Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 28 (166). История. Вып. 34. С. 110-113.
Э. А. мухтасарова
процессы «управляемого национализма» в республиках российской федерации (на примере деятельности проправительственных национальных объединений современного Башкортостана)
В данной статье на основе широкого круга документов и материалов органов власти РБ, программных требований национально-культурных объединений республики, предпринята попытка изучения процессов «управляемого национализма» в республиках Российской Федерации, на примере Башкортостана. Наглядным проявлением названного процесса стало формирование в республиках РФ в 1990-е годы, в том числе, Башкортостане, национальных объединений с целью легитимизации политики республиканского правительства.
Ключевые слова: легитимность, национализм, национальные субъекты, «управляемый национализм», объединения титульного этноса, оппозиция, республиканский суверенитет, национализм, национал-радикализм, проправительственные объединения, титульные народы, нетитульные народы, федеральный центр.
Процессы «управляемого национализма», характеризующие современную этнополити-ческую жизнь национальных субъектов модернизирующейся России, начинают явственно проявлять себя в Башкортостане на уровне «республиканское правительство - национальные движения» в середине 1990-х годов. Следует заметить, что тандем власти и национальных объединений титульного этноса республики обозначился гораздо раньше, еще в начале 1990-х гг.
К середине 1990-х гг., возникшие в годы перестройки национальные движения и объединения, вошли в полосу кризиса, но все же сохраняли позиции влиятельной силы в этно-политической жизни национальных республик.
В условиях достигнутого республиканского суверенитета и установившегося компромисса с федеральными властями национал-радикалистские идеи национальных движений, в том числе и башкирского, в официальных кругах республики перестали приветствоваться.
Одним из новых направлений деятельности республиканского правительства с середины 1990-х гг. стало учреждение проправительственных национальных объединений. Официальная власть, создавая такие объединения в рамках национальных движений, рассчитывала снизить радикализм их требований в республике, приглушить межэтническую напряжённость, создать перед лицом федерального Центра впечатление благопри-
стойности и стабильности, что и стало «характерной особенностью развития этнополи-тической сферы в Башкортостане на исходе последнего десятилетия XX века»1.
С другой стороны, учитывая сохраняющийся этномобилизующий потенциал национальных объединений, республиканское правительство стремилось заручиться их поддержкой в целях легитимизации своего курса.
Обозначенные «стремления» республиканского правительства и стали главным смысловым стержнем «управляемого национализма» во второй половине 1990-х годов.
Наглядной стала история проведения Всемирного курултая башкир (ВКБ). Башкирские общественные объединения ещё в 1993 г. выступили с инициативой его проведения. Был составлен Оргкомитет курултая, выработана его программа. Позднее эта инициатива была перехвачена официальными властями. Причём, сами башкирские объединения были оттеснены от организации проведения курултая. Состав нового Оргкомитета не был согласован с руководством ведущего башкирского объединения Башкирским Народным Центром «Урал» (БНЦ «Урал»), инициатора курултая. Председатель БНЦ «Урал» был включён в состав оргкомитета лишь рядовым членом, тогда как по первоначальному варианту он должен был стать одним из заместителей председателя Оргкомитета. Председатель центрального правления другого влиятельного объединения башкир, Народной партии
Башкортостана (НБП), вообще был исключён из членов Оргкомитета. Заместителем председателя Оргкомитета стал по определению самих башкирских объединений «человек далёкий от башкирских дел»2.
Весь ход подготовки работы курултая, его деятельность, принятые решения, зафиксированные в Резолюции курултая, обращения, в особенности, обращения к Российскому Президенту и к Федеральному Собранию Российской Федерации в «интересах целостности России»3 свидетельствовали о его полной лояльности к официальным властям. В них уже отсутствовал тезис о праве башкирского народа на самоопределение, присутствовавший в программных требованиях ведущих башкирских объединений БНЦ «Урал», НБП.
С этого момента большинство программных требований, выдвигаемых башкирскими объединениями и связанных «с возрождением и развитием башкирского народа»4 как коренного народа республики, «по содействию политическому, социально-экономическому и национально-культурному развитию башкирского народа»5, по удовлетворению «духовных потребностей башкир, проживающих за пределами Республики Башкортостан»6, стали разрешаться в рамках Исполкома Всемирного курултая башкир (ВКБ).
Особая заинтересованность и опека республиканского правительства выразились в материальной поддержке деятельности ВКБ. Исполком Всемирного курултая башкир стал единственной в Башкортостане общественной организацией, финансируемой из бюджета республики.
