Vol. 14 No. 4 2020 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onF'linn<!)
Part 1. Philological Sciences
УДК 070 + 32.019.5 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.6
В. А. Евдокимов1
'Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация
Процессы формирования и использования интеллектуальных ресурсов в отражении региональной прессой
Аннотация. Цель автора статьи - выявить специфику освещения региональными общественно-политическими газетами процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов, происходящих в краях, областях, республиках, находящихся в составе Российской Федерации. Разносторонняя информация о процессах формирования и использования интеллектуальных ресурсов необходима читателям для осмысления настоящего регионов, получения представления об их перспективах. Рассмотрены публикации более 30 печатных изданий, выходящих в свет в 14 регионах страны. Обмен информацией между системами региональной прессы и интеллектуальных ресурсов не стабилен. Изучение журналистами взаимосвязей подсистем, элементов интеллектуальных ресурсов и различных сфер жизнедеятельности регионов находится на начальном этапе. Система освещения региональной прессой процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов еще складывается, в газетах отражена часть разнообразной информации, накопленной системой интеллектуальных ресурсов.
Ключевые слова: региональная пресса, интеллектуальные ресурсы.
Дата поступления статьи: 2 сентября 2020.
Для цитирования: Евдокимов В. А. (2020) Процессы формирования и использования интеллектуальных ресурсов в отражении региональной прессой // Наука о человеке гуманитарные исследования. Т. 14. № 4. С. 49-60. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2020.i4.4.6.
Проблема и цель. Региональные массмедиа отражают интеллектуальное взаимодействие участников социальной практики, проявляют интерес к процессам формирования и использования интеллектуальных ресурсов - результатов творческого и интеллектуального труда людей, организационных знаний. Внимание, уделяемое российскими газетами этим процессам, закономерно: интеллектуальные ресурсы ценны как источник не только социально-экономического, но и общественно-политического и мирового развития [1], становятся ключевым фактором производства товаров и услуг при переходе к постиндустриальному обществу. Ряд трансформационных тенденций свидетельствует о формировании процесса глобального передела мира за преимущественное обладание мировым ресурсом - интеллектом, создателем и носителем научных знаний и высоких технологий [2, с. 4]. Особенности отражения медиа результатов интеллектуального и творческого труда людей, применения в практике организационных знаний недостаточно изучены. Цель автора статьи - выявить специфику освещения региональными общественно-политическими газетами процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов, происходящих в краях,
областях, республиках, находящихся в составе Российской Федерации.
Методология. При решении исследовательских задач автор использовал общенаучную методологию историко-философского анализа, общей теории познания, общие методы (исторический, диалектический, системно-структурный, сравнительный) и частные методики (наблюдение, анализ документов, контент-анализ). В русле системного подхода объекты рассмотрены, как системы, учтены их разнообразные связи.
Результаты. Изучению процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов уделяют внимание ученые, представляющие различные отрасли науки. В фокусе их интереса - интеллектуальные ресурсы, накопленные в сфере экономики и других областях жизни социума. Экономисты интерпретируют интеллектуальные ресурсы как совокупность накопленных знаний о разработанных технологиях и научных открытиях, включающих результаты творческого и интеллектуального труда людей, а также организационные знания, присущие предприятию [3], как основу креативной производственной политики предприятия, способствующей разработке эффективной стратегии развития и конкурентоспособности на рынке [4, с. 135]. Иссле-
Раздел 1. Филологические науки
дователи трактуют интеллектуальные ресурсы и как совокупность ресурсов экономического субъекта, используемых в процессе хозяйственной деятельности, носящих нематериальную основу и необходимых для создания конкурентных преимуществ компании (интеллектуальный капитал, нематериальные активы, интеллектуальная собственность, знания и социальный капитал) [5, с. 10]. Социологи осмысляют интеллектуальные ресурсы как консолидируемые по направлениям (научным школам, территориям), персонифицированные по принадлежности и самоидентификации уникальные запасы и средства общественного развития [6, с. 89]. С точки зрения исследователей журналистики, интеллектуальные ресурсы мира повседневности - это не только те знания, аксиологические, поведенческие ценности, которые обрели устойчивое использование в социальной практике [7, с. 94], но и инновационные ресурсы, которые непрерывно рождаются в социальном творчестве [8] как высшей форме социальной деятельности, созидательном процессе, нацеленном на совершенствование социальных отношений.
Интеллектуальные ресурсы, как результат социального творчества, находят отражение в социальной практике. П. Бурдье интерпретировал социальные практики как способность социальных субъектов проверять свои поведенческие акты на соответствие сложившимся представлениям об окружающей действительности. Социальной практикой можно считать как целесообразные действия индивидов по преобразованию социального мира, так и каждодневные, привычные поступки, не требующие объяснения и зачастую кажущиеся наблюдателю лишенными смысла или нелогичными [9]. Э. Гидденс сводит социальные практики к социальным действиям [10].
