УДК 334.758.2
Процессы слияния и поглощений предприятий сферы услуг
М.В. Самошкина
канд. эконом. наук, доцент ГОУВПО «Московский государственный
университет сервиса», г. Москва
В условиях развития рыночной экономики компании вынуждены укрупнять свой капитал в целях более эффективного его использования. Увеличение прибыли и достижение конкурентных преимуществ на рынке
- цели, которые должно ставить любое предприятие в качестве приоритетных. Эти цели могут достигаться компанией с помощью использования как внутренних методов (повышение эффективности управления, использование современных способов ведения бизнеса, новых технологий, повышение производительности труда и т.д.), так и внешних, к которым относится деятельность по слияниям и поглощениям.
Интерес к процессам слияний и поглощений в мире очень высок, а показатели динамики сделок являются важным индикатором состояния экономики. На сегодняшний день процессы стали явлением обычным и повседневным. Учитывая достаточно длительный западный опыт по проведению сделок, можно прогнозировать активизацию процессов в российских рыночных условиях на ближайшие годы.
Но существует масса проблем, сопровождающих сделки слияний и поглощений. Это и длительность проведения процедуры, и трудность качественной оценки компании, и достижение эффективности сделок, и информационная открытость процесса, и другие. Перечисленные проблемы вызывают различные мнения и массу дискуссий. Сформированы разные точки зрения на целесообразность и эффективность подобной реструктуризации компаний. Мировой опыт в области слияний компаний будет весьма полезным для вновь создаваемых российских корпораций и вполне применим в практической деятельности.
Слияние - один из самых распространенных приемов развития, к которому прибегают в настоящее время даже очень успешные компании.
Существуют определенные различия в толковании понятия «слияние компаний» в зарубежной теории и практике и в российском законодательстве (табл. 1). В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.
Таким образом, в зарубежной практике под слиянием может пониматься объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекраща-
ют существование. В российском законодательстве этот случай попадает под термин «присоединение», подразумевающий, что происходит прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются.
По российскому законодательству, слияние есть реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния компаний является появление нового юридического лица, при котором новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование.
В соответствии с общепринятыми в европейском союзе (ЕС) подходами под слиянием понимается и рассматривается в первую очередь «слияние путем поглощения» (merger by acquisition), а во вторую - «слияние путем образования новой компании» (merger by formation of a new company).
Merger - поглощение (путем приобретения ценных бумаг или основного капитала), слияние (компаний).
Acquisition - приобретение (например, акций), поглощение (компании).
Merger and acquisitions - слияния и поглощения компаний.
Такая экономическая категория, как «поглощение», законодательно в России не закреплена ни в Гражданском кодексе РФ, ни в одном законе и постановлении. В Гражданском кодексе РФ и в Федеральном законе «Об акционерном обществе» дается только определение форм «слияние» и «присоединение». Но поскольку Россия перенимает опыт зарубежных стран (методику механизм сделок, последовательность и т.д.), поэтому принято и российский рынок по совершаемым сделкам называть «рынок слияний и поглощений».
Термины «слияние» и «поглощение» можно рассматривать как синонимы. В экономической реальности часто бывает трудно определить, чем является та или иная форма объединения - слиянием или поглощением. В большинстве случаев можно выделить доминирующую и зависимую сторону, в результате чего происходит приобретение бизнеса, то есть поглощение.
Термин «Слияния и поглощения» так и употребля-
ется в СМИ, в различных литературных источниках; ния»; ежегодно проводятся Международные форумы
выходит ежемесячный журнал «Слияния и поглоще- по слияниям и поглощениям.
Таблица 1
Соотношение понятий «слияние», «поглощение», «присоединение»
в странах ЕС и РФ
Понятия «слияние», «поглощение» и «присоединение»
Страны ЕС РФ
Слияние - любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур: 1. Слияние путем образования новой компании -операция, в ходе которой несколько компаний прекращают свою деятельность без проведения процедуры ликвидации и переводят в новую компанию, которую они организуют, все свои активы и пассивы Слияние - реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Необходимое условие оформления сделки - появление нового юридического лица
2. Слияние путем поглощения - операция, в результате которой одна или более компаний прекращают свою деятельность без проведения процедуры ликвидации и переводят в другую компанию все свои активы и пассивы Присоединение - прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются
Поглощение - взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую определяется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия
Опыт организации слияния компаний в экономически развитых странах и в России свидетельствует об экономической эффективности такой реструктуризации. Кроме того, очевиден рост масштабов слияний и поглощений во всем мире, поскольку, чтобы быстро увеличить свои размеры и получить выгоду, большое количество фирм ищет партнера для слияния или поглощения.
