Научная статья на тему 'Процесс: взаимодействие и движение'

Процесс: взаимодействие и движение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
711
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ / ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ / ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бондаренко Евгений Алексеевич

В статье рассмотрен вопрос о процессе как о взаимодействии между частями материальной действительности и как о движении частей материальной действительности; обосновано существование материального объекта при взаимодействии и во взаимодействии; отмечены единство и противоположность взаимодействия и движения; дано определение процессу, взаимодействию и движению; рассмотрены взаимодействие и движение на примерах «Броуновского движения», движения планет Солнечной системы и существования химических соединений «благородных (инертных)» газов; приведены основные типы взаимодействия; приведено графическое изображение первой и второй строк диалектического материализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс: взаимодействие и движение»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОЦЕСС: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ДВИЖЕНИЕ Бондаренко Е. А.

Бондаренко Евгений Алексеевич - инженер, служба пути Санкт-Петербургского метрополитена, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос о процессе как о взаимодействии между частями материальной действительности и как о движении частей материальной действительности; обосновано существование материального объекта при взаимодействии и во взаимодействии; отмечены единство и противоположность взаимодействия и движения; дано определение процессу, взаимодействию и движению; рассмотрены взаимодействие и движение на примерах «Броуновского движения», движения планет Солнечной системы и существования химических соединений «благородных (инертных)» газов; приведены основные типы взаимодействия; приведено графическое изображение первой и второй строк диалектического материализма.

Ключевые слова: часть материальной действительности, материальный объект, явление природы, объективная реальность, субъективная реальность, взаимодействие и движение

Уважаемый читатель, статья, предлагаемая вашему вниманию, посвящена материальному объекту, который является предметом изучения не только естественных наук, но и общественных наук, которые изучают и выявляют закономерности развития человеческого общества. Можно по-разному относиться к человеку: по мнению одних людей это «царь природы», которому подвластны и силы природы, и твердь земная, и небеса, и морские глубины, и даже космические просторы. По мнению других - человек всего лишь «былинка» в бескрайних космических просторах Вселенной. Но независимо от того, что именно Вы думаете по этому поводу, человек является, прежде всего, частью того, что его окружает. Именно поэтому автор этой статьи настаивает на публикации ее в разделе «физико-математические науки» журнала «Проблемы науки».

Выбор объекта исследований и правильные представления о нем играют огромную роль в постановке задачи и выборе методов ее успешного решения, а физика и математика - являются естественными науками, которые во многом влияют на наше отношение к окружающей человека действительности. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы именно те, кто занимается фундаментальными исследованиями в науке, имели четкое представление о том объекте, с которым им приходится иметь дело. Для этого необходимо формировать мировоззрение, руководствуясь не решением математических уравнений, а учением о материи и материальном объекте. И физика, и математика - это, прежде всего, мощнейший инструмент в процессе познания Природы, но ни физика, ни математика не могут заменить собой диалектического материализма - диалектики мышления человека в процессе познания законов развития Природы. Именно философия должна стоять во главе угла - поскольку именно эта наука занимается формированием мировоззрения человека на все то, что его окружает. Тогда нам не придется иметь дело с совершенно непонятными идеями и очередными мифами о Природе. Скажите, пожалуйста, в какой нормальной голове могла зародиться идея о расширяющейся Вселенной? Никто, почему-то не задает вопроса о том, куда же она расширяется и что ее окружает? Мифы древней Эллады, намного красочнее и поэтичней, чем научный миф о расширяющейся в «никуда» Вселенной. Сегодня, помимо многих мифов в космологии существуют и другие

научные мифы в мире элементарных частиц, например, - «кварковая» модель строения элементарных частиц, которая преподносится нам как «научно обоснованная», «общепризнанная теория», за которую, кстати говоря, разработчикам

- «мифотворцам» уже вручена Нобелевская премия! К этой теме мы обязательно еще вернемся и внимательно разберем самые слабые места этих «теорий», - а правильнее сказать мифов, которые являются наглядным и убедительным примером тому, что эти, так сказать, «теории» не имеют, к величайшему сожалению, несмотря на изобилие математических и физических символов, ничего общего с наукой. Надеюсь, что физики-теоретики и математики с должным вниманием и уважением относятся к научным журналам и отслеживают публикуемые материалы. И в заключение этого короткого отступления, хотелось бы напомнить Вам слова великого итальянца эпохи Возрождения - Данте Алигьери [1, с. 26]:

«Здесь нужно, чтоб душа была тверда;

Здесь страх не должен подавать совета».

