Научная статья на тему 'Процессы трансформации НАТО и балканские кризисы'

Процессы трансформации НАТО и балканские кризисы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
349
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессы трансформации НАТО и балканские кризисы»

А.А. Язькова

Процессы трансформации

НАТО и балканские кризисы

NATO transformation processes and the Balkan crises

Последние 10-15 лет ознаменовались целым рядом масштабных кризисов в Балканском регионе, начиная от вооруженных конфликтов, за которыми последовал распад СФРЮ, и кончая событиями марта 2004 г., сопровождавшимися изгнанием из бывшего автономного края Косово подавляющего большинства неалбанских этнических групп и столкновениями албанских боевиков с контингентами KFOR и НАТО. Одна из опасных возможностей последующего развития событий - новый вооруженный конфликт на территории Косово, который, не будучи локализован, может стать прологом к целой серии балканских войн. Взрыв национализма, которым это будет сопровождаться, может стать детонатором территориального передела, особенно имея в виду политическую нестабильность в Македонии после трагической гибели ее президента Б. Трайковского, нерешенность проблем Боснии и Герцеговины, наконец, политическую неустойчивость центрального звена экс-Югославии - государства Сербии и Черногории. В создавшихся условиях большинство балканских государств будет еще более настойчиво искать защиты НАТО - посредством либо интеграции в Альянс, либо получения гарантий на основе решений и под эгидой ООН. Сами же евроатлантические интеграционные группировки -

НАТО и ЕС - не могут недоучитывать возрастающего масштаба опасности, которую представляет для Европы эскалация вооруженных конфликтов в Балканском регионе. Не считаться с этим не может также и Россия, которая после вывода своих миротворцев из Косово фактически устранилась от решения балканских проблем.

* * *

Балканский кризис 1990-х годов стал одним из существенных факторов, повлиявших на процессы трансформации Североатлантического союза. Наивысшая точка кризиса и нанесение авиаударов по Союзной Республике Югославии совпали с проведением в апреле 1999 г. в Вашингтоне юбилейного саммита НАТО, где была принята Стратегическая концепция, обозначившая стоящие перед Альянсом новые сложные задачи и новые факторы риска, а также существенно расширившая само понятие «безопасность». В документе, в частности, указывалось на появление в последнее десятилетие «новых сложных факторов риска для мира и стабильности в Евроатлантическом регионе, таких как притеснение, межэтнические конфликты, экономические неурядицы, крах политического строя

i

и распространение оружия массового уничтожения» .

В новой Стратегической концепции особое внимание было обращено на положение в Балканском регионе: одно из ее начальных положений говорило о необходимости «положить конец безмерным человеческим страданиям, вызванным конфликтом на Балканах». В документе также определялись вызовы и факторы риска в сфере безопасности, необходимость предотвращения конфликтов и урегулирования кризисов. Значительная часть связанных с этим положений также проецировалась на Балканский регион. Было заявлено о необходимости принятия самых решительных мер против пустивших глубокие корни опасных видов организованной преступности -торговли людьми, наркотиками и оружием. Было указано на необходимость пресечения угроз демократии, правам человека и верховенству закона,

1 Стратегическая концепция Североатлантического союза // Путеводитель по материалам саммита НАТО в Вашингтоне. - Брюссель, 1999. - С. 47-62.

предотвращения региональных кризисов на периферии Союза, включая проведение операций по поддержанию мира за пределами его ответственности, что также было «продемонстрировано на Балканах».

На Вашингтонском саммите был принят ряд документов, конкретно разъяснявших цели и задачи военной операции на Балканах, - «Заявление по Косово», а также документы встреч руководящего Совета НАТО с главами государств и правительств и министрами иностранных дел стран Балканского региона.

В этих документах, обнародованных через месяц после начала военной операции (25 апреля 1999 г.), было изложено видение западными политиками причин конфликта на территории Косово: этот конфликт «является кульминацией целенаправленной политики угнетения, этнических чисток и насилия, проводимой режимом Белграда под руководством президента Милошевича»2.

Политической целью военной акции было провозглашено создание «мирного, многоэтничного и демократического Косово, где все его население сможет жить в безопасности и пользоваться на равной основе всеобщими правами человека и свободами».

