УДК 338.47
DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-10-88-98
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
THE PROCESS OF THE REGION'S TRANSPORT SYSTEM FORMATION: MAIN FACTORS OF INFLUENCE
M. С. Оборин, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета
им. Г. В. Плеханова, г. Пермь
M. Oborin, Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov, Perm
Транспортная система оказывает ключевое влияние на инфраструктурное развитие регионов страны, способствует повышению качества продукции отраслей материального производства, улучшает качество жизни населения и доступность значимых экономических, социальных и культурных объектов. Статья посвящена исследованию факторов, формирующих транспортную систему регионов, связанных с географическими и социально-экономическими особенностями территорий. Выявлены и охарактеризованы специфические факторы, оказывающие влияние на структуру транспортной системы и темпы ее формирования в субъектах страны. Приведена классификация регионов и транспортных инфраструктур. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что транспортная инфраструктура напрямую связана с системами жизнеобеспечения региона, оказывает непосредственное влияние на производственные отрасли, способствует эффективному функционированию и развитию производственной сферы.
Цель работы - изучение основных и специфических факторов, влияющих на развитие транспортных систем в регионах России.
Методология и методы исследования: системный, ситуационные подходы, анализ и описание теоретико-методологических факторов, определяющих перспективы формирования транспортной системы как элемента региональной экономики и инструмента реализации стратегических целей и задач.
Результаты исследования. В статье рассмотрены разные подходы к развитию эффективного функционирования транспортной инфраструктуры, приведена классификация транспортной инфраструктуры региона, определены специфические факторы влияния на развитие транспортной системы. Проведен анализ транспортной системы Краснодарского края и определены стратегические направления ее улучшения.
Выводы. Результаты проведенного анализа показали, что, несмотря на диверсификацию транспортных путей в Краснодарском крае (водный, железнодорожный транспорт), значительная доля приходится на автомобильные перевозки. Одним из перспективных направлений развития транспортной системы является цифровизация. Интеллектуальные системы позволят оказывать инновационные комплексные транспортные услуги в зависимости от постоянно меняющихся потребностей клиента. Для улучшения региональной транспортной системы необходимо совершенствовать виды дорожных сетей и разрабатывать современную нормативную базу транспортной сферы
Ключевые слова: транспортная система; транспортная инфраструктура; специфические факторы; эффективность функционирования; природно-климатические условия; рельефные и географические особенности; логистика; грузооборот; взаимосвязанные отрасли; социально-экономическое развитие региона
The transport system is an important part of the infrastructure of the Russian Federation, the development of which contributes to economic growth and stability, guarantees the integrity of the state, national security and defense of the country, improves the life of the population, and brings the Russian state closer to the world economic level. The article examines the factors that influence the development of transport infrastructure in the region. Specific regional features and their significance in the development of transport infrastructure are identi-
© M. С. Оборин, 2020
88
fied, and a classification of regions and transport infrastructures is proposed. The relevance of the research topic is related to the fact that transport infrastructure is directly connected with the life support systems of the region, has a direct impact on the production sectors, and contributes to the effective functioning and development of the production sector.
The purpose of the article is to study approaches and factors affecting the development of transport systems in the regions of Russia.
Research methods: system, situational approaches, analysis and description of theoretical and methodological factors that determine the prospects for socio-economic development of the region based on the coordination of strategic goals of regional policy with the goals of transport infrastructure development.
Results. The article considers different approaches, classifies the transport infrastructure of the region, and identifies specific factors that influence the development of the transport system. The analysis of the transport system of the Krasnodar territory was carried out and strategic directions for its improvement were determined.
