УДК 007:659.4 ПРОЦЕССЫ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ СФЕРЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: УКРАИНСКИЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Березенко В.В.
Рассматривается институализация сферы связей с общественностью в контексте развития демократических тенденций в украинском обществе с целью выявления особенностей данного процесса. Социальный институт PR (связи с общественностью) анализируется как самостоятельное общественное образование в Украине, которое имеет всою логику развития, характеризуются особенности этого процесса. Социальный институт связей с общественностью в Украине представлен как социальная система, что существует исторически и имеет целью удовлетворять фундаментальные потребности общества в формировании и поддержании эффективной системы публичных коммникацийно-информационных потоков. Отмечается, что объективное поступательное развитие процесса институализации паблик рилейшенз в Украине позволяет текущую стадию охарактеризовать как становление, что отражает одновременно и результативность, и противоречивость, и незавершенность. Одной из фундаментальных предпосылок институционализации сферы паблик рилейшнз в Украине является повышение общественного доверия к социальным структурам PR.
Ключевые слова: PR, связи с общественностью, институализация, социальный институт, социальные связи, группы общественности, коммуникация.
INSTITUALISATION PROCESSES OF PR SPHERE: UKRAINIAN REALITIES AND PROSPECTS
Berezenko V.V.
The article defines institualisation of public relations sphere in the context of development of democratic tendencies in Ukrainian society with the purpose to highlight the characteristics of this process. The author analyses social institute of PR (public relations) as a separate public unit in Ukraine having its own logic of growth and supposes characteristics of this process. Social institute of public relations in Ukraine is represented as a social system which is historically stipulated with the aim to cover fundamental needs of the society to support efficient system of public communication-informative flows. The article points out that objective onward development of processes of institualisation of public relations in Ukraine allows to characterize the current stage as ‘formation’. This reflects simultaneously efficiency, inconsistency and incompleteness of its social dynamics. The fundamental background for institualisation of PR in Ukraine is increasing of trustworthiness to PR social structures.
Keywords: PR (public relations), institualisation, social institute, social ties, public group, communication.
I. Введение.
Процесс институализации сферы связей с общественностью начался в Украине в 90-е годы, которые связаны в отечественной истории с развитием демократических отношений, становлением рыночного механизма и появлением соответствующих потребностей в области экономики и политики. PR стали быстро развиваться: в Киеве и других городах Украины появляется ряд специалистов, а затем и агентств, предлагающих услуги по связям с общественностью на профессиональном уровне. Копирование западных
механизмов работы привели практиков по связям с общественностью в Украине к выводу, что их использование без учета отечественной специфики нецелесообразно, и с середины 90-х годов начинается разработка теоретической и практической базы для создания действенной в Украине PR-модели, происходит осознание содержания и необходимости функций PR и осмысление сущности данной деятельности.
II. Постановка задач.
Цель данной статьи - рассмотреть особенности процесса институализации сферы связей с общественностью, которые протекают в условиях развития демократических тенденций в современном украинском обществе, проанализировать особенности формирующегося социального института PR (связей с общественностью) в Украине, который представляет собой самостоятельное общественное образование, имеющее свою логику развития.
III. Результаты.
Радикальные изменения в жизнедеятельности общества в современной Украине, социально-экономические и политические преобразования привели к трансформации многих социальных связей. Восстановление старых и налаживание новых общественных отношений в данный момент становится актуальной проблемой украинского общества, а значит, большое значение приобретают новые социальные институты, к которым без сомнения, относятся и связи с общественностью.
Проблема социальных институтов и процессов институционализации в классической и современной науке имеет обширную концептуальную базу. Процессы институализации рассматривались в работах европейских социологов Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Бергера и Т. Лукмана, А. Турена, П. Бурдье, Э. Гидденса; сематике социальных институтов посвящены многие работы современных российских социологов, в том числе В. А. Ядова, Г. В. Осипова, С. С. Фролова, Ю. П. Андреева, Н. М. Коржевской, Н. Б.
Костиной, С. Г. Кирдиной; изучению проблем институализации связей с общественностью в Украине посвящены исследования В. М. Бебика, В. В. Владимирова, В. Ф. Иванова, В. А. Ильганаевой, В. Г. Королько, Н. А. Осиповой, В. В. Ризуна, Е. А. Сидельник, Б. А. Яроша.
