УДК 338
П. В. Машковцев
ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, бизнес-процесс, процессное управление, функциональные
бизнес-процессы, сквозные бизнес-процессы.
В статье рассматриваются вопросы организации инновационной деятельности на Российских промышленных предприятиях. Автор определяет принципы формирования инновационного процесса на базе процессного управления предприятия.
Keywords: innovations, innovative process, business process, process management, functional business processes,
interfunctional business processes.
In article are considered the questions of the innovative activity organization at the Russian industrial enterprises. The author defines principles of innovative process formation on the basis ofprocess management of the enterprise.
В последние годы в нашей стране стала обретать популярность идея перехода от экономики, основанной на добыче природных ископаемых к экономике, основную часть которой составляют инновационные технологии и продукты. Все большее число компаний заявляют о применении в своем производстве инновационных технологий или выводе на рынок инновационных продуктов. К сожалению, основная масса таких примеров относится к разовым проектам, тогда как такого рода работа предполагает реализацию не единичного проекта по выводу на рынок нового продукта или применению новой технологии в производственном процессе, а постоянное и планомерное совершенствование и развитие продуктовой линейки и технологий. Очевидно, что переход к инновационной экономике предполагает организацию на промышленных предприятиях России деятельности по развитию и применению инноваций на постоянной основе. Подход к инновациям как к разовому проекту может обеспечить компании конкурентное преимущество только в краткосрочной перспективе, в то время как в среднесрочном и тем более долгосрочном развитии компания останется на том же уровне, что и до применения инновации. Чтобы компания сохранила свое преимущество над конкурентами ей необходимо постоянно контролировать инновационную деятельность, следить за новыми тенденциями на рынке, поддерживать двустороннее взаимодействие с клиентами и непрерывно внедрять новые продукты и технологии. Для достижения ощутимого результата, к инновационной деятельности компании должно быть сформировано отношение как к неотъемлемой её части.
Кроме этого среди компаний занимающихся инновациями оправдано стремление реализовать нововведение без иррационального использования финансовых и материальных ресурсов и в кротчайшие сроки. К сожалению, анализ опыта промышленных предприятий показывает, что добиться внедрения инновации без излишних временных и материальных затрат, выходящих за рамки необходимого, для большинства компании занимающихся этим вопросом практически невозможно. Причиной этого, в основной массе случаев, является неэффективная система управления как предприятием в целом, так и инновационной деятельностью в частности. Вывод нового продукта на рынок или внедрение новой технологии требуют вовлечения в эту работу большого числа сотрудников компании, являющихся специалистами в различных областях. Участие значительного числа разнопрофильных специалистов может вызвать внутри рабочей группы проблемы с постановкой целей, распределением ответственностей и ресурсов, что является причиной
перерасхода средств при разработке и внедрении инновации и может вынудить компанию отказаться от этой деятельности.
На фоне всего описанного выше проявляется актуальность проблемы внедрения инновационной деятельности промышленных предприятий на постоянной основе и управления ею.
В связи с тем, что вопрос внедрения инноваций в России достаточно новый, для понимания факторов влияющих на формирование подхода к организации управления постоянной инновационной деятельностью на промышленном предприятии необходимо обратиться к мировому опыту становления «инновационных процессов». «Инновация» и «инновационный процесс» являются родственными понятиями. Отличие инновационного процесса от инновации заключается в том, что процесс предполагает последовательное «превращение» идеи в товар. Иными словами инновационный процесс представляет собой последовательность операций, образующих этапы разработки и развития нового продукта или технологии.
В 90-х годах XX века Рой Росвелл выделил пять поколений развития инновационных процессов [2].
Инновационные процессы первого поколения, в соответствии с его классификацией представляли собой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР, в то время как рынок воспринимался лишь в виде совокупности потребителей новых продуктов. В качестве отличительной особенности второго поколения Росвелл отметил то, что в подобных инновационных процессах рынок стал восприниматься не только как потребитель, но и как генератор новых идей. Третье поколение инновационных процессов по Росвеллу является в значительной степени комбинацией первого и второго поколения с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка. К четвертому поколению Росвелл определил современные инновационные процессы, актуальные на данный момент. В качестве отличительной черты этого поколения он выделяет организацию параллельной разработки инноваций несколькими группами специалистов разного профиля (маркетологов, технологов, финансистов и других). К пятому поколению Росвелл отнес процессы будущего, особенностью которых является помимо параллельной разработки инноваций несколькими группами специалистов формирование стратегических связей как внутри процесса, так и между потребителями и поставщиками.
