Научная статья на тему 'Процесс изготовления деревянного каркаса Кыргызской юрты'

Процесс изготовления деревянного каркаса Кыргызской юрты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1089
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННЫЙ ОСТОВ / ЮРТА / СЛОЖНЫЙ / ЛЕГКИЙ / ПРОЧНЫЙ / МАСТЕР / ЛЕТО / ИЗГИБ / КУПОЛ / СТЕНЫ / WOODEN FRAME / YURT / COMPLEX / LIGHTWEIGHT / DURABLE / MASTER / SUMMER / BEND / DOME / WALLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамытова Алтынай Билаловна

В статье рассматривается процесс изготовления деревянного каркаса кыргызской юрты, основанный на анализе письменных источников и полевых материалов, используя метод сравнительно-исторического исследования, системного, комплексного анализа, а также методики непосредственного полевого наблюдения. Изготовление деревянного каркаса юрты опирается на свод правил и процедур, использование которых позволяет сохранять традиционные методы. Процесс включает в себя обработку тала для изготовления деревянного каркаса; ошкуривание скребком; распаривание (дымом) планок кереге и ууков, выпрямление и выгиб в нужных местах жердей кереге и ууков, просверливание отверстий в планках (жердях) кереге и сушка готовых деревянных конструкций. Естественно, что трудоемкое производство деревянных частей юрты диктовало необходимость иметь постоянное место для мастерской. Старая мастерская ремесленника по выделке деревянных частей юрты включала: печь пар, станок тез и станок ушку. Процесс изготовления юрты состоит из трех основных моментов: выбор материала, приемы и режимы их обработки, которые представлены из последовательных этапов и технологических операций. Старшее поколение обучались этому мастерству у своих отцов и дедов и до сих пор свято хранят все переданное им по традиции. Современная юрта сохранила все традиционные элементы своего устройства. Деревянный каркас юрты состоит из четырех элементов: кереге, уук, тундук и эшик. В наши дни ареал распространения юрты очень узок. Объясняется это не тем, что исчезает сама традиция и при наличии благоустроенных домов юрта не нужна, а тем, что старые мастера уходят, мало или вовсе не оставляя учеников, трудно приобрести качественные войлоки. Традиционное жилище является одним из основных признаков, определяющих самобытность народа. Учитывая, эти факторы одной из главных задач является детальное изучение истории традиционного жилища, как важного элемента культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS OF MAKING A WOODEN FRAME OF A KYRGYZ YURT

In the present paper, the process is considered for making a wooden frame for a Kyrgyz yurt based on the analysis of the written sources and field materials. In the present study, the methods of comparative-historical investigation, system approach, complex analysis and also the methods of direct field observation are used. The manufacture of the wooden frame of a yurt is based on the set of rules and procedures, the use of which allows preserving traditional methods. The process includes the processing of purple willow for making a wooden frame; sanding with a scraper; steaming (with smoke) of slats for kerege and sticks for uyk (poles); straightening of kerege slats and bending of the poles; drilling holes in kerege slats, and drying of the finished wooden pieces. Naturally, the labor-consuming fabrication of the yurt wooden pieces required a permanent place for a workshop. There was a steam oven and woodworker tools (tez and ushku) in an ancient workshop of a craftsman making wooden pieces of a yurt. The process of making a yurt consists of selecting materials and successive steps of processing the materials using special techniques. The craft of the yurt making has been handed down from generation to generation, and the tradition is scrupulously observed till now. A modern yurt still has all traditional elements. The wooden frame of a yurt consists of kerege, uuk, tunduk and eshik. At present, yurt is not widely used. It is can explained not by the disappearance of the tradition itself or by the fact that yurt is not needed any more since there are houses with modern amenities but by the fact that old masters pass away without transferring their skills to younger generations, and it is very difficult to buy felt of good quality. Traditional dwelling is one of the main specific features determining the unique identity of the people. One of the main tasks is the detailed study of the history of a traditional dwelling as an important element of cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Процесс изготовления деревянного каркаса Кыргызской юрты»

