Научная статья на тему 'Роль Д. А. Милютина в проведении военных реформ второй половины xix века'

Роль Д. А. Милютина в проведении военных реформ второй половины xix века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1202
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ / MILITARY REFORM / ВОЕННО-ОКРУЖНАЯ СИСТЕМА / MILITARY DISTRICT SYSTEM / ВОЕННЫЙ ОКРУГ / MILITARY DISTRICT / ВОЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MILITARY MANAGEMENT / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / DECENTRALIZATION / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / REORGANIZATION / КАВКАЗСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ / THE CAUCASUS MILITARY DISTRICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочкаев Андрей Валентинович

В статье дана характеристика военных реформ в России во второй половине ХIХ в. Особое внимание уделено личности Д.А. Милютина. Дан анализ развития военно-окружной системы, акцентировано внимание на развитии Кавказского военного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of D.A. Milutin of the military of military reform of the second half of the XIX-th century

In the article presents special attention by the person D.A. Milutin. The analysis of the development of military district system, special attention accented on the development of the Caucasus military district.

Текст научной работы на тему «Роль Д. А. Милютина в проведении военных реформ второй половины xix века»

А.В. КОЧКАЕВ аспирант кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского института -филиала РАНХиГС при Президенте РФ*

Роль Д.А. Милютина в проведении военных реформ второй половины XIX века

Реформы всегда являлись неотъемлемой частью развития любого государства на пути его становления. Необходимость проведения реформ возникает под воздействием множества факторов как внутри государства, так и извне. Политика реформ, как правило, носит судьбоносный характер в отношении дальнейшей судьбы государства. Вся сложность политики реформ заключается в том, что недостаточно лишь разработать программу будущих реформ, не менее важным и трудоемким процессом является процесс претворения программы реформ в жизнь.

На протяжении всей истории российского государства важнейшей из предпосылок государственных реформ является готовность и способность части просвещенной политической элиты к реформизму. Это важнейшее качество высшей бюрократии можно проследить на примере государственной деятельности Дмитрия Алексеевича Милютина, крупного государственного деятеля, генерал-фельдмаршала, военного историка и публициста. Именно с его деятельностью связаны военные преобразования во второй половине 60-70-х гг. в русской армии.

Д.А. Милютин в 1861-1881 гг., будучи военным министром, инициировал и осуществил систему преобразований в армии, известные сегодня как военные реформы второй половины Х!Х в.

Данные преобразования нельзя не связать с личностью Александра II, который на рубеже 50-60-х гг. XIX в. стал инициатором крупных преобразований в государстве. Наконец-то был ликвидирован многовековой институт крепостного права, проведены реформы местного самоуправления, судебной системы, университетского образования и др. Хотя многие из этих реформ и характеризовались историками половинчатостью, стремлением максимально соблюсти материальные и политические интересы правящего класса, они, взятые в целом, дали ощутимый толчок разви-

* Кочкаев Андрей Валентинович, e-mail: [email protected]

тию капитализма в России, становлению начал гражданского общества. Неудачи в ходе Крымской войны показали, что для того, чтобы восстановить военную мощь страны и поднять ее до уровня ведущих мировых держав, нужны комплексные меры. Таковыми мерами стало следующее: переход от рекрутской системы комплектования армии к всесословной воинской повинности с относительно короткими сроками службы в интересах создания обученного запаса, преобразование органов центрального военного управления и введение военно-окружной системы, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией, перестройка системы боевой учебы войск и подготовки офицерских кадров, военно-судебная и другие реформы1.

Таким образом, можно утверждать, что в 60-70-х гг. XIX в. Русская Императорская Армия (РИА) пережила второе после Петра Великого глубокое и всестороннее реформирование, инициатором и главным деятелем которого стал Дмитрий Алексеевич Милютин2. Здесь следует привести некоторые факты из биографии Д.А. Милютина. Будущий военный министр не был связан с военной службой, будучи выходцем из небогатой дворянской семьи. Интересным является тот факт, что Д.А. Милютин является племянником (по матери) крупнейшего реформатора эпохи царствования Николая I П.Д. Киселева. Окончив 1836 г. старший класс Императорской военной академии, дальнейшую военную службу Д.А. Милютин проходил на преподавательских и штабных должностях, не имея командного опыта. Данные факты подчеркивают одаренность и незаурядность личности будущего военного министра. Свой боевой опыт Д.А. Милютин почерпнул из двух кратких командировок (1843-1844 гг. и 1856-1860 гг.) на Кавказ в качестве штабного офицера. Однако опыт этих кратких по времени командировок оказал существенное влияние на дальнейшие идеи Д.А. Милютина в отношении реорганизации Русской армии.