Это единственное требование, которое Карл Маркс счел необходимым поставить у входа в науку [3, с. 9] . Полностью разделяю эту точку зрения и выражаю свое полное согласие с ним. Надеюсь, что «философы» простят меня за сделанный мною выбор в пользу естественных наук, тем более что они никоим образом не останутся без работы

- непременно найдутся другие более достойные авторы для их критики и цитирования. В силу изложенных выше причин считаю необходимым публикацию данной статьи в разделе «физико-математические науки» журнала «Научные проблемы», хотя она и не содержит в себе ни физических, ни математических символов. Символы никуда не денутся и обязательно появятся в силу одного весьма существенного обстоятельства - философия, это наука, не менее важная и точная, чем скажем, физика или математика. Прошу Вас принять это как должное и относится к философии с пониманием и уважением.

В предыдущей статье, опубликованной в декабре 2016 г. на страницах журнала «Проблемы науки» № 12 (13), посвященной рассмотрению «бытия» частей материальной действительности, был сделан вывод о том, что части материальной действительности с одной стороны представляют собой явления природы, а с другой

- предмет изучения человека. Как явление природы часть материальной действительности ни что иное - как часть объективной реальности, и в то же время, как предмет изучения человека, - часть субъективной реальности. Поэтому материальный объект - произвольно выбранная часть материальной действительности, представляет собой и часть объективной реальности, и часть субъективной реальности, являясь одновременно и частью природы, и частью материального мира. Там же было отмечено, что человек не просто познает природу, но и сохраняет накопленные знания, путем создания новых частей материальной действительности, используя для этого известные ему явления природы. Поэтому нет ничего нового в том, что создаваемые человеком части материальной действительности являются, прежде всего, частями объективной реальности, хотя в природе их не встретишь и своим существованием они во многом обязаны человеку. Например, лист писчей бумаги. Для его производства потребуется древесина, вода и некоторые химические компоненты, которые позволяют склеить древесные волокна и придать бумаге определенные потребительские свойства: механическая прочность, белизна, толщина листа, (плотность бумаги) и т. д. Все материалы для изготовления бумаги мы берем в «кладовых» природы и создаем необходимые компоненты для решения конкретных задач. Воду берем из рек и озер, минеральные вещества - из карьеров, рудников и шахт, древесину заготавливаем в лесах - одним словом, используем природные ресурсы, как натуральные, так и синтетические -разработанные и произведенные человеком. В результате производственного

6

процесса перед нами оказывается обычный лист писчей бумаги, купленный в магазине. Природа не позаботилась о создании «листа бумаги», но человек придумал, как создать этот материал и придать ему необходимые потребительские свойства. Поэтому, не существуя в природе как часть объективной реальности - «лист бумаги», благодаря человеку представляет собой все-таки ее часть, - часть объективной реальности, созданную человеком. От «диалектики» никуда не денешься - это происходит помимо нашей воли, потому что человеку необходимо расти и развиваться, как новорожденному младенцу. Можно поднять и переместить на некоторое расстояние обычный камень - булыжник, но он так и останется «булыжником», несмотря на то, что человек переместил его в другое место. Можно набрать целую груду камней, и сложить из них стену, построить крепость или дом, но от этого «стена» не перестанет быть частью природы, хотя человек приложил к ее созданию свой талант и свои руки. Что бы мы ни делали, и как бы мы ни старались -части материальной действительности останутся, прежде всего, частями природы, -частями объективной реальности. С помощью различных технологических процессов мы оказываем воздействие на части материальной действительности и придаем им необходимые нам потребительские свойства. Глубина преобразований частей материальной действительности может быть просто фантастической - от невзрачного куска руды до точнейшего измерительного инструмента, но и то, и другое останется частью природы. Процесс - это произвольное изменение части (частей) материальной действительности, на которую направлено воздействие другой (других) части (частей) материальной действительности.

