Юнина Е. А. Процесс распространения и условия открытия стационарных кинотеатров в городах Тобольской губернии в начале XX века / Е. А. Юнина // Научный диалог. — 2021. — № 1. — С. 451—471. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-1-451-471.
Yunina, E. A. (2021). Process of Distribution and Conditions for the Opening of Stationary Cinemas in the Cities of the Tobolsk Province at the Beginning of the 20th Century. Nauchnyi dialog, 1: 451-471. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-1-451-471. (In Russ.).
—ЫМ1А.. i
WEB OF <JC I SRI H J MWTL^'B,^
9
HIBIUUllf.bllht;:; ii
УДК 791.43.03(571.12)"1909/1918" DOI: 10.24224/2227-1295-2021-1-451-471
процесс распространения и условия открытия стационарных кинотеатров в городах тобольской губернии в начале XX века
© Юнина Екатерина Александровна (2021), orcid.org/0000-0002-5658-3482, младший научный сотрудник Отдела гуманитарных исследований, федеральное государственное бюджетное учреждение науки Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук (Тобольск, Россия), [email protected].
Прослеживается история возникновения и распространения стационарных синемате-атров в Тобольской губернии на основе архивных материалов, вводимых в научный оборот, анализа региональной периодики, справочных изданий, нормативных актов и опубликованных данных. Рассматривается административно-институциональный аспект их открытия. Особое внимание уделяется подготовительным работам, техническо-строительным правилам и условиям официальной приемки зданий, мерам противопожарной безопасности дореволюционных кинематографов, топонимике и локализации их в социокультурном пространстве городов. Приводятся сведения о социально-профессиональной принадлежности владельцев электротеатров. Делается вывод о том, что положительная динамика основания синематографов в изучаемом регионе, характеризующаяся скоростью и непрерывностью, относится к периоду 1909—1916 годов. Отмечается, что организация сети кинотеатров в провинциальных городах западно-сибирской части России была связана с работой губернских учреждений, муниципальных органов власти, служащих полиции. Показано, что функционирование данных публичных заведений подвергалось систематическому контролю чиновников этих ведомств, которые руководствовались принятыми в империи техническими нормативно-правовыми актами, регулирующими условия содержания кинотеатров. Утверждается, что развитие синематографа являлось важным показателем инновационных тенденций, происходивших в досуговом сегменте повседневной жизни горожан.
Ключевые слова: синематограф; стационарные кинотеатры; Строительное отделение Тобольского губернского управления; пожарная безопасность; владельцы электротеатров; досуговые публичные заведения; социокультурная инфраструктура.
1. Введение
Формирование в России массовой культуры, являющейся основой социально-культурных процессов современного мира, относится к началу
прошлого столетия, времени зарождения и развития феномена общественной рекреации, новых средств коммуникации и, как следствие, массового сознания. Изучение исторического опыта существования общественных видов досуга будет способствовать более глубокому пониманию истоков и особенностей массовой аудитории как социальной категории, актуализирует проблемные зоны этого явления, поможет скорректировать отрицательные проявления стандартизации культуры отдыха.
Период конца XIX — начала XX веков в условиях ускорения модерни-зационных процессов, происходивших в стране, отмечен стремительным внедрением в структуру повседневности российской провинции такого культурно-технического новшества, как синематограф, а также зарождением стойкого интереса сибирских обывателей, в том числе в городах Тобольской губернии, к новому виду развлечений.
Литература начального этапа осмысления развития кинематографа в Российской империи представлена мемуарами активных участников этого процесса [Левицкий, 1964; Форестье, 1945; Ханжонков, 1937]. Классические труды отечественных и зарубежных исследователей затрагивают фундаментальные проблемы генезиса русского дореволюционного кино первых двадцати лет, раскрывают вопросы взаимодействия кинематографа, театра, литературы и общественно-политической жизни России того времени, исследуют внутренние закономерности эволюции кино в ряду других видов искусства [Гинзбург, 2007; Зоркая, 1976; Цивьян, 1991; Beum-ers, 2009; RoИberg, 2009]. Работы целой плеяды историков посвящены становлению индустрии кинематографа в Санкт-Петербурге, Ярославле, Казани, Иркутске, Пензенском крае, Черноморской губернии [Алексеева, 2004; Балякова, 2008; Ктиторов и др., 2018; Рокка, 2014; Сиротин, 2009]. Институциональные аспекты деятельности кинематографических театров начала ХХ века, проблема жанров дореволюционного кино в аспекте мо-дернизационных явлений российской действительности на примере Перми анализируются в статьях В. В. Устюговой [Устюгова, 2016, 2017].
Начало изучению местного кинематографа на обширном документальном материале было положено трудом В. А. Ватолина, в котором рассматривался общий процесс становления кинотеатров в масштабе всей Сибири, без акцентуации внимания на работе электротеатров Тобольской губернии [Ватолин, 2002]. В ряде статей и монографий затрагивались лишь отдельные эпизоды истории западно-сибирского кинематографа [Боярский, 2016; Васильева, 1997; Коньков, 2014; Копылов, 2004; Малышева, 2016; Носкова, 2016]. Однако в региональной историографии пока отсутствуют работы, комплексно характеризующие появление и особенности развития
синематографов в Тобольской губернии, что определяет новизну данного исследования.
Цель статьи — проследить динамику возникновения стационарных кинотеатров в городах Тобольской губернии, проанализировать административный сегмент процесса открытия и функционирования этих заведений по социально-культурному обслуживанию населения, рассмотреть действия и социально-профессиональную принадлежность владельцев предприятий, топонимику и локализацию кинотеатров в социокультурном пространстве городов. Основными источниками исследования стали материалы фонда Строительного отделения Тобольского губернского управления Государственного архива в г. Тобольске (Ф. И 353), в котором сохранился информативный корпус документов, раскрывающий особенности строительства зданий и приспособления имевшихся помещений под кинозалы, устройство кинематеатров в изучаемом регионе с точки зрения пожарной безопасности, этапы и условия их официальной приемки, технические требования, предъявляемые к этим досуговым объектам со стороны муниципальной, губернской и центральной власти. В качестве дополнительных источников привлекались данные местной и центральной прессы, справочные издания, опубликованные нормативные акты, регулирующие условия содержания кинотеатров.
2. Динамика возникновения кинотеатров и их локализация в социокультурной структуре городов: 1910—1916 годы
На рубеже XIX—XX веков Тобольская губерния занимала второе место в Сибири по площади входящих в нее территорий, включая в себя 10 городов (Тобольск, Тюмень, Ялуторовск, Курган, Тара, Ишим, Березов, Сургут, Туринск, Тюкалинск) и соответствующие им округа / уезды. Несмотря на территориальную удаленность губернии от общепризнанных культурных центров империи, периферийный характер политико-экономических процессов, низкий общий уровень образованности и грамотности жителей по сравнению с городами европейской России, региональное развитие синематографа характеризуется наличием всех общих этапов, свойственных генезису этого социокультурного феномена..
