Научная статья на тему 'Процесс институционализации франко-германских отношений в контексте выхода Великобритании из европейского союза'

Процесс институционализации франко-германских отношений в контексте выхода Великобритании из европейского союза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
237
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АХЕНСКИЙ ДОГОВОР / ИНТЕГРАЦИЯ ФРАНЦИИ И ФРГ / ФРАНКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / БРЕКЗИТ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / AACHEN TREATY / FRANCE / GERMANY / INTERNATIONAL TREATY / GREAT BRITAIN / BREXIT / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скоморохина Оксана Александровна

Цель. Целью работы является проведение анализа Ахенского договора, заключённого между Францией и Германией в условиях выхода Великобритании из Европейского Союза. Процедура и методы исследования. Проведён анализ теоретического материала (текста Ахенского договора 2019 г.). При проведении исследования использовались метод анализа, сравнительно-исторический и институциональный подходы для определения происхождения и сущности Ахенского договора. Результаты исследования. На основе проведённого исследования можно сделать вывод, что договор подтверждает намерения государств-гегемонов продолжать строить Объединённую Европу. Теоретическая / практическая значимость. Проведённое исследование помогает дополнить теоретическую картину интеграционных связей в Европе, а также получить представление о перспективах взаимоотношений государств ЕС после выхода Великобритании из Евросоюза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF INSTITUTIONALIZATION OF THE FRANCO-GERMAN RELATIONSHIP IN THE CONTEXT OF BRITISH EXIT FROM THE EUROPEAN UNION

Purpose. The purpose of the article is to analyze the Aachen Treaty concluded between France and Germany in the context of the UK’s exit from the European Union. Methodology and Approach. The analysis of the theoretical material (the text of the Aachen Treaty 2019). The study used the method of analysis, comparative-historical and institutional approach to determine the origin and essence of the Aachen Treaty. Results. On the basis of the study, it can be concluded that the treaty confirms the intentions of the hegemonic states to continue to build United Europe. Theoretical and Practical implications. The study helps to complement the theoretical picture of integration relations in Europe, as well as to get an idea about the prospects of relations between EU States after the UK leaves the European Union.

Текст научной работы на тему «Процесс институционализации франко-германских отношений в контексте выхода Великобритании из европейского союза»

УДК 341.242 Скоморохина О. А.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

процесс институционализации франко-германских отношений в контексте выхода великобритании из европейского союза

АННОТАЦИЯ

Цель. Целью работы является проведение анализа Ахенского договора, заключённого между Францией и Германией в условиях выхода Великобритании из Европейского Союза.

Процедура и методы исследования. Проведён анализ теоретического материала (текста Ахенского договора 2019 г.). При проведении исследования использовались метод анализа, сравнительно-исторический и институциональный подходы для определения происхождения и сущности Ахенского договора.

Результаты исследования. На основе проведённого исследования можно сделать вывод, что договор подтверждает намерения государств-гегемонов продолжать строить Объединённую Европу. Теоретическая / практическая значимость. Проведённое исследование помогает дополнить теоретическую картину интеграционных связей в Европе, а также получить представление о перспективах взаимоотношений государств ЕС после выхода Великобритании из Евросоюза.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Ахенский договор, интеграция Франции и ФРГ, франко-германские отношения, брекзит, Европейский союз

СТРУКТУРА

Введение

Сущность институционализации политических отношений Исторический аспект институционализации франко-германских отношений в объединённой Европе

Современный этап институционализации франко-германских отношений Процесс франко-германской интеграции и выход Великобритании из ЕС Заключение

O. Skomorokhina

Moscow Region State University

24 Very Voloshinoi ulitsa, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation

the process of institutionalization of the franco-german relationship in the context of british exit from the european union

ABSTRACT

Purpose. The purpose of the article is to analyze the Aachen Treaty concluded between France and Germany in the context of the UK's exit from the European Union.

Methodology and Approach. The analysis of the theoretical material (the text of the Aachen Treaty 2019). The study used the method of analysis, comparative-historical and institutional approach to determine the origin and essence of the Aachen Treaty.

Results. On the basis of the study, it can be concluded that the treaty confirms the intentions of the hegemonic states to continue to build United Europe. Theoretical and Practical implications. The study helps to complement the theoretical picture of integration relations in Europe, as well as to get an idea about the prospects of relations between EU States after the UK leaves the European Union.

