И. А. Насонова,
доктор юридических наук, доцент
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА
PROCEDURAL AND JUVENILE PARTICIPANTS IN CRIMINAL
PROCEEDINGS
В статье рассматриваются особенности процессуальных возможностей несовершеннолетних как участников уголовного судопроизводства. Определяются общие признаки указанных возможностей независимо от выполняемой данными участниками уголовного судопроизводства функции. Кроме того, обра1цается внимание на специфику процессуальных возможностей несовершеннолетних участников в зависимости от их назначения в уголовном судопроизводстве.
In the article the features of procedural and minors as participants in the criminal proceedings. Identifies common characteristics of these options, regardless of the data performed by participants in the criminal justice junctions. In addition, attention is drawn to the specific procedural and minor participants, depending on their purpose in criminal proceedings.
Г оворя о процессуальных возможностях участников уголовного судопроизводства, включая и несовершеннолетних лиц, нельзя не обратить внимание на соотношение таких родственный понятий, как «права» и «возможности».
Эти понятия напрямую связаны друг с другом. Так, в литературе субъективные права отождествляются с «разрешенным поведением», «допустимым поведением», «видом и мерой возможного поведения» [1], «мерой дозволенного поведения, обеспечиваемой государством» [2], «юридической возможностью действовать [3], «гарантированной законодательством возможностью действовать» [4].
Применительно к уголовному судопроизводству субъективные права определяются авторами как «охраняемые государством вид и объем возможного поведения индивида» [5]. Термин «возможности» подходит еще к одному понятию: « свобода».
Близким по значению к субъективным правам является понятие «свобода», которое также охватывается содержанием объекта защиты.
Свободы, так же как и права, — это предоставленные государством и закрепленные в нормах права возможности избирать вид и меру определенного поведения (действия или бездействия). И одни, и вторые принадлежат субъектам защиты и подлежат охране со стороны государства.
К каждому из них применимо правило о единстве трех возможностей: 1) возможность вести себя
определенным образом; 2) возможность требовать определенный действий от других лиц (например, должностных лиц или других участников процесса); 3) возможность обращаться к государственным органам за обеспечением защиты прав [6].
Таким образом, процессуальные возможности несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства — это их субъективные права и свободы, предусмотренные нормами процессуального права, и гарантированные государством.
С учетом вышеизложенного можно назвать следующие признаки процессуальный возможностей несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства:
1. Направленность их на защиту интересов особой категории субъектов — несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства.
2. Обусловленность возрастными особенностями их носителя. Несовершеннолетие (возраст до 18 лет) как биопсихо социальный феномен отличают «связанные с гормональными изменениями в организме черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, любопытства, готовности к жертве и т.д., усугубляемым переживаниями неуверенности» [7].
3. Носителями указанный возможностей являются несовершеннолетние участники процесса, вытолняющие разные функции: обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие, частные обвинители, свидетели, гражданские истцы, гражданские от -ветчики. Следует отметить, что УПК РФ уделяет
разное внимание указанным субъектам. Так, процессуальным возможностям несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых посвящены не только отдельные статьи (например, ст. ст. 48, 105 УПК РФ), но и целая глава в нем (глава 50 «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»). Что же касается несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, то законодатель отвел им более скромное место. Им посвящены отдельные статьи (например, ч. 2 ст. 45, ст. 191 УПК РФ). Правовая регламентация процессуальных возможностей несовершеннолетних гражданских истцов, гражданских ответчиков, частного обвинителя либо просто отсутствует, либо отличается чрезвычайной скудностью. Так, например, в отношении несовершеннолетнего гражданского истца она сводится лишь к ч. 3 ст. 44 УПК РФ. Вывод о существовании в уголовном судопроизводстве несовершеннолетнего частного обвинителя следует, главным образом, из ч. 2 ст. 20 УП К РФ, предоставляющей право законному представителю потерпевшего по делам частного обвинения обращаться с заявлением о возбуждении уголовного дела. В то же время в законе отсутствуют прямые указания на участие в уголовном судопроизводстве несовершеннолетнего гражданского ответчика. Однако это не мешает авторам признать его существование в уголовном судопроизводстве [8. — С. 61]. При этом они ссылаются на анализ норм УПК РФ, правда, не делая каких-либо уточнений на этот счет. Примечательно также и то, что авторы придерживаются мнения о недопустимости признания обвиняемого гражданским ответчиком [8. — С 179].
Необходимо отметить, что возрастные границы лица будут меняться в зависимости от принадлежности несовершеннолетнего к той или иной группе участников уголовного судопроизводства. Так, возраст несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого в зависимости от вменяемого им преступления будет определяться следующими границами: от 14 до 18 лет.