УДК 398.341

А. Б. Мамытова

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕРЕВЯННОГО КАРКАСА

КЫРГЫЗСКОЙ ЮРТЫ

В статье рассматривается процесс изготовления деревянного каркаса кыргызской юрты, основанный на анализе письменных источников и полевых материалов, используя метод сравнительно-исторического исследования, системного, комплексного анализа, а также методики непосредственного полевого наблюдения. Изготовление деревянного каркаса юрты опирается на свод правил и процедур, использование которых позволяет сохранять традиционные методы. Процесс включает в себя обработку тала для изготовления деревянного каркаса; ошкуривание скребком; распаривание (дымом) планок кереге и ууков, выпрямление и выгиб в нужных местах жердей кереге и ууков, просверливание отверстий в планках (жердях) кереге и сушка готовых деревянных конструкций. Естественно, что трудоемкое производство деревянных частей юрты диктовало необходимость иметь постоянное место для мастерской. Старая мастерская ремесленника по выделке деревянных частей юрты включала: печь пар, станок тез и станок ушку. Процесс изготовления юрты состоит из трех основных моментов: выбор материала, приемы и режимы их обработки, которые представлены из последовательных этапов и технологических операций. Старшее поколение обучались этому мастерству у своих отцов и дедов и до сих пор свято хранят все переданное им по традиции. Современная юрта сохранила все традиционные элементы своего устройства. Деревянный каркас юрты состоит из четырех элементов: кереге, уук, тундук и эшик. В наши дни ареал распространения юрты очень узок. Объясняется это не тем, что исчезает сама традиция и при наличии благоустроенных домов юрта не нужна, а тем, что старые мастера уходят, мало или вовсе не оставляя учеников, трудно приобрести качественные войлоки. Традиционное жилище является одним из основных признаков, определяющих самобытность народа. Учитывая, эти факторы одной из главных задач является детальное изучение истории традиционного жилища, как важного элемента культурного наследия.

Ключевые слова: деревянный остов, юрта, сложный, легкий, прочный, мастер, лето, изгиб, купол, стены.

Актуальность исследования данной проблемы определяется тем, что в результате коренных социально-экономических и культурных преобразований за последние годы народные жилища постепенно теряют свой неповторимый образ, старые юрты ветшают и выходят из строя, быстро исчезают, утрачивается духовная связь с историей, а если кое-где и сохраняются, то составляют фоновую основу композиции исторических центров. Целый ряд черт, присущих интерьеру кыргызского народного жилища второй половины XIX - начала XX вв. уже в ближайшие годы совершенно исчез-

нет. А ведь многие черты традиционной культуры, обусловленные этническими традициями, могут быть использованы и в современной бытовой культуре.

Источниками исследования являются изображения юрты на стене склепа Анфестерия в Крыму (I в. до н.э. - I в. н.э.), среди петроглифов Боярской писаницы в Южной Сибири (11-1 вв. до н.э.) и в погребальных статуэтках из Северного Китая, датируемых началом VI в. н.э. Юрта до сегодняшнего дня практически не подверглась каким-либо серьезным изменениям или инновациям.

Также юртообразные жилища встречаются в труде Геродота «История», где он дает жизнеописание и быт древних племен скифского мира, и там же содержатся упоминания о шатероподобных или шалашеобразных конструкциях древних скифов и аргиппеев, которые переведены Г. А. Стратанов-ским как «юрты» [Геродот, 2004, с. 220, 233-234].

Изображения кибиток в виде глиняных игрушек нередки в археологических находках эпохи раннего железа. Судя по этим моделям, у ранних кочевников Евразийских степей, в частности в Южной Сибири и Центральной Азии, во второй половине I тыс. до н.э. наряду с коническими шалашами-чумами шестовой конструкции были распространены и полусферические шалаши из согнутых в дугу жердей. Рисунок такого жилища полусферической формы был найден С. И. Вайнштейном в 1954 г. при раскопках курганов культуры скифского времени в Республике Тыва [Вайнштейн, 1972, с. 49].

