Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, НАДЕЛЕННЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ИММУНИТЕТОМ'

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, НАДЕЛЕННЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ИММУНИТЕТОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ / ГОСУДАРСТВО АККРЕДИТАЦИИ / ГОСУДАРСТВО ПРЕБЫВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стельмах Владимир Юрьевич

В статье рассматриваются установленные актами международного права и национальным законодательством Российской Федерации особенности производства следственных действий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом. Раскрываются понятия «государство аккредитации» и «государство пребывания». Уточняется перечень лиц, наделенных дипломатическим иммунитетом, а также политические предпосылки признания иммунитета. Подчеркивается, что Российская Федерация вправе признать наличие дипломатического иммунитета у представителей любых признанных ею государств, независимо от их признания другими иностранными государствами. Анализируется содержание дипломатического иммунитета: неприкосновенность его обладателя в уголовно-правовом и уголовно-процессуальном аспектах. На основе системного толкования актов международного права и национального законодательства Российской Федерации определяется круг следственных действий, проведение которых не допускается в отношении субъекта, обладающего дипломатическим иммунитетом. Выделяются дополнительные условия возможности проведения иных следственных действий. Детализируется порядок получения согласия компетентных органов иностранного государства, а также личного согласия дипломатического работника на проведение следственных действий с лицом, наделенным дипломатическим иммунитетом. Уточняется содержание запроса, направляемого следственными органами в Министерство иностранных дел Российской Федерации, а также порядок последующего направления запроса компетентным органам иностранного государства. Аргументируется, что последствием несоблюдения такого порядка является признание полученных в ходе следственного действия сведений недопустимыми доказательствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стельмах Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL FEATURES OF INVESTIGATIVE ACTIONS AGAINST PERSONS WITH DIPLOMATIC IMMUNITY

The article considers the features of investigative actions against persons with diplomatic immunity established by acts of international law and national legislation of the Russian Federation. The concepts of «accreditation state» and «host state» are disclosed. The list of persons endowed with diplomatic immunity, as well as the political prerequisites for recognizing immunity, is being clarified. It is emphasized that the Russian Federation has the right to recognize the presence of diplomatic immunity from representatives of any states recognized by it, regardless of their recognition by other foreign states. The content of diplomatic immunity is analyzed: the inviolability of its owner in criminal law and criminal procedure aspects. Based on the systematic interpretation of acts of international law and national legislation of the Russian Federation, a range of investigative actions is determined, the conduct of which is not allowed in relation to a subject with diplomatic immunity. Additional conditions for the possibility of other investigative actions are highlighted. The procedure for obtaining the consent of the competent authorities of a foreign state, as well as the personal consent of a diplomatic employee to conduct investigative actions with a person endowed with diplomatic immunity, is detailed. The content of the request sent by the investigating authorities to the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, as well as the procedure for the subsequent sending of the request to the competent authorities of a foreign state, is being clarified. It is argued that the consequence of non-compliance with such an order is the recognition of the information received during the investigative action as unacceptable evidence.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, НАДЕЛЕННЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ИММУНИТЕТОМ»

Научная статья

УДК 343.132, 341.735

процессуальные особенности проведения следственных действий в отношении лиц, наделенных дипломатическим иммунитетом

Стельмах Владимир Юрьевич

Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия, vlstelmah@mail.ru,

https://orcid. qsx/340911 0000-0002-7558-6531

Аннотация. В статье рассматриваются установленные актами международного права и национальным законодательством Российской Федерации особенности производства следственных действий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом. Раскрываются понятия «государство аккредитации» и «государство пребывания». Уточняется перечень лиц, наделенных дипломатическим иммунитетом, а также политические предпосылки признания иммунитета. Подчеркивается, что Российская Федерация вправе признать наличие дипломатического иммунитета у представителей любых признанных ею государств, независимо от их признания другими иностранными государствами. Анализируется содержание дипломатического иммунитета: неприкосновенность его обладателя в уголовно-правовом и уголовно-процессуальном аспектах. На основе системного толкования актов международного права и национального законодательства Российской Федерации определяется круг следственных действий, проведение которых не допускается в отношении субъекта, обладающего дипломатическим иммунитетом. Выделяются дополнительные условия возможности проведения иных следственных действий. Детализируется порядок получения согласия компетентных органов иностранного государства, а также личного согласия дипломатического работника на проведение следственных действий с лицом, наделенным дипломатическим иммунитетом. Уточняется содержание запроса, направляемого следственными органами в Министерство иностранных дел Российской Федерации, а также порядок последующего направления запроса компетентным органам иностранного государства. Аргументируется, что последствием несоблюдения такого порядка является признание полученных в ходе следственного действия сведений недопустимыми доказательствами.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, предварительное расследование, следственные действия, иностранные граждане, дипломатический иммунитет, государство аккредитации, государство пребывания

