Научная статья на тему 'Процессы, обеспечивающие создание интеллектуальной собственности в педагогической деятельности'

Процессы, обеспечивающие создание интеллектуальной собственности в педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОТЧУЖДАЕМОЕ ЗНАНИЕ / ПРИЧУЖДЕНИЕ ЗНАНИЯ / ОТЧУЖДЕНИЯ ЗНАНИЯ / СВОБОДНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ ЗНАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "ОТЧУЖДЕНИЯ-ПРИЧУЖДЕНИЯ ЗНАНИЯ" / ПРИНЦИП "КРУГОВОРОТА ЗНАНИЯ" / PEDAGOGICAL SYSTEM "ALIENATION OF KNOWLEDGE KNOWLEDGE ACQUISITION" / CONCEPT OF "WHIRL OF KNOWLEDGE" / INALIENABLE KNOWLEDGE / KNOWLEDGE ACQUISITION / ALIENATION OF KNOWLEDGE / FREE ALIENATION OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюшенко Светлана Владимировна

В статье предлагаются к рассмотрению процессы, которые обеспечивают создание интеллектуальной собственности в педагогической деятельности, дана их характеристика, оценена роль каждого из них в технологии появления педагогической интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of creation of intellectual property in pedagogical activity

In the article it is suggested to take into consideration processes providing formation of intellectual property at teaching. Their characteristic is given, evaluation of their role in the process of forming of pedagogical intellectual property is considered.

Текст научной работы на тему «Процессы, обеспечивающие создание интеллектуальной собственности в педагогической деятельности»

УДК 37+141.3 с. В. МАТЮШЕНКО

Омская академия МВД России

ПРОЦЕССЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СОЗДАНИЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье предлагаются к рассмотрению процессы, которые обеспечивают создание интеллектуальной собственности в педагогической деятельности, дана их характеристика, оценена роль каждого из них в технологии появления педагогической интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: неотчуждаемое знание, причуждение знания, отчуждения знания, свободное отчуждение знания, педагогическая система «отчуждения-причуждения знания», принцип «круговорота знания».

Динамическая часть механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности включает в себя процессы, обеспечивающие создание интеллектуальной собственности в педагогической деятельности. Их сущность и особенности отражены в представленном рис. 1.

Процесс формирования неотчуждаемого знания в педагогической деятельности

Особенность знания, как интеллектуального продукта, заключается в том, что те знания, которые «вышли» из педагога, остались такими же и у него самого, т. е. фактически отчуждая свои знания, он не раздает насовсем свои фондовые знания. Поэтому нам представляется возможным назвать такое знание «неотчуждаемым» знанием (рис. 1).

Термин «неотчуждаемое» и употребление вкупе с ним различных категорий, понятий и терминов стали проявляться в последнее время. Нам встретилось применение термина «неотчуждаемое» в экономической сфере и сфере социальных отношений. Авторы монографии «Отчуждение труда», давая анализ зарубежных концепций отчуждения труда, останавливаются на позиции левых радикалов, и их идеи «неотчуждаемой технологии» [1]. Излагая позицию зарубежных философов о попытке снятия отчуждения, авторы монографии «Отчуждение труда» считают, что появление концепции «неотчуждаемой технологии» связано с повышением роли человеческого фактора в экономике и производстве. Применительно к сфере социальных отношений упоминание термина «неотчуждаемое» обратило на себя внимание в статье Т. В. Беловой «Социальный и индивидуальный уровни отчуждения». Она считает, что социальный архиепаг выступает как «неотчуждаемая коллективность» [2]. Из приведенных выше примеров мы видим, что употребление термина «неотчуждаемое» соотносится с человеком и его индивидуальностью.