Абрамзон С. М. в своей монографии упоминает, что достоверные сведения о материальной культуре кыргызов содержатся в китайских источниках ХУШ в.: «Сиюй вэнь цзянь лу» (Описание виденного и слышанного о Западном крае) Чунь Юаня, 1977 г., и «Циньдин хуанчао вэньсян тун-као» (Свободное обозрение из классических текстов и позднейших пояснений, составленное при цинской династии) [Абрамзон, 1990, с. 125]. Здесь отмечается характер жилища (войлочные кибитки), пищи, кратко описываются костюм и головные уборы. О кочевых жилищах народов Средней Азии и Казахстана писали также Н.Я. Бичурин, П. П. Семенов-Тянь-Шанский, Ч. Валиханов,

B. В. Радлов, А. Н. Бернштам, Н. М. Пржевальский, Ф. А. Фиельструп, А. П. Федченко, К. И. Антипина,

C. М. Абрамзон, Е. И. Махова, С. И. Вайнштейн, Б. X. Кармышева, Н. И. Гродяков, А. А. Акмата-лиев, Б. Алымбаева и др.

При работе автором применялись используемые в отечественной этнографии метод сравнительно-исторического исследования, системного, комплексного анализа, а также методика непосредственного полевого наблюдения.

На протяжении многих веков сложился тип такого жилья, сохранившегося неизменным до наших дней. Современная юрта сохранила все традиционные элементы своего устройства. Каждый мастер придерживается навыков, приобретенных на основании многовекового опыта. Они обучались

этому у своих отцов и дедов и до сих пор свято хранят все переданное им по традиции.

Главные требования при создании элементов деревянной конструкции - легкость и прочность материала. Техника изготовление деревянного остова юрты представляет собой весьма сложный процесс, состоящий из целого ряда подготовительных и технологических операций. Современная юрта сохранила все традиционные элементы своего устройства. Каждый процесс в создании юрты придерживается навыков, приобретенных на основании многовекового опыта. Производство юрт издавна сложилось как отдельное ремесло, которым занимались особые специалисты. У кы-ргызов мастеров именовали уйчу, уста. Раньше работа по изготовлению деревянного остова юрты носило сезонный характер, сегодня мастера занимаются весь год. Материалом для решетчатых стен и купольных жердей служит преимущественно ива (тал). Мастера различают следующие их виды: желтый (сары), белый (ак), черный (кара) и синий (кок). Наиболее прочной и долговечной считалась древесина сары тал. Прочие сорта ивы, по словам мастеров, более подвержены гниению. Обод купола делали из березы, так как это твердый легкий материал, обладающий свойством гнуться и под влиянием влаги принимать кривизну желаемой формы под действием несложных технических приемов [Антипина, 1962, с. 156].

На сегодняшний день в Кыргызстане наибольшее развитие производство юрт получило в селе Кызыл-Туу Тонского района Иссык-Кульской области. Здесь это ремесло переросло в промысел. Почти в каждом доме мужчины-мастера уйчу, изготавливают юрты и экспортируют не только в другие районы и области Кыргызстана, но и за пределы Кыргызстана.

Выбор тала - основного материала для каркаса юрты - обусловлен его свойствами гибкости, гнутья, необходимой прочности и легкости: использовались различные его виды. Изредка для изготовления ууков и кереге применялись и ветви тополя. В известных случаях весь остов, с ободом, мог быть изготовлен из березы (богатые заказчики).

В течение длительных веков сложилась определенная техника изготовления: профессиональные мастера заготовляли материалы каркаса юрты с сушкой, вылежкой на полгода или на год, при этом приготовление тала начинали уже с ранней

весны. Рубку дерева производили при любых случаях весной либо в первой половине лета, когда древесина является наиболее сочной и гибкой.

Во время заготовки тальника основное внимание уделялось длине и толщине ветвей, кривизна же их не играла особой роли, поскольку затем они на специальном станке распрямлялись и выгибались, как нужно. Заготовка древесины требует много времени. На разделку ее для остова мастер тратит иногда 5-6 дней, подбирая дерево определенной длины и толщины в соответствии с изготовляемыми частями юрты. Для обода же подбирались подходящие стволы березы: прямые либо с необходимой естественной кривизной. Здесь же, на месте, могло быть произведено и ошкуривание полуфабрикатов, в особенности свежесрубленного тала, который легко поддавался этой операции. При этом опытные мастера не ошкуривали заготовленные для жердей и кереге ветки полностью, а оставляли по краям участки с кожурой, во избежание растрескивания заготовок при сушке [Абрамзон, 1971, с. 129].

Старая мастерская ремесленника по выделке деревянных частей юрты включала: печь пар -для распаривания (дымом) планок кереге и ууков, станок тез - для выпрямления и выгиба в нужных местах жердей кереге и ууков, станок ушку - для просверливания отверстий в планках (жердях) кереге [Антипина, 1962, с. 157]. В основном изготовление юрты производились в мастерских, где были все условия для работы и каждый мастер имел своего помощника.