Отражая социальные практики, массмедиа предпринимают попытки проанализировать процессы формирования и использования интеллектуальных ресурсов. К проявлениям свободы в медиапространстве российские исследователи относят обеспечение влияния интеллектуальных ресурсов на социум посредством непрерывно обновляемой в сознании личности картины мира [7, с. 93]. Если свобода социального творчества не проявляется в публичном обсуждении процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов, взаимодействия участников
социальной практики, если в зеркале публикаций прессы данные процессы представлены как несущественные, то сужаются возможности развития личности как субъекта социальной деятельности. Полная, разносторонняя информация о процессах формирования и использования интеллектуальных ресурсов дает возможность читателям осмыслить настоящее регионов, получить представления об их перспективах.
Методом контент-анализа рассмотрены содержательные характеристики журналистских произведений российских региональных печатных изданий общего интереса. В выборку для исследования вошли две республики, находящиеся в составе Российской Федерации, - Удмуртская и Дагестан, три края - Краснодарский, Хабаровский и Приморский и девять областей - Саратовская, Тюменская, Ульяновская, Иркутская, Оренбургская, Рязанская, Астраханская, Пензенская, Липецкая. Газеты выходят в свет в являющихся центрами территорий городах, численность населения которых составляет от 500 тысяч человек до одного миллиона жителей. Регионы вовлечены в реализацию программ федерального значения, инвестиционных проектов, обладают экономическими, научными, технологическими ресурсами. При этом динамика развития научно-технической деятельности, а также инфраструктуры, инновационный и управленческий потенциал, экономическая активность населения регионов не равноценны. Исследователи фиксируют зависимость регионов от зарубежных источников инноваций, возрастание импорта технологий и услуг технического характера [11]. Печатные издания в той или иной степени отражают результаты интеллектуального и творческого труда людей, организационные знания, которые объективируются в человеческом капитале, интеллектуальной собственности, информации, инновациях, технологиях ведения бизнеса, корпоративной культуре [3].
При рассмотрении публикаций российской региональной прессы за 2019 год учтены различные категории и признаки (название газеты, территория распространения, язык, характер публикаций, их тематика, наличие сайта в интернете, номер и дата государственной регистрации, год создания). В выборку включены печатные издания, регулярно выходящие в свет на русском языке. Автором изучена региональная
Part 1. Philological Sciences
пресса, предлагающая аудитории информацию о жизни субъектов Российской Федерации, и не включены в выборку печатные издания, распространяемые только в краевых, областных, республиканских центрах и сообщающие о событиях, происходящих в городах, а также приложения к общенациональным газетам. Данные о печатных изданиях представлены в статье (таблица 1). Обращено внимание на публикации, подготовленные журналистами региональных газет, и не рассмотрены материалы, заимствованные из других медиа.
Таблица 1 - Региональные печатные издания
№ Наименование региона Количество анализируемых региональных газет
1 Краснодарский край 3
2 Саратовская область 2
3 Тюменская область 3
4 Удмуртская Республика 2
5 Ульяновская область 2
6 Иркутская область 2
7 Приморский край 3
8 Хабаровский край 3
9 Республика Дагестан 2
10 Оренбургская область 2
11 Рязанская область 3
12 Астраханская область 1
13 Пензенская область 2
14 Липецкая область 2
Всего 32
количестве журналистских произведений, содержащих информацию о процессах формирования и использования интеллектуальных ресурсов, представлены утилитарные, повседневные знания, меньшее число материалов посвящено культуре и искусству, науке и образованию. Единичны публикации об аналогичных процессах, происходящих в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, на предприятиях связи и транспорта.
Таблица 2 - Отражение региональной прессой процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов в различных сферах жизнедеятельности краев, областей, республик, находящихся в составе РФ (в процентах, 2019 г.)
Согласно таблице 1 в выборку для исследования вошли общественно-политические газеты, которые зарегистрированы и регулярно выходят в свет в краях, областях и республиках, находящихся в составе Российской Федерации, имеют сайты в интернете и электронный архив публикаций. Большинство газет учреждено региональными органами государственной власти, меньшая часть печатных изданий являются частными.
В таблице 2 отражены публикации о тех сферах жизнедеятельности общества, процессы формирования и использования интеллектуальных ресурсов в которых освещены региональной прессой. Таблица 2 показывает, что в наибольшем
№ Тематика Объём материалов, % от общего объёма
1 Управление социально-экономическими процессами в регионе 4
2 Наука 4,5
3 Образование 5,5
4 Промышленность 3,5
5 Сельское хозяйство 1,5
6 Строительство 1,5
7 Транспорт 1
8 Связь 1
9 Здравоохранение 5
10 Культура и искусство 10,5
11 Жилищно-коммунальное хозяйство 2
12 Утилитарные знания 21
13 Другие темы 39
Открытая динамическая система интеллектуальных ресурсов представляет совокупность подсистем и элементов, находящихся в регулярном взаимодействии или взаимозависимости, способна обмениваться информацией с внешней средой. Имеющаяся в регионах инфраструктура обеспечивает доступность знаний для широкого круга людей, информация, как рыночная категория, влияет на управленческие, финансовые, технологические процессы. Газеты не скрывают проблемы, связанные с процессами формирования и использования интеллектуальных ресурсов в регионах. Так, иркутская газета «Областная» при-
Раздел 1. Филологические науки
вела данные о том, что «за последние два года область покинули более 70 тысяч человек, причем наиболее подготовленных и активных».