Conclusions. The results of the analysis have shown that despite the diversification of transport routes in the Krasnodar territory (water, rail transport), a significant share is accounted for by road transport. Digitalization is one of the most relevant and promising areas of development of the transport system. Intelligent systems will allow to provide innovative integrated transport services, depending on the constantly changing needs of the client. To improve the regional transport system, it is necessary to improve the types of road networks and develop a modern regulatory framework for the transport sector
Key words: transport system, transport infrastructure, specific factors, operational efficiency, natural and climatic conditions, relief and geographical features, logistics, cargo turnover, interconnected industries, socio-economic development of the region_
Б ведение. Формирование транспортной инфраструктуры характерно влиянием общих региональных факторов и специфических факторов региона. Внутренние и внешние факторы оказывают влияние на всю транспортную систему. Общие факторы формируются под влиянием внутренней и внешней среды, которая связана с транспортной системой. Научный потенциал транспортной инфраструктуры, потенциал для управления инновациями, для инноваций и инвестиций, для производства, человеческие ресурсы и инновационный маркетинговый потенциал связаны с факторами внутреннего воздействия на транспортную систему. Внешняя среда влияет на транспортную систему через такие факторы, как спрос, конкурентоспособность, экологические, политические и социальные факторы [4; 7; 10]. Демографический, экономический, научно-технический прогресс также оказывает влияние на транспортную систему. Роль специфических факторов имеет большое значение для развития транспортной системы регионов. К специфическим относятся климатические, географические, экологические, социальные и политические факторы.
Рассмотрим влияние специфических факторов на развитие транспортной системы в регионах. В регионах с неблагоприятными климатическими особенностями, например, заболоченными территориями или зонами
вечной мерзлоты, стоимость транспортной инфраструктуры увеличивается [2; 6; 15]. К специфическим географическим факторам относится рельеф местности. В регионах со сложным рельефом соответственно также увеличивается стоимость транспортной инфраструктуры. Специфические социальные факторы включают плотность населения, территориальное разделение труда. В регионах с низкой плотностью населения транспортная инфраструктура намного дороже. К специфическим экологическим факторам относятся экологические стандарты и нормативы. В регионах, где расположены природоохранные зоны, растут и затраты на транспортную инфраструктуру. Территориальное и национальное единство страны, а также внешнеполитическая политика относятся к специфическим политическим факторам развития транспортной инфраструктуры [13; 14].
Сформировавшаяся инфраструктура и экономика являются ограничивающими факторами развития транспортных инфраструктур в регионах (табл. 1).
Перечисленные подходы эффективного функционирования транспортной инфраструктуры должны способствовать ее формированию с учетом социально-экономического потенциала региона, а также опережающего развития, степени влияния на социально-экономическое развитие субъекта страны.
Таблица 1
Специфические факторы влияния развития транспортной системы [1; 3] / Specific factors influence of the transport system development
Сформировавшаяся инфраструктура / Established infrastructure Экономика / Economy
Возможности транспортной инфраструктуры формировались с учетом ресурсных и технологических ограничений / The possibilities of transport infrastructure were formed taking into account resource and technological constraints Институциональные субъекты транспортной системы - перевозчик, собственники транспорта - должны получать выгоду от развития региональных транспортных систем / Institutional subjects of the transport system - the carrier, transport owners should benefit from the development of regional transport systems
Все транспортные средства ограничены по объему и скорости движения товаров / All vehicles are limited in terms of volume and speed of movement of goods Окупаемость инвестиций в модернизацию транспортной системы / Return on investment in the modernization of the transport system
При грузоподъемности автомобильной трассы выше семи тонн необходима перепланировка для выносливости дороги большего объема / When the carrying capacity of the highway is above seven tons, redevelopment is necessary for the endurance of a larger road Рентабельность перевозок за счет низких расходов на реализацию / Profitability of transportation due to low sales costs
Использование данных подходов имеет ничениями имеющихся видов транспорта, ряд ограничений из-за влияния специфиче- что существенно снижает темпы модерниза-ских факторов, связанных с техническими, ции транспортной инфраструктуры. экономическими и эксплуатационными огра-
Таблица 2
Влияние специфических факторов на развитие транспортной системы [5; 7; 17] / Influence of specific factors on the development of the transport system
Виды транспорта/ Mode of transport Специфические факторы влияния /Specific factors of influence
Плотность населения / Population density Рельеф местности / Terrain Климатические условия / Climate conditions
Железнодорожный транспорт/ Railway transport Средняя плотность, плотность выше среднего значения/ Average density, higher than average density Равнинный, холмистый, предгорный. Примерно 70 % железных дорог в России имеют подъем 6-10 %, кроме арктического и полярного полюсов / Flat, hilly, foothill. Approximately 70 % of Railways in Russia have a lift of 6 to 10 %, except for the Arctic and polar poles Различные климатические условия. Повышенные эксплуатационные расходы в регионах, которым свойственна вечная мерзлота и в своей основе болотистые зоны / Various climatic conditions. Increased operating costs in regions characterized by permafrost and inherently wetlands