В первую очередь нужно было обратить внимание на сушку заготовок, которые сначала предварительно очищали от коры с помощью инструмента тарткы, а боковые стороны - циркуляркой, и сушили в основном на солнце. Обычно специалисты складывали заготовки на кереге и ууки, которые подравнивались, связывались по 20-30 шт. в пуки, что позволяло более равномерно высушивать и проветривать палки, поочередно перемещая связки в общей куче. Ценились особо хорошо высушенные заготовки. После сушки заготовки подвергали дальнейшей обработке.

Что же касается печи для распарки деталей юрты, а также станка для выпрямления и изгиба различных частей, то они сохраняются и по сей день в мастерской сельского мастера. Они как традиционные элементы материальной культуры просты по своему устройству и с практической

точки зрения вполне отвечают всем требованиям в цикличном производстве частей деревянного каркаса юрты. Целесообразность любого элемента материальной культуры диктует долговечность его существования или отживание его как ненужного, непотребного. Ведь не придет на ум здравомыслящему человеку отказаться от гончарного круга, а он куда древнее печи мор, корни его уходят ко времени начала человеческой цивилизации изготовляемыми частями юрты.

Процесс выгибания палок и жердей претерпевал несколько этапов. Первоначально необходимо было размягчить материал. Для этого в Тянь-Шане и на Иссык-Куле его держали в тлеющем помете. На юге заготовки опускали на некоторое время в арык, затем держали в специально сделанных для этой цели дымовых печах (мору), которые были просты по устройству - на поверхности земли выкапывали яму овальной формы, от которой шел закрытый прямоугольный очаг, заканчивающийся вертикальным дымоходом. Печь хорошо прогревалась. Когда накапливалось достаточное количество горячей золы с тлеющими углями, то в дымоход помещали жерди ууков и планки кереге. Жар в печи поддерживали подбрасыванием топлива в малом количестве. В Таласской долине их закапывали на 7-8 дней в помет, которому не было одного года, В последние годы в некоторых районах Иссык-Куля мастера размягчают жерди на пару в специальных печах. Это одна из самых трудоемких работ.

После этой процедуры размягченным жердям необходимо было придать нужный изгиб. Самый распространенный способ - сгибание на станке тез (станок представляет собой горизонтальную балку на четырех ножках). В центре балки паз, по краям его вбиты вертикальные клинья-упоры, между которыми и выпрямляются заготовки для уука и палки кереге. Делается это так: мастер, вставив заготовку между упорами, нажимает руками на искривленные места и выпрямляет неровности. Получив прямые жерди, он изгибает жерди ууков у их основания, придает овал основной части палки кереге и изгибает на концах его. В Тянь-Шане жерди сгибали, вставляя их между колышками, специально вбитыми в землю в определенном порядке; жерди, высыхая, приобретали необходимую форму. Мастера из Узгена (юг Кыргызстана) выгибали купольные жерди из непросушенного дерева, также вставляя их между колышками.

Аналогичный способ сгибания применяли алтайцы. В Алайской, Чуйской и Таласской долинах планки жерди выгибали под тяжестью камней [Антипина, 1962, с. 158].

Самой главной работой в подготовке деталей юрты являлось изготовление планок кереге и ууков, которая включала в себя: распаривание и размягчение заготовок паром, их выпрямление-выгибание, стандартизация, необходимая доработка (обстругивание и т.п.), сверление отверстий. Мастера для этого придумали специальные станки и инструменты. Это, прежде всего, печи для распаривания жердей - пар. Пар, наиболее распространенный в северных областях Кыргызстана, представлял собой наземную трубу, куда горизонтально вставлялись заготовки, всего около 20 жердей. В трубу наливали воду около 12 литров - печь зажигается, заготовки прокапчиваются дымом. Температуру определяли, засовывая руку в бочку - если чувствуется жгучая боль, то температура, что требовалась. Заготовленные материалы держались в паре несколько минут (от 15-20 кереге и ууки), а материалы для обода - 1,5-2 часа и больше, в зависимости от толщины.

После пара выпрямляли изгибы и давали нужную форму, затем вставляли в форму (формы состояли из вертикально вставленных труб, которые поддерживали нужный изгиб) и оставляли на 2-3 дня пока не высохнет. После того как полностью высохнет начинают красит.