Познание журналистами взаимосвязей подсистем и элементов интеллектуальных ресурсов и различных сфер жизнедеятельности регионов находится на начальном этапе. Региональная пресса воспринимает и отражает часть разнообразной информации, накопленной системой интеллектуальных ресурсов, не раскрывает, как сопряжены процессы формирования и использования интеллектуальных ресурсов в управлении социально-экономическим развитием регионов, науке, образовании, промышленности, других сферах жизнедеятельности общества, каково их взаимовлияние и взаимодействие. Регулярны только публикации региональных газет о процессах формирования и использования интеллектуальных ресурсов, происходящих в культуре и искусстве. В свою очередь учреждения науки, образования, предприятия промышленности, других сфер жизнедеятельности общества не проявляют заинтересованность в регулярном предоставлении медиа информации, выявляющей специфику процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов.
Система освещения региональной прессой процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов в различных сферах жизнедеятельности общества еще складывается. Между темами содержательной модели, которые могут стать элементами этой системы, устанавливаются связи. Возможны переход из одного состояния в другое, от простого к сложному, взаимодействие прогрессивных и регрессивных изменений. С одной стороны, печатные издания постепенно расширяют содержательный спектр публикаций о системе интеллектуальных ресурсов, посвящают связанной с ней тематике не только краткие сообщения, но и аналитические и художественно-публицистические произведения. С другой стороны, наряду с публикациями об интеллектуальных ресурсах массовой аудитории может быть представлена имитация инноваций или результатов творческого труда. Если медиа выявляют результаты интеллектуального и творческого труда людей, то умалчивают или предоставляют фрагментарную информацию об интеллектуальной собственности, инновациях, о технологиях ведения бизнеса, так что у чи-
тателей может сформироваться расплывчатое представление о том, каким образом, за счет наличия каких факторов получены достижения. В публикациях, посвященных предприятиям сельского хозяйства, печатные издания показывают чаще всего результаты не интеллектуального и творческого, а физического труда людей. Газеты способны адаптироваться к изменяющимся условиям среды в зависимости от интенсивности или экстенсивности социально-экономического развития регионов, корректировать цели, трансформировать структуру и обновлять тематику публикаций, если в регионе разработана инновационная политика и предприняты усилия, направленные на реализацию ее, или, напротив, органы власти не относят инновационный процесс к разряду приоритетных.
В многочисленных материалах пресса предлагает аудитории ознакомиться не только с процессами формирования и использования интеллектуальных ресурсов, происходящими в культуре и искусстве, но и с утилитарными, полезными в повседневной жизни людей знаниями. Мотивы принятия людьми решений в повседневной жизни, по мнению Э. Фромма, различны. С одной стороны, индивидуальное решение основано исключительно на субъективных предпочтениях человека, не зависящих от условий социальной среды. С другой стороны, это решение навязано внутренним или внешним давлением «необходимости» - социальным окружением, которое предопределяет диапазон возможных действий человека. Формы «внешнего» принуждения человека к действию - это традиции, обычаи, условности; формы «внутреннего» принуждения - чувство долга [12, с. 76]. Ценность утилитарных знаний показана газетами «Рязанские ведомости», «Оренбургская сударыня» и «Тюменские известия» в публикациях о многодетных семьях.
С точки зрения А. Шюца [13], П. Бергера и Т. Лукмана [14], в обыденном знании ценны лишь те нормы и образцы поведения, которые служат человеку в качестве средства для достижения личных практических выгод, знание применимого рецепта важнее научной теории. Пока полезна проверенная временем и опытом схема соотнесения действий с потенциальными результатами, индивиду нет необходимости познавать суть вещей. А. Шюц относит к типи-
Part 1. Philological Sciences
зированным формам обыденных знаний нравы, законы, правила, ритуалы, стереотипы, общепринятые моральные нормы [13, с. 629].
Количество публикаций, содержащих утилитарные, обыденные знания, в ряде региональных газет многократно превышает число журналистских произведений, в которых раскрыты процессы формирования и использования интеллектуальных ресурсов в различных сферах жизнедеятельности общества - управлении социально-экономическими процессами, науке, образовании, промышленности, здравоохранении, строительстве, жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве. Такому подходу следуют иркутская «Пятница» и саратовский «Провинциальный телеграф», «Тихоокеанская звезда» и «Наша Пенза», «Симбирский курьер» и «Дальневосточные ведомости», «Хабаровский экспресс» и астраханская «Волга». В ряде печатных изданий до половины публикаций, посвященных процессам формирования и использования интеллектуальных ресурсов, содержат утилитарные знания. Вследствие преобладания журналистских произведений, раскрывающих утилитарные, обыденные знания, над публикациями о формировании и использовании интеллектуальных ресурсов в различных сферах жизнедеятельности общества снижается значение науки, образования, а также инноваций, интеллектуальной собственности, человеческого капитала в глазах представителей аудитории региональной прессы.