Чтобы отколоть кусок камня, например, по нему надо «ударить», причем ударить достаточно сильно, чтобы нарушить межкристаллическое взаимодействие внутри камня. Воздействие, которое мы оказываем на камень «извне», имеет ту же природу, что и «внутри» камня, т. е. - это процесс, который носит название «взаимодействие» между частями материальной действительности. Во взаимодействии, как отмечалось уже выше в предыдущей статье, - может принимать участие сколько угодно частей материальной действительности, но никак не менее двух, поскольку взаимодействие -это взаимное действие частей материальной действительности, направленное на их изменение или развитие. В состав Солнечной системы, например, входит девять планет, и все они связаны друг с другом, а также с нашей звездой - Солнцем. Можно не учитывать влияние Меркурия или Юпитера, например, на «движение» Земли по своей орбите, но это не означает, что они не влияют на поведение нашей родной планеты. Они точно так же, как и Земля, вносят свою лепту - свой вклад в общее взаимодействие внутри Солнечной системы. «Движение» Земли по своей орбите - это не что иное, как изменение ее положения относительно других планет Солнечной системы и относительно центра Солнца. Изменение положения Земли и других планет Солнечной системы происходит не потому, что она движется, - из-за взаимодействия внутри Солнечной системы. Взаимодействие обеспечивает стабильность Солнечной системы и динамическое равновесие внутри нее. Вот причина того, что происходит изменение положения планет друг относительно друга. Взаимодействие стоит во главе угла, а не прячется по углам. Хотелось бы подчеркнуть, что именно взаимодействие обеспечивает стабильность системы, причем не только внутреннее взаимодействие, но и взаимодействие снаружи, поскольку Солнечная система «гуляет не сама по себе». Солнечная система - не кошка, а находится внутри галактики - частью которой она является. Вот то, чем мы должны руководствоваться при изучении «движения» планет внутри Солнечной системы. Еще раз хотелось бы повторить, что «движение» - это образ взаимодействия. Иначе говоря, взаимодействие служит праобразом движению во временном пространстве. Человека очень не трудно обмануть - мы наблюдаем перемещение планет внутри Солнечной системы и принимаем желаемое за действительность, утверждая, что все вокруг движется. Да, планеты перемещаются и

7

меняют свое положение относительно друг друга. Да, они вращаются вокруг нашей звезды - Солнца. Только вот взаимодействие между планетами обусловлено не их перемещением относительно друг друга и относительно Солнца, поскольку именно взаимодействие является той самой причиной, которая обуславливает стабильность и динамическое равновесие внутри системы и которая вызывает их перемещение. Поэтому говорить о движении, как о причине существования Солнечной системы неверно. Причиной ее существования является взаимодействие, а следствием существования Солнечной системы служит ее взаимодействие с другими частями нашей Галактики. Иначе говоря - она просто не может существовать вне взаимодействия. Вот в чем состоит суть «бытия» части материальной действительности, которая получила название «Солнечная система».

Подмена понятий произошла не по вине Ф. Энгельса, К. Маркса или В. Ульянова (В.И. Ленина) - они занимались каждый своим делом и жили в очень не простое время: это произошло намного раньше, до зарождения диалектического материализма. Эволюция - это движение, революция - это тоже движение, развитие и совершенствование производственных отношений - также движение, течение рек, дождь, гроза, полет космического аппарата - везде и всюду движение. Везде и всюду одно движение и только иногда проскальзывает такое понятие как «взаимодействие». Люди просто обманывали самих себя, совершенно игнорируя «взаимодействие» как источник «бытия» - как причину и следствие «бытия» частей материальной действительности, каждая из которых имеет право на существование и право проявить свое существование, - каждая из которых обладает способностью к существованию и способностью проявить себя - проявить свое существование. Ф. Энгельс и В. Ульянов попали во власть иллюзий, утверждая, что материя существует только в движении. В начале ХХ в. В.И. Ульянов (Ленин) дал в целом очень неплохое определение материи, только эта «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них», на мой взгляд, - остро нуждается в уточнении, поскольку это далеко не все, что следует сказать о материи и что должно быть сказано [3]. В дальнейшем мы обязательно вернемся к этому вопросу - сейчас мы к этому просто не готовы. Надо обсудить еще очень многое.

Общественные науки даже в начале и в течении XX столетия развивались вяло, особенно в области философских проблем естествознания, хотя философов было предостаточно. У В.И. Ульянова не было достаточно времени для работы над философскими проблемами естествознания, хотя он написал несколько прекрасных философских работ по диалектическому и историческому материализму. Да, мы не знаем, как выглядит взаимодействие, и поэтому говорим о том, как мы себе его представляем - подменяя тем самым причину ее следствием, одно понятие, подменяем другим. Сегодня «на дворе» XXI век и время тоже не простое, но надо уметь признавать ошибки и исправлять их. Мы не можем представить себе взаимодействие иначе как движение во временном пространстве. Еще раз повторюсь, - движение это образ взаимодействия. Именно поэтому из-за подмены понятий не произошло большой беды - по сути, движение соответствует взаимодействию и одновременно противопоставляется ему, поскольку не является таковым. Движение это описание взаимодействия между частями материальной действительности, того процесса в котором они принимают участие.

