Научная статья на тему 'Процессно-ориентированный подход в управлении бизнес-образованием: опыт применения'

Процессно-ориентированный подход в управлении бизнес-образованием: опыт применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ / БИЗНЕС-ШКОЛА / БИЗНЕС-НАПРАВЛЕНИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ЦЕЛИ И ВЛАДЕЛЬЦЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / МАТРИЦА ОТВЕТСТВЕННОСТИ / PROCESS-ORIENTED AND FUNCTIONAL APPROACH IN MANAGEMENT / BUSINESS SCHOOL / LINE OF BUSINESS / PRINCIPAL AND SUPPORTING BUSINESS-PROCESSES / OBJECTIVES AND PROPRIETOR OF A BUSINESS PROCESS / SUBPROCESSES / RESPONSIBILITY MATRIX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуканич Людмила Владимировна, Коробейникова Светлана Владимировна

Сложившаяся система управления высшим и дополнительным профессиональным образованием, базирующаяся, как правило, на функциональном подходе, слабо соответствует новым задачам и условиям предоставления образовательных услуг – компетентностному подходу, обеспечению гибкости, мобильности, непрерывности процесса образования, а также принципам самофинансирования. Особенно острым последнее условие является для бизнес-школ, в большинстве своем функционирующих на коммерческой основе. Внедрение в практику управления образовательным процессом современного процессно-ориентированного подхода обеспечивает ряд несомненных преимуществ. В настоящей статье представлен опыт применения данного подхода в одной из ведущих отечественных бизнес-школ – те преимущества и проблемы, которые сопровождали его разработку и внедрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process management in Russian business education

This paper presents the outcomes of implementation of the process-orientated approach to business education based on the experience of one of the leading Russian business schools. Formed at the beginning of 1990’s, the current management system in Russian business education has been predominantly based on the principles of functional management, which in turn does not comprehensively address the emerging objectives and terms of modern-day education providers in Russia. The countries’ business schools are of the particular concern of the issue, considering the factors of their recent establishment and revenue-based financing. The implementation of modern-day process-orientated approach in the management system of education providers results in an array of apparent advantages.

Текст научной работы на тему «Процессно-ориентированный подход в управлении бизнес-образованием: опыт применения»

ционном режиме на динамическом уровне. Она предоставляет возможность пошагового решения задачи согласно определенным алгоритмам с отображением и визуализацией промежуточных и итоговых результатов.

Литература

1. Богун В.В. Реализация расчетных проектов при организации дистанционного

обучения математике // Компьютерные инструменты в образовании. 2011. № 6.

2. Богун В.В. Информационные особеннос-

ти динамической системы мониторинга дистанционных учебных проектов // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3.

3. Богун В.В. Использование информацион-

ной динамической системы мониторинга дистанционных учебных проектов в обучении математике. Канцлер, 2010. 136 с.

Л.В. ДУКАНИЧ, профессор С.В. КОРОБЕЙНИКОВА, доцент Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Процессно-ориентированный подход в управлении бизнес-образованием: опыт применения

Сложившаяся система управления высшим и дополнительным профессиональным образованием, базирующаяся, как правило, на функциональном подходе, слабо соответствует новым задачам и условиям предоставления образовательных услуг - ком-петентностному подходу, обеспечению гибкости, мобильности, непрерывности процесса образования, а также принципам самофинансирования. Особенно острым последнее условие является для бизнес-школ, в большинстве своем функционирующих на коммерческой основе. Внедрение в практику управления образовательным процессом современного процессно-ориентированного подхода обеспечивает ряд несомненных преимуществ. В настоящей статье представлен опыт применения данного подхода в одной из ведущих отечественных бизнес-школ - те преимущества и проблемы, которые сопровождали его разработку и внедрение.

