Научная статья на тему 'Интеллектуальные ресурсы - стратегический потенциал региона'

Интеллектуальные ресурсы - стратегический потенциал региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жмачинский В. И., Лазарев В. Н.

В статье рассматривается значение интеллектуальных ресурсов с точки зрения стратегического потенциала региона. Проводится анализ и дается оценка существующих классификаций структуры интеллектуальных ресурсов. В завершении исследования выдвигается иная концепция формирования и использования интеллектуальных ресурсов - концепция жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL RESOURCES - STRATEGIC POTENTIAL OF THE REGION

The value of intellectual resources from the point of view of strategic potential of region is considered in the article. The analysis is carried out and the estimation of existing classifications of the structure of intellectual resources is given. In the end of the research another concept of the formation and use of intellectual resources - the concept of the life cycle is put forward.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные ресурсы - стратегический потенциал региона»

Инновация в настоящее время выступает в функции основного фактора перемен. Наряду с информатизацией, выступившей толчком к третьей промышленной революции, можно выделить и другие направления развития научно-технического прогресса: инновации связанные с экологией, снижением транспортоемкости продукции, повышением качества продукции и совершенствованием социальной инфраструктуры. В настоящее время необходимо вплотную заняться разработкой собственных инноваций, начиная с технологий в наиболее востребованных отраслях национальной экономики: авиа-, авто-, судостроении.

Список литературы

[1] Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 560 с.

[2] История экономических учений: Курс лекций. - М.: Юристь, 2001. - 285 с.

[3] Бартенев С.А. История экономических учений / С. А. Бартенев. - М.: Юристь, 2002. - 456 с.

[4] Ядров, Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. Изд. 4-е. перераб. и доп. / Я. С. Ядров. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 480 с.

BUSINESS CYCLES AND THE DEVELOPMENT OF INNOVATIONS

N. A. Posohova

The history of the occurrence and the development of the theory of business cycles and the role of innovations in the maintenance ofprogress of economic system is considered.

УДК 658

В. И. Жмачинский, д. э. н., профессор, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

В. Н. Лазарев, НАМТ.

603025, Нижний Новгород, ул. Невзоровых, 34.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

В статье рассматривается значение интеллектуальных ресурсов с точки зрения стратегического потенциала региона. Проводится анализ и дается оценка существующих классификаций структуры интеллектуальных ресурсов. В завершении исследования выдвигается иная концепция формирования и использования интеллектуальных ресурсов - концепция жизненного цикла.

Современное производство продукции всё более и более становится результатом не столько использования физических ресурсов, сколько интеллектуальных. В большинстве организаций значительная часть эффекта получена за счёт специальных знаний, широкого обучения персонала, научных исследований и опытно-конструкторских работ, инновационного менеджмента.

Знания и умения сегодня становятся основным средством достижения высоких социально-экономических результатов. Под знаниями в данном случае подразумеваются и те, которые получены в системе образования, и те, что проявляются в навыках и умениях людей и закрепляются в виде управления, организации и производства, брендов, патентов, лицензий оргструктур, методов взаимодействия предприятий и учреждений, то есть в виде интеллектуального капитала.

Интеллектуальный капитал в современном обществе определяет конкурентоспособность экономических систем, являясь ключевым ресурсом развития. В процесс создания, трансформации и использования интеллектуального капитала включаются коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т. е. все субъекты рыночных отношений.

С помощью интеллектуального капитала современная экономика становится более информационноемкой, более технологичной, более инновационной. Она использует новую, эффективную бизнес-практику и заново определяет отношения между поставщиками, производителями, инвесторами, потребителями.

В современной экономической литературе широко используется понятие «интеллектуальный капитал», наряду с которым существуют и сходные: «нематериальные активы», «интеллектуальный потенциал», «активы знаний» и др.

Понятие «интеллектуальный капитал» ввёл в научный оборот Дж. Гелбрейт в 1969 г. Однако, первым, кто подробно обосновал данное понятие был Т. Стюарт. В статье «Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится более ценным активом Америки» (1991) он определил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники и что даёт конкурентное преимущество предприятию на рынке. В дальнейшем определение интеллектуального капитала уточнялось. Так, Л. Эдвинсон из компании Scandia определил интеллектуальный капитал как «знание, которое можно конвертировать в стоимость», а по Л. Прусаку из компании IBM, интеллектуальный капитал - это интеллектуальный материал, который формализуется, обрабатывается и используется для увеличения стоимости активов компании. Энни Брукинг рассматривает интеллектуальный капитал как совокупность нематериальных активов предприятия.