Поэтому отрицая наличие взаимодействия, мы тем самым отрицаем движение, которое служит его описанием. Отрицать взаимодействие категорически нельзя -нельзя лишать части материальной действительности их единственной возможности к существованию, поскольку взаимодействие является причиной и следствием их существования. Единственной формой существования материального объекта служит взаимодействие - он существует только при взаимодействии и только во

8

взаимодействии, - благодаря взаимодействию между частями материальной действительности, входящих в его состав он существует и проявляет свое существование во взаимодействии с другими частями материальной действительности, составляющими его окружение. Какая-либо иная возможность к существованию материального объекта просто отсутствует, разумеется, если мы не желаем вернуться к «божественности происхождения». Еще и еще раз повторю -взаимодействие, - единственная форма существования материального объекта. Только при взаимодействии внутри материального объекта он может существовать, и только во взаимодействии он может проявить свое существование, - взаимодействуя с тем, что его окружает.

Предлагаю внимательно рассмотреть еще один, хорошо всем знакомый пример -«Броуновское движение». Возьмем немного труднорастворимой в воде краски в виде мелко дисперсионного порошка и поместим в стакан с водой. При внимательном рассмотрении картины поведения частиц краски под микроскопом заметно, что частицы краски хаотичным образом перемещаются. «Броуновское движение» частиц краски происходит потому, что они находятся во взаимодействии с молекулами воды и их перемещение обусловлено именно этой причиной. Впервые это явление исследовал Р. Браун, который наблюдал в микроскоп движение цветочной пыльцы, взвешенной в воде. «Наблюдаемые частицы (броуновские) размером ~ 1мкм и менее совершают неупорядоченные независимые движения, описывая сложные зигзагообразные движения. Интенсивность Броуновского движения не зависит от времени, но возрастает с ростом температуры среды, уменьшением ее вязкости и размеров частиц (независимо от их химической природы)» [2, с. 229]. Как видно из приведенного примера, речь идет опять же - о движении и это, отнюдь не случайно: люди воспринимают и описывают взаимодействие как движение. Там же, читаем -«причины Броуновского движения - тепловое движение молекул среды и отсутствие точной компенсации ударов, испытываемых частицей со стороны окружающих ее молекул» [2, с. 229]. «Отсутствие точной компенсации ударов» - это не что иное, как взаимодействие, взаимодействие между частицей и молекулами воды.

Автор цитируемой статьи о Броуновском движении не акцентирует внимание на различиях между «движением» и «взаимодействием», и так происходит с описанием многих других известных человеку явлений природы. Люди, которые занимаются наукой, не видят и не понимают различий между «взаимодействием» и «движением», но это не одно и то же. Взаимодействие никуда не исчезает - это объективная реальность, которая воздействует не только на человека и воспринимается не только им, поскольку во взаимодействии принимают участие многие части материальной действительности, одной из которых является человек. Изменение всех остальных частей материальной действительности, которые окружают человека, вызвано наличием взаимодействия, а не его отсутствием. Части материальной действительности не имеют ни малейшего понятия о том, что они куда-то перемещаются, что происходит их движение - поступательное, вращательное или колебательное, что у них имеется импульс движения, что на них действуют силы притяжения и отталкивания, вращательный момент, и, как результат всего этого -изменение их энергетического состояния. Они просто существуют и просто изменяются, потому, что вступают в определенные отношения друг с другом, совершенно не подозревая об этом. Причем единственной причиной их существования служит взаимодействие, о котором они так же не имеют ни малейшего представления. Взаимодействие «сидит» внутри частей материальной действительности и «окружает» их снаружи, вызывая все те изменения, которые с ними происходят. От него не отмахнешься, как от назойливой мухи - и ни одной части материальной действительности не удастся вырваться из цепких объятий взаимодействия, как бы мы не старались.

Приходится повторить еще раз, что взаимодействие - это объективная реальность, которая существует независимо от человека, от его сознания, от его воли, знаний, профессиональных навыков, его представлений об окружающей действительности, его восприятия и т.д. Движение, в отличие от взаимодействия, существует благодаря человеку - его восприятию окружающей действительности и представлениям о ней, от его профессионализма, его знаний и т.д. Движение - это тоже объективная реальность, только созданная человеком, по сути - это описание взаимодействия на основании тех представлений об окружающей нас материальной действительности, которые наиболее полно отображают наблюдаемые человеком явления природы или изменения частей материальной действительности. Поэтому взаимодействие и движение с одной стороны находятся в соответствии друг с другом, а с другой стороны - противопоставляются друг другу в одно и то же время.

