Научная статья на тему 'Процессы конвергенции в республиканской общественнополитической газете "Илчи"'

Процессы конвергенции в республиканской общественнополитической газете "Илчи" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / NATIONAL PRESS / ГАЗЕТА "ИЛЧИ" / "ILCHI" NEWSPAPER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кардашов Р.А., Мамаева М.З.

В данной статье рассматриваются процессы конвергенции и интеграции СМИ на национальном (лакском) языке на примере республиканской общественно-политической газеты «Илчи». Конвергенция является тем процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только систему средств массовой информации, но и связанные с ними индустрии. Авторы делают вывод о том, активная конвергенция медиатехнологий, используемых газетой «Илчи», способствует тому, что она становится средством массовой информации, сочетающим в себе признаки газеты, радио и телевидения; сообщение становится цифровым и мультимедийным, одна информация может подаваться в различных формах; получатель может сам выбирать форму подачи материала, а также генерировать новое содержание страницы посредством добавления комментариев; интерактивность способствует налаживанию обратной связи. Конвергенция помогает традиционным СМИ перейти на новый уровень связи с аудиторией и сохранить себя в условиях глобальной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERGENCE PROCESS IN THE REPUBLICAN SOCIO-POLITICAL NEWSPAPER “ILCHI”

This article examines processes of convergence and integration of the media in the national language using the example of the republican public-political newspaper “Nchi”. Convergence is the process, which in the coming decade could completely change not only the system, but media and related industries. The authors conclude that active convergence media used by “Nchi” contributes to the fact that it becomes a mass medium that combines symptoms of newspaper, radio and television; the message becomes digital and multimedia, one may be submitted to information in various forms; the recipient can choose the form of presentation, as well as generate new content pages by adding comments; interactivity facilitates feedback. Convergence helps traditional media to a new level of communication with the audience and face of the global competition.

Текст научной работы на тему «Процессы конвергенции в республиканской общественнополитической газете "Илчи"»

УДК 821.161.1

Kardashov R.A., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru Mamaeva M.Z., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

CONVERGENCE PROCESS IN THE REPUBLICAN SOCIO-POLITICAL NEWSPAPER "ILCHI". This article examines processes of convergence and integration of the media in the national language using the example of the republican public-political newspaper "Nchi". Convergence is the process, which in the coming decade could completely change not only the system, but media and related industries. The authors conclude that active convergence media used by "Ilchi" contributes to the fact that it becomes a mass medium that combines symptoms of newspaper, radio and television; the message becomes digital and multimedia, one may be submitted to information in various forms; the recipient can choose the form of presentation, as well as generate new content pages by adding comments; interactivity facilitates feedback. Convergence helps traditional media to a new level of communication with the audience and face of the global competition.

Key words: convergence, integration, national press, "Ilchi" newspaper.

Р.А. Кардашов, магистрант отделения журналистики Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

М.З. Мамаева, канд. ист. наук, доц. каф. печатных СМИ Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

ПРОЦЕССЫ КОНВЕРГЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЕ «ИЛЧИ»

В данной статье рассматриваются процессы конвергенции и интеграции СМИ на национальном (лакском) языке на примере республиканской общественно-политической газеты «Илчи». Конвергенция является тем процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только систему средств массовой информации, но и связанные с ними индустрии. Авторы делают вывод о том, активная конвергенция медиатехнологий, используемых газетой «Илчи», способствует тому, что она становится средством массовой информации, сочетающим в себе признаки газеты, радио и телевидения; сообщение становится цифровым и мультимедийным, одна информация может подаваться в различных формах; получатель может сам выбирать форму подачи материала, а также генерировать новое содержание страницы посредством добавления комментариев; интерактивность способствует налаживанию обратной связи. Конвергенция помогает традиционным СМИ перейти на новый уровень связи с аудиторией и сохранить себя в условиях глобальной конкуренции. Ключевые слова: Конвергенция, интеграция, национальная пресса, газета «Илчи».

Процессы конвергенции и интеграции СМИ, развивающиеся под воздействием цифровых технологий, не обошли стороной и прессу Дагестана. Из большого разнообразия типов периодической печати Республики Дагестан, рассмотрим газеты, издающиеся на национальных языках [1, с. 10]. Процесс конвергенции или внедрения цифровых технологий в создании контента и его распространении находится в национальных изданиях на разных этапах развития. Все они имеют свои сайты и аккаунты в социальных сетях. В настоящее время в газете «Илчи»активно идет процесс конвергенции. Мономедийная среда печатного издания заменяется средой цифровой. В Интернет сети создан сайт газеты ИсЫ.По, который на начальном этапе дублировал печатную версию газеты. Сейчас количество контента, размещаемого на сайт, на 22 % больше, чем в печатной версии газеты. Созданы также аккаунты в популярный социальных сетях Фейсбук (https:// www.facebook.com/ilchi.info), Одноклассники (https://www.ok.ru/ ИсЫ.По), Вконтакте (https://vk.com/ilchi_info), Инстаграм (https:// www.instagram.com/ilchi_info), Ютуб (канал №N2011).

