Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ'

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ФОКУСИРОВАНИЕ / ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА / ИДЕОДИНАМИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ / ALCOHOL ADDICTION / PROCESS ORIENTED PSYCHOLOGY / FOCUSING / EPISTEMOLOGICAL METAPHOR / IDEODYNAMICAL HYPNOTHERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фандей Ю.В.

Статья посвящена проблеме применения процессуально-ориентированных психокоррекционных методов в работе с алкогольными аддиктами. В данной статье раскрываются основные задачи психокоррекции входе психологической работы с алкогольной аддикцией. А также описываются общие и отличительные характеристики ряда процессуальных методов, (процессуальные методы А. Минделла, «Фокусирования» Ю. Джендлина, «Эпистемологической метафоры» Д. Гроува и идеодинамической гипнотерапии Э Росси), способных эффективно решать данные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS APPROACH TO PSYCHOCORRECTIVE WORK WITH ALCOHOL ADDICTION

The article addresses the problem of applying process-oriented psychocorrective methods in the treatment of alcohol addicts. This article discusses the main goals of psychocorrection in regard to alcohol addiction. It also describes general and peculiar characteristics of a number of process methods (process methods A. Mindell, «Focusing» U. Jendling, «Epistemological Metaphor» D. Grove and «Ideodynamical Hypnotherapy» E. Rossi), that can effectively solve such problems.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ»

УДК 159.99

Процессуальный подход к психокоррекционной работе с алкогольной зависимостью

Ю. В. Фандей

Аксайский филиал ГБУ РО "ПНД", Аксайский район, Российская Федерация, медицинский психолог E-mail: fandej.07@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена проблеме применения процессуально-ориентированных психокоррекционных методов в работе с алкогольными аддиктами. В данной статье раскрываются основные задачи психокоррекции входе психологической работы с алкогольной аддикцией. А также описываются общие и отличительные характеристики ряда процессуальных методов, (процессуальные методы А. Минделла, «Фокусирования» Ю. Джендлина, «Эпистемологической метафоры» Д. Гроува и идеодинамической гипнотерапии Э Росси), способных эффективно решать данные задачи.

Ключевые слова

алкогольная зависимость, процессуально-ориентированная психология, фокусирование, эпистемологическая метафора, идеодинамическая гипнотерапия

UDC 159.99

U. V. Fandej

Aksaiskiy branch GBU RO "PND", Aksay district, Russian Federation, medical psychologist

E-mail: fandej.07@gmail.com

Process approach to psychocorrective work with alcohol addiction

Abstract

The article addresses the problem of applying process-oriented psychocorrective methods in the treatment of alcohol addicts. This article discusses the main goals of psychocorrection in regard to alcohol addiction. It also describes general and

peculiar characteristics of a number of process methods (process methods A. Mindell, «Focusing» U. Jendling, «Epistemological Metaphor» D. Grove and «Ideodynamical Hypnotherapy» E. Rossi), that can effectively solve such problems.

Keywords

alcohol addiction, process oriented psychology, focusing, Epistemological metaphor, ideodynamical hypnotherapy

Введение

В настоящее время алкогольная зависимость - широко распространенный в мире вид химической аддикции, приводящий к негативным последствиям на всех уровнях жизнедеятельности, как отдельных индивидов, так и общества в целом.

В связи с этим остро стоит вопрос о психокоррекционной помощи, направленной на: преодоление психической зависимости от потребления алкоголя; на помощь в разрешении различного рода индивидуальных психологических и социальных проблем, вызванных алкоголизацией; на психологическую работу с семьями алкогольных аддиктов, на работу с созависимостью; на профилактические меры, предотвращающие и снижающие риск потребления алкоголя всеми слоями общества, особенно молодежью и несовершеннолетними.

Безусловно, людям, имеющим данный вид зависимости, необходимо оказывать качественную и эффективную психологическую помощь и поддержку.

На сегодняшний день существует большое количество эффективных методов и методик оказания подобной помощи. Практически в каждом психологическом направлении (психоанализ, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, НЛП, символдрамма и т. д.) можно встретить техники работы с зависимостями.