Анализ Российских предприятий занимающихся развитием и применением инноваций показал, что в нашей стране широкое применение имеют модели первого и второго поколения. Этот факт является проблемой, так как данные типы моделей относится к периоду 1950-х - начала 1970-х годов и являются морально устаревшими. Причиной этого можно назвать превалирование советской школы НИОКР, которая не адаптирована к условиям рыночной конкуренции и не нацелена на взаимодействие с рынком и другими подразделениями предприятия. Очевидно, что в современной рыночной ситуации для успешного функционирования компаний необходимо применение моделей четвертого поколения.
Анализ классификации Росвелла показал, что инновационный процесс включает в себя часть основных операций компании. В большинстве случаев инновационный процесс предполагает наличие следующих этапов: фундаментальное и прикладное исследование, разработка, маркетинговая апробация идеи, внедрение в производство, сбыт. Таким образом, в нем может быть задействована работа отделов маркетинга, продаж, проектирования, производства, экономического и других. Исходя из этого, можно сделать вывод, что успех инновационной деятельности компании зависит от взаимодействия её подразделений в рамках достижения общей цели. Исследование опыта промышленных предприятий Нижегородской области в сфере организации инновационной деятельности показало, что наиболее оптимальным способом организации работы подразделений компании в условиях развития инновационной деятельности является система бизнес-процессов. Однако, по данным
исследования «Управление бизнес-процессами 2010», проводимого компанией Software AG & IDS Scheer, лишь 10% компаний обладают функционирующей системой бизнес-процессов. Большая же часть, либо ведет работу по масштабному описанию бизнес-процессов, либо описывает бизнес-процессы при необходимости, а 11% компаний в России не занимаются процессным управлением вообще [1].
Таким образом, можно выделить еще одну проблему, которая является актуальной для промышленных предприятий в нашей стране, стремящихся организовать у себя постоянный инновационный процесс - это отсутствие системы бизнес-процессов или её незавершенность. В связи с этим очевидна необходимость разработки принципов реорганизации системы бизнес-процессов предприятия в соответствии с потребностями постоянной разработки и применения инноваций.
В ходе проведенного анализа различных источников трактующих понятие «бизнес-процесс» было сформулировано определение бизнес-процесса с учетом особенностей организации инновационного процесса. «Бизнес-процесс - это совокупность различных видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы и вместе взятые, создают результат, имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика (внешнего или внутреннего)». При этом необходимо отметить, что в совокупность входят операции, выполняемые структурными подразделениями (элементами), расположенными на различных уровнях организационной структуры предприятия.
Самое важное в данном определении - это, ценность для потребителя. В терминах бизнес-процессов потребителем является внешний или внутренний клиент. Деятельность, результат которой никому не нужен, по определению не должна включаться в бизнес-процесс и подлежит ликвидации.
В процессе реорганизации системы бизнес-процессов значительная часть компаний сталкивается с проблемой выбора типа построения такой системы. В современном процессном менеджменте существует два основных типа системы управления, основанных на бизнес-процессах: функциональная и основанная на принципе выделения «:сквозных» бизнес-процессов (рис. 1).
Структура на основе «функциональных» бизенес-процессов Структура на основе «сквозных» бизенес-процессов
Рис. 1 - Примеры структуры управления основанной на «функциональных» и «сквозных» бизнес-процессах
Выделение процессов в функциональном типе достигается путем привязки системы бизнес-процессов к функциональным подразделениям предприятия. Это означает что в рамках деятельности каждого из подразделений (отдел маркетинга, служба сбыта, финансовый отдел и других) выделяется процесс определяющий направление его деятельности (процесс маркетинга, процесс сбыта, процесс управления финансами), а также выделяется ряд смежных или второстепенных процессов осуществляемых в рамках деятельности подразделения.
