Научная статья на тему 'Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проектирования как средство формирования профессиональных графических компетенций'

Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проектирования как средство формирования профессиональных графических компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CHOOSING SOFT-WARE / ENGINEERING GRAPHICS STUDYING / PROFESSIONAL GRAPHICS COMPETENCIES / PROFESSIONAL TRENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скобелева Ирина Юрьевна, Ширшова Ирина Александровна

В статье рассмотрены основные компетенции, формирующие профессиональную направленность графической подготовки студентов технических вузов. Представлен опыт подготовки студентов к будущей профессиональной инженерной деятельности с использованием возможностей различных систем автоматизированного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скобелева Ирина Юрьевна, Ширшова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choice, studying and using cad/cam systems like means of forming professional graphics competencies

Examined main competencies that forms professional trend of graphics studying in technical universities. We are showing experiences of teaching students for using CAD/CAM systems for future use in profes-sional engineering and using different systems in projecting.

Текст научной работы на тему «Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проектирования как средство формирования профессиональных графических компетенций»

КОНТ ткпт

Скобелева И. Ю., Ширшова И. А. Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проектирования как средство формирования профессиональных графических компетенций // Концепт. -

^о-^оьи^ ЩР,ш. "-04 "гоЛ: - US:

ART 13189 УДК 378.147:004.9 Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120X.

Скобелева Ирина Юрьевна,

старший преподаватель кафедры инженерной графики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород

skobeleva irina@mail.ru Ширшова Ирина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной графики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород iashirshova@rambler.ru

Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проектирования как средство формирования профессиональных графических компетенций

Аннотация. В статье рассмотрены основные компетенции, формирующие профессиональную направленность графической подготовки студентов технических вузов. Представлен опыт подготовки студентов к будущей профессиональной инженерной деятельности с использованием возможностей различных систем автоматизированного проектирования.

Ключевые слова: графическая подготовка студентов, профессиональные графические компетенции, профессиональная направленность, выбор программного обеспечения.

Перед профессиональным техническим образованием стоит сложная задача формирования профессиональной компетентности специалиста, основанной на совокупности знаний, умений и навыков, а также опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, которые обеспечивают наиболее полную реализацию профессиональных функций. Тенденции изменения социально-экономической среды и стремительно развивающегося процесса информатизации требуют достаточно быстрой адаптации будущего инженера к часто меняющимся условиям, а, следовательно, повышения значимости следующих компетенций [1, 2]:

- умение ориентироваться на рынке труда, менять профиль деятельности в зависимости от изменений стратегии развития предприятия или существующих технологий;

- способность работать в различных структурных подразделениях предприятия, быстро адаптироваться к специфическим требованиям рабочего места;

- способность и желание постоянно учиться, готовность связывать свою карьеру с продолжением образования;

- использовать возможности современной компьютерной техники и технологий;

- умение самостоятельно работать с информацией, принимать решения. Данные требования к личности будущего специалиста и качеству его образования побуждают несколько переосмыслить опыт структуры профессиональной подготовки в целом и графической подготовки в частности. Полное овладение чертежом как средством выражения мысли конструктора и как производственным документом осуществляется на протяжении всего процесса обучения в техническом высшем учебном заведении. Однако фундамент инженерно-графической подготовки закладыва-

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13189.htm

научно-методический электронный журнал ART 13189 УДК 378.147:004.9

Скобелева И. Ю., Ширшова И. А. Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проектирования как средство формирования профессиональных графических компетенций // Концепт. -2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13189. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13189.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13189

ется при изучении таких дисциплин, как начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика, на базе которых будущий специалист сможет успешно изучать другие конструкторно-технологические и специальные дисциплины.

Рассмотрим основные обобщенные компетенции, которые, на наш взгляд, формируют профессиональную направленность графической подготовки студентов в процессе изучения инженерной компьютерной графики в техническом высшем учебном заведении. Согласно ФГОС студент в результате обучения должен обладать следующими компетенциями:

- способностью и готовностью применять методы графического представления объектов;

- способностью в составе коллектива участвовать в разработке проектной и рабочей технической документации новых или модернизируемых технических объектов, оформлении законченных проектно-конструкторских работ в соответствии со стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами в области профессиональной деятельности;

- готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию и обоснованию технических решений в рамках своей профессиональной компетенции;

- способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области;

- способностью приобретения с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий;

- способностью проектировать и обеспечивать моделирование технических объектов с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием в своей предметной области.