Произошедший спустя пять лет после мартовских событий 1999 г. взрыв национальной непримиримости и насилия убедительно доказал неправомерность возложения вины на одну из конфликтующих сторон, хотя ответственность Милошевича в его разжигании была несомненной. Но уже и до этого стали известны провокационные действия экстремистских албанских организаций на территории Косово. Созданная в ноябре 1997 г. «Освободительная армия Косово» (ОАК), насчитывавшая несколько сот вооруженных боевиков, совершила ряд убийств сербских чиновников и полицейских офицеров. Эти акции сразу же вызвали публичное одобрение радикально настроенной части албанского населения, недовольного методами пассивного сопротивления3. «Кофейни Приштины полны сегодня экзаль-

2 Заявление по Косово // Путеводитель по материалам саммита НАТО в Вашингтоне. -Брюссель, 1999. - С. 47-62.

3 Conflict in Cosovo: Failure of prevention? An analytical documentation, 1992-1998/ ECMI working paper. - Flesburg, 1998. - N1. - P. 1-2.

тированными молодыми людьми, жаждущими взять оружие и освободить Косово»,- писал в эти дни лондонский «Экономист»4.

Мартовские события 2004 г. подтвердили опасения по поводу наличия в Косово сформировавшихся на основе молодежных движений вооруженных албанских экстремистских группировок. Одному из их лидеров, бывшему командующему ОАК Хашиму Тачи, ныне представленному в парламенте и правительстве, а в Сербии приговоренному к 10 годам за терроризм, командованием KFOR предписано немедленно сдать оружие и прекратить разжигание национальной розни5.

Факты о преступной деятельности албанских экстремистов были известны и пять лет назад. Тем не менее воздушные удары НАТО были направлены против Белграда, и ультиматум был выдвинут Милошевичу: «Пока Белград не удовлетворит законных требований, воздушные операции будут продолжаться». Вывод военных, полицейских и военизированных сил Белграда не предполагал ликвидации албанских вооруженных группировок. Впоследствии это стало причиной изгнания из Косово неалбанского населения, проведения «этнических чисток» в отношении сербов, цыган и других этнических групп и, в конечном счете, спровоцировало кровавые события марта 2004 г.

Принятые на саммите стран НАТО в Вашингтоне документы легли в основу дальнейших процессов трансформации и модернизации НАТО. Первые практические шаги в направлении регулирования Альянсом международных кризисов были сделаны именно в Балканском регионе, хотя их результаты оказались скромнее ожиданий. Не была достигнута основная цель - стабилизация кризисного района Юго-Восточной Европы, и здесь можно лишь согласиться с известным российским политиком и правозащитником С.А. Ковалевым: причины этого состояли в том, что действия НАТО, нравственно обоснованные, не имели решительно никакого правового обоснования6. К этому можно добавить, что решения были при-

4 Serbia: Turning-point?// Economist. - L, 1997. - N 8047. - 13 Dec. - P. 36.

5 Петровская М. Марш-бросок Шойгу на Балканы // Независимая газ. - М, 2004. -22 марта. - С. 6.

6 Миропорядок после Балканского кризиса: Материалы конференции, М, 1-2 ноября 1999 г. - М, 2000. - 288 с.

няты на основе в известной мере односторонних оценок, что и выявилось впоследствии.

Адресованные Милошевичу ультимативные требования НАТО, несмотря на нанесение бомбовых ударов по территории Сербии, выполнены не были. Его авторитет на какое-то время даже возрос: осенью 1999 г. он был единогласно переизбран на пост председателя социалистической партии, которая, несмотря на привлечение Милошевича к суду Гаагским трибуналом, получила на парламентских выборах 2003 г. значительное число голосов.

Принятие СБ ООН в июне 1999 г. резолюции 1244, подтверждавшей территориальную целостность СРЮ (сегодня - Сербия и Черногория) и устанавливавшей международный протекторат над Косово, не привело к разрешению ключевой проблемы - вопроса о судьбе Косово. Решение о правовом статусе сербского меньшинства также нельзя было признать удовлетворительным: после установления международного протектората большая часть сербского населения вынуждена была проживать в охраняемых миротворческими силами анклавах, не имея необходимой свободы передвижения. Политические контакты между Приштиной и Белградом были заморожены.

На июльском саммите ЕС (Салоники, 2003 г.) были приняты рекомендации о начале переговоров между Приштиной и Белградом, но албанское руководство Косово тормозило начавшийся процесс, опасаясь, что международное сообщество, заинтересованное в скорейшем решении вопроса, может настоять на принятии статуса по типу «мягкой конфедерации»7. В конечном счете, вопрос о статусе не был включен в повестку дня состоявшихся в октябре 2003 г. в Вене переговоров между Белградом и Приштиной.