В прошлом деревянные части юрты - кереге, ууки, обод - окрашивали естественными красителями: кровью животных или красками из растений, получаемых из корня томар-боёк. Осенью, вырыв корень этого растения, очищали от земли и верхней кожицы. Корень тумар-боек годен для приготовления краски как в сыром, так и в сухом виде. Корень кипятили до полной выварки красящего вещества, а затем процеживали. Этой краской и красили кереге и другие части юрты.

Мастера имели различные инструменты для дальнейшей обработки палок и деталей. Это специальный инструмент - двуручное скребло тарткы (своеобразный рубанок), которым очищали от коры и обстругивали. А в основном имели три вида скребел по форме лезвия: прямое, вытянуто-выемчатое и зубчатое. Существовал также эксцентричный тарткы двойного назначения (левая часть лезвия прямая, правая зубчатая; вариант: с двухсторонним лезвием). На многих стадиях подготовки юрточных

деталей использовался топорик шаппашот [Ажи-гали, 2011, с. 1237]. Применялись другие специфические инструменты: мини-печь (зажигают огонь, туда выбрасывают уголь, затем, нагревая длинный заостренный лом, проделывают борозды в ободе), корук - наконечник для выжигания одинаковых отверстий в ободе и т.д. Сегодня применят также дрель в сверлении.

Деревянный каркас юрты состоит из четырех элементов. Одним из важнейших элементов является кереге, который состоит из несколько канатов и представляют собой подвижную конструкцию из 36 перекрещивающих планок, соединенных шарнирным способом. Именно шарнирность кереге позволяет говорить об уникальном творении человеческих рук. Изготовление стенок кереге происходило с многочисленными планками - особым образом изогнутыми, подструганными, просверленными, нередко окрашенными и соединенными между собой ремешками. Так, в обычной 6-канатной (из шести секций) юрте планок различного размера насчитывалось от 200 до 250 единиц. Именно с них и начиналась работа мастеров.

Мастер, вытаскивал по одной горячие планки из пара и тут же обрабатывал их на тезе: выравнивал искривления, придавал необходимую форму. Жерди быстро обрубались топориком - шаппа-шотом, по необходимой длине (стандарту деталей кереге придавалось особое значение), затем укладывались в форму для быстрого остывания. Разница обработки материалов кереге от ууков в том, что материалы кереге делят на две циркуляркой или топором.

Уже застывшие, отлежавшиеся по форме жерди подвергались дальнейшей обработке: дополнительно обстругивались, убирались неровности; верхний конец (где привязывались ууки) слегка отесывался, уплощался, по нему проводили продольные борозды. Весьма ответственным этапом работы было просверливание отверстий в планках. Прежде всего, на рейках делались отметки, затем осуществлялось сверление. Количество отверстий зависело от типа кереге: тор квз (решетки квадратные, в переводе «сетчатый глазок») с небольшими, относительно, просветами между планками (число дырок-соединений увеличивается) и жел квз (решетки в виде ромба, в переводе «ветряной глазок», с большими просветами). Кроме того, отверстия делались не подряд, а по определенной

системе с пропусками, где стыки жердей не соединялись. После того как мастер скрепил положенное количество палок, он подравнивает их пилой, раздвигает решетку и ставит на землю [Ажигали, 2011, с. 1238]. Раздвинутые решетчатые стенки образуют в плане круг. Для удобства перевозок их распиливают по вертикальной линии на отдельные звенья, получившие название канат (в переводе «крыло»). Юрты изготавливают в основном четы-рехканатные, шестиканатные, восьмиканатные, но при необходимости - трехканатные, девятиканат-ные и даже двенадцатиканатные.

Каждое звено подвижно, легко растягивается и содержит 12-15 верхних скреплений (развилок)-палок, называемых кереге баш. В каждом канате кереге таких баш пятнадцать. В айыле наиболее распространены шестиканатные юрты. «Девяносто баш кереге», «восемьдесят ууков» говорится потому, что ууки привязываются не к каждой развилке (баш), а с некоторым припуском, что придает устойчивость каркасу при сильных ветрах. Иначе крепление становилось излишне жестким, и конструкция кереге не могла свободно сдвигаться-раздвигаться. Планки скреплялись с помощью специальных сыромятных ремешков (шириной 1 см), которые пропускали через просверленные в палках отверстия. На каждой палке их бывает 7-8. Ремешки чаще делали из кожи коров и яков.

