Научная статья на тему 'Процесс медиатизации политики в странах-членах ШОС'

Процесс медиатизации политики в странах-членах ШОС Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
319
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ / MEDIATIZATION OF THE POLICY / ШОС / SCO / ИНДЕКС СЕТЕВОЙ ГОТОВНОСТИ / NETWORKED READINESS INDEX / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грибовод Екатерина Григорьевна

В статье рассматривается процесс медиатизации политики, позволяющий ускорить формирование информационного пространства Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) для обеспечения региональной безопасности и экономической стабильности в рамках содружества. Подчеркивается необходимость проектирования национальных информационных инфраструктур, развития наукоемких технологий, укрепления информационной и политической безопасности стран, входящих в ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF MEDIATI- ZATION OF THE POLICY IN THE MEMBER COUNTRIES OF THE SCO

The article deals with the process of mediatization of the policy accelerating the formation of information space of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) to ensure regional security and economic stability within the community. It is emphasized the need to design a national information infrastructure, develop high technologies, strengthen information and political security in countries in the SCO.

Текст научной работы на тему «Процесс медиатизации политики в странах-членах ШОС»

УДК 327.7

ПРОЦЕСС МЕДИАТИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ШОС

Грибовод Екатерина Григорьевна,

Институт философии и права УрО РАН,

аспирант, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается процесс медиатизации политики, позволяющий ускорить формирование информационного пространства Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) для обеспечения региональной безопасности и экономической стабильности в рамках содружества. Подчеркивается необходимость проектирования национальных информационных инфраструктур, развития наукоемких технологий, укрепления информационной и политической безопасности стран, входящих в ШОС.

Ключевые понятия: медиатизация политики, ШОС,

индекс сетевой готовности, информационная безопасность.

За последнее десятилетие роль межправительственных организаций в мировой политике возросла. Геополитическая карта мира перекроилась за счет появления новых акторов: глобального масштаба (ТНК), регионального (БРИКС) и межправительственного формата (ШОС). Данная тенденция прослеживается в процессе управления глобальной информационной сетью. В Декларации по итогам Первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне, проходившем в Женеве, официально было закреплено, что межправительственные организации играют и должны продолжать играть роль, способствующую координации связанных с Интернет вопросов государственной политики [2].

Ключевыми этапами в развитии региональных международных организаций становится информационная безопасность, проектирование информационных и коммуникационных инфраструктур, применение медиатизации политики. Под медиатизацией политики современные авторы понимают процесс, при котором политическая жизнь перемещается в символическое пространство средств массовой информации [3, с. 29]. Этот процесс активно подпитывается продуктами глобализации, выдвинув на лидирующее место Интернет и телекоммуникации. Поэтому уникальность ШОС заключается в том, что данная организация, выполняя функцию важного элемента региональной безопасности, то есть решения задачи борьбы против «трех зол», а именно сепаратизма, терроризма и экстремизма, обладает мощным потенциалом для развития многостороннего сотрудничества в сфере экономических, транспортно-энергетических отношений и в информационно-коммуникативном пространстве. Контроль над процессом медиатизации общества становится одной из приоритетных задач для информационного развития стран, входящих в ШОС.

Рассмотрение процесса медиатизации политики в рамках ШОС возможно в трех направлениях. Во-первых, проведение анализа медийного обеспечения деятельности ШОС. Во-вторых, исследование организации, в рамках институционально-коммуникативного процесса, а именно разработка стратегий, проектов, создание комиссий по вопросам информационной безопасности, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и инновационных технологий. В-третьих, изучение степени развития ИКТ, наукоемких технологий, протяженность национальных

инфраструктур в странах-наблюдателях и членах ШОС. Данный комплексный подход позволит оценить эффективность реализации разработанных информационных стратегий на площадке ШОС в рамках региональной политики Центральной Азии, а также предложить конкретные шаги по медиатизации организации в глобальное информационное пространство.

Для каждой международной организации ключевым этапом развития и легитимизации становится создание своего информационного пространства, медийного образа. Проблема медийного обеспечения деятельности стран ШОС является ключевым этапом в развитии организации. Многие исследователи отмечают, что жители стран-членов ШОС слабо информированы о текущей деятельности данной структуры, и для дальнейшего продвижения идей и программ необходимо активизировать информационную работу, широко используя СМИ и Интернет [7, с. 159]. Более того, стоит важная задача формирования позитивного имиджа организации в информационном пространстве [9].

