Библиографический список
1. О ’Коннор, Дж. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем [Текст] / Дж. О’Коннор, И. Макдермотт. - М., 2006.
2. Богданов, А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука [Текст] / А. А. Богданов. -М., 2003.
3. Берталанфи, Л.,-фон. Общая теория систем: критический обзор [Текст] / Л. фон Берта-ланфи // Исследования по общей теории систем. - Л., 1987.
4. Уинзор, Дж. По ту сторону бренда [Текст] / Дж. Уинзор. - Ростов н/Д, 2005.
Е.Н. Григорьева,
ассистент Саратовского государственного технического университета
ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ ВЕЩЕВОГО РЫНКА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ
современной России трансформация социальных, политических и экономических сфер жизни приводит к изменению трудовых отношений практически во всех профессиональных областях. Одной из них является такой сектор занятости, как рынок под открытым небом. Рынок в любом обществе представляет собой социальный институт, который координирует отношения в обществе и влияет на отнесение человека к той или иной ступени социальной иерархии и социальной группы через предписание определенных, порой стереотипных утверждений, статус которых со временем также трансформируется от недоброжелательного к толерантному, выделяя торговцев в определенную социальную группу. Можно констатировать, что процесс инсти-туциализации еще не завершен, хотя социальные практики сегодня достаточно регулярны и долговременны, но, пока они слабо регламентированы, правила игры трансформируются с учетом ситуации.
Уличная торговля в России играет большую роль как в социальной, так и в экономической сфере. Переход к организованному бизнесу осуществляется постепенно, воспроизводясь в новых формах, начиная от торговли, носящей запретный торговый характер, до современных открытых узаконенных и регулируемых государством отношений. Проблема функционирования рынка существует в несопоставимости двух оппозиционных форм - формы контроля и формы защиты, регулируя которые вполне возможно вывести торговлю на более высокий институциональный уровень. Названные формы возникают вследствие дисбаланса между управлением в системе рынка и восприятием и исполнением правил, что включает в себя систему и отношение к власти, борьбу за ресурсы и отстаивание профессиональных прав.
Власть в системе вещевого рынка. Происходящие изменения в сфере торговли постепенно трансформируют систему отношений между продавцом и покупателем, с одной стороны, и законодательным сектором - с другой. Это актуализирует потребность в анализе ключевых факторов, связанных с процессом институализации торговли, что позволит осмыслить процесс институциональных изменений и функционирования торговли. Процесс институциализа-ции проходит по определенным стадиям, затрагивая такие аспекты функционирования, как взаимодействие с различными инстанциями (зачисление на работу, отстаивание прав, оплата налогов), взаимоотношения в сообществе (формальное и неформальное общение, причины коммуникации, взаимопомощь и поддержка), регулирование правил (официальные и неофициальные, пути и источники их регулирования), знания о правах, объединение усилий в защите прав (несправедливое отношение, профсоюзы, ущемления прав).
В социальной системе вещевого рынка под открытым небом немаловажным фактором остается аспект власти, которую можно охарактеризовать как формальную, с одной стороны, и неформальную - с другой. К первой относятся практики администрации, налоговой инстанции, связанные с необходимостью исполнения обязанностей, например, своевременной оплаты аренды, налогов, уборки территории. Неформальный же сектор власти представляет собой то, что остается за гранью предписанных правил, - способ налаживания отношений продавцов с администрацией (например, покупка администрацией вещей по оптовым ценам не только для себя, но и для своих многочисленных знакомых).
Более высокопоставленный сектор системы рынка, налоговая инстанция, порой делает невозможным исполнение правил, предписанных законом. Это связано с тем, что элементы осуществления деятельности пока являются слабо проработанными законодательством, например, это касается требования сертификации товара.
Индивидуальная и коллективная системы защиты прав. В условиях вещевого рынка под открытым небом систему защиты прав торговцев на данном этапе развития можно охарактеризовать как индивидуальную, так как отстаивание прав осуществляется самостоятельно каждым актором исходя из собственных потребностей. Это касается таких вопросов, как конфликты с покупателями и администрацией.
В ходе проведенного опроса ни один из респондентов не смог ответить даже на вопрос о существовании профсоюзов, объясняя это тем, что пользы от обращения не будет. Часто торговцы обсуждают в кругу своих коллег несправедливое отношение к ним со стороны администрации, нарушение прав другими торговцами, но объединение людей для решения ряда вопросов можно наблюдать лишь в качестве исключений.
Причина отсутствия практики объединения - недостаток позитивного опыта, жизненных примеров удачного решения ситуаций. Частный предприниматель желает улучшения плодотворности своей деятельности, вышестоящие же органы, в свою очередь, не могут обеспечить решения некоторых вопросов.