В Украине на сегодняшний день проблемы развития и функционирования социального института паблик рилейшнз в большей степени интересовали практиков PR, а исследования особенностей институализации и становления связей с общественностью в современном украинском обществе в основном находятся за пределами отечественной науки о социальных коммуникациях. Все это порождает дефицит теоретических и фундаментальных исследований по данной проблематике и определяет актуальность рассмотрения заявленной нами темы.
Широко распространенное определение социального института как организованной системы связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества, позволяют нам утверждать, что для современного украинского общества как сложной организованной системы, направленной на воплощение и развитие демократических основ своего функционирования, жизненно важным является закрепление определенных типов социальных взаимодействий, которые были бы согласованными, целесообразными, происходили по определенным правилам, стали бы обязательными для социальных общностей, социальных организаций и социальных групп.
Этой цели служит такой элементы общества, как социальный институт PR (связей с общественностью), который способен создать прочную и устойчивую систему отношений между людьми в сложной общественной среде, сформировать социальный порядок, необходимый для удовлетворения объективных потребностей в обмене информацией, в информационной безопасности, открытости и прозрачности взаимодействия социальных суъектов, оптимизации их взаимодействия с целевой аудиторией и
окружающей средой, обеспечения эффективности публичной деятельности с целью увеличения паблицитного капитала легальными, легитимными средствами [2].
Институализация связей с общественностью в Украине связана с тем, что преобладающей тенденцией развития большей части стран мирового сообщества в конце XX - начале XXI века стал переход к новому типу социальной организации демократического общества - открытого, информационного, в котором экономическое развитие, социальные изменения, качество и образ жизни в решающей мере зависят от научного знания, способа использования информации и степени владения технологиями коммуникации. В украинском обществе конца XX - начала XXI века преобразования в информационной сфере коснулись технико-экономической, социальнокультурной и политической сферы. Это создало предпосылки для видоизменения существующих или формирования новых социальных институтов, организаций, сообществ, особое место среди которых занимает PR как социальный институт. В связи с этим, как отмечает В.А. Ильганаева, «социально-коммуникационная идея от гипотезы в середине ХХ в. превратилась в основу развертывания новой парадигмы научных исследований. Она поглотила и охватила различные сферы познания, объектами которого являются различные структуры, общественные институты и процессы социального взаимодействия на разных уровнях организации социума, базирующиеся на принципах обмена информацией и знаниями, создающие и использующие соответствующие ресурсы - интеллектуальный потенциал личности, групп, общества. В этот незначительный промежуток времени мы уже наблюдаем процессы иититуализации в сфере связей с общественностью как общественной практики» [3].
Зрелость общества определяется многообразием социальных коммуникаций, их развитостью, способностью надежно, устойчиво, профессионально удовлетворять разнообразные коммуникационные
потребности индивидов, социальных общностей, т.е. чем шире институализированная сфера в системе социальных коммуникативных связей, тем большими возможностями располагает общество. Но любой институт возникает не сразу, не одномоментным актом, по чьему-то желанию или мановению чьей-то руки. Так, Э. Дюркгейм в своё время акцентировал внимание на том, что социальный институт формируется постепенно, а его составные части рождаются одна за другой и присоединяются друг к другу. «Становление и формирование института в том виде, как мы его наблюдаем (и принимаем участие в его функционировании) занимает достаточно длительный исторический период. Такой процесс называется в социологии институционализацией. Другими словами, институционализация представляет собой процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов» [1, с. 18].
Важнейшими предпосылками формирования и становления нового для Украины социального института связей с общественностью, можно считать, опираясь на исследования В. Ф. Анурина [1, с.26] в сфере институализации, следующие факторы: возникновение определенных общественных
потребностей украинцев в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий; развитие необходимых организационных структур PR и связанных с ними норм и правил поведения; интернализацию новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей украинцев, их ценностных ориентаций и ожиданий. Завершением процесса институционализации является складывающийся новый вид общественной практики, то есть это процесс, посредством которого социальная практика налаживания гармоничных отношений в украинском обществе станет достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве сложивщегося социального института. На сегодняшний день эти процессы
постепенно развиваются, хотя цивилизованная профессиональная система PR в современном украинском обществе пробивает себе дорогу через множество объективных и субъективных препятствий. Справедливости ради следует все-же заметить, что сегодня особо серьезных объективных преград для развития системы в PR в Украине гораздо меньше, чем субъективных.