Возрастные границы несовершеннолетнего потерпевшего могут быть гораздо ниже.
4. Фундаментом процессуальных возможностей несовершеннолетних являются права и сво -боды аналогичных совершеннолетних участни-ков уголовного судопроизводства. Так, несовершеннолетние обвиняемые обладают в основном теми же возможностями, что и совершеннолет -ние обвиняемые (например, знать, в чем он обвиняется; возражать против обвинения; заявлять ходатайства; получать копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого и т. д. (ч. 2 ст. 47 УПК РФ). Аналогичные базовые воз -можности предусмотрены и для иных участни -ков уголовного судопроизводства: для подозреваемого (ч. 4 ст. 46 УПК РФ); потерпевшего (ч. 2 ст. 42 УПК РФ); свидетеля (ч. 4 ст. 56 УПК РФ).
Правда, некоторые возможности совершеннолетнего участника уголовного судопроизводства нетипичны для несовершеннолетних. Так, закон не предусматривает применение особого порядка принятия судебного решения в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, поскольку производство по уголовному делу в отношении ли -ца, совершившего преступление в несовершеннолетнем возрасте, осуществляется в общем порядке с изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК РФ [9. — П.15].
5. Базовые возможности участников процесса дополняются их специфическими возможностями, обусловленными возрастными особенностями данный субъектов. Специфические возможности несовершеннолетних закрепляются, как правило, в отдельный главах и статьях, посвященнык этой категории участников уголовного судопроизводства (например, ст. 191, глава 50 УПК РФ).
К их числу относится, например, право несовершеннолетних потерпевших на обязательное участие в уголовном деле их законный представителей или представителей.
Применительно к несовершеннолетнему подозреваемому и обвиняемому следует вспомнить его право на более щадящий режим допроса. Продолжительность допроса указанный лиц без перерыта не может превышать 2 часов, а в общей сложности — 4 часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК РФ).
Необходимо иметь в виду, что при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершенно -летних наряду с соблюдением уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации учитываются положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальнык стандартный правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.), Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящих принципов Организации Объединеннык Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов, 1990 г.) и других официального документов, например, Рекомендации № Яее (2003) 20 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новык подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних [9. — П. 2].
6. Процессуальные возможности несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства усиливаются обязательным участием защитника (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ), представителя (ч. 2 ст. 45 УПК РФ). Правда, в отличие от защитника участие представителя несовершеннолетнего потерпевшего является альтернативным. Закон требует обяза-
тельного участия в этом случае законного представителя или представителя.
О неравных возможностях участников уголовного судопроизводства, в частности подозреваемого, обвиняемого, с одной стороны, и потерпевшего, с другой стороны, в защите своих прав и законных интересов уже говорилось в литературе. В связи с этим предлагалось дополнить главу 6 «Участники уголовного судопроизводст -ва со стороны обвинения» статьей 45.1 «Обяза -тельное участие представителя потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя» [10].
Однако и нормативная регламентация обязательного участия защитника несовершеннолет -него подозреваемого, обвиняемого не снимает всех проблем в сфере надлежащей охраны инте-ресов последних.
В связи с этим авторами предлагается вве -сти норму, указышающую на обязательную квалификацию адвоката несовершеннолетнего, а также определяющую опыт работы адвока-том не менее трех лет, рассматривая его как обязательное условие допуска к участию в уголовном деле в отношении несовершенно -летнего [11].
Думается, что данный тезис не вполне согласуется со следующими обстоятельствами. Во-первык, участие адвоката, специализирующегося на защите несовершеннолетних обвиняемых, не может гарантировать более высокой результативности защиты по сравнению с деятельностью адвокатов, успешно осуществляющих ее по другим категориям дел. Во-вторык, в рассматриваемом случае существенно ограничивается право обвиняемого выбирать защитника, так как его реализация обуславливается наличием определенного круга адвокатов.
7. Процессуальные возможности несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства усиливаются не только обязательным участием защитника, представителя, но и участием законного представителя. В соответствии с п. 12 ст. 5 УПК РФ законные представители — это родите -ли, усышовители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении который находит -ся несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства. Примечательно, что в данном определении речь идет не обо всех несовершеннолетних участниках уголовного судопроизводства, а лишь о подозреваемом, обвиняемом и потерпевшем, хотя эта группа участников не исчерпышается указанными лицами, а включает в себя также несовершеннолетних гражданских истцов, граждан -ских ответчиков и свидетелей.
