Научная статья на тему 'Процесс трансформации фестиваля «Тибетский Новый год» (на примере празднования в г. Лхаса в 2023 г.)'

Процесс трансформации фестиваля «Тибетский Новый год» (на примере празднования в г. Лхаса в 2023 г.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фестивали / Тибет / Китай / Лхаса / тибетский Новый год / традиции Тибета / празд-ники Тибета / тибетская культура / estivals / Tibet / China / Lhasa city / Tibetan New Year / Tibetan traditions / Tibetan holidays / Ti-betan culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Си Цзюньфэй, Наталья Александровна Федоровская

«Тибетский Новый год» – традиционный фестиваль, который представляет значитель-ный интерес для изучения процессов трансформации и сохранения традиций, связанных с празднованием Нового года. В данной статье приводятся результаты включенного наблюдения, осуществленного в столице Тибетского автономного района г. Лхаса зимой 2023 г. в период проведения там традиционных мероприя-тий, посвященных началу нового года. В рамках написания статьи проанализировано и введено в научный оборот более 20 источников, ранее не доступных российскому научному сообществу. Установлено, что с течением истории традиционный тибетский Новый год трансформировался из простого праздника в мас-штабный всеобъемлющий фестиваль, при этом сохранив древние обычаи проведения. Заключается, что трансляция культурного наследия Тибета, происходящая во время новогодних мероприятий, имеет также и социально-экономическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Process of Transformation of the Tibetan New Year (On the Example of the Celebration in Lhasa in 2023)

Tibetan New Year is the most important traditional festival in Tibet. It is of considerable interest for studying the processes of transformation and preservation of traditions taking place during the celebration of the Tibetan New Year at the present time. This article presents the results of participant observation conducted during the celebration of the Tibetan New Year festival in the capital of the Tibet Autonomous Region, Lhasa city, in the winter of 2023. As part of the writing of the article, more than 20 sources, previously unavailable to the Russian scientific community, were analyzed and introduced into the scientific turnover. As part of the writing of the article, more than 20 sources, previously unavailable to the Russian scientific community, were analyzed and introduced into the scientific discourse. It is deemed that over the course of history, the traditional Tibetan New Year has transformed from a mere holiday into a comprehensive festival, while preserving the ancient customs of holding it. Conclusion dwells upon the fact that the broadcasting of Tibet's cultural heritage that takes place during the New Year events also has socio-economic significance.

Текст научной работы на тему «Процесс трансформации фестиваля «Тибетский Новый год» (на примере празднования в г. Лхаса в 2023 г.)»

Научная статья УДК 394.21(1-925.35) https://doi.org/10.24158/fik.2023.9.24

Процесс трансформации фестиваля «Тибетский Новый год» (на примере празднования в г. Лхаса в 2023 г.)

Си Цзюньфэй1, Наталья Александровна Федоровская2

1,2Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия 1xijunfei0818@163.com

2fedorovskaya.na@dvfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8789-7994

Аннотация. «Тибетский Новый год» - традиционный фестиваль, который представляет значительный интерес для изучения процессов трансформации и сохранения традиций, связанных с празднованием Нового года. В данной статье приводятся результаты включенного наблюдения, осуществленного в столице Тибетского автономного района г. Лхаса зимой 2023 г. в период проведения там традиционных мероприятий, посвященных началу нового года. В рамках написания статьи проанализировано и введено в научный оборот более 20 источников, ранее не доступных российскому научному сообществу. Установлено, что с течением истории традиционный тибетский Новый год трансформировался из простого праздника в масштабный всеобъемлющий фестиваль, при этом сохранив древние обычаи проведения. Заключается, что трансляция культурного наследия Тибета, происходящая во время новогодних мероприятий, имеет также и социально-экономическое значение.

Ключевые слова: фестивали, Тибет, Китай, Лхаса, тибетский Новый год, традиции Тибета, праздники Тибета, тибетская культура

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Си Цзюньфэй, Федоровская Н.А. Процесс трансформации фестиваля «Тибетский Новый год» (на примере празднования в г. Лхаса в 2023 г.) // Общество: философия, история, культура. 2023. № 9. С. 167-173. https://doi.org/10.24158/fik.2023.9.24.

