УДК 332
П. В. Машковцев, С. Н. Яшин
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ПРЕДПРИЯТИЯ
Ключевые слова: инновационный процесс, инновационная деятельность, показатель эффективности
функционирования процесса.
В статье рассматриваются вопросы разработки и выбора показателей эффективности инновационного процесса на Российских промышленных предприятиях. Автор предлагает собственные показатели, направленные на отражение влияния инновационной деятельности, на экономическое состояние предприятия в целом.
Keywords: Innovative process, innovative activity, indicator of efficiency offunctioning ofprocess.
In article questions of working out and a choice of indicators of efficiency of innovative process at the Russian industrial enterprises are considered. The author offers own indicators directed on reflection of influence of innovative activity, on an economic condition of the enterprise as a whole.
На нынешнем этапе развития экономики все субъекты, от государств и международных корпораций до мелких компаний, стремятся к получению уникальных преимуществ над своими конкурентами. Уникальные преимущества могут заключаться в получении природных ресурсов, которых нет у других, применении новых методов управления или производства, или в создании нового продукта. В любом случае получение уникальных преимуществ связано с применением новых идей, которые могут помочь достичь желаемого результата. В связи с этим, многие современные компании обеспокоены разработкой собственных инноваций и концентрируют усилия на развитии инновационной деятельности. Инновационная деятельность предприятия представляет собой процесс осуществления изменений, который заключается в преобразовании научно-технических идей в результат, имеющий практическое применение. Подобное «преобразование» включает в себя такие этапы, как научные исследования (фундаментальные, поисковые, прикладные), проектирование и опытно-конструкторские разработки, реализацию инноваций (производство, сбыт, совершенствование). Основываясь на том, что инновационная деятельность может быть рассмотрена как отдельный процесс, следует вывод, что ей можно управлять как частью системы бизнес-процессов компании. Для управления любым бизнес-процессом должна быть сформирована система показателей, являющихся индикаторами качества и эффективности его функционирования.
Многие авторы, при разработке системы эффективности бизнес-процессов, рекомендуют использовать на каждом предприятии свой набор показателей, который будет способствовать реализации поставленных стратегических целей и задач процесса. В изданиях по процессному управлению описывается огромное количество различных показателей [1-5]. Для каждого бизнес-процесса можно выбрать ряд показателей, которые будут соответствовать поставленным целям, и показывать качество их выполнения.
Общими требованиями к показателям эффективности бизнес-процессов являются:
- соответствие целям процесса;
- измеримость;
- понятность;
- простота измерения.
В литературе по теме инновационной деятельности рядом авторов предлагаются критерии оценки эффективности инновационного процесса предприятия [2]. В качестве наиболее часто предлагаемых показателей эффективности можно отметить следующие:
- затраты на разработку;
- доля инновационных продуктов в общем объеме производимой продукции;
- доля внедренных инноваций в общей массе инновационных проектов;
- число побочных идей в процессе разработки инновационного проекта.
Данные показатели могут быть использованы для анализа интенсивности инновационной деятельности на предприятии. С их помощью можно определить, какой объем расходов компании относится к разработке и внедрению инноваций, какой объем инновационной продукции производит компания и так далее. Однако, данные показатели в большей степени унифицированы и с их помощью невозможно понять качество инновационного процесса, то есть то, какое воздействие деятельность компании в инновационной сфере оказывает на её деятельность и экономические показатели в целом. В связи с этим возникает потребность в разработке показателей инновационного процесса отражающих его влияние на деятельность компании и являющихся индикаторами его эффективности. Для решения данной проблемы разработан ряд показателей способных отразить роль инновационного процесса на предприятии.
Первым предлагаемым автором показателем эффективности является «Оправданность инноваций». Данный показатель отражает то, какое влияние внедрение инновации может оказать на деятельность компании. Очевидно, что внедрение нового продукта в производство требует выделения на подобные нужды части мощностей предприятия, а производство инновационной продукции неизбежно связано с сокращением и изменением структуры выпуска уже производимой в компании продукции. В случае если инновационная деятельность компании представляет собой единичный проект, то предугадать какое влияние окажет запуск в производство нового продукта на конкурентоспособность компании и её экономический потенциал не составляет труда. Но, сложность подобной оценки увеличивается, в случае если компания воспринимает свою инновационную деятельность как постоянный процесс. В этом случае, для оценки влияния выпуска инновационного продукта на экономические показатели предприятия рекомендуется использовать показатель «Оправданности инноваций», рассчитываемый по формуле:
где, О - показатель оправданности инноваций;
И - плановая валовая прибыль компании в случае реализации инновации;
В - плановое плановая валовая прибыль компании без реализации инновации;
Т - расчетный период.
Данная формула позволяет оценить, как изменится планируемая валовая прибыль компании в случае реализации инновационной разработки, и принять решение о целесообразности или нецелесообразности подобного нововведения. Таким образом, компания может заранее отсекать инициативы, не обладающие экономическим эффектом. Плановая валовая прибыль предприятия без реализации инновации определяется на основании бюджета предприятия на рассматриваемый период и фактических показателей прибыльности за прошедшие периоды. Плановая валовая прибыль в случае реализации инновации рассчитывается на основании данных о влиянии реализованных инновационных продуктов на общую валовую прибыль и экспертных оценок. Значение показателя, при котором процесс считается эффективным, определяется каждым предприятием индивидуально.