Что же удалось изменить с помощью использования новых цифровых технологий? Изменились типологические характеристики издания [2, с. 82]. Например, в Интернет версиях появилась возможность размещения большого количества учебного и справочного материала для изучения родного языка. Это очень важно, так как одной из сдерживающих причин развития национальной прессы, является уменьшение среды использования родного языка. Материалы, размещаемые на сайте газеты, стали сопровождаться аудиофайлами со звуковым воспроизведением текста сообщения. Это помогает воспринимать текст людям, знающим родной язык, но не умеющим на нем читать.

Электронная версия газеты находится на стадии регистрации, как издающаяся на двух языках: лакском и русском. Публикации на двух языках позволяет увеличить целевую аудиторию. В то же время билингвизм издания создает и сложности в процессе перехода на цифровое пространство. Это связано с тем, что в лакском алфавите, основанном на кириллице, 55 букв. Так, для обозначения звука используется комбинация букв русского и латинского алфавита. Например, есть звук, для обозначения которого, применяется последовательность четырех букв. [3, с. 7]. Удалось расширить и территорию распространения «Илчи». Если раньше, в основном, газета распространялась на террито-

рии Республики Дагестан и в крупных городах России, то теперь, благодаря Интернету, газету читают во многих регионах страны. Сайт газеты за 2017 год посетили читатели из 48 стран мира.

Благодаря использованию цифровых технологий электронная версия газеты обновляется ежедневно, соответственно увеличилась и оперативность публикации сообщений. В то же время снимаются ограничения по объему и количеству размещаемого материала. Читатель также получил доступ к цифровым архивам газеты «Илчи». Примечательно, что использование фото, аудиофайлов и видеофайлов, гиперссылок позволило интегрировать в электронную версию газеты современные цифровые технологии. Газета организовала и провела прямые эфиры с использованием Интернет сетей, однако ограничением для трансляций оказалась недостаточная скорость передачи информации по каналам связи в полевых условиях.

Одна из сложных задач, стоящих перед изданием, - это осуществление обратной связи с читателем. С использование цифровых технологий она успешно решается. Одним из способов ее решения являются социальные сети [4]. С одной стороны, они позволяют привлечь внимание к материалам, размещенным на сайте газеты, с другой стороны, - получать ответную реакцию от читателей и организовывать обсуждения и дискуссии. Количество подписчиков на аккаунты газеты «Илчи» в социальных сетях в несколько раз превышают, количество читающих печатную версию газеты. Только в одной сети Инстаграм (https://www. instagram.com/ilchi_info) количество подписчиков составляет 71% от количества подписчиков печатной версии «Илчи».

Еще одним преимуществом использования цифровых технологий является возможность получения различных статистических данных, изучения своей аудитории, ее предпочтений и т. д. Так, сравнивая данные, полученные количественным методом за неделю с 8 по 14 мая 2017 года и спустя полгода с 6 по 12 ноября 2017 года можно определить динамику изменений некоторых параметров. Вот некоторые примеры.

Возраст читателей электронной версии газеты с 8 по 14 мая и соответственно с 6 по 12 ноября: 55 и больше лет - 1,2% и 26,1%; 45-54 года - 62,1 % и 32,5%; 25-34 года - 16,5% и 15,9%; 35-44 года -10,7% и 8,4%: 18-24 года 9,5% и 10,6%. За полгода в процентном отношении возрастная аудитория распределилась более равномерно, увеличилось количество читателей в возрас-

те более 55 лет. Можно предположить, что это говорит об освоении новых цифровых технологий людьми старшего возраста. О проникновении различных гаджетов можно судить и по статистики устройств, с которых происходит вход на сайт газеты «Илчи»: с персональных компьютеров - 50%, с смартфонов 37,8%, планшетов - 10 %, ТВ - 2,2%. Динамика изменений показывает рост использования смартфонов. Динамика изменения читателей электронной версии газеты по половому признаку с 8 по 14 мая 2017 года: мужчин - 52%, женщин 48% и соответственно с 6 по 12 ноября 2017 года: мужчин 61%, женщин 39%. Уменьшение количества женщин, читающих газету, требует корректировки тематической и жанровой политики редакции газеты.

Современные системы отчетности позволяют отследить направление перехода на сайт газеты: переходы из поисковых систем - 38,9 %; прямые заходы - 36,1 %; переходы из социальных сетей - 18,4 %; внутренние переходы - 6,7 %. Эти данные помогают определить направления действий по продвижению сайта в сети Интернет. В настоящее время основная работа по продвижению газеты «Илчи» выполняется в социальных сетях. Это дало рост переходов из социальных сетей с 6,4% до 18,4% за полгода. Использование специализированных инструментов веб-аналитики помогает получать наглядные отчеты, видеозаписи действий посетителей, глубину прочтения материала, оценивать эффективность онлайн- и офлайн-рекламы. Так, за неделю с 13 по 19 ноября 2017 года самым читаемым материалом оказалось обращение главного редактора газеты «Илчи»к своей аудитории. Следующим по популярности был доступ к архиву газеты.

