2. Литвиненко Р.С., Павлов П.П., Гуреев В.М., Мисбахов Р.Ш. Оценка технического уровня сложных технических систем на этапе разработки.// Вестник Машиностроения. 2015. № 6. С. 35-39.
3. Мисбахов Р.Ш., Москаленко Н.И., Ермаков А.М., Гуреев В.М. Интенсификация теплообмена в теплообменном аппарате с помощью луночных интенсификаторов.// Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. - 2014. - № 9-10. - С. 31-37.
4. Шуина Е.А., Мизонов В.Е., Мисбахов Р.Ш. Влияние поперечной неоднородности потока газа на кривую разделения гравитационного классификатора.// Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2015. № 5. С. 60-63.
5. Гафуров А.М. Использование сбросной низкопотенциальной теплоты для повышения экономической эффективности ТЭС в зимний период времени.// Энергетика Татарстана. - 2014. - № 3-4 (35-36). - С. 69-76.
6. Гуреев В.М., Мисбахов Р.Ш., Ермаков А.М., Москаленко Н.И. Повышение эффективности кожухотрубных теплообменных аппаратов с применением луночных и полукольцевых выемок.// Энергетика Татарстана. - 2014. - № 3-4 (35-36). - С. 61-64.
© Гафуров А.М., Калимуллина Р.М., 2015
УДК 621.438
А.М. Гафуров
инженер кафедры «Котельные установки и парогенераторы» Казанский государственный энергетический университет
Р.М. Калимуллина
магистрантка 2 курса института электроэнергетики и электроники, каф. «ЭПП» Казанский государственный энергетический университет
Г. Казань, Российская Федерация
ПРОВЕДЕНИЕ ЭНЕРГОАУДИТА ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК С ПОМОЩЬЮ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Рассмотрены возможности проведения энергетических обследований газотурбинных установок с помощью современного программного комплекса.
Ключевые слова
Эксплуатация газотурбинных установок, программная среда для энергоаудита
Предлагаемая автоматизированная среда для нужд энергоаудита базируется на программном комплексе (ПК) «Автоматизированная система газодинамических расчетов энергетических турбомашин (АС ГРЭТ)». Правообладателем ПК «АС ГРЭТ» является ФГБОУ ВПО «КГЭУ». АС ГРЭТ позволяет моделировать и проводить термогазодинамические исследования и энергоаудит газотурбинных машин, комбинированных двигателей и установок и двигателей с изменяемым рабочим процессом [1].
АС ГРЭТ является инструментом для создания математических моделей (ММ) различных типов газотурбинных установок (ГТУ). Формирование конструктивных схем ГТУ осуществляется с использованием общепринятых узлов агрегата и соответствующей ей функциональной схемы (рис. 1). Связи между узлами формируют передачу информации по газу, по валу или по отбору (подводу) рабочего тела. Всего в ПК предусмотрено более 30 различных модулей узлов, которые обеспечивают выполнение расчетов рабочего процесса в соответствующих узлах любых реальных схем газовых турбин [2,3].
Для конкретного изделия создается ММ, закладываются или рассчитываются характеристики узлов, формируются система отборов и подводов, законы и программы управления (рис. 2) [4].
международный научный журнал «инновационная наука»
№12/2015
issn 2410-6070
Рисунок 1 - Окна формирования расчетной схемы ГТУ в «АС ГРЭТ».