KEYWORDS

Aachen Treaty, France, Germany, international Treaty, Great Britain, Brexit, European Union

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время развитие и углубление двустороннего сотрудничества внутри единой Европы выходит на первый план в силу того, что Евросоюз сталкивается с многочисленными вызовами и угрозами его целостности и устойчивости: миграционным кризисом, ростом евроскептицизма, выходом Великобритании из блока (брекзита) и др.

Именно в условиях неопределённости лидеры Франции и Германии Эм-манюэль Макрон и Ангела Меркель 22 января 2019 г. заключили Ахенский договор (Aachen Treaty), углубляющий двустороннее франко-германское сотрудничество.

Таким образом, в условиях кризиса европейского интеграционного процесса крупнейшие государства направляют свои усилия не на углубление интеграции с остальными членами блока, а на усиление двусторонней интеграции, что указывает на выделение среди государств-членов ЕС «центра» и «периферии».

Как отмечает Стивен Кок, необходимость во франко-германской кооперации обусловлена тем, что лидеры указанных стран встали перед лицом насущных и неотложных проблем [9, р. 15]. Вместе с тем Дэвид Хаглунд отмечает значительную противоречивость в формировании внешней стратегии Франции в послевоенные годы в контексте продолжающейся политики голлизма [6].

В связи с вышеизложенным задачами настоящего исследования являются определение происхождения и сущности Ахенского договора, анализ и оценка его содержания, а также выяснение места договора во франко-германских и межъевропейских отношениях.

Методологической основой исследования выступили анализ, сравнительно-исторический и институциональный подходы.

Теоретической базой исследования выступает концепция С. Хантингтона, изложенная им в работе «Политический порядок в изменяющихся обществах» [5].

сущность институционализации политических отношений

Говоря о понятийном аппарате, используемом в статье: под институци-онализацией двусторонних отношений понимается становление нормативно-правого поля (заключение договора, подписание декларации), в рамках которого впоследствии будут реализованы данные отношения, предусмотрены взаимные обязательства и санкции в случае невыполнения взятых сторонами на себя обязательств.

Так, С. Хантингтон под институционализацией понимает процесс, посредством которого организации и процедуры приобретают ценность и стабильность. В свою очередь, уровень институционализации любой политической системы может быть определён адаптивностью, сложностью, автономией и согласованностью её организаций и процедур [5, с. 32]. Иными словами, процесс институционализации политических отношений - это путь устойчивости и стабильности, который является необходимостью для продолжения политического развития. Процесс политической институционализации является для организации или объединения чем-то большим, чем просто инструмент для достижения общих целей.

исторический аспект институционализации франко-германских отношений

в объединённойевропе

В 1960-х гг. на Западе стал складываться новый формат взаимоотношений между государствами, который получил название «европеизма». Обстановка внутри ЕЭС в 1960-х гг. может быть описана как кризисная, так как Франция отказалась участвовать в заседаниях органов сообществ с лета 1965 по 1966 гг., поскольку цель политики Парижа заключалась в укреплении величия Франции на международной арене.

Одним из первых документов, который был направлен на институцио-нализацию двусторонних франко-германских отношений в рамках зарождающейся евроинтеграции, стал Елисейский договор, подписанный 22 января 1963 г. в Елисейском дворце Президентом Франции Шарлем де Голлем и канцлером Германии Конрадом Аденауэром.

Документ устанавливал примирение между народами Франции и Федеративной Республики Германии. Договор стал основой для принципиально новой парадигмы формирования франко-германских отношений. Кооперация Франции и Германии также рассматривалась как шаг к построению объединённой Европы. В сфере внешней политики государства установили регулярные консультации по следующим вопросам:

• проблемы, связанные с европейскими сообществами и европейским политическим сотрудничеством;

• отношения между Востоком и Западом в политической и экономической областях;

• вопросы в рамках Североатлантического договора (далее - НАТО) и других международных организаций, входящих в поле интересов обеих стран [4].

Договор также предусматривал проведение регулярных консультаций по вопросам культурной и образовательной политики. В экономическом аспекте франко-германской кооперации Елисейский договор не содержал в себе каких-либо положений относительно двустороннего экономического сотрудничества государств, так как оно реализовалось через такие механизмы, как Европейское экономическое сообщество (далее - ЕЭС), Европейское объединение угля и стали (далее - ЕОУС), а также Европейское сообщество по атомной энергии (далее - Евратом).