Предлагаю перейти к рассмотрению очередного примера, который всем хорошо известен со школьной скамьи. Среди химических элементов имеется целая группа газов, носящих название «инертные или благородные газы». По своим химическим свойствам все эти газы - гелий, неон, аргон, криптон, ксенон, радон, - крайне неохотно вступают в химические реакции с другими химическими элементами. Иными словами, способность к химическому взаимодействию у вышеназванных газов из-за полностью заполненного внешнего энергетического уровня электронами, находится на очень низком уровне и поэтому они очень неохотно вступают в химические реакции. Но даже это обстоятельство не означает, что взаимодействие может исчезнуть или «раствориться» как кусок сахара в стакане горячего чая. Отсутствие высокой реакционной способности говорит, с точки зрения химика, о том, что данные химические элементы способны образовывать межмолекулярные связи, неполяризованные химические связи (ковалентные связи) при химическом взаимодействии с другими молекулами или поляризованные связи при создании соответствующих условий. Обнаружение химических соединений «благородных» газов занятие достаточно сложное, но крайне увлекательное: «еще в 1896 г., спустя два года после открытия аргона, П. Виллард, подвергая газ давлению над водой при 0°С, получил кристаллогидрат состава Ап6Н2О. Вслед за ним Р. де Форкран в первой четверти ХХ в., пользуясь тем же методом, синтезировал подобные соединения криптона Кп5,75Н2О и ксенона Хе^5,75Н2О. В нашей стране интерес к соединениям инертных газов проявлял Б.А. Никитин, работавший в Радиевом институте Академии наук. В1940-х гг. он получил не только гидраты радона, неона и аргона, но и однотипные соединения радона и ксенона с фенолом и толуолом общей формулы R•2C6H5OH и R•2C6H5CH3 (где R - инертный газ). Он называл эти соединения молекулярными, поскольку считал, что в них связь осуществляется не за счет взаимодействия между атомами, а в результате межмолекулярного притяжения, и оказался прав. В 1948 г. Г. Пауэлл ввел для таких соединений термин «клатраты» [4, с. 1]. Далее, не стану расписывать всего того, что происходило вплоть до мая 1962 г., - попыток, синтезировать химические соединения благородных газов, было немало, но они не увенчались успехом. «Все изменилось в мае 1962 г., когда англичанин Нил Бартлет, работавший в университете провинции Британская Колумбия (Канада, Ванкувер) опубликовал свое первое сообщение о синтезе соединения ксенона с гексафторидом платины Xe[PtF6]» [4, с. 3]. Это твердое соединение желтого цвета было получено в результате химической реакции (химического взаимодействия) газообразного гексафторида платины [PtF6] и ксенона.

Сегодня известно и о других химических соединениях инертных газов - например, дифторид ксенона ХеБ2 и некоторые другие. Этот пример весьма показателен в том плане, что один тип взаимодействия может сочетаться с каким-либо другим - в данном случае приведены примеры образования межмолекулярных связей в одних соединениях - R•2C6H5OH (где R - инертный газ) и чисто химическим взаимодействием (поляризованной химической связью) в других - XeF2.

10

Низкая склонность «благородных газов» к образованию химических соединений создает иллюзию, что взаимодействие отсутствует и может исчезнуть, однако, помимо химического взаимодействия существует взаимодействие физическое - совсем другого типа, качественно отличного от химического взаимодействия, например. И поэтому взаимодействие, как бы нам не хотелось - никуда не исчезает, а остается на своем месте, изменившись качественно. Ставить на этом точку в разговоре о взаимодействии считаю преждевременным, поскольку существует еще один тип важный тип взаимодействия, о котором тоже следует сказать несколько слов.