Рыночные преобразования в стране оказали влияние на изменения в сфере услуг. Обострение конкуренции вынуждает предприятия сферы услуг бороться за качество услуг и обслуживание клиентов, искать новые прогрессивные формы работы. Одной из форм, позволяющей повысить эффективность работы, является интеграция. В последнее время сферу услуг коснулись интеграционные процессы, а именно: реорганизация предприятий в форме слияний и поглощений. Сфера услуг на протяжении нескольких последних лет была и остается активным участником сделок по слияниям и поглощениям. Наибольшее число предложений о продаже бизнеса поступает из торговли. Сфера сервиса и услуг занимает второе место. На третьем месте - производственные компании.
Слияние и поглощение (М & А) - это общее имя для всех сделок, которые объединяет передача корпоративного контроля во всех формах, включая покупку и обмен активами. Сюда входят сами слияния, поглощения, приобретение компаний, выкупы долговым финансированием, изменение структуры собственности, продажа бизнес-единиц, враждебное поглощение и все другие сделки, которые подразумевают передачу корпоративного контроля из рук одних акционеров другим.
До последнего времени в российской практике поглощение компании носит скорее элемент враждебности. По этой причине термин «враждебное поглощение» пока встречается наиболее часто. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.
В нашей стране объем сделок по слияниям и поглощениям еще не приобрел тех же масштабов, что и за рубежом. Однако очевидно, что российским компаниям не удастся избежать этой тенденции к укрупнению капитала, если они хотят быть конкурентоспособными как на локальном, так и на международном уровне.
Среди компаний малого и среднего бизнеса самыми продаваемыми являются предприятия сферы услуг Активнее всего покупаются компании, работа и внутреннее устройство которых представляются людям, решившим превратиться в предпринимателей, относительно понятными. Популярность компаний сферы услуг объясняется относительно невысокой стоимостью, высокими рисками создания таких предприятий с «нуля», а также высокой доходностью инвестиций в покупку бизнеса.
Большое количество сделок слияний в сфере услуг связано с развитием сетевого бизнеса. Для предприятий сферы услуг характерен горизонтальный тип слияний, что дает самые очевидные преимущества, достигаемые за счет экономии на масштабе и синергии. Также можно отметить, что большинство предприятий сферы услуг используют сделки по слияниям в качестве направления - корпоративная стратегическая реструктуризация (те. увеличение стоимости собственного капитала, расширение имеющихся рынков, повышение конкурентоспособности).
При планировании сделок слияний и поглощений покупатель предпринимает большое количество различных действий, и важнейшее из них - системная диагностика компании-цели (поглощаемого объекта). Важным обстоятельством, которое необходимо учитывать при планировании системной диагностики, является стратегия поглощения.
При выборе целевой компании покупатели используют различные стратегии, зависящие от согласованной корпоративной стратегии поглощающей компании. Чаще всего в качестве стратегии развития компании выбираются стратегии роста, и стратегия М & А является одной из них. Деятельность по слияниям и поглощениям является одним из основных методов реализации стратегии развития фирмы. В частности:
• если фирма занимает удачное положение на рынке, находясь в отрасли, обещающей ей хорошие перспективы развития, однако ей требуется усиление своих позиций для достижения конкурентных преиму-
ществ в отрасли, то, используя механизм слияния и поглощения, она может достигнуть своей цели, объединяясь или приобретая компании того же сегмента рынка;
• часто компания может осуществлять слияния и поглощения фирм из других сегментов рынка для снижения риска своей деятельности, что достигается, например, через выпуск разнородной продукции, находящейся на различных этапах своего жизненного цикла, через географическую диверсификацию в сбыте продукции - то есть, другими словами, через диверсификацию производства для расширения сферы своего присутствия;
• если компания пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления своей деятельности, освобождаясь от неосновных, проблемных направлений, и, наконец, если компания просто испытывает недостаток в деньгах, то она может эффективно использовать механизм слияний и поглощений для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних компаний.