Процесс медиатизации политики стран ШОС находится в стадии формирования. Как отмечает большинство исследователей, медиатизация политики - это процесс перемещения реальной политики в «умы людей» через виртуальное перекодирование посредством СМИ [6], а именно подмена реальной политики виртуальной. Поскольку ИКТ создает пространство, где формируется медийный контент, все политические акторы интегрируются в него для формирования собственного символического образа и воздействия через электронные СМИ на реальную политику.

Через 5 лет после создания организации были предприняты первые шаги по медиатизации ШОС. Процесс формирования информационного пространства ШОС начался с создания при пекинской штаб-квартире секретариата ШОС официального сайта http://www.sectsco.org. К сожалению, данный информационный ресурс не отражает уникальность проекта, всего ценностного и культурного базиса организации.

Важным этапом для продвижения организации в информационном пространстве стало создание информационно-аналитического Интернет-портала ИнфоШОС (единственного в мире профессиональной журналистской структуры, имеющей шанхайскую специализацию), а также одноименного журнала «ИнфоШОС». На протяжении 7 лет данные ресурсы осуществляют

информационную поддержку, освещая все события в рамках организации. Портал становится интерактивным пиар-инструментом ШОС [9].

Следует обратить внимание на вновь созданный информационный проект «Официальный сайт представительства РФ в ШОС в 2014-2015 году» http://sco-russia.ru, в котором содержится информация об организации, ключевые документы, новости, а также рассказывается об основных приоритетных направлениях, на которых сосредоточено внимание России в период представительства в ШОС. Однако узкая направленность данного ресурса не охватывает всего идейного и смыслового содержания организации, поскольку затрагивает только зону интересов России.

Важным шагом в процессе сохранения безопасности пространства ШОС является оперативный ответ на вызовы глобальных информационных угроз (кибер-терроризм, информационные атаки и т.д.). В 2006 году была создана специальная группа экспертов ШОС по информационной безопасности, которая первой обратила внимание на проблему информационной безопасности и безопасности киберпространства. По итогам работы группы было сформулировано межправительственное соглашение для стран ШОС о сотрудничестве в сфере международной информационной безопасности.

Среди документов, отражающих необходимость контроля информационной среды, а также регулирования вопросов информационной поддержки и безопасности стран, входящих в ШОС, выделяются следующие:

Хартия - ключевой документ, в котором отмечается эффективное использование имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций, совершенствование транзитного потенциала государств-членов ШОС [10].

Заявление глав государств-членов ШОС по международной информационной безопасности, в котором подчеркивается потребность в укреплении информационной безопасности на национальном уровне, и как следствие в разработке плана действий по обеспечению и определению возможных путей и средств решения в рамках ШОС проблемы международной информационной безопасности во всех ее аспектах [4].

Важным этапом в использовании концепции «медиатизация» становится количественная и качественная оценка применения данных инструментов отдельно взятым государством или организацией, а

также ранжирование стран между собой по масштабу применения данной технологии. В качестве инструмента реальной оценки медиатизации в странах ШОС активно принимается и используется индикаторный (индексный) подход: индекс сетевой готовности и индекс развития ИКТ.

Как известно, индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index), комплексный показатель, характеризующий уровень развития ИКТ в странах мира, разработан в 2001 году. В рамках специальной ежегодной серии докладов о развитии информационного общества в странах мира Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD с 2002 года выпускается «Глобальный отчет по информационным технологиям» (The Global Information Technology Report). В 2014 году отчет направлен на проблему цифрового

неравенства, решение которой позволит прийти к сбалансированному росту. Индекс используется в качестве средства анализа для построения сравнительных рейтингов, отражающих уровень развития информа-

ционного общества в различных странах.

Индекс измеряет уровень развития ИКТ по 54 параметрам, объединенным в четыре основные группы: наличие условий для развития ИКТ; готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ; уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах; а также субиндексы, включающие экономические последствия: развитие информационных инноваций, наукоемких технологий и оценивающие социальные последствия от внедрения ИКТ (Impact subindex) [11, c. 30-31].