Для цитирования: Стельмах В.Ю. Процессуальные особенности проведения следственных действий в отношении лиц, наделенных дипломатическим иммунитетом // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2023. № 1. С. 20-25.

Original article

Procedural features of investigative actions against persons with diplomatic immunity

Stelmakh Vladimir Yu.

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Yekaterinburg, Russia,

vlstelmah@mail.ru, https://orcid. qsx/340911 0000-0002-7558-6531

Abstract. The article considers the features of investigative actions against persons with diplomatic immunity established by acts of international law and national legislation of the Russian Federation.The concepts of «accreditation state» and «host state» are disclosed. The list of persons endowed with diplomatic immunity, as well as the political prerequisites for recognizing immunity, is being clarified. It is emphasized that the Russian Federation has the right to recognize the presence of diplomatic immunity from representatives of any states recognized by it, regardless of their recognition by other foreign states. The content of diplomatic immunity is analyzed: the inviolability of its owner in criminal law and criminal procedure aspects. Based on the systematic interpretation of acts of international

© Стельмах В.Ю., 2023

law and national legislation of the Russian Federation, a range of investigative actions is determined, the conduct of which is not allowed in relation to a subject with diplomatic immunity. Additional conditions for the possibility of other investigative actions are highlighted. The procedure for obtaining the consent of the competent authorities of a foreign state, as well as the personal consent of a diplomatic employee to conduct investigative actions with a person endowed with diplomatic immunity, is detailed. The content of the request sent by the investigating authorities to the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, as well as the procedure for the subsequent sending of the request to the competent authorities of a foreign state, is being clarified. It is argued that the consequence of non-compliance with such an order is the recognition of the information received during the investigative action as unacceptable evidence.

Keywords: criminal proceedings, preliminary investigation, investigative actions, foreign citizens, diplomatic immunity, accreditation state, host state

For citation: Stelmakh V.Yu. Procedural features of investigative actions against persons with diplomatic immunity // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1. Pp. 20-25.

Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) (ч. 1 ст. 3 УПК РФ). Это означает, что следственные действия в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства проводятся по общим правилам, установленным УПК РФ, без каких-либо исключений.

Вместе с тем общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации предусматривают возможность наделения ряда категорий иностранных граждан дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования государства пребывания.

Иммунитет - собирательное понятие, включающее в себя всю совокупность предоставленных государством изъятий из своей национальной юрисдикции дипломатическим и консульским сотрудникам иностранного государства.

Привилегии и изъятия из национальной юрисдикции, повсеместно признанные международным правом и взаимной межгосударственной практикой, были кодифицированы и обобщены Венской конвенцией о дипломатических сношениях [1] и Венской конвенцией о консульских сношениях [2], которые ратифицированы СССР и впоследствии признаны Российской Федерацией. Кроме того, те или иные привилегии, не охватываемые данными актами международного права, могут быть предоставлены на двусторонней основе в результате достигнутых государствами соглашений. По общему правилу, дипломатический иммунитет продолжает действовать и после разрыва дипломатических отношений между государствами, и даже в случае начала между ними военных действий.

В рассматриваемом контексте необходимо уяснить понятия «государство аккредитации (аккредитующее государство)» и «государство пребывания».

Государство аккредитации (аккредитующее государство) - государство, интересы которого представляет дипломатический или консульский работник

и которое в связи с этим представляет данное лицо государству пребывания.