Следующий шаг правительства был связан с учреждением Конгресса татар Башкортостана (РООСТБ) по инициативе республиканского руководства, в частности Президента РБ М.Рахимова с целью сглаживания межнациональных «углов» и поддержки своего курса татарской частью населения республики.
Был избран Исполнительный комитет татар Башкортостана, который стал региональной организацией Всемирного Конгресса татар, «строящей свою деятельность в контакте и полном взаимодействии с органами государственной власти РБ»7. Было принято решение разработать и осуществить республиканскую программу «Татары Башкортостана» в рамках Государственной программы «Народы
Башкортостана». В Обращении съезда к Президенту РБ, Госсобранию РБ и Кабинету Министров РБ выражалась просьба принять Закон РБ «О статусе языков народов РБ», «О национально-культурных объединениях РБ» с приданием статуса государственного башкирскому, татарскому и русскому языкам8. «Просьбы» Всемирного Конгресса татар не удовлетворены по сей день, вызывая брожение в рядах объединения, но, тем не менее, Председателем исполкома Конгресса татар РБ Э. Хамитовым через официальные республиканские СМИ была поддержана кандидатура М. Рахимова на президентских выборах РБ 2003 г.
Одной из попыток консолидации русских Башкортостана под эгидой правительства РБ, в частности её Президента, стал созыв в 1998 году Конгресса (Собора) Русских Башкортостана. Отличительной чертой деятельности Собора, ограничивающейся этнокультурными рамками, также стала поддержка курса руководства республики.
По тому же руслу и с той же целью возник и Канаш чувашей Башкортостана.
С целью расширения социальной базы проправительственных объединений за счёт привлечения объединений нетитульных народов РБ в 2001 году была создана организация Ассамблея народов Башкортостана, объединившая этнокультурные объединения как титульного, так и нетитульных народов РБ, которую возглавил член-корреспондент АН РБ, профессор Н. Мажитов.
В авангарде поддержки курса республиканского правительства оказались и молодёжные башкирские объединения Союз Башкирской Молодёжи (СБМ), «Кук буре» («Серые волки») и молодёжный совет ВКБ.
Так, например, в ноябре 1997 г., когда Государственная Дума РФ приняла решение о введении паспортов нового образца без указания графы национальности, республиканским руководством был инициирован митинг протеста Союза башкирской молодежи, а котором приняли участие в основном студенты башкирской филологии Башгосуниверситета. Участники митинга осудили введение паспорта нового образца с изображением двуглавого орла, который, по мнению участников митинга, является нелегитимным, оскорбительным и даже проявлением геноцида по отношению к малочисленным народам России, стремящимся к свободной, демократической жизни
и усиливает противоречия между Центром и регионами. Участники митинга обратились к Президенту и депутатам Государственного Собрания с требованием воздержаться от введения в практику российского паспорта указанного образца9.
Все указанные объединения оказывают всемерную поддержку официальному курсу республиканского правительства в начале XXI столетия, в отличие от объединений, занявших критические позиции по отношению к указанному курсу. Основу последних составили татарские объединения и часть русских объединений республики. Главной причиной оппозиционности татарских объединений стал Закон о языках РБ, принятый в 1999 г. и предоставивший статус государственных языков русскому и башкирскому языкам. Он обошёл требование татарских объединений
о предоставлении государственного статуса татарскому языку как языку одного из многочисленных народов республики10. Татарские и русские общественные объединения составили основу так называемой объединённой оппозиции, сложившейся в республике накануне президентских выборов в 2003 г. Оппозиция обвинила республиканские власти в создании этнократического режима, нарушении гражданских прав, игнорировании этнокультурных требований нетитульных народов республики. Как заявил её лидер Р. Бигнов: «Межнациональный мир и согласие в республике и равноправие её народов, проживающих в республике - это миф»11.
Консолидация федеральной власти после назначения осенью 1999 г. В.Путина главой правительства стала поворотным пунктом во взаимоотношениях субъектов РФ с федеральным центром.
С этого момента одним из основных векторов деятельности проправительственных объединений, в авангарде которых, оказались объединения титульного этноса, становятся протестные акции от имени всего башкирского народа как коренного или всего многонационального народа республики, направленные против политики урезания республиканских полномочий или «законных прав республики»12 федеральным Центром.