В Нижегородском государственном техническом университете им. Р. Е. Алексеева и его филиалах дисциплину «Инженерная компьютерная графика» студенты изучают на базе программного продукта AutoCAD компании Autodesk. При изучении дисциплины выполняется лабораторный практикум, основная функция которого - практическое освоение студентами научно-теоретических положений изучаемого курса в процессе решения учебно-исследовательских, экспериментальных и практических задач, формирование и развитие графических умений и навыков, реализация профессиональной направленности. Итогом изучения дисциплины является выполнение курсовой работы по теме «Чтение, деталирование и моделирование чертежа общего вида», когда уже сформированы необходимые умения как в традиционной, т.е. ручной, так и компьютерной технологии и студенты переходят к овладению приемами решения более сложных инженерных задач, составляющих основу проектно-конструкторской деятельности.

Как показывает практика, уровень аппаратного и программного обеспечения технических вузов достаточно высок, но потенциал информационно-коммуникационных технологий как средства повышения качества подготовки специалиста в образовательной практике используется недостаточно; ключевая для обучения и самообразования информационная компетенция студентов формируется слабо и не играет определяющей роли в становлении профессиональной компетентности студентов технического вуза [3]. Следовательно, одним из наиболее актуальных вопросов является разработка методологических основ теории и практики применения информационных образовательных ресурсов как фактора эффективного формирования профессиональных компетенций [4].

http://e-koncept.ru/2013/13189.htm

КОНТ TFFÍT

Скобелева И. Ю., Ширшова И. А. Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проектирования как средство формирования профессиональных графических компетенций // Концепт. -

^о-^оьи^ ЩР,ш. hSPÆpSï’Æ3™9- "-0'4 "гоЛ: - US:

ART 13189 УДК 378.147:004.9 Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120X.

Поэтому в рамках выполнения курсовой работы по инженерной компьютерной графике студентам автомобильного института и факультета автоматики и электромеханики было предложено использовать наряду с AutoCAD дополнительное программное обеспечение. К рассмотрению были представлены версии известных пакетов, предназначенные для проектирования, конструирования, моделирования, визуализации, создания технической документации в самых разных областях производства: Mechanical Desktop, MechaniCS, Inventor, 3D Studio Max, SolidWorks, T-FLEX CAD, CATIA, Компас и др. После самостоятельного сравнительного анализа студентами было выбрано дополнительное программное обеспечение: в основном студенты остановили свой выбор на программах Inventor и 3ds Max компании Autodesk. Причем выбор обосновывался, как правило, двумя основными причинами:

- данные программные продукты были уже знакомы студентам;

- возможностью свободного доступа к учебному лицензионному бесплатному программному обеспечению, предоставляемому разработчиком.

Варианты использования выбранных программ не регламентировались. В процессе работы студенты самостоятельно освоили выбранные программные продукты. Причем средства информатизации рассматривались, во-первых, как объект изучения, во-вторых, как специфический инструмент инженерного познания, используемый в процессе обучения, и, наконец, как средство, с помощью которого производилось обучение. Как показала практика, данная работа потребовала более высокого уровня самостоятельности, умения сравнивать, как одна и та же задача решается в разных системах проектирования. Студенты научились перерабатывать и систематизировать знания, обобщать их и делать собственные выводы, приобретая, таким образом, первоначальные навыки исследовательской и профессиональной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогически целесообразное использование нескольких систем автоматизированного проектирования обеспечило:

- предоставление студентам больше инструментальных возможностей исследования, конструирования, моделирования;

- индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;

- повышение мотивации обучения;

- расширение и углубление изучаемой профессиональной области знаний;

- расширение сферы самостоятельной профессионально-ориентированной деятельности студентов.

В результате данного эксперимента были получены следующие варианты выполнения курсовых работ: для создания модели использовали чаще AutoCAD, реже - Inventor, для визуализации использовали чаще 3ds Max, реже - Inventor, для создания анимационного ролика использовали чаще 3ds Max, реже - Inventor, для создания документации, как правило, использовали AutoCAD. Результаты некоторых работ приведены на рис. 1, 2.

Студенты, принявшие участие в данном эксперименте, отметили, что знания, умения и опыт, приобретенные при изучении инженерной компьютерной графики, в дальнейшем могут быть использованы при освоении других программных продуктов в курсе обучения общетехническим и специальным техническим дисциплинам, при выполнении курсовых и дипломных проектов. Также они выразили желание и готовность освоить и другие программы автоматизированного проектирования, необходимые для использования в области профессиональной деятельности.

В рамках подготовки студенческой научно-практической конференции НГТУ им. Р. Е. Алексеева по графическим дисциплинам [5] перед студентами была поставлена

http://e-koncept.ru/2013/13189.htm

Скобелева И. Ю., Ширшова И. А. Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проектирования как средство формирования профессиональных графических компетенций // Концепт. -2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13189. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13189.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 13189 УДК 378.147:004.9

более серьезная задача. Студентам института ядерной энергетики и технической физики было предложено создать произвольную техническую конструкцию с достаточной степенью достоверности. По предложению студентов была выбрана модель робота, предназначенного для сбора нефти с поверхности воды. Прежде чем приступить к работе, студенты получили возможность самостоятельно определить критерии выбора программного обеспечения в зависимости от поставленной перед ними конструкторской задачи. По результатам данного этапа была составлена сравнительная таблица возможностей использованного программного обеспечения (табл. 1).

Рис. 1. Сборочная единица ««Ролик поддерживающий» в системе AutoCAD

Рис. 2. Сборочная единица «Ролик поддерживающий» в системе 3ds Мах

После самостоятельно проведенного сравнительного анализа и обоснования выбора программного обеспечения студенты были разделены на конструкторские бюро, целью которых являлась разработка конструкции робота в разных системах автоматического проектирования: AutoCAD, Inventor, 3ds Max, КОМПАС и SmartPlant 3D. В процессе работы студенты не только самостоятельно освоили данные программные

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13189.htm

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 13189 УДК 378.147:004.9

Скобелева И. Ю., Ширшова И. А. Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проектирования как средство формирования профессиональных графических компетенций // Концепт. -2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13189. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13189.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

продукты, но и решили некоторые конструкторские задачи, не предусмотренные классическим курсом инженерной компьютерной графики, например, разработали конструкцию привода транспортера и гребного винта.

Таблица 1

Сравнительная таблица возможностей используемых программных продуктов

Программный продукт Достоинства Недостатки

AutoCAD компания Autodesk - полный набор инструментов для эффективного проектирования и создания документации; - мощные инструменты моделирования; - большие возможности визуализации объектов и достаточно реалистичное изображение; - легкий импорт и экспорт - отсутствие проводника операций; - отсутствие возможностей для создания анимационных роликов

Inventor компания Autodesk - большая база международных стандартов; - большая библиотека стандартных изделий и материалов; - полный набор инструментов для эффективного проектирования и создания документации в любой отрасли промышленности; - широкие возможности моделирования, анимации и рендеринга; - удобные средства моделирования движения и расчета напряжений и динамических нагрузок; - большие возможности редактирования в любой стадии разработки изделия - невозможность редактирования трехмерных твердотельных моделей, экспортированных из AutoCAD

3ds Max компания Autodesk - мощные средства моделирования, анимации и рендеринга; - легкий импорт моделей из других программ - невозможность создания точного 3D-прототипа изделия; - возможность использования в машиностроении только для визуализации

ê ¡= 9 ^ % s§ - простой и высокоэффективный чертежноконструкторский редактор; - готовые библиотеки для различных областей применения; - поддержка российских стандартов; - наличие встроенного обучения; - автоматическое получение чертежа по модели - недостаточные возможности для создания реалистичного изображения; - проблемы с импортированием трехмерных моделей из других программ

SmartPlant 3D компания Intergraph - простота использования; - автоматизированное генерирование изометрических и ортогональных чертежей из созданных трехмерных моделей; - возможности вывода готовых чертежей в AutoCAD; - возможности сетевого использования - ограниченная сфера применения (нефтегазовая, атомная промышленность, тепло- и электроэнергетика) - сложности в создании реалистичного изображения

При выполнении поставленной задачи студентам необходимо было осуществить:

(V Г /V

http://e-koncept.ru/2013/13189.htm

научно-методический

Скобелева И. Ю., Ширшова И. А. Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проектирования как средство формирования профессиональных графических компетенций // Концепт. -

дет 13189

- поиск типичных приемов решения конструкторской задачи, знакомых из предыдущего учебного опыта или технической литературы;

- графическое отображение начальных этапов поиска для нескольких вариантов решения (эскизный проект);

- анализ полученных вариантов решения и выбор наиболее оптимального варианта;

- умение разработать форму объекта с точки зрения его конструкторских, технологических и даже эстетических параметров;

- уточнение формы конструируемого объекта и способов соединения составляющих его частей между собой;

- разработку и анализ объекта на основе исходных данных и дополнительных предметно-графических опор (умение разработать форму объекта с точки зрения его геометрических, конструкторских и технологических параметров; умение обосновать необходимость использования состава изображений);

- моделирование механизма в целом и его отдельных частей и анимация процесса его работы;

- создание комплекта конструкторской документации;

- анализ и презентация результата.