Первый период в историографии, именуемый «путешествующим синематографом», был связан с деятельностью гастролирующих демонстраторов на изучаемой территории. С 1909—1910 годов начинается стабильный процесс основания синематографических театров, отличающийся динамичностью, скоростью и непрерывностью как в наиболее крупных городах Тобольской губернии, так и в городах с меньшим числом населения.
В Строительное отделение Тобольского губернского управления в период с 1909 года по 1916 год поступает целая серия прошений от лиц различной социальной и профессиональной принадлежности на разрешение открытия кинотеатров в Тобольске и уездных городах: Тюмени, Кургане, Ишиме, Ялуторовске, Таре, Туринске, Тюкалинске. Начало формированию сети стационарных электротеатров в изучаемом регионе было положено открытием 3 мая 1909 года в Тюмени первого постоянно действующего синематографа «Рояль-Био» на улице Царской в доме Брюханова [Боярский, 2016, с. 132].
Пионерами синематографии в губернском Тобольске стали омский предприниматель Павел Павлович Фабри и учитель физики Тобольской мужской гимназии Николай Константинович Дингильштедт. Функции идейного вдохновителя и создателя репертуарного контента выполнял Н. К. Дингильштедт, который являлся представителем интересов и доверенным лицом в Тобольске фактического владельца кинотеатров П. П. Фабри. 25 сентября 1909 года, после получения согласия местных властей на отпуск электрической энергии с городской электростанции, открыл свои двери для посетителей первый в городе кинотеатр «Люкс», размещенный в арендованной квартире дома Фришмана по Рождественской улице [Сибирский ..., 1909, с. 2]. Этот кинематеатр отличался миниатюрными размерами и небольшой вместимостью зрительного зала.
В Кургане период существования стационарных кинозаведений, начавшийся почти в то же время, что и в столице губернии, связан с основанием синематографа «Модерн» 15 сентября 1909 года прусским подданным Георгием Федоровичем Швензовым [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 724, л. 30].
7 июня 1910 года в Тюмени состоялось открытие синематеатра «Фурор» в первом в Тобольской губернии, специально построенном для нужд кинотеатра здании на углу улиц Спасской и Войновской. Деревянный театр, по конструкции представлявший сборно-разборный балаган на 300 зрительских мест, имел электрическое освещение. 29 ноября 1910 года владельцем этого синематографа стала компания «Модерн», среди ее основателей (по предположению Л. В. Боярского) был Иосиф Савельевич Шустер, который значился арендатором заведения, получившего новое название [Боярский, 2016, с. 132]. В декабре 1910 года заявление на открытие нового электротеатра «Луч» в доме Панкратьева на углу улиц Царской и Садовой подает житель г. Тюмени Петр Иванович Кузнецов, согласно акту от 17 декабря 1910 года здание было введено в эксплуатацию [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 799, л. 1, 9]. На рубеже 1910—1911 годов на центральной улице Царской возникает синематограф «Вольдемар» владельца А. И. Ро-
машова. К 1913 году в городе действовало три кинематеатра, на смену первым кинозалам «Рояль-Био», «Фурор» и «Луч» приходят — «Вольдемар», «Модерн» и «Весь мир» [Справочник ..., 1913, с. 160].
Пик организации кинотеатров в Тобольске приходится на 1910 год, когда в городе начали функционировать сразу три иллюзиона. Создателями второго тобольского синематографа «Био», открытого 31 марта 1910 года и работавшего с перерывами до 1913 года, вновь стали Н. К. Дингильштедт и П. П. Фабри. Основная заслуга в налаживании практической стороны нового дела также принадлежала тобольскому учителю, который вступил в переговоры с купцом А. Н. Хвастуновым об аренде и приспособлении для демонстрации фильмов строившегося здания по улице Богоявленской, напротив мужской гимназии, предполагаемого последним для размещения торгового предприятия. 26 января 1910 года Н. К. Дингильштедт подал прошение в Строительное отделение губернского управления. В результате осмотра помещения специально организованной комиссией в обязанности компаньонов было вменено устранить обнаруженные нарушения правил строительной и пожарной безопасности, предоставить новый план здания с учетом перестроек. После выполнения этих указаний в конце марта 1910 года разрешение на демонстрацию фильмов было получено [ГБУ-ТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 775, лл. 1—7].
19 апреля 1910 года в доме Лобкова на Абрамовской улице был основан кинотеатр «Искер» усилиями деловых партнеров: А. А. Сыромятниковым, С. М. Сыромятниковой, В. П. Густылевой и др. Буквально через три дня в социокультурном пространстве города появляется первое здание, специально построенное для синематографа на улице Большой Архангельской, — сине-матеатр «Модерн», которому было суждено стать долгожителем кинобизнеса Тобольска. По деловому соглашению, заключенному между тобольским потомственным дворянином Иваном Николаевичем Бутлеровым и владивостокским мещанином Петром Ивановичем Печокасом, первый обратился в Строительное отделение для получения разрешения на строительство помещения для кинотеатра на территории своей усадьбы, а второй арендовал здание и разместил в нем свое оборудование [Там же, д. 781, лл. 1—5].
В период с 1911 по 1916 годы стационарные электротеатры появляются в других уездных / окружных городах губернии: Таре, Ишиме, Ялуторовске, Туринске, Тюкалинске. В Таре местом сосредоточения синематографов была центральная улица Александровская, с февраля 1911 года здесь в помещении Общественного собрания непродолжительное время действовал кинематограф «Заря», принадлежавший отставному чиновнику Густылеву [Носкова, 2016, с. 142]. Весной 1911 года в Тобольское губернское управле-
ние с заявлением о разрешении перестройки деревянного жилого дома (принадлежащего жительнице Тары Ю. Н. Мармелюк) на этой же улице под кинематограф «Эврика» обратился крестьянин Корсинской волости Тарского уезда Андрей Иванович Кучеревский. 3 марта он получил свидетельство от Тарского уездного исправника на работу заведения, которое ориентировочно функционировало около трех с половиной лет. По документу от 18 сентября 1914 года, «усадебное место, на котором находилось здание, владелицей было передано в другие руки», и кинотеатр прекратил свою деятельность [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 870, л. 11].
Характерно, что почти одновременно в 1911 году для работы одноименного ишимского кинотеатра «Эврика» по улице Александровской арендовала одноэтажный деревянный дом нотариуса И. А. Рогачёва Александра Николаевна Корикова-Михайлова [Носкова, 2016, с. 142]. С 1913 года ее кинозал был перенесен в специально выстроенное здание в усадьбе Кориковых-Михайловых по улице Никольской и под новым названием «Люкс» действовал вплоть до 1919 года, принимая посетителей в одноэтажном «холодном» помещении в весенне-летний период [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 985, лл. 1—30].