Как видно из таблицы, Казахстан, занимая 38 место в рейтинге, возглавляет список стран, входящих в ШОС. По сравнению с 2010 годом, повысил свой рейтинг на 29 пунктов. Страна улучшила инфраструктуру ИКТ, по данным доклада половина насе-

ления пользуется Интернетом и владеет собственным компьютером, подключенным к мировой паутине. Попытка обновления информационного потенциала за последний год является важным этапом внедре-

Таблица. Индекс сетевой готовности*

Страна 2010-2011 2014

№ индекс № индекс

Швеция 1 5.60 3 5.93

Сингапур 2 5.59 2 5.97

Финляндия 3 5.43 1 6.04

Швейцария 4 5.33 6 5.62

США 5 5.33 7 5.61

Тайвань(Китай) 6 5.30 14 5.47

Гонконг(Китай) 12 5.19 8 5.60

Китай 36 4.35 62 4.05

Индия 48 4.03 83 3.85

Шри-Ланка 66 3.81 76 3.94

Казахстан 67 3.80 38 4.58

Россия 77 3.69 50 4.30

Монголия 85 3.57 61 4.07

Пакистан 88 3.54 111 3.33

Иран 101 3.41 104 3.42

Таджикистан 112 3.23 исключен

Киргизия 116 3.18 118 3.22

* При определении места в рейтинге все страны ранжируются на основе данного индекса, где первое место в таблице соответствует наивысшему значению этого показателя, а последнее - низшему. В данной таблице отражен рейтинг 5 стран с наивысшим показателем развития ИКТ, а также стран, входящих в состав ШОС.

ния ИКТ для диверсификации экономики, постепенному снижению зависимости ее от добычи ископаемых, а также следованию сильной государственной стратегии.

Следует отметить, что Китай за последние четыре года опустился на 26 позиций вниз при достаточно больших масштабах производства электроники, высокотехнологичной продукции и создании инновационных центров. По данным доклада, всего 40% населения Китая пользуется Интернетом на регулярной основе, лишь 13 человек из 100 имеют широкополосный доступ. В Китае, как и на Тайване, есть ряд политических ограничений, которые негативно сказываются на развитии ИКТ.

Россия занимает соответственно 2 место в рейтинге по отношению к другим членам ШОС, поскольку создает условия для информатизации государства. Следует подчеркнуть, что произошел значительный рост ИКТ в России, за последние 4 года она переместилась с 77 места на 50 и вошла в Т0П-50. Этому поспособствовало развитие ИКТ как фактора экономического роста, а также увеличение индивидуального потребления ИКТ населением страны. Сохранение научной базы позитивно влияет на развитие информационного престижа страны, однако существует перекос при применении ее в сторону производственной среды. Как России, так и Казахстану необходимо модернизировать и развивать свою инфраструктуру ИКТ, то есть улучшить качество образовательных систем, увеличить создание наукоемких технологий, вовлечь частный сектор в развитие ИКТ.

По отношению к другим странам-членам ШОС Киргизия опустилась на 118, а Таджикистан выпал из этого рейтинга. Сложившаяся ситуация обусловлена многими причинами: государственная ИКТ-инфра-структура недостаточно развита и весьма дорого обходится в эксплуатации. Основная задача, которая стоит перед данными странами, заключается в развертывании ИКТ, что приведет к неизбежному снижению экономических и социальных воздействий.

При рассмотрении государств - наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС следует подчеркнуть резкий рывок Монголии за последние четыре года с 85 места на 61. Согласно рейтингу остальные страны не удержали свои позиции: Индия (83), Шри-Ланка (76), Пакистан (111). Иран, усилив воздействие на ИКТ, в 2010 году был внесен в рейтинг (101), однако в 2014 году опустился на 104 место. Как и в прошлые годы, Белоруссия и Узбекистан не были

включены в данный рейтинг, что является неблагоприятным показателем позиционирования страны в международном информационно-коммуникативном пространстве.

Таким образом, одним из ключевых вопросов стало формирование жизнеспособной информационной инфраструктуры, с помощью технологий социально-политического и информационного проектирования, решение проблем высокого налогообложения и защиты интеллектуальной собственности в условиях глобальной медиатизации и информатизации общества. Развитие инфраструктуры ИКТ является ключевым и результативным элементом медиатизации страны.

Исследователи медиатизации политики по-разному трактуют данное понятие, в зависимости от целей и методологии. В данной статье процесс медиатизации политики рассматривается как трансформация политики и СМИ в квазипространство медийной политики, где формирование грамотного информационного образа важнее реальных действий, т.к. оценка субъекта происходит на основе созданного им информационного пространства и медийного повода (новостного контекста). Поскольку ИКТ создает пространство, где формируется медийный контент, все политические акторы интегрируются в него для формирования собственного символического образа и воздействия через электронные СМИ на реальную политику

