Процессный менеджмент как средство повышения социально-экономического развития строительных компаний
К.А. Цапко
Донской государственный технический университет Академия строительства и архитектуры
Аннотация: В статье рассматриваются методы повышения социально-экономического развития строительных предприятий путем внедрения процессного менеджмента. Проводится анализ условий, при которых такой тип менеджмента эффективен. Даются рекомендации по его внедрению в производственный процесс.
Ключевые слова: процессный менеджмент, организация строительства, управление предприятием
На современном этапе в России уделяется повышенное внимание преодолению последствий глобального экономического кризиса, выведению строительной отрасли из состояния стагнации и поиска средств повышения социально-экономического развития строительных предприятий.
В контексте развития Ростовской области государство и администрация региона предпринимает шаги по активизации развития жилищного и дорожного строительства, разработки и реализации стратегий инновационного развития базовых секторов экономики и использования продукции промышленности строительных материалов, реализацию эффективных программ энергосбережения. Однако ситуация остается достаточно сложной, ввиду нестабильности мирового и внутреннего рынка, пролонгирования кризиса в основных отраслях экономики. Сегодня состояние предприятий строительной промышленности ставит под сомнение возможности реализации ключевых национальных проектов в установленные сроки и в необходимых объемах без надлежащей государственной поддержки ресурсной базы строительства [1,2]. Строительство крупных сооружений, таких как стадионы к Чемпионату мира - 2018 г. и др., производство отдельных видов строительных товаров характеризуется высокой капиталоемностью производственных мощностей и требует много
времени, что снижает их инвестиционную привлекательность. По сути, главным инвестором крупнейших проектов по-прежнему остается государство и регионы. В связи с этим начальным толчком к динамичному и устойчивому развитию строительных предприятий должна послужить программа, которая на первом этапе обеспечит для гарантированного привлечения инвесторов на рынок [3]. Ее сущность вытекает из объективной необходимости своевременного удовлетворения потребностей рынка в современных строительных материалах, деталях и конструкциях, повышения эффективности их производства, транспортировки и использования, формирование мощностей строительной индустрии, достаточных для выполнения работ в запланированных объемах и в соответствии с установленными сроками.
Для успешной реализации такой программы требуется совершенствование системы стандартизации и сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, принятие технических регламентов, определения предлагаемых типов зданий; обеспечение комплексного взаимосвязи между национальными стратегическими приоритетами, социально-экономическим развитием регионов и общегосударственной программе обеспечения населения жильем; обеспечение целевой финансово-кредитной поддержкой участников и исполнителей общегосударственной программы [4,5].
В рамках данной программы целесообразно инициировать реализацию пилотных проектов, которые выполняются на основе государственно-частного партнерства с участием национального и иностранного бизнеса в строительной индустрии. Привлечение иностранных и отечественных инвестиций должно идти как комплекс преференций, выдаваемых инвестору в различных областях, которые, в свою очередь, позволяют не только ему
извлечь выгоду от инвестирования, но и обусловить комплексный экономический рост, например, за счет стабилизации рынка и т.д [6,7.8].
При этом необходимо учитывать специфические особенностиности отдельных производств, требующих широкой кооперации, а значит инвестирования в развитие смежных и подрядных организаций.
Внедрение инноваций в строительство также должно стать одной из первоочередных задач для дальнейшего развития отрасли.
Инновации в строительстве позволяют повысить эффективность производства, качество строительной продукции, способствуют экономии ресурсов, снижением затрат на эксплуатацию зданий и сооружений и решению ряда социальных проблем. С другой стороны, применение инноваций тормозится опасениями чрезмерно высоких затрат при их внедрении при отсутствии гарантированной прибыли. Предлагаемое рядом авторов [4,6,9], широкое научное сопровождение внедряемых инноваций не сможет гарантировать успешность их внедрения без стабилизации рынка и приведения условий неопределенности к верифицируемым показателям. Таким образом, меры экономического воздействия должны сопровождать ценрализованный научно-исследовательский процесс сопровождения и обеспечения инновацитонной политики на государственном уровне, что должно быть отражено в принимаемой программе развития отрасли [10].
Строительная отрасль Росси способна обеспечить максимальный вклад в ускорение роста экономики страны, улучшения качества жизни населения, повышение производительности труда и конкурентоспособности товаров и услуг за счет обеспечения производств необходимыми площадями а дорог - пропускной способностью.