С момента его утверждения в должности военного министра 9 ноября 1861 г. в министерстве началась активная работа по претворению в жизнь будущих преобразований. Описывая положение дел в военном министерстве1861 г., Д.А. Милютин отмечает, что с первых же шагов в новой должности министра ему пришлось «приняться за переустройство наших военных сил и всех частей военного управления, выработав предварительно полную программу предпринимаемых преобразований»3. Для достижения этой цели новый военный министр окружил себя такими энергичными и

1 См.: Безугольный А.Ю., Ковалевский Н.Ф., Ковалев В.Е. История военно-окружной системы в России. 1862-1918. М., 2012, с. 3-5.

2 См.: Кузнецов С.В. Влияние реформ Милютина Д.А. на военную историю России конца XIX - начала XX века // Мир науки, культуры, образования, 2013, № 5(42), с. 4-5.

3 Милютин Д.А. Воспоминания 1860-1862. М, 1999, с. 98.

инициативными офицерами, как Ф.Л. Гейден, К.П. Кауфман, А.А. Данзас и др., объясняя свои действия следующим образом:

«Приниматься за переделку всего старого возможно только с

1

новыми людьми» .

Уже через два месяца после своего назначения (15 января 1862 г.) Д.А. Милютин представил императору Александру II подробный план будущей военной реформы. Представленная императору программа военных реформ не была ординарным проектом. Уже с момента ее разработки Д.А. Милютин был убежден, что в случае высочайшего утверждения, программа должна была стать основой серьезных преобразований по военному министерству, определяя на многие годы вперед судьбу российской армии. Император, осознавая необходимость реформирования армии, внимательно изучил доклад Д.А. Милютина и одобрил его основные положения. Подтверждением этому являются пометки, которые император делал в тексте прочитанных им положений программы: «Внести в Совет министров. Все изложенное в этой записке совершенно согласно моими давнишними желаниями и видами»,«Предварительно одобряю»2. Иногда император писал более подробные комментарии, дающие направление будущей работы. Например, в общей резолюции по инженерной части отмечено: «Для приведения крепостей в должное устройство представить соображения по годам, что и будет служить руководством при составлении будущих смет»3.

В основе программы будущих реформ были определены три основных направления реформирования армии.

- 1. Изменения комплектования, организации армии и управления войсками.

- 2. Техническое перевооружение сухопутных войск и флота.

- 3. Совершенствование боевой подготовки личного состава.

Работа по заданным направлениям имела свои причины:

- во-первых, длительные сроки службы не позволяли держать большой и подготовленный резерв,в связи с этим огромные людские потери в ходе войны компенсировались необученной молодёжью, что приводило к ещё большим потерям. Организация и управление армии также требовали кардинальных изменений.

- во-вторых, Россия, принимая участие в Крымской войне, имела на вооружении гладкоствольное оружие и деревянный парусный флот. Результатами подобного отставания от противоборствующей стороны стали тактические поражения и, как следствие, большие потери.

- в-третьих, плац-парадная муштра, практикуемая в армии до начала войны, не давала ни малейшего шанса русской армии

1 Милютин Д.А. Воспоминания, с. 98.

2 Там же, с.124.

3 Там же.

одержать победу несмотря на мужество и героизм, проявленный её солдатами и офицерами.

Несмотря на сложность и масштаб комплекса преобразований, опираясь на тему исследования, нас особо интересует создание в 1862-1864 гг. военно-окружной системы, которая существенно изменило всю организацию военного управления, устройства армии, ее мобилизационных возможностей, подготовки и обеспечения войск.

Военный округ - территориальное общевойсковое объединение частей, соединений, военных учебных заведений и различных местных военных учреждений, которое возглавляется командующим войсками военного округа. 6 августа 1864 г. было утверждено «Положение о военных округах», согласно которому были законодательно установлены названия и территориальное расположение («расписание») первых 10 военных округов: Петербургского, Финляндского, Рижского, Виленского, Варшавского, Киевского, Одесского, Харьковского, Московского и Казанского.Было определено, что главный начальник каждого военного округа именуется «командующим войсками (такого-то) военного округа» (в Варшавском округе - главнокомандующим) и изложены его права и функции, установлены структура (состав), круг полномочий и обязанностей как в целом военно-окружных управлений, так и отдельных их составляющих. Каждое из этих управлений включало в себя следующие «части или отделы»: Военно-окружной совет, окружной штаб, окружное интендантское управление, окружное артиллерийское управление, окружное инженерное управление, окружное военно-медицинское управление, а также окруж-

~ 1

ного инспектора военных госпиталей .