Средняя величина канат в сложенном виде имеет высоту 187 см, ширину 50 см, а в развернутом виде ширина 250 см, высота 160 см, т.е. высота почти не меняется. В развернутом виде длина стенки увеличивается в 5 раз, трудно придумать более совершенный способом закрепления элементов кереге чем шарниры. Кереге канаты образуют нижнюю, основную, цилиндрическую часть основания юрты, замыкающим эту окружность элементом является дверь. В принципе с её установки и начинается сборка юрты, и размер юрты зависит от количества устанавливаемых канатов.

Дверь представляет собой прямоугольную коробку высотой около 150 см, шириной 130 см, у неё две одинаковые дверные створки. Дверь открывалась только вовнутрь, поскольку снаружи имелась войлочная занавесь. Отметим, что верхняя планка дверей была толще остальных, потому что в неё упирались купольные жерди. Эти два элемента конструкции юрты - кереге канат и дверь - устанавливаются первыми при сборке, образуя нижний цилиндрический остов жилище.

Изготовление двери составляет особую часть производства юрты, которая тесно смыкается уже с ремеслом народных мастеров. Поэтому двери нередко изготавливались отдельно, специальными мастерами (в особенности с конца Х1Х в.). Существуют три основных типа юрточных дверей: двустворчатая, одностворчатая и наподобие калитки, преграды [Абрамзон, 1971, с. 129].

Вкратце остановимся на технологии наиболее распространенных традиционных двустворчатых дверей. Прежде всего, создавался косяк двери из соответствующих высохших, без трещин, березовых или ивовых заготовок, которые обрабатывались топориками и пилой (ара). Он состоял из порога, двух боковин и верхней перекладины. Причем последняя зачастую изготавливалась более толстой (в 10-12 см в сечении бруса), поскольку в перекладине делались дополнительно отверстия или же пазы для 6 ууков. Ширина порога и стоек была 8-10 см. Вся дверь мастерилась по принципам шарнирно-стыкового крепления, без гвоздей, что являлось весьма удобным при кочевой жизни. Для соединения рамы в боковинах, нижней и верхней балках делались соответствующие шпунты и пазы. Весьма интересным было крепление двух створок, которые имели сверху и снизу с внешней стороны шарообразные выступы, входившие в соответствующие пазы верхнего и нижнего брусьев. Дверные полотна (одинаковые по размерам) в основной своей массе составлялись из досок березы, тополя или карагая (сосны), но, нередко, были также филенчатыми. Декоративной обработке дверей уделялось особое внимание. Как минимум, это была плоскорельефная и контурная резьба полотен. Однако, в добротных экземплярах резьбой - в том числе и трехгранновые ямчатой - покрывались все поверхности двери изнутри (за исключением порога) и отчасти снаружи, что иногда сопровождалось росписью [Ажигали, 2011, с. 1240].

Следующим элементом является тундук (обод) - это завершающий узел верхней части юрты. Этот конструктивный элемент, венчающий купол, состоит из замкнутого деревянного круга и опорной планки. В отверстие тундука вставляются ууки.

Деревянный круглый тундук, служивший опорой для крыши юрты, состоял из трех элементов: круга (алкак), крестообразно положенных перекладин, по 2-3 в каждом ряду (чамгарак), и крепления (чегир, бастырма). Основной круг обода делали из двух обтесанных и согнутых жердей.

Распорно-крепежные рейки дугой перекинуты крест на крест по диаметру, высота дуги составляет % диаметра обода, что обеспечивает нужный 45° наклон, необходимый для стока осадков. На внешней стороне круга имеются сквозные отверстия, куда вставлялись верхние концы купольных жердей. При значительной снеговой нагрузки эти жерди оказывают на обод давление порядка двух тонн, поэтому обод делается обычно из березы. Для изготовления обода диаметром 150 см, требовалась береза длиной 5 м. Так как найти такую было трудно, то обод делали из двух половинок.

