УДК 94
ПРОЦЕСС ПРИСОЕДИНЕНИЯ КОРЕИ И ТАЙВАНЯ КАК ЯПОНСКИХ КОЛОНИАЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЙ
Е.А. Гуськова
rinaguskova@gmail.com
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
г. Екатеринбург, Россия
Аннотация. Годы, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне, стали одним из переломных этапов мировой истории. В частности, японские амбиции становлению значимым игроком на мировой арене оформились окончательно, что привело к осуществлению ею активной колонизационной политики.
Хотя изначально основное внимание было направлено на Корею, современные дипломатические обстоятельства определили будущий статус Тайваня как первого колониального владения Японии. Япония управляла Тайванем 50 лет и Кореей — 35. Многие японские ученые считают, что колониальное управление в Корее во многом не было успешным, в то время как на Тайване отмечались положительные результаты.
Отголоски колониального прошлого до сих пор прослеживаются в истории как Кореи, так и других территорий. Поэтому важным представляется проведение параллелей в процессе установления японского режима в двух колониях, которые считались особенно важными для Японской империи, и развитию которых уделялось крайне пристальное внимание.
Ключевые слова: колониализм, Япония, Корея, Корейский полуостров, Тайвань, Японская империя, колониальный режим.
Введение
Период колониальной зависимости как в Корее, так и на Тайване, значительно повлиял на дальнейшее развитие этих двух территорий. Однако опыт японского управления двух стран, при всей его схожести, нельзя назвать идентичным. Хотя японское правительство и преследовало практически одинаковые цели при проведении политических, административных и военных мероприятий в колониях, методы их проведения заметно различались, что не могло не повлиять на специфику опыта подконтрольных территорий.
Проведя около 250 лет в самоизоляции [1], Япония была пассивным наблюдателем европейского проникновения в Азию, и, к тому времени, как она превратилась в колониальную державу, она уже потеряла возможность занять лидирующую позицию в Азиатском регионе и на Тихом океане [2]. Более того, находясь в сложной ситуации, Япония была ограничена в своих политических, экономических и военных ресурсах [3], что не позволяло ей попытаться проникнуть в более отдаленные регионы Азии, даже если бы правительство Мейдзи поставило перед собой такую задачу. Таким образом, во время формирования колониальной империи, Япония должна была обратить свое внимание на близлежащие территории, где она могла бы максимизировать свою политическую, экономическую и военную мощь. Решимость токийского правительства завладеть той или иной территорией часто была продиктована военно-стратегическими и геополитическими расчетами.
Подготовительный этап колонизации
Размеры японских владений в регионе привели к возникновению особой специфики. Из-за азиатского исторического происхождения, их важного геополитического положения, Тайвань и Корея не были просто маленькими территориями, населенными незначительными этническими группками, не имеющими никакого
88
отношения к японскому этносу и его традициям, а достаточно густонаселенными странами, обладающими тесными историческими связями с Японией и ее культурным наследием.
В Корее установление новой власти носило военно-административный характер. В период протектората 1905-1910 гг. [4] деятельность генерал-резидента заключалась в подчинении корейских политических институтов: полиции, военных ведомств, транспорта и коммуникаций, судов [5]. Это делалось для обеспечения максимального японского контроля над всеми сферами жизни на Корейском полуострове. В последующее десятилетия генерал-губернаторство превратилось в могущественную, хорошо отлаженную машину с централизованным бюрократическим аппаратом, которому были подконтрольны все политические, образовательные и социальные структуры.
Еще одним важным пунктом, на которое обращают внимание исследователи, является коллаборационизм корейцев с японцами, так как эти два народа связывали достаточно тесные связи. В современной литературе это часто называют «проблемой коллаборационизма», а людей, глубоко вовлеченных в этот процесс - чхинильпха [6]. В начале XX века многие корейцы смотрели на Японию как на пример удачной модернизации, как на страну, которая в короткие сроки смогла встать в один ряд с передовыми державами того времени. Таким образом, Япония становилась своеобразным образцом развития, на который стоило равняться и которому стоило следовать, особенно помня о ее последних достижениях: победах над Китаем и Россией.
Поворот в сторону Кореи стал первым шагом за пределы японской культурной сферы и попыткой оказать влияние на другую нацию, активное вмешательство в дела которой началось с 1880-х годов. Вопрос о целесообразности завоевания Кореи был камнем преткновения в высших политических кругах в 1870-е гг., и в 1874 году японская политика временно переключилась на Тайвань. В последующие два десятилетия Япония уверенно накапливала военную и морскую мощь для открытой конфронтации с Китаем за лидирующее положение в Северо-Восточной Азии. Японские дипломаты, военные деятели и внедренные агенты работали на подрыв китайского влияния в регионе.
