научно-методический электронный журнал
Павлова Л. В., Юматова Э. Г. Процессы формирования творческого и профессионального самовыражения на занятиях по инженерной и компьютерной графике // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13084. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13084.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
ART 13084
УДК 378.147:004.9 49965. - issn 2304-120X.
Павлова Людмила Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры стандартизации и инженерной графики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурностроительный университет», г. Нижний Новгород рау|руа mlia@rambier.ru
Юматова Эвелина Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры стандартизации и инженерной графики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурностроительный университет», г. Нижний Новгород Yumatoya.eyellna@gmall.com
Процессы формирования творческого и профессионального самовыражения на занятиях по инженерной и компьютерной графике
Аннотация. В статье рассмотрены основные процессы формирования творческого потенциала и профессионального самовыражения посредством компьютерных технологий, как особого средства формирования специальных графических знаний, умений и навыков.
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, познавательный интерес, творческая активность, творческий потенциал, художественно-конструкторские способности, интенсивные педагогические технологии.
В условиях глобальной информатизации современного общества перед всей системой образования встает проблема подготовки специалистов, профессиональная деятельность которых будет осуществляться в высокоразвитой информационной среде. Поэтому подготовка инженерных кадров в технических вузах должна быть направлена не только на прочное усвоение знаний, умений и навыков по учебным предметам, предусмотренных учебными планами, но и на практическое формирование творческо-активной личности, умеющей адаптироваться в информационном потоке - важная роль в этом принадлежит графическим дисциплинам.
Познавательный интерес к учебной дисциплине формируется под влиянием содержания учебного материала, методики его изложения и использования современных средств обучения. От того, как построено занятие, какие цели оно преследует, зависит качество усвоения учебного материала и его дальнейшая реализация в профессиональной деятельности обучающихся.
Согласно теоретическим исследованиям, учебно-познавательная деятельность студентов технических вузов в графической подготовке является основой активизации их учения. Важная роль в этом отводится различным формам, методам, условиям и средствам обучения.
Активизация учебно-познавательной деятельности - это модернизация известных видов учебной работы по обеспечению у обучающихся сознательного и целенаправленного познавательного интереса к получению новых знаний.
На наш взгляд, для возникновения интереса к графическим дисциплинам необходимо поставить перед обучающимися такую проблему и так организовать их деятельность, при которой определенный объем полученных знаний, умений и навыков является единственным условием для успешного решения учебных задач.
Вследствие этого, применение графических информационных технологий в качестве активного средства формирования системы специальных графических зна-
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13084.htm
научно-методический электронный журнал
Павлова Л. В., Юматова Э. Г. Процессы формирования творческого и профессионального самовыражения на занятиях по инженерной и компьютерной графике // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13084. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13084.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
ART 13084
УДК 378.147:004.9 49965. - issn 2304-120X.
ний, умений и навыков в области инженерной и компьютерной графики осуществляет общую профессиональную подготовку, ориентированную на творческое и профессиональное самовыражение студентов с помощью компьютера. При этом использование компьютерных технологий базируется на свободном выборе обучающимися способов решения творческих задач, когда учебная деятельность приближается к условиям их будущей профессиональной деятельности [1].
В учебном плане на инженерно-строительном факультете Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета по направлению подготовки «Стандартизация и метрология» изучению инженерной графики и созданию чертежей средствами компьютерных технологий отводится по 18 часов лекционного материала по дисциплинам «Проектирование в среде AutoCAD» и «Инженерная и компьютерная графика», 18 часов практических занятий и 36 часов лабораторных занятий. Объединив на кафедре стандартизации и инженерной графики структуру курсов «Инженерная и компьютерная графика», «Проектирование в среде AutoCAD», мы обеспечили сбалансированность трех технологий: традиционной ручной 2D-технологии (чертежной), компьютерной 2D-технологии и компьютерной 3D-технологии.
Специфика обучения «классической» инженерной графике заключается в формировании практических навыков работы с различными чертежными инструментами, в ознакомлении с разнообразными способами работы на бумаге, в умении узнавать и анализировать геометрическую форму модели по ее проекциям, оперировать пространственным положением образа.
В то же время, на ранних стадиях изучения инженерной графики обучающимся трудно «прочитать» форму объекта, представленного чертежом. Поэтому большим преимуществом является выполнение студентами на экране монитора не только чертежа изделия, но и одновременного формирования трехмерного изображения с необходимыми разрезами и сечениями.
Большое внимание было уделено первым занятиям, где студентам был представлен объем учебного материала с тематикой заданий, определены сроки их выполнения. Особое внимание уделялось графическим заданиям, определялось соотношение заданий, выполняемых с использованием традиционных графических средств и с помощью графической прикладной программы AutoCAD.
