Научная статья на тему 'Процессный подход в маркетинговой деятельности'

Процессный подход в маркетинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маяцкая И. Н.

Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта на рынке товаров и услуг с учетом состояния как внутренней, так и внешней среды. Она предполагает проведение маркетинговых исследований и на их основе разработку стратегии и программу маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения эффективности удовлетворения потребностей конечного потребителя, или клиента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессный подход в маркетинговой деятельности»

главное

- процесс..

процессный подход в маркетинговой деятельности

Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта на рынке товаров и услуг с учетом состояния как внутренней, так и внешней среды. Она предполагает проведение маркетинговых исследований и на их основе разработку стратегии и программу маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения эффективности удовлетворения потребностей конечного потребителя, или

клиента.

Маяцкая И.Н.

канд. экон. наук,

доцент

Российский

государственный

социальный

университет

Маркетинговые исследования структурно включают в себя два главных направления: исследование характеристик рынка и исследование внутренних настоящих и потенциальных возможностей производственной или посреднической деятельности фирмы. Однако результаты таких обследований ложатся лишь на стол руководства - для принятия предпринимательских решений в целом, и маркетинговых в частности. Последние связаны с неопределенностью поведения субъектов маркетинговой системы, а их принятие, как правило, сопровождается риском, избежать которого практически невозможно. Его необходимо предугадать и найти возможности снизить до минимума. Маркетинг позволяет исследовать и понять эти потребности, учитывает при этом стратегические потребности общества, подталкивает бизнес к социальному партнёрству.

Одной из значимых характеристик маркетинговой деятельности является поддержание вы-

сокого качества продук- одной из значимых ции и услуг, которое на-

прямую зависит от характеристик маркетинговой

функционирования ор- _

ганизации как системы. деятельности является

Качество - это ком- _

плексное понятие, ха- поддержание высокого

растеризующее эффек-

тивность всех сторон качества продукции и услуг

деятельности организации. Качество же продукции - итог работы _

предприятия. В то же время оно лишь верхушка _

того айсберга, которое обеспечивает организа- _

ции преимущество в глобальной экономической системе. Сегодня эта особенность - основ- _

ной фактор ставшей реальностью глобальной конкуренции.

Общеизвестно, что повышение качества - луч- _

ший выбор для вложения средств, усиливаю- _

щих позиции любой организации как на внут- _

реннем, так и на международном рынках. Толь- _

ко такая доктрина поможет стать полноценным участником новых мирохозяйственных

связей, полнее включиться в процесс глобали- _

зации экономики. Такова общая логика эволюции социума. Концепция ISO является естест- _

венным продуктом эволюции открытых систем, деятельность которых основана на принципах системности, комплексности, ситуационного и процессного подходов.

Применение в организации системы процес- _

сов (наряду с их идентификацией и взаимодей- _

ствием), а также менеджмента процессов мо- _

жет считаться «процессным подходом». ИСО _

9001:2000 требует применять данный подход _

при разработке, внедрении и улучшении результативности использования Системы менеджмента качества (СМК). Цель - удовлетво- _

рение потребителей за счет выполнения их требований.

Для реализации процессного подхода и выпол- _

нения требований 9001:2000 предприятие обя- _

зано:

- определить процессы, необходимые для СМК, _

и разработать механизмы их применения во _

всей организации; _

- выявить последовательность процессов в их взаимодействии;

- определить критерии и методы для обеспечения результативности при управлении этими процессами в момент их осуществления;

- обеспечить наличие достаточных ресурсов и информации;

- регулярно проводить мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

- в случае необходимости принимать меры для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.

При передаче сторонним организациям функций выполнения какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции потребительским требованиям, предприятие должно обеспечить надлежащий контроль. Это должно быть определено в СМК.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обес-

печивает на стыке от- повышение качества - лучшии

дельных процессов, а

также при их комбина- выбор для вложения средств,

ции и взаимодействии.

Процессный подход усиливающих позиции любой

подчеркивает важность:

- понимания и выполне- организации как на внутренне

ния требований СМК;

- необходимости рас- так и на международном

смотрения процессов с

точки зрения добавлен- рынках _

ной ценности; _

-достижения результатов выполнения процес- _

сов и их эффективности; _

- постоянного улучшения процессов, основан- _

ного на объективном измерении. _

Процессы, происходящие на одном конкрет- _

ном предприятии, не могут быть детально отражены в стандарте, однако модель, предлагаемая в ИСО 9001:2000 (см. рис.1), может иметь _

существенное значение при разработке СМК, основанной на процессном подходе.

Модель СМК, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами. _

Цель современного менеджмента процессов _

описывается с помощью следующ тов:

- ответственность руков

- менеджмент ресурсов;

- процессы жизненного цикла продукции;

- измерение, анализ и улучшение в контуре регулирования, который символизирует эту замкнутую последовательность действий для ро- и микропроцессов и требует реализ установленного потенциала улучшени предлагаемой продукции.

Ко всем процессам может применяться цикл Деминга «PDCA» (Plan, Do, Check, Act ), который можно кратко описать так:

- планирование (plan) - разработка цели и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политики организации;

- осуществление (do) - внедрение процессов;

- проверка (check) - постоянный контроль, измерение процессов и продукции в сравнении с

ью следующих элемен-

ввогаЯ вно

I гтлл

ПРи с

IUU E

__модел

политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщение о результатах;

- действие (act) -действия по постоянному улучшению показателей процессов.

В основе структуры СМК лежит принятая сегодня концепция менеджмента, ориентированного на процесс:

- потребители находятся на обоих концах цепи;

- в ходе бизнес-процесса производится продукция или оказывается услуга потребителю;

- цель процесса - достижение удовлетворенности потребителя;

- бизнес-процесс поддерживается вспомогательными процессами, руководство им осуществляется через процессы управления.

При определении последовательности и взаи-одействия процессов моделируется их сеть. вление процессной модели - сложная ор-ационно-техническая задача. Процессную одель деятельности организации часто называют картой или ландшафтом процессов. Как правило, такая модель разрабатывается межфункциональной рабочей группой, созданной в соответствии с приказом руководителя предприятия. К этой работе необходимо привлекать персонал всех заинтересованных подразделений организации. Она должна проводиться с ориентацией на описание фактического состояния деятельности организации. Основой в данном случае является организационная структура предприятия. Разработку процессной модели следует структурировать, описывая вначале укрупненную модель, затем каждый из ее процессов и т.д. Выбор степени детализации определяется руководителем рабочей группы.

Графическое оформление процессной модели может быть создано с использованием SADT-технологии на основе методологии функционального моделирования IDEFO, которая в 1993 году была принята в качестве федерального стандарта в США, а в 2000 году - в качестве руководящего документа по стандартизации в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.