Ф.М. оглы КУЛИЕВ доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, права и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС при Президенте РФ, г. Пятигорск*
А.В. КОЧКАЕВ старший помощник начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу Военного Комиссариата гг. Минеральные Воды, Железноводска и Минераловодского района Ставропольского края1
Процесс формирования местных органов военного управления в ходе военных
60-70-х гг. XIX в.
Необходимость проведения военной реформы в России в период правления Александра II была обусловлена рядом серьезных объективных факторов. Перед российским самодержавием проблема реформирования военной организации государства стояла давно. Огромная территория страны, ее геополитическое положение, особая роль России в системе международной безопасности, установившаяся после подписания Венского конгресса с особой остротой ставили проблему создания действенной эффективной системы вооруженных сил. Великие реформы, 60-70-х гг. XIX в., стали причиной кардинальных изменений дальнейшего социально-экономического и политического развития России.
В ряде Великих реформ 1860-1870-х гг. важное место заняли преобразования в военной сфере. Которые длились около 14 лет под руководством военного министра Д.А. Ми-
преобразований
* Кулиев Фарман Мурувват оглы: e-mail: [email protected]
1 Кочкаев Андрей Валентинович, e-mail, [email protected]
лютина и вошли в историю военных реформ, как «милю-тинские реформы»1.
Происходившие изменения потребовали изменений и в армии, являвшейся одним из самых главных орудий государственной власти.
Для развития и укрепления обороноспособности Российской Империи необходимо было решить следующие задачи:
- упразднить рекрутскую систему комплектования армии;
- создать новую кадровую армию;
- создать гибкую систему резервов.
Окружив себя соответствующими помощниками Д.А. Милютин приступил разработке проекта военных реформ. Работа была выполнена менее чем за месяц и представлена императору 15 января 1862 г. в форме «всеподданнейшего доклада», который включал в себя десять. «По каждому отделу излагалось со всею откровенностью современное положение дел с указанием существующих недостатков и слабых сторон, вместе с предложениями о способах исправления этих недостатков. Все это составило объемистую работу...»:
- численный состав войск, их образование и комплектование;
-штаты и управление;
-строевое состояние войск, их образование и личный состав;
- комиссариатское и провиантское довольствие;
- военно-врачебная часть;
- артиллерийская часть;
- инженерная часть;
- иррегулярные войска;
- общие соображения по Военному министерству2.
В период 1861-1869 гг., произошла реорганизация центрального аппарата Военного министерства, с последующим созданием системы местных органов управления войсками. Центральное место в ходе процесса реорганизации органов местного военного управления занимала военно-окружная реформа. В мае 1862 г. проект военно-окружной системы
1 Толстобров А.Г. Особенности проведения военной реформы в истории России: Научно-аналитическая разработка. Н. Новгород, 2001, с. 25-28.
2 Милютин Д.А. Воспоминания. 1860-1862. М., 1999, с. 245-294.
был представлен Александру II в виде записки, в последующем одобренной императором.
Основу нововведений составляли следующие пункты:
1) уничтожить деление войскна армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию;
2) разделить территорию России на несколько военных округов;
3) назначить во главе военного округа начальника, на
1
которого возложить надзор и командование войсками.
Однако, события того периода развивались таким образом, что создание первых военных округов началось до момента разработки и принятия «Положение о военно-окружных управлениях». Данному процессу способствовали выступления местного населения против России, в Царстве Польском и прибалтийских губерниях, которые были связаны с падением авторитета России после её поражения в Крымской войне и либеральными взглядами Александра II, которые, по мнениюполяков и литовцев, могли позволить им восстановить национальную независимость.
Военный министр Д.А. Милютин осознавал что «централизация военного управления всего западного края империи в Варшаве оказалась уже несообразна с обстоятельствами»2.
Таким образом, в 6 июля 1862 г. вместо одного военно-административного центра (территории Первой армии) были созданы первые три военных округа с центрами в Варшаве, Вильно и Киеве. Аппарат которых создавался постепенно и нося при этом экспериментальный характер.
Первоначально в Виленском и Киевском военных округах удалось создать только военно-окружные штабы с временными штатами, тогда какв Варшавском военном округе продолжали существовать все отделы полевого управления бывшей 1-й армии. Снабжение войск первых округов так же осуществлялось прежними хозяйственными учреждениями. Уже в 1862 г. создали окружные интендантства (по образцу провиантских комиссий Оренбургского и Сибирского отдельных корпусов), которые лишь снабжали войск округов продовольствием, вещевым довольствием до момента принятия «Положения о военно-окружных управ-
1 Плотников Н.Д. Военные реформы Милютина // Военный вестник. № 1. М., 1991, с. 23.
2 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 1. Оп. 2. Д. 3. Л.27.
лениях» осуществлялось комиссариатскими органами Военного министерства.