В частности, после изучения раздела геометрического черчения, студентам были выданы карточки-задания с изображением известных им плоских предметов: силуэтов-шаблонов орнамента, элементов животного и растительного мира, содержащих сопряжения с различными размерами радиусов для каждого варианта заданий. На этом этапе обучающиеся определяли, какие виды сопряжения встречаются в данном задании и какие команды программы AutoCAD необходимо применить для построения двумерной модели с элементами сопряжения. Кроме того, было предложено выполнить трехмерную модель, а также представить свой вариант расположения модели в пространстве (рис.1).
В соответствии с рабочей программой дисциплины «Инженерная и компьютерная графика», после раздела геометрического черчения следуют разделы проекционного, машиностроительного и строительного черчения, изучив которые, студенты получили задания с различными видами изображений машиностроительных и строительных изделий.
Траектория проектирования таких изделий в системе AutoCAD для построения двумерных чертежей и создания трехмерных моделей студентами определялась самостоятельно.
пи пи
http://e-koncept.ru/2013/13084.htm
КОНТ тнпт
Павлова Л. В., Юматова Э. Г. Процессы формирования творческого и профессионального самовыражения на занятиях по инженерной и компьютерной графике // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13084. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-Л1етодический электронный журнал £"^^-2013/13084^™. - Гос. рег. Эл № ФС 77.
ART 13084
УДК 378.147:004.9 49965. - issn 2304-120Х.
Рис.1. Творческое задание «Сопряжения»
Рис.2.Практическое задание « Пересечение поверхностей»
Рис.3. Творческое задание «Дом моей мечты»
http://e-koncept.ru/2013/13084.htm
научно-методический электронный журнал
Павлова Л. В., Юматова Э. Г. Процессы формирования творческого и профессионального самовыражения на занятиях по инженерной и компьютерной графике // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13084. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13084.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
ART 13084
УДК 378.147:004.9 49965. - issn 2304-120X.
Самостоятельное изучение и проработка этой части программы AutoCAD, позволило студентам создавать не только объемные трехмерные сцены, но и моделировать условия освещения, устанавливать точку зрения, а также материал, фактуру поверхности твердотельной модели, выбирать или создавать фоновое изображение, использовать законы цветовой перспективы.
Моделирование трехмерных объектов средствами графических информационных технологий невозможно без развитого пространственного мышления и творческого воображения. В процессе компьютерного моделирования объекта постоянно возникает необходимость смены точки зрения, масштабировании, перехода от одной проекции к другой, изменении формы и пропорции входящих в его состав элементов [2]. Таким образом, создаются условия для развития пространственного мышления, самостоятельного творческого и профессионального самовыражения.
При такой методике преподавания инженерной и компьютерной графики, когда трехмерное и двумерное пространство вводятся одновременно, студенты быстрее начинают читать чертежи: за линиями и окружностями обучающиеся видят пространственные формы и кривые пересечения поверхностей (рис. 2).
Необходимо также отметить, что за счет выполнения на компьютере трудоемких работ, связанных с выполнением чертежей различного уровня сложности, происходит высвобождение учебного времени без ущерба качеству усвоения учебного материала, что особенно актуально в условиях его сокращения по данной дисциплине [3]. Так, особое значение приобретает автоматизация чертежных работ, когда в процессе обучения инженерной графике требуется приобретение новых графических навыков, присущих компьютерным графическим технологиям. Иными словами, компьютерные технологии используются в качестве графического инструмента не только при решении традиционных учебных задач, но и влияют на свободный выбор обучающимися способов освоения и переработки учебного материала для решения творческих задач.
В свою очередь наглядная демонстрация того, что невозможно или дорого смоделировать в реальной жизни, можно выполнить средствами компьютерных графических технологий, благодаря этим возможностям, можно не только реализовать во всех подробностях статические модели и иллюстрации, но и представить эти модели в динамике. Что, несомненно, приводит к усилению мотивации обучения, так как изобразительные средства программы существенно расширяют педагогические возможности и могут положительно влиять на учебный процесс [4].
Объединённая структура курса также позволила оптимально сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации учебной работы, обеспечивая активизацию учебно-познавательной деятельности студентов за счет реализации индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.
Проанализировав занятия по инженерной и компьютерной графике, мы пришли к выводу, что активизация учебно-познавательной деятельности проявляется в большей степени, когда преподаватель не только передает знания и формирует умения традиционными способами, но и применяет такие приёмы обучения, которые формируют творчески-активную личность.
От преподавателя во многом зависит как обучающиеся относятся к предмету, насколько интересно представлен учебный материал и какие создаются условия для формирования познавательной потребности и познавательного интереса в процессе обучения инженерной и компьютерной графике.