В 1912 году в Строительное отделение Тобольского губернского управления поступило прошение Емельяна Бронникова об устройстве синематографа в городе Ишиме. С 1913 года в здании магазина купца второй гильдии Павла Федоровича Желтышева начал функционировать электротеатр «Иллюзион». В январе 1912 года открылся синематограф Я. Н. Клименко в Тюкалинске [Там же, д. 932, лл. 1—8]. Летом 1912 года разрешение на строительство в Туринске временного электротеатра балаганного типа просит екатеринбургский мещанин Илья Павлович Коган [Там же, д. 921, л. 1].
3. Условия открытия синематеатров в Тобольской губернии: административно-институциональный аспект
История возникновения и функционирования стационарных синематографов в изучаемом регионе была тесно связана с работой губернских учреждений, муниципальных органов власти и полицейского ведомства. Одним из органов власти, в ведении которого находились организация в регионе кинематографических театров и последующий контроль их деятельности, было Строительное отделение Тобольского губернского управления, имевшее исполнительные и регулятивно-нормативные функции на местах. Специалисты этого ведомства проводили рассмотрение документации, согласовывали дислокацию кинотеатров на территории городов, принимали предварительное решение об открытии того или иного
синематографического объекта, руководствуясь указаниями центральной власти. Разбор прошений, утверждение документации и официальное разрешение на работу этих публичных заведений на основании определенных прескриптивных актов реализовывала губернская власть. Несмотря на динамичность появления синематографов в социокультурной топографии городов, фактические условия открытия этих объектов по досуговому обслуживанию населения были сопряжены с некоторыми трудностями для их потенциальных владельцев. Процесс оформления кинематографического бизнеса имел следующий порядок действий: 1) подачу прошения на имя губернатора, 2) проверку подателя прошения жандармским управлением на политическую и гражданскую благонадежность; 3) обращение в Строительное отделение, 4) сбор необходимых документов (архитектурно-строительных проектов, спецификационных планов и чертежей), 5) первичное их освидетельствование в Тобольском губернском управлении, 6) в случае необходимости — последующую доработку и усовершенствование технических документов, 7) обязательные и неоднократные осмотры помещений специальными комиссиями, 8) получение извещения казначейства и уплату гербового сбора, 9) запрос в полицейское управление о предоставлении права демонстрирования картин, 10) утверждение проекта и выдачу официального разрешения на эксплуатацию помещения с целью устройства публичных киносеансов. С одной стороны, в этой процедуре участвовали податель прошения (владелец или арендатор помещения) и архитектор (автор проекта перестроек или вновь строящегося здания), с другой — губернские и городские чины различных ведомств.
По установленным правилам, основными техническими документами, которые требовалось подать в двух экземплярах в губернское управление, были план постройки нового здания или переоборудования уже существующего помещения. Препятствиями для положительного и оперативного решения вопроса являлись отсутствие или неудовлетворительное качество и состав предоставленных проектов и чертежей.
Уездное полицейское управление в этом процессе было своеобразным связующим звеном между просителем и губернским правлением. Местные чины полицейского ведомства доводили до сведения заявителя решение последнего, городской полицмейстер давал информацию о поведении, наличии или отсутствии судимости гражданина, а жандармское управление проводило проверку политических пристрастий просителя, ходатайствующего о разрешении ему кинобизнеса.
На втором этапе развития сети кинотеатров в Тобольской губернии, как и в центральной России, для демонстрации киносеансов приспосабли-
вались частные дома городских обывателей, здания магазинов, театров, цирков и т. п. При намерении предпринимателя разместить в них всю нужную инфраструктуру на перестройку помещений было необходимо получить специальное разрешение. В начале 1911 года И. С. Шустер начинает хлопоты об открытии очередного тюменского кинозаведения в доме купчихи Павлы Петровны Воробейчиковой по адресу ул. Царская, 26, для чего обращается в Строительное отделение. Однако представленная им техническая документация не удовлетворила ведомство, которое обязало Тюменское уездное полицейское управление через пристава 1 части г. Тюмени известить ходатая, что чертеж не может быть утвержден в настоящем виде, требует дополнений и снятия копий [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 863, л. 2].
В связи с тем, что просители не всегда были способны самостоятельно составить технические документы, им предлагалось воспользоваться услугами специалистов Строительного отделения, которые могли изготовить чертеж, соответствующий всем условиям закона, оплата в каждом конкретном случае была различна [Там же, л. 2 об.].
Контроль кинематографических заведений осуществлялся сообразно требованиям по должному техническо-полицейскому надзору за устройством зданий, предназначенных для пользования публикой. Обязательной процедурой успешного начала работы был осмотр помещений техническими приемными комиссиями, в состав которых входили городские инженеры и архитекторы, технические работники Строительного отделения, городские чины местных муниципалитетов и представители полиции [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 799, л. 1]. Найденные недостатки детально указывались в актах, составлявшихся губернскими инспекторами. После выполнения владельцами всех предписанных исправлений назначались повторные осмотры, для освидетельствования архитекторы Строительного отделения выезжали в уездные города. Так, младшему архитектору Л. Ю. Андриевскому Тобольское губернское управление поручило «при проезде через Тюмень осмотреть произведенную И. С. Шустером перестройку здания кинематографа на предмет установления того выполнены ли им все распоряжения, предъявленные в акте губернского инспектора» [Там же, д. 863, л. 1 об.]. В результате итоговой инспекции помещения комиссией в составе инженера путей сообщения Ф. К. Кюнцеля, городского архитектора К. П. Чакина и члена городской управы Д. Т. Горбунова в присутствии пристава 1 части г. Тюмени Полочанского на основании копии с акта тобольского губернского инженера от 27 сентября 1911 года И. С. Шустеру было дано разрешение на открытие и эксплуатацию кинотеатра «Весь мир» [Там же].
При первоначальном оборудовании кинотеатров нужно было добиться согласия местных властей на проведение электричества и монтаж специализированных киноустановок. В апреле 1909 года прусский подданный Г. Ф. Швензов подал заявление об устройстве электрической станции и электрического освещения в арендуемом владении купца К. С. Земянского в Кургане по Гостинодворскому переулку. В Строительное отделение 28 мая 1909 года поступило извещение от начальника Омского почтово-телеграф-ного округа: «Проект на устройство электростанции прислан в двух экземплярах, а план установки 10-сильного нефтяного двигателя "Урсус" только в одном» [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 724, лл. 10—18]. 11 июня предприниматель представил недостающий экземпляр [Там же].
Контролировалось также временное устройство уже действующих синематографов на новой площадке. 26 апреля 1910 года тобольский губернский инженер телеграммою сообщал Курганскому исправнику, что тот же Г. Ф. Швензов просит разрешить ему временно перенести находящийся в доме К. С. Земянского кинематограф с двигателем в Первое Общественное собрание, на открытую сцену летнего помещения. Инженер уточнял у исправника, не встречается ли по местным условиям препятствий к удовлетворению ходатайства. Со своей стороны он давал условное согласие с тем, чтобы электрическая установка и машинное отделение до открытия действия кинематографа были освидетельствованы комиссией под председательством Курганского исправника и с участием техника Н. А. Юшкова. Однако это разрешение не снимало с просителя обязанности предоставить на рассмотрение и утверждение губернского управления в месячный со дня объявления срок требуемые по закону технические документы [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 724, л. 53 об.].