Переговоры прошли под эгидой ООН, при участии представителей Контактной группы (США, Россия, Франция, Германия, Великобритания, Италия), НАТО, Европейского союза и ОБСЕ. Обсуждались вопросы обеспечения безопасности, свободы передвижения, возвращения перемещенных лиц, а также проблемы здравоохранения, энергетики и транспорта. Отсутствие в повестке дня вопроса о статусе стало одной из причин неучастия в

7 Ва1кап спб/б героП/ Ш9Я. - I, 2003. - N 443. - 12 Му.

переговорах премьер-министра Косово Байрама Реджепи. Как выяснилось впоследствии, на Реджепи оказали влияние лидеры экстремистских партий: Хашим Тачи («Демократический союз Косово») и Рамуш Харади-най («Альянс за будущее Косово»). Требования радикальных лидеров сводились к немедленному расширению властных полномочий албанцев, включая создание полностью подконтрольных им министерств юстиции и внутренних дел.

В свою очередь, сербская община в Косово не выдвинула сколько-нибудь серьезных требований, возлагая свои надежды на победу на предстоявших в декабре 2003 г. парламентских выборах в Сербии националистических партий, которые получили поддержку более 50% из 97 тыс. проживавших в крае сербов8.

Переговоры в Вене закончились без принятия практических решений, что объяснялось крайней противоречивостью позиций сторон и невозможностью их примирения: накануне встречи в Вене парламент Сербии принял резолюцию о суверенитете над Косово; парламент и албанская администрация Косово заявили о независимости края; представитель Временной администрации ООН в Косово полагал, что будущий статус Косово будет определяться Советом Безопасности ООН, а не Белградом или При-штиной. В то же время в политических кругах Белграда высказываются опасения по поводу невозможности удержания Косово, а вместе с тем и о неизбежном обострении балканского кризиса в случае, если «битва за Косово» будет окончательно проиграна.

Внутренняя ситуация в Косово подтверждает сложившиеся об этом крае представления как о «бомбе замедленного действия» на Балканах. Согласно данным лондонского Института информации о войне и мире (IWPR), край перенасыщен оружием - в июне 2003 г. на руках у населения находилось от 330 до 460 тыс. единиц оружия, в большинстве незарегистрированного9. Та же ситуация в западной части Македонии, где от 100 до 170 тыс. жителей имеют автомат Калашникова или другое стрелковое оружие «на всякий случай».

8 Шет. - I, 2004. - N 476. - 15 Jan.

9 Ва1кап сг1515 героП/ IWPR. - I, 2003. - N 470. - 27 Nov.

Косово - самое «молодое» государство Европы; до 50% его населения -молодежь в возрасте до 18 лет, многие не учатся и не работают, будучи вовлечены в наркоторговлю и связанную с ней торговлю оружием. Косовское село Велики-Тырновац выделено на карте Интерпола жирным черным кругом - здесь находится один из самых крупных в Европе центров наркобизнеса. Очищенные наркотики, преимущественно героин, уходят в страны Европы, а полученная прибыль поступает в фонд приобретения оружия для созданного вместо распущенной ОАК Корпуса защиты Косова. При этом характерно, что до самого последнего времени албанские и сербские наркоторговцы не обращали внимания на этническую принадлежность своих клиентов и друг друга, исходя из того, что «героин и те, кто его продает и потребляет, не имеют национальности»10.

Наркоторговля непосредственно связана с криминальными и террористическими организациями. Этот факт вынужден был признать Ибрагим Ругова, лидер «Демократической лиги Косово» (ДЛК): «Вопрос терроризма на Балканах - сложный и тяжелый, потому что в этом регионе укрылись худшие элементы опаснейших преступных организаций мира... Члены организации «Аль-Каида» тренировали здесь террористов, которые действовали в Чечне. Речь идет о проблеме, которую я намереваюсь поставить перед ООН и Европейской комиссией»11.

Албанская молодежь Косово подвергается массированному «патриотическому» воздействию. Характерный факт: специально созданная комиссия ЕС вынуждена была предложить албанским школам Косово «умерить тональность учебной литературы в рамках стабилизационного процесса». Об этом говорилось в письме специального представителя Генерального секретаря ООН: существующие учебники провоцируют межнациональные трения и блокируют путь к полиэтническому обществу. Представитель ОБСЕ добавляет к этому, что существующее положение заставляет сербов ввести параллельную систему обучения12.