В последующих уточнениях понятия интеллектуального капитала упор делается как на статических его характеристиках, связанных с процессом накопления интеллектуальных активов в виде патентов, лицензий, компьютерных программ, авторских прав и пр., так и на динамических характеристиках, связанных с человеческим ресурсом организации и инновационной деятельностью.

Одним из первых отечественных исследователей, рассмотревших проблему интеллектуального капитала, стал В. С. Ефремов. По его определению, интеллектуальный капитал - это знания, которыми располагает организация, выраженные в чёткой и легко передаваемой форме, например, в форме программного обеспечения.

Более подробного рассмотрения требует и термин «капитал» применительно к понятию «интеллектуальный».

Англо-русский словарь-справочник определяет капитал как один из четырёх факторов производства (капитал, труд, земля, природные ресурсы). В соответствии с данной трактовкой интеллектуальный капитал также является фактором производства, как разновидностью капитала.

Современный энциклопедический справочник характеризует капитал как экономическую категорию, как созданные ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход. С этой точки зрения интеллектуальный капитал выступает как часть основного капитала предприятия.

Согласно традиционным представлениям, капитал делится также на постоянный и переменный, что соответствует затратам на средства производства и рабочую силу. В связи с этим делением интеллектуальный капитал обычно относят к постоянному капиталу.

Капитал в марксисткой трактовке является «самовозрастающей стоимостью», которая выражает определённые производственные отношения.

Обобщая различные понятия и определения экономической категории «интеллектуальный капитал», его можно трактовать как часть экономических ресурсов, используемых во всех формах производственной и предпринимательской деятельности. В связи с этим, все экономические ресурсы можно разделить на две части - физические и интеллектуальные.

Интеллектуальные ресурсы имеют много общего с физическими ресурсами. Вместе с тем имеются и существенные различия (см. табл.1).

Таблица 1

Различия и сходства физических и интеллектуальных ресурсов

Физические ресурсы Интеллектуальные ресурсы

1. Материальная природа 1. Нематериальная природа

2. Результат действий в прошлом 2. Оценка действий в будущем

3. Преимущественно стоимостная оцен- 3. Комбинация стоимостных и нестоимо-

ка стных оценок

1 4. Организация владеет всеми ресурса- 4. Организация владеет ресурсами лишь

¡г 5 ми частично

ч Ш 5. Является только ресурсом 5. Являются одновременно и ресурсом и

ЕЫ продуктом

6. В основе - физический капитал 6, В основе - интеллектуальный капитал

7. Структура: здания, сооружения, машины, оборудование, транспорт, фи- 7. Структура: знания, торговые марки, патенты, открытия, изобретения, возмож-

нансовые средства, запасы и т.д. ности, технологии, системы управления, информация.

СЗ о 1. В основе лежит процесс движения ресурсов, т.е. процесс кругооборота; 2. Участвуют в формировании денежных ресурсов; 3. Требуют вложений средств (финансовых, материальных);

о 4. Все ресурсы изнашиваются, т.е. подчиняются теории жизненного цикла;

о X О 5. В результате использования приносят доход; 6. Характеризуют общественно-производственные отношения (экономические и юридические); 7. Являются фактором производства.

Особенности интеллектуальных ресурсов дают основания выделить их в самостоятельную систему региональных ресурсов со специфическими отношениями между собственниками интеллектуальных ресурсов, работниками и потребителями продукции.

Всё возрастающее значение интеллектуальных ресурсов безусловно приводит к изменению структуры потенциала современного предприятия, основу которого составляют интеллектуальные ресурсы, не имеющие материальной формы и, его определённая часть не принадлежит владельцам предприятий.

Одной из первых компаний, которая использовала концепцию интеллектуальных ресурсов и предложила их структуру, является страховая компания «Scandia».

Начиная с 1996 г., в своем годовом отчёте она представляет интеллектуальные ресурсы человеческого, организационного и потребительского капитала (рис. 1). Величина интеллектуального капитала в компании определяется как разница между рыночной оценкой стоимости компании и её физическими активами.