После вынесения окончательного решения по работе синематографических заведений городскими и губернскими властями во все последующее время функционирования кинотеатров курировались покупка и установка владельцами новых аппаратов, равно как и перемещение местонахождения электрических станций. В этих случаях хозяевами и арендаторами театров вновь предоставлялись дополнительные проекты в Строительное отделение. Мещанка г. Кургана Евдокия Яковлевна Малышева 2 мая 1910 года просила утвердить предполагаемую замену мотора марки «ВаЫш1» нефтяным двигателем «Перкун» в 10 сил и замену динамо-двигателя завода «Бруни» в 30 ампер динамо-машиной в 56 ампер лейпцигского завода «Сириус», а также перенос места станции для электрического освещения в доме своего мужа Ивана Михеевича Малышева, где располагался синематеатр «Эхо» [Там же, д. 718, лл. 6—18]. Губернское управление поручило Курганскому
уездному исправнику наблюдение за тем, чтобы электрическая установка не была пущена в действие впредь до освидетельствования ее особой комиссией с последующей выдачей последнею надлежащего заключения о безопасности устройства. Заведующий Омско-телеграфным округом уведомлял Тобольского губернатора, что владелице при замене старых машин новыми необходимо установить их такой мощности, чтобы вентилировать помещения синематеатра электрическим способом [Там же].
Дальнейший контроль осуществлялся посредством периодических осмотров в связи с возникающими несовершенствами в работе того или иного кинотеатра, а также неудобствами, причиняемыми жителям окружающих домов вследствие функционирования заведений. В сентябре 1910 года Г. Ф. Швензов сообщал приставу 2 части г. Кургана, что требование об уничтожении шума, производимого двигателем его кинотеатра, необоснованно, так как все оборудование было осмотрено комиссией, которая не нашла никаких неудобств, и трансляция картин была разрешена губернским управлением [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 724, л. 92].
Со временем особое значение приобрели проблемы противопожарной безопасности в отношении работы новых точек общественного досуга. В начале 1911 года в электрических театрах разных городов России во время кинематографических сеансов произошел ряд несчастных случаев. Самой масштабной стала трагедия февраля 1911 года в кинематографе собрания вольно-пожарного общества станции Бологое на линии Николаевской железной дороги, унесшая жизни 101 человека. Из-за возгорания целлулоидной ленты и взрыва горючей жидкости огонь охватил все деревянное помещение, а выход людей из единственной двери здания по узкому и извилистому коридору оказался почти невозможен [Нива ..., 1911, с. 219].
Жители городов Тобольской губернии также были обеспокоены состоянием местных синематографов. В апреле 1911 года в помещении кинематографа «Заря» г. Тары возник пожар, в результате которого сгорели крыльцо и крыша [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 857, л. 93; Носкова, 2016, с. 142]. Несмотря на то, что человеческих жертв не было, этот инцидент стал причиной жалобы одного из обывателей Тарскому городскому голове о несоблюдении мер противопожарной безопасности владельцами кинематографа «Эврика», который находился в непосредственной близи от дома заявителя. П. Копейкин поставил городские власти в известность о том, что «двигатель в означенном синема хранится в обычном деревянном амбаре всего в 2 аршинах от зала для публики, в амбаре также содержится большое количество нефти и бензина» [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 870, л. 19].
Напряженная ситуация, создавшаяся в обществе, была разрешена принятием в мае 1911 года «Нормальных правил по устройству и содержанию театров-кинематографов и по хранению целлулоидной для них ленты», выработанных специальной комиссией, образованной при техническо-строительном комитете МВД России. По новым правилам, театры синематографа могли устраиваться в каменных (не выше второго этажа) и в деревянных зданиях (только в первом этаже); кинематографы, расположенные в специальном здании, должны быть окружены со всех сторон свободным местом шириною не менее 5 саж.; для устроенных в балагане устанавливалось требование 10 саж.; театры должны были иметь не менее двух выходов наружу или две несгораемые лестницы; двери и окна дозволялось завешивать только шторами для затемнения зрительного зала; ряды стульев или места в зале предписывалось надежно прикреплять к полу и соединять широкими проходами, ведущими к выходам, и т. д. [Нормальные ..., 1911, с. 1—3]. Циркуляр МВД от 12/13 мая 1911 года был разослан по губерниям страны, весь последующий процесс организации электротеатров и надзор за уже существующими кинематографическими заведениями Тобольской губернии проводился со строгой ориентацией на этот документ.
Проверка помещений на соответствие противопожарным нормам (с целью обеспечения безопасности киносеансов, минимизации риска возгорания и правильной организации эвакуационных действий) стала главным основанием приемки зданий. Особое внимание уделялось наличию и должному состоянию главных и аварийных выходов, лестничных пролетов, инфраструктуре зрительных залов, проекционных будок в сибирских городских синематографах. Анализ архивных материалов показал, что технические характеристики кинотеатров Тобольской губернии в целом соответствовали официальным требованиям нормативных документов. Так, тюменский синематограф И. С. Шустера «Весь мир», находящийся в верхнем этаже двухэтажного кирпичного особняка П. П. Воробейчико-вой, имел три выхода в коридор и два внешних выхода (основной — на Царскую улицу и второй запасной), необходимое количество лестниц для эвакуации зрителей, бетонный пол в аппаратной будке и т. п. [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 863, л. 17].
5 января 1913 года осматривалось каменное здание бывшего кинотеатра «Эхо», где курганский мещанин И. М. Малышев после ремонта разместил электротеатр «Лира», который открылся 1 января 1913 года. По протоколу осмотра, предоставленному Курганским уездным исправником в Строительное отделение, известно, что помещение имело три выхода на улицу, два постоянных и один запасной, будка для киномеханика с ме-
таллическим полом помещалась между двумя каменными стенами с деревянными перегородками, внутри обшитыми по войлоку железом [Там же, д. 909, лл. 2—3].
Осенью 1914 года тобольский мещанин Владимир Александрович Гирман предоставил чертеж устроенного им в Тюмени, в нижнем этаже каменного дома П. А. и А. Ф. Брюхановых, на углу улиц Царской и По-даруевской, электротеатра «Палас». 30 октября вследствие предписания тюменского исправника комиссией с участием пристава 1 части г. Тюмени Сирина и архитектора К. П. Чакина производился осмотр заведения. Комиссия признала, что устройство бетонной будки, в которой установлен киноаппарат, опасности в пожарном отношении не представляет; помещение, имеющее главный выход на улицу Подаруевскую и 5 запасных выходов, было «найдено чистым, светлым и сухим», пригодным для проведения публичных киносеансов [Там же, д. 1064, лл. 7—32].