Так результатом обучения инженерной и компьютерной графике было выполнение творческой работы «Дом моей мечты», где обучающимся было предложено на основе
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13084.htm
научно-методический электронный журнал
Павлова Л. В., Юматова Э. Г. Процессы формирования творческого и профессионального самовыражения на занятиях по инженерной и компьютерной графике // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13084. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13084.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
ART 13084
УДК 378.147:004.9 49965. - issn 2304-120X.
полученных знаний по разделам изучаемых курсов спроектировать модель дома (рис.3). Во время выполнения творческой работы от студентов требовалось объяснить и обосновать выбор стратегии проектирования в процессе выполнения задания.
Таким образом, эффективным средством обучения, активизирующим учебнопознавательную деятельность студентов, является такая графическая задача, которая: во-первых, создает условия для возникновения проблемной ситуации; во-вторых, раскрывает новые стороны изучаемых явлений и объектов на основе всестороннего анализа исходных данных и вскрывает потенциальные возможности известного знания как инструмента для ее решения; в-третьих, содержание учебной задачи и используемые графические средства ее решения должны быть максимально приближены к реальной задаче будущего проектировщика.
Контроль преподавателя за процессом и результатами каждого этапа мыслительной и учебно-творческой деятельности обучающихся позволяет корректировать ход учебного процесса и индивидуально подходить к развитию творческих способностей каждого из них [5].
Следует отметить, что вовлечение студентов в решение проблемных вопросов и познавательных заданий активизировало их мыслительную деятельность. Они с увлечением работали над заданием, в процессе работы проявлялся индивидуальный стиль их деятельности.
В ходе выполнения задания было выявлено, что за период времени, отведенного на данный курс учебным планом, были достигнуты максимально возможные результаты по эффективности и качеству решения поставленной задачи. В частности, студенты усвоили основные приемы работы в графическом пакете программы AutoCAD, расширили знания о современных информационных технологиях, получили сведения о роли и значении компьютерных технологий в современной жизни; научились лучше владеть основным языком инженера - чертежом.
Здесь необходимо еще раз сказать о том, что учебно-познавательная деятельность не может осуществляться только индивидуально. Она предполагает сочетание групповой и коллективной форм организации учебно-познавательной деятельности, являющихся основными и необходимыми факторами, которые в наибольшей степени способствуют активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Организация и планирование отношений между студентами с различными уровнями познавательной активности способствует реализации цели обучения - развивать средствами инженерной и компьютерной графики логическое мышление, творческий потенциал, познавательную активность будущих инженерно-технических работников и умение работать в коллективе. Поэтому в дальнейшем в учебный процесс предполагается вводить совместные проекты (4-5 студентов), что, на наш взгляд, еще больше приблизит учебную задачу к реальной конструкторской.
Дополнительно можно сказать о том, что не только правильно подобранный учебный материал повышает уровень познавательной активности, но и немаловажную роль в этом играют компьютерные средства обучения.
Совместные усилия педагогов и студентов позволили повысить результативность учебно-познавательной деятельности: у обучающихся появился устойчивый интерес к творческим заданиям, самостоятельной работе, появилась уверенность в том, что они смогут овладеть изучаемым материалом на хорошем уровне, появилось стремление доводить начатое дело до конца, а это является хорошим признаком для самоутверждения и самореализации в их будущей профессиональной деятельности.
http://e-koncept.ru/2013/13084.htm
научно-методический электронный журнал
Павлова Л. В., Юматова Э. Г. Процессы формирования творческого и профессионального самовыражения на занятиях по инженерной и компьютерной графике // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13084. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13084.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
ART 13084
УДК 378.147:004.9 49965. - issn 2304-120X.
Ссылки на источники
1. Павлова Л. В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза с
использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике: дис....канд. пед. наук. - М., 2003. - 181 с.
2. Марченко М. Н. Технология обучения технической и компьютерной графике. - М.: МПГУ, Кубанский гос.ун-т, 2001. - 142 с.
3. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа - Пресс, 1994. - 205 с.
4. Юматова Э. Г. Оптимизация геометро-графической подготовки студентов средствами информационных технологий // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). -ART 12082. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12082.htm.
5. Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1986. - 80 с.
Lyudmila Pavlova,
Ph.D., Associate professor of the department of Standards and Engineering Graphics of the Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod pavlova mila@rambler.ru Evelina Yumatova,
Ph.D., Associate professor of the department of Standards and Engineering Graphics of the Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod yumatova.evelina@gmail.com
The processes of formation of creative and professional self-expression in the classroom for engineering and computer graphics iSSN 2304-120X
Annotation. The article describes the main processes of formation of creativity and self-expression through professional computer technology as a special means of forming special graphic knowledge, abilities and skills.
Keywords: educational-cognitive activity, cognitive interest, creativity, art and design skills, intensive educational technology.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
9 772305 532135
977230553213504
http://e-koncept.ru/2013/13084.htm