Одним из элементов структуры личности выступают знания. Трудно найти двух людей с одинаковым составом знания. Фонд знаний каждого человека, в силу отличия его от другого, индивидуален, т. е. оно является «неотчуждаемым знанием» (рис. 1). Причи-

нами формирования неотчуждаемого знания можно назвать следующие: естественная потребность в информации и накопление опыта в объективной стороне бытия. К внешним предпосылкам относятся наличие знания как такового и продуктов опредмеченного знания. Внутренние предпосылки связаны с проявлением заинтересованности индивида к знанию. Неотчуждаемое знания характеризуется индивидуальностью образов, оригинальностью форм и неотделимостью от интеллекта человека. Проявиться оно может в индивидуальном мышлении, образов восприятия и представлений, оригинальности форм отражения и ощущений, а также находит свое выражение в творчестве и произведениях искусства. Формирование неотчуждаемого знания происходит двумя путями: через обучение и через самообучение. Эти два процесса очень важны для компоновки неотчуждаемого знания. Без обучения, в ходе которого человек получает необходимые знания, не возникнет основа неотчуждаемого знания и тяга к самообразованию. Без самообучения знание не станет неотчуждаемым. Наличие неотчуждаемого знания у человека подтверждается способностью интеллекта его рационально отобрать, объективизировать и интеллектуально отобразить знание.

Отмечаем, что неотчуждаемое знание педагога является тем субъектом отчуждения знания, которое «должно выйти» из него, и тем знанием, которое педагог предлагает ученику.

Процесс причуждения знания в педагогической деятельности

Объектом процесса отчуждения знания является знание ученика, к которому педагог направляет свои знания. Назовем данное знание «причуждаемым знанием». Слово «причуждать» происходит от существительного «причуждение». Такой выбор слова определяется традицией в существовании диалектически парных категорий: абстрактное-конкретное, раци-ональное-иррациональное и т. д. Понятие «причуж-дение» не наше изобретение. Этим понятием варьировал Н. Винер в своей теории кибернетики, применительно к вычислительным машинам. Он считал их

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

— интуиция (непосредственное эмоциональное чувствование) — память (генетическая, социально-интеллектуальная); —выживание и понимание роли информации в жизни — время, место, обстоятельства (уникальное, неповторимое); — объективизирующее подсознание (экологические ниши знания); — самообразование (тяга к знанию, творчество, созидательность) — плодотворный интеллект (работающий, творящий, созидающий); — результативность интеллекта (создание знания, уникальность, индивидуальность); — постоянная активная рефлексия (знание в собственных формах) — оформленность отчуждения (слово, письмо, конструкт); — (чему включенность в мир настоящего и как учить); — конструирование форм знания (реконструирование знания)

Рефлекторно- бессознательное — сохранение традитгий (сохранение знания — в ткачестве, в фольклоре); —жить сообществу легче, если кто-то что-то знал (знавание клана, семьи) Рациональное- иррациональное — неотделимость от твоего интеллекта (его типа, стиля мышления); — оригинальность форм (видение, отражение, ощущение, искусство); — индивидуализация образов (мышления, восприятия, представления) Опредмечивание- распредмечивание — попытки унификации знания (привязка знания к бытию); —довести до мира собственную уникальность (индивидуальность); — историческое несовпадение (все революции не вовремя) Прикладное- фундаментальное — способы актуализации знания (мотивация обучения); — присутствие в учебном процессе (категориальность, фундаментальность); — активность сознания (интерес, прошлое — настоящее)

процесс СВОБОДНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ЗНАНИЯ

процесс ОТЧУЖДЕНИЯ ЗНАНИЯ ТРУД УЧЕНИЯ (самообучение, обучение других)

процесс формирования НЕОТЧУЖДАЕМОГО ЗНАНИЯ ИСТИНЫ БЫТИЯ МЕТОДИЧКИ (разработки)

процесс ПРИЧУЖДЕНИЯ ЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ СУЩНОСТЬ ВЕЩИ СОХРАНЕНИЕ ЗНАНИЯ (на носителях)

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ОТРАЖЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ АКТУАЛИЗИРУЮЩЕЕ

— поколения (традиций, клана, общины); — доверие сообщества индивиду; — сохранение пра-пра-знания; — вольно-невольный круг обязанностей; — человеческая коммуникативность; — решение проблем (лидер); — владение знанием сообщества; — самостоятельность принятия решений; —управление посредством знания; — народное творчество (фольклор) — индивидуальная рациональность; — первое мнение; — заинтересованное восприятие; — медленное мышление; — сохранение собственного знания; — поиск сущности индивидом; — экологические ниши знания; — творческая рефлексия (вдохновение); — интересный для других взгляд на вещи ПОЗНАНИЕ — выделение порядка сущностей; — сохранение сущности вещи; — конструирование нового знания; — оформление знания в виде вещи; — выделение знания (умственный труд); — активная деятельность с рефлексией; — владение методологией отчуждения; — диалектика рефлексии (нового знания) СОЗНАНИЕ — фундаментальное знание (старое); — диалектика носителя знания (информация); — сохранение вещи (сущность — труд); — жизнь индивида в мире настоящего; — передача знания другим (взрослым, детям); — категориальная уровневость знания; — новизна знания (творческая рефлексия); — как хорошо забытое старое (мода)