Елисейский договор 1963 г. между Францией и Германией следует рассматривать не как документ, учреждающий союзное государство Франции и Германии, но как консультационный пакт, основанный на единстве интересов сторон и способный гибко адаптироваться к изменяющемуся политическому ландшафту на европейском континенте.

При ратификации Елисейского договора в бундестаге ФРГ в 1963 г. в него была добавлена преамбула, которая входила в противоречия с внешней политикой Франции того времени, а именно: укрепление военного союза с Соединёнными Штатами Америки, углубление интеграции в НАТО, а также приглашение Великобритании к участию в «Общем рынке» [2, с. 39].

современный этап институционализации франко-германских отношений

В течение всего периода европейской интеграции Франция и Германия прилагали усилия для продолжения интеграционного процесса и демонстрировали поразительную способность к выработке компромиссов. Несмотря на разногласия относительно оборонной идентичности ЕС от НАТО, в на-

Ь

чале 1900-х гг. Франция и Германия сообща выступали за единую внешнюю и оборонную политику [3, с. 270].

В своей речи, произнесённой в сентябре 2017 г. в амфитеатре Парижского университета Сорбонны, Эмманюэль Макрон заявил о необходимости реформирования Европы, более глубокой кооперации с НАТО для усиления обороноспособности континента, в частности, в борьбе с терроризмом. Он также призвал укреплять европейский суверенитет, обеспечивать контроль внешних границ при столкновении с таким вызовом, как миграционный кризис. Макрон также предложил Германии сформировать новое партнёрство с целью придать решительный импульс к обновлению Европы, заключив новый договор о сотрудничестве к 55-й годовщине Ели-сейского договора в 2018 г.1.

Следует отметить, что первые два десятилетия XXI в. стали временем испытания для интеграционного процесса в Европе. Именно в этот период в ЕС начал обретать высокую популярность евроскептицизм. Факторами, обусловившими кризис интеграционного процесса, стали состояние экономики и финансовой системы ЕС, проблема внутренней миграции в связи с различием в уровнях экономического развития и социальной жизни стран Европы, высокий уровень бюрократизации евромашины, неспособной быстро реагировать на динамично меняющиеся условия мировой политики, миграционный кризис ЕС, угроза национализма и отказ от концепции мулькультурализма, установление внутренних барьеров внутри Европы [1, с. 48].

В этих условиях спустя 56 лет после подписания Елисейского договора в городе Ахен 22 января 2019 г. было заключено соглашение о двустороннем франко-германском сотрудничестве - Ахенский договор (Aachen Treaty), который включает в себя 28 статей, разделённых на 7 глав:

• «Европейские дела»;

• «Мир, безопасность и развитие»;

• «Культура, образование, наука и мобильность»;

• «Региональная и трансграничная кооперация»;

• «Устойчивое развитие, климат, окружающая среда и экономические отношения»;

• «Организация»;

• «Заключительные положения».

Во второй главе Договора «Мир, безопасность и развитие» особый акцент делается на углублении франко-германского сотрудничества как в рамках НАТО, так и при укреплении кооперации между своими вооружёнными силами с целью создания общих оборонных программ.

1 President Macron gives speech on new initiative for Europe // Elysee.fr. [26.09.2017]. URL: https:// www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/09/26/president-macron-gives-speech-on-new-initiative-for-europe.en (дата обращения: 10.07.2019).

В сфере обороны и безопасности Ахенский договор также предусматривает создание франко-германского Совета по обороне и безопасности с целью координации осуществления взаимных обязательств по этим вопросам.

Одним из ключевых аспектов Договора является положение ст. 4, в котором закрепляется обоюдная готовность отвечать на военную агрессию третьей стороны, что является аналогом 5-ой статьи устава НАТО2, а также 42-ой статьи Договора о Европейском Союзе3.

Прорывным решением в рамках Ахенского договора стало укрепление усилий Франции и Германии по реформированию Совета Безопасности Организации Объединённых Наций (далее - СБ ООН), нацеленных на принятие Германии в качестве постоянного члена СБ ООН. При этом Париж отверг предложение вице-канцлера Германии относительно того, чтобы ЕС как над-государственный механизм занял место Франции в СБ ООН и представлял интересы Европы4. Кроме того, Франция и Германия договорились выработать двусторонние правила экспорта вооружения.