Именно данное представление основных составляющих интеллектуальных ресурсов и данная терминология в дальнейшем стали весьма распространёнными в научной литературе. В частности, эта классификация использована в фундаментальном труде Т. Стюарта, одного из основоположников современной теории интеллектуального капитала.

В этой книге даётся следующая трактовка составляющих интеллектуальных ресурсов:

Человеческие ресурсы - это часть интеллектуальных ресурсов, которая имеет непосредственное отношение к человеку (знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда).

Рис. 1. Структура интеллектуальных ресурсов по Т. Стюарту*

Организационные ресурсы - это часть интеллектуальных ресурсов, которая имеет отношение к организации в целом (процедуры, технологии, системы управления техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, товарные знаки, культура организации, отношения с клиентами). Организационные ресурсы - это организационные возможности фирмы отзываться на требования рынка. Они характеризуют то, как человеческие ресурсы используются в организационных системах.

Потребительские (или клиентские) ресурсы складываются из связей и устойчивых отношений компании с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительских ресурсов - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

В то же время, другой исследователь - К. БуеШу, использовал иную схему классификации интеллектуальных ресурсов (рис. 2), основанную на трёх составляющих: внутренняя, внешние структуры и компетенция персонала.

Сравнительный анализ двух подходов показывает их принципиальную аналогичность: организационным ресурсам соответствует внутренняя структура, потребительским - внешняя, а человеческим - компетенция персонала. Конкретное наполнение составляющих интеллектуальных ресурсов будет выглядеть следующим образом:

Рис. 2. Структурные составляющие интеллектуальных ресурсов по К. Свейбу**

*Cm. Stuart T. A. Intellectual Capita!: The New Wealth of Organisations.

**Sveiby K. E. The New Organisational Wealth - Managing and measuring Knowledge-Based Assets. San-Francisco, 1997.

Компетенция сотрудников - это способность действовать в разнообразных ситуациях, образование, квалификация, умения и навыки, опыт, энергия, отношение к работе, к клиентам, уровень общей культуры персонала. ■

Внутренние структуры - это проекты, патенты, ноу-хау, авторские права,' компьютерные и административные системы, системы сетевого взаимодействия, организационная структура, культура организации.

Внешние структуры - это отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, местными сообществами, бренды, торговые марки, имидж организации.

Как показано на рис. 2, человеческие, организационные и потребительские ресурсы взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать их в отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетические эффект, и тогда происходит перекрёстное влияние одних видов активов на другие. Так, например, внешняя структура может укреплять престиж, способствовать приобретению новых потребителей. Внутренняя структура с помощью трансфера знаний снижает зависимость организации от человеческого фактора. Компетенция работников способствует разработке новых идей и новых проектов. Потребительский капитал трансформируется в финансовый посредством взаимодействия с человеческими ресурсами.

Однако, сложность состоит в трудности определения соотношения между этими составляющими интеллектуального ресурса в определении границы между тремя основными видами интеллектуального капитала, которые носят условный характер.

С точки зрения более чёткой классификации интеллектуальных ресурсов представляет интерес структура, предложенная известным специалистом Энни Брукингом. В своей книге «Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии» автор предлагает рассматривать и оценивать интеллектуальные ресурсы как четыре части нематериальных активов (рис. 3).

Интеллектуальные ресурсы

Рыночные Человеческие Интеллектуальная Инфраструктурные

активы активы собственность активы

как актив

Рис 3. Составные части интеллектуальных ресурсов по Э. Брукингу

Рассмотрим указанные на рис. 3 составные части интеллектуальных ресурсов более подробно.

Рыночные активы — это тот потенциал, который обеспечивается нематериальными активами, связанными с рыночными операциями. В качестве примеров можно привести различные марочные названия товара, покупателей повторяемость сделок, портфель заказов, каналы распределения, различные контракты и соглашения, лицензирование т. п.

Значимость рыночных активов заключается в том, что они обеспечивают компании конкурентное преимущество во внешней среде, гарантируют осведомленность покупателей об отличительных особенностях предприятия и характере его деятельности.