Учитывая опыт зарубежных и российских слияний (поглощений) компаний, можно выработать методику и последовательность проведения сделок по слияниям. В частности, процесс проведения сделок по купле-продаже бизнеса будет состоять из нескольких этапов (табл. 2).
1 этап. Выработка стратегии развития компании, определение цели, мотива слияния или поглощения. Мотивы слияний могут быть различные, но основной мотив - получение эффекта синергии, сущность которого заключена в следующем: совокупный результат (потенциал) взаимодополняющего действия активов двух или нескольких предприятий намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Другими словами, образно говоря: 2+2 = 5. На 1 этапе следует помнить о том, что предметом сделки являются не активы, а весь бизнес: персонал, марка, нематериальные активы, клиентская база, связи предприятий.
Таблица 2
. этапов сделок
1 этап Определение стратегии развития компании (формулирование стратегической цели)
2 этап Планирование и поиск объектов
3 этап Анализ и оценка выбранного объекта приобретения (предварительные)
4 этап Проведение переговоров с потенциальным объектом
5 этап Структурирование сделки
6 этап Финансовая оценка и проверка компании (Due diligence)
7 этап Исполнение сделки
8 этап Интеграция после слияния / поглощения
К сожалению, как свидетельствует рыночная практика, задуманное слияние редко полностью оправдывает надежды своих инициаторов. Данные по эффективности слияний неутешительны: 61% сделок не окупает вложенных в них средств; 57% объединившихся компаний отстают в своем развитии и вновь разделяются; 53% крупнейших слияний приводят к снижению акционерной стоимости, а достигают желаемых финансовых или стратегических целей менее 20% объединившихся компаний. Причиной таких результатов является неверный выбор стратегии слияния на первом этапе проведения сделки, что может привести к ошибочным финансовым расчетам и общей оценке при принятии решения о необходимости слияния, к неверному выбору партнера, недочетам процесса слияния.
2 этап. Поиск объектов, выставленных на продажу, просмотр предложений, выбор оптимального объекта для покупки. Информация о продажах не является тайной и открыта для свободного доступа как в СМИ, так и в Интернете. Существует около сотни сайтов, специализирующихся на публикации объявлений о продаже компании. Сведения можно также получить в риелтерских агентствах и от консалтинговых фирм, которые оказывают посреднические услуги при купле-продаже компании.
Следует внимательно подойти к выбору варианта. Перед покупкой бизнеса надо собрать о предприятии самую полную информацию, поскольку продавец наверняка постарается приукрасить свой «товар». Некоторые специалисты рекомендуют применить метод «засланного казачка». Можно внедрить в компанию своего человека в качестве сотрудника, чтобы изучить механизм изнутри, или представиться фирме в качестве клиента. При выборе объекта можно столкнуться со следующими опасностями. Во-первых, следует обратить внимание на местоположение бизнеса. Может оказаться, что фирма приобретена в здании, предназначенном к сносу. Или, к примеру, магазин продается потому, что рядом открылся гипермаркет, который рано или поздно задавит своего мелкого конкурента.
Также имеет значение и юридический адрес. Большинство фирм регистрируются именно по юридическому адресу, куда и направляются все запросы из налоговых органов. В случае, когда число фирм с одинаковыми юридическими адресами становится, с точки зрения налоговых органов, неприлично большим, адрес вносится в «черный» список и его надо срочно менять. Необходима проверка адреса в учредительных документах путем справки в налоговой инспекции.
3 этап. Предварительные анализ и оценка выбранного из нескольких вариантов оптимального объекта. Предварительная оценка должна включать: анализ синергии от объединения, оценку стоимости бизнеса, оценку потенциальных выгод от слияний, оценку рисков сделки. Выгода от слияния может возникнуть в первую очередь благодаря тем факторам, которые значительно увеличили бы рыночную стоимость предприятия, т.е. за счет взаимодополняющих ресурсов: современного оборудования, персонала, базы клиентов, прибы-
ли, репутации, брэнда.
Риски, специфичные для России на данном этапе: детальные прогнозы являются редкостью, не прозрачны схемы работы, рыночная информация часто отсутствует или является устаревшей, слабые управленческие/информационные системы, необъективность, приблизительность оценки.