В нашей статье мы бы хотели осветить еще одно психолого-психотерапевтическое направление работы, которое также является эффективным при оказании психокоррекционной помощи людям с зависимостями, в частности с алкогольной зависимостью. Данное направление носит название процессуально-ориентированного психологического и психотерапевтического направления, и является новым, однако надежным и результативным подходом, способным решать большое количество психокоррекционных задач, имея в своем направлении ряд практически универсальных техник и методов.

Дискуссия

Существует масса определений алкогольной зависимости, однако все они сводятся к трем основным характеристикам данного явления, описанным Москаленко В. Д. Алкогольную зависимость, пишет автор, характеризуют три основных признака: «...неподконтрольная воле тяга к спиртному; отрицание того, что это превратилось в серьезную жизненную проблему; типичная для

алкоголизма нездоровая атмосфера в семье» [Москаленко, 2015, с. 11].

Вместе с тем, нужно учитывать, что, относясь к аддикциям, алкогольная зависимость, также как и другие виды аддикции, имеет, полифакторную этиологию, и развивается под влиянием: длящихся долгое время невротических конфликтов; психических травм; нарушений развития; генетической предрасположенности; влияния социо-культурных и семейных факторов [Теперик, 2016]. Помимо этого, по нашему мнению и мнению ряда авторов, не маловажную роль при формировании алкогольной аддикции играют характерологические особенности, особенности мотивационной и смысловой сфер личности (Братусь Б. С., Гарифулин Р. Р., Жмуров В. А., Завьялов В. Ю., Короленко Ц. П., Леонтьев Д. А., Портнов А. А., Пятницкая И. Н., Серый А. В., Теперик Р. Ф., и т. д.).

Так, ранее в наших исследованиях зависимой от алкоголя молодежи, нами была выявлена взаимосвязь между динамикой мотивов (их преобразованием на первой и на второй стадии алкоголизма) и смысловой сферы. Мотивы в ходе алкоголизации развиваются от конструктивных, смыслообразующих мотивов в сторону патологических, способствующих развитию процессов смыслоумирания, как обессмысливаниея и обесценивания предметов окружающего мира и действий человека в этом мире. Следствием чего является смыслоутрата [Белоусова, Фандей, 2015].

Цитируя Радо, Теперик Р. Ф. акцентирует внимание на ведущей роли «аналь-гизирующих», избавляющих от страданий и душевной боли свойствах химических веществ (в частности алкоголя), которые употребляют зависимые люди. Здесь имеет место, как тяга к облегчению имеющейся, так и предотвращение потенциальной душевной боли, а также получение удовольствия, но ценой саморазрушения и последующего страдания [Теперик, 2016]. Что также говорит о важной роли мотивационной составляющей при формировании и развитии алкогольной зависимости.

Зависимые от алкоголя люди готовы снимать невыносимое, распространяющее свое влияние на все сферы жизни, внутреннее напряжение ценой саморазрушения. Все это приводит к личностной, а затем и социальной дезадаптации, нарушению внутриличностной целостности, к ее разобщенности и формированию «аддиктивной идентичности [Теперик, 2017, с. 310].

Москаленко В. Д. среди психологических особенностей зависимых от алкоголя лиц выделяет следующие: «...безответственность (черта, свойственная таким людям еще до алкоголизма); эмоциональная незрелость; низкая толерантность к фрустрации; неумение выражать свои чувства; идеи величия; перфекционизм; чувство вины» [Москаленко, 2002, с. 11,12,13,14,15,16,17].

Таким образом, встает вопрос о необходимости своевременной и эффективной психокоррекционной помощи людям с аддикциями, в частности, с алкогольной зависимостью.

Даулинг С. считает, что эффективная помощь при аддиктивных расстройствах должна соединять в себе четыре группы практик: «.. .симптоматические методы, которые, направлены на устранение самого зависимого поведения; личностно ориентированные методы, которые ставят своей целью серьезные перестройки в психике личности аддикта; работа с семьей аддикта, трансформация патологических семейных коммуникацией и сценариев, социальная работа и группы самопомощи созависимым; анонимные 12-шаговые программы» [Теперик, 2017, с. 309].

