редь, в условиях научно-обоснованной организации данного процесса. Достижения в сфере науки и практики в области охраны труда на предприятии реализованы в требованиях международных стандартов.
Современный подход, основанный на международном стандарте ОИБАЗ 18001:2007 [1] к организации работ в сфере безопасности труда в большей степени направлен на превентивные меры, основанные на идентификации опасностей, фиксации их свойств, измерении параметров вредного воздействия и оценке профессиональных рисков, связанных с угрозой нанесения вреда жизни и здоровью персонала. Автор работы "Рискоориентированный подход к оценке профессиональных рисков" отмечает, что превентивная система оценки и построения иерархической модели устранения или снижения рисков наиболее приемлемая для управления рисками на уровне предприятия [2].
Организация процесса управления профессиональными рисками определяет эффективность принятия решений и результативность реализации мероприятий по устранению угроз или снижению вредного воздействия опасных факторов на здоровье человека. Поэтапная обоснованность определения и оценки уровневых значений профессиональных рисков позволяет работодателю располагать возможностью их анализировать, ими управлять и, соответственно, минимизировать.
Отсутствие четкого подхода к в системе управления безопасностью труда дает возможности недобросовестным исполнителям избегать ответственности в случаях невыполнения обязательств относительно обеспечения надлежащих условий труда.
Согласно [3] управление риском - это такой процесс действия на субъект хозяйственной деятельности, при котором обеспечивается максимально широкий диапазон охвата возможных рисков, их разумное принятие и сведение степени их влияния к минимально возможным пределам, а также разработка стратегии поведения данного субъекта в случае реализации конкретных видов рисков.
Конкретизируем объект управления и его виды. С. Пушенко предлагает следующую классификацию профессиональных рисков с учетом выделения трех концептуальных групп [4]:
- факторов условий труда, которые соответствуют опасным и вредным производственным факторам, подлежащим гигиенической оценке на основе инструментальных изменений их уровней, а также экспертной оценке условий трудового процесса;
- факторов профессиональной заболеваемости, которые характеризуют опасности для жизни, здоровья, функциональных способностей организма, продолжительности жизни, а также здоровья будущих поколений;
- факторов производственного травматизма, которые характеризуют опасности и угрозы с точки зрения последствий травмирования работающих.
По мнению О. Гримашевич, создание адаптивной системы риск-менеджмента предприятия представляет замкнутый и цикличный процесс, при осуществлении которого, исходя из текущего состояния внутренней и внешней среды промышленного предприятия, каждый из его элементов модифицируется в сфере своих функций и задач. Автор утверждает, что период прохождения одного цикла зависит от динамики внешней и внутренней среды [5, с.175]. Согласимся с свойствами замкнутости и цикличности управления профессиональными рисками, однако период прохождения одного цикла в соответствии с требованиями [1] должен быть регламентирован и соблюдаться.
Стандарт [1] содержит систему мероприятий относительно безопасности труда и управления рисками, однако документ не конкретизирует методы их реализации. Исходным элементом системы управления безопасностью труда, является политика организации в области охраны труда; следующим элементом являются сформулированные цели в области охраны труда, которые должны быть закреплены целевыми показателями профессионального риска. Цели в области управления профессиональной безопасностью являются предпосылками распределения материальных, финансовых и человеческих ресурсов. Следующий элемент идентификация опасностей и оценка рисков. Обязательной составляющей управления является деятельность по анализу и улучшениям.
Раскроем этапы процесса управления рисками в системе управления безопасностью труда:
1. Определение политики предприятия в сфере гигиены и безопасности труда, концептуальная характеристика деятельности в данном направлении.
2. Конкретизация целевых показателей профессиональных рисков на основе политики предприятия, с учетом результатов анализа текущей ситуации и информации по показателям профессиональных рисков по предыдущим периодам. Для оптимального распределения ресурсов необходимо ранжировать цели по их приоритету. Цели в процессе управления рисками должны быть охарактеризованы конкретными параметрами (вид рисков, место возникновения, время получения конкретных результатов, условные затраты и т.п.)
3. Разработка программы достижения целей, распределение материальных, финансовых ресурсов, ответственности и полномочий;
4. Идентификация опасностей, оценка рисков. Формирование карт рисков, с целью получения информации о действительном состоянии профессиональных рисков для принятия решений об их регулировании (формирование карт рисков).
Карта рисков представляет собой графическое и текстовое описание ограниченного количества рисков производственной системы, размещенных в таблице «вероятность-значимость риска»[6, с. 160-161], И. Якось классифицирует риски по четырем категориям значимости и шести категориям
вероятности. Такая классификация, по мнению автора [6] упрощает процесс установления приоритетов, показывая расположение каждого риска по отношению к другим. Следует отметить, что данные критерии риска «значимость» и «вероятность» являются необходимыми, но не достаточными при идентификации профессиональных рисков с экономической точки зрения. Данный подход требует дальнейшего анализа затрат на устранения возможных причин вероятных рисков.
Следует отметить, что устоявшейся методики идентификации и оценки профессиональных рисков нет, в последнее время наблюдается повышенное внимание со стороны ученых и практиков к методам оценки профессиональных рисков, вызванное стремлением усиления комплексного воздействия превентивных мер, как основы профилактики производственного травматизма.
