жизни, укреплении либеральных свобод, утверждении верховенства права [4]. Рассматриваемая парадигма предусматривает гражданский контроль над властью и публичное определение целей и средств модернизации, которые сначала формулируются самим обществом, а затем предлагаются государственной власти как исполнителю. Здесь можно вспомнить, что в начале 1960-х гг. США модернизировались в рамках программы, предполагавшей создание «великого общества», а не «великого государства» [4]. Закрепление за гражданином статуса субъекта и главной цели модернизации, акцентирование моральной самостоятельности и зрелости человека, приоритетный интерес к построению и укреплению сообщества автономных профессионалов способны не только наделить жизни населяющих нашу страну людей дополнительными смыслами, но и обосновать жизненные смыслы граждан. И в этом видится стратегическое превосходство альтернативной версии модернизации.
Литература:
1. Духовная Россия - сильная Россия http://opec.ru/text/1339146.html.
2. Какая модернизация нам нужна? - http://www.izvestia.ru/politclub/article 3144221/.
3. Смирнов П.И. Национальный интерес как национальная идея/ Современные проблемы российской ментальности/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции/ Отв. ред. В.Е.Семенов. СПб, 2005 г., С.84-85.
4. А. Согомонов. Этика догоняющей модернизации/ Неприкосновенный запас, 2010, № 6 (74) - http://magazines.russ.rU/nz/2010/6/so20-pr.html.
03.02.08. Экология (по отраслям)
А. С. Жаксыбеков
Доктор политических наук, зав.кафедрой философии и методологии наук Казахского национального педагогического университета им.Абая A.S. Zhaksybekov, Doctor of Political Science,Chairman of the Department of Philosophy and Methodology of Sciences Kazakh National
Teachers Training University named after Abai ( Torejan 05@mail. ru, +77011111625)
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы экологический культуры. Рассматривая живую природу и мертвую с точки зрения целостности, В.И. Вернадский полагал, что для повышения их жизнеспособности нужна настоящая человеческая культура. Судьба всего человечества зависит, в конечном счете, от того, как будет решаться экологическая проблематика всего мира в целом. В данное время никто, в сущности, не несет ответственности за состояние всего мира. Поэтому нужно отметить, что от человеческой культуры и цивилизаций зависит благополучие социального окружения, то есть экология.
The summary: The article says about the problems of ecological culture. Considering the wildlife and the dead from the standpoint of integrity, V. Vernadsky believed that in order to enhance their viability a real human culture is needed. The destiny of whole humanity depends ultimately on how environmental issues will be decided by the whole world. No one, in fact, is responsible for the state of the world at this moment. Therefore, it should be noted that the welfare of the social environment, that is environment, depends on the human culture and civilization.
Ключевые слова: экология, культура, цивилизация, мир, человечество, проблема Keywords: ecology, culture, civilization, world, humanity, the problem
ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА
Научно-техническая революция в ХХ! веке все больше заменяет гуманитарные компоненты в общественном сознании, включая и экологический аспект. Ж.Б. Ламарк (1744-1829) отмечал, что «предназначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» [1, с. 367]. В традициях русского «космизма» В.И. Вернадский, полагал, что постоянное развитие человека и его трудовая деятельность примут новой форму проявления в его разуме и знаниях, назвав ее ноосферой (сферой разума). «Цивилизация культурного человечества», по мнению ученого, является формой организации новой силы, создающейся в биосфере большое природное явление. Ноосфера связывается с земной оболочкой и биосферой, в которой «существует великая ... космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе. Эта сила ... есть проявление энергии или новых особенных ее форм. Однако действие этой силы на течение земных энергетических явлений глубоко и сильно и должно, следовательно, иметь отражение в бытии самой планеты. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного" [2, с. 33].
Ноосфера, по Тейяру де Шардену, - это коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции планеты и сольется с природой в идеальной точке Омега. Под геохимическими, геотектоническими, геобиологическими пульсациями всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс - тот, который, материализовавшись в первых клетках, продолжается в созидании нервных систем. Геогенез переходит в биогенез, который, в конечном счете, не что иное, как психогенез... Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более высокой функцией - вначале зарождением, затем последующим развитием духа -ноогенезом [3, с. 26].
В.И. Вернадский рассматривал живую природу и мертвую природу с точки зрения целостности, полагал, что для повышения их жизнеспособности нужна настоящая человеческая культура, то есть он ввел в научное пользование понятие экологическая культура. Экологическая культура начинается с последовательного применения биогеохимического принципа. Человек нарушает три ее закономерности: а) химические элементы в процессе жизни должны мигрировать; б) в ходе геологического времени биогенная миграция атомов должна сформировать постоянные живые системы; в) живое вещество должно основываться на активном использовании космической солнечной энергии. Соответствие универсальным целям в существовании, управляющие ими космические закономерности, эффективность и организованность в природе требуют особого обращения, уважения к этому миру. Мыслитель является одним из основоположников экологической культуры человечества, и его идея о ноосфере превратилась в экономическую и культурную стратегию цивилизации. Влияние на ста-
новление экологической культуры русского "космизма" ясно прослеживается через науки естествознания, социально-политические процессы и социальную ноосферу.