В данном случае мы рассматриваем именно вторую группу практик, или второй этап работы с алкогольной зависимостью, а именно психокоррекционные мероприятия, направленные на формирование целостной, «взрослой», зрелой личности алкогольных аддиктов.

Здесь должны решаться задачи, направленные на глубинную личностную трансформацию, преодоление внутри-личностных конфликтов, должна проводится работа с алекситимией, с мотивационной и смысловой составляющими, а также развитие рефлексивных навыков, стимулирование личностного взросления, и как результат должно запускаться движение от аддиктивной идентичности к целостной, зрелой идентичности, что, по мнению Теперик Р. Ф., является главным эффектом в психотерапии и психокоррекции зависимостей [Теперик, 2016]. Собственно личностная зрелость достигается путем личностного взросления, которое в свою очередь является главной целью психотерапии и психокоррекции в целом. Взросление при этом несет в себе содержательную и процессуальную стороны [Голодбин, 2017].

Стоит отметить, что психокоррекционная работа, направленная на преодоление алкогольной зависимости и ее последствий имеет, по нашему мнению, сходные этапы с психокоррекцией психосоматических заболеваний. Данные этапы состоят из трех блоков по Хайкину А. В.: «Подготовка клиента к дальнейшей работе, поиск необходимой для начала работы информации; накопление физических сил и психологических ресурсов; мобилизация исцеляющих сил» [Хайкин, 2016, с. 40].

Для решения выше обозначенных психокоррекционных задач и последующего достижения личностной зрелости (взрослости) в работе с алкогольными аддик-тами, мы считаем важным использовать процессуальные психокоррекционные методы работы, т. к. процессуально-ориентрированный психотерапевтический и психологический подход является новым, современным подходом, вобравшим и успешно соединившим в себе научный опыт и научные знания различных западноевропейских психотерапевтических направлений и восточную философию.

Данные методы будут наиболее эффективны в работе с людьми, имеющими мотивацию к внутренним изменениям и преодолению (прежде всего психической) зависимости от алкоголя, находящимися на первой, либо на начале второй стадии зависимости.

Процессуальное направление в психологии возникло в 70-е годы и основывалось на теориях юнгианской психоаналитической школы. Кроме К. Юнга на развитие процессуально-ориентированной психологии оказали влияние М. Эриксон, Ф. Перлз и К. Роджерс [Хайкин, 2015]. Одним из родоначальников процессуального подхода в психологии и психотерапии считается А. Минделл [Афанасьев, 2014].

А. Минделл, давший название целому направлению в психологии и психотерапии считает основополагающим в психокоррекционной и психотерапевтической работе «следование за процессом», т. к. данное следование «... помогает раскрыться процессам клиента, проявится наименее проявленным, но наиболее энергетически заряженным сигналам клиента, ... способствует более творческому, осознанному, ответственному и свободному чувствованию себя клиентом, что способствует возможности встретиться с новым необходимым опытом, рождающимся из собственных переживаний и интегрировать этот опыт в собственную жизнь» [Николаев, Николаева, 2014, с. 130].

Процессуальные методы работы имеют широкий спектр применения, как в работе с отдельными индивидами, так и в групповой работе (глубинная личностная психотерапия, работа с зависимостями, психокоррекционная работа и психотерапия психосоматических расстройств, работа с конфликтами в организациях и т. д. [Афанасьев, 2014].

К процессуальным методам работы Хайкин А. В. относит не только метод А. Минделла, но и несколько других методов («Фокусирование» Ю. Джендлина, «Эпистемологическую метафору» Д. Гроува, идеодинамическую гипнотерапию Э Росси, «Хакоми» Р. Курца и «Соматическое переживание» П. Левина), т. к. их объединяет, по мнению автора, идея исцеляющего процесса [Хайкин, 2015].