Автомобильный транспорт/ Road transport Средняя плотность, плотность выше среднего значения/ Average density, higher than average density Равнинный, холмистый, предгорный. Кроме арктического и полярного полюсов / Flat, hilly, foothill. Except for the Arctic and polar poles Различные климатические условия. Повышенные эксплуатационные расходы в регионах с суровым климатом (вечная мерзлота, болота) / Different climatic conditions. Increased operating costs in regions with unfavorable climatic conditions (permafrost, swamps)
Авиатранспорт / Air transport Средняя плотность, плотность выше среднего значения/ Average density, higher than average density Несущественно / Insignificantly Несущественно / Insignificantly
Речной транспорт/ River transport Второстепенно / Secondary Развитая сеть рек / A well-developed network of rivers Повышенные эксплуатационные расходы в районах с длительным ледниковым периодом / Increased operating costs in areas with a long ice age
Морской транспорт/ Sea transpor Второстепенно / Secondary Морские зоны Offshore zone Различные климатические условия. Повышенные эксплуатационные расходы в регионах с длительным ледовым периодом / Different climatic conditions. Increased operating costs in regions with a long ice period
Из данных табл. 2 видим, что перспективным направлением работы транспортной отрасли является железнодорожный транспорт. Однако для более эффективного его функционирования необходимо повысить плотность населения как минимум до 8,5 м2 на территории России. Зоны арктического и полярного полюса ограничены в применении данного вида транспорта; таким образом, развитие данных территорий является сложным вопросом и подход,
Классификация регионов и их транспортной инфраструктуры показывает, что регионы, которым присущи специфические климатические условия и низкая плотность населения, имеют слабо развитую транспортную инфраструктуру; необходимо сформировать новую стратегию развития данных территорий, поскольку неразвитая транспортная система сдерживает общее развитие экономики субъектов и в целом страны.
Важная роль транспорта отражается в структуре региональной экономики. Отрасли по-разному реагируют на изменения в транспортной системе, поэтому существует несколько видов деятельности, одинаково реагирующих на преобразования в логистике.
основанный на опережающем развитии, не приемлем для них.
Северные территории Российской Федерации богаты природными ресурсами, полезными ископаемыми, но без развитой транспортной инфраструктуры формировать стратегию развития экономики этих территорий очень сложно. Чтобы определить особенные характеристики развития транспортной инфраструктуры регионов, необходимо их классифицировать (табл. 3).
К первой группе относятся финансовые отрасли, отрасли высоких технологий, обрабатывающей промышленности, в которых преобразования в транспортировке порождают рекомбинацию бизнес-процессов с вовлечением других территорий и субъектов. В такой ситуации фирмы будут увеличивать свои транспортные расходы в общих расходах, искать способы снизить затраты и соответствовать рынкам сбыта, а также делать доставку товаров более мобильной и безопасной.
Вторая группа включает разделы, ориентированные на экспорт и замещающие импорт. Компании в этих секторах работают только вне своих внутренних рынков. Преоб-
Таблица 3
Классификация транспортной инфраструктуры регионов [9; 12; 16] / Classification of regional transport infrastructure
Специфика регионов / Regional specifics Транспортная инфраструктура / Transport infrastructure Специфические особенности транспортной инфраструктуры / Specific features of transport infrastructure
Благоприятный климат, высокая плотность населения / Favourable climate, high population density Железнодорожный транспорт, авиация, автомобили, водный транспорт / Railway transport, aviation, automobiles, water transport Достаточно рентабельная транспортная инфраструктура благодаря низким расходам на ее формирование и эксплуатацию, большие объемы грузов и большое количество пассажиров. Высокий уровень конкуренции между транспортными компаниями и видами транспорта / Fairly cost-effective transport infrastructure, due to low costs for its formation and operation, large volumes of cargo and a large number of passengers. High level of competition between transport companies and modes of transport
Специфический климат, высокая плотность населения / Specific climate, high population density Железнодорожный транспорт, авиация, автомобили, водный транспорт / Railway transport, aviation, automobiles, water transport Формирование транспортной инфраструктуры довольно затратное, как и ее эксплуатация. Рентабельность стабильная, благодаря большим объемам грузов и большому количеству пассажиров. Высокий уровень конкуренции между транспортом / The formation of transport infrastructure is quite expensive, as well as its operation. Profitability is stable, thanks to large volumes of cargo and a large number of passengers. High level of competition between transport
Специфический климат, низкая плотность населения / Specific climate, low population density Железнодорожный транспорт, авиация, автомобили, водный транспорт / Railway transport, aviation, automobiles, water transport Высокая стоимость формирования транспортной инфраструктуры. Большинство перевозок финансирует государство. Уровень конкуренции низкий / High cost of forming transport infrastructure. Most transportation is financed by the state. The level of competition is low
разования транспортной системы способствуют более эффективному развитию данных отраслей, являющихся основными для вывода национального хозяйства на высокий уровень [8].