В соответствии с планом распространения военно-окружной системы на восток России с конца 1864 г. велась активная подготовка к созданию Кавказского военного округа, а также сибирских округов. Разработку положений о новых округах военный министр поручил штабам Кавказской армии, войск Оренбургского края, войск Западной Сибири и войск Восточной Сибири с последующим рассмотрением подготовленных проектов положений в Военном министерстве. Между тем главнокомандующий Кавказской армией и наместник на Кавказе великий князь Михаил Николаевич Романов (мл. сын Николая I), который занимал указанную должность с 1862 г., пытался противиться распространению окружной системы на Кавказ, ссылаясь на особые условия региона и сложившиеся традиции военного управления в крае. Великий князь выговаривал военному министру: «Вы главнокомандующего и наместника императора ставите в ряд с разными местными

1 См.: Безугольный А.Ю., Ковалевский Н.Ф., Ковалев В.Е. История военно-окружной системы в России. 1862-1918. М., 2012, с. 76.

начальниками»1. Его помощник генерал-лейтенант А.П. Карцов, руководивший разработкой Положения о Кавказском военном округе, писал Д.А. Милютину: «Кроме местных в крае начальников, противодействовавших введению военно-окружного управления из своих личных расчетов, на великого князя действовали петербургские интриганы... В некоторых частных письмах, полученных великим князем из Петербурга, часто пытаются представлять военно-окружную систему и Ваши действия по отношению к ней в неблагоприятном свете»2.

Несмотря на все попытки своих противников Д.А.Милютин от своего замысла по созданию Кавказского военного округа не отступал, ссылаясь на «высочайшее мнение» Александра II. В результате его усилий, согласно высочайшему указу от 6 августа 1865 г. были образованы Кавказский, Оренбургский, ЗападноСибирский и Восточно-Сибирский военные округа и принято соответствующее дополнение к Положению о военно-окружных управлениях (указ был объявлен приказом военного министра от 10 августа 1865 г.).

Взаимоотношения главнокомандующего Кавказской армией с военным министром состояли в совместном решении тех дел, по которым требовалось распоряжение Военного министерства, а также в сношениях «во всех случаях вообще, когда встречается надобность в сообщении военному министру мнения или заклю-чения»3. Д.А. Милютину удалось добиться включения в дополнение к Положению о военно-окружных управлениях от 6 августа 1865 г. так называемого надзорного пункта о том, что главнокомандующий на Кавказе «все дела, коих разрешение превышает власть, ему предоставленную», а также «дела, о которых считает нужным довести до сведения Его Императорского Величества», представляет

4

на высочайшее усмотрение через военного министра .

Окружной штаб Кавказского военного округа имел расширенный состав, включавший в себя пять отделений: строевое (по размещению и передвижению войск, организации их службы и обучения), инспекторские (ведали «числительностью войск и личного состава», составлением сведений по инспектированиям, смотрам, ревизиям, годовому отчету), по управлению и хозяйству иррегулярных войск и хозяйственное (для ведения делопроизводства по материальному благоустройству войск). Кроме того, в состав штаба входили судная часть (делопроизводство по судным и следственным делам), канцелярия, окружной архив, типография, чертеж-

1 РГБ. Отдел рукописей фонда Д.А. Милютина.Д. 8007. Л. 29, 30.

2 РГБ. Отдел рукописей фонда Д.А. Милютина.Д. 8007. Л. 29, 30.

3 Дополнение к Положению о военно-окружных управлениях, Высочайше утвержденное 6 августа 1865 г. // ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. 40. Отд-е 1-е. Кн. 2-я. СПб., 1867, с. 857.

4 См.: там же.

ная. Новым стало введение в состав штаба Кавказского округа военно-топографического отдела - для картографического и геодезического обеспечения войск округа (производство съемок, межеваний, составление карт местности и т.д.). В качестве самостоятельного отдела в состав военно-окружного управления было включено Кавказское горское управление, ведавшее местными административными учреждениями с участием представителей горских обществ (военно-народное управление). Управление имело 4 отделения (в том числе по заведованию школами); его начальник являлся членом Военно-окружного совета. Организационно-штатной структурой, подчиненной непосредственно главнокомандующему, являлось управление Походного атамана казачьих войск. При армии состоял полевой аудиториат, сохранявшийся до преобразования военно-судного дела1.

Из информации, касающейся устройства Кавказского военного округа, можно сделать вывод, что проведение военно-окружной системы и создание военных округов не носили «шаблонный» характер, было необходимо учитывать все особенности объединяемых территорий. Все это было результатом трудоемкого процесса.