4. Социально-профессиональная принадлежность и деятельность владельцев электротеатров
На основе сведений, извлеченных из материалов Строительного отделения губернского управления, стало возможным выявить состав владельцев городских электротеатров, рассмотреть их социально-культурный облик и профессиональную принадлежность, проанализировать их деятельность, определить особенно активных предпринимателей, работавших в Тобольской губернии. Большинство кинопредпринимателей региона в начале XX века составляли мещане и купцы. В основном участниками развития кинематографической сети досуговых публичных заведений Тобольской губернии становились жители сибирских городов, но были среди них и иногородние бизнесмены: омский предприниматель П. П. Фабри, бийский мещанин М. Д. Селиванов, екатеринбургский мещанин И. П. Коган, варшавский мещанин Ф. Ю. Мачусский, а также выходцы из других стран, как, например, прусский подданный Г. Ф. Швензов. К дворянскому сословию принадлежал И. Н. Бутлеров, совместно с владивостокским мещанином П. И. Печокасом основавший кинотеатр «Модерн» в Тобольске.
Характерно, что крестьяне также активно пробовали свои силы на поприще синематографического бизнеса. В 1911—1913 годах в губернское правление были поданы прошения на открытие синематеатров в Ишиме от Е. Бронникова, в Таре от крестьянина Корсинской волости А. И. Ку-черевского, а также о строительстве глинобитного здания для кинематографа в Ялуторовске от крестьянина Юргинской волости Ялуторовского уезда К. Фисенко. 4 апреля 1913 года Строительным отделением был одо-
брен проект кинематографа крестьянина Туринской городовой волости И. Ф. Рогожина [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 992, л. 17].
Среди хозяев кинотеатров в начале XX века встречались и женщины. С. М. Сыромятникова и В. П. Густылева были совладелицами кинотеатра «Искер» в Тобольске. 24 ноября 1916 года тюменский синематеатр «Палас» был продан Анастасии Дмитриевне Ерофеевой его бывшим владельцем В. А. Гирманом. Совместно с мужем устройством кинотеатра «Лира» занималась курганская мещанка Е. Я. Малышева. В Таре хозяйкой электротеатров «Эврика» и «Люкс» была жена нотариуса А. Н. Корикова-Михайлова.
Кроме частных лиц, инициаторами открытия синематографов являлись общественные городские организации, желающие быть причастными к новому виду городского досуга. 29 ноября 1911 года в адрес начальника Тобольской губернии поступило прошение об открытии кинематографа в здании Народного дома от председателя Ялуторовского уездного комитета попечительства о народной трезвости. 17 декабря 1911 года телеграммой Ялуторовскому исправнику было сообщено, что сеансы кинематографа в этом помещении разрешаются [Там же, д. 878, лл. 1—6]. Кинозал, в котором с 1901 года устраивались спорадические и регулярные сеансы, работал при Народной аудитории города Тобольска.
В кругу хозяев и устроителей синематографических заведений были знаковые фигуры, оказавшие влияние на развитие кинематографической индустрии в Тобольской губернии. Ключевой персоной становления синематографа как модерного вида досуга горожан Тобольска стал учитель Тобольской мужской гимназии Н. К. Дингильштедт, который был не только автором идеи открытия первого кинозала в столице губернии, но и создателем концепции работы электротеатров «Люкс» и «Био». Он относился к прогрессивной части интеллигенции города и преследовал цель придать предприятию культурно-просветительский характер, активно содействуя хозяину заведения в устройстве помещения, открытии театра, выборе картин, содержание которых отвечало бы запросам этики и просвещения. Издатели газеты «Сибирский листок» отмечали, что наиболее «обдуманно подбирались картины именно в период деятельности г. Дингильштедта, который в 1915 г. был переведен на службу в Красноярск» [Сибирский ., 1915, с. 1].
Начальный этап кинематографического бизнеса в регионе связан с именем фотографа И. С. Шустера, устроившего показ одного из первых сеансов синематографа в Тобольске. Несмотря на то, что попытка познакомить население с техническим новшеством в марте 1897 года не принесла особого успеха ее инициатору, это было первое представление синема, произведенное местным демонстратором в Тобольской губернии. В после-
дующий период своей деятельности И. С. Шустер проявил себя не только как успешный предприниматель, но и как кинооператор и первый документалист, снявший на кинопленку события пребывания в Тобольской губернии и проводы из Тюмени Г. Е. Распутина весной 1914 года. Об этом факте местной кинематографии сообщал центральный специализированный журнал «Сине-фоно» [Сине-фоно ..., 1914, с. 29].
Немаловажной линией развития кинобизнеса в Тобольской губернии являлось стремление предпринимателей организовывать демонстрацию картин не только в стационарных заведениях, но и на городских открытых площадках. Франц Юзефович Мачуский, в 1911 году желавший основать «Фотоскоп-Синематограф» на Царской улице Тюмени в доме Шмырева, также неоднократно обращался в Строительное отделение Тобольского губернского правления с просьбами оборудовать помещения для электротеатра за р. Тура в доме Ф. С. Колмагорова (в 1911 году), в Тюменском загородном саду в летний сезон (в 1914 году), в цирке, принадлежащем Анне Васильевне Коромысловой, на ярморочной площади в 3 части Тюмени (в 1915 году) [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и353, оп. 1, д. 865, лл. 1—21]. 20 июня 1916 года губернским инженером Строительного отделения компаньонам В. А. Гирману и С. К. Волкановскому было разрешено с целью показа кинематографических картин на открытом воздухе обустроить в одной из боковых аллей Гилевского сада помещение для хранения кинематографического аппарата и лент, несгораемую будку и экран [Там же, д. 1064, л. 28]. Временные электробиографы в Тюмени функционировали также в павильонах на городском ипподроме и базарной площади, в Тобольске местом сезонных демонстраций был сад Ермака.
Еще одной формой организации досуга горожан стало устройство кинотрансляций, приуроченных к определенным событиям: традиционным ярмаркам, рождественским, пасхальным, государственным праздникам и т. п. Такие мероприятия предполагали большое стечение народа, поэтому предприниматели старались использовать эту возможность для получения внушительной финансовой выручки. С 1911 года даже временные балаганного типа театры подвергались тщательным проверкам, а владельцы обязывались к надлежащему их содержанию в соответствии с «Нормальными правилами по устройству театров-кинематографов». И. П. Когану, собиравшемуся построить в Туринске электротеатр с установкой динамо и нефтяного двигателя на время предстоящей 6 июля 1912 года восьмидневной ярмарки, было предписано представить проект постройки с чертежом распределительной доски, указанием мест установки лампочек и пояснительной запиской [Там же, д. 921, л. 1].