Помимо физического и химического типов взаимодействия существует еще одно -биологическое взаимодействие, в котором, вне всяких сомнений, принимают участие представители флоры и фауны. Одним из представителей «фауны», наряду с другими представителями животного мира, - является сам человек и у него имеются органы чувств, которые помогают ему воспринимать окружающие его части материальной действительности. Человек в состоянии воспринимать цвета, запахи, звуки, осязать окружающую его действительность и испытывать вкусовые ощущения, - существует еще одно, так называемое «шестое» чувство - интуиция, которая позволяет человеку избежать неприятных последствий или прямой опасности. Интуиция это, так сказать, дар предвидения развития ситуации или, - комплексная оценка организма человека своих ощущений на основании того опыта, который возникает у него при преодолении критических ситуаций. Все чувства человека в таких ситуациях предельно обостряются и выходят за привычные рамки восприятия. Поэтому интуиция - неосознанные действия человека, совершаемые им на подсознательном уровне, спасают его от опасностей. Один человек опаздывает на свой рейс, другой -переносит запланированную ранее поездку на более поздний срок, третий - в силу каких-то непонятных ощущений сдает свой билет, а потом все искренне удивляются тому, что остались живы и не оказались в критической ситуации. Примеров, казалось бы, ничем не обоснованных действий человека, в той или иной ситуации не мало, но все они свидетельствуют об одном - биополе (аура) человека, формируемое органами его чувств и самим организмом человека, воспринимает воздействие окружающей среды и неосознанно формирует ответную реакцию человека. Не являюсь специалистом в области психофизиологического воздействия на человека, я постарался в доступной форме изложить свое понимание «шестого» чувства.

Чувства человека позволяют ему воспринимать воздействие «извне», т. е воздействие частей материальной действительности, которые его окружают, а также сформировать их образ. На каждого человека снаружи оказывается воздействие, которое, опять же - каждый воспринимает по-своему. Один и тот же фактор может оказывать разное воздействие на человека: один дышит легко и свободно, а другой испытывает дискомфорт при одном и том же атмосферном давлении. Первый свободно перемещается из одной климатической зоны в другую, а второй оказывается метеозависимым и плохо переносит жару. Можно привести очень много различных примеров из нашей обыденно повседневной жизни, которые ярко и красочно нарисуют картину биологического воздействия на человека. Не хочется впустую тратить ваше и свое время, - примеры биологического взаимодействия можете подобрать по своему вкусу.

Помимо уже названных типов основного взаимодействия, о которых говорилось выше, следует назвать еще три типа взаимодействия, не менее важных по своему значению:

- физико-химическое взаимодействие (физическая химия),

- биохимическое взаимодействие (биохимия),

- биофизическое взаимодействие (бионика).

Суммируя сказанное, следует отметить, что все его типы могут быть сведены к шести основным типам:

- физическое взаимодействие (физика);

11

- химическое взаимодействие (химия);

- биологическое взаимодействие (биология);

- физико-химическое взаимодействие (физическая химия);

- биохимическое взаимодействие (биохимия);

- биофизическое взаимодействие (бионика).

Физическая наука (физика), например, включает в себя очень многие разделы физических знаний - оптика или оптические явления, гидростатика и гидродинамика, электростатика и электродинамика, аэростатика и аэродинамика, электричество и магнетизм, электромагнитные колебания и их распространение, звуковые явления и распространение акустических волн, теплофизика и физика низких температур, атомная и молекулярная физика, физика твердого тела, квантовая механика и т. д. Поэтому только в одной физической науке приходится иметь дело с очень большим количеством различных типов взаимодействия. В области химических и биологических знаний ситуация выглядит аналогичным образом и ничем не отличается от области наших физических знаний.

Типов различного взаимодействия очень много и поэтому хотелось бы напомнить вам, что ни одной части материальной действительности никогда не удастся вырваться из плотных объятий взаимодействия. Взаимодействие - это основная причина, без которой невозможно существование каждой конкретной, отдельно взятой части материальной действительности, а также и следствие ее существования -поскольку только во взаимодействии с другими частями материальной действительности она может проявить свое существование. Именно поэтому, произвольно выбранная часть материальной действительности - материальный объект, - существует только при взаимодействии и только во взаимодействии. Отсутствие взаимодействия внутри материального объекта может означать только одно - его способность к существованию отсутствует, отсутствует причина существования и, стало быть, - он не существует. Аналогичным образом обстоит дело при отсутствии внешнего взаимодействия с окружением материального объекта - он не сможет проявить свое существование при отсутствии взаимодействия. Его невозможно будет обнаружить и, тем более, изучать, - наблюдение за частями материальной действительности, составляющими его окружение, не выявит никаких признаков его существования - они останутся неизменны, поскольку на них ничего не действует, и, стало быть - он не существует.

Причем речь идет не только о воздействии на человека непосредственно, -существует и опосредствованное воздействие, когда проводится наблюдение за частью материальной действительности, на которую направлено воздействие. Таковой, например, является мелкодисперсная труднорастворимая частица краски, в стакане воды при изучении «Броуновского движения». Человек не принимает непосредственного участия во взаимодействии частицы краски и молекул воды - он сторонний наблюдатель, фиксирующий изменения в поведении частицы краски, находящейся в стакане с водой.