Такой процесс динамичен, разворачивается из самой проблемы, энергетически заряжен и имеет информацию о проблеме и способах ее решения. Таким образом, сама проблема и является главным ресурсом, поскольку именно из заложенных в ней информации, переживаний, энергии и динамической готовности запускается и развивается процесс исцеления. Соответственно, выше перечисленные процессуальные методы работы, позволяют решить следующие задачи: осуществление доступа к глубинным тенденциям, энергии и информации, заложенных в проблеме; развертывание спонтанной динамики этих тенденций; поддержание и развитие хода процесса до его окончания [Хайкин, 2015].

Здесь, отмечает Хайкин А. В., немаловажную роль играет обеспечение безопасности клиента [Хайкин, 2016].

Отличительной чертой данных методов является не директивное сопровождение психологических, сознательных и бессознательных процессов, происходящих внутри клиентов, и что важно - дружественный интерес ко всему, что стремится себя проявить.

Имея общие характеристики, отдельные процессуально-ориентированные методы психокоррекционной работы, также имеют свою специфику.

В ходе психокоррекционной работы с алкогольными аддиктами наиболее эффективными для решения выше описанных задач нам представляются четыре метода: 1. Работа с зависимостями по А. Минделлу. 2.«Фокусирование» Ю. Джендлина. 3. Идеодинамическая гипнотерапия Э. Росси. 4. «Эпистемологическая метафора» Д. Гроува.

В зависимости от индивидуальной ситуации и запроса все эти методы могут работать самостоятельно, либо являться этапами психокоррекционной работы, причем последовательность их применения также определяется индивидуальными особенностями процесса клиента.

Кратко рассмотрим каждый из методов в отдельности.

Арнольд Минделл предлагает свои процессуально-ориентированные методы работы с зависимостями, которые, в частности, могут быть эффективны в ходе психокоррекционной работы с алкогольной зависимостью.

Минделл под зависимостью понимает: «...состояние ума, при котором вы принимаете все больше и больше определенного вещества, чтобы получить один и тот же желаемый эффект, и это состояние ума угрожает здоровью или взаимоотношениям» [Минделл,2003, с. 92].

Автор связывает наличие «трудных зависимостей» (алкогольная, наркотическая) с бессознательным процессами. Он считает, что существуют вытесненные, не принимаемые части, которые сообщают о своем существовании и проявляются через зависимости. Сам Минделл пишет: «.трудные зависимости связаны с неизвестными частями вашего существа. Поскольку эти части маргинализируются, они могут привлекать ваше внимание только путем обольщения; они заигрывают с вами и заставляют вас думать о них потому, что ваш сознательный ум отказывается отождествляться с маргинализированными состояниями» [Минделл, 2003, с. 93].

А. Минделл в качестве одного из методов для работы со «сложными» зависимостями предлагает метод, который называется «Чувственный доступ». Он включает этап работы над собой и этап работы с «полем сообщества». Данный метод предполагает: признание наличия у себя зависимости, ее осознание; исследование состояния, которое вызывает вещество (алкоголь) без приема данного вещества, исследование и разворачивание процесс истинного побуждения, которое стоит за приемом какого-либо вещества (данный этап направлен на работу с «чувственной сущностью» [Минделл, 2003, с. 99]; исследование процесса изменения социальной атмосферы и взаимоотношений, способствующее снижению тяги к веществу (алкоголю) и зависимости от него (это работа с «взаимоотношениями и полями сообщества» [Минделл, 2003, с. 100]); осознание взаимовлияния внешнего мира и процессов собственного тела.

«Фокусирование» Ю. Джендлина. Сам автор дает следующее определение фокусированию: «... это форма внимания, обращенного вовнутрь, на тело, и не известного большинству людей» [Джендлин, 2000, с. 8]. В основе данного метода лежит нахождение «ощущаемого смысла» или «felt sense» на уровне телесных переживаний, в котором целостно представлена вся информация о проблеме или ситуации, но данный смысл является тонким, скрытым, либо неясным, но имеющим стремление к проявлению. При фокусировании на нем, проявлении дружественного интереса к происходящему, «ощущаемый смысл» становится смыслом явным. Что приводит к развитию его самого, а также совокупности переживаний с ним связанных [Хайкин, 2016]. Данное развитие может носить циклический, углубляющийся характер, в котором будут раскрываться все новые грани и смыслы.