Интеллектуальные активы включают ноу-хау, торговые секреты, патенты и различные авторские права. Сюда также относятся торговые марки товаров и услуг. Некоторые компании ежегодно регистрируют сотни патентов, значительная часть которых даже не выводится на рынок.

Интеллектуальная собственность представляет собой узаконенный инструмент для защиты различных корпоративных активов. К примеру, новые решения, касающиеся производства товаров и их компонентов, могут быть запатентованы. Ценность патента заключается в том, что он закрепляет за своим владельцем монополию на за-

патентованное изобретение на срок до 17-20 лет. Патент обладает особой ценностью, если он защищает сам продукт, поскольку в таком случае никто другой не имеет права на копирование этого продукта.

Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, предпринимательских и управленческих навыков. Сюда также включаются данные и сведения о поведении отдельных личностей в различных ситуациях, например при командной организации работ или в стрессовых ситуациях.

Человек рассматривается при этом не просто как инструмент для выполнения определенной работы, но как изменяющаяся самодостаточная система способная с течением времени осваивать разнообразные виды работ. Задача хорошего руководителя состоит в «запуске» необходимых механизмов, дающих каждому сотруднику возможность полной реализации своего потенциала в рамках данной организации.

Человеческие активы - это качества, присущие людям и стоит помнить всегда о значимости каждого человека для организации. Однако в отличие от рыночных, интеллектуальных и инфраструктурных активов человеческие активы не принадлежат компании.

Из этого должно следовать особое к ним отношение. Нанимать, обучать и обеспечивать развитие работников - дело дорогостоящее. Они, кроме того, имеют все права на увольнение, болезни, отдых. По мере приобретения опыта и превращения в квалифицированных специалистов они приумножают свои знания и становятся более ценными работниками.

Наилучшая ситуация для организации - научиться извлекать максимальную выгоду из работы данного сотрудника. Последний за это заслуживает компенсации в виде заработной платы, морального поощрения, предоставления возможностей профессионального и личного роста. Конечно, все это требует и значительного времени.

Инфраструктурные активы - это те технологии, методы и процессы, которые делают работу предприятия эффективной. Например, корпоративная культура, методы оценки риска, методы управления, финансовая структура, базы данных по рынку в целом и отдельным сегментам, коммуникационные системы - словом всё, то, на чём строится вся работа предприятия. При этом речь идёт о характере их использования в организации.

Хорошим примером служит Интернет. Пользование Интернетом доступно каждому, и поскольку Интернет-пространство никому не принадлежит, он вряд ли отразится в чьем-либо бухгалтерском балансе. Однако умение посредством Интернета продавать, к примеру, товары, означает, что предприятие формирует дополнительный канал распределения и таким образом Интернет переходит в разряд активов. Подобными активами располагает любое предприятие, но у каждого они свои, и только серьезное исследование поможет выявить их ценность для организации.

Стремление многих руководителей отечественных предприятий формировать и эффективно использовать интеллектуальные ресурсы всё в большей и большей мере определяют наметившийся экономический рост.

Однако, этот процесс находится в начальной своей стадии и не даёт заметных результатов. Основными причинами такой ситуации на наш взгляд являются:

- недооценка «интеллектуализации» экономических и социальных процессов, получивших широкое развитие во всём мире;

- отсутствие опыта использования интеллектуальных ресурсов, приверженность традиционным подходам, основанным на материальных и финансовых ресурсах:

- ориентация на теорию и зарубежный опыт управления интеллектуальным капиталом, которые нередко мало соответствуют отечественной практике ведения хозяйства;

- разрушительные тенденции в системе образования и науки, потеря когда-то передовых позиций в уровне образования российского населения, численности научных работников и др.

- недостаточность научных работ, публикаций в области эффективности использования интеллектуальных ресурсов.

Не принижая значения имеющихся работ, зарубежного опыта использования интеллектуального потенциала, полагаем, необходимым отметить некоторые слабые места в теоретическом построении системы управления интеллектуальными ресурсами.

Слабости, на наш взгляд, состоят в следующем:

- Во-первых, в большинстве публикаций рассматриваются проблемы использования интеллектуальных ресурсов предприятий. Нам представляется не менее важной проблема коммуникативного использования интеллектальных ресурсов на уровне регионов.

- Во-вторых, во всех структурах интеллектуальных ресурсов отсутствует начальное звено, создающее первоначальную интеллектуальную базу - система образования, а также звено, которое в последующем обогащающим знания -1 НИОКР.