Государство пребывания - государство, в котором пребывает и осуществляет свою деятельность дипломатический или консульский работник.

Применительно к рассматриваемому вопросу государством пребывания выступает Российская Федерация, а государством аккредитации - соответствующие государства, к дипломатическому или консульскому корпусу которых принадлежит лицо.

Применительно к уголовному судопроизводству термин «дипломатический иммунитет» рассматривается в широком смысле в плане субъектного состава. Он охватывает не только собственно представителей дипломатического корпуса, но также высших представителей (руководителей) государства, не относящихся к дипломатическому корпусу. Кроме того, дипломатическим иммунитетом традиционно наделяются руководители и ответственные сотрудники международных организаций [3, с. 122].

Исходя из этого, дипломатическим иммунитетом, в частности, обладают:

1) высшие представители (руководители) иностранных государств (в международно-правовой терминологии - «лица высокого ранга»): главы государств, правительств и внешнеполитических ведомств, независимо от наименования данных органов;

2) главы делегаций, официально направленных в Российскую Федерацию иностранным государством или международной организацией, - в течение срока работы делегации;

3) сотрудники дипломатических представительств, созданных государством аккредитации в государстве пребывания;

4) члены семей лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом;

5) другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Наличие у лица статуса одного из руководителей государства считается общепризнанным фактом, не

требующим отдельного документального удостоверения. Принадлежность к дипломатическому корпусу должна быть подтверждена документально: дипломатическим паспортом, дипломатической или консульской карточкой, иными документами, выдаваемыми Департаментом государственного протокола Министерства иностранных дел (МИД) Российской Федерации. Исходя из изложенного, дипломатический иммунитет распространяется только на представителей государств, официально признанных Российской Федерацией. При этом, поскольку в международном праве и практике межгосударственных отношений нет какого-либо «общеобязательного признания», не имеет значения, признано ли официально соответствующее государство иными государствами.

Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, пользуются полной неприкосновенностью от уголовного преследования в государстве пребывания как в материально-правовом, так и в процессуальным смыслах (ст. 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях).

Неприкосновенность в материально-правовом смысле означает невозможность привлечения соответствующих лиц государством пребывания к уголовной ответственности, осуждения за совершение преступления, назначения уголовного наказания.

Неприкосновенность в процессуальном смысле заключается в недопустимости производства с лицом следственных и иных процессуальных действий органами государства пребывания.

Наличие неприкосновенности обусловлено общепринятым в теории международного права и межгосударственной практике подходом, в соответствии с которым дипломатические работники олицетворяют аккредитовавшее их государство и рассматриваются как непосредственные представители верховной власти этого государства. Поэтому, хотя указанные лица обязаны уважать и соблюдать законы государства пребывания, они подчинены только правительству и судам своего государства и несут ответственность исключительно по его законам [4, с. 109]. Иное фактически означало бы непризнание суверенитета аккредитующего государства.

Следует учитывать, что Российская Федерация, закрепляя в национальном законодательстве иммунитет дипломатических работников иностранных государств, с одной стороны, придерживается общепризнанных в мире подходов и, с другой стороны, по собственной инициативе присоединяется к указанным подходам, демонстрируя уважение к суверенитету иностранных государств, проявляющееся в том числе в признании неприкосновенности официальных представителей этих государств [5, с. 54].

В случае совершения преступного деяния лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не привлекаются в Российской Федерации к уголовной ответственности, а объявляются персонами нон грата (нежелательными лицами) и высылаются в государство аккредитации [6, с. 72]. Указанное решение само

по себе не является лично для дипломатического работника ни ответственностью, ни наказанием. Оно имеет последствия политического, а не уголовно-правового характера. В целях обеспечения неотвратимости ответственности за содеянное органы предварительного расследования Российской Федерации возбуждают уголовное дело и производят сбор доказательств. После этого уголовное дело может быть направлено Генеральным прокурором Российской Федерации в государство, гражданином которого является лицо, и это государство должно привлечь данного гражданина к уголовной ответственности по своему национальному законодательству.