В третью группу входят сферы деятельности, связанные с предпринимательством, ориентированные на внутренний рынок сбыта. Сферы деятельности включают розницу, строительный бизнес, транспортную сеть, местных сервисных подрядчиков, бытовое обслуживание и часть отраслевых организаций; они не нуждаются в длительной транспортировке, поэтому изменения в транспортной системе мало влияют на них.
Развитие транспортного комплекса оказывает влияние на формирование экономики как своих территорий, так и на экономическое развитие регионов. Непрямые действия транспортной сети обусловлены развитием конкурентоспособности региона через инфраструктуру.
На макроэкономическом уровне развитие интеграции регионов и экономики их определяется формированием транспортного комплекса. Одним из ключевых элементов всей производственной системы является транспортный комплекс. Благодаря развитой транспортной сети обеспечивается быстрая перевозка и сохранность товаров. Транспорт - это территориальное сообщение, обеспечивающее беспрепятственную транспортировку грузов в регионе. Кроме того, развитие экономики региона способствует росту спроса на услуги грузового и пассажирского транспорта.
Результаты работы и область их применения. Транспортная система - важная часть инфраструктуры Российской Федерации. Развитие транспортной системы способствует экономическому росту и стабильности, гарантирует целостность государства, национальную безопасность и оборону страны, способствует улучшению жизни населения, приближает российское государство к мировому экономическому уровню. Транспортная сеть является сектором, обеспечивающим транспортировку грузов и населения, и в то же время межотраслевым комплексом, меняющим условия жизни и управления [5, с. 3].
Транспортная инфраструктура взаимодействует с системами жизнеобеспечения региона, оказывает непосредственное влияние на производственные отрасли и способ-
ствует эффективному функционированию и развитию всех сфер производства региона.
Единой трактовки термина «транспортная система» нет. Рассмотрим существующие определения: С. В. Ганзин под транспортной системой понимает сеть путей сообщения, объединенных территориально [4, с. 27]; О. Г. Илларионова, И. В. Платонова считают, что транспортная система - это совокупность функциональных подсистем, критерием разграничения которых является транспортное средство, обеспечивающее движение некоторых объектов [6, с. 19]; по мнению Ю. И. Куликова, транспортная система включает все виды автотранспорта, дороги, погрузочно-разгрузочные, информационно-вычислительные системы и другие объекты производственной инфраструктуры по видам транспорта для государства, региона или мегаполиса. Транспортная система делится на общественный и частный транспорт. Первый из них предназначен для обслуживания сферы обращения и населения [14, с. 51].
Общественный транспорт - это железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Частный транспорт - внутрипромышленный транспорт, а также автомобили всех типов, принадлежащие нетранспортным компаниям, которые входят в состав производства. При транспортировке определенного груза учитываются особенности и параметры различных транспортных средств, под этот груз подбирается подходящее транспортное средство. Транспорт классифицируется следующим образом: автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный транспорт, воздушный, трубопроводный.
Одним из самых распространенных является автомобильный транспорт. Его выгодно использовать для транспортировки на сравнительно небольшие расстояния. Плюсом является и его высокая маневренность. При использовании автомобильного транспорта перевозки могут осуществляться в любое время и малыми партиями. Однако себестоимость автотранспортировки достаточно высока, небольшая грузоподъемность является ограничивающим фактором.