В 3 главе так же, как и в Елисейском договоре, закрепляются положения относительно взаимных франко-германских проектов в сфере культуры, образования, научных исследований. Например, государства планируют увеличить число двуязычных франко-немецких школ и гимназий, в которых можно будет получать аттестат о среднем образовании как по германской системе, так и по французской.

В 4 главе «Региональная и трансграничная кооперация» утверждается принцип устранения препятствий на приграничных территориях, в частности, в экономической, социальной, природоохранной, санитарной, энергетической и транспортной сферах.

Глава 5, посвящённая устойчивому развитию, климату, окружающей среде и экономическим отношениям, не имеет своего прототипа в Елисейском договоре 1963 г. В этой главе также учреждается франко-германское сотрудничество в рамках реализации многосторонних документов, в частности Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г.5 и Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.6.

2 The North Atlantic Treaty. Washington D.C. 4 April 1949 // Nato.int. URL: https://www.nato.int/cps/ ie/natohq/official_texts_17120.htm (дата обращения: 09.07.2019).

3 Treaty on European Union. Maastricht. 7 February 1992. [Электронный ресурс]. URL: https:// europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_union_en.pdf (дата обращения: 09.07.2019).

4 Germany calls for France to give its UN Security Council seat to the EU // France24.com. [28.11.2018]. URL: https://www.france24.com/en/20181128-paris-france-german-proposal-un-eu-macron-merkel-security-council-nations (дата обращения: 09.07.2019).

5 Парижское соглашение // UN Climate Change: [сайт]. URL: https://unfccc.int/files/meetings/ paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian.pdf (дата обращения: 01.07.2019).

6 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // Официальный сайт ООН. [25.09.2015]. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 01.07.2019).

Ь

В целом Ахенский договор является ответом на вызовы, которые стоят перед Европой в XXI в., а именно: рост национализма и популизма, дезинте-грационный процесс, угрозы терроризма, изменение климата и др.

Тем не менее именно проблемы обороны, безопасности, укрепления сотрудничества в рамках НАТО являются первоочерёдными задачами лидеров Евросоюза в силу того, что брекзит нанёс серьёзный удар по безопасности и обороне ЕС, поскольку именно Соединённое Королевство занимало прежде одну из ключевых позиций в сфере европейской оборонной политики.

ПРОЦЕСС ФРАНКО-ГЕРМАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ВЫХОД ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИЗ ЕС

Следует отметить, что заключение Ахенского договора - это возможный путь решения накопившихся проблем единой Европы. После брекзита ЕС должен сформировать принципиально новую модель общей внешней политики и политики безопасности, но Ахенский договор демонстрирует нацеленность Франции и Германии к централизации оборонного потенциала Евросоюза в их руках. С другой стороны, членство Великобритании в НАТО будет давать ей возможность влиять на европейскую архитектуру безопасности и после брекзита.

В любом случае брекзит будет означать снижение оборонного потенциала ЕС. Вследствие чего для Франции и Германии актуально консолидировать проблематику укрепления оборонного потенциала ЕС вокруг новой стратегии сотрудничества при том условии, что Германия и Франция рассматривают друг друга в качестве основных партнёров [10].

Ратификация договора в условиях выхода Великобритании из ЕС позволит успешно сформироваться франко-германскому сотрудничеству внутри ЕС, усилив тем самым лидерство этих стран в евроблоке. Последнее, впрочем, может привести как к укреплению европейской интеграции, так и к формированию альтернативной модели взаимодействия в рамках Евросоюза. Отдаление Франции и Германии от государств «новой Европы», ставших членами ЕС в рамках большого расширения в 2004 г., говорит о продолжающейся «интеграции различных скоростей», что приобретает иной смысл в условиях брекзита.

Разноскоростная интеграция при нарастании националистических взглядов в государствах ЕС может дать обратный эффект: реализация интеграции «вглубь» будет проведена только среди государств-гегемонов, а также государств - основателей евроинтеграции. Страны Центральной и Восточной Европы, которые были присоединены к ЕС в рамках «большого расширения» в 2004 г., не входят в формирующуюся зону влияния интеграционных процессов на западе ЕС. Иными словами, оживление и усиление франко-германского сотрудничества на фоне кризиса евроинтеграции может стать началом субрегионализма внутри европейского интеграционного процесса.