Задачей новой японской политики было освободиться от влияния мировых держав, чтобы расширить и укрепить свое влияние сначала в регионе, а затем и на мировой арене. Первыми шагами, которые японцы предприняли на этом поприще, стали попытки добиться установления официальных дипломатически сношений с Китаем. Так, в 1870 году посол Японии Янагивара Сакамицу прибыл в Тяньцзинь, чтобы добиться подписания китайским правительством договора о дружбе [7], однако ему было отказано в дальнейшем продвижении в Пекин. Впоследствии двум сторонам все же удалось договориться, и результатом переговоров стал подписанный 13 сентября 1871 года японо-китайский договор о дружбе, к которому также прилагалось торговое соглашение [8].
Мероприятия японской стороны по установлению колониального режима
в Корее и на Тайване
В 1872 году японское правительство подверглось волне резкой критики со стороны сторонников захвата Тайваня и Кореи. Протест возглавлял Сайго Такамори, который открыто выступал за немедленное то, чтобы немедленно приступить к военному выступлению на остров. В разгар дискуссии стало известно об убийстве 54 японских рыбаков, попавших на Тайвань в результате кораблекрушения в ноябре
1871 года. Именно это событие стало основным предлогом, под которым началась подготовка к военной экспедиции на остров.
В первой половине 1874 года был окончательно разработан проект экспедиции на Тайвань. В итоге, 6 мая по июнь 1874 года продолжался так называемый Тайваньский поход тайван сюппэй). Однако проводить активные военные действия с Китаем Япония пока не могла, так как она была совершенно не подготовлена к крупномасштабной войне - ей нужно было во что бы то ни стало избежать вооруженных столкновений с Китаем. При посредничестве иностранных держав, конфликт был улажен. 31 октября в Цзунлиямыне было подписано соглашение, по которому Китай признавал правомерность японских действий на Тайване и принимал на себя обязательство выплаты денежных компенсаций семьям погибших рыбаков. В итоге Китай был обязан выплатить Японии 500 тыс. таэлей, а Япония обязывалась вывести войска с Тайваня к 20 декабря [8].
Вторым этапом, связанным с военным захватом Тайваня, стала небезызвестная японо-китайская война 1894-1895 гг. После поражения китайской армии в 1894 году японцы быстро оттеснили китайцев из Кореи, пересекли реку Ялуцзян и оккупировали стратегически важный Ляодунский полуостров. В 1895 году был захвачен и Шаньдунский полуостров [1]. На тот момент аннексия Кореи абсолютно не входила в планы японцев [9], так как в ней не только не было острой необходимости, но и такой шаг мог повлечь за собой значительное ухудшение дипломатических отношений с зарубежными странами, особенно Россией. И все же правительство Мейдзи положительно относилось к возможности расширения территории после войны с Китаем как к способу повысить международный престиж.
В марте и апреле 1895 года проходили мирные переговоры между Китаем и Японией. Итогом японо-китайской войны стал подписанный 17 апреля 1895 года Си-моносекский договор. Договор состоял из 11 статей, согласно которым Китай признавал самостоятельность Кореи, передавал Японии «навсегда и в полное верховенство» [7, а 197] Тайвань со всеми принадлежащими ему островами (острова Пэнху), Ляодунский полуостров, а также открывал ряд портов для торговли с Японией, уплачивал контрибуцию в размере 200 млн. лян и предоставлял японцам право ведения промышленной деятельности на своей территории [7]. Также в условиях прописывалась возможность для всех этнических китайцев, проживавших на Тайване, покинуть остров в течение двух лет, до 8 мая 1897 года [4]. Условия договора, касающиеся Тайваня, были по различным дипломатическим каналам согласованы с мировыми державами.
Однако передача Тайваня во владение Японии не проходила без определенных трудностей. Население острова не желало мириться с таким решением его судьбы. Спустя некоторое время возник проект создания самостоятельного государства на Тайване, которое называлось бы Миньчжу-го, т.е. народной республикой [7]. После подтверждения, что отказ от Тайваня был официально включен в текст мирного договора, движение сопротивления стало быстро нарастать. В итоге на острове было создано государство Миньчжу-го, которое просуществовало, однако, всего лишь 5 месяцев, до октября 1895 года.