Таблица 3 - Освещение региональной прессой результатов творческого и интеллектуального труда людей и организационных знаний как компонентов интеллектуальных ресурсов (2019 г., в %)
№ Тематика Объём материалов, % от общего объёма
1 Результаты творческого и интеллектуального труда людей 41,3
2 Человеческий капитал 16,8
3 Интеллектуальная собственность 2,6
4 Информация 19
5 Инновации 9,9
6 Технологии ведения бизнеса 6,8
7 Корпоративная культура 3,6
Проявляя интерес к системе интеллектуальных ресурсов, региональная печать отражает возможности повышения вклада человеческого капитала, создающего и распространяющего новые технологии, аккумулирующего организационные знания, в социально-экономическое развитие регионов. Обладатели человеческого капитала, по мнению исследователей, быстрее осваивают такие технологии и внедряют их в производство и повседневную жизнь, генерируя тем самым спрос на инновации, а «среди экстерналий человеческого капитала - более высокое качество социальных связей, гражданской активности и культуры общества» [15, с. 4]. Однако развитие человеческого капитала в России не соответствует параметрам постиндустриального общества, анализ факторов российской экономики показывает, что они не способствуют созданию эффективного механизма накопления человеческого капитала [16, с. 21]. Журналисты предпринимают попытки раскрыть вклад человеческого капитала в социально-экономическое развитие регионов при подготовке зарисовок, очерков, как это делают «Тюменские известия» и «Рязанские ведомости», «Дагестанская правда» и «Липецкая газета», или в интервью и кор-респонденциях, которым отдает предпочтение астраханская «Волга».
Важнейшим компонентом интеллектуальных ресурсов являются и инновации, как основной источник экономического роста и конкурентоспособности регионов, как конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [17]. Исследователи подчеркивают, что для повышения эффективности использования интеллектуального ресурса необходима продуманная национальная инновационная система с подсистемами, способными функционировать в автономном режиме с учетом особенностей регионального социально-экономического развития [8, с. 11]. Внимание медиа инновационному процессу тем более ценно, что разрыв в результативности инновационной деятельности, осуществляемой в России и странах Европейского Союза, как отмечает Институт статистических исследований
Раздел 1. Филологические науки
и экономики знаний «Высшей школы экономики», по-прежнему остается заметным [18]. Характер инновационной деятельности зафиксирован и в заключении Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за 2018 год, наиболее низкий уровень достижения показателей установлен по направлению «Инновационное развитие и модернизация экономики» [19, с. 186].
Можно выделить следующие этапы формирования региональной печатью подсистемы освещения инновационного процесса как преобразования научного знания, пути от идеи к конкретному продукту, технологии или услуге, как последовательного превращения идеи в товар. На первом этапе редакции, вероятно, осмысляют, какое место публикации об инновациях займут в будущем на страницах прессы: газеты «Симбирский курьер», «Дальневосточные ведомости», «Хабаровский экспресс», «Оренбуржье», «Дагестанская правда», «Пятница», «Липецкие известия» не проявляют интерес к инновационной деятельности. На втором этапе печатные издания либо отражают поверхностное, расплывчатое представление об инновациях, либо подменяют его информацией о приобретении оборудования, не имеющего отношения к новшествам. Иркутская газета «Областная» в публикации «Сделать Тулун современным городом» свела модернизацию объектов инфраструктуры к «установке дополнительного котла». Публикация «В Иркутской области будут добывать еще больше золота» содержит утверждение о том, что за несколько лет компании «Полюс Вернин-ское» удалось за счет «внедрения инноваций увеличить производительность фабрики». Газета имела в виду обновление горной техники за счет закупки импортного оборудования, а не использование интеллектуальных ресурсов компании и внедрение высокоэффективных методов управления коллективом. В нескольких публикациях «Областной» раскрыт опыт деятельности Усоль-ского животноводческого комплекса, сообщено о применении передовых технологий, вручении предприятию диплома на форуме «Инновации и развитие», однако не показано, какие инновации внедрены коллективом. Лаконичны и газеты «Кубань сегодня» и «Оренбуржье», информирующие об успехах субъектов хозяйствования: предприятия используют «инновационные тех-
нологии выращивания сельскохозяйственных культур», «работают стабильно и проходят модернизацию». «Известия Удмуртской Республики» опубликовали информацию о заседании научно-технического совета крупной компании на тему «Управление инновационным развитием», однако о принципах такого управления и конкретных инновациях не сообщено.
Региональная печать чаще всего представляет результаты инновационной деятельности как перспективу, вероятные достижения. Иркутская газета «Областная» утверждала, что «мощным драйвером социально-экономического развития региона может стать научно-образовательный центр «Байкал», создаваемый университетами как интеллектуальный ресурс. «Ульяновская правда» посвятила публикацию визиту представителей правительства области в один из московских университетов. В ходе его рассмотрены «вопросы инновационного развития региона», «интересные проекты, которые могли бы внедрить» в Ульяновской области, однако о достижении какого-либо соглашения не сообщено. Материал «Тихоокеанской звезды» «Определены лучшие инновационные проекты» содержит информацию о том, что молодые исследователи представили проекты, целью реализации которых является производство нового продукта или внедрение новой технологии. Газета «Регион 64» сообщила о том, что «саратовские ученые готовятся провести клинические испытания лекарства от рака», «в Саратове будут готовить инноваторов со школьной скамьи». «Липецкая газета» отметила, что «близится эра «стальных зданий» в строительстве. «Пензенская правда» регулярно информировала аудиторию о заключении соглашений с партнерами с целью достижения в будущем весомых инновационных результатов. «Тюменские известия» сообщили о подписании правительством области и государственной корпорацией «Ростех» соглашения о реализации проектов, связанных с цифровиза-цией региональной инфраструктуры, внедрением энергосберегающих практик и созданием высокотехнологичных промышленных продуктов.