- В-третьих, современная практика оценок учёта и измерений, основанная на принципах бухгалтерского учёта не отражает в современных условиях меру эффективности использования всех факторов производства, включая интеллектуальные ресурсы.

- В-четвертых, во многих источниках проблемы интеллектуальных ресурсов рассматриваются односторонне - только с позиций повышения эффективности их использования. Целесообразно, по нашему мнению, эти проблемы рассматривать с позиций совершенствования системы управления интеллектуальными ресурсами.

- В-пятых, для формирования долгосрочной стратегии и обеспечения устойчивого развития экономических систем на различных уровнях (на уровне отдельных видов ресурсов, предприятия, региона и на макроуровне) необходима общепринятая система оценки интеллектуального капитала, которая в настоящее время отсутствует.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- В-шестых, самовозрастание любого капитала происходит в процессе кругооборота, который проходит разные стадии и принимает разные формы. Интеллектуальный капитал принимает участие в этом кругообороте в составе совокупного капитала.

В связи с вышеизложенным, в порядке обсуждения выдвигается иная концепция формирования и использования интеллектуальных ресурсов - концепция жизненного цикла.

Постоянно развивающие потребности потенциальных потребителей, активная маркетинговая деятельность по формированию спроса и стимулированию сбыта, усиливающиеся темпы научно-технического прогресса вынуждают предприятия постоянно обновлять продукцию, в результате чего, усиливается тенденция инновационного подхода как к продукции, так и технологии её производства.

Эта тенденция проявляется в увеличении числа приходящихся в среднем на одно предприятие различных групп изделий с разной степенью производственного разнообразия. Происходит это, главным образом, потому, что в производстве одновременно оказываются товары, находящиеся на разных этапах своего жизненного цикла, а также изготовляемые на основе разных технологий.

Такие процессы можно реализовать только при постоянном поддержании и периодическом обновлении интеллектуальных ресурсов, т.е. с учётом циклического характера их функционирования. В общем виде жизненный цикл того или иного интеллектуального ресурса можно определить как время, в течение которого потребность в том или ином ресурсе остаётся неудовлетворённой, а его стоимость достаточно высокой.

Продолжительность цикла интеллектуального ресурса может быть различной - от одного производственного цикла до покрывающего смену нескольких поколений товаров (услуг) и технологий (рис. 4).

Как видим, интеллектуальные ресурсы, аналогично материальным, проходят последовательно часть стадий: обучение (получение знаний и умений); НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские работы); быстрый рост; зрелость и насыщение рынка; спад и полный моральный износ.

Обучение НИОКР Быстрый рост Зрелость Спад

Рис. 4. Жизненные циклы:

ИР - интеллектуального ресурса; Т- технологии; П - продукции

Каждой стадии жизненного цикла интеллектуальных ресурсов, по нашему мнению, должен соответствовать определённый вид интеллектуального капитала:

- на стадии обучения - авансированный;

- на стадии НИОКР - венчурный (инновационный);

- на стадии роста - инвестиционный;

- на стадии зрелости - человеческий капитал;

- на стадии спада - ликвидационный;

Затем цикл повторяется, но на новой интеллектуальной основе. Схематично, этот «спиралевидный» процесс изображён на рис. 5.

Важной проблемой для исследований эффективности использования ИР выступает коммуникативный процесс обмена информацией, знаниями и интеллектуальной собственностью в рамках отдельных территорий. Необходимость управления этим процессом привела к зарождению информационного менеджмента или менеджмента знаний. Не случайно, одно из определений данное Биллом Гейтсом менеджменту знаний, представляет его, «как управление информационными потоками; оно должно гарантировать, что нужные известия достигнут нужных людей в нужное время, чтобы эти люди могли своевременно предпринять необходимые действия».

Менеджмент знаний как своего рода технология обмена информацией для субъектов региона обеспечивает эффективный результат по нескольким направлениям. В их числе:

- разработка стратегии экономического и социального развития территории;

- формирование интеллектуальной культуры;

- формирование каналов коммуникации внутри региона;

- формирование каналов коммуникации во внешней среде региона.

Рассмотрим эти составляющие несколько подробнее.