10 Idem. - N 452. - 30 July.

11 Из интервью И.Руговы корреспонденту ИТАР-ТАСС О. Осипову// Пульс планеты. - М, 2001. - 20 ноября.

12 Balkan crisis report/ IWPR. - L, 2003. - N 471. - 06 Dec.

Противостояние в крае между сербами и албанцами до последнего времени не мешало тому, что основные продовольственные и промышленные товары поступали в Косово преимущественно из Сербии, официально провозглашенной «врагом № 1». Продуктовый рынок насыщен белградскими товарами, и никто не думает отказываться от них из-за «патриотизма», тем более что они дешевле, чем производимые в Косово, а между Сербией и Косово как ее частью нет таможенных границ и тарифов, замечал корреспондент IWPR. Он же указывал на то, что строительная индустрия Сербии существует в значительной мере (на 70%) за счет заказов из разрушенных районов Косово. При этом торговый баланс складывается не в пользу Косово: в 2003 г. из Сербии поступило товаров и услуг стоимостью 108 млн. евро, тогда как обратные торговые потоки оценивались всего в 3,5 млн. евро, поскольку из Косово нечего вывозить13. Известным шагом в направлении друг к другу стала также достигнутая накануне октябрьских переговоров в Вене договоренность о признании косовских дорожных документов на территории Сербии14. Эти факты говорят о том, что даже в сложившихся после тяжелого кризиса 1999 г. отношениях между Белградом и Приштиной постепенно появлялись сферы взаимных интересов и возможные линии взаимопонимания.

После фатальной вспышки насилия в марте 2004 г. трудно рассчитывать на какой-либо прогресс в отношениях между албанской и сербской общинами Косово, Сербией и ее мятежной провинцией без серьезной международной поддержки. Важно, однако, не повторять ошибок конца 1990-х годов, главная из которых состояла в односторонней поддержке Североатлантическим союзом албанской диаспоры в СРЮ. В сочетании с ориентацией части российских политиков на сохранившихся в Сербии сторонников Милошевича это не могло не создать тупиковой ситуации в разрешении конфликта в Косово и затяжного балканского кризиса в целом.

После 1999 г. ситуация в Косово изменилась в худшую сторону - сеть криминальных организаций как основа международного терроризма пустила в неконтролируемых или слабо контролируемых районах края дос-

13 Иет. - 2004. - N 479. - 06 РеЬ.

14 Ва1кап сг1515 героП/ тРР. - 1_, 2003.- N 463. - 08 Nov.

таточно глубокие корни. И это настоятельно требует объединения усилий евроатлантических структур - НАТО и ЕС - и России в противостоянии криминалу, независимо от его этнической принадлежности.

В этом смысле поучительна мысль, сформулированная в интервью корреспонденту Би-би-си Верховным комиссаром ЕС в Боснии: «Если вы хотите победить преступность на улицах Манчестера, Лондона, Парижа - вы должны начинать делать это в Сараево. Здесь передовая линия»15. В не меньшей, если не большей степени сказанное относится к Приштине, а список городов, над которыми нависает угроза, можно продолжить, включив в их число также и Москву.

Мартовские события 2004 г значительно ухудшили перспективы двусторонних переговоров между этническими общинами Косово. В то же время на состоявшейся после этих событий встрече министров иностранных дел Евросоюза было подчеркнуто, что обсуждение вопроса о статусе края исключено до тех пор, пока там не будут соблюдаться европейские стандарты в области прав человека и этнического равенства. В эти же дни президент Сербии и Черногории С. Марович заявил в Белграде, что «в сотрудничестве с цивилизованным, демократическим и передовым миром можно добиться установления безопасности и права каждого человека в Косово на жизнь в многоэтничном обществе при разнообразии культур. Радикализм и этническое насилие должны быть исключены ради европейского будущего». Ту же мысль высказал в Брюсселе и премьер-министр В. Коштуница, подтвердив, что сербы связывают свою судьбу с единой Европой16.