При изготовлении тундука в качестве заготовок выбирались обычно прямые стволы молодых берез толщиной до 20 см и длиной 3,5-6 м, которые затесывали с двух противоположных сторон топором и раскалывали надвое по длине; заготовки шли на выделку двух ободов. Заготовки дополнительно отесывали, выравнивали инструментами, а затем подвергали изгибанию. Но при этом довольно толстое дерево обычно предварительно размягчали в паре (1,5-2 часа). Затем только длинную заготовку сгибали либо натягивали на форму, которая представляла собой железную кладку или бетонную конструкцию в виде круга, железная конструкция-колодка в виде круга - чаще всего большое колесо. При использовании последнего натянутый на обруч тундук оббивали снаружи колышками (около 30), снимали колесо и оббивали уже изнутри несколькими кольями. В таком виде обод окончательно принимал форму, сушился в течение 1-2 недель. При изготовлении обода из отдельных кусков дерева использовали также станок тез. Места стыка, которые нередко имеют скошенные или фигурные срезы, накрепко соединяли ремешками, железными стержнями, жестяными скобами с гвоздями, специальными кольцами (в редких случаях, даже, серебряными).

Следующим этапом было проделывание сквозных отверстий в ободе, по количеству ууков. Сперва делали предварительное отверстие сверлом, затем его расширяли коруком: сечение получалось как бы четырехгранным. И, наконец, специальным инструментом - раскаленным ломом, железный наконечник которого соответствовал входному острию ууков, выжигали одинаковые пазы. Отверстия, но более простой формы, и уже с внутренней стороны обода, делались для крепеж-но-распорных планок.

Изготовление обода завершается его декоративной обработкой, которая, как минимум, включала покраску обода. Красят масляными красками в красный цвет.

Следующее и последнее - это ууки (купольные жерди). Купольные жерди опирались на кереге нижним концом и удерживающий обод верхним концом. Именно жерди образуют купол юрты. Количество жердей определялось величиной юрты. Если на одно крыло опиралось 15-16 жердей, значит для средней шестиканатной юрты требовалось около 90 жердей, длина их также зависела от размера юрты. Процесс изготовления купольных жердин в целом был аналогичным [Муканов, 1981, с. 44]. Проводились те же процедуры распаривания, изгибания, укладки в формы, сверления, делалось по одному отверстию в нижней части жердей. Опишем здесь лишь особенности процесса. Купольные жерди - уук - сгибали в нижней их части, соединяемой с решетчатой стенкой. В этом месте их стесывали на 70-80 см в длину, придавая уплощенную форму - билек. Ширина плоской части жерди 3-4 см. От степени изгиба и расстояния сгиба от конца жердей зависит сферичность формы купола юрты. Мастера некоторых районов юга Кыргызстана проверяли угол изгиба купольных жердей с помощью готовой мерки, называемой андаза. Толщина жерди в середине 2,5-3 см. Функционально жердь можно разделить на четыре составляющих по длине: алацан («ладонь») - нижняя уплотненная часть, которая привязывалась к кереге; билек - место изгиба; кары («предплечье») - от изгиба до верха, калам - верхний «конец» [Ажигали, 2011, с. 238]. Ала^ан уплощали с внутренней стороны скребком тарткы или топором, проводили по нему продольные борозды; нижний край жердины обрабатывали шаппашотом - делали скругленным, тупым; а верхний - более тонкий, при помощи топорика и скребка - четырехгранно заостренным. В целом на завершающей стадии поверхности ууков (а также и планок кереге, до их соединения) дополнительно обрабатывали, выравнивали и шлифовали.

При креплении ууков к кереге выпуклая часть обращается наружу, за счет чего увеличиваются внутренняя высота и объем юрты, создается сферическая форма в местах крепления ууков к кереге и куполообразный вид с помощью тундука. Ууки изогнутой частью перекрывают головку кереге, направленную наружу и тем самым повышается

износостойкость покровов кочевого жилища, получается обтекаемая форма.

Таким образом, внешне деревянный каркас юрты имеет сферическую форму. Юрты кыргызов бывают двух разновидностей. Основное различие сводится к форме купола. На севере Кыргызстана (за исключением Таласской долины) форма купола юрты приближается к конусообразной. На юге Кыргызстана, в Таласской и Чаткальской долинах,

купол более пологий и имеет полусферическую форму благодаря большему изгибу нижней части купольных жердей. Отличались юрты также и убранством - внешним и внутренним; здесь отчетливо выделяются северный и южный региональные комплексы. В убранстве их отражен художественный вкус народа, его этнические связи, сохранены строгие каноны, утвержденные вековыми обычаями и традициями.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамзон, 1971 - Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Ленинград: Наука, 1971. 403 с.