По сравнению с автомобильным железнодорожный транспорт относительно недорог При организации перевозок требуется учитывать расписание поездов. Отрицатель-
ным моментом является отсутствие конкуренции в отношении данного вида транспорта.
При всех своих положительных характеристиках морской транспорт - самый крупногабаритный в сфере международных перевозок. Плюсами морского транспорта являются дешевые грузовые тарифы и высокая грузоподъемность. Внутренний водный транспорт характеризуется дешевыми грузовыми тарифами.
Воздушный транспорт характеризуется наиболее высокой скоростью по сравнению с другими видами транспорта. Однако стои-
мость его услуг превосходит тарифы на другие транспортные средства. Кроме того, он чувствителен к неблагоприятным погодным условиям.
Специфическим транспортным средством является трубопроводный транспорт. Основное его преимущество - безопасность транспортировки и сохранность товаров, а минус - узкая номенклатура [15, с. 59].
Рассмотрим транспортную систему Краснодарского края. Протяженность дорог на территории региона представлена в табл. 4.
Таблица 4
Анализ протяженности дорог в Краснодарском крае [9] / Analysis of the length of roads in the Krasnodar territory
Показатели /Indicators Км / Km Изменение в 2018 г. к 2015 г. / Change in 2018 to 2015
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. абсолютное, + /-absolute, + /- относительное,% relative, %
Железнодорожные пути общего пользования / Railway lines for general use 2140 2140 2140 2206 66 3,1
Автомобильные дороги - всего, в т. ч.: / Highways-total, including 46601 48991 48440 50097 3496 7,5
- общего пользования / general use 40199 40898 41080 42277 2078 5,2
- необщего пользования / non-public use 8402 8094 7360 7820 -582 -6,9
Трамвайные троллейбусные пути / Tram and trolleybus ways 186 186 186 186 0 0,0
Магистральные трубопроводы / Main pipelines 12869 13737 13748 13815 946 7,35
Внутренние водные судоходные пути / Inland waterways 457 457 457 457 0 0,0
За период исследования на территории края отмечено улучшение ситуации с транспортной инфраструктурой. В 2018 г по сравнению с 2015 г возросла протяженность автомобильных дорог на 3496 км. Увеличилась протяженность автомобильных дорог общего пользования на 2078 км. Протяженность трамвайных и троллейбусных путей, как и внутренних водных судоходных, не претерпела изменений.
В регионе функционируют четыре международных аэропорта, в т. ч. крупнейший на
юге России - «Пашковский». Это позволяет осуществлять комфортные авиапутешествия в города России и другие страны. По территории края проходит Северо-Кавказская железная дорога. Территория Краснодарского края включает девять крупных морских портов - Новороссийск, Туапсе, Ейск, Кавказ, Анапа, Геленджик, Сочи, Темрюк и Краснодар. По территории региона проходят крупные транспортные коридоры, связывающие край со всеми ключевыми регионами страны.
Таблица 5
Анализ динамики перевезенных грузов в Краснодарском крае [4] / Analysis of the dynamics of transported cargo in the Krasnodar territory
Показатели / 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Изменение в 2018 г. к 2015 г. / Change in 2018 to 2015
Indicators абсолютное, + /-absolute, + /- относительное, %/ relative, %
Перевезено грузов транспортом общего пользования, млн т: / Cargo transported by public transport, million tons
- автомобильным / by car 14,7 18,7 15,7 17,6 2,9 19,7
- водным / by water 2,1 4,5 3,1 2,1 0 0,0
Грузооборот транспорта общего пользования, млрд т-км / Cargo turnover of public transport, billion rubles. t-km
- автомобильного / automotive 4,4 5,3 5,5 6,1 1,7 38,6
- водного / water 0,1 0,03 0,1 0,03 -0,07 -70,0
Согласно данным табл. 5, масса перевезенных грузов автомобильным транспортом в 2018 г. увеличилась по сравнению с 2015 г. на 2,9 млн т. Однако наибольшее значение данного показателя установлено в 2016 г - 18,7 млн р. Масса грузов, перевозимых водным транспортом, существенно ниже показателей автомобильного транспорта. В 2018 г масса грузов составила 2,1 млн т. При этом грузооборот водного транспорта сократился в 2018 г. по сравнению с 2015 г. на 3,07 млн т, или 99 %. А грузооборот автомо-
бильного транспорта характеризуется тенденцией к росту в 2015-2018 гг. Темп прироста составил 38,6 %.