Рис. 1. Процессы, обеспечивающие создание интеллектуальной собственности в педагогической деятельности

необходимым «приращением» (перевод предполагает и «причуждение») знания [3].

Причуждаемое знание — это те знания общества, которые человек должен сделать своими. Количественный и качественный состав этих знаний зависят от интеллекта человека и от предложенных ему знаний (рис. 1). Причина делания знания «своим» состоит в следующем: это сохранение знания предыдущих поколений как необходимость для выживания человечества. Предпосылками складывания причужда-емого знания являются, во внешней сфере, наличие пра-празнания и обязанности перед обществом сохранения его и передачи следующим поколениям. Внутренними предпосылками выступают генетическая память и интуиция человека как условия выживания сообщества людей. Пути складывания при-чуждения знания имеются как пассивный, так и активный. Владение знанием сообщества приводит

индивида к видению проблем общества, их понимания и попытки их разрешения. Проявляется это в самостоятельном принятии решений.

Причуждаемое знание является знанием того сообщества, в котором живет человек. Обществу всегда легче, если кто-то что-то знавал и применял это в интересах своей семьи и клана. Такое знавание закрепляется через вольно-невольный круг обязанностей всех членов общества. Оно сохраняло традиции общества, а через них и знание. Проявляется причуждаемое знание в знании народного творчества: например, фольклора. Человек поет стародавние песни, вспоминает бабушкины сказки и ткет половички, с характерными для мест его рождения узорами. Наличие причуждаемого знания подтверждается способностями человека производить рефлексивно-бессознательно отбор информации, интуитивно используя знания для выживания и помнить традиции поколений.

Таким образом, причуждаемое знание является тем объектом процесса отчуждения знания, тем знанием общества, которое педагог направляет к ученику и которое должно «войти» в ученика.

Процесс отчуждения знания в педагогической деятельности

Необходимость сохранения знания в процессе передачи социального опыта является одним из главных направлений педагогической деятельности, когда педагог, специально подготовленный человек, передает знания от старшего поколения к младшему. Такой переход знаний со стороны педагога может осуществляться, в том числе, и через процесс отчуждения знания.

Возможность употребления понятия отчуждения знания применительно к педагогической деятельности объясняется двумя моментами: знания, как интеллектуальный продукт, наиболее полно проявляются в интеллектуальном действии; педагогическая деятельность является одним из видов интеллектуальной деятельности. Таким образом, возможность применения понятия отчуждения знания применительно к педагогической деятельности не только возможно, но и допустимо. Педагог, как субъект интеллектуальной деятельности, должен и может производить интеллектуальные действия применительно к объекту. Одним из положительных интеллектуальных действий по отношению к знанию является процесс отчуждения знания.

Отчуждение знания, в первую очередь, проявляется в обучающей деятельности педагога. Знания сущностного порядка и естественнонаучных истин, целенаправленных от педагога к ученику в процессе передачи социального опыта, можно назвать отчуждаемым знанием. Причина того, чтобы появилось отчуждаемое знание, состоит в том, что существует необходимость сохранения знания как значимого атрибута жизни общества, как необходимого компонента конструирования и реконструкции вещей. К внешним предпосылкам относятся процессы опредмечивания и распредмечивания знания, обеспечивающие формирование вещи. Предпосылки появления отчуждаемого знания во внутренней сфере есть наличие работающего и созидающего интеллекта.