4 этап. Переговоры с собственниками потенциального объекта для покупки. Определение взаимных интересов и готовности к проведению дальнейших переговоров. Согласование первоначальной цены сделки. Среди факторов, которые оказывают влияние на стоимость компании, можно отметить следующие: спрос и предложение на рынке готового бизнеса, постоянная клиентская база, месторасположение, возраст предприятия, наличие квалифицированного персонала, современного оборудования, прибыли, разрешительной документации и другие.
Кроме того, этап включает: заключение предварительного договора о предстоящей сделке, разработку плана-графика мероприятий по слиянию. Предоставление дополнительных гарантий сторонами. Существующий на этом этапе риск: переговоры могут включать цели, не являющиеся чисто коммерческими. Спустя некоторое время оцениваются результаты такой сделки и делаются выводы о степени достижения ранее поставленных целей. На этом же этапе между сторонами определяется, будет ли процесс носить информационно открытый или закрытый характер на рынке.
5 этап. Структурирование (и финансирование) сделки. Разработка финансовой стратегии. Привлечение финансирования (налоговые последствия для сторон; условия подготовки, совершения и оформления сделки; корректировка цены сделки с учетом стоимости активов и величины задолженности на дату заключения сделки; условия сделки; выбор банка, через который будут осуществлены финансовые операции).
6 этап. Полная финансовая оценка и проверка компании (Due diligence). Для получения общей картины о целевом объекте и оценки рисков необходимы: юридическая экспертиза (юридическая действительность учреждения и регистрация компании) права собственности и должная регистрация акций, финансовая экспертиза (право собственности на активы, крупные контракты, возможные налоговые обязательства).
На этом этапе потенциальные покупатели получают возможность более подробного изучения компании; проводится осмотр предприятия; организуется встреча с менеджментом; им предоставляется помещение (data room) с доступом к фактической (юридической, финансовой и прочей) информации о предприятии. Окончательная стоимость сделки может значительно отличаться от оговоренной в предварительном договоре в случае, если проверка выявила несоответствие данных об объекте продажи. Схема проведения проверки компании (due diligence) и ее участники представлены в табл. 3.
Имеющиеся риски на этом этапе: предприятия нередко создаются со значительными нарушениями в за-
конодательстве; права собственности на акции могут быть поставлены под сомнение ввиду неправомерного приобретения; целевой объект не является формальным собственником активов; отсутствие регистрации имущественных прав и материальных ценностей; забалансовые сделки и обязательства.
7 этап. Исполнение сделки. В российской практике принято «совершение сделки за один день в одном месте», чтобы минимизировать риски при исполнении сделки: ппроведение платежей с участием банка
в качестве платежного агента (все платежи проводятся синхронно); предоставление услуг депозитария при передаче прав собственности на акции (передача прав собственности на акции (для АО)). В российской практике банк принимает на себя ответственность за расчеты по сделке и хранению документа - договора (контракта) о продаже компании. В зарубежной же практике защиту и доверительное хранение контракта между сторонами осуществляет нейтральное лицо
- эскроу-агент.
Таблица 3
Схема проведения финансовой оценки и проверки компании (due diligence)
Структура Ответственный
История и описание бизнеса Финансовый консультант или менеджер
Описание истории развития компании и текущая организация Финансовый консультант или менеджер
Организационно-правовая форма компании Юрист
Анализ устава общества Аудитор или юридический консультант
Детали договоров на право собственности и аренды помещений, сравнительный анализ расходов на аренду и покупку Юристы и специалисты компании
Менеджмент и работники
Описание структуры управления Финансовый консультант
Имена, возраст, обязанности, квалификация и профессиональный опыт директоров и ключевых менеджеров, иные контракты с компанией и достижения Эксперт по персоналу
Бухгалтерская и управленческая отчетность
Существующие процедуры составления отчетности: планирование, составление бухгалтерской отчетности Специалисты компании, аудитор
Продукты и маркетинг
Маркетинговая стратегия, ее организация, издержки и контроль Финансовый консультант
SWOT - анализ Финансовый консультант, специалисты компании
Бизнес-процессы
Описание операций с точки зрения эффективности Специалисты компании
Основные поставщики и клиенты Специалисты компании
Финансовые результаты Финансовый консультант и аудитор
Финансовые результаты по аудированной отчетности за последние два года. Аудитор
Анализ сверхнормативных расходов, процентной ставки и ставки налогообложения
Пояснения и комментарии
Активы и обязательства
Баланс компании за последние два-три года, прогноз на текущий год
Анализ и комментарии, касающиеся: * структуры основных средств; * прав собственности; *дебиторов и кредиторов; * работы с банками; * другие контракты Аудитор
8 этап. Интеграция после сделки слияния или поглощения. Интегрированию должно быть подвержено следующее: человеческие ресурсы на уровне совета директоров, топ-менеджмента, ключевого технологического персонала, обеспечивающих структур; финансовые, материальные и нематериальные ресурсы (особенно деловая репутация, включая имя компании и марку продавца); процессы, включая системы менеджмента, оплаты труда и стимулирования инноваций; обязательства перед различными заинтересованными группами, включая учредителей, клиентов, работников и общественность. Этап включает разработку мероприятий по встраиванию приобретенной компании в бизнес-структуру основной компании; консультации по корпоративному управлению и реализации стратегии по интеграции.
