Научная статья на тему 'Процессно-системные вопросы формирования системы менеджмента качества предприятий и организаций'

Процессно-системные вопросы формирования системы менеджмента качества предприятий и организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ЦИКЛ ДЕМИНГА / DEMING CYCLE / QUALITY CONTROL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бастрыкин Д. В.

Рассмотрены проблемы формировании системы менеджмента качества предприятий и организаций на базе международных стандартов качества ИСО 9000:2000.Es sind die Probleme der Formierung des Systems des Qualitätmanagements der Unternehmen und der Organisationen auf Grund der internationalen Standards der Qualität ISO 9000:2000 untersucht.Sont examinées les questions de la formation du système du management de la qualité des entreprises et des organisations à la base des normes internationales ISO 9000-2000.Problems of formation of quality control system of enterprises and organizations on the basis of international standards of quality ISO 9000:2000 are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессно-системные вопросы формирования системы менеджмента качества предприятий и организаций»

ББК У9(2)301-933

ПРОЦЕССНО-СИСТЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Д.В. Бастрыкин

Кафедра «Экономический анализ», ТГТУ Представлена членом редколлегии профессором С.В. Мищенко Ключевые слова и фразы: системы менеджмента качества; цикл Демин-

га.

Аннотация: Рассмотрены проблемы формировании системы менеджмента качества предприятий и организаций на базе международных стандартов качества ИСО 9000:2000.

Процессный и системный подходы являются принципиальной основой при формировании и функционировании системы менеджмента качества (СМК) любой организации.

В стандарте ИСО серии 9000:2000 процесс определен как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы».

Системный подход к менеджменту позволяет связать политику и цели организации с набором взаимосвязанных индикаторов, таких как финансовые показатели; показатели внутренних бизнес-процессов; показатели удовлетворенности сотрудников.

Входами и выходами процессов могут являться как оборудование, материалы, комплектующие компоненты, так и информация, энергия, финансовые и другие ресурсы. Входные и выходные показатели процесса измеряются и анализируются для принятия своевременных управленческих решений и дальнейшего улучшения деятельности организации.

С системным подходом связана и проблема оценивания результатов деятельности организации. Долгое время в этой области господствовал финансовый подход. Сейчас стало очевидно, что к финансовым показателям следует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показатели эффективности бизнес-процессов, а также показатели потенциала роста фирмы и квалификации персонала.

В отношении базовой основы процессно-системного подхода можно апеллировать к концепции «Plan-Do-Check-Act» (PDCA-цикл), предложенный в 1920 г. В. Шухартом и известной в настоящее время под названием «цикл Деминга».

В стандарте ИСО 9001:2000 цикл PDCA описан следующим образом: планирование (plan) - разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации; осуществление (do) - внедрите процессы; проверка (check) - постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах; действие (act) - предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.

В контексте СМК цикл Деминга может быть применен как к каждому отдельному процессу системы, так и к системе процессов в целом. Использование этой концепции позволяет организации реализовать процесс непрерывного улучшения процессов, направленный на постоянный рост эффективности деятельности организации.

ИСО 9001:2000 требует от организации «documents» («документы») для обеспечения эффективной работы и контроля процессов. Термин «документы» касается того, каким образом организация обеспечивает предоставление персоналу информации в отношении между процессами.

Со стороны аудитора СМК в ходе инспекционных посещений требуется оценить процессы с учетом следующих аспектов: идентификация и передача требований клиента; идентификация целей процесса; планирование процесса; определение обязанностей; адекватность документации, описывающей оперативные процедуры; мониторинг характеристик процесса; работа с несоответствиями; проведение корректировочных и предупредительных мероприятий; непрерывное совершенствование; наличие регистрации качества.

ИСО 9001:2000 требует 6 обязательных документированных процедур для следующих ключевых процессов: управление документацией и записями СМК; регистрации качества; внутреннего аудита; управления несоответствующей продукцией; корректирующих действий; предупреждающих действий.

Отметим, что в целом процессный подход в ИСО 9001:2000 позволяет организации: иметь большую гибкость при документировании СМК; разрабатывать документацию в объеме, который действительно необходим для планирования, разработки и контроля собственных процессов и непрерывного совершенствования СМК.

Оценка результативности реализации СМК, проведенная на ОАО «Тамбовское спиртоводочное предприятие “Талвис”» и учитывающая знания и соблюдение внутренних правил, степень их выполнения, по результатам внутренних проверок составила 96,7 %. Расчеты показали, что реализация процессно-системного подхода в СМК ОАО «Талвис» позволит получить экономический эффект в размере 528 430 рублей.

Список литературы

1. Никитин, В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000 / В.А. Никитин, В.В. Филончева. - СПб.: Питер, 2004. - 272 c.

2. Пономарев, С.В. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества : учебное пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. - 248 с.

Process Systematic Matters of Formation of Quality Control Systems of Enterprises and Organizations

D.V. Bastrykin

Department “EconomicAnalysis”, TSTU

Key words and phrases: deming cycle; quality control systems.

Abstract: Problems of formation of quality control system of enterprises and organizations on the basis of international standards of quality ISO 9000:2000 are considered.

Systemfragen der Formierung des Systems des Qualitätmanagements der Unternehmen und der Organisationen

Zusammenfassung: Es sind die Probleme der Formierung des Systems des Qualitätmanagements der Unternehmen und der Organisationen auf Grund der internationalen Standards der Qualität ISO 9000:2000 untersucht.

Problèmes des processus et des systèmes de la formation du système du management de la qualité des entreprises et des organisations

Résumé: Sont examinées les questions de la formation du système du management de la qualité des entreprises et des organisations à la base des normes internationales ISO 9000-2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.