7. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09)
7.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
Газарян Аркадий Арсенович. Должность: следователь. Место работы: Следственный комитет Российской Федерации по Свердловской области. Подразделение: Нижнесергинское межрайонное следственное управление. Е-mail: [email protected] Аннотация. Данная статья посвящена теме: «Деятельность законного представителя несовершеннолетнего на стадии предварительного расследования». В работе исследуется и анализируется сущность такого правового явления как законный представитель несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве. В работе раскрываются особенности уголовной ответственности законных представителей несовершеннолетних. Подробно анализируются вид деятельности законного представителя несовершеннолетнего в ходе предварительного следствия.
Ключевые слова: законные представители несовершеннолетних, предварительное следствие, преступность несовершеннолетних, уголовные дела, процессуальное положение законного представителя в уголовном судопроизводстве.
ACTIVITIES OF THE LEGAL REPRESENTATIVE OF A MINOR AT THE STAGE OF PRELIMINARY INVESTIGATION IN A CRIMINAL CASE
Gazaryan Arkady Arsenovich. Position: Investigator. Place of employment: Investigation Committee of the Russian Federation for the Sverdlovsk Region. Department: Nizhneserginsky Interdistrict Investigation Department. Е-mail: [email protected]
Annotation: This article is devoted to the topic: "The activity of a legal representative of a minor in the investigation process". In the paper, the essence of such a legal phenomenon as a legal representative of a minor in criminal proceedings is examined and analyzed. The paper reveals the specifics of the criminal liability of legal representatives of minors. Details of the activities of the legal representative of a minor in the course of the preliminary investigation
Keywords: the Legal representatives of minor, preliminary investigation, juvenile delinquency, criminal cases, judicial position of legal representative in a criminal trial.
Проведенный мною анализ правовых полномочий несовершеннолетнего законного представителя, позволяет мне сделать отрицательное заключение, связанное с вопросом правового регулирования во время участия законного представителя в предварительном следствии по уголовному делу, возбужденному в отношении несовершеннолетнего. Поэтому в целях обеспечения более квалифицированной защиты прав и законных интересов представляемых участников предварительного следствия я предлагаю дополнить ч. 2 ст. 86 УПК РФ, изложив ее в таким образом как: «Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший,
гражданский истец, гражданский ответчик, их законные представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств)». Потому что, лицо которое согласилось представлять интересы подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего несовершеннолетнего, вправе подготовиться к допросу и иным следственным действиям, так как на указанном этапе решается дальнейшие бедующие несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего.
Как я считаю, для того, что бы эффективно и плодотворно бороться с преступностью несовершеннолетних, в первую очередь необходимо законодательным органом, также как и ученым и правоприменителям, направить свои цели на создания более совершенных законодательных актов и также постоянно их совершенствовать. Так как с течением времени поколение несовершеннолетних меняется, как и меняются технологи, что приводит к новым их интересам. Однако законодательные акты нее успевают к тенденциям современной жизни. Примером могут послужить активно развивающиеся социальные группы смерти, которые начали развиваться еще в 2016 году, но только в начале 2017 года в уголовной практике появились новые законодательные акты, направленные на борьбу с данной группой смертью. Для предотвращения подобных ситуаций нам необходимо принять все усилия для тщательной и своевременной проработки законодательных актов Российской Федерации.
Так согласно порталу правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2016 год было предварительно расследовано 53736 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а выявлено несовершеннолетних лиц, совершивших преступления было 48589, а всего зарегистрировано преступлений 2160063. Для того что бы бороться с преступностью несовершеннолетних, в первую очередь необходимо начинать со следователя, законного представителя, и самое главное родителя. Многократные дополнения и изменения уголовно-процессуального кодекса за такой короткий срок, должны законодателем дать понимание о тщательном пересмотре и совершенствование подзаконных актов в этом направлении.
В настоящее время представитель несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), является участником уголовного процесса с наделенными определенными правами и обязанностями (ч. 3 ст. 16, ст. 48 УПК РФ). Однако, к моему разочарованию, не всегда при производстве предварительно следствия по уголовным дела в отношении несовершеннолетних обвиняемых приглашаются для участия в качестве законного представителя реально заинтересованные лица в справедливом расследовании. Так зачастую, при производстве предварительного следствия в отношении несовершеннолетних детей сирот, у которых нет, ни родителей, ни родственников, ни усыновителей, зачастую в качестве законного представителя выступают представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, а также органы опеки и попечительства, которые не «заинтересованы» в предварительном следствии по уголовному делу, поэтому, они не могут давать необходимую психологическую защиту несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому или потерпевшему, в ко-
5'2017
Пробелы в российском законодательстве
торой он нуждается в ходе всего следствия по уголовному делу.