Таким образом, главной задачей в сфере медийного обеспечения ШОС становится формирование и продвижение информационного концепта ШОС. Сильный символический образ, созданный в СМИ, - это залог эффективной и результативной политики, т.к. во внешней политике все больше происходит смещение в виртуальное пространство, где совокупная информационная мощь важнее договоров, пактов и реальных поступков. Применение инструментов медиатизации политики позволит организации популяризовать свою деятельность на международной арене, стать доступнее для граждан стран, входящих в ШОС, а также закрепить свое место в информационном пространстве. К сожалению, страны - члены ШОС практически не используют стратегию медиатизации политики для повышения узнаваемости организации на международной арене. Однако с представительством России в ШОС в 2015 году возможны кардинальные изменения в этой плоскости. На саммите ШОС в Уфе планируется принятие Страте-

гии развития ШОС до 2025 года, в которой наряду с вопросами о безопасности будут отражены механизмы сотрудничества с ведущими международными организациями (ООН, Евразийский экономический союз), что символически обогащает информационный концепт организации.

Создание сильной информационной инфраструктуры становится одной главных задач перед каждой страной. Информационная инфраструктура включает в себя множество компонентов: государственные и частные высокоскоростные интерактивные сети, передачу информации от этих сетей к конечному пользователю с помощью спутниковых, наземных, беспроводных линий; саму информацию в виде базы данных, текста, звука, видео, графического изображения, программного обеспечения для компьютеров [8, с. 5].

Информационные стратегии стран Восточной Азии формируются под влиянием национальных концепций социально-политических реформ. По оценке Международного союза электросвязи, Вьетнам и Китай входят в число лидеров в области технологической модернизации телекоммуникаций, а также по темпам роста телекоммуникационного рынка. По данному показателю с 2002 года Китай занимает первое место в мире, а Вьетнам - второе [1].

Разработка эффективной и передовой информационной инфраструктуры азиатскими странами создало условия для превращения этих стран в крупных производителей информационно-технологического оборудования. Следует подчеркнуть, что развитие и функционирование в этих странах ИКТ сопровождается политической цензурой, подавлением оппозиционных выступлений и заявлений. При этом известная международная организация «Репортеры без границ» опубликовала список «врагов Интернета» - стран, власти которых ограничивают свободный доступ в Интернет. В список попали Вьетнам, Иран, Китай, Северная Корея, Туркменистан и Узбекистан и др.[5].

Как видим, согласно рейтингам в странах ШОС наблюдаются высокие темпы развития ИКТ. В тенденции стран ШОС к медиатизации видится взаимопроникновение политического пространства и информационного, создаваемого главным образом СМИ. Создание и усиление сетевой составляющей гражданского общества и единого коммуникативного пространства способствует укреплению процесса медиатизации политики, особенно во взаимоотношениях общества и власти, СМИ и власти. Инфор-

мационная безопасность стала одним из ключевых факторов взаимодействия между странами, а создание информационного пространства - реализацией проекта формирования информационной стратегии ШОС. Несмотря на отсутствие некоторых стран в рейтинге, ШОС обладает огромным потенциалом в информационно-коммуникативном пространстве и в применении инструментов «медиатизации». Поэтому перед странами, входящими в ШОС, стоит задача усиления своих национальных ИКТ-инфраструктур, развития наукоемких технологий, которые можно будет применять как для обеспечения безопасности в пространстве ШОС, так и для укрепления экономики в регионе, выстраивания эффективных социально-культурных связей и добрососедских отношений.

Таким образом, использование медиатизации политики странами-членами Шанхайской организации сотрудничества является важной задачей решения вопросов информационной безопасности, повышения эффективности внешней политики и экономического сотрудничества. Поэтому создание региональных структур в области использования ИКТ позволяет сформировать общую региональную информационную инфраструктуру, способную справится со всеми вызовами глобализации, а грамотное использование технологии «медиатизация политики» позволит транслировать новую информационную парадигму для других политических акторов. Несмотря на противоречивый подход к оценке процесса медиатизации политики, он является мощным каналом воздействия и популяризации требуемых норм и стандартов, тем самым оперативно формируя новую информационную площадку для политического и экономического сотрудничества.

1. Вьетнамский подход к формированию передовых ИТ и коммуникаций // [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/166 (дата обращения: 26.02.2015).

2. Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии». Пункт 49. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/wsis/wsisdp. rtf (дата обращения: 26.02.2015).

3. Засурский, И.И. Масс-медиа Второй республики. М.: Изд-во МГУ, 1999. 272 с.