Все следственные действия, не связанные с осуществлением уголовного преследования, с лицами, обладающими дипломатическим иммунитетом, могут быть произведены только с согласия иностранного государства, на службе которого находилось или находится лицо, либо международной организации, членом персонала которой оно являлось. В соответствии с ч. 2 ст. 3 УПК РФ, информация о наличии и объеме иммунитета, а также получение согласия на участие в процессуальных действиях запрашивается исключительно через МИД Российской Федерации. Недопустим иной порядок получения согласия (например, напрямую через дипломатическое представительство государства).

Кроме того, необходимо учитывать, что по буквальному тексту и смыслу международных договоров, заключенных Российской Федерацией (прежде всего Венской конвенции о дипломатических сношениях), в принципе недопустимо производство ряда следственных действий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, а именно:

а) непосредственно в отношении лица, наделенного дипломатическим иммунитетом, направленных на изобличение этого лица в совершении преступного деяния;

б) ограничивающих беспрепятственное функционирование дипломатического представительства.

В научной литературе справедливо отмечается: «Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. регламентирует лишь базовые иммунитеты и привилегии, необходимые дипломатическим представительствам и их сотрудникам для выполнения возложенных на них задач. Существует большое количество иммунитетов и привилегий, предоставляемых сотрудникам дипломатических представительств на основе взаимных соглашений государств-партнеров» [7, с. 292].

С учетом положений актов международного права и системы следственных действий, установленной национальным законодательством Российской Федерации, российские органы предварительного расследования не могут производить следующие следственные действия с лицами, обладающим дипломатическим иммунитетом:

1) допрос в качестве подозреваемого и обвиняемого;

2) личный обыск лица, обладающего дипломатическим иммунитетом;

3) обыск и выемку:

- в помещении дипломатического представительства;

- в транспортных средствах, использующихся для передвижения сотрудников дипломатического представительства;

- архивов и документов дипломатического представительства;

- в частной резиденции лица, обладающего дипломатическим иммунитетом;

- документации и корреспонденции лица, обладающего дипломатическим иммунитетом, кроме той, что составлена в частных целях лица, не связанных с исполнением официальных функций дипломата;

4) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления:

- направляемые или поступающие по официальным каналам в адрес дипломатического представительства;

- лица, обладающего дипломатическим иммунитетом;

5) контроль и запись телефонных переговоров лица, обладающего дипломатическим иммунитетом;

6) получение информации о соединениях абонентского устройства, используемого лицом, обладающим дипломатическим иммунитетом.

Производство ряда других следственных действий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, возможно при наличии особых условий, предусмотренных актами международного права. При этом следует отметить, что эти условия должны применяться с учетом системы следственных действий, установленной национальным законодательством Российской Федерации. В частности, в ч. 2 ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях говорится о том, что допрос дипломатического сотрудника в качестве свидетеля допускается только с его согласия. При этом необходимо учитывать, что данное правило распространяется также на допрос в статусе потерпевшего, очную ставку как особый вид допроса, а также на следственные действия, содержащие элементы дачи показаний: предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверку показаний на месте. Отсутствие упоминания об этих следственных действиях в тексте Венской конвенции о дипломатических сношениях объясняется не тем, что данный международный договор не включил их в соответствующий перечень, а тем, что такие действия не присущи национальному законодательству большинства государств, подписавших Венскую конвенцию о дипломатических сношениях.

Следственные действия личного характера, производимые непосредственно в отношении лица, наделенного дипломатическим иммунитетом, в особенности связанные с дачей этим лицом показаний, требуют соблюдения двух условий:

а) согласие официальных органов государства аккредитации на производство следственного действия;

б) личное согласие лица, наделенного дипломатическим иммунитетом, на участие в следственном действии.

К таким следственным действия относятся:

1) допрос лица в качестве потерпевшего или свидетеля;

2) очная ставка;

3) освидетельствование;

4) предъявление для опознания;

5) следственный эксперимент;

6) проверка показаний на месте.

