: http://www.pref.okinawa.jp/toukeika/estimates/ estimates_suikei.html [Цата обращения: 25.09.2011 г.].

13. Окинава кэн кити тайсакука (Отдел по вопросам военных баз префектуры Окинава) // Окинава кэнтё (Администрация префектуры Окинавы) [Электронный ресурс]. URL: http://www3.pref.okinawa.jp/site/view/cateview.jsp?cateid=14 [Цата обращения: 06.10.2011 г.].

14. Окинава синко кэйкаку коки тэмбо (Перспективы реализации плана содействия по развитию Окинавы во втором полугодии) // Найкаку фу: сэйфу но окинава сэйсаку (Правительство Японии: правительственные меры по Окинаве) [Электронный ресурс]. URL: www8.cao.go.jp/okinawa/3/32_tembou.pdf [Цата обращения: 02.09.2011 г.].

15. Окинава чюра-уми суйдзокукан (Океанариум «Окинава Чюра-уми») // Wikipedia [Электронный ресурс]. URL: http://ja.wikipedia.org/wiki/^M^^ ^7KJ^tf#cite_note-8 [Цата обращения: 23.09.2011 г.].

16. Син кокусайсэн рёкяку таминару опун! (Открытие нового терминала международной пассажирской линии) // Ханэда куко таминару Big Bird (Терминал Big Bird в аэропорту Ханэда) [Электронный ресурс]. URL: http://www. tokyo-airport-bldg.co.jp/company/new_haneda_airport/tiat.html [Цата обращения:

30.09.2011 г.].

17. Син суйдзокукан кэнсэцу кодзи : окинава чюрауми суйдзокукан (Работы по строительству нового океанариума: «Окинава Чюра-уми») // Japan Construction Engineers' Association [Электронный ресурс]. URL: www.zenken.com/hypusyou/ zenkensyou/h14/zk_14_05_kentiku05.pdf [Цата обращения: 06.10.2011 г.].

18. Хэйсэй 12 нэн нюики канкокяку токэй гайкё (Общие данные по статистике посещения туристов за 2000 г.) // Окинава кэнтё (Администрация префектуры Окинавы) [Электронный ресурс]. URL: http://www3.pref.okinawa.jp/site/view/ contview.jsp?cateid=233&id=3591&page=1 [Цата обращения: 16.09.2011 г.].

19. Хэйсэй 22 нэн нюики канкокяку токэй гайкё (Общие данные по статистике посещения туристов за 2010 г.) // Окинава кэнтё (Администрация префектуры Окинавы) [Электронный ресурс]. URL: http://www3.pref.okinawa.jp/site/view/ contview.jsp?cateid=233&id=23470&page=1[Цата обращения: 16.09.2011 г.].

20. Юй-рэру (Монорельсовая дорога Юй-рэру) // Окинава тоси монорэр юй-рэру (Окинавская городская монорельсовая дорогоа “Юй-рэру”) [Электронный ресурс]. URL: http://www.yui-rail.co.jp/faq/rail.htmltf8 [Цата обращения:

01.10.2011 г.].

Pustovoit E.V.

holding the International Summits in Japan: experience of organization in Yokohama and regional development in Okinawa

nycTOBOHT E.B.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article seeks to highlight the organizational issues of international summits in Japan: 22nd Meeting of Heads of State APEC 2010 in Yokohama, and the 26th summit of the «Big Eight» in 2000 in Okinawa Prefecture. On the example of these two summits author shows the main“before-summit”organizational activities and analyzes the “after-summit” development.

Key words: APEC summit, Great Eight, Japan, Okinawa, infrastructure development, Vladivostok.