Объемы Корпоративная

производства база знаний

Разработка новой продукции и технологии

Выявление новых знаний и их передача

Разработка новой продукции и технологии

Выработка опыта и ценных знаний

Выявление новых знаний и их передача

Разработка новой продукции и технологии

Выработка опыта и ценных знаний

Выявление новых знаний и их передача

Выработка опыта и ценных знаний

Научно-

производственный

потенциал

Производство

новой

продукции,

использование

новой

технологии

Производство

новой

продукции,

использование

новой

технологии

Рис. 5. Схема спиралевидного процесса роста интеллектуального капитала

Разработка стратегии экономического и социального развития территории.

Практика менеджмента рассматривает эффективность не только как более интенсивное применение капиталов, земли, материалов, оборудования, но и как умелое использование всех других факторов, в том числе информации и времени. Именно использование информации определяет суть управления знаниями, нацеленной на достижение общей эффективности региона.

Деятельность эта начинается с разработки долгосрочной стратегии, в основу которой положен системный подход. Место коммуникации и ее инструментов определяет степень решения проблем ресурсов, а также продвижения информации сверху вниз. Информационные технологии помогают проводить открытую политику участие в принятии решений всех субъектов регионального хозяйства.

При экономическом анализе деловой среды в коммерческой деятельности, необходимом при стратегическом планировании, территории невозможно обойтись без коммуникационного обеспечения. Дело в том, что целью деятельности органов государственного управления является не только составление планов развития, но и изложение общих целей и задач политики развития, реализация которой должна привести к повышению уровня жизни населения региона.

Формирование интеллектуальной культуры. Этот процесс но рассматривать с двух позиций. С одной стороны, интеллектуальная культура выступает в качестве нематериального актива. Есть крылатое выражение М. Кастельса: культуры созданы из коммуникационных процессов. Или обратимся к мнению Г1. Бурдье о трех видах капитала: экономическом, культурном и символическом.

Таким образом, интеллектуальная культура при определённых условиях может выступать в форме капитала. Если говорить об изменении такого капитала, то обладатель интеллектуальных потребительных стоимостей (образования, творческих способностей, литературного дара и т. п.) включает эти стоимости в процесс рыночного обмена, преобразует их в стоимость и в результате обмена приобретает большую экономическую власть, или больший капитал.

Важным условием реализации интеллектуальной культуры является свободный обмен знаниями между всеми субъектами региональной экономики.

Формирование каналов коммуникации внутри региона. Типичной проблемой внутрирегиональной коммуникации является недостаточная информированность субъектов региональной экономики. Как следствие - отсутствие взаимосогласования. Дело даже не в недостатке информации вообще, а в ее несоответствии потребностям субъектов.

В число таких факторов можно включить цели развития, востребованность инноваций, возможности экономического роста в отраслях.

С внутрирегиональной коммуникацией связана еще одна серьезная проблема, имеющая непосредственное отношение к интеллектуальной собственности. Коммуникация в соответствии с ранее данным определением, есть обмен информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью. Интеллектуальная собственность —- это не просто новые знания, патенты и торговые марки. За ними стоит человек, его разум, интеллект. Интеллект не похож ни на какой другой вид собственности и как собственность он ставит перед производством, бизнесом новые проблемы, решать которые можно только с помощью коммуникации.

Именно поэтому, к региональной системе производства знаний, системе образования, к научным учреждениям, к людям создающим и поддерживающим интеллектуальные ресурсы, надо относиться как к ценности.

Формирование каналов коммуникации во внешней среде региона. Это чрезвычайно важное направление интеллектуального менеджмента суть которого состоит в том, что использование интеллектуального ресурса в менеджменте знаний, как и сам менеджмент знаний, порождает возрастающую полезность самого интеллектуального ресурса и его возрастающую предельную производительность: чем больше участни-

ков коммуникационного процесса, тем больше ценность каждого контакта; чем больше коммуникационных контактов, тем больше полезность н, соответственно, экономический эффект от каждого отдельного контакта.

Эффект сетевого взаимодействия выражается не только эффектом использования интеллектуальных ресурсов, но и в использовании выработанных коммуникацией стандартов.