Многочисленны публикации об ознакомлении молодых россиян со спецификой инновационного процесса, об их участии в создании проектов, а также конкурсах и фестивалях, претендующих на статус инновационных. Так,
Part 1. Philological Sciences
«Хабаровские вести» сообщили о молодежном форуме «Цифровые решения» в публикации «Первым делом технологии». При этом газеты не раскрывают, имеют ли предложенные молодыми людьми идеи, замыслы научную ценность, как правило, не сообщают об интересе инвесторов к проектам. Скорее всего, можно вести речь о прелюдии к инновационному процессу, на первой стадии которого проводятся научные исследования и осуществляются конструкторские разработки, начальному этапу формирования интеллектуальных ресурсов, связанному с возникновением идеи на основе знаний, накопленного опыта, квалификации, которыми обладают люди, а также гипотез.
На третьем этапе формирования подсистемы освещения инновационного процесса печатные издания начинают проявлять устойчивый интерес к отражению преобразования научного знания, пути от идеи к конкретному продукту, технологии или услуге, последовательного превращения идеи в товар. Газета «Регион 64» опубликовала материалы о малом инновационном предприятии «Биоамид», инновационных продуктах, разработанных учеными Саратовского аграрного университета. «Удмуртская правда» информировала читателей о конкретных научных изысканиях, проведенных сотрудниками компании «Удмуртнефть» и внедряемых в добыче углеводородного сырья, а также о модернизации теплосетевой инфраструктуры города Ижевска, применении энергоэффективных технологий. Газета «Кубанские новости» сообщила о начале производства в Краснодаре шовных хирургических материалов «по собственным запатентованным технологиям». Публикация газеты «Областной» «Бесперебойное движение» раскрывает, как благодаря сотрудничеству строителей автомобильных дорог с учеными новые технологии находят применение в практике. «Приморская газета» регулярно информировала читателей о внедрении инноваций в различных сферах жизнедеятельности региона.
Меньше внимания уделено медиа технологиям ведения бизнеса, формированию корпоративной культуры как совокупности моделей поведения, выработанных организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, доказавших эффективность и разделяемых большинством членов трудового коллектива. Газета
«Наша Пенза» сообщила о вручении гран-при всероссийского конкурса предприятию «Ванюш-кины сладости», однако читатели не получили представление о технологии ведения бизнеса, характеристиках корпоративной культуры - типах совместной деятельности и управления, нормах поведения, системе коммуникаций, традициях компании. «Липецкая газета» опубликовала материалы об успешно действующих крестьян-ско-фермерских хозяйствах, но также умолчала о технологиях ведения ими бизнеса. Таковые раскрывают немногие печатные издания. В их числе - «Кубанские новости», «Тюменская правда», «Областная рязанская газета», анализирующие деятельность крестьянско-фермерских хозяйств и агропромышленных предприятий
Минимальное количество сообщений посвящено объектам интеллектуальной собственности - изобретениям, промышленным образцам, полезным моделям, на которые распространяется авторское право, товарным знакам. В публикации газеты «Наша Пенза» «Главное богатство - интеллект» отмечено, что в регионе десятки предприятий ведут научные исследования, увеличилось количество заявок, поданных изобретателями для получения патентов. Газета «Тюменская область сегодня» сообщила о перспективном проекте, предложенном строителям учеными Индустриального университета. «Тюменские известия» посвятили информацию Всероссийскому дню изобретателя и рационализатора. Однако короткие сообщения не стали поводом для подготовки аналитических публикаций об объектах интеллектуальной собственности.
Показ процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов может быть подменен информированием не только о вероятных достижениях, но и о реализации финансовых возможностей субъектов хозяйствования. В публикации газеты «Областной» «Достойные признания» рассмотрена деятельность руководителя сельскохозяйственного предприятия, депутата Законодательного собрания региона. В заслугу управленцу поставлено «изменение вектора финансирования» благодаря депутатам-аграриям и удержание предприятием «лидирующих позиций в производительности» труда. Однако не сообщено, какое значение для достижения успехов трудовым коллективом имели человеческий капитал, инновации, корпоративная культура.
Раздел 1. Филологические науки
Информацию о материальных ресурсах содержит и опубликованный печатным изданием отчет о деятельности правительства региона «Мы доказали, что Иркутская область может жить лучше», при этом не приведены данные об использовании интеллектуальных ресурсов в управлении социально-экономическими процессами.
Между тем, реализуя интеллектуальный потенциал в управлении социально-экономическими процессами, органы власти регионов могут создать благоприятные институциональные условия для распространения инноваций, применения их для достижения конкурентных преимуществ, формирования взаимной заинтересованности субъектов в воспроизводстве инноваций. Разработке региональной администрацией законопроекта, направленного на внедрение информационных технологий, отечественных программных продуктов, посвящены публикации «Краснодарских известий». «Липецкая газета» раскрыла опыт создания в регионе интерактивных карт энергоэффективности многоквартирных домов, сервис предложен жителям сайтом администрации области. В то же время в большинстве публикаций региональной прессы представления об управлении социально-экономическими процессами упрощены, сведены к выделению финансовых ресурсов предприятиям строительства, жилищно-коммунального и сельского хозяйства. Газеты эпизодически отражают специфику управления социально-экономическими процессами, связанного с формированием региональной инновационной политики, изменением структуры рыночных связей, мобилизацией внутренних ресурсов территорий, снижением зависимости от внешних интеллектуальных услуг и ввоза продукции из других регионов, а также информационным и техническим совершенствованием, созданием и использованием робототехники, других механизмов. Характерна для региональной печати публикация «Ключевые руководители утверждены, бюджет тоже» астраханской «Волги», которая содержит информацию о рассмотрении депутатами проекта бюджета области на 2020 год, но умалчивает об инновационных перспективах.