Лидеры титульных объединений как авангард проправительственных организаций республики, подчёркивают, что видят Башкортостан в составе России, но как её федеративную часть и выступают против прин-
ципа унитарного построения российского государства, так как указанный принцип препятствует полноценному развитию нерусских
13
народов в её составе13.
Показательной в этом отношении стала работа II Всемирного курултая башкир, проходившая в июне 2002 г. в Уфе. Обращение к Президенту РФ, в частности, содержит озабоченность тем, что «под давлением некоторых властных структур, в особенности судебных органов Федерального центра, происходит пересмотр базовых положений не только конституций национальных республик, но и Федерации, осуществляется постепенный переход предметов совместного ведения в руки федеральных органов. Как и в советское время, выхолащиваются суть и смысл национальной государственности в составе России. Народы Башкортостана с тревогой следят за процессами постепенной унитаризации государственного устройства»14.
Наступление федерального центра на региональные полномочия сопровождается резкими высказываниями лидеров объединений титульного народа, в частности, идеолога современного башкирского движения М. Кульшарипова, председателя Исполкома ВКБ Р. Азнабаева, председателя правления БНЦ «Урал» Р. Исянова, председателя правления СБМ РБ Ф.Маликова и др.15
Резко негативную реакцию объединений титульного этноса вызвали ревизия Конституции РБ и приведение её в соответствие с федеральной, изменение государственного образовательного стандарта, исключившего региональный компонент, практика назначения глав регионов16.
Идеолог современного башкирского движения М.Кульшарипов по данному поводу заметил: «В 2002 г. у нас была принята новая Конституция, уже куцая. Я даже в своё время использовал термин «кастрированная». Конечно, республикам нужна большая самостоятельность для решения социальных, экономических, духовно-культурных проблем. Потому что такое наступление на права народов ни к чему хорошему не приводит. В Конституции нет ни слова о праве башкирского народа на самоопределение. Нужно вернуть положение о суверенитете, о праве народов на самоопределение и очень важный пункт - это собственность»17.
В открытом письме к президенту РФ Д. Медведеву, опубликованном в СМИ 23
декабря 2008 г., молодёжных организаций Башкортостана, поддерживающих политику республиканского правительства, содержится критическая оценка политики федеральных властей по отношению к регионам и, в частности, к Башкирии18.
Сложно говорить о перспективах «управляемого национализма» в Башкортостане и в других национальных субъектах в условиях модернизирующейся России. В то же время очевидно, что деятельность национальных объединений в условиях, когда развитие российского общества ещё усложнено и всплеском националистических эмоций, используется как политический инструмент и представляет один из основных векторов развития «управляемого национализма» в России.
Примечания
1 Губогло, М. От редактора. Из хроники этнической мобилизации. Республика Башкортостан. Т. 2 / авт.-сост. Ф. Г. Сафин ; отв. ред. М. Н. Губогло. М. : ЦИМО, 1999. С. 240.
2 Из хроники этнической мобилизации. Республика Башкортостан. Т. 1. / авт.-сост. Ф. Г. Сафин ; отв. ред. М. Н. Губогло. М. : ЦИМО, 1999. С. 166-167.
3 Из Обращения Всемирного курултая башкир к Президенту РФ Б. Н. Ельцину // Из хроники этнической мобилизации...Т. 1. С. 201.
4 Из Резолюции Всемирного курултая башкир // Там же. С. 191.
5 Там же.
6 Там же.
7 Известия Башкортостана.1997. 3 июля. То же: Из хроники этнической мобилизации.
Т. 1. С. 327.
8 Там же. С. 329.
9 См.: Сафин, Ф. Г. Молодежь Башкортостана : этнополитические и этнокультурные ориентации // Идентификация идентичности. Т. II. Этнополитический ракурс / сост. и отв. ред. М. Н. Губогло. М. : ЦИМО, 1998. С. 172-173.
10 По материалам переписи 1989 г., татары занимали второе место по численности в республике после русских. По итогам переписи 2002 г. татары республики переместились на третье место, уступив русским и башкирам.
11 Габдрафиков, И. Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. № 131.
12 Из Манифеста Союза Башкирской Молодёжи от 25 ноября 2006 г.
13 К примеру, Манифест Союза Башкирской Молодёжи от 25 ноября 2006 г.
14 Габдрафиков, И. Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. № 36.
15 ИА REGNUM от 04. 09. 08.
16 См.: Габдрафиков, И. Сеть этномониторин-га EAWARN от 29.12.2008.
17Там же.
18 ИА REGNUM от 24. 12. 2008.