На данном этапе существует риск увольнения основной команды работников приобретенной компании по различным причинам. Это могут быть специалисты, поддерживающие контакты с поставщиками и клиентами, осуществляющие значимый технологический процесс, поддерживающие имидж фирмы. Причем такой ситуацией неопределенности судьбы персонала, когда процесс объединения еще не завершен, могут воспользоваться конкуренты и переманить к себе наиболее ценных сотрудников. Новому руководству придется проявить свои лучшие качества, чтобы персонал понял, что с ним ему будет работать не хуже, чем с предыдущим хозяином. Внимание придется проявить не только к работникам, но и к клиентской базе, поскольку и прежний хозяин может создать свой бизнес и переманить к себе и тех, и других. Чтобы этого избежать, следует при заключении договора также подписать ряд дополнительных соглашений, в которых предусматривается ограничение конкуренции между компаниями, в частности, запрещается продавцу в течение определенного срока осуществлять деятельность в той же отрасли или не допускается переманивание сотрудников проданного предприятия.
Процессуальные вопросы слияний и поглощений компаний в сфере услуг выглядят намного проще, чем в других отраслях. Процедура продажи бизнеса в сфере услуг длится относительно недолго, в среднем занимает 3-5 месяцев, начиная с принятия продавцом решения о продаже. В зависимости от привлекательности объекта покупателя можно найти в срок от недели до двух месяцев. Затем заключается договор и начинается процесс перехода прав собственности. В лучшем случае бизнес, связанный со сферой услуг, можно продать в течение полутора месяцев, а в худшем до полутора лет.
Продажа предприятий отличается относительной легкостью в проведении полного аудита их деятельности. Отсутствует склад готовой продукции и запас сырья, которые нужно было бы оценить в денежном выражении (в случае торгового или промышленного предприятия); невелика численность персонала и несложна структура управления; отсутствует необходимость знакомиться с контрактами на поставку сырья и
продажу готовой продукции, анализировать сложные финансовые потоки.
В остальном же процесс продажи и предпродажной подготовки компании сферы услуг достаточно стандартизирован:
1) юридическая экспертиза, получение необходимых лицензий и разрешений;
2) оптимизация факторов, влияющих на стоимость (договор аренды, система оплаты труда и т.д.);
3) определение портрета инвестора и формирование стратегии продажи;
4) поиск инвестора, разработка механизмов проверки компании и вхождения в бизнес нового собственника;
5) организация передачи дел.
Хорошим активом, способным повысить привлекательность предприятия в сфере услуг, является стабильная база постоянных клиентов. Доказательством наличия такой базы может служить клубная карточная система, система накопительных скидок, вознаграждения за привлечения новых клиентов и т.д. Данный факт считается специфичным для процессов слияний и поглощений в сфере услуг.
По мнению большинства экономистов, сфера услуг никогда не станет такой областью, которую государство хотело бы вернуть под свой полный или частичный контроль. В ней много тяжелой работы и мало легких денег. Следовательно, этот вид бизнеса навсегда останется в частном секторе экономики, что гарантирует рост числа сделок в последующие годы.