Ключевые слова: процессно-ориентированный подход, функциональный подход в управлении; бизнес-школа; бизнес-направления; бизнес-процесс, основные бизнес-процессы, обеспечивающие бизнес-процессы; цели и владельцыбизнес-процессов; матрица ответственности

Ориентация современной образовательной системы на результативность (овладение набором компетенций), мобильность, гибкость и непрерывность требует не только переосмысления целей и задач, стоящих перед нею, но и изменений в структуре и методах управления образовательным процессом. В данной статье речь пойдет об относительно новом для России виде образовательных услуг - бизнес-образовании, реализуемом в рамках системы послевузовского образования, в том числе в бизнес-

школах, главным назначением которых является подготовка высококвалифицированных кадров для сферы управления бизнесом. Для них особенно актуально применение современных подходов к управлению своей деятельностью, позволяющих наиболее эффективно использовать имеющиеся кадровые и финансовые ресурсы, обеспечивать, наряду с высоким качеством предоставляемых образовательных услуг, достаточную с позиций самофинансирования прибыльность.

120

Высшее образование в России • № 5, 2013

В настоящее время в менеджменте наиболее прогрессивным признан процессный подход к управлению, согласно которому оно рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих процессов. Эффективность данного подхода подтверждается многими зарубежными и отечественными специалистами [1—3]. Однако в управлении российскими образовательными учреждениями до сих пор применяется практически повсеместно функциональный подход, не обеспечивающий, на наш взгляд, должной гибкости, результативности и качества в условиях перехода к новой образовательной модели.

Итак, при процессном подходе объектом управления выступают процессы, которые могут проходить через несколько или даже все подразделения образовательной организации или ее структурного подразделения (бизнес-школу, факультет и др.), ориентируя их на конечный результат - овладение обучаемыми набором компетенций и навыков, определенных стандартами обучения. Значимым преимуществом данного подхода является то, что для каждого процесса должен быть назначен его владелец и определена цель, степень достижения которой рассматривается в качестве критерия эффективности процесса. Владелец несет личную ответственность за исполнение цели, что существенно с позиций решения задачи повышения качества образования. Через реализацию совокупности целей процессов достигаются цели отдельной программы и всей организации.

Хорошо ложится на специфику управления образовательной деятельностью и введенное М. Портером деление процессов на: 1) основные, связанные непосредствен-нос оказанием услуги, в нашем случае -образовательной; 2) обеспечивающие, посредством которых осуществляется поддержка основных процессов (логистика, информационное обеспечение и т.п.); 3) управленческие (установление целей и фор-

мирование условий для их достижения). Основные процессы создают добавочную стоимость продукта, сам продукт (услугу), формируют результат и потребительские качества, нацелены на получение коммерческого результата. Обеспечивающие процессы являются своего рода поставщиками основных процессов и формируют инфраструктуру организации [4]. Так, основными процессами в образовательных структурах являются проектирование, разработка и реализация образовательных программ (направлений), прием обучающихся, научные исследования и разработки и др.

Процессно-ориентированный подход реализуется в несколько этапов: 1) выделение бизнес-направлений организации с обозначением составляющих их бизнес-процессов; 2) построение дерева бизнес-процессов; 3) описание структур, реализующих бизнес-процессы; 4) оценка и выбор бизнес-процессов для их последующего детального описания, анализа и оптимизации (это касается прежде всего ключевых бизнес-процессов или процессов, которые признаны узкими местами); 5) обработкаи формирование на их основе наборов руководящих документов и блок-схем бизнес-процессов с выделением информационных потоков [4; 5].

Выделение бизнес-направлений организации проводится в разрезе видов продукции и (или) услуг, которые она производит и реализует на внешнем рынке. Фиксация бизнес-направлений деятельности позволяет структурировать бизнес-процессы организации, что и осуществляется на втором этапе. В качестве примера приведем перечень бизнес-направлений (в части оказания образовательных услуг), который характерен для одной из ведущих российских бизнес-школ: программы МВА с детализацией по направлениям (Евро-менеджмент, Коммерция и др.) и формам реализации (очно-заочная, модульная, выходного дня, дистанционная); программа «Доктор делового администрирования» (DBA); программа перепод-

готовки кадров; корпоративные программы; краткосрочные семинары и тренинги.