Учебная деятельность была менее регламентированной, а задания - более сложными и разноплановыми. В ходе работы конструкция механизма уточнялась, а иногда и существенно изменялась, т.е. студентами были проанализированы ошибки и установлены пути их исправления. Все это побуждало студентов к оперированию дополнительными справочными материалами (например, для подбора современных крепежных изделий), более глубокому анализу получаемой информации и прочному ее усвоению, необходимости расширения и углубления изучаемых предметных областей, интеграции изучаемых предметов или отдельных тем, отработке приемов рациональной работы и формированию индивидуальных стратегий творческой деятельности. Систематический и индивидуально направленный контроль за учебно-творческой деятельностью студентов включал контроль, самоконтроль, взаимоконтроль в зависимости от этапа работы и степени самоорганизации каждого студента. Все это позволило закрепить, углубить, систематизировать знания; позволило научиться грамотно, свободно оперировать графической и общетехнической терминологией, доказательно отвечать на возникающие вопросы и отстаивать собственную точку зрения. Результаты некоторых работ приведены на рис. 3, 4.

По результатам проведенного эксперимента предполагается дальнейшая работа с целью более глубокого исследования вопросов о методах и организационных формах эффективного формирования профессиональных инженерно-графических компетенций с использованием информационно-коммуникационных технологий в рамках учебного процесса, направленных на профессиональное становление будущего специалиста.

В качестве результатов эксперимента отметим углубление знаний в предметной области, профессиональное развитие студентов, формирование интереса к профессиональной деятельности, осознание необходимости постоянного расширения кругозора в области информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, эксперимент позволил его участникам утвердиться в правильности выбора направления профессиональной деятельности. Для некоторых студентов данный эксперимент послужил стартовой площадкой для начала профессиональной деятельности на одном из

http://e-koncept.ru/2013/13189.htm

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 13189 УДК 378.147:004.9

Скобелева И. Ю., Ширшова И. А. Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проектирования как средство формирования профессиональных графических компетенций // Концепт. -2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13189. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13189.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

предприятий Нижнего Новгорода, непосредственно связанной с геометрическим конструированием и моделированием.

Готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов - одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность. Активное применение в обучении информационно-компьютерных технологий и формирование творческого мышления и конструкторских навыков позволит сделать обучение более эффективным и интересным для студентов, а также станет основой для последующего их обучения и будущей профессиональной деятельности [6].

Рис. 3. Робот в системе Inventor Рис. 4. Робот в системе КОМПАС

Ссылки на источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Матвеева Т. А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования: автореф. дис. ... доктора пед. наук.- Н. Новгород, 2008. - 46 с.

2. Лятецкая В. И. Особенности изучения графических дисциплин при подготовке бакалавров техники и технологии // Школа университетской науки: парадигма развития. - 2010. - № 1 (1), том II. - С. 271-273.

3. Матвеева Т. А. Указ. соч.

4. Пузанкова А. Б. Формирование профессиональных инженерно-графических компетенций студентов в процессе их обучения компьютерной графике (на примере специальностей машиностроительного профиля): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2012. - 24 с.

5. Черноталова К. Л. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессиональной инициативы // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12147. - 0,3 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12147.htm.

6. Там же.

Skobeleva Irina,

Senior lecturer of the Department of engineering graphics, Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev, Nizhny Novgorod skobeleva irina@mail.ru Shirshova Irina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor of the Department of engineering graphics, Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev, Nizhny Novgorod iashirshova@rambler.ru

Choice, studying and using cad/cam systems like means of forming professional graphics competencies

nu -7 nu

http://e-koncept.ru/2013/13189.htm

КОНТ ТШТ

научно-методический электронный журнал ART 13189 УДК 378.147:004.9

Скобелева И. Ю., Ширшова И. А. Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проекти рования как средство формирования профессиональных графических компетенций // Концепт. 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13189. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13189.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Annotation. Examined main competencies that forms professional trend of graphics studying in technical universities. We are showing experiences of teaching students for using CAD/CAM systems for future use in professional engineering and using different systems in projecting.

Keywords: engineering graphics studying, professional graphics competencies, professional trends, choosing software.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412013509

http://e-koncept.ru/2013/13189.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.