В результате развития военно-окружной системы в России в период с 1862 по 1865 гг. было создано 14 военных округов: Петербургский, Финляндский, Виленский, Варшавский, Рижский, Киевский, Одесский, Харьковский, Московский, Казанский, Кавказский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский. К концу 1865 г. военно-окружная система охватывала почти всю территорию страны, не считая земель Средней Азии, за которые русские войска продолжали борьбу.

Командующие войсками военных округов и военно-окружные управления, наделенные определенными полномочиями в области руководства, подчиненными военно-сухопутными силами, взяли на себя решение большинства вопросов их повседневной жизнедеятельности. Военное министерство освободилось от мелочных забот, касающихся опеки всех воинских формирований, став в действительности центральным органом военного управления.

Преимущества такого решения заключались в следующем: в экономии финансовых средств; отказе от «крайней централизации», которая объявлялась главным пороком старой николаевской системы военного управления; в том, что «опыт нескольких последних войн достаточно указал уже, что наши корпуса суть слишком крупные тактические единицы для постоянного употребления на театре войны в целом их составе»2.

1 См.: Безугольный А.Ю., Ковалевский Н.Ф., Ковалев В.Е. История военно-окружной системы в России. 1862-1918, с. 68-71.

2 Приложения к историческому очерку развития военного управления в России / Сост. Н.А. Данилов // Столетие Военного министерства. 1802- 1902 / Под. ред. генерал.-лейтенант Д.А. Скалона. СПб., 1902, т. 1, с. 154.

Военно-окружная система, созданная Д.А. Милютиным в 18621865 гг., была призвана разгрузить военное министерство в вопросах комплектования, снабжения, расквартирования и медицинского обеспечения войск. Эти функции были возложены на командующих войсками округов и штабов, которые тем самым поддерживали постоянную боеготовность вверенных им субъектов.

Уже с начала преобразований военный министр, осознавая специфичность функций, выполняемых командующими военными округами, не предусматривал как формирование на основе окружных штабов каких-либо органов полевого управления войсками, так и назначение командующих войсками округов на командные должности в действующей армии. Должность командующего войсками приграничных округов совмещалась с должностью генерал-губернатора, т.е. гражданского администратора, управлявшего несколькими губерниями или областями. Нельзя отрицать, что порой это приводило к тому, что во главе военных округов, как правило, оказывались люди, хоть и имевшие военный чин, но фактически невоенные, давно покинувшие строй и затем много лет прослужившие на штабных и административных должностях, иногда даже не в военном ведомстве. Но, тем не менее, нельзя не указать на то, что Д.А. Милютин заложил основы создания мобилизационного управления, т.е. своего рода отдельного «ведомства»,которое идет бок о бок с действующей армией, но выполняющего иные функции. Так, упразднив в мирное время должности командующих армиями и командиров корпусов и их штабы, Д.А. Милютин смог создать им адекватную замену в переломный не только для Российской армии, но и всей Российской империи момент.

Современным примером такого управления могут служить военные комиссариаты современных субъектов РФ, на которые помимо подготовки и призыва молодого пополнения в вооруженные силы Российской Федерации возложены функции подготовки, учета и предназначения мобилизационных ресурсов.

В заключение хочется отметить, что деятельность Д.А. Милютина на посту министра отразила его способность идти на радикальные меры по внедрению в государственную жизнь новых порядков. Кредо министра-реформатора очень точно, на наш взгляд, сформулировал в своих записках С.Д. Шереметьев: «Милютин сознательно и неуклонно шел к ясной своей цели, его лозунг: революция сверху»1.

Кочкаев А.В. Роль Д.А. Милютина в проведении военных реформ второй половины Х1Х века. В статье дана характеристика военных реформ в России во второй половине XIX в.

1 Мемуары графа С.Д. Шереметьева. М., 2004, т. 1, с.56.

Особое внимание уделено личности Д.А. Милютина. Дан анализ развития военно-окружной системы, акцентировано внимание на развитии Кавказского военного округа.

Ключевые слова: военные реформы, военно-окружная система, военный округ, военное управление, децентрализация, реорганизация, Кавказский военный округ.

Cochcaev A.V. The role of D.A. Milutin of the military of military reform of the second half of the XIX-th century. In the

article presents special attention by the person D.A. Milutin. The analysis of the development of military district system, special attention accented on the development of the Caucasus military district.

Keywords: the military reform, the military district system, the military district, the military management, decentralization, reorganization, the Caucasus military district/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.