Фокусирование способствует интеграции бессознательного и сознания, а также разрешению ряда внутри-личностных конфликтов, часто влияющих на формирование и усугубление алкогольной аддикции. Также применение данного метода позволяет преодолеть негативное влияние процесса смысло-умирания при алкоголизации и замещения «здоровых» мотивов мотивами патологическими, саморазрушающими. Фокусирование позволяет находить новые конструктивные смыслы и мотивы. Фокусирование приводит к более объективному пониманию себя, своих эмоций, помогает эффективно работать с алекситимией, свойственной людям с алкогольной зависимостью. Оно всегда направлено на внутренний личностный рост, на раскрытие истинного внутреннего содержания. К тому же фокусирование учит клиента эффективной рефлексии, лучшему пониманию себя и является методом, которому можно обучить страдающих алкогольной зависимостью клиентов для последующей работы над собой и самопомощи в период ремиссии.

Метод Эрнеста Росси также позволяет решать широкий спектр психокор-рекционных задач, встающих перед психологом и клиентами с алкогольной зависимостью.

Росси считает, что «.вещество, к которому привыкают, имитирует химические вещества, выполняющие функцию переносчиков информации» [Беккио, Росси, 2003, с. 220]. Автор дает следующее определение зависимости: «.нарушение коммуникации между телом и мозгом» [Беккио, Росси, 2003, с. 222]. Одной из главных причин возникновения зависимостей Э. Росси считает стресс, который возникает вследствие игнорирования нами сигналов «.тела и мозга и толкания себя за предел переносимости.» [Беккио, Росси, 2003, с. 222]. Зависимость по Росси включает также в себя «нарушение социальной коммуникации, нарушение передачи информации в социуме» [Беккио, Росси, 2003, с. 223].

Идеодинамическая гипнотерапия Э. Росси эффективна, как в работе с психологической зависимостью от алкоголя, так и эффективно работает с различными

личностными конфликтами, способствующими возникновению и развитию алкогольной зависимости, а также способствует налаживанию внутренних и внешних (социальных) коммуникаций, позволяет эффективно снимать психическое напряжение и последствия воздействия стресс-факторов.

Данный метод основан на трансовом функционировании, в ходе которого снижаются защитные механизмы сознания, что позволяет получить доступ к внутренним ресурсам для успешного преодоления проблем и конфликтов.

Как отмечает А. В. Хайкин: «Гипнотический транс позволяет повысить активность бессознательных процессов и исцеляющих бессознательных процессов в том числе, упрощает доступ к опыту и ресурсам, ослабляет стереотипы и защиты, что позволяет сделать необходимые терапевтические преобразования, найти новые способы эмоционального реагирования и поведения» [Хайкин, 2015, с. 47].

Отличительной чертой метода Росси является то, что, здесь необходимо не расслабление, а как раз заряд энергии, получаемый из переживания проблемы, напряженного желания ее решить и возбуждения связанного с невозможностью решения [Хайкин, 2016]. Что также часто встречается у алкогольных аддиктов. Экологичность работы в данном методе достигается путем «...транс-овой диссоциации и проекции в «руки» интенсивных негативных переживаний, а также контекста помощи от «могущественного» бессознательного и грамотная поддержка со стороны терапевта (психолога)» [Хайкин, 2016, с. 60]. В ходе иди-одинамической, трансовой работы возникают внешние движения-метафоры, которым внутри соответствуют ощущения, эмоции, образы, мысли, всплывающие воспоминания клиента, что способствует конструктивному диалогу между сознанием и бессознательным с одной стороны и как следствие, позволяет запускать глубинные личностные трансформации с другой стороны [Хайкин А. В. 2015].

«Эпистемологическая метафора» Д. Гроува.- метод, который применяется в работе с последствиями детских психотравм, как правило, связанных с насилием и агрессией проявленных по отношению к ребенку. Данная работа также производится в ходе трансового функционирования, при котором запускается возрастной регресс.