Итак, хотя изначально основное внимание верховных кругов было направлено на Корею, современные дипломатические обстоятельства определили будущий статус Тайваня как первого колониального владения Японии [10]. В результате победы в японо-китайской войне 1894-1895 гг. и подрыва влияния Китая [1], Япония смогла усилить свои позиции в регионе. Японские «советники» стимулировали модернизи-
рующие реформы в ослабленном корейском правительстве, их действия позволили увеличить долю Японии в экономике полуострова благодаря строительству железных дорог и быстрому росту коммерческой деятельности [11]. Но в 1898-1904 гг. темпы усиления влияния в регионе временно сдерживалось Россией [4]. В очередное раз японское правительство увидело прямую угрозу своим интересам, что побудило к началу деятельности по закреплению своих прав в Корее. По предложению России, было заключено соглашение, суть которого водилась к полному признанию Россией японских интересов на Корейском полуострове в обмен на признание российских интересов в Маньчжурии [12].
Затем, используя в своих интересах военный конфликт с Россией, Япония смогла еще больше усилиться для дальнейших колониальных завоеваний. По Портсмутскому мирному договору 1905 года Япония получила абсолютную свободу действий на Корейском полуострове, а также ей была передана территория Ляодунского полуострова с Южно-Маньчжурской железной дорогой. Вдобавок к этому, все российские права и привилегии в Южной Маньчжурии были переданы Японии, как и южная часть острова Сахалина, которую тогда называли Карафуто. По японо-китайскому договору 1905 года Япония также получала право на аренду Порт-Артура и Даляня [1], прекрасных морских военных баз для дальнейшего проникновения в регион.
После победы Японии во Второй мировой войне внимание всего мира было приковано к ней. Можно сказать, что русско-японская война стала еще одним поворотным моментом в истории стран и народов. Основной темой отныне становился вопрос «стоит ли Японии наращивать свое могущество в регионе, или же ограничится той сферой влияния, которую она уже имела» [1]. Еще одним важным вопросом было направление дальнейшей экспансии, на север или на юг, а также кому следует отдать приоритет в дальнейшем продвижении в регион - армии или флоту.
Продвижение на север предполагало политику континентальной экспансии с Корейского полуострова через Маньчжурию в Китай, другая концепция предполагала продвижение с Тайваня в Южный Китай и Юго-Восточную Азию. Сторонники «большой Японии» больше склонялись в сторону северной концепции во главе с армией, в то время как сторонники «меньшей Японии» утверждали, что лучше сфокусироваться на южном направлении и отдать главенствующую роль флоту [1].
Важным событием, которое также повлияло на возникновение у японцев разнообразных планов на Корею стало подписание сначала в 1876 году Канхваского договора, а затем в 1886 году японо-корейского торгового договора, которые значительно расширяли торговые возможности Японии на полуострове. Следовательно, к началу XX века в Корее уже были люди, которые тесно экономически сотрудничали с Японией, благосостояние которых напрямую зависело от успешности дальнейшего с ней взаимодействия.
Очевидно, что такой поворот событий не привел к снижению японского давления на Корею, напротив, все попытки сохранить независимость были обречены на провал. Ноябрь 1905 года можно считать началом подготовительной стадии превращения Кореи в часть Японской империи, которая была обозначена установлением протектората над полуостровом.
Однако «модернизационный» подход к реформированию Кореи вызвал протесты не только на подконтрольной территории, но и в метрополии [8]. Японские консервативные круги и ультранационалисты не могли смириться с полумерами в виде утверждения должности генерал-резидента Кореи и требовали немедленной аннек-
91
сии [1]. События в самой Корее привели к постоянным массовым выступлениям с 1908 по 1910 гг. [13], которые могли быть подавлены исключительно с применением грубой силы [13]. Хотя Ито Хиробуми выступал за мягкую реформаторскую деятельность в стране, обстоятельства его смерти сыграли решающую роль в принятии жесткой политической линии в отношении Кореи. В 1910 году произошла окончательная аннексия полуострова.
В Корее установление новой власти носило военно-административный характер. В период протектората 1905-1910 гг. [4] деятельность генерал-резидента заключалась в подчинении корейских политических институтов: полиции, военных ведомств, транспорта и коммуникаций, судов [8]. Это делалось для обеспечения максимального японского контроля над всеми сферами жизни на Корейском полуострове. В последующее десятилетия генерал-губернаторство превратилось в могущественную, хорошо отлаженную машину с централизованным бюрократическим аппаратом, которому были подконтрольны все политические, образовательные и социальные структуры.
Присоединение к метрополии тех или иных территорий скорее было продиктовано оценкой возможных перспектив и объективными условиями, в котором оказалось японское правительство. Отличительной чертой периода установления колониальной власти и подготовки мероприятий, ему предшествующих, была детальная проработка всех возможных сценариев развития событий и оценкой максимальных рисков. В то же время все предпринятые японским правительством действия были своего рода авантюризмом, так как никто не имел особого опыта в колониальных вопросах.