4. Заявление глав государств-членов ШОС по международной информационной безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://www.infoshos. ru/ru/?id=94 (дата обращения: 04.01.2015).

5. Опубликован черный список «врагов Интернета» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.klerk.ru/soft/news/61245 (дата обращения: 26.02.2015).

6. Русакова, О.Ф., Бочаров, А.В., Грибовод, Е.Г. Концептуальные основания стратегии цветной революции: теория soft power и медиатизации политики // Социум и власть. 2014. N 4. С. 42-49.

7. Старчак, М. Шанхайская организация сотрудничества: возможности для России // Центральная Азия и Кавказ. 2011. N 2/14. С. 149-159.

8. Ткачева, Н.В. Информационные стратегии стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2003. 152 с.

9. Уникальный проект ШОС нуждается в полноценном медийном обслуживании [Электронный ресурс]. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=11403 (дата обращения: 04.01.2015).

10. Хартия Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http:// www.infoshos.ru/ru/?id=33 (дата обращения: 04.01.2015).

11. The Global Information Technology Report 2014: Rewards and Risks of Big Data. 13th Anniversary Edition. World Economic Forum. Geneva, 2014. Р. 30-31.

References

1. V'etnamskiy podhod k formirovaniyu peredovyh IT i kommunikatsiy [Vietnamese approach to the formation of advanced IT and communications]. Available at: http://www.mediascope.ru/node/166 (accessed: 26.02.2015).

2. Deklaratsiya printsipov «Postroenie informatsion-nogo obschestva - global'naya zadacha v novom tysy-acheletii». Punkt 49. [Declaration of Principles "Building the Information Society - global challenge in the new millennium"] Available at: http://www.ifap.ru/ofdocs/ wsis/wsisdp.rtf (accessed: 26.02.2015).

3. Zasurskiy, I.I. (1999) Mass-media Vtoroy respub-liki [Mass media of the Second Republic]. M.: Izdatel'stvo MGU, 272.

4. Zayavlenie glav gosudarstv-chlenov ShOS po me-zhdunarodnoy informatsionnoy bezopasnosti [Statement of the Heads of SCO Member States on International informational security]. Available at: http://www.infoshos. ru/ru/?id=94 (accessed: 04.01.2015).

5. Opublikovan chernyj spisok «vragov Interneta» [The blacklist of "enemies of the Internet" is published]. Available at: http://www.klerk.ru/soft/news/61245 (accessed: 26.02.2015).

6. Rusakova, O.F., Bocharov, A.V., Gribovod, E.G. (2014) Kontseptual'nye osnovaniya strategii tsvetnoy revolyutsii: teoriya soft power i mediatizatsii politiki [Conceptual Foundations of color revolution strategy: the theory of soft power and mediatization policy] // Sotsium i vlast. N 4, 42-49.

7. Starchak, M. (2011) Shanhayskaya Organizatsiya sotrudnichestva: vozmozhnosti dlya Rossii [Shanghai Cooperation Organization: Opportunities for Russia] // Tsentral'naya Aziya i Kavkaz. N 2/14, 149-159.

8. Tkacheva, N.V. (2003) Informatsionnye strategii stran Vostochnoy Azii v usloviyah rynochnyh reform [Information strategies of East Asia in the conditions of market reforms]. M.: Izd-vo RIP-holding, 152.

9. Unikal'nyj proekt ShOS nuzhdaetsya v polnot-sennom mediynom obsluzhivanii [The unique design of the SCO needs the full media service]. Available at: http: //www.infoshos.ru/ru/?idn=11403 (accessed: 04.01.2015).

10. Hartiya Shanhayskoy organizatsii sotrudnichestva [The Charter of the Shanghai Cooperation Organization]. Available at: http://www.infoshos. ru/ru/?id=33 (accessed: 04.01.2015).

11. The Global Information Technology Report 2014: Rewards and Risks of Big Data. 13th Anniversary Edition. World Economic Forum. Geneva, 2014, 30-31.

UDC 327.7

THE PROCESS OF MEDIATI-ZATION OF THE POLICY IN THE MEMBER COUNTRIES OF THE SCO

Gribovod Yekaterina Grigoryevna,

Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,

Institute of Philosophy and Law, Post-graduate Student, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]

Annotation

The article deals with the process of mediatization of the policy accelerating the formation of information space of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) to ensure regional security and economic stability within the community. It is emphasized the need to design a national information infrastructure, develop high technologies, strengthen information and political security in countries in the SCO.

Key concepts:

mediatization of the policy, SCO,

Networked Readiness Index, information security.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.