Среди положительных объективных условий становления социального института связей с общественностью мы видим развитие демократии, рыночных отношений, конкурентной среды в Украине (при всех существующих проблемах и сложностях, эти процессы создают благоприятную почву для развития и совершенствования PR по сравнению с условиями предыдущего, тоталитарного, общества). Участвующие в становлении в Украине цивилизованной системы PR специалисты имеют возможность воспользоваться опытом стран развитой демократии, где PR-технологии достигли высокого уровня и укрепили свои позиции. В развитых странах уже давно сложилась многими годами отработанная система базового образования в сфере PR, особенно в США, Великобритании, выработан целей ряд практических знаний и умений, необходимый для подготовки PR-специалистов. И хотя в Украине только в 2007 году «связи с общественностью» внесены в список специальностей, по которым готовят дипломированных специалистов на уровне бакалаврата, а подготовка кадров уровня «специалист» и «магистр» ведется только с 2010 года, на сегодняшний день уже сформулированы основные квалификационные характеристики PR-специалиста, необходимые для прогнозирования, управления, исследовательской работы в сфере социальных коммуникаций.
Процесс институализации сферы PR в современном украинском обществе имеет свои характеристики.
Во-первых, институализация связей с общественностью в Украине, как уже отмечалось, вполне соответствует вызовам времени, ибо любой социальный институт возникает только тогда, когда возникает социальная
потребность. Появление феномена паблик рилейшенз в первую очередь обусловлено тем, что общественное мнение начинает играть все более важную роль в жизни украинского социума и возникает потребность в новом способе получения, трансляции и реализации информации о той или иной социальной структуре с целью поддержания в обществе стабильности и взаимопонимания [4]. Возникновение в современном обществе потребности в налаживании эффективной коммуникации, а также условий её удовлетворения являются первыми необходимыми условиями институционализации связей с общественностью в Украине. Среди детерминант становления и развития института PR в Украине следует отметить также изменение политического строя, развитие свободного рынка, процесс демократизации социальной, экономической и политической жизни, развитие гражданского общества, рост влияния общественного мнения, экономические и социальные трансформации, появление многопартийной политической системы .
Во-вторых, поскольку главным для функционирования любого социального института является наличие его взаимодействия с окружающей средой, то для рассмотрения этого взаимодействия в контексте паблик рилейшнз имеет смысл использовать основные положения теории систем, согласно которой «система представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, которая поддерживает свое существование во времени и в определенных пределах путем реагирования и приспособления к изменениям в окружающей среде» [8]. В. Г. Королько отмечает, что «по своей природе и «философии» социальный институт паблик рилейшнз относится к открытым системам, которые функционируют на основе двусторонней связи с окружающей средой. Любая открытая система, как правило, стремится приспособиться, адаптироваться к своему окружению, чтобы эффективнее взаимодействовать с ним. Смысл такого способа функционирования систем -выжить и работать с наименьшими потерями для себя. Однако, существуя в непрерывно изменяющейся среде, системам приходится меняться, стремясь к
состоянию баланса и равновесия со своим окружением» [4]. Важно, что отношения в системе PR меняются в зависимости от внешнего воздействия. Если отношения не будут меняться, как отмечает российская исследовательница процесса институализации PR Е. А. Сидельник [6], то субъекты PR не смогут адекватно реагировать на новые обстоятельства, что приведет эту систему в состояние хаоса и беспорядка или, используя системную терминологию, в состояние «энтропии». В случае социальных систем это может означать, что станет невозможным координировать поведение субъектов, деятельность которых должна быть нацелена на достижение взаимовыгодного результата, в этом случае такая социальная система прекратит свое существование.