Таким образом, рекомендуем следующие шаги по идентификации и оценки рисков:
- идентификация рисков;
- идентификация источниковрисков;
- идентификация последствий рисков;
- определение значимости рисков по тяжести последствий;
- определение финансовых потерь при возникновении рисков.
Эти этапы предоставят возможности и влиять на сами причины возникновения опасных факторов на производстве.
4. Выработка стратегии управления рисками в производственной системе, определение мероприятий по устранению рисков, их стоимостная оценка. «Стратегия риск-менеджмента - искусство управления рисками в неопределенной хозяйственной ситуации, которое основано на прогнозировании рисков и средств его уменьшения» [7, с. 60 ]. Данный этап включает организацию мероприятий по выполнению намеченной программы по управлению выявленными опасностями, оцененными рисками, формализованными в соответствующей карте рисков;
5. Достижение полученных результатов, которое выражается в ликвидации рисков, минимизации, либо сохранении в допустимом уровне. Данный этап характеризуется систематизацией полученных результатов в процессе управления профессиональными рисками и составлением соответствующего отчета.
6. Проверка. Учитывая, что разрабатываемые подходы к управлению профессиональными рисками основаны на положениях стандарта ОИБАБ 18001 функция «проверка» включает: мониторинг и измерения характеристик деятельности, оценивание соблюдения правовых требований, расследование инцидентов, предупреждающие и корректирующие действия, внутренний аудит, анализированиее со стороны руководства.
Схема управления рисками в системе управления безопасностью труда представлена на рисунке 1
Рисунок 1 Схема управления рисками в системе управления
безопасностью труда
Ликвидация всех рисков в системе управления безопасностью труда на предприятии не всегда возможна, а совершенствование системы охраны труда, как на макро, так и на микро уровнях экономики является непрерывным процессом. Поэтому важна возможность детализации процесса управления рисками в системе управления безопасности с целью его практической реализации - снижения угроз воздействия опасных и вредных факторов, а также выявления способов их устранения на основе превентивных мероприятий.
Библиографический список
1. Системи управлшня гшеною та безпекою пращ. Вимоги: ДСТУ OHSAS 18001:2010 (OHSAS 18001:2007, IDT). - [Чинний вщ 2011-01-01]. - К.: Держспоживста-ндарт Украши, 2011. - 20с.
2. Масюкевич А. Рискоориентированный подход к оценке профессиональных рисков / А. Масюкевич // Охорона пращ. - 2011. - №10. - С. 36-37.
3. Ус М.Ф. Економiчний ризик та методи його вимiрювання / Ус М.Ф., Гадецька З.М. / Навчально-методичний поабник для студенпв денно'1 i заочно! форми навчання -Черкаси: Схщноевропейський ушверситет економши i менеджменту, 2005. - 64с.
4. Пушенко С.Л. Идентификация факторов профессионального риска в повышении эффективности организации охраны труда на предприятиях стройиндустрии / С.Л. Пу-
шенко // Научный вестник Воронежского ГАСУ. Строительство и архитектура. - 2012. - № 1 (25). - С.211-217.
5. Гримашевич О.Н. Формирование адаптивных интегрированных систем управления рисками промышленных предприятий / О.Н. Гримашевич // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 232. — С. 175-178.
6. Якось 1.С. Карта ризиюв як елемент програми управлшня ризиками / 1.С. Якось // Вюник економiчноi науки Украши. — 2010. — № 1 (17). — С. 160-162.
7. Писаревський 1.М. Управлшня ризиками: навч.поаб. / 1.М. Писаревський, О.Д. Тешенко. - Харюв: ХНАМГ, 2008. 124с.
УДК 338.242.2
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУРАХ
Борисова Марина Сергеевна, к.э.н., старший преподаватель кафедры
РЭиМ, Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия
Проблемы налогового планирования не теряют актуальности в течение последних двух десятков лет. В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта применяются различные методы организации процесса оптимизации налогообложения в рамках действующего законодательства. Автором рассматривается комплексный пример практического налогового планирования в холдинговых структурах, учитывающий многообразие вариантов и возможностей, присущих данной организационно-правовой форме
Ключевые слова: практическое налоговое планирование, холдинг, юридическое лицо, компания, договор.
TAXPLANNINGIS INHOLDING STRUCTURES Borisova Marina Sergeevna, Cand.Econ.Sci., senior lecturer, Russia, Kursk, South Western state university
Abstract: the problems of the tax planning do not lose actuality during the last two ten of years. Depending on the legal form of managing subject the different methods of organization of process of optimization of taxation are used within the framework of current legislation. An author is examine the complex example of the practical tax planning in holding structures, taking into account the variety of variants and possibilities, inherent to this legal form.
Key words: practical tax planning, holding, legal entity, company, agreement.
В учебном пособии под редакцией С.Г. Пепеляева отмечается, что «налоговое планирование можно определить как организацию деятельности налогоплательщика таким образом, чтобы минимизировать его налоговые обязательства на стабильный период без нарушения буквы и духа законов. Иными словами, оно означает выбор между различными вариантами деятельности юридического лица и размещения его активов для достижения