Важным звеном в реализации подхода является определение и описание ключевых «заинтересованных сторон »(ЗС) каждого бизнес-направления (а затем и бизнес-процесса), к которым относятся: клиенты, поставщики услуг для бизнес-направления, партнеры, государственные структуры разного уровня, средства массовой информации и др.

Затем устанавливаются основные и вспомогательные процессы, лежащие соответственно в области основной или обеспечивающей деятельности. При описании процессов вначале каждому из них дается наименование, отражающее их суть, затем для каждого из них обозначается «начало и конец» и назначается владелец. Далее осуществляется описание окружения бизнес-процесса (совокупность его входов и выходов) с указанием «поставщиков» и «клиентов ». Первичный вход - это вход, инициирующий начало процесса. Первичный выход - это основной результат, ради которого существует каждый бизнес-процесс. После описания окружения бизнес-процесса осуществляется описание (вертикальное и горизонтальное) его внутренней структуры. При вертикальном описании отражаются работы (действия), из которых бизнес-процесс состоит. На этапе горизонтального описания описываются взаимодействия между работами, включая материальные и информационные потоки. В настоящее время существует несколько десятков подходов, или стандартов, описания бизнес-процессов - АИК, IDEF0, DFD и WFD и др. [2].

Каждый процесс при необходимости может быть детализирован, т.е. поделен на подпроцессы. Так, например, для бизнес-процесса «Набор слушателей», который является одним из центральных и одновременно универсальным процессом для всех бизнес-направлений рассматриваемой бизнес-школы, были выделены следующие

подпроцессы: 1) обсуждение и принятие решения о дате набора группы, стоимости программы, количестве слушателей, обеспечивающем ее рентабельность; 2) информирование отдела маркетинга о размещении рекламы; 3) получение заявок и подготовка документов для оформления слушателей на программу; 4) прием документов; 5) оформление договора со слушателями о предоставлении образовательных услуг; 6) окончательное формирование группы слушателей.

В качестве иллюстрации далее представлено описание одного из обеспечивающих бизнес-процессов («Подбор и наем персонала »), выполненного в ходе реинжиниринга системы управления нашей бизнес-школы в соответствии с ранее описанными правилами. Цель данного бизнес-процесса -повышение эффективности процесса отбора и приема на работу персонала с позиций его соответствия задачам и обязанностям, определенным исходя из общей цели. Назначение процесса заключается в обеспечении школы квалифицированным персоналом, закрытии вакансий штатного расписания с учетом особенностей деятельности данной образовательной структуры. Окружение бизнес-процесса составляют входы и выходы, а также поставщики и клиенты процесса. Выделено две границы бизнес-процесса: начало- поступление запроса от профильного подразделения и окончание - направление сотрудника на рабочее место (табл. 1, 2).

В результате дальнейшей детализации данного бизнес-процесса в качестве подпроцессов были выделены: 1) поступление запроса о наличии вакантного места в структурном подразделении с перечислением требований к соискателю; 2) размещение информации о наличии вакансии в различных источниках: на веб-сайте бизнес-школы, веб-сайтах по поиску работы, в газетах и у кадровых агентств; 3) первичный отбор на основе анализа резюме и другой информации о кандидате; 4) про-

122

Высшее образование в России • № 5, 2013

Таблица 1

Входы и поставщики бизнес-процесса «Подбор и прием персонала»

Первичные входы Первичные поставщики

Запрос о наличии вакансии Структурное подразделение

Вторичные входы Вторичные поставщики

Соискатель Рынок труда

Резюме Соискатель, кадровое агентство, служба занятости

Контакт с соискателем Заместитель декана школы

Таблица 2

Выходы и клиенты бизнес-процесса «Подбор и прием персонала»

Первичные выходы Первичные клиенты

Заполненная вакансия Структурное подразделение

Вторичные выходы Вторичные клиенты

Приказ, трудовая книжка, личное дело Кадровый архив

Информация об отказе Соискатель

Объявление о вакансии СМИ

ведение собеседования с кандидатами; 5) вторичный отбор; 6) оформление трудовых отношений.