Полагаем, эта дифференциация не случайна Она сказышается и на правовой регламентации участия законного представителя. В зависимости от того, о каком несовершеннолетнем участнике уго-
ловного судопроизводства идет речь, по-разному решается вопрос об обязательном участии его законного представителя. Так, законные представители привлекаются к обязательному участию в уголовном деле для защиты прав и законный интересов потерпевших (ч. 2 ст. 45 УПК РФ), а также по уголовным делам о преступлениях, совершенный несовершеннолетними (ст. ст. 48, 426 УПК РФ).
Применительно к свидетелю в законе содержится лишь указание на то, что при допросе несовершеннолетнего свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).
Однако законодатель ничего не говорит об участии законного представителя на стороне ос-тальнык несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства (гражданского истца, гражданского ответчика). В то же время представляется допустимым сделать вышод об усилении процессуальный возможностей этих участников с помощью участия законного представителя, проанализировав, например, ч. 4 ст. 188 УПК РФ. Согласно этой норме лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей.
Очевидно, что существующая дефиниция законного представителя нуждается в коррекции. Обусловлено это нарушением правила соразмерности, согласно которому объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего [12]. В нашем же случае определяющее понятие оказалось по своему объему уже определяемого. Ведь к законным представителям относятся родители, усышовители, опекуны или попечители не только несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, но и других несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, среди который могут быть и лица, в отношении который велось или ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера. А значит, близкие родственники лиц, в отношении которых велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, а также родители, усыновители, опекуны или попечители всех несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, представители учреждений или организаций, на попечении которых находятся несовершеннолетние участники уголовного судопроизводства, органы опеки и попечительства должны быть полностью охвачены понятием «законный представитель».
8. Г арантированность процессуальный возможностей несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства участием педагога и психолога в определеннык случаях. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 425 УПК РФ участие педагога или психолога признается обязательным в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет. Согласно
ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего или сви-
детеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.
Как видно, участие педагога и психолога обусловлено не только категорией несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства, но и его возрастными особенностями.
Следует сказать, что поиск оптимальной модели участия педагога и психолога в уголовном судопроизводстве не завершен. В литературе на этот счет существуют разные точки зрения. Среди них — предложение внести изменение в ст. 425 УПК РФ в части замены педагога или психолога при производстве допроса несовершеннолетних педагогическим работником, а также дополнение в ст. 5 УПК РФ в виде дефиниции «педагогический работник» [13]. Это позволит устранить споры по поводу участия педагогов или психологов в указанный случаях.
Е.В. Марковичева считает необходимым дополнить главу 50 УПК РФ статьей 426.1 «Участие в производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетних специалиста в области педагогики, психологии и социальной работы», в которой определялся бы процессуальный статус такого специалиста [14].
Исследование процессуальных возможностей несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства позволяет выделить следую -щие основные черты, раскрывающие их смысл:
1) указанные возможности представляет собой субъективные права и свободы несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства;
2) они получили свое нормативное закрепление в УПК РФ; 3) они взяты под охрану государст -вом, в частности уголовно-процессуальным правом, предусматривающим дополнительные процессуальные гарантии для указанной категории участников уголовного судопроизводства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. — М., 1950. — С. 11.
2. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник. — М., 2001. — С. 297—298.
3. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия Теоретические проблемы субъективного права. — Саратов, 1972. — С. 145.
4. Викут М .А. Субъективные гражданские
процессуальные права: понятие и виды //
Вопросы теории и практики гражданского процесса. Гражданское судопроизводство и арбитраж: межвуз. научный сборник. — Саратов, 1984. — С. 3—12.
5. Адаменко В.Д. Сущность и предмет защиты обвиняемого. — Томск, 1983. — С. 135.
6. Теория государства и права / под ред. Н.Г. Александрова. — М., 1968. — С. 531.
7. Краткий словарь по социологии / под общ.
ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. — М.:
Политиздат, 1988. — С. 231.
8. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. А.В. Смирнова. — СПб.: Питер, 2003.
9. О судебной практике применения законодательства , регламентирующего особенно -сти уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 // Российская газета. — 2011. — 11 февр.
10. Насонова И .А. Теоретическая модель уголовно-процессуальной защиты : монография / под ред. О.А. Зайцева. — М.: Юрлитинформ,
2011. — С. 386.
11. Гасанова З .Г. Участие адвоката -защитника в доказывании по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М.,
2012. — С. 11.
12. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1987. — С. 43.
13. Колударова О.П. Производство по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиня -емык (отдельные вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Ижевск, 2011. — С. 6.
14. Марковичева Е.В. Концептуальные ос-
новы ювенального уголовного судопроизводст-ва: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. —
Екатеринбург, 2011. — С. 6.