Аппарат созданных военных округов постепенно расширялся, что соответствовало основной идее Д.А. Милютина -децентрализации военного управления. Это относилось прослеживалось, в частности, в управлении артиллерией, при образовании первых военных округов должность начальника артиллерии была утверждена только в Варшавском округе, который командовал как полевой, так и крепостной артиллерией, в остальных же округах в подчинении у начальников находилась только полевая артиллерия, а крепостная подчинялась начальникам крепостных артиллерийских округов, то есть на прежних основаниях.
Возникала еще одна проблема - установление подчиненности войск при их передислокации. По этой причине 4 июля 1864 г. военный министр был вынужден обратиться к Александру II с докладом «О порядке подчинения войск при перемещении их из одного округа в другой». На основании этого доклада было принято решение о том, что в случае перехода дивизии на какой бы то ни было срок в другой округ, она исключается из состава прежнего военного округа, и переходит в ведение начальства военного округа, в который вступает. Данный порядок был утвержден, однако он не распространялся на Гвардейские и Гренадерские корпуса.
К 10 августа 1864 г. в Европейская часть России была разделена на 10 военных округов, в состав которых входили Российские губернии, за исключением Архангельской, Вологодской и Астраханской, которые не были включены ни в один из округов из-за их территориальной отдаленности и небольшогоколичества находящихся там войск, земля
Войска Донского так же оставалась вне военно-окружного
1
распределения :
- Петербургский военный округ - Санкт-Петербургская, Новгородская, Псковская, Олонецкая и Архангельская губернии;
- Финляндский военный округ - Великое княжество Финляндское;
- Рижский военный округ - Лифляндская, Эстляндская и Курляндская губернии;
1 Милютин Д.А. Воспоминания. 1860-1862. М., 1999, с. 461.
- Виленский военный округ - Виленская, Ковенская, Гродненская, Витебская, Минская и Могилевская губернии;
- Варшавский военный округ - Царство Польское;
- Киевский военный округ - Киевская, Подольская и Волынская губернии;
- Одесский военный округ - Херсонская, Екатерино-славская, Таврическая губернии и Бессарабская область;
- Харьковский военный округ - Курская, Орловская, Черниговская, Полтавская, Харьковская и Воронежская губернии;
- Московский военный округ - Московская, Тверская, Ярославская, Вологодская, Владимирская, Нижегородская, Смоленская, Калужская, Тульская, Рязанская и Тамбовская губернии;
- Казанский военный округ - Казанская, Пермская, Вятская, Симбирская, Самарская, Саратовская, Пензенская и Астраханская губернии.1
Главное окружное управление состояло из следующих структурных подразделений:
- военно-окружного совета;
- штаба главного окружного начальника;
- административного управления, окружного интендантства, артиллерийского, инженерного, и военно-госпитального управлений.
Военно-окружной совет, состоящий из окружного интендантства и начальника окружных управлений, начальник округа2.
В результате военных преобразований произошло усиление роли Военного совета, в частности пяти его главных комитетов, которые занимались вопросами устройства армии и подготовкой законодательных актов.
Оценивая итоги военно-окружной реформы, к её положительным моментам можно отнести:
- Округа обеспечивали быстрое развертывание армии в случае войны;
- Военно-окружные управления могли превратиться в штабы армий.
1 Осипова М.Н. После Крымской войны.//Военно-исторический журнал. № 2. М., 1992, . 6-7.
2 Байов А.К. Граф Дмитрий Алексеевич Милютин. Биографический очерк. СПб., 1912, с. 24.
Военные преобразования Российской армии и флота были основным трудом Дмитрия Алексеевича Милютина, являя собой такие особенности личности военного министра, как рационализм профессионализм и самостоятельность. «Общая мысль этих преобразований состояла в том, чтобы привести все здание в стройный вид и упростить весь сложный механизм его»1. Именно эти идеи стали основой реформирования российской армии.
Кулиев Ф.М. оглы, Кочкаев А.В. Процесс формирования местных органов военного управления в ходе военных преобразований 60-70-х гг. XIX в. В статье проанализирован ход создания военных округов и структурные компоненты созданных военных округов. Рассмотрен процесс развития местных органов власти, который тесным образом связан с военными реформами. Особое внимание уделено анализу деятельности Д.А.
Ключевые слова: военные реформы, военно-окружная система, военный округ, военное управление, децентрализация, реорганизация.
Kyliev F.M. ogli, Cochcaev A.V. The process of formation of local agancy of military administration during military reforms of the 60-70 years XIX century. The article analyzes the progress of the creation of military districts and the structural components of the created military districts. Considered the process of development of local authorities, which is closely connected with military reforms. Special attention is given to the analysis of Milyutin D.A.
Keywords: the military reform, the military district system, the military district, the military management, decentralization, reorganization.
1 Байов А.К. Граф Дмитрий Алексеевич Милютин. Биографический очерк. СПб., 1912, с. 137.