Как было отмечено, в ч. 2 ст. 3 УПК РФ указано, что согласие как государства аккредитации, так и субъекта, обладающего иммунитетом, запрашивается через МИД Российской Федерации. Вместе с тем неясно, должен ли следственный орган составить запрос непосредственно на представителей иностранного государства, и ограничиваются ли функции МИД Российской Федерации лишь перенаправлением этого запроса, либо же МИД Российской Федерации на основе сведений, поступивших из органов предварительного расследования, составляет самостоятельный запрос в адрес компетентных органов иностранного государства. Второй порядок представляется более предпочтительным. С одной стороны, следственный орган, вначале действуя как бы «внутри» системы государственных органов Российской Федерации, получает возможность сообщить в Министерство иностранных дел информацию, нежелательную для оглашения представителям иностранного государства на соответствующем этапе расследования. С другой стороны, МИД Российской Федерации, действуя в рамках своей компетенции, найдет наиболее эффективные и рациональные способы доведения необходимой информации до органов иностранного государства.

С учетом изложенного, целесообразно предложить следующую процедуру получения официального согласия органов государства аккредитации на производство следственного действия с дипломатическим работником.

Во-первых, орган предварительного расследования направляет письменный запрос в МИД Российской Федерации. В данном запросе желательно указать:

- дату возбуждения уголовного дела;

- квалификацию преступления;

- краткую фабулу преступления, из которой явно усматривалась бы связь с преступным деянием лица, обладающего дипломатическим иммунитетом;

- краткое обоснование необходимости производства конкретного следственного действия (какие именно доказательства могут быть получены и в чем состоит их значение для принятия решения по делу).

Запрос может быть подписан как следователем, в производстве которого находится уголовное дело, так и руководителем следственного органа.

Поскольку запрос следственного органа адресован МИД Российской Федерации, а не компетентному органу иностранного государства, в нем не обязательно отражать принятые в международной практике специфические благодарности за рассмотрение запроса.

Во-вторых, МИД Российской Федерации направляет запрос в компетентный орган иностранного государства. Как было отмечено, ни международное, ни национальное право не запрещает, чтобы МИД Российской Федерации перенаправил запрос следственного органа, однако более целесообразно, чтобы МИД Российской Федерации составил собственный запрос без указания значимой для дела информации и при этом с формулированием традиционных в международной практике оборотов с выражениями благодарности за рассмотрение запроса.

Поступивший из иностранного государства ответ о согласии участия в следственном действии лица, обладающего дипломатическим иммунитетом, либо об отказе в даче такого согласия МИД Российской Федерации должен перенаправить органу предварительного расследования.

Указанные документы (запрос следственного органа в МИД Российской Федерации, запрос МИД Российской Федерации компетентному органу иностранного государства, ответ данного органа) подлежат приобщению к уголовному делу.

Согласие лица, наделенного дипломатическим иммунитетом, на участие в следственном действии может быть получено одним из двух способов:

а) составление отдельного протокола, в котором лицу разъясняется, что он имеет право на участие в следственном действии, и фиксируется его согласие на это;

б) запись во вводной части протокола следственного действия, что лицо согласно на проведение этого действия с его участием. Желательно, чтобы подобная запись была сделана лицом собственноручно и удостоверена его подписью [8, с. 108-110].

Следственные действия, направленные на осмотр обстановки в том или ином месте, защищенном дипломатическим иммунитетом, возможны при получении согласия органов государства аккредитации на проведение следственного действия.

Такими следственными действиями являются осмотр места происшествия в помещении дипломатического представительства, а также по месту проживания лица, обладающего дипломатическим иммунитетом.

Под согласием государства аккредитации понимается согласие главы дипломатического представительства или главы внешнеполитического ведомства соответствующего государства. Данное согласие запрашивается по дипломатическим каналам, то есть

через МИД Российской Федерации по указанным выше правилам.