В рассматриваемый период развития кинематографа в Тобольской губернии отмечаются попытки организации кинотеатров не только в городах. 16 ноября 1913 года курганский мещанин Михаил Авксентьевич Крыжановский просит о разрешении ему открыть электротеатр в собственном доме в вокзальном поселке между станцией и городом Курганом [Там же, д. 980, л. 1].
5. Выводы
В начале XX века в южной части Тобольской губернии наблюдался динамичный процесс основания синематографических театров, так как эта территория входила в сферу влияния Транссибирской железнодорожной магистрали. В изучаемый период здесь действовало более тридцати стационарных кинотеатров в восьми городах губернии.
Региональное развитие синематографа характеризуется наличием основных этапов, свойственных генезису этого социокультурного феномена. Начальный период существования синематографа в губернии был связан с деятельностью гастролирующих кинодемонстраторов из европейской части страны. Второй этап отличался устройством кинозалов в приспособленных для сеансов помещениях (частных домах горожан, театрах, цирках, образовательных учреждениях, общественных собраниях). На третьем этапе возникла устойчивая тенденция работы синематеатров в зданиях, специально строившихся для нужд кинематографической индустрии. В дореволюционный период особенность развития кинобизнеса в периферийной Тобольской губернии состояла в функционировании меньшего процента кинозаведений в зданиях, намеренно возведенных для демонстрации фильмов, по сравнению с их организацией в специальных зданиях в центральных районах России и столичных городах.
Непосредственный процесс открытия в регионе стационарных синематографов находился в ведении Строительного отделения Тобольского губернского управления. Несмотря на тщательную систему приемки кинотеатров, фактически чиновники отделения шли навстречу владельцам при условии выполнения ими всех требований губернских инженеров и разрешали временную демонстрацию картин до официального утверждения проектов помещений. Окончательное разрешение на работу этих публичных заведений на основании определенных прескриптивных актов реализовывала губернская власть.
Оформление кинематографического бизнеса в административно-институциональном аспекте включало подачу прошения на имя губернатора, рассмотрение документов в губернском управлении, осмотр и приемку помещений членами технических комиссий (губернским архитектором и
инженером, представителем муниципалитета, исправником городского полицейского управления), утверждение проекта и выдачу разрешения на эксплуатацию помещения с целью устройства публичных киносеансов.
В столичном и большинстве уездных городов Тобольской губернии к 1916 году появились свои «бульвары Капуцинов». Синематеатры располагались на центральных соседних улицах или во внутренних дворах усадеб домовладельцев, существовали кинозалы и в отдаленных городских районах. Часто на одной улице работало несколько точек по демонстрации коммерческих киносеансов, что приводило к образованию своеобразных кинокварталов в социокультурном пространстве городов.
Участниками развития кинематографической сети в Тобольской губернии в начале XX века являлись общественные городские организации, иногородние бизнесмены и иностранцы, жители сибирских городов, среди которых большинство составляли мещане, купцы и дворяне, активно включались в этот бизнес крестьяне, содержательницами синематеатров также были женщины. Для людей, пришедших в кинематографическую область, эта деятельность являлась вторичным видом занятости; по социально-профессиональной принадлежности владельцы электробиографов были отставными чиновниками, провинциальными учителями, предпринимателями, фотографами. Значительный приток экономически активных граждан во вновь сформированную сферу предпринимательства объяснялся чрезвычайной популярностью этого вида развлечений в широких слоях местного общества, а значит, быстрым получением доходов и возможностью благополучно окупить затраченные на устройство заведений финансовые средства.
Источники и принятые сокращения
1. ГБУТО ГА в г. Тобольске — Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске». Ф. И-353 (Строительное отделение Тобольского губернского управления). Оп. 1. Д. 718. Лл. 1—31 ; Д. 724. Лл. 1—90 ; Д. 775. Лл. 1—43 ; Д. 781. Лл. 1—51 ; Д. 799. Лл. 1—19 ; Д. 863. Лл. 1—20 ; Д. 865. Лл. 1—24 ; Д. 870. Лл. 1—21 ; Д. 878. Лл. 1—22 ; Д. 909. Лл. 1—58 ; Д. 921. Лл. 1—5 ; Д. 932. Лл. 1—8 ; Д. 980. Лл. 1—9 ; Д. 985. Лл. 1—30 ; Д. 992. Лл. 1—17 ; Д. 1014. Лл. 1—25 ; Д. 1064. Лл. 1—32.
2. Калугин Т. Ф. Справочник и Адрес-календарь по городу и уезду / Т. Ф. Калугин. — Тюмень : Типография А. А. Благинина, 1913. — 226 с.
3. Нормальные правила по устройству и содержанию театров-кинематографов, выработанные Специальной комиссией, образованной при технико-строительном комитете Министерства внутренних дел. — Рига : [б. и.], 1911. — 7 с.
4. Пожар кинематографа на станции Бологое // Нива : иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни. — 1911. — № 11. — С. 219.
5. Городская хроника // Сибирский листок : газета. — 1909. — № 102. — С. 2.
6. Городская хроника // Сибирский листок : газета. — 1915. — № 95. — С. 1.
7. Сине-фоно : журнал синематографии, говорящих машин и фотографии. — 1914. — № 19. — С. 29.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Е. П. Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской губернии (1897—1917 гг.) : автореферат диссертации ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Е. П. Алексеева. — Казань, 2004. — 27 с.
2. Балякова Н. Н. Кинематограф в дореволюционном Иркутске (1897—1917) / Н. Н. Балякова // Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. — 2008. — № 49. — С. 6—9.
3. Боярский Л. В. Пионеры тюменской фотографии : становление фотографического дела в г. Тюмени в XIX — начале XX вв. / Л. В. Боярский. — Тюмень : Тюменский дом фотографии, 2016. — 192 с. — ISBN 978-5-9905-675-6.
4. Васильева А. М. Забытый Курган [Электронный ресурс] / А. М. Васильева. — Режим доступа : http://al-dedov.narod.ru/vasiljeva.htm. (дата обращения 13.09.2020).
5. Ватолин В. А. Синема в Сибири : очерки истории раннего сибирского кино (1896—1917 гг.) [Электронный ресурс] / В. А. Ватолин. — Режим доступа : http:/ kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/211 (дата обращения 09.09.2020).
6. Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России / С. С. Гинзбург. — Москва : Аграф, 2007. — 488 с. — ISBN 978-5-7784-0247-8.
7. Зоркая Н. М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900—1910 годов / Н. М. Зоркая. — Москва : Наука, 1976. — 297 с.
8. Коньков Н. Л. У истоков сибирского документального кино : Иосиф Савельевич Шустер / Н. Л. Коньков // Большое городище. — 2014. — № 1 (34). — С. 7—13.