Для эффективного сопровождения клиента при работе в этом методе используется система вопросов, так называемый «чистый язык», созданный Д. Гроувом. Данные вопросы не несут никакого содержания, не нагружают лишним смыслом происходящий процесс, однако способствуют его эффективному развертыванию и развитию [Хайкин, 2015].

Целью данного метода работы является интеграция частей психики, которые диссоциировались и фрагментировались во время травмы. Данные части несут в себе мощный энергетический заряд и стремятся различными способами преодолеть травмирующие обстоятельства, которые на момент травматизации преодолеть было невозможно [Хайкин А. В., 2016]. Никуда не исчезая на протяжении

жизни, они проявляются дезадаптивными, а временами аутодеструктивными (в частности алкоголизацией, как способом ухода от непереносимой, ранящей и вызывающей сильное напряжение реальности) способами реагирования на текущую действительность.

При работе данным методом, важное значение имеют зрительные метафоры телесных переживаний травмирующей ситуации, которые при перепроживании данных ситуаций получают возможность проявиться, завершить то, что они должны были сделать, но по определенным обстоятельствам их деятельность была «заморожена» во времени, конструктивно реализоваться и интегрироваться [Хайкин, 2016].

Выводы

Таким образом, процессуально-ориентированные методы психологической работы с зависимыми от алкоголя людьми, способствуют раскрытию внутренних ресурсов, творческого потенциала, а также развивают навыки рефлексии, помогают наиболее полезным и конструктивным способом для человека разрешить внутри-личностные конфликты, способствуют нахождению новых, конструктивных мотивов и формированию новых смыслов жизнедеятельности, а также личностной интеграции и личностному взрослению и росту в целом.

Конфликт интересов

Автор статьи заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература

Белоусова А.К., Фандей Ю.В. Особенности мотивационной и смысловой сфер молодёжи на разных стадиях алкоголизации. // Психология обучения № 9, сентябрь 2015г. Изд-во: Современного гуманитарного университета (Москва). с. 83-95.

Голодбин Е.С. Взросление как цель психотерапии и консультирования. // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Психологические и Педагогические науки. Изд-во: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет". Серия 1. № 1. 2017. С. 112-121.

Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями //Пер. с англ. А.С. Ригина. - М.:Независимая фирма «Класс», 2000. - 448 с.

Минделл А. Сновидение в бодрствовании.Методы 24-часового осознаваемого сновидения. М.: АСТ и др., 2003. — 287 с.

Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании (пособие для врачей, психологов и родственников больных)ю - М.: «Анахарсис», 2002. 112 с.

Москаленко В.Д. Зависимость: Семейная болезнь. — 8-е изд., стереотип. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2015. — 368 с.

Николаев А.Ю. Николаева Е.В. Процессуально-ориентированная психология: философско-религиозные, психологические, психофизиологические основы метода. Метанавыки работы психолога. - Методические материалы к обучающему курсу./ Николаев А.Ю. Николаева Е.В. // под. ред. Котельниковой А.В. - НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций» - М.: Тезаурус, 2014. - 150 с.

Теперик Р.Ф. Психотерапия зависимостей: трансформация аддиктивной иде нтичности. // Психическое здоровье человека XXI века. Сборник научных статей по материалам Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». ИД «Городец», 2016. С.382-384.

Теперик Р.Ф. Проблема оценки эффективности психотерапии аддиктив-ных расстройств. // Психическое здоровье: социальные, клинико-организа-ционные и научные аспекты. Сборник материалов Научно-практической конференции. Под ред. Г.П. Костюка. 2017. С. 308-311.

Хайкин А. В. Процессуальные методы в единстве и многообразии. (Методологический аспект.). // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 2(9). http://cyberleninka.ru/article/v/ protsessualnye-metody-v-edinstve-i-mnogoobrazii-metodologicheskiy-aspekt.