Выводы
Таким образом, оценка колониального периода на Тайване и в Корее не может быть однозначна. При управлении колониями японская сторона, как и многие другие колониальные державы того периода, конечно, отдавала приоритет собственным интересам. Однако, так как колонии для Японии также были способом продемонстрировать мировым державам свое все нарастающее могущество, правительство метрополии прикладывало значительные усилия для развития полученных территорий, что привело к росту качества жизни местного населения и на Тайване, и в Корее. Эти усилия с японской стороны в дальнейшем создали базу, с опорой на которую происходило развитие бывших подконтрольных территорий.
Литература
1. The Cambridge History of Japan. Vol. 6 / Ed. Peter Duus. N.Y.: Cambridge University Press, 2008. 826 p.
2. Япония: опыт модернизации / Отв. ред. Э.В. Молодякова. М. : АИРО-XXI, 2011. 280 с.
3. Шайхутдинова Р. Р. Особенности японской колониальной политики на Тайване в 1895-1945 гг. // Запад и Восток: философия, религия, культура. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2016. С. 98-103.
4. Тихонов В. М., Кан Мангиль. История Кореи в двух томах. Том 2. М.: Наталис, 2011. 497 с.
5. Козлов Д. Н. Установление протектората Японии над Кореей с точки зрения международного права. [Электронный ресурс] - URL: http://koryo-saram.ru/ustanovlenie-protektorata-yaponii-nad-koreej-s-tochki-zreniya-mezhdunarodnogo-prava/ (дата обращения: 30.11.19)
6. Иванов К. В. Проблема коллаборационизма в колониальной Корее (1904-1945): Исторические противоречия и современный дискурс. [Электронный ресурс] - URL: http://koryo-saram.ru/problema-kollaboratsionizma-v-kolonialnoj -koree-1904-1945-istoricheskie-protivorechiya-i-sovremennyj -diskurs/ (дата обращения: 30.11.19)
7. Тодер Ф. А. Тайвань и его история. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978. 343 c.
8. Иванов К. В. Исторические проблемы Кореи периода 1905-1945 гг. и их современное наследие: колониальная модернизация, ассимиляция корейцев и проблема «прояпонских деятелей». Иркутск, 2011. 267 c.
9. Gunnar Abramson. Comparative Colonialisms: Variations in Japanese Colonial Policy in Taiwan and Korea, 1985-1945 [Электронный ресурс] // PSU McNair Scholars Online Journal. URL: http://pdxscholar.library.pdx.edU/mcnair/vol1/iss1/5 (дата обращения: 30.11.19)
10. Перминова В. А. Тайвань - «образцовая» колония Японии в 1895-1945 гг.: особенности социально-экономических преобразований. [Электронный ресурс] URL: http://www.inafran.ru/sites/default/files/page_file/avtoreferat_perminova.pdf (дата обращения: 30.11.19)
11. Mizoguchi Toshiyuki. Economic Growth of Korea under the Japanese Occupation - Background of Industrialization of Korea, 1910-1940. [Электронный ресурс] - URL: http://hermes-ir.lib.hit-u.ac.jp/rs/handle/10086/7960 (дата обращения: 30.11.19)
12. Головачев В.Ц., Роль этнической политики в ранних японских планах «усмирения» Тайваня. [Электронный ресурс] - URL: http://www.synologia.ru/a/ Роль_ этнической_политики_в_ранних _японских_планах_«усмирения»_Тайваня (дата обращения: 30.11.19)
13. История Востока в 6 томах. Том 5: Восток в новейшее время / отв. Ред. Р.Г. Ланда. М.: Восточная литература, 2006. 717 с.
THE PROCESS OF ANNEXATION OF KOREA AND TAIWAN AS JAPANESE COLONIAL POSSESSIONS
E. Guskova
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Abstract. The years preceding World War I became one of the turning points in world history. Japanese ambitions to become a significant player in the world arena took shape finally, which led to the implementation of its active colonization policy.
Although initially the focus was on Korea, modern diplomatic circumstances determined the future status of Taiwan as Japan's first colonial possession. Japan ruled Taiwan for 50 years and Korea for 35. Many Japanese scholars believe that the colonial administration in Korea was mostly unsuccessful, while positive results were noted in Taiwan.
Echoes of the colonial past are still traced in the history of both Korea and other territories. Therefore, it seems important to draw parallels in the process of establishing the Japanese regime in two colonies, which were considered especially important for the Japanese Empire, and the development of which was given extremely close attention.
Keywords: colonialism, Japan, Korea, Korean Peninsula, Taiwan, Japanese Empire, colonial regime.
Сведения об авторе
Гуськова Екатерина Александровна, студент, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: rinaguskova@gmail.com
Author of the publication
Ekaterina Guskova, student, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia. E-mail: rinaguskova@gmail.com
Дата поступления 21.12.2019