Original article

The Process of Transformation of the Tibetan New Year (On the Example of the Celebration in Lhasa in 2023)

Xi Junfei1, Natalya A. Fedorovskaya2

12Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia 1xijunfei0818@163.com

2fedorovskaya.na@dvfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8789-7994

Abstract. Tibetan New Year is the most important traditional festival in Tibet. It is of considerable interest for studying the processes of transformation and preservation of traditions taking place during the celebration of the Tibetan New Year at the present time. This article presents the results of participant observation conducted during the celebration of the Tibetan New Year festival in the capital of the Tibet Autonomous Region, Lhasa city, in the winter of 2023. As part of the writing of the article, more than 20 sources, previously unavailable to the Russian scientific community, were analyzed and introduced into the scientific turnover. As part of the writing of the article, more than 20 sources, previously unavailable to the Russian scientific community, were analyzed and introduced into the scientific discourse. It is deemed that over the course of history, the traditional Tibetan New Year has transformed from a mere holiday into a comprehensive festival, while preserving the ancient customs of holding it. Conclusion dwells upon the fact that the broadcasting of Tibet's cultural heritage that takes place during the New Year events also has socio-economic significance.

Keywords: festivals, Tibet, China, Lhasa city, Tibetan New Year, Tibetan traditions, Tibetan holidays, Tibetan culture

Funding: Independent work.

For citation: Xi Junfei & Fedorovskaya, N.A. (2023) The Process of Trans-formation of the Tibetan New Year (on the Example of the Celebration in Lhasa in 2023). Society: Philosophy, History, Culture. (9), 167-173. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.9.24 (In Russian).

Введение. «Тибетский Новый год» - самый торжественный традиционный фестиваль в автономном регионе. Он длится 15 дней. Отметим, что время празднования Нового года и обычаи, с ним связанные, не везде одинаковы - это исторически обусловлено обширной территорией нагорья и затрудненным транспортным движением в Тибете (Ло Сан Тензин, Чжоу Раннянь, 2003).

© Си Цзюньфэй, Федоровская Н.А., 2023

Лхаса - столица Тибетского автономного района, политический, культурный и экономический его центр. Он концентрирует в себе ядро и очерчивает контуры новогодней культуры региона (Церинг Янцзун, 2014: 227). На большей части территории Тибета празднуют Новый год по принятой здесь модели. Она включает множество местных обычаев. Среди них, например, создание цветных «коробочек Чема» (тибет. транслит. ЩЩ±), наполненных ячменем и другими зернами, фигурными цветами из сливочного масла. Кроме того, утром первого дня Нового года все тибетцы спешат за водой и верят, что тому, кто сможет набрать ведро раньше других, повезет больше остальных1. На период празднования в горах «молитвенные флаги» (ШШй) заменяются на «флаги ветра и лошади» (ЯЛЖ) (Чжан Мин, 2010: 88; Чжу Мейрон, 2021). Во время тибетского Нового года граждане традиционно посещают храмы для того, чтобы помолиться о благословении. Это действие является важным для почти всех исповедующих буддизм тибетцев.

Кроме того, в течение этого периода в различных местах проводится серия праздничных мероприятий, готовятся блюда традиционной праздничной кухни. Например, «Гу Ту» - разновидность каши из теста (Чжан Цзинпин, 2021: 44), «Ка Саи» (^й) - вид печенья разных форм и цветов, обжаренного в масле и муке; напоминает русский «хворост» (Ян Я, 2015: 14).

С течением времени постепенно улучшалась транспортная доступность Тибета, который долгое время был относительно изолирован от внешнего мира, распространение получил Интернет, начали устанавливаться взаимоотношения с мировым сообществом что повлекло за собой восприятие внешней, «иной» культуры. Сохраняя обычаи традиционного празднования, фестиваль «Тибетский Новый год» каждый год наполнялся новым содержанием. Под руководством правительства и при участии самих жителей нагорья он превратился в масштабный всеобъемлющий праздник с тибетскими особенностями.

Цель статьи - на примере фестиваля «Тибетский Новый год», прошедшего в г. Лхаса в 2023 г., показать трансформацию традиционных элементов празднования в современный их вид.

В качестве основных методов в работе были использованы полевые исследования, а также метод включенного наблюдения (зимой 2023 г. мы отправились в г. Лхаса, чтобы поучаствовать в фестивале «Тибетский Новый год»).

В настоящее время в России и других странах за пределами Китая не так много ученых, занимающихся изучением тибетского Нового года, а также материалов и исследований, посвященных данной теме. Особое значение в этом контексте имеет работа Е.Д. Огневой, которая в своей книге «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год» подробно рассказала об истории и обычаях тибетского Нового года (Огнева, 1985). Статья Ли Мэнде посвящена отражению традиции празднования тибетского новогоднего фестиваля в современной китайской масляной живописи (Ли, 2020).

В Китае значительно больше исследователей, которые изучают тибетский Новый год. Анализ работ последних лет позволил выявить ключевую проблематику подобных трудов, которые можно условно разделить на несколько групп.