Из этого следует, что прошедшие пять лет не прошли даром, и сегодня Сербия и Черногория, с одной стороны, Евросоюз и НАТО - с другой начинают осознавать, что при всем различии своих прежних позиций они объективно заинтересованы в распространении европейских интеграционных процессов на Юго-Восточную Европу. Постепенно приходит и понимание того, что это невозможно без кардинальных перемен в Косово, ре-

15 Idem. - N 447.

16 Минаев А. Что ярче горит - церковь или мечеть? // Новая газ. - М., 2004. - 2528 марта. - С. 2.

шения накопившихся проблем путем переговоров, искоренения в крае криминальных структур и недопущения этнической розни и, тем более, этнических чисток.

* * *

Другая проблема, заявленная еще в 1990-е годы в качестве важного аспекта модернизации и трансформации НАТО, - расширение Альянса, в том числе и за счет стран Балканского региона (Юго-Восточной Европы). Перспективы и возможности их интеграции в Североатлантический союз были обозначены в соответствующих разделах Стратегической концепции и других документах Вашингтонского саммита. Там же были сформулированы равные для всех условия при начале переговоров о членстве в НАТО: урегулирование международных споров мирными средствами; разрешение межэтнических и территориальных конфликтов с соседями; демонстрация приверженности верховенству закона и защите прав человека; отказ от угрозы применения силы и создание системы демократического и гражданского контроля над вооруженными силами; предоставление информации о состоянии экономики и принципах экономической политики17.

На практике ни одна из балканских стран не могла полностью соответствовать этим требованиям, и тем не менее Албания, Болгария и Румыния заявили о своем намерении интегрироваться в НАТО еще в начале 1990-х годов. Их стремление продолжить курс на вступление в НАТО не было поколеблено ни кризисом 1998-1999 гг., ни натовскими бомбардировками СРЮ, ни дальнейшим усилением противоречий в рамках Альянса.

На Пражском саммите НАТО (ноябрь 2002 г.) три страны Юго-Восточной Европы - Болгария, Румыния и Словения - получили приглашение начать переговорный процесс, завершение которого намечено на май 2004 г.18 И хотя эти страны, с возможным исключением для Словении, не отвечают

17 Стратегическая концепция Североатлантического союза // Путеводитель по материалам саммита НАТО в Вашингтоне. - Брюссель, 1999. - С.74-75.

18 Подробнее об этом см.: Европейская безопасность: События, оценки, прогнозы. - М, 2003. - № 7. - С.11-13.

стандартам НАТО, это решение, согласно заявлению руководства Альянса, «подчеркивает приверженность этому региону и улучшает перспективы упрочения там мира и стабильности»19.

Наиболее существенным сдвигом в политике претендующих на вступление в НАТО государств Юго-Восточной Европы стало ослабление межэтнической напряженности, торможение возникающих на этой почве межгосударственных конфликтов, и в этом, несомненно, проявилась стабилизирующая роль Североатлантического союза. Известно, что одним из главных критериев членства в НАТО является соблюдение принципов и норм ОБСЕ, включая мирное разрешение межэтнических конфликтов, территориальных споров с соседними государствами, имея также в виду ирредентистские притязания. До последнего времени Юго-Восточная Европа была буквально «нашпигована» такого рода спорами и конфликтами, которыми не без пользы для себя манипулировали авторитарные и тоталитарные режимы. Достаточно вспомнить казавшиеся неразрешимыми противоречия между Румынией и Венгрией, Болгарией и Югославией, Албанией и Югославией, Грецией и Албанией, Болгарией и Турцией и ряд других.

Одним из первых шагов на пути разрешения такого рода конфликтов стало заключение в декабре 1996 г. базового Договора о взаимопомощи, сотрудничестве и добрососедстве между Румынией и Венгерской Республикой, который в декабре 2002 г. был дополнен декларацией о румыно-венгерском стратегическом партнерстве. Достигнутые договоренности не могли разрешить все проблемы в отношениях между Венгрией и Румынией, Венгрией и Словакией, где также проживает значительное венгерское меньшинство. Важно, однако, что эти три страны прилагают максимальные усилия, чтобы прийти к общему знаменателю и решать возникающие вопросы в рамках международного права.

Несоответствие стандартам НАТО заставляет претендентов на вступление в Альянс - Болгарию и Румынию - использовать возросшую значимость своего географического положения. Американские эксперты и политики неоднократно указывали на роль геостратегического фактора в про-

19 НАТО после Праги: Новые члены, новые возможности, новые отношения. - Брюссель, 2003. - С. 8.

