Научная статья на тему 'Организация проверки качества программного обеспечения бортового оборудования авиационной техники'

Организация проверки качества программного обеспечения бортового оборудования авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
251
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ / БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гинис Л. А., Дубовская К. С.

В статье анализируются существующие подходы к проверке качества программного обеспечения бортового оборудования, и описывается организация этого процесса на предприятии по разработке и ремонту авиационной техники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация проверки качества программного обеспечения бортового оборудования авиационной техники»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

Проблемы энергетики. - 2014. - № 11-12. - С. 75-80.

3. Гуреев В.М., Ермаков А.М., Мисбахов Р.Ш., Москаленко Н.И. Численное моделирование кожухотрубного теплообменного аппарата с кольцевыми и полукольцевыми выемками.// Промышленная энергетика. 2014. № 11. С. 13-16.

4. Мисбахов Р.Ш., Москаленко Н.И., Ермаков А.М., Гуреев В.М. Интенсификация теплообмена в теплообменном аппарате с помощью луночных интенсификаторов.// Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. - 2014. - № 9-10. - С. 31-37.

5. Литвиненко Р.С., Павлов П.П., Гуреев В.М., Мисбахов Р.Ш. Оценка технического уровня сложных технических систем на этапе разработки.// Вестник Машиностроения. 2015. № 6. С. 35-39.

© Гафуров А.М., Калимуллина Р.М., 2015

УДК 658.562:006.3

Л.А. Гинис

К.п.н., доцент кафедры информационных измерительных технологий и систем

К.С. Дубовская

студентка 4 курса института нанотехнологий, электроники и приборостроения Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, РФ

E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОРТОВОГО

ОБОРУДОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Аннотация

В статье анализируются существующие подходы к проверке качества программного обеспечения бортового оборудования, и описывается организация этого процесса на предприятии по разработке и ремонту авиационной техники

Ключевые слова

Качество программного обеспечения, методы контроля, бортовое оборудование, авиационная техника

Современная авиационная техника не может функционировать без программного обеспечения (ПО). Работоспособность этой техники зависит от качества всех ее составляющих, работающих с помощью специализированного ПО. Программное обеспечение сегодня является товаром, подлежащим контролю качества, от уровня которого зависит работоспособность бортового оборудования самолета и в целом его полетных возможностей. Это и объясняет выбор и актуальность заявленной тематики.

Для обеспечения высокой надежности полетов летательных аппаратов требуются грамотная эксплуатация и прогрессивные формы обслуживания авиационной техники, а также необходимо применение оптимальных способов ремонта, базирующихся на передовой научно-технической теории. Высокое качество программного обеспечения расширяет возможности потребления созданной авиационной продукции. Это в свою очередь повышает спрос и увеличивает сумму прибыли предприятия.

В [1] говорится, что за рубежом обеспечение соответствующего уровня надежности и качества ПО осуществляется, прежде всего, за счет строгой формализации всех процессов проектирования.

Надежность и робастность любой программы должна быть доказана, иначе она не может считаться ни надежной, ни безопасной. Считается, что на практике доказать правильность выполнения программы в общем случае невозможно, поэтому авиаторы ограничиваются сертификацией согласно установленному стандарту. Без этого ни один прибор, ни одна система не могут быть смонтированы на летательном аппарате. В США, Канаде и Европе выдаются сертификаты, базирующиеся на стандарте для сертификации бортового авиационного ПО RTCA DO-178B, или его европейский аналог EUROCAE ED-12B [2].

В России может использоваться подход, описанный в [1], основе которого лежит функционально -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

ориентированный характер и строгое соблюдение Российских и международных стандартов.

Существует ряд методов контроля качества ПО [3], позволяющих убедиться, что определенные заранее характеристики качества ПО достигнуты. Рассмотрим подходы, использующиеся на предприятии ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», специализирующемся на проектировании и разработке, серийном производстве, модернизации и ремонте самолетов-амфибий и авиационных комплексов специального назначения. Одобренное программное обеспечение для бортового оборудования, перед установкой на серийное воздушное судно проходит контроль следующим образом. Для уточнения свойств ПО во время работы применяется метод тестирования. С помощью тестирования можно определить по результатам работы ПО -эффективность по времени и другим ресурсам, надежности, доступности. Метод маркетирования, используемый для оценки качества принимаемых решений, позволяет определить показатели качества на основе симуляции работы ПО с помощью моделей разного рода. Третий метод нацелен на выявление нарушений правил построения исходного кода ПО, проектных моделей и документации. К этому методу относится инспектирование кода, заключающееся в целенаправленном поиске определенных дефектов и нарушений требований в коде, а также методы проверки документации на согласованность и соответствие стандартам.

Для достижения требуемого уровня качества ПО на ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» введена система менеджмента качества, охватывающая, в том числе, контроль качества используемого программного обеспечения бортового оборудования, для чего разработаны и введены в действие стандарты предприятия, такие как «Гарантия качества программного обеспечения» и «Процесс разработки программного обеспечения».

По итогам проделанной работы 2014-2015 гг. следует отметить, что применение перечисленных методов контроля качества ПО бортового оборудования авиационной техники и введенные стандарты предприятия гарантируют достижение заранее определенных показателей качества ПО. Список использованной литературы:

1. Герасимов Г.И., Кавинский В.В., Лыткин П.Д., Никулин А.С., Орехов М.И., Рогалев А.П., Ягупов Ю.Д. Обеспечение гарантий качества программного обеспечения современных авиационных комплексов методами виртуального прототипирования // Системотехника, 2004. № 2, - Режим доступа: http://systech.miem.edu.ru/2004/n2/Gerasimov.htm

2. Титов А. Все, что вы хотели спросить о сертификации бортового программного обеспечения, но боялись узнать // Компьютера, 2007. №45, - Режим доступа: http://old.computerra.ru/2007/713/342685/

3. Кулямин В.В. Технологии программирования. Компонентный подход. М.: Бином.ЛЗ, 2007. - 463с.

© Гинис Л.А., Дубовская К.С., 2015

УДК 581.524

А. Е. Голубева

студентка 3 курса Института информационных технологий и инженерного образования ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

г. Абакан, Российская Федерация Научный руководитель - Е.В. Шанина, доцент, канд. техн. наук

К ВОПРОСУ О СОБЛЮДЕНИИ НОРМ ОСВЕЩЕНИЯ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенные совместно с ФБУЗ «Центром гигиены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.