Первая из них связана с изучением и описанием традиционных обычаев тибетского Нового года и их изменением с течением времени. Представителями данного направления исследований являются Таши Нима (Таши Нима, 2013) и Гао Чэн (Гао Чэн, 2016).

Вторая группа работ посвящена изучению развития и трансформации традиционного тибетского Нового года в современности. Среди авторов следует назвать Чжана Цзинпина и Го Яру (Чжан Цзинпин, Го Яру, 2015), Чжана Цзинру (Чжан Цзинру, 2014), Линь Сяохуа и Цю Яньпин (Линь Сяохуа, Цю Яньпин, 2016).

Третья группа исследований основана на установлении и анализе различий в праздновании тибетского Нового года в разных частях автономного региона, занимающего обширную территорию. В силу географии, истории и других причин время и обычаи празднования здесь различны. Этой проблематике посвящены работы Гао Чэн (Гао Чэн, 2016), Яо Чжаолиня (Яо Чжао-линь, 1994), Пу Бу Дод Жи (Пу Бу Дод Жи, 2021).

На основе анализа существующих исследований можно сделать вывод о том, что тибетский Новый год как наиболее важный традиционный праздник автономного региона всегда был в центре внимания многих экспертов. Празднование в Лхасе является самым представительным в серии мероприятий во всем Тибете, однако крайне мало исследователей специализируется на его изучении, поэтому сведений о современных изменениях в проведении традиционного тибетского Нового года недостаточно. В основном исследователи обращают внимание на местную

1 ШЯШ^Ш ЩЩ // ^ЯАЙ^Й^^^Й = Благоприятная шкатулка для Тибетского Нового года:

Чема // Официальный сайт Всекитайского собрания народных представителей. 2009. URL: http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/zt/qt/xzdbtcfmj/2009-03/18/content_1493885.htm (дата обращения: 27.12.2021). (на кит. яз.)

кухню, развлечения и т. д. Тем не менее праздник уже давно превратился не только во всеобъемлющий крупномасштабный фестиваль в самом автономном регионе, но и породил серию мероприятий по всему миру.

Непосредственное изучение фестиваля в г. Лхаса в 2023 г. позволило нам прийти к выводам, которые дополняют и расширяют уже имеющуюся информацию о нем. Установлено, что в условиях современного стремительного социального развития традиционные тибетские новогодние обычаи не утрачены. Они по-прежнему занимают важное место в культурной жизни региона. Это часть менталитета тибетского народа, узы, поддерживающие семейную гармонию, социальное равновесие и национальное единство граждан.

Об этом также пишут исследователи. Например, Гао Чэн отмечает: «Как часть жизни традиционные фестивали тесно связаны с социальным прогрессом, экономическим развитием и изменением образа жизни. Невозможно быть независимым от социальной среды и ее изменений. Традиционные фестивали, зародившиеся в эпоху земледельческой цивилизации, неизбежно претерпят соответствующие изменения» (Гао Чэн, 2016: 120). Аналогичное мнение находим в статье из газеты Жэньминь Жибао: «"Тибетский Новый год" - самый торжественный и традиционный фестиваль в Тибете. В то же время в процессе исторического развития в нем произошли изменения»1.

С развитием экономики Тибета в последние годы, ростом популярности сети Интернет и под влиянием внешних факторов методы развлечения людей стали разнообразными, появилось больше возможностей для выбора. Традиционные празднования Нового года больше не могут удовлетворять потребности тибетцев в развлечениях. Способы передвижения в Тибете и его транспортное сообщение с Китаем становятся все более удобными. Регион привлекает большое количество туристов своими уникальными природными пейзажами и историей, что способствует развитию его экономики. Все это также стало важной причиной для развития в современных условиях традиционных фестивалей, таких как «Тибетский Новый год». Во время его прохождения в г. Лхаса в 2023 г. была проведена серия традиционных и новых мероприятий. Изменения коснулись не только внешней, но и внутренней стороны празднования Нового года. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, фестиваль получил официальный статус государственного праздника. Лю Ливу, У Цинхуэй указывают: «Легализация относится к правовой защите традиционных фестивалей странами или регионами в законодательной форме» (Лю Ливу, У Цинхуэй, 2019: 64).

В 2009 г. Постоянный комитет Конгресса народных представителей Тибетского автономного района (ИШ^пКАА®^) постановил, что традиционный праздник «Тибетский Новый год» (ШЯШ¥) установлен в качестве официального на территории региона. Празднование длится 7 выходных дней2. В период прохождения фестиваля «Тибетский Новый год» в 2023 г., с 20 по 26 февраля, весь Тибет отдыхал 7 официальных выходных дней. Это дает гражданам возможность отмечать праздник, соблюдая все традиции.