MS6111FA (General Electric) • АС ГРЭТ 16 для тестирования
oiB^J
Проект Формирование ММ Задачи Сервисные задачи Настройка Инструменты Справка
j с= | Ъ Ш | Qt es >ин »№ op ш fa i i k b ki jU ij 1) is i
fc k Щ\аШ л И I <s> в
Дерево проекта Обновите
л A [S110000] MS6111ЯА (General Bectnc) * _J Математическая моде/ь
[1000] Входное устройство (ВхУ J _J [2001] Kotnpeccop осевой 18 ступеней (К J J [10001] Электрогенератор (ArpJ _J [4010] Камера сгорания (КС J J [SOU] Турб»«а компрессорная СТК) J [1410] Выходное устройство (Вых_У) _ [ 1000] Режим работы двигателя
[12000] Коистаиты математической модели М [13000] Аппрокожация фугвси. зависимостей [8000] Предельно допустит** параметры AR - Массив результатов _J BMP - Программа управления _J BW - Закон управления
KFFORM • Синтезируемые форму/ы л _] Управляющие массивы модели Q L - Условия обработки схем* _(_) Н • Условия обработки модели_
В
Результаты расчета по задаче
( Просмотр ]
Файл вх. даьиых Файл отладки Файл результатов Файл характеристик Файл топлив Входные да»*«« Имф. насов А
Просмотр Просмотр
[Z.3] Тепловой расчет out
I: VGRADIENT \data \fcin Vxit
Сохранить как Обновить X
1 ВХОДНОЕ УСТРОЙСТВО - 1000
i Т2 * P2* G2 QT G01 SIGMA TH PH M I* s* GOT i
1 283.15 0.0993 211.00 0.0000 211.00 0.9800 288.15 0.1013 0.0000 288.31 6.6635 0.000 i
i КОМПРЕССОР - 2001
i Т2 * P2* G2 N NE PI* KPD* KY KPI T2 P2 I* i
i 673.39 1.5590 192.01 5233.000 -33657.82 15.7000 0.8700 1.1500 0.3000 0.00 0.0000 634.79 i
i Fl F2 GOT npa GPR gprx Gl G1X DI* LI L2 S* i
i 0.0000 0.0000 18.990 5233.000 21S.31 0.00 211.00 211.00 396.48 0.0000 0.0000 7.5333 i
i АГРЕ Г А T Ы 10001
i pa NEAGÄ К IR MK NE KPD HEP
i 0. -77000.0000 8721.ee« 0.6000 -84.3130 -160657 813 1.0000 -77000.000
1 КАМЕРА СГОРАНИЯ - 4010
i T2* P2* G2 QT GT ALFA SIGMA ETA Tl* PI* Tl pi i
11561.14 1.4966 196.39 0.0228 15781.3 2.5466 0.9600 0.9950 673.39 1.5590 0.00 0.0000 i
1 T02 * P02* GO 2 GOT I* S* Ml LI QL1 Fl DG T* i
11561.14 1.4966 196.39 15775.9 17Г7.26 8.5652 0.0000 0.0000 0.0000 0.0000 0.0000 1561.14 i
i ТУРБИНА - 6011
i T2* P2* G2 N NE PI* KPD* T2 P2 Gl G1X LI i
l В6Э.53 0.1056 215.38 5233.000 162280.63 0.0705 0.9300 0.00 0.0000 196.39 196.39 0.0000 i
i T02 * P02 * орй NPR LT PI DI* Fl F2 I* S* L2 i
i 868.53 0.1056 5184.8 132.44 826.30 0.0000 826.30 0.0000 0.0000 918.4 7.8480 0.0000 i
i ПЕРЕХОДНЫЙ КАНАЛ 1410
i Tl* pi* Gl GPS Tl pi Fl Ml LI QL1 CI S* l
l 863.53 0.1056 215.38 60129.3 0.00 0.0000 0.0000 0.0000 0.0000 0.0000 0.00 7.8430 i
i T2* P2 * G2 SIGMA T2 P2 DG M2 L2 QT C2 I* i
i 863.53 0.1013 215.38 0.9600 0.00 0.0000 0.0000 0.0000 0.0000 0.0208 0.00 918.37 i
i ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДВИГАТЕЛЯ
i MAX H M MT G3 N1 N2 N3 RYD R CYD GT i
i 0.0000 0.00 1.0000 1.0000 211.00 5233.000 0.000 0.000 0.0000 0.00 0.0972 15731.35 i
Рисунок 2 - Выполнение расчетов узловых параметров ММ ГТУ.