Характеризуется отчуждаемое знание, с одной стороны, объективизированными свойствами, когда оно появляется к месту, времени и к существующим обстоятельствам, с другой — возможностью исторического несовпадения, когда еще наличествующее знание не устарело, а ему на смену пришло новое знание. Отчуждаемое знание имеет, по своей сути, интернациональный характер, особенно в сфере естественных дисциплин. Формирование отчуждаемого знания происходит в процессе работы интеллекта индивида, когда он осуществляет процессы узнавания знания, вхождения в него и персонализацию знания, что в дальнейшем позволит знанию проявится во всей своей уникальности, индивидуальности и неповторимости уже для других людей. Наличие отчуждаемого знания подтверждается способностями человека сохранять сущность вещи и сущность знания в виде технологических карт, схем, описаний, моделей, конструкций и т.д. Такие материалы доступны, понятны и необходимы для конструирования и реконструкции знаний, процессов и вещей.

Если отчуждение знания является процессом, то нам нужно определить его субъект, объект и их вза-

имоотношения. Субъектом в педагогической деятельности, чаще всего, выступает педагог, чья деятельность направлена на объект с целью произвести в нем необходимые интеллектуальные изменения в ходе процесса обучения. Объектом педагогической деятельности в обучающем аспекте становится интеллект обучаемого — это то, что подвергается действию обучения. Отношения между субъектом и объектом процесса должны отражать существо и характер связей, которые слагаются между субъектом и объектом в процессе отчуждения во время передачи знания.

Исходя из того, что в педагогической деятельности ведущим является педагог, а ведомым ученик, то субъектом процесса отчуждения будут знания педагога, а объектом процесса знания ученика. Выполняя главную миссию по отношению к знанию, его сохранение, педагог должен сделать так, чтобы его знания «вышли» из него, а «вошли» в ученика и стали ему родными, таким образом, субъектом процесса отчуждения знания в педагогической деятельности выступает неотчуждаемое знание педагога, объектом — причуждаемое знание ученика. Отношения между неотчуждаемым и причуждаемым знанием носят прямой и опосредованный характер.

Процесс свободного отчуждения знания в педагогической деятельности

Положительная «сторона» категории отчуждения, проявляющаяся в процессе освоения знания, дает нам еще одну интересную возможность: связать категорию отчуждение с категорией свобода. Речь идет о том, что в результате позитивных интеллектуальных действий со знанием можно предположить и положительный эффект... в форме нового знания.

В понятие «свобода» ученые вкладывают различный, определяющий его содержание смысл. Остановимся на определении этого понятия, данного в Философском энциклопедическом словаре. «Свобода это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание необходимой действительности» [4]. Человек, имеющий неотчуждаемое знание, всю свою жизнь решает дилемму: остаться единственным владельцем неотчуждаемого знания или передать это знание людям. Решение владельца неотчуждаемого знания в пользу передачи знаний своим современникам, желание сделать достигнутое знание достоянием всех — это решение свободы. Его новое знание будет служить человечеству. Они явятся одним из необходимых звеньев в цепи дальнейшего прогресса интеллектуальной человеческой деятельности.

Решив передать другим свое личностное понимание реалий жизни и бытия, обладатель неотчуждаемого знания должен попытаться решить проблему сохранения нового знания. Настоящая, так называемая «вторая жизнь знаний», когда знания отделены от автора и сохраняются отдельно от носителя нового знания — человека, осуществляется тогда, когда происходит естественный процесс отчуждения знания. Владелец неотчуждаемого знания ... берет в руки ручку и самостоятельно, свободно и добровольно производит отчуждение от себя известного только ему нового знания. Именно такую процедуру сознательной передачи авторского знания человечеству мы подразумеваем под свободным отчуждением знаний. Таким образом, свободное отчуждение знаний — это добровольное сохранение знаний для людей. Сохранение для общества знания происходит через опредмечивание их, чаще всего, это «перевод»

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

Рис. 2. Педагогическая система «отчуждения - причуждения знания»

невербальных знаний индивида на бумажные и небумажные носители информации (рис. 1).