Во-вторых, содержание фестиваля дополнилось использованием современных институций, направленных на сохранение и трансляцию культурных ценностей через работу выставочных комплексов. Так, Музей Тибетского автономного района открылся в октябре 1999 г. и в настоящее время является центром сохранения тибетской культуры. В постоянной его экспозиции был создан специальный раздел «Фестивали», посвященный традиционным тибетским праздникам, таким как «Тибетский Новый год».

Во время фестиваля в 2023 г. Тибетский музей торжественно открыл новый проект «Лоса Зашидлер (^р, - я праздную тибетский Новый год в Тибетском музее». Основное содер-

жание его мероприятий включает в себя: знакомство с «Гу Ту» - уникальной тибетской культурой, традиционными костюмами, а также детское направление - «Пожалуйста, приходите в гости в дом Чжуо Ма»3. Согласно новостным сообщениям, 21 февраля 2023 г. (в первый день фестиваля) Тибетский музей привлек более 2 000 туристов для участия в новогодних мероприятиях4. Он представляет собой место коллекционирования исторических данных и изучения тибетской культуры и в то же время является транслятором ее в массы, так как в залах музея с ней можно наиболее

1 ВЙШ^ "Й-Й" // АЙВ®. 201910 Л. 6 В = Современное «присвоение» традиционных фестивалей // Жэньминь Жибао. 2019. 06 октября. (на кит. яз.)

2 Шй^ : ИШШйИШйЖ^Лйж-еВ // Ф^АйЛдаЯФ^Аййда^й = Национальная комиссия по делам национальностей: Тибетский автономный район объявляет Тибетский Новый год официальным праздником [Электронный ресурс] // Центральное Народное правительство Китайской Народной Республики: официальный сайт. URL: http://www.gov.cn/gzdt/2009-02/17/content_1234274.htm (дата обращения: 12.03.2023).

3 Это имя тибетской девочки, героини музейного квеста для детей.

4 WiLffiiS® - ШШМтШЖ&МШ^'АШЖ'к^ // ШМШШШША&Ц = «Лоса Зашидлер - я отмечаю Тибетский Новый год в Тибетском музее» в самом разгаре [Электронный ресурс] // Публичный аккаунт WeChat Тибетского музея. URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/--BJ6pccx5YKfvd3OU-Zow (дата обращения: 12.03.2023).

полно познакомиться. Кроме того, организация также выполняет важную образовательную функцию: использует различные ресурсы для проведения большого количества мероприятий, связанных с тибетским Новым годом как для иностранных туристов, так и для соотечественников. Посетители могут стать непосредственными участниками празднования, а также оставаться наблюдателями традиционного действа - и то, и другое вызывает глубокие впечатления и помогает узнать лучше местную культуру. Тибетский музей в полной мере выполняет функции сохранения культурного наследия и просвещения современного человека.

В-третьих, в организации и проведении народных представлений используются современные технологий трансляции. Так, телевизионный гала-концерт, посвященный празднованию тибетского Нового года, постоянно совершенствует свои социальные функции на уровне развития концепций, продвижения культурных ценностей и формирования у зрителей представления о тибетской культуре. Он обладает уникальными преимуществами в передаче праздничного настроения, а также демонстрирует этнический и региональный характер мероприятия (Ван Бяо, Гао Гуйву, 2021: 137). В канун праздника семьи собираются вместе, чтобы посмотреть по телевизору концерт, посвященный празднованию тибетского Нового года, и это стало новым обычаем в народе.

Еще одной формой трансляции традиционной культуры посредством современных технологий стала тибетская драма (опера) - это сосредоточение и сущность культуры автономного региона. Исследователи неоднократно отмечали, что фестиваль создает оптимальную культурную среду для концертов тибетской оперы (Ян Ючжуо, 2016: 56). Во время фестиваля «Тибетский Новый год» организуются драматические постановки, исполняются национальные песни и танцы. Так, с 22 по 26 февраля 2023 г., в парке Цзунцзяо Луканг, расположенном за дворцом Потала, каждый день проходили уникальные тибетские оперные представления, включающие классические тибетские драмы. Например, произведение «Лангсавен» (кит. в которой рассказывается история ти-

бетской девушки, после страданий ставшей Буддой (Цинь Цзяцзя, 2020: 46); «Баймавенба» (кит. й Щ£Е), в котором повествуется о борьбе между праведными людьми и демонами (Син Цюаньчэн, 1985: 141). Кроме того, в парке были выставлены различные изделия материального культурного наследия, демонстрирующие традиционные техники и технологии изготовления тибетских благовоний и оперных масок.