Экономический эффект данной автоматизированной программной среды достигается за счет снижения издержек, а именно: 1) увеличение точности оценки и уменьшения затрат на инструментальном и аналитическом этапах энергоаудита за счет автоматизации расчетов и применения ММ ГТУ; 2) уменьшение технологических потерь за счет отсутствия пусков и остановок во время энергообследования ГТУ; 3) организация и оптимизация режимов работы - выбор оптимального режима работы ГТУ; 4) принятие решений по ремонту и технического обслуживания по результатам поузлового исследования ГТУ [5]. Список использованной литературы:
1. Гафуров А.М., Осипов Б.М., Титов А.В., Гафуров Н.М. Программная среда для проведения энергоаудита газотурбинных установок.// Энергетика Татарстана. - 2015. - № 3 (39). - С. 20-25.
2. Москаленко Н.И., Мисбахов Р.Ш., Ермаков А.М., Гуреев В.М. Моделирование процессов теплообмена и гидродинамики в кожухотрубном теплообменном аппарате.// Известия высших учебных заведений.
Проблемы энергетики. - 2014. - № 11-12. - С. 75-80.
3. Гуреев В.М., Ермаков А.М., Мисбахов Р.Ш., Москаленко Н.И. Численное моделирование кожухотрубного теплообменного аппарата с кольцевыми и полукольцевыми выемками.// Промышленная энергетика. 2014. № 11. С. 13-16.
4. Мисбахов Р.Ш., Москаленко Н.И., Ермаков А.М., Гуреев В.М. Интенсификация теплообмена в теплообменном аппарате с помощью луночных интенсификаторов.// Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. - 2014. - № 9-10. - С. 31-37.
5. Литвиненко Р.С., Павлов П.П., Гуреев В.М., Мисбахов Р.Ш. Оценка технического уровня сложных технических систем на этапе разработки.// Вестник Машиностроения. 2015. № 6. С. 35-39.
© Гафуров А.М., Калимуллина Р.М., 2015
УДК 658.562:006.3
Л.А. Гинис
К.п.н., доцент кафедры информационных измерительных технологий и систем
К.С. Дубовская
студентка 4 курса института нанотехнологий, электроники и приборостроения Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, РФ
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОРТОВОГО
ОБОРУДОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Аннотация
В статье анализируются существующие подходы к проверке качества программного обеспечения бортового оборудования, и описывается организация этого процесса на предприятии по разработке и ремонту авиационной техники
Ключевые слова
Качество программного обеспечения, методы контроля, бортовое оборудование, авиационная техника
Современная авиационная техника не может функционировать без программного обеспечения (ПО). Работоспособность этой техники зависит от качества всех ее составляющих, работающих с помощью специализированного ПО. Программное обеспечение сегодня является товаром, подлежащим контролю качества, от уровня которого зависит работоспособность бортового оборудования самолета и в целом его полетных возможностей. Это и объясняет выбор и актуальность заявленной тематики.
Для обеспечения высокой надежности полетов летательных аппаратов требуются грамотная эксплуатация и прогрессивные формы обслуживания авиационной техники, а также необходимо применение оптимальных способов ремонта, базирующихся на передовой научно-технической теории. Высокое качество программного обеспечения расширяет возможности потребления созданной авиационной продукции. Это в свою очередь повышает спрос и увеличивает сумму прибыли предприятия.
В [1] говорится, что за рубежом обеспечение соответствующего уровня надежности и качества ПО осуществляется, прежде всего, за счет строгой формализации всех процессов проектирования.
Надежность и робастность любой программы должна быть доказана, иначе она не может считаться ни надежной, ни безопасной. Считается, что на практике доказать правильность выполнения программы в общем случае невозможно, поэтому авиаторы ограничиваются сертификацией согласно установленному стандарту. Без этого ни один прибор, ни одна система не могут быть смонтированы на летательном аппарате. В США, Канаде и Европе выдаются сертификаты, базирующиеся на стандарте для сертификации бортового авиационного ПО RTCA DO-178B, или его европейский аналог EUROCAE ED-12B [2].
В России может использоваться подход, описанный в [1], основе которого лежит функционально -