Важно учитывать, что несоблюдение порядка получения согласия на производство следственного действия с лицом, обладающим дипломатическим иммунитетом, не только может повлечь неблагоприятные международно-правовые последствия политического характера, но и приводит к признанию полученных доказательств недопустимыми, поскольку порядок проведения следственного действия оказывается нарушенным. При этом данное нарушение носит «необратимый» характер, его невозможно каким-либо образом опровергнуть в ходе судебного рассмотрения дела [9, с. 158-159]. Таким образом, в рассматриваемой ситуации возникает весьма специфический правовой феномен, когда неисполнение процедур, установленных международным правом, полностью приравнивается законодателем к нарушению норм УПК РФ и влечет те же последствия. Очевидно, что тем самым Российская Федерация стремится не столько обеспечить субъективные права дипломатических работников (они и без этого вполне надежно защищаются их высоким статусом), сколько подчеркнуть свое уважение к общепринятым мировым стандартам в области межгосударственных отношений.

Список источников

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях. Заключена в Вене 18 апреля 1961 г. // Веб-сайт ООН (русская версия). URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml (дата обращения: 26.12.2022).

2. Венская конвенция о консульских сношениях. Заключена в Вене 24 апреля 1963 г. // Веб-сайт ООН (русская версия). URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pdf/consular.pdf (дата обращения: 26.12.2022).

3. Родителева Я. Н. Предварительное расследование по уголовным делам с участием иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2016. Т. 2 (68). № 3. С. 119-125.

4. Ксенофонтов А. В. Дипломатические привилегии и иммунитеты: содержание и международно-правовой статус // Право и образование. 2007. № 2. С. 104109.

5. Белковец Л. П. Эволюция российского законодательства в отношении юрисдикционных иммунитетов дипломатических агентов // Российское правосудие. 2010. № 1 (45). С. 50-55.

6. Нагиева А. А. Личная неприкосновенность сотрудников дипломатического представительства: актуальные международно-правовые вопросы // Московский журнал международного права. 2022. № 1. С. 65-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Павлюк А. В., Бобров А. А. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его

персонала, проблемы реализации // Пробелы в российском законодательстве. 2022. № 3. С. 292-298.

8. Андреева Ю. С. Особенности допроса лиц, пользующихся иммунитетом от процессуальных действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 7. С. 108-110.

9. Гусев А. А. Дипломатический иммунитет как элемент процессуального статуса иностранных граждан // Личность, право, государство. 2019. № 2. С. 152-165.

References

1. Vienna Convention on Diplomatic Relations. Concluded in Vienna on April 18, 1961 // UN website (Russian version). URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml (date of access: 12/26/2022).

2. Vienna Convention on Consular Relations. Concluded in Vienna on April 24, 1963 // UN website (Russian version). URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pdf/consular.pdf (date of access: 12/26/2022).

3. Roditeleva Ya. N. Preliminary investigation in criminal cases with the participation of foreigners enjoying diplomatic immunity. Uchenye zapiski V.I. Vernadsky. Legal Sciences. 2016. Vol. 2 (68). No. 3, pp. 119-125.

4. Ksenofontov A. V. Diplomatic privileges and immunities: content and international legal status // Law and education. 2007. No. 2. P. 104-109.

5. Belkovets L. P. Evolution of Russian legislation in relation to jurisdictional immunities of diplomatic agents // Russian justice. 2010. No. 1 (45). pp. 50-55.

6. Nagieva A. A. Personal integrity of employees of a diplomatic mission: current international legal issues // Moscow Journal of International Law. 2022. No. 1. P. 65-77.

7. Pavlyuk A. V., Bobrov A. A. Immunities and privileges of the diplomatic mission and its staff, implementation problems // Gaps in Russian legislation. 2022. No. 3. S. 292-298.

8. Andreeva Yu. S. Features of the interrogation of persons enjoying immunity from legal proceedings in accordance with the generally recognized principles and norms of international law and international treaties of the Russian Federation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. No. 7. P. 108-110.

9. Gusev A. A. Diplomatic immunity as an element of the procedural status of foreign citizens// Personality, law, state. 2019. No. 2. S. 152-165.

Информация об авторе

Стельмах Владимир Юрьевич - доктор юридических наук, доцент

Information about the author

Stelmakh Vladimir Yu. - Doctor of Law, Assistant professor

Статья поступила в редакцию 02.12.2023; одобрена после рецензирования 19.12.2023; принята к публикации 20.03.2023

The article was submitted 02.12.2023; approved after reviewing 19.12.2023; accepted for publication 20.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.