Дуглас Норт утверждает, что «главная функция институтов состоит в реше-
нии проблем кооперации между людьми» [1, с. 15], однако кооперацию в данном секторе пока можно наблюдать лишь с целью снижения риска («я как все, я торгую на нужном месте на законных основаниях»), но не в решении проблем. Приложенные усилия для решения вопроса уступают место породившим их изменениям, что влечет за собой неудовлетворенность и, следовательно, отказ от дальнейших действий. В процессе осуществления деятельности возникает необходимость в решении ряда вопросов, касающихся взаимопомощи и взаимоподдержки, адаптации, осмысления прав и их защиты. Такая практика, как защита прав, своих и общественных, является слабоинституали-зированной на изучаемом уровне. Профсоюзы, которые должны выполнять функцию интеграции в отстаивании прав, пока не входят в набор поведенческих практик участников рынка.
Д. Норт пишет об институциональных изменениях, которые «ведут к образованию организаций, структурирующих взаимодействие в обществе, а также о роли формальных и неформальных правил в процессе трансформаций» [1, с. 23]. По его мнению, существенное различие между формальными и неформальными правилами состоит в том, что первые можно легко изменить, издав закон или другой документ, регулирующий правила. Неформальные же представляют собой набор традиций, обычаев, то есть это некие константные практики поведения, привычки, которыми люди руководствуются в повседневной жизни. Сегодня институт рынка представляет собой набор преимущественно неформальных ограничений, что тормозит процесс институциализации.
Формальные властные отношения предписывают определенные неформальные стратегии действия со стороны администрации, которые порождают неформальные способы реакции на них, то есть, для того чтобы не вступать в конфликт, частные предприниматели соглашаются на определенные уступки, например на продажу вещей по оптовым ценам сотрудникам администрации и их знакомым. Эти ресурсы являются вспомогательными для поддержания доброжелательных отношений, а значит, для сохранения главной ценности -арендуемого места.
Управление ресурсами и их ценность в системе вещевого рынка. В современном обществе торговля во многом носит оттенки утраченного прошлого, воспроизводясь в новых правилах поведения, формализации социальных отношений. Люди стремятся обойти эти рамки, создавая новые грани повседневности. «В практике современного российского общества формирование гражданского общества означает институциональное оформление новых социальных структур, которые должны обеспечивать демократические и рыночные процессы» [2, с. 94]. С течением времени, с приспособлением населения к современной постреформистской ситуации происходит изменение формальной оболочки практически всех сфер социальной жизни, в том числе и сферы вещевого рынка под открытым небом.
Говоря о системе рынка, обратимся к теории структурализма и понятию социального пространства П. Бурдье. В качестве основных принципов построения социального пространства выступают различные виды власти или капиталов. Капитал может быть не только материальным, но и культурным, облада-
нием ресурсами отношений, помогающими в осуществлении деятельности [3, с. 65]. Это власть над определенными механизмами осуществления деятельности, такими, как договоренность в оказании услуг по упрощению деятельности в налоговой инстанции или тесные отношения с работниками администрации на рынке. Это структурированное пространство социальных позиций, определяющее свойства поля в целом. Каждая категория интересов содержит в себе индифферентность к другим интересам, к другим инвестициям капитала, которые будут оцениваться в ином поле как лишенные смысла [3, с. 17]. Таким образом, дело продавца является полем более низкого статуса по отношению к институту рынка в целом, имеющим собственную логику поведения, правила, специфические закономерности, в котором акторы пытаются заставить функционировать его в своих интересах.
В 2000 г. торговые места на рынке найти было сложнее, так как на них был высокий спрос. В изучаемой среде участники борются за право обладания определенным набором благ и ресурсов. В структуре рынка главной ценностью выступает торговое место, которого можно легко лишиться, выйдя за рамки регламентированного поведения. Кроме того, немаловажным фактом выступает положение места в пространственной структуре локального сообщества, а значит, и борьба, конкуренция за престижные места. Все это закреплено другим звеном цепи, иерархией и властью со стороны вышестоящих органов по отношению к предпринимателям. Сейчас все больше людей уходит работать в магазины, конкуренция за места снижается, однако цены остаются прежними. Привилегированными являются торговые павильоны и места «субаренды», за которые взимается оплата большего размера. Итак, среди изучаемого локального сообщества существует свое деление, своя социальная стратификация, которая порой не находит формального юридического отражения в учетных документах.
С помощью анализа отношений через призму системы власти и управления со стороны исполняющих обязательства можно раскрыть адаптационные механизмы, которые могут удовлетворять или не удовлетворять потребности участников событий, что влечет за собой способы уклонения или исполнения, в зависимости от предъявляемых требований. Жесткость поставленных правил определяет, могут ли смириться участники событий, будут избегать или исполнять их, а значит, для плодотворного сотрудничества законодательного сектора и частных предпринимателей наилучшим способом решения проблем выступает кооперация или хотя бы совместное обсуждение названного для разработки стратегий действия.
Библиографический список
1. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики [Текст] / Д. Норт; пер. с англ. А. Н. Нестеренко. - М., 1997.
2. Орлова, Е. В. Предпринимательство в социально-экономическом пространстве современной России [Текст] / Е. В. Орлова, Р. Е. Миронова. - Саратов, 2002.
3. Бурдъе, П. Социология политики [Текст] / П. Бурдье; пер. с фр.; сост., общ. ред. и пре-дисл. Н. А. Шматко. - М., 1993.