Используя системный подход для исследования паблик рилейшнз, отметим, что в данном случае система состоит из организации или лица и групп общественности, с которыми они взаимодействуют или пытаются установить коммуникативные связи. Система типа «социальный институт в обществе -общественность» состоит из организации и людей, зависимых от последствий деятельности субъекта PR. Деятельность в области паблик рилейшенз должна быть направлена на поддержку организационных связей, которые соответствуют целям и интересам всех участников коммуникационного процесса, например, организации и ее внешнего окружения. Границы таких систем подвижны и меняются в зависимости от целей и задач, стоящих перед данной организацией. Практика показывает, что организационный элемент является постоянным, а целевые группы или общественность меняются в зависимости от конкретной ситуации или проблемы. С помощью системного подхода специалисты по связям с общественностью могут определять пределы системы «организация - общественность» для каждого конкретного случая. Важно, что «паблик рилейшнз как открытая социальная система, стремясь к равновесию, гомеостазу, не просто пассивно реагирует на окружающую среду, но и влияет на нее в меру своих возможностей и ресурсов» [4]. Отметим, что в
основе гомеостаза лежат динамические процессы, поскольку постоянство внутренней среды непрерывно нарушается и так же непрерывно восстанавливается.
В-третьих, социальный институт PR в Украине включает в себя компоненты-признаки, характеризующие формы организации как институциональные, о которых писал В. В. Ратиев [5]: это внутренняя слаженная система функций, закрепленная предписаниями, которые оправдывают существование данного института и соотносящими его с другими сферами общественной жизни; материальные средства; носители (кадры), выбираемые и назначаемые в соответствии с правовой регламентацией принципов, адекватных целям данного института. Названные компоненты-признаки обеспечивают такой феномен эффективности деятельности института PR, как легитимность. Однако заметим, что в некоторых случаях, на местном уровне, институционализация деятельности по связям с общественностью в Украине находится на начальном этапе: службы по связям с общественностью существуют в муниципальных органах власти и управления под разными названиями, в них входит разное количество специалистов, сами службы иногда не осмыслены субъектами муниципальной власти и управления как непременный атрибут управления, соответственно, деятельность специалистов в этих случаях не имеет четко поставленных целей и не может считаться эффективной с точки зрения реализации выделенных функций PR-служб.
В-четвертых, любой социальный институт следует рассматривать как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему [7]. Поэтому институализация PR в Украине - это процесс определения и закрепления социальных правил и норм, ролей и статусов, приведение их в систему, способную действовать в интересах удовлетворения определенных общественных и социальных потребностей, обеспечения предсказуемого,
принимаемого определенной социальной средой поведением людей. Поэтому, рассматривая проблемы становления связей с общественностью как социального института, надо анализировать развитие системы общественных ценностей, которые трансформируются в идеи и цели членов общества. Для удовлетворения своих информационных и коммуникационных потребностей, они выбирают различные процедуры для их реализации, т.е. стандартизированные образцы поведения в процессах коммуникации.
Поскольку социальный институт PR представляет собой самостоятельное общественное образование, он имеет свою логику развития. С этой точки зрения он може быть рассмотрен как организованная социальная система, характеризующаяся устойчивостью структуры, интегрированностью элементов и определенной изменчивостью функций. Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Как справедливо заметил А. А. Ратиев, ценности, их динамика есть не что иное как динамика коллективных представлений, которые, как давно известно, обладают не только продолжительной устойчивостью, «долгожительством», но и развертываются в онтологическом поле социума по своим законам, изменяя это поле независимо от индивидуальных сознаний. Из этого следует, что во временном измерении изменяется не только сам социальный институт информационных процессов и технологий, но и его восприятие потребителями информации, а также особенности функционирования информации в обществе [5].
Эта система ценностей, норм, идеалов, образцов деятельности гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, благодаря своевременному информированию населения и установлению эффективного коммуникационного взаимодействия, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и
общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование связей с общественностью как социального института: для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были усвоены ею в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. На сегодняшний момент развития украинского общества - это проблема, которая лежит на поверхности и требует своего решения. Не всегда украинская общественность адекватно воспринимает деятельность в сфере PR, к тому же существует и недоверие к паблик рилейшнз как к явлению новому, есть непонимание необходимости такого типа коммуникаций и их пользы для общества.
Усвоения членами общества всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий, а также повышение общественного доверия к социальному феномену «паблик рилейшнз» является главным условием институционализации связей с общественностью в Украине.
В-пятых, социальные институты существенно влияют на развитие социальных процессов в обществе, потому что институциональные формы как социальные образования обеспечивают в обществе развитие и перемещения социальных общностей, социальных групп, придают устойчивость и уверенность социальным связям. Социальный институт PR, выступая совокупностью взаимосвязей и систем коммуникационного поведения людей, определяется их потребностями и действует в их интересах. Хотя сам социальный институт формирует социальные взаимосвязи и нормы поведения, все же отношения между людьми осуществляются не в рамках социального института, но институциональные связи и отношения используются иногда практически. Это вызывает необходимость формирования социальных общностей, а это значит, что социальный институт PR охватывает разные
социальные общности и определяет их поведение, прежде всего коммуникационное.
Итак, социальный институт PR следует рассматривать как своеобразную форму человеческой деятельности, основанную на четко разработанной системе правил и норм в соответствии с его социальным статусом и ролью, а также на развитом социальном контроле за их осуществлением. Известно, что социальные институты действуют в системе социальных структур общества от имени общества и в интересах людей с целью удовлетворения их потребностей. Поэтому целью связей с общественностью в Украине как социального института является поддержка социальных структур и порядка, стабильности в обществе благодаря удовлетворению общественных потребностей в информировании и общению определенных социальных групп.
В-шестых, социальный институт связей с общественностью следует рассматривать как организованное объединение людей, выполняющих кроме главной коммуникативной функции, направленной на обеспечение связей, и другие социально значимые функции: информирование, интеграции,
соцализации, регуляции деятельности членов общества в рамках социальных отношений, воспроизводства и непрерывности общественных отношений. Все они обеспечивают совместное достижение целей на основе выполнения членами общественности своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
В-седьмых, важным элементом институционализации связей с общественностью является и организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, которые имеют определенные материальные средства и выполняют определенную социальную функцию. «Связи с общественностью как социальный институт является объединением профессионально занятых коммуникационной деятельностью людей и материальных средств ее осуществления в виде системы организаций и учреждений для выполнения
функций сознательного и целенаправленного управления социальной коммуникационной деятельностью» [9, с. 187]. Но любой социальный институт не сводится только к наличию организаций и учреждений, занимающихся отведенной им деятельностью, хотя это является основным в процессе институализации. Институт PR включает в себя и определенные «блоки» целенаправленной деятельности, которые обеспечивают широкое межинституциональное взаимодействие, взаимодействие с массовыми коммуникациями, реализуют развитие и воспроизводство социального института.
Сегодня в Украине продолжается традиционный процесс институционализации связей с общественностью: наблюдается отделение связей с общественностью от рекламы. PR-агентства существенно расширяют перечень услуг и предлагают разработку концепции общественно полезной значимости предприятия, создание имиджа товаров, подготовку взаимодействия со СМИ, управление кризисными ситуациями; появляются новые кафедры связей с общественностью, профессиональные журналы, агентства, ассоциации и конкурсы, растет количество монографий, учебников и учебных программ по проблематике PR. Паблик рилейшнз как наука об установлении связей в обществе становится в современной Украине не только составной частью системы коммуникативного знания, но и расширяет понимание характера и содержания деятельности PR (управленческой, социально-практической, коммуникативной, рыночной, технологической и др.), изучает и анализирует развитие украинского рынка PR-услуг. Распространяется понимание того, что в широком смысле паблик рилейшнз - это наука о коммуникациях, имеющая целью создание атмосферы доверия между индивидуумом и группой, группой и обществом в целом и предоставляет информационное воздействие на общественное мнение.
Все это свидетельствует о том, что сегодня растет потребность в осмыслении украинской общественностью феномена «паблик рилейшнз» и
трактовке новых социальных институтов, которым и является PR, как самоорганизованной системе социального взаимодействия, как важнейшего источника социальной интеграции, как проявлению новой формы социальной организации.
IV. Выводы.
На основе всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: объективное поступательное развитие процесса институализации паблик рилейшенз в Украине позволяет текущую стадию охарактеризовать как становление, что отражает одновременно и результативность, и противоречивость, и незавершенность. Социальный институт связей с общественностью в Украине предстает перед нами как социальная система, что существует исторически не очень длительное время (чуть больше 20 лет) и имеет целью удовлетворять фундаментальные потребности общества в формировании и поддержании эффективной системы публичных коммникацийно-информационных потоков, потребность в повышении общественного доверия к социальным структурам PR становится фундаментальной предпосылкой продолжающейся в Украине
институционализации сферы паблик рилейшнз.
Список литературы
1. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. Н. Новгород: НКИ, 1998. 358 с.