Данные рис. 1 свидетельствуют о том, что в структуре грузооборота преобладает грузооборот автомобильного транспорта. В 2018 г данный показатель составил 99,5 %. Доля водного транспорта в грузообороте составляет менее 1 %.
Показатели, характеризующие пассажирские перевозки в Краснодарском крае, представлены в табл. 6.
20 40 60 80 100
! Водный транспорт ■ Автомобильный транспорт Рис. 1. Структура грузооборота, % / Fig. 1. the Structure of cargo turnover, %
Таблица 6
Характеристика пассажирских перевозок в Краснодарском, крае [4] / Characteristics of passenger transport in the Krasnodar region
Показатели / Indicators 2015 r. 2016 r. 2017 r. 2018 r. Изменение в 2018 r. к 2015 r. / Change in 2018 to 2015
абсолютное, + /-absolute, + /- относительное,% relative, %
Пассажиры, перевозимые общественным транспортом, млн чел., в т. ч. / Passengers transported by public transport, million people, including
- автомобильным (автобусным) / by car (bus) 301,5 310,1 301,9 292,5 -9 -3,0
- городским электрическим / by city electric 118,1 110,4 106,2 103,7 -14,4 -12,2
- водным / by water 1,1 3,1 2,3 0,6 -0,5 -45,5
Пассажирские перевозки в общественном транспорте, млн пасс.-км, в т. ч. / Passenger transportation in public transport, million pass-km, including
- автомобильным (автобусным) / by car (bus) 4332 4316 4232 4157 -175 -4,0
- городским электрическим / by urban electric 357 335 322 314 -43 -12,0
- водным / by water 12 22 23 14 2 16,7
Данные табл. 6 показывают, что количество перевезенных пассажиров всеми видами транспорта общего пользования снизилось. Автомобильным (автобусным) транспортом в 2018 г по сравнению с 2015 г перевезено на 9 млн человек меньше. Наибольшее снижение количества перевезенных пассажиров приходится на городской элек-
трический транспорт. За анализируемый период снижение составило 14,4 млн человек, или 12,2 %. Пассажирооборот также снизился по всем видам транспорта общего пользования, за исключением водного, где увеличение дохода в 2018 г по отношению к 2015 г составило 2 млн р.
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Автомобильный транспорт ■ Электрический транспорт ■ Водный транспорт
Рис. 2. Структура количества перевезенных пассажиров, % / Fig. 2. Structure of the number of passengers carried, %
Данные рис. 2 демонстрируют, что более 70 % в общей структуре количества перевезенных пассажиров приходится на автомобильный транспорт. Следует отметить тенденцию к росту данного показателя. Доля, приходящаяся на водный транспорт на конец
2018 г., снизилась до наименьшего значения и составила 0,2 %.
На развитие транспортных систем в регионах оказывает влияние целый ряд факторов, представленных на рис. 3.
Рис. 3. Факторы, влияющие на развитие транспортной системы региона [11; 18] Fig. 3. Factors affecting the development of the region's transport system
Для улучшения региональной транспортной системы необходимо совершенствовать виды дорожных сетей и современную нормативную базу транспортной сферы.
Заключение. В развитии транспортной системы следует выделить несколько направлений. Во-первых, необходимо улучшать транспортное сообщение с теми территориями региона, в которых автомобильные дороги отсутствуют или характеризуются плохим качеством. Во-вторых, активнее использовать электрический транспорт, как наиболее экологически чистый (его доля в транспортной системе Краснодарского края незначительна).
Одним из главных направлений в развитии РФ в целом на последующие годы является внедрение цифровых технологий. Это актуальный тренд повышения конкурентоспособности транспортных компаний на современном рынке. Реализация целей цифровизации потребует масштабной инте-
грации интернет-технологий в транспортной отрасли - это создание единых цифровых платформ, внедрение новейших 1Т-техно-логий, введение в эксплуатацию беспилотных транспортных средств. В итоге данные мероприятия позволят улучшить качество перевозок и уменьшить издержки. В рамках развития данного направления требуется создание единой цифровой среды для взаимосвязанных систем и технологий по организации движения и управлению всеми видами транспорта участниками транспортной системы. Потребуется обеспечить переход на электронный документооборот, внедрить интеллектуальные транспортные системы.