В педагогической деятельности свободное отчуждение знания имеет свою особенность. Перед учителем никто не стоит с угрозой ружьем, никто не подгоняет его, допустим, палкой и не заставляет говорить на уроке больше, чем это необходимо по плану урока или объему материала, написанного в учебнике. Но любой более или менее думающий о существе учебного знания педагог прекрасно понимает, что на уроке он должен сочетать старые фундаментальные знания из учебника и новые знания, идущие от него самого. Именно такое взаимодействие знаний — внешнего, старого фундаментального знания и внутреннего, неотчуждаемого знания дает толчок интеллектуальному развитию ребенка и, в дальнейшем, формированию у него, вследствие имеющего место причуждения знания, уже своего неотчуждаемого знания. Конкретным проявлением сочетания знаний, обусловленных программой и желанием педагога дать так называемое собственное знание является проведение учителем урока. Из анализа «Анкет педагога» очевидно, что собственное выступление на уроке стоит у педагога на первом месте. Ему отводится 39,5 % времени урока (46 % у преподавателей лицея; от 20 % до 33 % учебного времени выступление педагога в классе занимает у учителей школы № 44). На 10 % меньше времени тратится на выступления учеников. Вкладывание в свои выступления тех знаний, которые педагоги разрабатывают сами (от 20 % до 50 %) способствует развитию интереса учащихся к предмету. Об этом свидетельствуют 80 % положительных ответов учеников за интересный, отличный от учебника, рассказ педагога на уроке. Чаще всего, в виде свободно отчуждаемого знания выступает необходимое знание урока, которое естественным образом дополняется элементами неотчуждаемого знания педагога, инициативно относящегося к своей работе, творчески дополняющего старое знание учебника новым знанием жизни.

Внешними предпосылками появления свободноотчуждаемого знания являются постоянно появляющиеся из практической жизни человеческого сообщества новые знания и наличие «носителя» неотчуждаемого знания — человеческого индивида (педагога). Внутренними предпосылками появления свободно-отчуждаемого знания являются решение сообщества и индивида сохранить новое знание для себя и людей. Свободно-отчуждаемое знание, проявляющееся именно в учебном процессе, характеризуется новизной, категориальностью и наличием динамического равновесия (диалектического соотношения) между старым и новым знанием в реальном процессе учения.

Анализ процесса свободного отчуждения знания показывает, что он является распространенным явлением, наиболее проявляющимся в педагогической деятельности. В педагогической деятельности процесс свободного отчуждения знания возможен при определенных условиях.

Действие механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности

Рассмотренные выше компоненты: знание и отчуждение, и процессы: формирование неотчуждаемого знания, причуждение знания, отчуждение знания и свободное отчуждение знания — являются элементами механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности.

Механизм создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности. Механизм создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности действует на основе педагогической системы «отчуждения — причуждения знания». По мнению С. А. Маврина, «педагогической системой описывается организационное единство взаимодействия обучающего и обучаемого» [5].

Графическое изображение системы «отчуждения—причуждения знания» выглядит, как показано на рис. 2.

Предлагаемая система может быть прочитана следующим образом:

— педагог является специально подготовленным (обученным) человеком, задача которого перед обществом состоит в том, чтобы передать социальный опыт прошлых поколений поколению будущему. Составной частью социального опыта являются актуализированные знания общества, которые проявляются как учебное и персонализированное знание самого педагога:

— знания педагога слагаются из причуждаемого знания, которое «приобретено» им в процессе вхождения в знание, и неотчуждаемого знания, которое «приобщилось» к интеллекту педагога и стало частью его личностных качеств;

— оба вида знания, соединенные в профессиональные способности педагога, в специально организованном процессе — обучении — определенным путем «отдаются» ученику: причуждаемое знание — через процесс отчуждения знания педагога, а неотчуждаемое знание педагога — через процесс свободного отчуждения знания;

— любой вид знания, «получаемого» учеником, по отношению к самому ученику выступает как учебное знание, потому что он обретает его в процессе интеллектуального общения с учителем.

Данная педагогическая система является простой системой и представляет собой категориальный «блок». Она функционирует при наличии трех взаимосвязанных логикой обучения элементов: педагога, ученика и знания. Особенностями данной системы являются:

1. Педагог «вмещает» в себя все эти виды знания.

2. Педагог «вмещает» в себя множество способов работы со знанием.

3. Ученик в процессе обучения должен вместить в себя (естественно, при благоприятных условиях) всю эту педагогическую систему.

4. Ученик должен приспособиться к системе «отчуждения — причуждения знания» и научиться, в ее условиях, обучаться и жить нормальной жизнью маленького интеллекта.

5. Взаимосвязь между различными видами знания происходит через формы деятельности со знанием.