Больший интерес журналистов вызывают процессы формирования и использования интеллектуальных ресурсов, происходящие в сфере образования. Иркутская газета «Областная» в публикации «Сельский учитель - больше, чем
профессия» сообщила о том, как педагог вносит новое в образовательный процесс, в частности, реализует проект по защите озера, обустраивает экологическую тропу. Внимание «Тихоокеанской звезды» привлек труд учителя нанайского языка, предлагающего школьникам нетрадиционные формы проведения учебных занятий.
Для прессы особенно привлекательны процессы формирования и использования интеллектуальных ресурсов, происходящие в культуре и искусстве. Количество публикаций газет «Оренбуржье», «Тюменские известия», «Хабаровский экспресс», в которых отражены результаты творческого и интеллектуального труда художников, писателей, музыкантов, многократно превышает число журналистских произведений о людях, проявляющих себя в других областях жизнедеятельности регионов. Газеты показывают, как интеллектуальные ресурсы раскрываются в творческих достижениях, отражающих способности, талант, мастерство деятелей искусства, художественное и научное значение объектов культурного наследия. Однако публикации о сфере культуры и искусства не содержат информацию о процессе формирования интеллектуальных ресурсов, компетенции, опыта, пополнении знаний. Примечательна в этом отношении публикация газеты «Областной» о международном кинофестивале «Человек и природа», которая включает пересказ содержания лент и информацию о специфике их съемки. Как правило, журналисты проявляют интерес к начальному этапу карьеры деятелей культуры и искусства и затем перечисляют их достижения.
Возможна и имитация процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов. В ряде публикаций, посвященных инновациям, отсутствуют доказательства того, что показано новшество, используемое в науке или образовании, идея производства уникального продукта. Региональные газеты сообщили и о научном фестивале, в «научной зоне» которого школьники учились оказывать первую помощь пострадавшему, и о предложении лечить болезни с помощью гадже-та. Не представлены мнения экспертов, которые помогли бы аудитории определить ценность рассматриваемых идей и их связь с инновационным процессом. Исследователи отмечают, что интеллектуальная деятельность, как процесс преобразования информации, включает проверку качества,
Part 1. Philological Sciences
достоверности, полноты, своевременности полученных данных, информация является сырьем для получения новых знаний, привязанных к конкретному объекту действительности [20].
Хотя разнообразные публикации демонстрируют заинтересованность прессы в поступательном движении регионов, газеты предоставляют читателям неполные пояснения, за счет каких интеллектуальных ресурсов происходит развитие областей, краев, республик, с внедрением каких инноваций, технологий ведения бизнеса связаны перспективы, какова специфика управления социально-экономическими процессами в регионах. Медиа, видимо, оказали бы услугу обществу, если бы предприняли попытки установить причины ускорения или замедления процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов в регионах. Эпизодические публикации об инновационном процессе, интеллектуальной собственности, о технологии ведения бизнеса создают условия для формирования газетами представления читателей о причинах успехов субъектов хозяйствования, связанного не с научным поиском, разработкой уникальных продуктов, внедрением новых технологических процессов, а с успешным лоббированием интересов предприятий, их привилегированным доступом к бюджетным средствам.
Выводы. Таким образом, создаваемое региональной печатью представление о процессах формирования и использования интеллектуальных ресурсов в регионах не является целостным, разработка прессой системы освещения этих процессов не завершена. Устанавливаются связи между темами содержательной модели, которые могут стать элементами образуемой системы. Создание системы освещения региональными газетами процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов сопровождается переходом из одного состояния в другое, от простого к сложному, взаимодействием прогрессивных и регрессивных изменений. Большинство рассматриваемых газет объединяет цель - показ социально-экономического развития регионов, возможностей решения актуальных проблем. Адаптируясь к изменяющимся условиям среды, печатные издания ведут поиск механизмов, обеспечивающих отражение целостности объекта, могут корректировать цели, изменять структуру и тематику публикаций о
процессах формирования и использования интеллектуальных ресурсов.
Интеллектуальные ресурсы, как совокупность подсистем и элементов, находящихся в регулярном взаимодействии или взаимозависимости, как открытая динамическая система, обмениваются информацией с внешней средой. Обмен информацией между системами региональной прессы и интеллектуальных ресурсов находится на начальном этапе. Региональная пресса отражает незначительную часть разнообразной информации, накопленной системой интеллектуальных ресурсов.
В отражении прессой процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов в различных сферах жизнедеятельности регионов существует дисбаланс. Газеты раскрывают результаты творческой деятельности людей как подсистемы интеллектуальных ресурсов, фиксируемые в культуре и искусстве, а также утилитарные знания как подсистему формирования и использования этих ресурсов, освещают инновационный процесс с учетом перспектив, ожидаемых достижений. Единичны журналистские произведения о достижениях, выявленных в промышленности, сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве, на транспорте, как элементах подсистемы результатов творческого и интеллектуального труда людей.