В качестве еще одного инструмента оценки эффективности инновационного процесса предлагается показатель «Доходность инновационного процесса». Данный показатель позволяет определить, окупается ли инновационная деятельность компании или она приносит ей убытки. Для расчета данного показателя выведена формула:
где Д - показатель доходности инновационного процесса;
ЗР - затраты на разработку и внедрение реализованных инновационных инициатив;
ЗН - затраты на разработку и внедрение нереализованных инновационных инициатив;
В - выручка от реализованных инновационных инициатив;
Т - расчетный период.
Если при оценке доходности инновационного процесса учитываются только затраты на реализованные инициативы, то при положительном результате инновационный процесс все равно может быть неэффективным и убыточным для компании. В соответствии с описанной формулой, доходность инновационного процесса оценивается с учетом всех разрабатываемых инициатив, что позволяет оценить реальное состояние инновационной деятельности компании за анализируемый период. Показатель измеряется в процентах. Значение показателя, при котором процесс считается эффективным, определяется каждым предприятием индивидуально и может зависеть от рентабельности реализуемой продукции, плановых показателей рентабельности инноваций и уровня развития инновационной деятельности.
Третьим предлагаемым показателем является показатель «Удовлетворение потребностей инновационного процесса». Этот показатель позволяет определить насколько потребности инновационного процесса, позволяющие ему эффективно функционировать, удовлетворяются. Для расчета данного показателя предложена формула:
где, РР - реально имеющийся объем ресурс для функционирования инновационного процесса;
НР - необходимый объем ресурса для функционирования инновационного процесса;
1 - идентификатор ресурса; п - количество анализируемых ресурсов.
Отличительной особенностью данной формулы является то, что с ее помощью можно оценить удовлетворенность процесса, как в конкретном ресурсе, так и в целом. Ресурсы, анализируемые в формуле, могут быть различными, от человеческих до финансовых. Для определения количества ресурса, необходимого для функционирования инновационного процесса, предприятие может провести анализ трудозатрат и себестоимости разработки и реализации единицы инновационного продукта и составить проекцию на весь планируемый объем инновационной продукции. Показатель является эффективным если У =1. У <1 свидетельствует, что ресурсов недостаточно, У >1 показывает, что существует избыток ресурсов, и они расходуются не рационально.
Большое количество показателей осложняет работу по оценке реального состояния, как конкретного бизнес-процесса, так и системы в целом. Для решения этой проблемы предлагается присвоить каждому показателю эффективности в рамках одного бизнес-процесса собственный вес. Вес показателя - это значение, показывающее его важность для оценки общей эффективности бизнес-процесса. В качестве весов могут использоваться любые значения, главное чтобы их количество не было слишком большим. Нами предлагается использовать 4 веса показателей эффективности бизнес-процесса. По возрастанию значимости предлагается применять такие коэффициенты, как 0,5; 1; 1,5; 2.
Для понимания того, какой вес должен быть присвоен тому или иному показателю, следует использовать метод экспертных оценок и оценить какое влияние на выполнение целей бизнес-процесса и компании может оказать несоответствие каждого из показателей критерию, при котором бизнес-процесс считается эффективным.
Для расчета эффективности бизнес-процесса с учетом всех показателей предлагается
290
где Э - показатель эффективности бизнес-процесса в целом;
Ф - фактическое значение показателя эффективности i-го бизнес-процесса;
П - плановое значение показателя эффективности i-го бизнес-процесса;
В - вес показателя эффективности бизнес-процесса.
После получения показателя эффективности для каждого бизнес-процесса, для оценки системы бизнес-процессов в целом, вводится среднее значение среди показателей, которое и будет свидетельствовать об эффективности процессного управления на предприятии. Критерием эффективности системы в этом случае будет являться значение 100% (значение при котором 100% показателей эффективности бизнес-процессов компании соответствуют критериям).
В заключение можно отметить, что приведенные в статье показатели эффективности инновационного процесса являются основой для разработки системы показателей индивидуальной для каждого предприятия и способны помочь определить значение инновационной деятельности для его эффективной работы.
Литература
1. Andersen Bjom, Per-Gaute Pettersen. The Benchmarking Handbook: Step-by- step Instruction. -London: Chapman & Hall, 1996
2. Репин В.В. Комплексная оценка процесса [Электронный ресурс] / В.В. Репин, В.Г. Елиферов // www.finexpert.ru, 2004.
3. Репин, В.В. Внедрение процессного подхода к управлению [Электронный ресурс] / В.В. Репин, В.Г. Елиферов // www.finexpert.ru, 2002.
4. Хорват, П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием [Электронный ресурс] / П. Хорват // http: //www.intalev.ru / in-dex.php?id=839.206 - 2000.
5. Машковцев, П.В. Процессное управление как основа формирования инновационной деятельности промышленного предприятия / П.В. Машковцев // Вестник Казан. технол. унта. - 2011. - Т.14, №15. - С. 190-194.
© П. В. Машковцев - асп. каф. управления инновационной деятельностью Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексаеева, [email protected]; С. Н. Яшин - д-р экон. наук, проф., зав. каф. управления инновационной деятельностью Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексаеева.