Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
УДК 669
Ю. И. Тычкина, А. О. Гайдукова Научный руководитель - Л. А. Герасимова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИММУНОГЕНЕТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПОПУЛЯЦИИ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Иммуногенетическая характеристика популяции - показатель, позволяющий с определенной достоверностью определить генетический потенциал и резерв исследуемой группы животных, что наиболее важно при исследовании отселекционированных пород скота.
В работе была сделана попытка определить особенности иммуногенетической структуры красноярской популяции красно-пестрой породы крупного рогатого скота.
Красно-пестрая порода крупного рогатого скота молочного направления является молодой специализированной молочной породой, утвержденной в 1998 году Государственной Комиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений. Порода разводится в 179 хозяйствах 13-ти регионов Российской Федерации [1].
Относительная численность крупного рогатого скота этой породы ежегодно возрастает благодаря высокой молочной продуктивности, хорошей акклиматизационной способности к различным климатическим условиям страны и технологичности животных в условиях индустриального производства[1].
В анализируемую выборку попали животные четырех племенных хозяйств Красноярского края, специализирующихся на выращивании красно-пёстрой породой крупного рогатого скота: ЗАО «Трубинск», ЗАО «Назаровское», ЗАО «Солгонское» и ЗАО «Краснотуранское». Общая численность исследуемо-
го поголовья составила около 2000 особей, что обеспечивает получение результатов с достаточно высокой степенью достоверности.
Все представленные животные имеют свою уникальную иммуногенетическую характеристику - комбинации генов десяти разных аллелей.
В результате, по каждому хозяйству было выявлено около 50 аллельных комбинаций генов. Причем в популяции каждого хозяйства были, как свои, специфические, комбинации генов, присущие только этой группе, так и проявляющиеся у животных всех хозяйств, то есть, характеризующих общий генофонд скота данной породы Красноярского края.
Таким образом, уже сейчас можно говорить о наличии генетических маркеров региональной популяции красно-пестрой породы крупного рогатого скота.
Библиографическая ссылка
1. Племенная работа с красно-пестрой породой крупного рогатого скота // Лесные Поляны. Моск. обл. 2009. Вып. 9. 37 с.
© Тычкина Ю. И., Гайдукова А. О., 2013
УДК 504.062.4
Е. Д. Шемелев, С. Е. Мащенков Научные руководители - В. А. Миронова, А. Г. Кучкин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОЦЕССЫ ГОРЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО И РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА
Проведено исследование процессов горения тяжелых топлив в присутствии промоутеров. Предложены более эффективные присадки, улучшающие полноту сгорания дизельного и реактивного топлива.
На сегодняшний день наиболее распространенным и доступным с экономической и производственной точки зрения являются дизельное и реактивное топливо. Несомненно, при его применении происходят выбросы в окружающую среду и в атмосферу вредных веществ из-за неполного его сгорания, что в свою очередь ведет к значительному ухудшению экологической обстановки и здоровья человека.
Целью данной работы стало исследование влияния промоутеров (топливных присадок) на процесс горения тяжелых топлив.
Данная тема является актуальной, так как повышение качества и свойств топлива за счет промоуте-ров ведет к наименьшей износостойкости, а также к повышению коэффициента полезного действия (КПД) двигателя. Вследствие этого авиационный и дизельный транспорт нужно будет меньше отправлять на технический осмотр и техническое обслуживание, а это в свою очередь связано с наименьшими экономическими затратами.
Выбор материалов для исследования происходил по следующим критериям: широкая доступность, экономическая выгодность, не противоречащая мировым
Секция «Экологияпромышленности»
и отечественным стандартам, соответствие техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному Правительством РФ от 27 февраля 2008 г. № 118 в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» [1].
Объектом исследования стали следующие топливные присадки: антинагарные, моющие, антидымные [2].
Без топливных присадок происходит неполное сгорание углеводородов, входящих в состав тяжелых топлив, что приводит к отложениям сажи (нагара). В результате изменяется теплопроводность, наблюдается перегрев деталей двигателя, а это в свою очередь сказывается на его технических характеристиках [3]. В конечном итоге, двигатель приходится либо очень часто подвергать очистке от нагара, что не выгодно с точки зрения распределения человеческого труда, либо приходится отправлять в утилизацию, так как двигатель не подлежит дальнейшему ремонту, что в свою очередь не выгодно в экономическом плане.
Антинагарные присадки обладают диспергирующим действием, предотвращая высаживания загрязнений на металлической поверхности двигателя и топливной аппаратуры, а это ведет к увеличению срока службы двигателя. Использование металлосодер-жащих антинагарных присадок по новому техническому регламенту запрещено из-за токсичности веществ, выбрасываемых в окружающую среду. В качестве антидымных присадок применялись соединения металлов 2 или 8 групп периодической таблицы Менделеева, также запрещенные в настоящее время. С введением моющей присадки в топливо, в процессе работы двигателя происходит его самоочищение, что значительно продлевает срок службы материала, из которого он сделан [4].
В качестве присадок, повышающих полноту и скорость горения реактивных топлив , предложены органические боросодержащие соединения типа диборана, тетраборана и пентаборана, добавляемые в количестве 0,5-20 %. Скорость горения реактивных топлив с этими присадками увеличивается в 1,2-3,3 раза. Однако практическая реализация этих предложений представляет значительные трудности, так как эти вещества обладают сильным токсическим действием и при сгорании образуют твердые отложения в каме-
рах сгорания при введении их в топлива в таких больших количествах. Следует подчеркнуть, что все известные присадки для повышения полноты сгорания реактивных топлив пока еще требуют глубоких лабораторных исследований.
В качестве промоутеров для реактивных двигателей были предложены органические нитросоединения в количестве 6-8 %, азиды 1-20 % и перекиси до 10 %, причем эффективность таких присадок повышается с увеличением в их составе группы N0 [5].
Согласно нашим исследованиям мы предлагаем в качестве промоутеров горения использовать амино-и азотосодержащие присадки, которые улучшают процесс горения за счет более полного сгорания углерода и не приводят к выбросу токсичных веществ. Введение присадок на месте производства тяжелых топлив может привести к изменению качества топлива вследствии возможных химических и физико-химических процессов, которые могут происходить при длительном хранении в емкостях.
Одним из вариантов может быть введение такой присадки в реактивное топливо вместе с противодок-ристаллизационной жидкостью (ПВК). Эти присадки можно добавлять непосредственно в топливозаправщик, выбрав примерно равные соотношения: ПВК -0,1-0,15 % и такое же количество амино- или азото-содержащих соединений.
Библиографические ссылки
1. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту : технический регламент, утвержденный Правительством РФ от 27 февраля 2008 г. № 118.
2. Саблина 3. А., Гуреев А. А. Присадки к моторным топливам. М. : Химия, 1997. 256 с.
3. Школьников В. М. Топливо, смазочные материалы и технологические жидкости. М. : Высшая школа, 1998. 365 с.
4. Пискунов В. А. и др. Химмотология в гражданской авиации : справочник. М. : Транспорт, 1986. 248 с.
5. Товарные нефтепродукты. Свойства и применение : справочник / под ред. В. М. Школьникова. М. : Химия, 1978. 470 с.
© Шемелев Е. Д., Мащенков С. Е., 2013