Хайкин А.В. К развитию нескольких гипнотических практик [Электронный ресурс]. // Психосоматика и саморегуляция. №4 (4). 2015. С.47-50. http:// journall.pro.

Хайкин А.В. Разрешение внутренних конфликтов и процессуальные методы. // Психосоматика и саморегуляция. №1 (5). 2016. С.48-61. http:// journall.pro.

Хайкин А.В. К структуре психологического лечения соматических заболеваний. // Психосоматика и саморегуляция. №2 (6). 2016. С.40-43. -http:// journall.pro.

References

Belousova A.K., Fandej YU.V. Osobennosti motivacionnoj i smyslovoj sfer molodyozhi na raznyh stadiyah alkogolizacii. // Psihologiya obucheniya № 9, sentyabr' 2015g. Izd-vo: Sovremennogo gumanitarnogo universiteta (Moskva). s. 83-95.

Golodbin E.S. Vzroslenie kak cel' psihoterapii i konsul'tirovaniya. // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Psihologicheskie i Pedagogicheskie nauki. Izd-vo: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya "Permskij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet". Seriya 1. № 1. 2017. S. 112-121.

Dzhendlin YU. Fokusirovanie: Novyj psihoterapevticheskij metod raboty s perezhivaniyami //Per. s angl. A.S. Rigina. - M.:Nezavisimaya firma «Klass», 2000. - 448 s.

Mindell A. Snovidenie v bodrstvovanii.Metody 24-chasovogo osoznavaemogo snovideniya. M.: AST i dr., 2003. - 287 s.

Moskalenko V.D. Sozavisimost' pri alkogolizme i narkomanii (posobie dlya vrachej, psihologov i rodstvennikov bol'nyh)yu - M.: «Anaharsis», 2002. 112 s.

Moskalenko V.D. Zavisimost': Semejnaya bolezn'. — 8-e izd., stereotip. — M.: Institut konsul'tirovaniya i sistemnyh reshenij, 2015. — 368 s.

Nikolaev A.YU. Nikolaeva E.V. Processual'no-orientirovannaya psihologiya: filosofsko-religioznye, psihologicheskie, psihofiziologicheskie osnovy metoda. Metanavyki raboty psihologa. - Metodicheskie materialy k obuchayushchemu kursu./ Nikolaev A.YU. Nikolaeva E.V. // pod. red. Kotel'nikovoj A.V. - NOU VPO «Institut professional'nyh innovacij» - M.: Tezaurus, 2014. - 150 s.

Teperik R.F. Psihoterapiya zavisimostej: transformaciya addiktivnoj ide ntichnosti. // Psihicheskoe zdorov'e cheloveka XXI veka. Sbornik nauchnyh statej po materialam Kongressa «Psihicheskoe zdorov'e cheloveka XXI veka». ID «Gorodec», 2016. S.382-384.

Teperik R.F. Problema ocenki ehffektivnosti psihoterapii addiktivnyh rasstro-jstv. // Psihicheskoe zdorov'e: social'nye, kliniko-organizacionnye i nauchnye aspekty. Sbornik materialov Nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. G.P. Kostyuka. 2017. S. 308-311.

Hajkin A. V. Processual'nye metody v edinstve i mnogoobra-zii. (Metodologicheskij aspekt.). // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie. 2015. № 2(9). http://cyberleninka.ru/article/v/ protsessualnye-metody-v-edinstve-i-mnogoobrazii-metodologicheskiy-aspekt.

Hajkin A.V. K razvitiyu neskol'kih gipnoticheskih praktik [EHlektronnyj resurs]. // Psihosomatika i samoregulyaciya. №4 (4). 2015. S.47-50. http://jour-nall.pro.

Hajkin A.V. Razreshenie vnutrennih konfliktov i processual'nye metody. // Psihosomatika i samoregulyaciya. №1 (5). 2016. S.48-61. http://journall.pro.

Hajkin A.V. K strukture psihologicheskogo lecheniya somaticheskih zabol-evanij. // Psihosomatika i samoregulyaciya. №2 (6). 2016. S.40-43. -http://journall. pro.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.