Очевидно, что, с одной стороны, современная цивилизация обогащает содержание фестиваля и дает возможность туристам, приезжающим в Лхасу во время его проведения, соприкоснуться с традиционной тибетской цивилизацией. С другой стороны, таким образом поощряются культурные обмены между Тибетом и другими территориями.

Включение нового содержания в небольшие, локальные народные мероприятия в рамках празднования традиционного тибетского Нового года превратило его в современный масштабный фестиваль.

Рассмотрим некоторые из них.

Скачки (ШЦ) - традиционное народное развлечение тибетцев. В течение долгого времени этот народ практиковал различные навыки верховой езды и развил превосходные умения и технику. Скачки постепенно стали образом жизни и одновременно развлечением для тибетцев, а также неотъемлемой частью их традиционных фестивалей (Фэн Цзыцзянь, Чжу Ячэн, 2019: 119).

23 февраля 2023 г. (третий день тибетского Нового года) на ипподроме в Лхасе состоялись этнические конные представления и скачки, которые чередовались между собой. В них идеально сочетались современная техника с традиционными навыками верховой езды в горах. По данным Спортивного бюро Тибетского автономного района, мероприятие собрало более 8 000 человек, которые были зрителями или приняли в нем участие1.

Организация скачек во время фестиваля - это популяризация традиционных видов верховой езды. «Фестиваль тибетских скачек быстро развивается, что может способствовать развитию туризма в этнических районах, положительно сказываться на состоянии местной экономики и одновременно укреплять местную политику мягкой и жесткой силы» (Ма Вэньбо и др., 2021: 49).

В-четвертых, произошла интеграция коммерческой деятельности в фестивали. С 15 по 20 февраля 2023 г. в районе Ченгуань города Лхаса (ё^Шй^е) была организована первая ярмарка новогодних товаров. На ней в основном продавались предметы общего назначения, этнические сувениры, продукция кейтеринга и закуски. С одной стороны, такое мероприятие способствовало удовлетворению потребности людей в осуществлении покупок перед Новым годом, а с другой - увеличило доход местных жителей за счет активных продаж. По данным Муниципального бюро торговли г. Лхаса, общий оборот семидневного мероприятия составил около 517 200

1 2023 // ИШё^Е^Ш^Ш^^А^ = Завершилось национальное тради-

ционное конное представление «Новый год водяного кролика» по тибетскому календарю 2023 года [Электронный ресурс] // Публичный аккаунт WeChat Спортивного бюро Тибетского автономного района. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/jHWGR3vKatKKexB-R3mUeA (дата обращения: 12.03.2023). (на кит. яз.)

юаней1. Кроме того, по всей Лхасе были проведены различные распродажи в рамках тематической акции «Встречаем Тибетский Новый год».

Ярмарочные мероприятия являются неотъемлемой частью современных фестивалей. Походы по магазинам и покупка новогодних товаров - одно из важных занятий граждан перед праздником. С повышением уровня жизни тибетцев и ростом спроса на покупки в целом различные торговые фестивали естественным образом стали обязательным атрибутом современного празднования Нового года. Этнические деликатесы составляют значительную часть тибетского новогоднего шопинг-фестиваля в Лхасе. Подобные торговые мероприятия стимулируют местное экономическое развитие и способствуют продвижению национальной культуры.

В-пятых, произошло включение мероприятий, посвященных празднованию Нового года, в индустрию путешествий. Фестивальный туризм - это новый тип современного развлекательного продукта, разработанный с использованием определенного вида общественного празднования с конкретной тематикой в качестве туристического аттракциона. Он играет важную роль в повышении узнаваемости региона за его пределами, распространении уникальной местной культуры, формировании тибетских туристических брендов, продвижении внешнеэкономического сотрудничества и содействии региональному развитию (Хуан Сян, Лянь Цзянькун, 2006: 45).

Туристическая индустрия Тибета является основной экономической отраслью региона, но из-за уникальной географии, климата и окружающей среды в зимнее межсезонье на территории автономного региона наблюдается серьезный недостаток туристских ресурсов: множество пустующих номеров в отелях, билетов в живописные места и т.д. Чтобы привлечь больше путешественников в Тибет зимой, начиная с 2018 г. власти начали реализацию политики льготного туризма «Зимние путешествия в Тибет». Она предполагает снижение стоимости билетов на экскурсии и другие методы привлечения гостей.