9. Копылов В. Е. Былое светописи. У истоков фотографии в Тобольской губернии /
B. Е. Копылов. — Тюмень : Слово, 2004. — 863 с.
10. Ктиторов С. Н. Зрелищно-развлекательная структура в Черноморской губернии как отражение социокультурных запросов регионального сообщества (конец XIX — начало XX в.) /
C. Н. Ктиторов, О. В. Ктиторова // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2018. — Т. 10. — № 6—1. — С. 150—157. — DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-150-157.
11. Левицкий А. А. Рассказы о кинематографе / А. А. Левицкий. — Москва : Искусство, 1964. — 248 с.
12. Малышева Е. Л. Из истории первых кинотеатров в Тобольске / Е. Л. Малышева // Тобольск научный — 2016 : материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), г. Тобольск, 10—11 ноября 2016 г. — Тобольск : Принт-Экспресс, 2016. — С. 235—238. — ISBN 978-5-9908362-0-4.
13. Носкова В. Н. Из истории кинотеатров города Тары / В. Н. Носкова // Материалы VIII региональной научно-практической конференции «Вагановские чтения», посвященной 85-летию со дня основания Тарского бюро краеведения. (г. Тара, 11—12 марта, 2016 г.). — Тара : Амфора, 2016. — С. 142—146. — ISBN 978-5-906706-54-6.
14. Рокка А. Ю. Первые синематографы Санкт-Петербурга (конец XIX — начало XX в.) / А. Ю. Рокка, В. В. Карпова // Столица и провинции : Взаимоотношения центра и регионов в истории России : сборник статей. — Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. — С. 106—111. — ISBN 978-5-8290-1343-1.
15. Сиротин О. В. В начале киновека. Кино в Пензенском крае (1896—1932 гг.) / О. В. Сиротин. — Пенза : Типография, 2009. — № 1. — 328 с. — ISBN 978-5-904475-03-1.
16. Устюгова В. В. «Бель-Эпок» по-провинциальному : модернизационные процессы в российском городе рубежа XIX—XX вв. / В. В. Устюгова // Вестник Томского государственного университета. — 2017. — № 422. — С. 172—180. — DOI: 10.17223/15617793/422/25.
17. Устюгова В. В. «Новый Парадиз» : институциональные аспекты деятельности кинематографических театров российской провинции начала ХХ в. / В. В. Устюгова // Новейшая история России / Modern history of Russia. — 2016. — № 2. — С. 217—235.
18. Форестье Л. П. Великий немой. Воспоминания кинооператора / Л. П. Форе-стье. — Москва : Госкиноиздат, 1945. — 111 с.
19. Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии : воспоминания / А. А. Ханжонков. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1937. — 176 с.
20. Цивьян Ю. Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896— 1930 гг. / Ю. Г. Цивьян. — Рига : Зинатне, 1991. — 492 с.
21. Beumers B. A History of Russian Cinema / B. Beumers. — Oxford-NewYork : Berg, 2009. — 328 p. — ISBN 1845202155.
22. Rollberg P. Historical Dictionary of Russian and Soviet Cinema / P. Rollberg. — Lanham, Md : Scarecrow Press, 2009. — 793 p. — ISBN 0810862689.
Process of Distribution and Conditions for the Opening of Stationary Cinemas in the Cities of the Tobolsk Province at the Beginning of the 20th Century
© Ekaterina A. Yunina (2021), orcid.org/0000-0002-5658-3482, Junior Researcher, Department of Humanities Research, Tobolsk complex scientific station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Tobolsk, Russia), [email protected].
On the basis of archival materials introduced into scientific circulation, analysis of regional periodicals, reference books, normative acts and published data, the history of the emergence and spread of stationary cinematic theaters in the Tobolsk province is traced. The administrative and institutional aspect of their opening is considered. Particular attention is paid to preparatory work, technical and construction rules and conditions for the official acceptance of buildings, fire safety measures of pre-revolutionary cinematographs, toponymy and their localization in the socio-cultural space of cities. The article provides information on the social and professional affiliation of the owners of the electric theaters. It is concluded that the positive dynamics of the founding of cinematographs in the studied region, characterized by speed and continuity, refers to the period 1909—1916. The organization of a network of cinemas in the provincial cities of the West Siberian part of Russia was associated with the work of provincial institutions, municipal authorities, and police officers. The functioning of these public institutions was systematically monitored by the officials of these departments, who were guided by the technical normative legal acts adopted in the empire that regulate the conditions for keeping cinemas. The development of cinematography was an important indicator of the innovative trends taking place in the leisure segment of the everyday life of citizens.
Key words: cinematography; stationary cinemas; Construction department of the Tobolsk provincial administration; Fire safety; owners of electric theaters; leisure public institutions; sociocultural infrastructure.
Material resources
GBUTO GA v g. Tobolske — Gosudarstvennoye byudzhetnoye uchrezhdeniye Tyumenskoy oblasti «Gosudarstvennyy arkhiv v g. Tobolske». [State budgetary institution of the Tyumen region "State archive in Tobolsk"]. F. I-353. Stroitelnoye otdeleniye Tobolskogo gubernskogo upravleniya [F. I-353. Construction Department of the Tobolsk provincial administration]. (In Russ.).
Gorodskaya khronika [City chronicle]. (1909). In: Sibirskiy listok: gazeta [Siberian leaf: newspaper], 102: 2. (In Russ.).
Gorodskaya khronika [City chronicle] (1915). In: Sibirskiy listok: gazeta [Siberian leaf: newspaper], 95: 1. (In Russ.).
Kalugin, T. F. (1913). Spravochnik i Adres-kalendar 'po gorodu i uyezdu [Directory and Address-calendar for the city and County]. Tyumen': Tipografiya A. A. Blaginina. 226 p. (In Russ.).
Normalnyye pravila po ustroystvu i soderzhaniyu teatrov-kinematografov, vyrabotannyye Spetsialnoy komissiey, obrazovannoy pri tekhniko-stroitelnom komitete Min-isterstva vnutrennikh del [Normal rules for the arrangement and maintenance of theaters and cinematographes, developed by a Special Commission formed under the technical and construction Committee of the Ministry of internal Affairs]. (1911). Riga: [b. i.]. 7 p. (In Russ.).
Pozhar kinematografa na stantsii Bologoye [Fire of cinema at the Bologoe station]. (1911).
Niva: illyustrirovannyy zhurnal literatury, politiki i sovremennoy zhizni [Niva: an illustrated magazine of literature, politics and modern life], 11: 219. (In Russ.).
Sine-fono: zhurnal sinematografii, govoryashchikh mashin i fotografii [Sino-fono: journal of cinematography, talking machines and photography], 19: 29. (1914). (In Russ.).
References
Alekseyeva, E. P. (2004). Razvitiye i stanovleniye kinematografa v Kazani i Kazanskoy gu-bernii (1897—1917 gg.): author's abstract of PhD Diss. [Development and formation of cinematography in Kazan and the Kazan province (1897—1917): author's abstract of PhD Diss.]. Kazan'. 27 p. (In Russ.).