Согласно вышеизложенному, я предлагаю рассмотреть возможность внесение изменение в УПК РФ, об обеспечение подозреваемому, обвиняемому или потерпевшему права на защиту при предварительном следствии по уголовному делу, именно того лица, который заинтересован в благополучии представляемого несовершеннолетнего, если тем не являются его родители, родственники, усыновители или опекуны.
Также я хочу обратить Ваше внимание на то, что при изучении уголовных дел, законный представитель принимает активное участие только во время предварительного следствия по уголовному. Объяснить могу я это тем, что большая часть следователей, дознавателей «заинтересованы» в том, что бы потерпевший в тандеме со своими близкими родственниками, являющиеся законными представителями не мог мешать ходу предварительного следствия по уголовному делу. Также некоторые следователи, дознаватели считают, что законный представитель потерпевшего вообще не нужен для производства предварительного следствия по уголовному делу, поэтому следователи, дознаватели зачастую не уведомляют законных представителей должным образом о проведении следственных и процессуальных действии с участием потерпевшего.
В связи с этим я считаю, что необходимо внести изменения в УПК РФ об обязательном порядке незамедлительно уведомлять всех законных представителей участвующих в уголовном деле о проведении следственных действии, затрагивающих интересы их представляемых.
Также нам необходимо обратить внимания на предоставленные права законному представителю в ходе предварительного следствия по уголовному делу (ч. 2 ст. 426 УПК РФ). В ходе обсуждения процессуального положения законного представителя, о его праве учув-ствовать при производстве допроса, а также с разрешения следователя в иных следственных действиях (п. 3 ч. 2 ст. 426 УПК РФ) в теории уголовно-процессуального законодательства является спорным вопросом, я предлагаю обязательно учитывать следующие аспекты:
эмоциональные и внутренние ощущения несовершеннолетнего в отношении своего законного представителя;
вероятность негативного отношения законного представителя на несовершеннолетнего, подозреваемого (обвиняемого) в ходе следственных действий.
И так я предлагаю уточнить в УПК РФ, что выбор законного представителя для участия в следственных действиях несовершеннолетнего должен определяться с учетом мнения и желания самого представляемого несовершеннолетнего.
Как показывает моя следственная практика, советоваться с несовершеннолетним по указанным вопросам вполне корректно, так как о разногласиях со своими родителями из-за каких либо причин, он может не сообщить, а констатировать наличия негативного влияния родителей на несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), можно только с независимой стороны, которым в ходе предварительного следствия по уголовному делу должен выступать именно следователь руководствуясь материалами собранными по данному уголовному делу.
Данной работай, я бы хотел акцентировать Ваше внимание на то, что законный представитель согласно своему положению в ходе предварительного следст-
вия действует не за представляемого, а наряду с ним, совместно участвуя в следственных действиях.
Необходимость участия законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на стадии предварительного следствия, на мой взгляд, обусловлена следующим:
Во-первых, участие законного представителя на стадии предварительного расследования направлено на то, чтобы уменьшить психологическое давление на обвиняемого, психика которого не сформирована в силу несовершеннолетия.
Во-вторых, его участие, являющееся, по сути, проявлением контроля за объективным ходом предварительного расследования, направлено на предотвращение нарушения прав несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (при этом законный представитель данных участников уголовного процесса может заявлять соответствующие ходатайства).
Как мне кажется вина родителей (попечителей) в ненадлежащем воспитании и необходимом надзоре за детьми, как раз и является условием их ответственности. Только по этому Российское законодательство позволяет совместить законному представителю функции защиты с полномочиями гражданского ответчика (ч. 1 ст. 54, ч. 4 ст. 428 УПК РФ). Исходя из двойной заинтересованности законного представителя в уголовном процессе Российского законодательства, иметься возможность отстранить законного представителя, если имеются предположения о том, что он может причинить ущерб интересам несовершеннолетнего (ч. 4 ст. 426, ч. 2 ст. 428 УПК РФ).
Однако в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации не акцентировано наше внимание на действия, которые могут нанести ущерб интересам несовершеннолетнего, хотя там используется оценочная категория.
В УПК РФ российское законодательство к вопросу затрагивающих интересы несовершеннолетнего (подростка), подошли со следующей стороны: «статья 426 УПК РФ закрепляет положение, регулирующее участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в досудебном производстве по уголовному делу, что само по себе очень важно. Момент допуска законного представителя связан с моментом первого допроса несовершеннолетнего, в качестве подозреваемого или обвиняемого. Процессуально это оформляется постановлением прокурора, следователя, дознавателя (ч. 1 ст. 426 УПК РФ)».
Также в указанной выше статье расписаны права законного представителя, такие как:
право знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний; право присутствовать при предъявлении обвинения; право участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;
право знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;
право заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора; право предоставлять доказательства; право по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом
объеме, которые способствуют более эффективной защите прав законных интересов участников уголовного судопроизводства.