2. Бебик В.М. Інформаційно-комунікаційний менеджмент глобального суспільства: психологія,технології, техніка паблік рилейшнз. К.: МАУП, 2005. 437 с.
3. Ільганаєва В.О. Інституалізація соціально-комунікаційної сфери суспільства // Освіта регіону. 2008. №1-2. С.148-153.
4. Королько В. Г. Паблик рілейшнз як соціальний інститут // Структурні виміри сучасного суспільства: Навч. посіб. / За ред. С. Макеєва; Ін-т соціології НАН України. К., 2006. С. 100-123.
5. Ратиев В.В. Специфика институализации информационных процессов
в современном российском обществе: монография. Краснодар: изд-во
Краснодарского ЦНТИ, 2010. 330 с.
6. Сидельник Е. А. Этапы становления и развития паблик рилейшенз: социальные характеристики и значение / Практика и перспективы развития партнерства в сфере высшей школы // Материалы VIII Международного научно-практического семинара. Т. 1. Донецк, Украина. 2007. С. 372-381.
7. Соціологія: Підручник / Н. П. Осипова, В. Д. Воднік, Г. П. Клімова та ін.; За ред. Н. П. Осипової. К.: Юрінком Інтер, 2003. 336 с. .
8. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. К.: МАУП, 2003. 368 с.
9. Ярош Б.О., Ярош О.Б. Загальна теорія політики: Навч. посіб. для студ. спец. «Політологія» вищ. навч. закладів. - Луцьк: РВВ «Вежа» Волин. держ. унту ім. Лесі Українки, 2005. 240 с.
References
1. Anurin V. F. Osnovy sociologicheskih znanij: kurs lekcij po obshej sociologii [Sociological Foundations of Knowledge: Lectures on general sociology]. N.: Novgorod: NKI,1998. 358 p.
2. Bebik V. M. Informatsijno-komunikatsijnyj menedzhment globalnogo suspilstva: psihologiya, tehnologija, tehnika pablik rilejshnz [Information and Communication Management of a global society: psychology, technology, technology of public relations.]. K.: MAUP, 2005. 437 p.
3. Ilganaeva V.O. Osvita region, no. 1-2 (2008): 148-153.
4. Korolko V. G. Pablik rilejshnz jak sosialnyj institut [Public relations as a social institution]. Strukturni vymiry suchasnogo suspilstva [Structural dimensions of modern society]. K., 2006. pp. 100-123.
5. Raniev V.V. Specifika institualizacii informasionnyh prosessov v
sovremennom rossijskom obshestve: monografija [The specifics of the
institutionalization of information processes in Russian society]. Krasnodar: izd-vo Krasnodarskogo SNTI, 2010. 330 p.
6. Sidelnik E.A. Etapy stanovlenija i razvitija pablik rilejshnz: socialnyje harakteristiki i znachenije [Establishment and development of public rileyshenz: social characteristics and value]. Materialy VIII Mezhdunarodnodo nauchno-prakticheskogo seminara [Proceedings of the VIII International Scientific Workshop]. Vol.1. Donezk, Ukraina. 2007. pp. 372-381.
7. Soziologija [Sociology] / N. P. Osipova, V.D.Vodnik, G.P.Klimova ta insh.; Za red. N.P.Osipovoji. K.: Jurinkom Inter, 2003. 336 p.
8. Surmin Ju. P. Teorija sistem i sistemnyj analiz [Systems theory and systems analysis: Studies]. K.: MAUP, 2003. 368 p.
9. Yarosh B.O., Yarosh O.B. Zagalna teorya politiki [The general theory of politics]. Luzk: RVV “Vezha” Volyn.derzh. univ-tu im. Lesi Ukrajinki, 2005. 240 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Березенко Вита Витальевна, докторант Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, кандидат филологических наук, доцент
Инстиут журналистики КНУ им. Тараса Шевченко ул. Мельникова, 36, г. Киев, 04119, Украина E-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Berezenko Vita Vitalyevna, Applicant for Doctorate Degree at Institute of Journalism of Kiev National University after Taras Shevchenko, Candidate in Philology, Associate Professor
Institute of Journalism of Kiev National University after Taras Shevchenko 36, Melnikova St., Kiev, 04119, Ukraine E-mail: [email protected]
Рецензент:
Манакин Владимир Николаевич, декан факультета журналистики Запорожского национального университета, доктор филологических наук, профессор