Транспортная система является важным элементом экономики региона. Элементами транспортной системы являются не только разные виды транспорта, но и системы управления транспортом, транспортные узлы и др. Каждый вид транспорта имеет преимущества и недостатки. Как показали резуль-
таты проведенного анализа, несмотря на то, что в Краснодарском крае имеются и водные, и железнодорожные пути, значительная доля приходится на автомобильный транспорт. Одним из актуальных и перспективных направлений развития транспортной системы
Список литературы _
является цифровизация. Интеллектуальные перевозки позволят оказывать инновационные комплексные транспортные услуги в зависимости от постоянно изменяющихся потребностей клиента.
1. Бакланов П. Я. Транспортные звенья и их основные функции в территориальных социально-экономических системах // Геосистемы в Северо-Восточной Азии. Типы, современное состояние и перспективы развития: сб. науч. статей. Владивосток: Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, 2018. С. 10-14.
2. Боброва В. В., Бережная Л. Ю. Исследование проблем развития транспортной инфраструктуры (на примере регионов Приволжского федерального округа) // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16, № 12. С. 2292-2302.
3. Боброва В. В., Бережная Л. Ю. Направления совершенствования транспортной инфраструктуры Оренбургской области // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1. С. 93-96.
4. Ганзин С. В. Транспортная инфраструктура: учеб. пособие. Волгоград: ВолГТУ, 2018. 80 с.
5. Дубровская, Ю. В., Копнинцева, Н. М., Поздеева, А. Н. Транспортная инфраструктура как фактор экономического роста региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. С.293-296.
6. Илларионова О. Г. Статистическое исследование состояния и тенденций развития транспортной инфраструктуры РФ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». 2018. № 2. С. 18-25.
7. Колчинская Е. Э. Влияние транспортной инфраструктуры на промышленное развитие регионов России // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 2. С. 77-82.
8. Комов М. С. Противоречия, проблемы и предпосылки региональной экономической интеграции // Сегодня и завтра российской экономики. 2018. № 83-84. С. 83-90.
9. Кузнецов И. А. Актуальные тенденции развития стратегических альянсов и партнерств в России // Транспортное дело России. 2016. № 4. С. 181-186.
10. Куликов Ю. И. Автомобильный транспорт в транспортной системе России: учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012. 246 с.
11. Лин У. Транспортное обеспечение и практика производства подвижных средств // Прогресс в географии человека. 2018. № 42. С. 92-111.
12. Морковин В. А., Сушков С. И. Факторы развития транспортной инфраструктуры лесного сектора России // Эспасиос. 2018. № 39. С. 12.
13. Сафронов Э. А. Транспортные системы городов и регионов: учебное пособие. М.: Изд. АСВ, 2007. 288 с.
14. Транспортная логистика: организация перевозки грузов: учеб. пособие / под ред. А. М. Петровой. М.: Инфра-М, 2017. С. 123.
15. Управление федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. [Сайт]. URL: https://krsdstat.gks.ru (дата обращения: 17.09.2020). Текст: электронный.
16. Melo P.C., Graham D.J., Levinson D., Aarabi S. Agglomeration, accessibility and productivity: evidence for large metropolitan areas in the US. Urban Stud, 2017.
17. Suresh Chavhan, Pallapa Venkataram. Commuters' traffic pattern and prediction analysis in a metropolitan area // Journal on Vehicle Routing Algorithms. March 2018, Vol. 1, Issue 1, pp. 33-46.
18. Wang, L., Xue, X., Zhao, Z., & Wang, Z. The impacts of transportation infrastructure on sustainable development: emerging trends and challenges // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. № 15. Р. 1172.
References _
1. Baklanov P. Ya. Geosistemy v Severo-VostochnoyAzii. Tipy, sovremennoe sostoyanie iperspektivy raz-vitiya: sb. nauch. statey (Geosystems in northeast Asia. Types, present state and prospects of development: collection of scientific works. Articles). Vladivostok: Pacific Institute of geography Feb RAS, 2018. P. 10-14.