В статье 191 УПК РФ имеются основания о возможности присутствия в ходе допроса несовершеннолетнего потерпевшего (обвиняемого) или свидетеля. Однако формулировка слова «присутствовать» не дает возможность выразить в полном объеме права и обязанности законного представителя, превращая его только в наблюдателя.
В условиях развития демократизации нашего общества и принципа состязательности в уголовном судопроизводстве РФ законный представитель должен быть допущен к участию по делу совместно с адвокатом, осуществлять свою деятельность на всех этапах расследования уголовного дела, а так же на всех стадиях судебного разбирательства, вплоть до вынесения приговора. В этой связи я считаю необходимым внести изменения в УПК РФ о конкуренции законных представителей со стороны обвинения и защиты, наряду с адвокатом и государственным обвинителем, по предоставлению в ходе судебного разбирательства доказательств по делу, заявлению, способствующих, по мнению законных представителей, установлению истины по делу. В этой связи необходимо внести изменения в УПК РФ о закреплении обязательной конкуренции законных представителей со стороны обвинения и защиты, наряду с адвокатом и государственным обвинителем, по предоставлению в ходе судебного разбирательства доказательств по делу, заявление ходатайств, способствующих, по мнению законных представителей, установлению истины по делу.
На мой взгляд, вышеизложенные положения должны быть значительно расширены и закреплены в российском уголовно-процессуальном законе. В заключении проведенного мною исследования я бы хотел сделать следующие выводы:
Статью 45 УПК РФ переименовать в: «Представители, законные представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя» и ввести в данную статью пункт 5, изложенный в следующей редакции: «Законный представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя вправе с разрешения следователя участвовать в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и их защитника».
К вопросу выбора законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, не имеющего ни родственников, ни усыновителей, подходить в ходе предварительного расследования очень тщательно, учитывая пожелания несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого.
В условиях развития демократизации нашего общества и принципов состязательности в уголовном судопроизводстве РФ законный представитель должен быть допущен к участию по делу совместно с адвокатом, осуществлять свою деятельность на всех этапах расследования уголовного дела, а так же на всех этапах судебного разбирательства, вплоть до вынесения приговора и обжалования приговора.
Так как следственные мероприятия проводимые следователем в ходе предварительного следствия по угловому делу, в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) или свидетеля, являются основным доказательственным массивом, то я предлагаю увеличить возможности законного представителя в ходе их проведения.
Также я предлагаю сравнять права потерпевшего и его законного представителя в ходе назначения и проведения судебных экспертиз с правами обвиняемого.
Список литературы:
1. А.П. Рыжаков. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого.
2. А.В. Комарницкий. Уголовный закон и несовершеннолетние. Монография
3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 13 июня 1996 г. - М.: Юридическая литература, 1996.2.
4. Атапина, О.Н. Некоторые особенности назначения наказания несовершеннолетним // Аспирант и соискатель. -2005.-No2. -с.73.3.
5. Российское уголовное право. Общая часть: Учебник / Под редакцией академика В.Н. Кудрявцева, проф. А.В. Наумова - М: Издательство «Спарк», 2004. С. 126.4.
6. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации. Принят 8 января 1997 г. - М.: Юридическая литература, 1997.5.
7. Уголовное право России, Общая часть, Рарог А.И., 2009. С 148.
Рецензия
на рукопись статьи А.А. Газаряна «Деятельность законного представителя несовершеннолетнего на стадии предварительного расследования по уголовному делу»
Деятельность законного представителя несовершеннолетнего на стадии предварительного расследования по уголовному делу было и остается в ряду самых актуальных тем в уголовном процессуальном праве.
В рецензируемой работе Газарян А.А., сделав общий экскурс по данной проблеме, совершенно обосновано выбрал для исследования те вопросы, которые наиболее часто встречаются в его деятельности как следователя. При этом Газарян А.А подошел к исследуемой проблеме как с учетом научных разработок, так и важности их правильного разрешения в в ходе предварительного следствия, приводя примеры из своей личной практике, а также высказывая свое предпочтения и желания по данной проблеме.
Выбранная автором формула освещения проблемы: тезис-аргумент-иллюстрация, позволили ему раскрыть деятельность законного представителя несовершеннолетнего на стадии предварительного следствия, а также указать на его ошибки и возможности их исправления.
Статья изложена научным и в тоже время доступным языком. Логика суждений выдержана. Требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, соответствует.
Рецензируемая работа полезна как в научном, так и прикладном плане. Рекомендую к опубликованию.
Научный руководитель -
Член корреспонденции РАЕН, Заслуженный работник МВД, Ветеран следственных органов СК России, д.ю.н., полковник юстиции С.Е. Попов
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат», итоговая оценка оригинальности - 87,77%