Эта же программа уже действовала с 1 января по 15 марта 2023 г., включая период проведения фестиваля «Тибетский Новый год». За это время Лхаса принял в общей сложности 261 100 местных и иностранных туристов, это на 18,19 % больше, чем в прошлом году. Общий доход от туризма достиг размера 183 млн юаней, увеличившись на 17,31 % в годовом исчислении2.

Туризм и фестивали выполняют две функции в развитии экономики региона: экономическую и культурную. Они тесно связаны и зависимы друг от друга. Увеличение числа иностранных туристов повысило популярность мероприятий в рамках празднования Нового года, стимулировало экономическое развитие Тибета, а также способствовало обмену между местной и иными культурами.

Проведенное исследование позволяет выявить и обозначить следующие трансформационные процессы в ходе празднования Нового года:

Изменяется формат мероприятия: из традиционного праздника этнических меньшинств он превращается в современный фестиваль. Это проявляется в его содержании и масштабе.

Обычно Новый год отмечался в кругу семьи, а проведение развлекательных мероприятий по большей части ограничивалось локальными мероприятиями в деревнях. Современный тибетский новогодний фестиваль намного масштабнее: организация его осуществляется уже между городами, задействует обширные территории. Инициаторами проведения праздничных мероприятий выступают власти региона, правительство.

Фестиваль задействует большое число людей. Помимо местных жителей Лхаса принимает туристов из разных мест, которые играют важную роль в продвижении тибетской культуры на мировом уровне.

В соответствии с развитием общества традиционный праздник постоянно наполняется новым содержанием и включает в себя различные мероприятия: ярмарки, скачки, вечеринки, музейные проекты, представления тибетской драмы, музыкально-танцевальные концерты и путешествия по Тибету.

Таким образом, фестиваль «Тибетский Новый год», безусловно, играет важную роль в культурном и экономическом развитии автономного региона. Он стимулирует культурные обмены, популяризирует местные особенности и содействует экономическому развитию территории. Фестиваль стал важным способом защиты традиционной тибетской культуры. Следует сказать, что благодаря ему Новый год здесь сохраняет свои особенности и остается самобытным тибетским праздником. Трансформационные процессы в ходе и содержании фестиваля во многом связаны с тенденциями

1 // Ш^^М^ШШШ^АЧ = Приветствуя Тибетский Новый год, фестиваль Нового года в Лхасе расцветает повсюду [Электронный ресурс] // Публичный аккаунт WeChat Муниципального бюро торговли Лхасы. URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/CSQredaRzQsnyqntad6mFA (дата обращения: 12.03.2023). (на кит. яз.)

2 1.83 // = Во время Тибетского Нового года общий доход города Лхаса от туризма составил 183 миллиона юаней [Электронный ресурс] // Публичный аккаунт WeChat Бюро по развитию туризма Лхасы. URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/ixMA0YaRtI_BpOe-iD_Fmg (дата обращения: 12.03.2023). (на кит. яз.)

глобализации, активным использованием современных технологических средств, с масштабностью проводимых в это время мероприятий, слиянием отдельных разрозненных локальных празднеств в единый фестивальный комплекс, а также вниманием государства к традиционной культуре Тибета.

Список источников:

Ли М. Традиции тибетского Нового года в китайской современной живописи: Пань Шисюнь и Е Синшэн // Обсерватория культуры. 2020. Т. 17, № 2. С. 214-223. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-214-223.

Огнева Е.Д. Календарные обычаи и обряды народов восточной Азии. Новый год. М., 1985. 276 с.

- Ш^^ШШШЯ^ // ^ВИЯ = Церинг Янцзун. Светская социализация и религиозная практика. Традиционный Тибетский Новый год в Лхасе // Исследование праздников. 2000. № 9. С. 227-252. (на кит. яз.)

ЯТй, ^^Ш^нЯУШШШЦ^кяШЯ // ЙЖИЯ. = Фэн Цзыцзянь, Чжу Ячэн. Исследование по развитию фестиваля тибетских скачек в контексте возрождения сельских районов // Исследование боевых искусств. 2019. Т. 4, № 3. С. 119-122. (на кит. яз.)

ЙМ. "ШШЯ^'Ш&'ШШп // = Гао Чэн. Уникальные обычаи «Тибетского Нового года» // Поиск корней. 2016. № 1. С. 112-120. (на кит. яз.)

ЙЙ, ЙЙЙ. ^Ш^Л^гМЯйй // ШШЩ1^ = Хуан Сян, Лянь Цзянькун. Прогресс в исследовании китайского фестивального туризма // Наука о туризме. 2006. Т. 20, № 1. С. 45-49. (на кит. яз.)