Balyakova, N. N. (2008). Kinematograf v dorevolyutsionnom Irkutske (1897—1917) [Cinema in pre-revolutionary Irkutsk (1897—1917)]. Vestnik Novgorodskogo gosu-darstvennogo universiteta imeni Yaroslava Mudrogo [Vestnik of Novgorod state University named after Yaroslav the Wise], 49: 6—9. (In Russ.).
Beumers, B. (2009). A History of Russian Cinema. Oxford-NewYork: Berg. 328 p. ISBN 1845202155.
Boyarskiy, L. V. (2016). Pionery tyumenskoy fotografii: stanovleniye fotograficheskogo dela v g. Tyumeni vXIX — nachale XX vv [Pioneers of Tyumen photography: the formation of photographic business in Tyumen in the XIX-early XX centuries]. Tyumen': Tyumenskiy dom fotografii. 192 p. ISBN 978-5-9905-675-6. (In Russ.).
Foreste, L. P. (1945). Velikiy nemoy. Vospominaniya kinooperatora [The Great mute. Memoirs of a cinematographer]. Moskva: Goskinoizdat. 111 p. (In Russ.).
Ginzburg, S. S. (2007). Kinematografiya dorevolyutsionnoy Rossii [Cinematography of pre-revolutionary Russia]. Moskva: Agraf. 488 p. (In Russ.). ISBN 978-5-77840247-8.
Khanzhonkov, A. A. (1937). Pervyye gody russkoy kinematografii: vospominaniya [First years of Russian cinematography: memoirs]. Moskva; Leningrad: Iskusstvo. 176 p. (In Russ.).
Konkov, N. L. (2014). U istokov sibirskogo dokumentalnogo kino: Iosif Savelevich Shuster [At the origins of Siberian documentary cinema: Iosif Savelevich Shuster]. Bol-shoye gorodishche [Bolshoe Gorodishche], 1 (34): 7—13. (In Russ.).
Kopylov, V. E. (2004). Byloye svetopisi. U istokov fotografii v Tobolskoy gubernii [Former light painting. At the origins of photography in Tobolsk province]. Tyumen': Slovo. 863 p. (In Russ.).
Ktitorov, S. N., Ktitorova, O. V. (2018). Zrelishchno-razvlekatelnaya struktura v Chernomor-skoy gubernii kak otrazheniye sotsiokulturnykh zaprosov regionalnogo soob-shchestva (konets XIX — nachalo XX v.) [Entertainment structure in the black sea province as a reflection of the socio-cultural needs of the regional community (late XIX — early XX century)]. Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl' [Historical and socio-educational thought], 10 (6—1): 150—157. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-150-157. (In Russ.).
Levitskiy, A. A. (1964). Rasskazy okinematografe [Stories about cinema]. Moskva: Iskusstvo. 248 p. (In Russ.).
Malysheva, E. L. (2016). Iz istorii pervykh kinoteatrov v Tobolske [From the history of the first cinemas in Tobolsk]. In: Tobolsknauchnyy — 2016: materialyXIII Vseros-siyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (c mezhdunarodnym uchastiyem), g. Tobolsk, 10—11 noyabrya 2016 g. [Tobolsk scientific-2016: materials of the XIII all-Russian scientific and practical conference (with international participation), Tobolsk, November 10—11, 2016)]. Tobolsk: Print-Ekspress. 235—238. ISBN: 978-5-9908362-0-4. (In Russ.).
Noskova, V. N. (2016). Iz istorii kinoteatrov goroda Tary [From the history of cinemas in the city of Tara]. In: Materialy VIII regionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Vaganovskiye chteniya», posvyashchennoy 85-letiyu so dnya osnovani-ya Tarskogo byuro krayevedeniya. (g. Tara, 11—12 marta, 2016 g.) [Materials of the VIII regional scientific and practical conference "Vaganov readings", dedicated to the 85th anniversary of the Tarsky Bureau of local lore. (Tara, March 11—12, 2016)]. Tara: Amfora. 142—146. ISBN 978-5-906706-54-6. (In Russ.).
Rollberg, P. (2009). Historical Dictionary of Russian and Soviet Cinema. Lanham, Md: Scarecrow Press. 793 p. ISBN 0810862689.
Rokka, A. Yu., Karpova, V. V. (2014). Pervyye sinematografy Sankt-Peterburga (konets XIX — nachalo XX v.) [The First cinematographies of St. Petersburg (late XIX — early XX century)]. In: Stolitsa i provintsii: Vzaimootnosheniya tsen-tra i regionov v istorii Rossii: sbornik statey [Capital and provinces: Relations between the center and regions in the history of Russia: collection of articles]. Sankt-Peterburg: LGU im. A. S. Pushkina. 106—111. ISBN 978-5-8290-1343-1. (In Russ.).
Sirotin, O. V. (2009). V nachale kinoveka. Kino v Penzenskom kraye (1896—1932 gg.)
[At the beginning of kinoveka. Cinema inthe Penza region (1896—1932)], 1. Penza: Tipografiya. 328 p. ISBN 978-5-904475-03-1. (In Russ.). Tsivyan, Yu. G. (1991). Istoricheskaya retseptsiya kino. KinematografvRossii 1896—1930 gg.
[Historical reception of cinema. The cinema in Russia, 1896—1930 gg.]. Riga: Zinatne. 492 p. (In Russ.). V. V. (2016). «Novyy Paradiz»: institutsionalnyye aspekty deyatelnosti kinemato-graficheskikh teatrov rossiyskoy provintsii nachala XX v ["New Paradise": institutional aspects of the activity of cinematographic theaters of the Russian province of the early twentieth century]. Noveyshaya istoriyaRossii/Modern history of Russia [Modern history of Russia / Modern history of Russia], 2: 217—235. DOI: 10.17223/15617793/422/25. (In Russ.).
V. V. (2017). «Bel-Epok» po-provintsialnomu: modernizatsionnye protsessy v rossiyskom gorode rubezha XIX—XX vv ["Bel-Epok" in a provincial way: modernization processes in the Russian city of the turn of the XIX-XX centuries]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk state University], 422: 172—180. (In Russ.). Vasilyeva, A. M. Zabytyy Kurgan [Forgotten mound]. Available at: http://al-dedov.narod.ru/
vasiljeva.htm. (accessed 13.09.2020). (In Russ.). Vatolin, V. A. Sinema v Sibiri: Ocherki istorii rannego sibirskogo kino (1896—1917gg.) [Cinema in Siberia: Essays on the history of early Siberian cinema (1896—1917)]. Available at: http:/kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/211 (accessed 09.09.2020). (In Russ.).
Zorkaya, N. M. (1976). Na rubezhe stoletiy. U istokov massovogo iskusstva v Rossii 1900— 1910 godov [At the turn of the century. At the origins of mass art in Russia in 1900—1910]. Moskva: Nauka. 297 p. (In Russ.).
Ustyugova,
Ustyugova,