Ажигали, 2011 - Ажигали С. Технология казахской юрты // European researcher. 2011. № 9 (12). C. 1237-1241.

Антипина, 1962 - Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. По материалам, собранным в южной части Ошской обл. Киргизской ССР. Фрунзе: Изд-во АН КиргССР, 1962. 288 с.

Геродот, 2004 - Геродот. История: в девяти книгах / Пер. с греч. Г. А. Стратановского. M.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004. 637 с.

Вайнштейн, 1972 - Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М.: Наука, 1972. 314 с.

Муканов, 1981 - Муканов М. С. Казахская юрта. Алма-Ата: Кайнар, 1981. 222 с.

REFERENCES

Abramzon, 1971 - Abramzon S. M. Kirgizy i ih etnogeneticheskie i istoriko-kul'turnye svyazi. Nauka, 1971. 403 s. (in Russian)

Azhigali, 2011 - Azhigali S. Tekhnologiya ka-zahskoj yurty // European researcher. 2011. № 9 (12). C. 1237-1239. (in Russian)

Antipina, 1962 - Antipina K. I. Osobennosti materi-al'noj kul'tury i prikladnogo iskusstva yuzhnyh kirgizov. Po materialam, sobrannym v yuzhnoj chasti Oshskoj obl. Kirgizskoj SSR. Frunze: Izd-vo AN KirgSSR, 1962. 288 s. (in Russian)

Gerodot, 2004 - Gerodot. Istoriya: v devyati knigah / Per. s grech. G. A. Stratanovskogo. M.: OLMA-PRESS Invest, 2004. 637 s. (in Russian)

Mukanov, 1981 - Mukanov M. S. Kazahskaya yurta. Alma-Ata: Kajnar, 1981. 222 c. (in Russian)

Vajnshtejn, 1972 - Vajnshtejn S. I. Istoricheskaya etnografiya tuvincev. Problemy kochevogo hozyajstva. M.: Nauka, 1972. 314 s. (in Russian)

A. B. Mamytova

PROCESS OF MAKING A WOODEN FRAME OF A KYRGYZ YURT

In the present paper, the process is considered for making a wooden frame for a Kyrgyz yurt based on the analysis of the written sources and field materials. In the present study, the methods of comparative-historical investigation, system approach, complex analysis and also the methods of direct field observation are used. The manufacture of the wooden frame of a yurt is based on the set of rules and procedures, the use of which allows preserving traditional methods. The process includes the processing of purple willow for making a wooden frame; sanding with a scraper; steaming (with smoke) of slats for kerege and sticks for uyk (poles); straightening of kerege slats and bending of the poles; drilling holes in kerege slats, and drying of the finished wooden pieces. Naturally, the labor-consuming fabrication of the yurt wooden pieces required a permanent place for a workshop. There was a steam oven and woodworker tools (tez and ushku) in an ancient workshop of a craftsman making wooden pieces of a yurt. The process of making a yurt consists of selecting materials and successive steps of processing the materials using special techniques. The craft of the yurt making has been handed down from generation to generation, and the tradition is scrupulously observed till now. A modern yurt still has all traditional elements. The wooden frame of a yurt consists of kerege, uuk, tunduk and eshik. At present, yurt is not widely used. It is can explained not by the disappearance of the tradition itself or by the

fact that yurt is not needed any more since there are houses with modern amenities but by the fact that old masters pass away without transferring their skills to younger generations, and it is very difficult to buy felt of good quality. Traditional dwelling is one of the main specific features determining the unique identity of the people. One of the main tasks is the detailed study of the history of a traditional dwelling as an important element of cultural heritage.

Keywords: wooden frame, yurt, complex, lightweight, durable, master, summer, bend, dome, walls.

Мамытова Алтынай Билаловна,

старший преподаватель,

факультет истории и регионоведения,

Кыргызский национальный университет

им. Жусупа Баласагына

(Бишкек, Кыргызстан)

mamytova-altynai@rambler.ru

Mamytova Altynai Bilalovna,

Senior Lecturer, Faculty of History and Regional Studies,

Jusup Balasagyn Kyrgyz National University (Bishkek, Kyrgyzstan) mamytova-altynai@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.