Экологические принципы имеют большое значение для формирования благоприятной социальной окружающей среды. Среди ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, нужно отметить А.Л.Чижевского и Л.Н.Гумилева. А.Л.Чижевский в книге «Земное эхо солнечных бурь» попытался доказать космические основы исторических событий. Среди космических сил, как полагал Чижевский, особенно важную роль играет Солнце. На самом деле, мы все «дети Солнца». Наши предки, почитавшие Солнце, не ошибались. Жизненную цепочку от микроба до человека надо рассматривать не во взаимосвязи с землей, а со всем космосом. По мнению ученого, правители стран должны вникнуть в тайну сложных и загадочных процессов в космосе, и учитывать их. Даже различные социальные конфликты, увеличение безнравственности, безудержный рост преступлений и эгоизма на земле отмечаются «волнением» природы. С этой точки зрения современный экологический кризис можно рассматривать как ответ природы на алчность и жадность человеческую. Землетрясения и климатические катаклизмы чаще всего случаются в регионах социальной нестабильности. Однако, надо признать, что все сказанное спорно. Не только человеческая цивилизация, но и природные космические процессы оказывают свое влияние на историю. Многие выдающиеся мыслители доказывали, что человеческая культура является частью цельного космоса.
Л.Н.Гумилев - выдающийся ученый, раскрывший глубокие внутренние связи природы и культуры и оказавший глубокое влияние на современные традиции мышления. О его творчестве в последние годы в нашей республике часто пишут. Рассмотрим отдельные идеи русского мыслителя об экологической культуре. Его главная теория: человек (homo sariens) - неделимая часть природы и дитя космоса. Ученый подчеркивал, что этнологию необходимо интегрировать с географией, потому что этнос не является чисто социальным явлением, у него есть определенные ландшафтные, климатические и биоценозные основы.
Мыслитель, рассматривая взаимоотношения культуры и природы, утверждает, что экологический кризис в природе возник в результате человеческой деятельности. Например, нужно уметь различать выгоревшую степь и безжизненную степь. Выгоревшая степь может зацвести в результате природных циклов благодаря увеличению влажности. Но у природы не хватит сил восстановить территорию, которую человек превратил в пустыню. Завалы отходов горнодобывающего производства, забетонированные площади, пирамиды оказались вне зоны экологической стабильности. Человеческая разрушительная деятельность может быть направлена не только против природы, но и против культуры. Мыслитель подчеркивал, что разрушение человеком ландшафта, по сути, то же самое, что и уничтожение памятников искусства, культуры. Экологический кризис породила не природа человека, а его ложное мировоззрение и равнодушное отношение.
Концепцию ноосферы нельзя воспринимать как экологическое наследие. Она напоминает первоначальные рационалистическую и технократическую утопии. Эта концепция также переводит разум человека в абсолют. Но мы все еще далеки от мира, где властвует разум, миром больше владеет экономический и политический интерес.
Анализ экологического кризиса в западных странах поднялся на новый уровень благодаря глобальному моделированию и применению компьютера. Для того, чтобы мировая общественность повернулась лицом к экологической проблеме, нужна «шоковая терапия». Начиная со второй половины ХХ века, сама культура кардинально изменилась, сформировалась экранная культура и поэтому новая, важная идея в виде наглядности должна была дойти до публики посредством кино, документальных фильмов, видеороликов и других материалов в Internete. Во-вторых, экологическая проблема приобрела вселенские масштабы, результаты экологического моделирования должны были стать предметом обсуждения через постоянно функционирующие международные организации. Такие задачи выполняет и Римский клуб, созданный по инициативе А. Печчеи.
Римский клуб действовал как организованная в международном масштабе интеллектуальная сила для решения экологических проблем. Клуб, действительно, смог обратить внимание разумного человечества на эти проблемы. Затем различные экологические движения и программы преобразовались в одно из социальных движений современного мира (движение «зеленых» Гринпис, экологические политические партии и т.д.). Однако, превращение экологического кризиса во всемирную проблему началось с Римского клуба. А. Печчеи в своей книге «Человеческие качества» дает такие формулировки главным направлениям деятельности Римского клуба:
- судьба всего человечества зависит, в конечном счете, от того, как будет решаться экологическая проблематика всего мира в целом;
- никто, в сущности, не несет ответственности за состояние всего мира, и, возможно, в этом одна из причин, почему дела в нем идут все хуже и хуже; о мире некому позаботиться, и, следовательно, никто не хочет делать для него больше остальных, однако, извлекая преимущества из создавшегося положения, каждый старается превзойти остальных; «трагедия общественного имущества», по Хардену, возникла от цивилизованного эгоизма;
- всемирное развитие имеет пределы, и они в большей степени определяются экологическими, биологическими и культурными факторами, чем физическими причинами.