Далее технологией подхода предполагается составление и анализ диаграммы окружения бизнес-процесса, которая иллюстрирует движение входов, поставщиков, выходов и клиентов процесса в их взаимосвязи. Следующий шаг - описание функциональной структуры бизнес-процесса, которая детально определяет все действия, из которых он должен состоять, в порядке очередности их выполнения. Затем рассматривается движение потоков объектов бизнес-процесса, представленное информационными потоками на разных носителях (в бумажном виде, на электронном носителе, в устной форме). Приведем в качестве примера структуру потоков объектов данного бизнес-процесса (табл. 3).

Завершающим этапом описания бизнес-процесса является построение его схемы.

Структура потоков объектов бизнес-]

Схематическая иллюстрация процесса позволяет наглядно увидеть всю совокупность выполняемых действий с учетом альтернатив решений.

Реализация процессного подхода позволяет представить функционирование образовательной структуры в виде системы последовательных, целенаправленных и, что также немаловажно, регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в результаты процесса (выходы), представляющие ценность для потребителей образовательных услуг.

После проведения данной процедуры происходят качественные изменения в процессах управления бизнес-школой. К ним можно отнести следующие:

• одновременно с сохранением простоты процессов происходит объединение нескольких должностей в одну, что позво-

Таблица 3 щесса «Подбор о прием персонала»

Информация на бумажном носителе (документы) Устная информация Информация на электронном носителе

Запрос Представление Резюме соискателя на бумажном носителе Приказ, трудовая книжка Решение декана школы о приеме Запрос к соискателю Телефонный звонок Устные комментарии Информация об отказе Контакт с соискателем Объявления о вакансии Резюме в электронной версии

ляет сократить издержки как на оплату труда, так и на оборудование рабочего места сотрудника;

• происходит увеличение скорости выполнения процесса, снижение количества ошибок, задержек и переделок;

• у персонала формируется мотивация к улучшению качества выполняемых заданий вместе с сокращением издержек, что снижает потребность в контроле и, соответственно, уменьшает накладные расходы;

• происходит горизонтальное и вертикальное сжатие процесса за счет принятия работниками самостоятельных решений;

• отказ от строгой линейности в пользу естественного порядка выполнения процессов приводит к существенному ускорению всего управленческого процесса;

• отказ от стандартизации;

• сокращение числа сверок между подразделениями;

• сосредоточение процесса в руках одного сотрудника, что способствует улучшению качества обслуживания, повышает потребительскую лояльность клиента и имидж программы.

Применение процессного подхода позволяет решить еще одну перспективную задачу - автоматизацию и активное внедрение интернет-технологий в организацию управления как основными образовательными, так и вспомогательными бизнес-про-цесами в этой сфере. В условиях процесс-

ного управления привлекательно выглядит перспектива передачи отдельных элементов бизнес-процессов внешним контрагентам на принципах аутсорсинга и краудсорсинга. Заранее определив параметры бизнес-процессов, влияющие на их ценность для потребителя, можно привлекать на конкурсной основе практически неограниченное количество исполнителей и дистанционно контролировать их. Такими направлениями могут стать: процессы кредитования слушателей различными финансовыми организациями, формирование контингента слушателей с привлечением кадровых агентств, а также привлечение профессорско-преподавательского состава из различ-ныхстран мира.

Литература

1. Бизнес-образование: специфика, програм-

мы, технологии, организация / Под общ. ред. С.Р. Филоновича. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

2. Ермакова С.Э. Управление бизнес-процес-

сами в медицинской организации. М.: МАКС Пресс, 2009.

3. Хаммер М, Чампи Дж. Реинжиниринг биз-

неса. Манифест революции в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007.

4. Портер М. Конкуренция. Киев: Вильямс,

2001.

5. Ковалев С.М. Бизнес-процессы, основные

стандарты их описания // Справочник экономиста. 2006. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.