Сейчас хотелось бы обратиться к любителям «как-то что-то» взорвать. Прежде всего, не стоит тратить силы понапрасну для того, чтобы собрать в одну «большую кучу» всевозможные части материальной действительности. Взорвать «материальную действительность» вам все равно не удастся, - поскольку материальная действительность, как «единица», не является объектом внешнего взаимодействия: ее составляющие не могут существовать вне взаимодействия. Сама же материальная действительность не может взаимодействовать с тем, что ее окружает. Это «единица», которую можно делить на отдельные части, но вокруг которой отсутствуют другие «единицы», с которыми она могла бы вступить во взаимодействие. Поэтому о материальной действительности нельзя говорить, что она является объектом «внешнего взаимодействия», но и она существует только благодаря взаимодействию. Ее существование обусловлено взаимодействием с каждой отдельно взятой ее

12

структурной частью и взаимодействием между ее структурными частями. Снаружи от материальной действительности не существует «другой материальной действительности» или «нематериальной действительности». Поэтому при взрыве ей некуда «бежать» или «разбегаться», некуда, да и незачем, «расширяться» или «сжиматься». Любая часть материальной действительности находится во взаимодействии с материальной действительностью и отдельно взятые части материальной действительности, также взаимодействуют между собой. Обратимся к следующему примеру - камень просто лежит на дороге. Можно описать взаимодействие этого камня и всего того, что находится вокруг него в радиусе 100 км, но нам ничто не мешает увеличить радиус до 1 000 000 000 км или до 1 000 000 световых лет и так до бесконечности. Вокруг «камня» и в первом, и во втором, и в третьем случае будет материальная действительность, с которой он находится во взаимодействии. Мы можем увеличивать расстояние на любую величину - взаимодействие между «камнем» и «его окружением» будет изменяться и этот процесс можно продолжать до бесконечности. Что и как будет изменяться во взаимодействии - это уже другой вопрос, на который наука и должна дать ответ. Поэтому совсем ни к чему взрывать материальную действительность - просто надо иметь правильное философское представление о том объекте, который находится перед вами.

Только что, рассматривая взаимодействие между камнем и его окружением, мы двигались в сторону увеличения расстояний и «расширяли горизонт взаимодействия», но то же самое происходит и том случае, если мы начнем двигаться в обратном направлении - материальный объект делится до бесконечности. Предела его деления - не существует, - он делится до бесконечности на составные части, которые находятся во взаимодействии друг с другом. Нельзя ставить стену при делимости материального объекта, поскольку любая его часть существует только при взаимодействии, и только во взаимодействии, причем независимо от ее геометрических параметров, - ее размеров. Поэтому любая элементарная частица, будь то протон, нейтрон, электрон, кварк или иная частица, - делится до бесконечности. Особо хочется подчеркнуть - любая известная (и даже не известная в настоящее время, только ожидающая своего «открытия») человеку элементарная частица делится до бесконечности, а не только названные выше.

В предыдущей своей статье, я имел честь сообщить вам, уважаемый читатель, о том, что «кварк» - не существует, что эта частица результат «коллективного мифотворчества» физиков, потому что «внутри кварка» взаимодействие отсутствует в силу того, что они существуют только в «связанном» состоянии - внутри элементарных частиц. Сегодня, - готов повторить еще раз, что «кварки» не более чем миф, а точнее, - вредное заблуждение в науке, против которого надо бороться. Думаю, что следует повторить еще раз - материальный объект существует только при взаимодействии, и только во взаимодействии, и поэтому внутри «кварка» должно присутствовать взаимодействие, а не его отсутствие. Кварки должны существовать в «свободном» состоянии, а не только в «связанном» - внутри элементарных частиц. Иными словами - внутри «кварков» должно быть взаимодействие, поскольку именно взаимодействие является единственной причиной существования любой и каждой части материальной действительности.