В структуре складывающейся системы информирования аудитории о процессах формирования и использования интеллектуальных ресурсов слабо связаны, с одной стороны, многочисленные публикации о результатах творческого труда в культуре и искусстве и об утилитарных знаниях и, с другой стороны, единичные журналистские произведения о человеческом капитале и корпоративной культуре, об инновациях и интеллектуальной собственности. Газеты эпизодически показывают, как управление социально-экономическим развитием регионов влияет на процессы формирования и использования интеллектуальных ресурсов в науке, образовании, промышленности, здравоохранении и других сферах жизнедеятельности областей, краев, республик. Медиа предстоит реализовать возможности для удовлетворения интереса аудитории к полной, разносторонней информации о процессах формирования и использования интеллектуальных ресурсов, необходимой читателям для осмысления настоящего регионов, их перспектив.
Issn i2587-943);P(cOnniine) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 14 № 4 2020
Раздел 1. Филологические науки
Источники
1. Стратегические ориентиры экономического развития России : науч. доклад / науч. координатор Р. С. Гринберг. СПб. : Алейтейя, 2010. 663 с.
2. Миндели Л. Э., Чистякова В. Е. Интеллектуальные ресурсы российской науки. М. : ИПРАН РАН, 2016. 148 с.
3. Гостева О. В., Акентьева Е. И. Интеллектуальные ресурсы как основа интеллектуального капитала организации // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург, 2015. № 6. Ч. 3. С. 34-35.
4. Синева Н. Л., Яшкова Е. В., Бугара Д. А. Интеллектуальные ресурсы как основа развития инновационного предприятия // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. Курск : ЗАО «Университетская книга», 2018. № 3 (29). С. 135-141.
5. Леонтьева Л. С., Орлова Л. Н. Управление интеллектуальным капиталом. М. : Юрайт, 2014. 295 с.
6. Головацкий Е. В. Интеллектуальные ресурсы и нововведения в сфере высшего образования: барьеры и возможности // Вестник Челяб. ун-та. Челябинск, 2014. № 11 (340). С. 88-90.
7. Владимирова Т. Н. [и др.]. Журналистика и интеллектуальный потенциал общества: теоретические подходы к системному анализу интеллектуального взаимодействия в медиапространстве / Т. Н. Владимирова, В. В. Панферова, О. В. Смирнова, Л. Г. Свитич, М. В. Шкондин. // Вопросы теории и практики журналистики. Иркутск : Изд-во БГУ, 2020. Т. 9. № 1. С. 90-105.
8. Татаркин А. И. Интеллектуальный ресурс общества: сущность, классификация и его роль в социально-экономическом развитии // Челябинский гуманитарий. Челябинск : Изд-во ЧГУ, 2010. № 3(12). С. 6-22.
9. Бурдье П. Начала. М. : Socio-Logos, 1994. 288 с.
10. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М. : Академический проект,
2005. 525 с.
11. Перский Ю. К., Завьялов А. Ю. О роли инновационной восприимчивости в управлении инновационной адаптацией региональной социально-экономической системы (на примере субъектов РФ) // ARS Administrandi. Пермь : Изд-во Перм. гос. ун-та, 2014. № 1. С. 27-36.
12. Фромм Э. Бегство от свободы. М. : АСТ, 1990. 288 с.
13. Шюц А. Мир, светящийся смыслом. М. : РОССПЭН, 2004. 1056 с.
14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. : Медиум, 1995. 323 с.
15. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие / под ред. Я. И. Кузьминова, Л. Н. Овчаровой, Л. И. Якобсона. М. : Издат. дом ВШЭ, 2018. 63 с.
16. Маценко Ю. В. Управление интеллектуальными ресурсами в регионе // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия : Экономика. Уфа, 2012. № 2. С. 19-22.
17. Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. М. : Академия естествознания, 2011. 143 с.
18. Инновационное развитие в России и странах ЕС [Электронный ресурс]. URL: https://issek.ru/ news/306999009.html (дата обращения : 20.09.2020)
19. Счетная палата Российской Федерации. Заключения. Заключение Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за 2018 год [Электронный ресурс] : утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 29 августа 2019 г. No 46К (1342). URL: https://ach.gov.ru/promo/ implementation-federal-budget-2018/doc/zaklyuchenie.pdf (дата обращения : 20.09.2020)
20. Дресвянников В. А. Информация, знания, интеллект: свойства и отношения, модель преобразования информации в знания // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе, обществе. Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. № 3. C. 214-223.
Информация об авторе
Евдокимов Владимир Анатольевич
Доктор политических наук, профессор. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). ORCID ID: https:// 0rcid.0rg/0000-0001-8128-5690. E-mail: [email protected].
Vol. 14 No. 4 2020 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onF'linn<!)