цессе расширения НАТО. Так, по мнению ведущего сотрудника вашингтонского Института национальных стратегических исследований Джеффри Саймона, сегодня более, чем когда-либо, учитывается геостратегическая роль потенциальных кандидатов: Словакия и Словения являются «мостом» к Венгрии, Румыния и Болгария «сдерживают» Сербию и «стабилизируют» Македонию, одновременно «связывая» Венгрию с Грецией и Турцией. По его оценке, включение стран Юго-Восточной Европы в НАТО будет также иметь неоценимое геостратегическое значение как в контексте возможного будущего балканского кризиса, так и с точки зрения интересов Альянса в Каспийском бассейне с его энергоресурсами, а также на Ближнем и Среднем Востоке20.

Претендентам было также заявлено, что после того, как будет принято решение об их членстве, предстоит еще длительный процесс ратификации, который «не следует рассматривать как формальность»21. Но даже если им удастся преодолеть все эти барьеры, НАТО - уже не та организация, в которую они стремились вступить в 1990-е годы, она трансформируется в Альянс, готовый ответить на вызовы XXI в. Поэтому претенденты на вступление должны быть готовы принять участие в операциях за пределами евроатлантического пространства22.

Эта точка зрения была в полной мере воспринята политиками Болгарии и Румынии. Выступая в июне 2002 г. на встрече глав дипломатических миссий Румынии в регионах Черного моря, Кавказа и Средней Азии на курорте Мамая близ Констанцы, министр иностранных дел М. Джоане выразил убежденность, что Румыния будет играть роль «важного якоря» в зоне с многоплановым стратегическим значением23.

По оценке известного румынского политолога, свыше 70% румын выступают за интеграцию в НАТО не по причинам военно-политического порядка. «Скорее, румыны знают, что в НАТО нет бедных стран, и надеются,

20 Simon R. The next round of NATO enlargement // Romanian j. of intern. affairs. -Bucharest,2001. - Vol. 7, N 1/2. - P. 209-210.

21 Balkan crisis report/ IWPR. - L, 2002. - N 384. - Nov.

22 Там же, комментарий Кр. Беннета, шеф-редактора «NATO review».

23 Пульс планеты. - М, 2002. - СЕ-9. - 4 июня.

что, вступив в НАТО, тоже избавятся от бедности», - замечает он24. Нельзя в этой связи не согласиться с тем, что, поскольку ни состояние экономики, ни уровень демократии не позволяют Румынии рассчитывать на быструю интеграцию в западный мир, она попыталась использовать имеющийся у нее козырь - стратегическую важность страны.

В период обострения ситуации на Ближнем Востоке и вокруг Ирака американским вооруженным силам была предоставлена возможность базирования и пролета самолетов, организована подготовка специальных подразделений для международных миротворческих операций и антитеррористических акций в горах, 500 обученных английскому языку румынских военнослужащих были направлены в Афганистан. Наконец, Румыния была первой страной, подписавшей соглашение о невыдаче американских военных Международному уголовному суду.

О намерении сотрудничать с НАТО заявили на Пражском саммите президенты трех неприглашенных в Альянс стран - Македонии, Албании и Хорватии. В отношении Хорватии уже на Пражском саммите было сказано, что, хотя она позже других подала заявку на вступление, ее экономическое положение и нынешнее состояние демократических свобод лучше, чем у других, но она должна провести реформу вооруженных сил, соблюдать права сербского меньшинства и наладить сотрудничество с Гаагским трибуналом, чего ей не удалось сделать ни в 1990-е годы, в период пребывания у власти Ф. Туджмана, ни после прихода к власти в 2000 г. левоцентристского правительства.

Что же касается Албании и Македонии, то они относятся к числу наиболее бедных стран Европы. Согласно данным Мирового банка, уровень безработицы в Албании достигает 1/3 трудоспособного населения, только в 18% домов подается электричество, и лишь один из шести домов имеет регулярное водоснабжение25. В то же время у населения насчитывается около 500 тыс. единиц оружия, значительная часть жителей задействована в транзите наркотиков (из Турции через Косово в Италию или через Белград и Загреб в Европу).

24 Пульс планеты. - М, 2002. - СЕ-4. - 10 апреля.