Таким образом, инновационный процесс в данной структуре процессного управления будет представлять собой отдельную часть функционала компании сосредоточенную в рамках одного подразделения. Подобная организация инновационного процесса имеет ряд существенных недостатков, а именно:
- в организации инновационного процесса напрямую участвует только одно подразделение компании, в то время как для других данный вид деятельности не является приоритетным;
- выделение бизнес-процессов компании по функциональному признаку приводит к появлению препятствий во взаимодействии между ними;
- каждый бизнес-процесс обладает собственными целями, основой которых являются цели каждого из подразделений компании, что мешает достижению общих целей.
Функциональная модель процессного управления отвечает требованиям организации инновационного процесса первого поколения, в связи с чем, она широко применяется при управлении инновационными процессами и компанией в целом на многих отечественных промышленных предприятиях. К сожалению, данная модель организации системы бизнес-процессов не соответствует условиям эффективного применения и развития инновационных процессов третьего или четвертого поколения, так как препятствует взаимодействию различных подразделений. В этой связи более перспективным представляется второй тип организации системы бизнес-процессов.
Приверженцы идеологии «сквозных» процессов определяют процесс, как целенаправленную последовательность операций, результатом которой является заданный результат - выход процесса. По логике данного определения, процесс представляет собой описание последовательности работ, выполняемых различными подразделениями
предприятия, объединенных одним конечным результатом. При организации процессного управления по принципу «сквозных» бизнес-процессов не процессы объединяются в рамках подразделений компании, а работа подразделений объединяется в рамках общего процесса.
В отличие от функционального, такой подход позволяет избежать деления инновационного процесса на второстепенные задачи, входящие в состав различных основных процессов компании, что позволяет эффективно управлять её инновационной деятельностью и избежать создания барьеров при взаимодействии между различными подразделениями.
Однако, считается, что традиционная, функциональная структура не позволяет эффективно управлять «сквозными» бизнес-процессами, так как возникает противоречие между руководителями подразделений включенных в один процесс и владельцем процесса. Такое противоречие требует реорганизации структуры управления и переход на матричную структуру, что не приемлемо для функционирующего предприятия и может привести к потере его конкурентоспособности. Автор считает, что в качестве решения данной проблемы может выступить совмещение «функционального» и «сквозного» типов системы бизнес-процессов. В соответствии с этой идей большинство бизнес-процессов предприятия описываются как «функциональные» и водится один «сквозной» процесс, в который объединяется деятельность, направленная на создание и реализацию продукции (маркетинг, проектирование, производство, закупки, сбыт). В этом случае в качестве владельца процесса может выступать руководитель предприятия, что позволит минимизировать двойное подчинение и объединить участников процесса «создания ценности для клиента» («сквозного» процесса) вокруг общей цели (удовлетворения потребностей клиента).
Так как современный инновационный процесс должен непрерывно осуществлять проведение анализа рыночной ситуации, выявления перспектив инновационного развития предприятия и рынка, разрабатывать новые продукты и технологии, осуществлять их производство и сбыт, то оптимальным методом интеграции инновационного процесса в систему процессного управления является его объединение с бизнес-процессом «создания ценности для клиента». Таким образом, предприятие может решить проблему с организацией постоянной инновационной деятельности, способную обеспечить её конкурентоспособность.
В заключение можно отметить, что приведенные в статье особенности формирования постоянной инновационной деятельности на базе системы бизнес-процессов предприятия являются основой для разработки универсальной методики, способной обеспечить любое промышленное предприятие возможностью быстрой реорганизации собственной системы управления и перехода к эффективной инновационной деятельности.
Литература
1. Аналитическое исследование «Управление бизнес-процессами 2010» // ARIS Community URL: http://www.ariscommunity.com/users/andreykoptelov/2010-12-13-2010 (дата обращения: февраль 2011).
2. Инновационный процесс // Ассоциация технопарк URL: http://www.tpark.ru/32/index32.htm (дата обращения: Ноябрь 2010).
3. Репин, В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление / В.В.Репин, В.Г. Елиферов - М.: ИНФРА-М, 2011. - 319 с.
4. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент. - 6 изд. / Р.А. Фатхутдинов - СПб.: Питер, 2008. -448 с.
© П. В. Машковцев - асп. каф. менеджмента и маркетинга Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, [email protected].