2. Bobrova V. V., Berezhnaya L.YU. Regionalnaya ekonomika: teoriya ipraktika (Regional economy: theory and practice), 2018, vol. 16, no. 12, рp. 2292-2302.
3. Bobrova V. V., Berezhnaya L. Yu. Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i upravlenie (Azimuth of scientific research: Economics and management), 2019, vol. 8, no. 1, рp. 93-96.
4. Ganzin S. V. Transportnaya infrastruktura: ucheb. posobie (Transport infrastructure: study guide). Volgograd: VolGTU, 2018, 80 p.
5. Dubrovskaya, Yu. V., Kopnintseva, N. M., Pozdeeva, A. N. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki (Humanities, socio-economic and social sciences), 2017, рp. 293-296.
6. Illarionova O. G. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya "Ekonomi-ka" (Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series "Economy"), 2018, no. 2, рp. 18-25.
7. Kolchinskaya E.E. Aktualnye problemy ekonomikiiprava (Actual problems of Economics and law), 2016, no. 2, pp. 77-82.
8. Komov, M. S. Segodnya izavtra rossiyskoy ekonomiki (Today and tomorrow of the Russian economy), 2018, no. 83-84, pp. 83-90.
9. Kuznetsov I. A. Transportnoe delo Rossii(Transport business of Russia). 2016. no. 4, рр. 181-186.
10. Kulikov Yu. I. Avtomobilny transport v transportnoysisteme Rossii: ucheb. posobie (Road transport in the transport system of Russia: study guide). Khabarovsk: Publishing house of the Pacific State University, 2012, 246 p.
11. Lin U. Progress vgeografiicheloveka (Progress in human geography), 2018, no. 42, pp. 92-111.
12. Morkovin V. A., Sushkov S. I. Espasios (Espacios), 2018, no. 39, p. 12.
13. Safronov E. A. Transportnye sistemy gorodov i regionov: ucheb. posobie (Transport systems of cities and regions: a textbook). Moscow: publishing house of the DIA, 2007. 288 p.
14. Transportnaya logistika: organizatsiya perevozki gruzov: ucheb. posobie / pod red. A. M. Petrovoy (Transport logistics: organization of cargo transportation: study. manual / edited by A. M. Petrova). Moscow: Infra-M, 2017. P. 123.
15. Upravlenie federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Krasnodarskomu krayu i Respublike Adygeya (Department of the Federal state statistics service for the Krasnodar territory and the Republic of Adygea. [Website]). Available at: https://krsdstat.gks.ru (Date of access: 17.09.2020). Text: electronic.
16. Melo P. C., Graham D. J., Levinson D., Aarabi S. Agglomeration, accessibility and productivity: evidence for large metropolitan areas in the US (Agglomeration, accessibility and productivity: evidence for large metropolitan areas in the US). Urban Stud, 2017.
17. Suresh Chavhan, Pallapa Venkataram. Journal on Vehicle Routing (Journal on Vehicle Routing Algorithms), March 2018, vol. 1, Issue 1, pp. 33-46.
18. Wang, L., Xue, X., Zhao, Z., & Wang, Z. International Journal of Environmental Research and Public Health (International Journal of Environmental Research and Public Health), 2018, no. 15, рр.1172.
Коротко об авторе_ Briefly about the author
Оборин Матвей Сергеевич, д-р экон. наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет; профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д. Н. Прянишникова г. Пермь, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, сельский туризм, экономика курортного дела, экономика туризма, экономика АПК, устойчивое развитие региона, сфера услуг [email protected]
Matvey Oborin, doctor of economic sciences, professor, Economic Analysis and Statistics department, Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov; professor, World and Regional Economics department, Economic Theory, Perm State National Research University; professor, Management department, Perm State Agrarian-Technological University named after D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, rural tourism, economy of resort business, economy of tourism, economy of AIC, sustainable development of the region, sphere of services
Образец цитирования_
Оборин M. С. Процесс формирования транспортной системы региона: основные факторы влияния // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 10. С. 88-98. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-10-88-98.
Oborin M. The process of the region's transport system formation: main factors of influence // Transbaikal State University Journal, 2020, vol. 26, no. 10, pp. 88-98. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-10-88-98.
Статья поступила в редакцию: 12.10.2020 г. Статья принята к публикации: 22.12.2020 г