25 Balkan crisis report/ IWPR. - L, 2004. - N 479. - 6 Feb.

Экономическое положение Македонии также остается сложным, но зато был достигнут известный прогресс в сфере межнациональных отношений: заключенные в августе 2002 г. в Охриде договоренности между правительством и лидерами албанцев, по оценке президента Б. Трай-ковского, положили конец попыткам «территориального» решения этнических проблем. Албанцы получили возможность равного представительства в государственных учреждениях, албанские депутаты могут использовать в парламенте свой язык26. Трагическая гибель Б. Трайков-ского в феврале 2004 г. и последовавшее за этим обострение положения в Косово не способствуют стабильности в регионе. Тем не менее перспективы интеграции Македонии в европейские структуры представляются реальными.

Присутствовавшие на Пражском саммите НАТО руководители Албании, Македонии и Хорватии подписали договор о регулярных встречах президентов, министров иностранных дел и экспертов трех стран с целью принятия совместных мер по укреплению безопасности в регионе и борьбе с терроризмом. Если эти договоренности будут хотя бы частично реализованы, то стабилизирующая роль евроатлантических структур будет осуществляться не только через посредство натовских миротворцев, но и солидарными действиями правительств трех указанных стран.

Наиболее сложным остается положение в западной части Балкан, где самая острая проблема - ситуация в Косово и вокруг него. Без помощи ЕС странам этого региона (вновь образованной Сербии и Черногории, Боснии и Герцеговине) угрожают не только межэтнические конфликты, но и экономическая и политическая дестабилизация, опасность надолго задержаться «на обочине Европы». Между тем Евросоюз, несмотря на неоднократные обещания, оказывает им меньшую поддержку, чем относительно более благополучным государствам восточной части Балкан. При сравнительно равной численности населения этих двух частей полуострова ЕС планирует к 2006 г. предоставить поддержку проведению реформ в Румынии и Болгарии в сумме 1,5 млрд. евро (2,6% их

26 Шет. - 2003. - N 448. - 15 Аид.

суммарного ВВП), а государствам Западных Балкан - в размере 500 млн. евро (1% их ВВП)27.

В итоговом комментарии к докладу «Западные Балканы 2004: содействие, объединение и новые границы» указывалось, что пока государства Западных Балкан не имеют шансов начать диалог с НАТО и ЕС. Без помощи Европы им угрожают не только межэтнические конфликты, но и экономическая и политическая дестабилизация, надвигается вал безработицы, наконец, нарастает разочарование в связи с провалом демократических реформ.

Все это не может не оказать воздействия на Европу. Для поддержания стабильности, по мнению авторов доклада, необходимо включение Западных Балкан в процессы общеевропейского экономического и политического сотрудничества и создание финансовой основы для поддержки субрегиона (предположительно 900 млн. евро), учитывая, что весьма вероятные конфликты будут стоить еще дороже28.

Европа должна предложить Западным Балканам нечто большее, чем руку помощи, с тем, чтобы они не оставались островком нестабильности в сердце Европы. Необходимы многолетние программы развития на основе реального партнерства между ЕС, национальными правительствами, местными властями и гражданскими обществами с выдвижением приоритетов развития и мониторингом реализации программ.

Руководство НАТО осознает всю сложность задач трансформации Альянса применительно к Балканскому региону. Условия безопасности в стратегически важном районе Балкан пока стабильны, но остаются хрупкими, подчеркивается в документе «Реорганизация НАТО и новое в отношениях Россия - НАТО», обнародованном в феврале 2004 г. В документе также говорится о позитивных переменах, в частности, об улучшении ситуации в Боснии и Герцеговине, что позволит ограничить срок присутствия миротворческих контингентов концом 2004 г. В то же время в Косово «присутствие (а теперь и расширение. - Авт.) сил КФОР остается необходимым».

27 The road to Saloniki: Cohesion a. the Western Balkans. - B, 2003. - 12 March // http:// www.esiweb.org/.

28 Ibid.

В целом же процессы трансформации НАТО в Юго-Восточной Европе проходят достаточно сложно, и балканские кризисы лишь с большой долей условности можно назвать фактором ускорения модернизации Альянса. Не случайно речь идет сегодня об активизации сотрудничества НАТО и ЕС в этом сложном и взрывоопасном регионе и об их согласованном подходе к решению проблем Западных Балкан. Предстоящему летом 2004 г. Стамбульскому саммиту Североатлантического союза предстоит закрепить стратегическое партнерство НАТО и ЕС в отношениях со странами Балканского региона - в том случае, если к этому времени удастся предотвратить расширение конфликтных зон и стабилизировать ситуацию в Косово и вокруг него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.