Part 1. Philological Sciences
V. A. Evdokimov1
'Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation
Reflection of the processes of intellectual resources formation and use in
the regional Russian press
Abstract. The purpose of the author of the article is to reveal the specifics of coverage by regional newspapers of the processes of formation and use of intellectual resources in the regions of the Russian Federation. The freedom of social creativity is manifested in a public discussion of the processes of formation and use of intellectual resources, the interaction of participants in social practice. A system of intellectual resources, as a set of subsystems and elements, that are in regular interaction or interdependence, as an open dynamic system, exchanges information with the external environment. However, the exchange of information between the systems of the regional press and intellectual resources is at an early stage, the interconnections of subsystems and elements of intellectual resources with the life of the regions are yet to be thought by journalists. By updating the picture of the world, the media can reflect the impact of intellectual resources on society. Connections are established between the themes of the content model, which can become elements of the formed system of media illumination of the processes of formation and use of intellectual resources. The establishment of a system of coverage by regional newspapers of the processes of formation and use of intellectual resources is accompanied by a transition from one state to another, from simple to complex, by the interaction of progressive and regressive changes. There is an imbalance in the way the press reflects on the formation and use of intellectual resources in various spheres of activity of society. The regional press system reflects part of the diverse information accumulated by the system of intellectual resources. In the structure of the emerging system of informing the audience about the processes of formation and use of intellectual resources, on the one hand, numerous publications about the results of creative work in culture and art and utilitarian knowledge and, on the other hand, single journalists' works about human capital and corporate culture, innovations and intellectual property are weakly linked. The regional press most often presents the results of innovative activities as a perspective, likely achievements.
Keywords: the press, region, intellectual resources.
Paper submitted: September 2, 2020.
For citation: Evdokimov V. A. (2020) Reflection of the processes of intellectual resources formation and use in the regional Russian press. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 4, pp. 49-60. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2020.14.4.6.
References
1. Strategic guidelines for the economic development of Russia. Scientific report. S.-Petersburg: Aleteya, 2010. 663 p.
2. Mindely L. E., Chistyakova V. E. Intellectual resources of the Russian science. Moscow: IPRAN RAN, 2016. 148 p.
3. Gosteva O.V., Akentyeva E.I. Intellectual resources as the basis of the intellectual capital of the organization. International Research Journal. 2015, vol. no 6. P. 3, pp. 34-35.
4. Sineva N. L., Yashkova E. V., Bugara D. A. Intellectual resources as a basis for the development of an innovative enterprise. Innovative economy: prospects for development and improvement. 2018, no 3 (29), pp. 135-141.
5. Leontyeva L. S., Orlova L. N. Intellectual capital management. Moscow: Juraith, 2014. 295 p.
6. Golovatskiy E. V. Intellectual resources and innovations in higher education: barriers and opportunities. Bulletin of Chelyabinsk University. 2014, no 11 (340), pp. 88-90.
7. Journalism and the intellectual potential of society: theoretical approaches to the systematic analysis of intellectual interaction in media space. T. N. Vladimirova, V. V. Panferova, O. V. Smirnova, L. G. Svitich, M. V. Shkondin. DOI: 10.17150/2308-6203.20209(1).90-105. Theoretical and practical issues of journalism. 2020, vol. 9, no 1, pp. 90-105.
8. Tatarkin A.I. Intellectual resource of society: essence, classification and its role in socio-economic development. Chelyabinsk Humanitarian. 2010, no 3(12), pp. 6-22.
9. Bourdieu P. Beginnings. Moscow: Socio-Logos, 1994. 288 p.
10. Giddens A. Organization of society: An essay of the theory of structuration. Moscow: Academic project, 2005. 525 p.
11. Perskiy Y.K., Zavialov A.Y. On the role of innovative susceptibility in the management of innovative adaptation of the regional socio-economic system (on the example of the federal subjects of the Russian Federation). ARS Administrandi. 2014, no 1, pp. 27-36.
Раздел 1. Филологические науки
12. Fromm E. Escape from freedom. Moscow: AST, 1990. 288 p.
13. Schutz A. A world glowing with the meaning. Moscow: ROSSPEN, 2004. 1056 p.
14. Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. Moscow: Medium, 1995. 323 p.
15. How to increase human capital and its contribution to economic and social development. Eds. Y.I. Kuzminov, L. N. Ovcharova, L. I. Yakobson. Moscow: Higher school of economics press, 2018. 63 p.
16. Matsenko Y.V. Management of intellectual resources in the region. Bulletin of Ufa state petroleum technological university. Science, education, economics. Series Economics. 2012, no 2, pp. 19-22.
17. Agarkov S. A., Kuznetsova E. S., Gryaznova M. O. Innovation management and state innovation policy. Moscow: Academy of Natural Sciences, 2011. 143 p.
18. Innovative development in Russia and EU countries [Electronic resource]. Available at: https://issek.ru/ news/306999009.html
19. Conclusion of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the report on the execution of the federal budget for 2018 [Electronic resource]. Available at: https://ach.gov.ru/ promo/implementation-federal-budget-2018/ doc/zaklyuchenie.pdf
20. Dresvyanikov V.A. Information, knowledge, intelligence: properties and relationships, model of transformation of information into knowledge. Models, systems, networks in economy, technology, nature, society. 2015, no 3, pp. 214-223.
Information about the author
Vladimir A. Evdokimov
Dr. Sc. (Political), Professor. Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation). ORCID ID: https:// 0rcid.0rg/0000-0001-8128-5690. E-mail: [email protected]
© В. А. Евдокимов, 2020