«Несущей опорой» в предложенной модели передачи социального опыта отчуждения — причуждения знания выступает учебное знание. Под «учебным знанием» в педагогической деятельности понимается сокращенный вариант научного знания, адаптированный и ценностно-ориентированный на его восприятие ребенком [6].

Основным положением данной педагогической системы является то, что педагог не впрямую перекачивает те знания, которые у него есть. Он, обдумав, поняв и обработав предоставленные ему для обучения знания общества, способом активного личного при-чуждения ранее ему неизвестного знания, путем обращения к собственному неотчуждаемому знанию и творческой рефлексии, на уроке — преподносит ученикам такой вид отчуждаемого знания, которое является настоящим интеллектуальным продуктом педагога (т. е. его интеллектуальной собственностью — выделено автором). Оно явится учебным знанием для ученика уже здесь, на уроке, пройдя через двойные двери процесса отчуждения, пройдя через личное мастерство и умение педагога воссоздавать учебное знание в его истинном, настоящем виде. При этом учитель должен не только хорошо обучить ученика, но и попутно освоить с ним различные системы работы со знанием, в том числе и систему «отчуждения—причуждения знания». Он учит обучаемых методам причуждения знания, как интеллектуальной основы для формирования в будущем неотчуждаемого знания ученика, и способствует, в процессе обучения, развитию качеств, необходимых при отчуждении знания, как основного условия будущего сохранения социального опыта общества для следующих поколений.

Существо педагогической системы «отчуждения — причуждения знания» заключается в том, что знания, перешедшие от педагога к ученику, не предадутся забвению, а перейдут в будущем от ученика к учителю, от наставника или родителя — к другим людям.

Педагогическая система «отчуждения — причуж-дения знания» выполняет одну из главных функций общества: сохранение человеческого знания. Другими функциями данной системы является интеллек-

туальное развитие педагога и ученика, формирование учебного знания как такового, овладение методами работы со знанием. Первая функция системы обеспечивает жизнедеятельность общества, прогресс человечества. Вторая функция выполняет задачу обращения к интеллекту человека как хранилищу знания, как феномену психической, индивидуальной и творческой деятельности, который определяет объем и качество знаний у индивида (неотчуждаемое знание), стиль и манеру его мышления. Третья функция отражает суть превращения огромного количества человеческих знаний (информации) в удобную интеллектуальную «конструкцию» — учебное знание — для понимания и усвоения любым индивидом. Четвертая функция системы раскрывает возможность для интеллектуального творчества, когда педагог свое видение реального мира и мира знаний начинает превращать, вследствие корректной работы со знанием, в методические разработки, дидактический материал, наглядные пособия, новые программы и планы учебных курсов, новые методики и технологии обучения (т. е. появляется педагогическая интеллектуальная собственность — выделено автором).

Принципом действия механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности является «принцип круговорота знания». Он включает в себя два аспекта. Со стороны педагога — проблемы дозировки, ограничения объема знания, выбора и отбора знания, созвучного с современным состоянием научных представлений о мире и роли человека в нем, в соответствии со способами конструирования знания, методами демонстрации знания, как системы, и обеспечения условий сохранения и дальнейшей передачи знания уже со стороны ученика. Со стороны ученика обеспечивает ему необходимый для учения запас знания общества (тезаурус) с примерами его развития, содержание которых раскрывает и показывает на уроке педагог.

Библиографический список

1. Отчуждение труда [Текст]. — М. : Экономика, 1989. — 287 с.

2. Белова, Т. В. Социальный и индивидуальный уровни отчуждения [Текст] / Т. В. Белова // Вест. Московского университета. Сер. 7. Философия.- 1991. — № 2 . — С. 25 — 35.

3. Винер, Н. Кибернетика [Текст] / Н. Винер. — М. : Сов. радио, 1968. — С.72.

4. Философский энциклопедический словарь [Текст]. — М. : Советская энциклопедия, 1983. — С. 595.

5. Маврин, С. А. Педагогические системы и технологии [Текст] / С. А. Маврин. — Омск : Изд-во ОмГПИ, 1993. — С. 10.

6. Гинецинский, В. И. Знание как категория педагогики [Текст] / В. И. Гинецинский. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. — С. 11.

МАТЮШЕНКО Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.

644092, Омск, пр. Комарова, 7.

Статья поступила в редакцию 20.03.2009 г.

© С. В. Матюшенко

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.