Для решения экологических проблем современности необходимо изменить сложившийся куль-турно-цивилизационный порядок. А. Печчеи считает, что главные причины экологического кризиса кроются в ненасытности человека к потреблению и обладанию. Пока экологические проблемы не найдут своего решения, необходимо приостановить глобальные проекты, охватывающие весь мир.
Идею экономического роста необходимо заменить показателями развития человека. «Устойчивое развитие, - считает А. Печчеи, - является важнейшей целью и основой человеческого развития». Природные ресурсы являются собственностью всего человечества и нужна международная организация, регулирующая их использование.
Проанализировав глобальные проблемы, в том числе экологическое состояние, А. Печчеи предлагает человечеству 6 целей:
1. «внешние пределы» (потенциал природы);
2. «внутренние пределы» (уровень разума человека, стихийные силы, потребности);
3. культурное наследие и «загрязнение» культуры;
4. мировое сообщество;
5. окружающая среда человека;
6. экологическая производственная система [4, с. 265].
В основе приведенных экологических принципов А. Печчеи лежат исследования по моделированию экологического состояния, которые провели члены Римского клуба Дж. Форрестер, Д.Медоуз, М.Месарович, Э. Пестель и другие.
Конечно, и до этого предлагались различные экономические, демографические модели. В модели, разработанной Дж. Форрестером и Д.Медоузом, экономический рост, увеличение численности населения, увеличение регионов с дефицитом сельскохозяйственной продукции, уменьшение невосполнимых природных ресурсов и загрязнение окружающей среды рассматриваются в единстве и взаимосвязи. Ученые пришли к пессимистическому выводу: если направления развития вышеуказанных показателей не изменятся, то к 2030 году экономический рост приостановится, случится демографическая катастрофа.
Если даже обеспечить экономический рост, используя науку и технику, все равно катастрофы не избежать, только ее следует называть экологической катастрофой. По первому сценарию (обеспечить экономический и демографический рост, сохраняя природу), катастрофа будет угрожать человечеству в результате ухудшения земель, пригодных для сельского хозяйства. Ученые дают только одно заключение: необходимо стабилизировать численность населения на современном уровне и удержать экономический рост. Они говорят, что это не отрицание развития. Человеческую деятельность, которая не будет угрожать экологии, можно беспрерывно развивать. Как только вышеупомянутые модели были опубликованы, эксперты назвали недостатки модели Форрестера-Медоуза (не учтены различные экономические и демографические условия в мире, усредненные показатели, не учтены возможности научно-технического прогресса, не учтены социальные факторы).
Несмотря на высказанную критику, разработки по глобальному моделированию продолжились. С учетом недостатков первых экспериментов, М.Месарович и Э.Пестель предложили новую модель, состоящую из 10 подсистем - регионов мира и основанную на иерархическо-системном принципе. Указанные 10 регионов связаны с 10 хозяйственно-культурными типами культуры и цивилизации. К ним относятся США и Канада, Западная Европа, Япония, Советский Союз и страны Восточной Европы, Латинская Америка, Северная Африка и Юго-Восточная Азия, Китай и в качестве десятого региона - Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. Эти регионы поделены на иерархические уровни: экологические, технологические, демографические, человеческие, политико-экономические и др. И эта модель привела к пессимистическому выводу. Вместо одной экологической катастрофы появились несколько. По сценарию, сначала в развивающихся странах начнется продуктовый кризис. По
прогнозам Месаровича и Пестель, демографическая устойчивость в этих странах может установиться через 50 лет, а это усугубит кризис. Если этим странам предоставить экономическую помощь, добиться стабилизации численности населения в течение 25-30 лет, тогда есть возможность улучшить ситуацию.
Таким образом, начиная со второй половины ХХ века, охвативший весь мир экологический кризис стал объектом научного исследования, определены социально-культурные причины его возникновения, а стремление к новой экологической цивилизации стало глобальной силой и важным достижением экологической культуры в целом.
Литература:
1. Гординская В., Иванов В. Природа. Человек. Закон - М., Юрлит., 1990 -384 с.
2. Вернадский В.И. Размышление натуралиста. Книга 2. - М., 1997. - 176 с.
3. Тейяр де Шарден. П. Феномен человека. - М., 1973. - 180 с.
4. Печчей А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. - 302 с.
13.00.00. Педагогические науки
Е.С. Бабинер
Ст. преподаватель кафедры высшей математики и методики обучения математике Приамурского государственного университета
имени Шолом-Алейхема E.S. Babiner Senior teacher of higher mathematics