К стандартам, выработанным коммуникацией, можно отнести связь производителей со своими потребителями. Каждый потребитель товара или услуги убежден, что качество продукции безупречно; что дизайн служит отражением корпоративной мудрости изготовителей этой продукции; что обладание этими изделиями повышает общественный статус потребителя, переводя его на более высокий социальный уровень.

Внешний сетевой эффект особенно заметен при решении экономических задач неэкономическими методами, когда возникшая ситуация регулируется с помощью этических кодексов, кодексов корпоративного управления, когда становятся востребованными организационные ценности руководства региона.

Реализация информационной стратегии региона возможна, по нашему мнению, через определённый блок воздействия, схема которого представлена на рис. 6.

]. Авансирован- • Блок воздействия Потребители

ный капитал «

2. Венчурный « 5 з Коммуникации s » Поставщики

капитал 1 & о

3. Инвестицион- 1 « к О К Управление знаниями 3 <ù <D я Инвесторы

ный капитал <L> Cl. и о

4. Человеческий капитал S 1 sS ж 5 л О й к S 8 н Брендинг s о, H о 3 Ё <и Акционеры

5. Ликвидацион- Media relations X К (0 ю О СМИ

ный капитал U <ц Public relations Население

О-i Investor relations

Рис. 6. Схема воздействия интеллектуальных ресурсов на субъектов региональной экономики

Вывод

Интеллектуальный капитал в современных условиях становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, являясь ключевым ресурсом развития. В процесс создания, трансформации и использования интеллектуального капитала включаются коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т. е. все субъекты рыночных отношений.

С помощью интеллектуального капитала современная экономика становится более информационноемкой, более технологичной, более инновационной. Она использует новую, эффективную бизнес-практику и заново определяет отношения между поставщиками, производителями, инвесторами, потребителями.

Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу региона. Открытость региона для импорта разнообразных знании, идеи и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать - вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие территорий.

Информация, знания, интеллектуальная собственность превратись в продукты производственного процесса. Современные информационные и коммуникационные технологии уже определяют сегодняшний и завтрашний день. Уровень их развития в значительной мере зависит от эффективной коммуникации и степени использования средств обработки информации (компьютеров, вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения).

Список литературы

[1] Беспалов, П.В. и др. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации / П. В. Беспалов. - М: ИДСО, 2003.

|2] Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии / Э. Брукинг. - СПб.: Питер, 2001.

[3] Гапоненко, АЛ. Управление знаниями / А. Л. Гапоненко. - М.: 2001.

[4] Гейтс, Б. Бизнес со скоростью мысли / Б. Гейтс. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

[5] Орлова, Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами / Т. М. Орлова. - М.: РАГС, 2002.

[6] Skyrme D Capitalizing on Knowledge. Oxford. 2001.

[7] Stuart Т А. Intellectual Capital. L., 1997.

INTELLECTUAL RESOURCES - STRATEGIC POTENTIAL OF THE REGION

V I. Zhmachinsky, V. N. Lazarev

The value of intellectual resources from the point of view of strategic potential of region is considered in the article. The analysis is carried out and the. estimation of existing classifications of the structure of intellectual resources is given. In the end of the research another concept of the formation and use of intellectual resources - the concept of the life cycle is put forward.

УДК 658.114.2: [651.457.7]

М. А. Государев, к. т. н., профессор, ВГИПА.

603003, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9.

ТЕКТОЛОГ ИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

В данной работе рассматриваются тектологические проблемы партнерства в сфере

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

транспортно-экспедиционного обеспечения пользователей транспортных услуг.

Очевидно, что важнейшим условием успешного функционирования транспортнологистических систем является координация действий между всеми участниками процесса.

Одна из таких задач логистической координации связана, на наш взгляд, с организацией эффективного взаимодействия пользователей транспортных услуг (клиентов) между собой в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО).

В ранних исследованиях транспортных проблем процесс взаимодействия по схеме «транспорт - пользователи (клиенты)» традиционно рассматривался с позиции «монолитности» сообщества пользователей и никак не учитывал возможность отделения группы пользователей, недовольных коллективным решением при нарушении их индивидуальных выгод. Примером может послужить широко известная «транспортная задача» и разработанные на ее основе многочисленные экономико-математические модели, позволяющие получать оптимальные решения для сообщества в целом, но игнорирующие интересы отдельных наименее «удачливых» участников проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.