Однако в настоящее время наблюдается дисбаланс: усиленное строительство объектов различного назначения, причем с нередким нарушением технологий и земельного законодательства, безо всякого плана
по их длительной эксплуатации, износ и разрушение существующих площадей, их заброшенность в виду отсутствия возможностей нормальной эксплуатации, строительство без учета транспортной доступности и снабжения основными ресурсами. Цель подобного строительства в глобальном аспектек малопонятна, поскольку введенные в строй объекты по сути своей оказываются убыточными или даже опасными уже в среднесрочной перспективе.
Автор полагает, что требуется непременное определение целесообразности промышленной и городской застройки с определением реалистических перспектив ее эксплуатации, а также повсеместное реконструирование существующих очагов застройки, с целью ликвидации потерявших инженерно-техническую надежность объектов и введения в строй зданий, могущих быть использованными в народном хозяйстве.
Суммарные затраты на реконструкцию в настоящее время никак не превысят расходов на устранение последствий нерационального хозяйствования и тем более экономических потерь от такого хозяйствования.
В заключении автор считает необходимым подвести итог и сказать, что координирование деятельности компаний через процессный менеджмент поможет систематизировать деятельность строительных предприятий и вывести их на новый уровень социально-экономического развития, существенно его повысить посредством руководства целостными бизнес-проектами. Процессный менеджмент - мощный инструмент повышения эффективности бизнеса; обеспечения прозрачность всех операций бизнеса и анализа возможных последствий сбоев на том или ином этапе выполнения работ, своевременного нахождения и исправления ошибок при ведении работ, учета затрат , определения надлежащей эффективности организации работ и управления компанией.
Литература
1. Fil O.A. Features structuring of building projects// Materialy X Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wschodnie partnerstwo -2014» Volume 1. Ekonomiczne nauki. Prawo. Przemysl. Nauka i studia -pp.46-48
2. Зильберова И.Ю. Анализ научных основ организационно-технологического проектирования и современных методов и моделей оценки организационно-технологических решений // Научное обозрение. 2013. № 9. С. 582-585.
3. Гельвановский М.И Национально-государственная стратегия конкурентоспособности как основа промышленной политики России // Россия и современный мир. - 2006. - №3. - С. 118-128.
4. Емельянов С.В. Международная конкурентоспособность американских производителей: политика правительства и конкурентные преимущества фирм // Вестник МГУ. Сер. Эк он. - 2006. - №6. - С.60-73.
5. Fil O.A. Project Cost Management //Materials of the XI International scientific and practical conference, «Trends of modern science», - 2015. Volume 5. Economic science. Sheffield. Science and education - pp. 92-96.
6. Побегайлов О.А. Выработка решений в период кризиса и условиях неопределенности // Инженерный вестник Дона, 2013.- № 2. - URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1730
7. Филь О.А. Влияние факторов внешней среды на стоимость объекта незавершенного строительства // Инженерный вестник Дона, 2016. -№ 1 - URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3563
8. Fil O.A. Features structuring of building projects// Materialy XMiedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wschodnie partnerstwo -2014» Volume 1. Ekonomiczne nauki. Prawo. Przemysl. Nauka i studia -pp.46-48
9. Cullingworth J. B. Town and Country Planning in the UK. - London, New York, 1997-118 р.
10. Wie funktioniert das. Stadt.Reise und Gemieneu.Mannheim; Wien; Zurich, 1986. - 96 р
References
1. Fil O. A. Ekonomiczne nauki. Right. Przemysl. Science and the studios, 2014, Volume 2, p. 46-48
2. Zilberova I. Y., Scientific review. 2013.№ 9. PP. 582-585.
3. Gel'vanovskij M.I Rossija i sovremennyj mir. 2006. №3. PP. 118-128.
4. Emel'janov S.V. Vestnik MGU. Ser. Jek on. 2006. №6. PP.60-73.
5. Fil O.A. Materials of the XI International scientific and practical conference, «Trends of modern science», 2015. Volume 5. Economic science Sheffield. Science and education. pp. 92-96.
6. Pobegajlov O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. № 2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1730
7. Fil' O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016. № 1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3563
8. Fil O.A. Materialy X Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wschodnie partnerstwo 2014» Volume 1. Ekonomiczne nauki. Prawo. Przemysl. Nauka i studia. РР.46-48
9. Cullingworth J. B. Town and Country Planning in the UK. London, New York, 1997, 118 р.
10. Wie funktioniert das. Stadt.Reise und Gemieneu.Mannheim; Wien; Zurich, 1986. 96 р