Методом контент-анализа также была исследована тематическая направленность печатной версии газеты. Для исследования были выбраны номера газеты за три месяца: январь, февраль и март 2017 года. За исследуемый период было опубликовано 410 материалов. В 12 номерах газеты больше всего было представлено материалов следующих рубрик: политика -50 (12%); экономика - 46 (11%); образование - 41 (10%); работа правоохранительного и силового блока - 39 (10%). Меньше все-

Библиографический список

го уделялось внимание рубрикам: детское творчество - 10 (2%); сельское хозяйство - 11 (3%); межэтнические отношения - 12 (3%); экология - 14 (3%); история - 13 (3%). Используя методы веб-аналитики и контент-анализа можно определить дальнейшее направление развития издания, его редакционной политики [5].

Например, необходимо уделять больше внимания сельскохозяйственной тематике, поскольку основная масса подписчиков печатной версии газеты проживает в сельской местности, И еще, являясь представителем «этнической журналистики», газета должна шире освещать тему межэтнического взаимодействия, особенностей быта и культур других народов. Конвергенция и интеграция СМИ дает синергетический эффект. Газета «Илчи» сумела в 2017 году поднять тираж печатной версии газеты на 29%, увеличив в то же время количество посетителей сайта газеты и аккаунтов в социальных сетях за один год на 318%. Конвергенция изменяет и требования к журналисту. У современного профессионального журналиста предполагается наличие мультимедийных навыков - умение производить материалы для любого СМИ [5]. Конвергенция является тем процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только систему средств массовой информации, но и связанные с ними индустрии. Тщательно разработанные типологические параметры обеспечивают выживаемость на рынке СМИ [6; 7].

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать: активная конвергенция медиатехнологий, используемых газетой «Илчи», способствует тому, что она становится средством массовой информации, сочетающим в себе признаки газеты, радио и телевидения; сообщение становится цифровым и мультимедийным, одна информация может подаваться в различных формах; получатель может сам выбирать форму подачи материала, а также генерировать новое содержание страницы посредством добавления комментариев; интерактивность способствует налаживанию обратной связи. Конвергенция помогает традиционным СМИ перейти на новый уровень связи с аудиторией и сохранить себя в условиях глобальной конкуренции.

1. Камалов А.К. Национальная пресса Дагестана, как важный фактор сохранения и развития культур и языков народов Республики. Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 2007

2. Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И Концепция современного периодического издания: учебно-методическое пособие. Москва, 2012.

3. Жирков Л.И. Лакский язык: Фонетика и морфология. Москва, 1955.

4. Система средств массовой информации России: учебное пособие для вузов. Москва, 2001.

5. Баранова Е.А. Процесс конвергенции СМИ в российских газетных редакциях. Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2013; Вып 3. Available at: http://www.mediascope.ru/node/1275

6. Мамаева М.З. Типология современной Дагестанской печати. Ч.2. Общественно-политическая пресса: Изд. политич. партий, нар движений и частных лиц. Махачкала, 1998.

7. Гамалей Т.В., Магомедов Г.А. Проблемы и перспективы развития этножурналистики в Дагестане. Современные проблемы мировой журналистики. Махачкала, 2011.

References

1. Kamalov A.K. Nacional'naya pressa Dagestana, kak vazhnyj faktor sohraneniya i razvitiya kul'turiyazykovnarodovRespubliki. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2007

2. Dzyaloshinskij I.M., Dzyaloshinskaya M.I Koncepciya sovremennogo periodicheskogo izdaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2012.

3. Zhirkov L.I. Lakskijyazyk: Fonetika imorfologiya. Moskva, 1955.

4. Sistema sredstvmassovoj informacii Rossii: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 2001.

5. Baranova E.A. Process konvergencii SMI v rossijskih gazetnyh redakciyah. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal «Mediaskop». 2013; Vyp 3. Available at: http://www.mediascope.ru/node/1275

6. Mamaeva M.Z. Tipologiya sovremennojDagestanskojpechati. Ch.2. Obschestvenno-politicheskaya pressa: Izd. politich. partij, nar dvizhenij i chastnyh lic. Mahachkala, 1998.

7. Gamalej T.V., Magomedov G.A. Problemyiperspektivyrazvitiya 'etnozhurnalistiki vDagestane. Sovremennyeproblemymirovojzhurnalistiki. Mahachkala, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.03.18

УДК 81

Kindrya N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Language Training, Financial University under the Government of the Russian Federation Russia (Moscow, Russia), E-mail: nkindrya@mail.ru

USING SONGS AS A LINGUISTIC GUIDELINE IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS. The article studies a problem of using songs in Russian language lessons as a linguodidactical tool. The research reveals the basics of song creativity as a speech material and as a means of intercultural interaction. The paper considers features of how linguistic, speech and communicative competencies form in the process of using the song in the Russian language lesson. The article studies the specifics of the formation of speech skills in Russian language lessons through song material, reveals the differences between songs from ordinary texts of different directions. The author proves the reasons for the necessity to introduce the song material into the content of the teaching of the Russian language at various stages, as well as the possible results of training students of Russian speech on this material. From the linguistic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.