Для того чтобы сделки по слияниям или поглощениям в различных сферах прошли успешно, необходимо:
• правильно выбрать организационную форму сделки;
• обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству;
• иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения;
• в случае слияния быстро и мирно решить вопрос, «кто главный»;
• включить в процесс слияния не только высший, но и средний управленческий персонал.
Более успешному и эффективному проведению процессов слияний и поглощений также будут способствовать новые возможности, а именно: применение техники медиации и участие эскроу-агента в сделках. При зарождении конфликта между двумя заинтересованными сторонами сделки (относительно цены и т.д.) следует обратиться к услугам медиатора. Медиация в M&A - это переговоры с участием профессионального посредника (медиатора), функцией которого является рассмотрение и урегулирование конфликта по мере его возникновения и перехода в критическую стадию. Преимущества использования медиатора: он не представляет ни одну из сторон, соблюдает нейтральную позицию; мнение медиатора не высказывается и не навязывается; стороны более расположены к поиску компромиссных решений; медиатор не участвовал ранее в сделках М&А (в качестве консультанта или представи-
теля сторон).
В процессе исполнения сделки все необходимые документы на продажу объекта должны быть подписаны, опечатаны и положены на хранение. Целью последнего действия является обеспечение защиты и страховки сделки. Защиту и страховку в юридическом порядке осуществляет эскроу-агент. В настоящее время роль эскроу-агентов берут на себя банки, участвующие в сделках. Преимущество участия эскроу-агента в сделках заключается в том, что его не интересует ком-
мерческая сторона сделки в отличие от банка.
Применение предложенного механизма и последовательности проведения слияний и поглощений позволяет принимать экономически обоснованные и эффективные решения на каждом этапе осуществления процесса, а также своевременно вносить коррективы при организации и реализации сделок, что существенно повышает вероятность успешного завершения процесса слияния.
Список использованной литературы
1. Гохан Патрик А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний/ Патрик А. Гохан; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 741 с.
2. Земцова Ю. Чего изволите (обзор рынка готового бизнеса в сфере услуг)// Слияния и поглощения. - 2005. № 01 (23). С. 15-17.
3. Кузнецов М. Средний бизнес: поиск компании-цели для добровольного поглощения// Слияния и поглощения.
- 2005. № 3. - 58 с. С. 10-12.
4. Ловчиновский П.А. Слияния и поглощения в России// Собственность и рынок. - 2005, № 4. С. 25-26.
5. Павловский М. Синергетический эффект слияний: российская специфика// Слияния и поглощения. - 2005. № 01 (23). С. 29-32.
6. Подольский В. Слияния и поглощения как часть стратегии компании// Финансовый директор. - 2005. № 7- 8. С. 16-24.
УДК 346.26:338.46
Прикладные аспекты оценки бизнеса в процессе трансформации собственности (на примере малых предприятий сферы услуг)
А.В. Яценко,
аспирант ГОУВПО «Московский государственный университет
сервиса», г. Москва
Г.И. Хотинская,
д-р эконом. наук, профессор ГОУВПО «Московский государственный
университет сервиса», г. Москва
Российский рынок слияний и поглощений характеризуется практически полным отсутствием статистики по сделкам с малыми предприятиями. Все открытая информация о трансформации собственности малых предприятий сводится к цене продаваемого разнопрофильного бизнеса.
С большой вероятностью можно отметить, что активность сделок по слияниям и поглощениям в малом бизнесе высока, но оценить масштабы этого рынка не представляется возможным в связи с отсутствием статистики о закрытых сделках.
В настоящей работе мы представляем разработанную методику оценки малых предприятий. Для репрезентативности методики нами было проанализировано более 200 предложений о продажах предприятий ма-
лого бизнеса и рассчитаны мутильпликаторы стои-мости[1].
Нужно отметить, что подобные мутильпликаторы стоимости давно существуют за рубежом. Опыт западных оценочных фирм свидетельствует [2]:
• бухгалтерские фирмы и рекламные агентства продаются, соответственно, за 0,5 и 0,7 годовой выручки;
• рестораны и туристические агентства - за 0,25-0,5 и 0,04-0,1 валовой годовой выручки;
• автозаправочные станции - за 1,2-2,0 месячной выручки;
• предприятия розничной торговли - за 0,75-1,5 суммы (чистый доход + оборудование + запасы) и т.д.
Учитывая, что в России подобных мутильпликато-