У кого-то из вас, уважаемые читали, может сложиться неверное впечатление, что все сказанное выше, имеет место быть в отношении только естественных наук. Какое отношение, например, имеет взаимодействие к медицине или общественным наукам? Ответ удивительно прост - самое непосредственное. Так, например, очень часто можно слышать, что человек является «материальным носителем» духовности, мыслей, веры и т.д. Честь, совесть, достоинство, трудолюбие, воля и иные качества человека - являются неотъемлемой частью каждого из нас, разумеется, в той или иной степени, и то, что человек является «материальным носителем» всех выше названных качеств, - не вызывает ни у кого даже малейшего удивления. Поэтому очень хочется обратиться к вам с вопросом - а, что является «материальным носителем» куска

13

железа? Или, может быть, кусок железа просто валяется на поверхности Земли и надо просто наклониться и поднять его? Или, может быть, надо добыть руду, положить ее в плавильную печь и выплавить металл - тот самый, кусок железа?

Что же следует считать «материальным носителем» куска железа? Следуя вашей логике, «материальным носителем» куска железа является железная руда, из которой выплавляется железо. Как вы себе представляете «мысль человека» в его отсутствие, и, как представить себе кусок железа в отсутствие железной руды? Книга, например, тоже является «материальным носителем» мыслей человека и его духовности. Мысли человека вырастают не на пустом месте: на человека оказывается воздействие «извне» - это его друзья, родные и близкие, его коллеги, книги и многое, многое другое, без чего невозможно представить себе нашу жизнь - музыка, кино, театр и т.д. Сам индивидуум, также прикладывает к этому процессу «свои руки» - формирует и высказывает свои мысли, публикует их и делает достоянием общественности. Говорить о «материальном носителе» кислорода, синей краски, воска или камня - совершенно бесполезное занятие, как и говорить о «материальном носителе» куска железа.

Совсем недавно, - из новостной ленты мы узнали, что в Донбассе был подло убит командир батальона Михаил Толстых - «Гиви», который считал, что «на миру и смерть красна». Сказать об этом человеке, что он был «материальным носителем» таких человеческих качеств как честь, совесть, достоинство - это значит оскорбить его память. Он был человеком чести и достоинства и являет собой прекрасный пример и образец борца за Честь, и Достоинство человека, который честно сражался с негодяями и мерзавцами, убивающими женщин, стариков и детей, которыми так гордится современная украинская армия. Поэтому предлагаю прекратить заниматься «словоблудием» и забыть о «материальном носителе» - человек, вне всяких сомнений, обладает и умом, и сознанием, и разумом.

Да, он познает окружающую его действительность и на основании своих знаний о ней, создает новые части материальной действительности, которые не могут существовать без участия человека. Поэтому части материальной действительности, созданные человеком - являются, прежде всего, частями субъективной реальности, существующими в непосредственной зависимости от человека, - частями материального мира, создаваемого человеком. Но это только половина всей правды -поскольку создаваемые человеком части материальной действительности являются одновременно и частями объективной реальности, ибо человек использует свои знания и известные ему явления природы для их создания, - из того, что уже создано природой - из того, что существует независимо от человека. Иными словами - мы используем одни части материальной действительности для создания других, которые более соответствуют потребностям и требованиям человека.

Очень хотелось бы, чтобы вы, уважаемый читатель, хорошо представляли себе то, с чем приходиться иметь дело, занимаясь наукой. Большая часть данной статьи была посвящена взаимодействию, которое является праобразом процесса произвольного изменения части материальной действительности. Образом процесса - служит движение.

Графическое изображение второй строки диалектического материализма приведено ниже.

Рис. 1. Процесс: взаимодействие и движение

В следующей работе речь пойдет о движении, которое заслуживает не меньшего внимания, чем взаимодействие, а сейчас мне хотелось бы устранить небольшую неточность, допущенную при разговоре о первой строке диалектического материализма - привести ее графическое изображение:

Рис. 2. Материальная действительность: природа и материальный мир

Рис. 3. Материальный объект: явление природы и предмет изучения

Список литературы

1. Данте Алигьери. Божественная комедия [пер. с итал. Д. Минаева; совр. поэт. ред. И. Евсы; предисл. В. Татаринова; примеч. Т. Шеховцовой]. М.: Эксмо, 2006 г.. 864 с.: с ил. (Библиотека всемирной литературы).

2. Физический энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М., «Советская энциклопедия», 1983.

3. Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии. Собр. соч. Изд. 2. Т. 13. М.: Политиздат, 1959 г. 771 с.

4. Химические соединения инертных газов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.superhimik.com/t7673-topic/ (дата обращения: 06.02.2017).

5. Бондаренко Е. А. Материальная действительность: природа и материальный мир. Проблемы науки. № 12 (13), 2016.

6. Бондаренко Е. А. Определение размерностей массы покоя и элементарного электрического заряда. Проблемы науки. № 12 (13), 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.