Ь

Ахенский договор не затрагивает таких актуальных проблем для Евросоюза, как миграционная политика, а также энергетическая безопасность и энергоэффективность. Тем не менее договор можно рассматривать как механизм реформации ЕС «изнутри», а также продвижения французских интересов внутри блока [8, р. 192].

Достаточно неожиданным в свете подписания Ахенского договора выглядит также решение властей Франции поддержать поправки к Газовой директиве ЕС, предусматривающей распространение ключевых принципов регулирования европейского рынка газа на трубопроводы за пределами сообщества. Объясняя свою позицию, французская сторона указывала на недопустимость усиления зависимости Европы от российского газа, а также на возможность нанесения ущерба интересам стран ЕС, таких как Польша и Словакия7, от введения в строй «Северного потока - 2». Наличие противоречий подобного рода может иметь самые серьёзные последствия для союзников по ЕС. Так, в рамках франко-германских разногласий по вопросу реализации проекта «Северный-поток - 2» Президент Франции Э. Макрон отменил своё участие в Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, в ходе которой было запланировано совместное выступление Президента Франции с Канцлером ФРГ Ангелой Меркель.8

Трудность реализации заключённого между Францией и Германией соглашения в рамках выхода Великобритании из ЕС также обусловлена необходимостью выработки двумя странами согласованной политики. Но достижение общественно-политического компромисса в государствах-подписантах для реализации принципов Ахенского договора затруднено внутренними проблемами каждого из них.

Эффективность франко-германского сотрудничества в Евросоюзе сейчас вовсе находится под вопросом, так как в условиях меняющегося политического ландшафта на первый план выходят националистические и евро-скептические силы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно отметить, что значение Ахенского договора, заключённого лидерами Франции и Германии, в условиях выхода Великобритании из ЕС не формирует принципиально новой повестки дня в европейской интеграции.

Договор по своей сути носит номинальный характер, не декларируя никаких новых принципов европейской интеграции после брекзита. Более того, в Договоре даже не упоминаются такие вызовы евроинтеграции, как

7 SZ: Париж поддержит поправки к газовой директиве ЕС против «Северного потока - 2» // ТАСС: [сайт]. [07.02.2019]. URL: https://tass.ru/ekonomika/6088054 (дата обращения: 10.07.2019).

8 Макрон отказался ехать в Мюнхен из-за разногласий с Меркель по «Северному потоку - 2» // Известия: [сайт]. [07.02.2019]. URL: https://iz.ru/843192/2019-02-07/makron-otkazalsia-ekhat-na-forum-v-miunkhene-iz-za-raznoglasii-s-frg-po-severnomu-potoku-2 (дата обращения: 10.07.2019).

брекзит, миграционный кризис, энергетическая безопасность и др. По сути, договор 2019 г. является лишь подтверждением намерения Франции и Германии продолжать строить единую и сильную Европу, что декларировал и предыдущий Елисейский договор.

Вместе с тем сам факт заключения Ахенского договора лишь подтверждает деление государств Европы на «центр» и «периферию», «ведущих» и «ведомых», так как в течение всей процедуры по выходу Великобритании из ЕС государства блока не пришли к подписанию документов, ослабляющих дезинтеграционные процессы.

В этой связи, как отмечают учёные У. Кротц и Дж. Шильд, возможными сценариями развития евроинтеграции после брекзита могут стать: рост гегемонии Германии, упадок ЕС или обновление франко-германского союза внутри блока [7, р. 1176].

Дальнейшее развитие событий продемонстрирует, какой из предложенных вариантов воплотится в жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев М. В. Закат Евросоюза [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 4 (12). URL: http://olimpiks. ru/o-zhurnale (дата обращения: 09.07.2019).

2. Магадеев И. Э. Германская политика Парижа в 20-е годы XX века в свете уроков Первой мировой войны // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 4 (37). C. 35-44.

3. Рангулова Э. Т. Маастрихт как испытание франко-германского тандема // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 4 (22). С. 268-271.

4. Управление внешнеполитической информации МИД СССР: сборник основных документов и материалов по Североатлантическому блоку (19631964). М., 1965. 856 с.

5. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах / пер. с англ. В. Р. Рокитянского. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Haglund D. G. Alliance Within The Alliance?: Franco-German Military Cooperation And The European Pillar Of Defense. Abingdon: Routledge, 2019. 228 p.

7. Krotz U., Schild J. Back to the future? Franco-German bilateralism in Europe's post-Brexit union // Journal of European Public Policy. 2018. № 25 (8). P. 1174-1193.

8. Schild J. Franzosische Europapolitik unter Emmanuel Macron. Ambitionen, Strategien, Erfolgsbedingungen // Integration. 2017. № 40 (3). P. 177-192.

9. Kocs S. A. Autonomy Or Power?: The Franco-German Relationship and Europe's Strategic Choices, 1955-1995. Westport: Praeger, 1995. 296 p.

10. Zunneberg C. 'What are the dynamics between EU heavyweights in the face of Brexit? // European Council on Foreign Relations: [сайт]. [16.08.2017]. URL: https://www.ecfr.eu/article/commentary_what_are_the_dynamics_between_ eu_heavyweights_brexit_7222 (дата обращения: 09.07.2019).

REFERENcEs:

1. Vasil'ev M. V. [The Decline of the European Union]. In: Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki [Modern scientific research and development], 2017, no. 4 (12). Available at: http://olimpiks.ru/o-zhurnale (accessed: 09.07.2019).

2. Magadeev I. E. [The German policy of Paris in the 20s of XX century in the light of the First World War lessons]. In: Vestnik MGIMO Universiteta [MGIMO Review of International Relations], 2014, no. 4 (37), pp. 35-44.

3. Rangulova E. T. [Maastricht as a test of the Franco-German tandem]. In: Vestnik Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tatar State Humanitarian Pedagogical University], 2010, no. 4 (22), pp. 268-271.

4. Upravlenie vneshnepoliticheskoi informatsii MID SSSR: sbornik osnovnykh do-kumentov i materialov po Severoatlanticheskomu bloku (1963-1964) [Foreign policy information department of the USSR foreign Ministry: a collection of basic documents and materials on the NATO (1963-1964)]. Moscow, 1965. 856 p.

5. Huntington S. Political Order in Changing Societies (Russ. ed.: Rokityan-sky B. P., transl. Politicheskiiporyadok vmenyayushchikhsyaobshchestvakh. Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2004. 480 p.).

6. Haglund D. G. Alliance Within The Alliance?: Franco-german Military Cooperation And The European Pillar Of Defense. Abingdon, Routledge, 2019. 228 p.

7. Krotz U., Schild J. Back to the future? Franco-German bilateralism in Europe's post-Brexit union. In: Journal of European Public Policy, 2018, no. 25 (8), pp. 1174-1193.

8. Schild J. Franzosische Europapolitik unter Emmanuel Macron. Ambitionen, Strategien, Erfolgsbedingungen. In: Integration, 2017, no. 40 (3), pp. 177-192.

9. Kocs S. A. Autonomy Or Power?: The Franco-German Relationship and Europe's Strategic Choices, 1955-1995. Westport, Praeger, 1995. 296 p.

10. Zunneberg C. 'What are the dynamics between EU heavyweights in the face of Brexit?. In: European Council on Foreign Relations. [16.08.2017]. Available at: https://www.ecfr.eu/article/commentary_what_are_the_dynamics_between_ eu_heavyweights_brexit_7222 (accessed: 09.07.2019).

дата публикации

Статья поступила в редакцию: 11.07.2019 Статья размещена на сайте: 12.02.2020

информация об авторе / information about the authors

Скоморохина Оксана Александровна - аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областного университета; e-mail: оа.$котогокЫпа@дтаП.сот

Oksana А. Skomorokhina - postgraduate student at the Department of Political Science and Law, Moscow Region State University; e-mail: оа.skomorokhina@gmail.com

правильная ссылка на статью / for citation

Скоморохина О. А. Процесс институционализации франко-германских отношений в контексте выхода Великобритании из Европейского союза // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 1. URL: www. evestnik-mgou.ru.

Skomorokhina О. А. The process of institutionalization of the Franco-German relationship in the context of British exit from the European Union. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2020, no. 1. Available at: www.evestnik-mgou.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.