- Ы 2015 ШР&ШШ^Ш // (Л£}±Ш) = Линь Сяохуа,

Цю Яньпин. Медиатизированное общество и культурные изменения традиционных тибетских праздников. Тибетский Новый год 2015 года в Лхасе // Журнал Юго-Западного университета национальностей. Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 8. С. 153-157. (на кит. яз.)

^Ш®, ЙШ*. ШЖ^^ШАТШШ-Ш^ВЙЙЛ // ^КЙ®. = Лю Ливу, У Цинхуэй. Пробный анализ легализации традиционных праздников в нашей стране с точки зрения народной культуры // Застройка старого района. 2019. № 24. С. 64-66. (на кит. яз.)

jS : ESW, 2003. 45Я = Ло Сан Тензин, Чжоу Раннянь. Тибетский фольклор. Чэнду,

2003. 40 с. (на кит. яз.)

IJ«. // ШПШ^Кг* = Ма Вэньбо, Чжу Ячэн, Ван Шуньин. Ис-

следование дилеммы и стратегии углубленной интеграции тибетского фестиваля скачек и туризма // Журнал Сычуань-ского института туризма. 2021. № 5. С. 48-52. (на кит. яз.)

// = Пу Бу Дод Жи. Фольклор Нового года в Гунгбу // Тибет, Китай. 2021. № 1. С. 66-69.

(на кит. яз.)

Швв. // ^i+ISW^K^ft = Цинь Цзяцзя. Исследование образа женщины в тибетской

драме с точки зрения гендерной поэтики // Журнал Ланьчжоуского института образования. 2020. № 6. С. 46-48. (на кит. яз.)

ЙЙЙ. ^ЙШШКМЯ, - // Н&ИЯ = Ван Бяо, Гао Гуйву. Визуальная пре-

зентация концепции счастья: исследование, основанное на содержании 20-летней телепередачи «Тибетская новогодняя вечеринка» // Изучение Тибета. 2021. № 5. С. 137-141. (на кит. яз.)

S^j. "ЛА&Ж" ft^ffi^ // КЙЛ^РЙ = Син Цюаньчэн. Введение в историю «Восьми великих тибетских драм» // Исследование этнической литературы. 1985. № 3. С. 141-144. (на кит. яз.)

ШЯ. ^йй&ДЖ^ИШШ // ffft^K^ft = Ян Я. Полевая съемка тибетского Нового года в деревне Юку // Журнал университета Хуайхуа. 2015. Т. 34, № 1. С. 14-18. (на кит. яз.)

ШТ4. // HSK&A^ft = Ян Ючжуо. Исследование влияния традиционных

праздников на наследие тибетской драмы // Журнал Юго-Западного университета национальностей. Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4. С. 55-59. (на кит. яз.)

ШШ. Л&Й^ХФ^М^Н - // = Яо Чжаолинь. Сходства и различия традиционного Ти-

бетского Нового года и Нового года Гунбу: взгляд на эволюцию Тибетского новогоднего фестиваля // Исследование тибетского искусства. 1994. № 8. С. 73-77. (на кит. яз.)

ЛйДЧ. // ^^^ = Таши Нима. Эволюция и традиционные обычаи Тибетского Нового

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

года // Литературный мир (теоретическое издание). 2013. № 1. С. 305-306. (на кит. яз.)

ЖЙт, // = Чжан Цзинпин, Го Яру. Изменяющееся и неизменное: тибетские

традиции и мода на протяжении многих лет // Тибет, Китай. 2015. № 3. С. 42-47. (на кит. яз.)

ЖШп. // = Чжан Цзинру. Темп времени в новогоднем колорите Тибетского кален-

даря // Тибет, Китай (китайская версия). 2014. № 3. С. 10-15. (на кит. яз.)

ЖИ. » : // = Чжан Мин. Год в Тибете: Новый аспект видеоэтногра-

фии // Современная коммуникация (журнал Коммуникационного университета Китая). 2010. № 3. С. 87-90. (на кит. яз.)

Ё^ШЖ^^ййШШЖЖЙЯ. = Чжу Мейрон. Исследование по микрообновлению общественных

пространств в традиционных деревнях Лхасы. Лхаса, 2021. 22 с. (на кит. яз.)

References:

Feng Zijian & Zhu Yacheng (2019) [A Study on the development of the Tibetan Horse Racing Festival in the context of rural revival]. [Martial arts re-search]. 4 (3), 119-122. (In Chinese).

Gao Cheng (2016) [Unique customs of the "Tibetan New Year"]. [Search for roots]. (1), 112-120. (In Chinese).

Huang Xiang & Lian Jiankong (2006) [Progress in the study of Chinese Festival tourism]. [Tourism science]. 20 (1), 45-49. (In Chinese).

Lee, M. D. (2020). Traditions of the Tibetan New Year's Festival in Contemporary Chinese Painting: Pan Shixun and Ye Xingsheng. Observatory of Culture. 17 (2), 214-223. Available from: doi:10.25281/2072-3156-2020-17-2-214-223. (In Russian).

Lin Xiaohua & Qiu Yanping (2016) [Mediatized society and cultural changes in traditional Tibetan festivals. Tibetan New Year 2015 in Lhasa]. [Journal of the Southwestern University of Nationalities (Humanities and Social Sciences Edition)]. (8), 153-157. (In Chinese).

Liu Liwu & Wu Qinghui (2019) [Trial analysis of the legalization of traditional holidays in our country from the point of view of folk culture]. [Development of the old district]. (24), 64-66. (In Chinese).

Luo San Tenzin & Zhou Rangnian (2003) [Tibetan folklore]. Chengdu. 40 p. (In Chinese).

Ma Wenbo, Zhu Yacheng & Wang Shunying (2021) [Exploring the Dilemma and Strategy of Deep Integration of the Tibetan Horse Racing and Tourism Festival]. [Journal of the Sichuan Institute of Tourism]. (5), 48-52. (In Chinese).

Ogneva, E. D. (1985) Kalendarnye obychai i obryady narodov vostochnoi Azii. Novyi god [Calendar customs and rituals of the peoples of East Asia. New Year]. Moscow. 276 p. (In Russian).

Pu Bu Dod Zhi (2021) [Folklore of the New Year in Gungbu]. [Tibet, China]. (1), 66-69. (In Chinese). Qin Jiajia (2020) [Study of the image of a woman in the Tibetan drama from the point of view of gender poetics]. [Journal of the Lanzhou Institute of Education]. (6), 46-48. (In Chinese).

Tashi Nima (2013) [Evolution and traditional customs of the Tibetan New Year]. [Literary world (Theoretical edition)]. (1), 305-306. (In Chinese).

Tsering Yangzong (2000) [Secular socialization and religious practice. Traditional Tibetan New Year in Lhasa]. [Study of holidays]. (9), 227-252. (In Chinese).

Wang Biao & Gao Guiwu (2021) [Visual presentation of the concept of happiness: a study based on the content of a 20-year old television program "Tibetan New Year's Eve Party"]. [Exploring Tibet]. (5), 137-141. (In Chinese).

Xing Quancheng (1985) [Introduction to the history of the "Eight Great Tibetan Dramas"]. [Study of ethnic literature]. (3), 141-144. (In Chinese).

Yang Ya (2015) [Field photography of the Tibetan New Year in Yuku Village]. [Journal of Huaihua University]. 34 (1), 14-18. (In Chinese).

Yang Yuzhuo (2016) [Study on the impact of traditional festivals on the legacy of Tibetan drama]. [Journal of the Southwestern University of Nationalities (Humanities and Social Sciences Edition)]. (4), 55-59. (In Chinese).

Yao Zhaolin (1994) [Similarities and differences between the traditional Tibetan New Year and Gongbu New Year: a look at the evolution of the Tibetan New Year Festival]. [Study of Tibetan Art]. (8), 73-77. (In Chinese).

Zhang Jingping & Guo Yaru (2015) [Changing and unchanging: Tibetan traditions and fashion over the years]. [Tibet, China]. (3), 42-47. (In Chi-nese).

Zhang Jingru (2014) [The pace of yime in the New Year's color of the Tibetan calendar]. [Tibet, China (Chinese version)]. (3), 10-15. (In Chinese).

Zhang Ming (2010) [A year in Tibet: new aspect of video ethnography]. [Modern Communication (Journal of China Communication University)]. (3), 87-90. (In Chinese).

Zhu Meyron (2021) [A study on micro-renovation of public spaces in traditional villages of Lhasa]. Lhasa. 22 p. (In Chinese).

Информация об авторах Си Цзюньфэй - аспирант Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1181534

Н.А. Федоровская - доктор искусствоведения, директор Департамента искусств и дизайна Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=460338 Web of Science Researcher ID AAC-2590-2020 SPIN-код: 1179-3050

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors Xi Junfei - PhD student, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1181534

N.A. Fedorovskaya - D.Phil. in Art History, Head of the Department of Art and Design, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=460338 Web of Science Researcher ID AAC-2590-2020 SPIN-код: 1179-3050

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.09.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.