Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРМЯНСКИХ ЛОББИСТСКИХ СТРУКТУР США'

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРМЯНСКИХ ЛОББИСТСКИХ СТРУКТУР США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
լոբբի / ԱՄՆ հայկական համայնք / Հայոց Ցեղասպանություն / Արցախ / դաշնակներ / 907 բանաձև / LOBBY / ARMENIAN DIASPORA IN THE USA / ARMENIAN GENOCIDE / ARTSAKH / DASHNAKS / SECTION 907 / ЛОББИ / АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА США / ГЕНОЦИД АРМЯН / АРЦАХ / ДАШНАКИ / ПОПРАВКА 907

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азатян Мартун

Армянские лоббистские структуры прошли долгий путь формирования и развития, в течение которого были определены основные направления их деятельности. В данной статье представлена и проанализирована активность армянского лобби в США, отмечены его сильные и слабые стороны, а также указаны факторы, локальные и глобальные, влияющие на положительный или отрицательный результат продвижения отдельно взятых резолюций и законопроектов. Целью данного исследования является выявление особенностей работы армянских лоббистских структур США на конкретных исторических этапах, их цели и задачи, реакция на те или иные действия или противодействия аналогичных групп интересов и давления других этнических элементов, а также руководящей элиты страны проживания. В конце работы представлены основные факторы и причины провала продвижения определенных законопроектов с учетом внутренних и глобальных интересов американского государства, а также его союзников по ту сторону океана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF FORMATION AND THE MAIN ACTIVITIES OF ARMENIAN LOBBYING STRUCTURES OF THE USA

Armenian lobbying framework has gone a long way of establishment and development, during which the main directions of its activity were defined. In this article the efforts of the Armenian lobby in the United States are represented and analyzed, the strengths and weaknesses as well as local and global factors, affecting a positive or negative result of the promotion of individual resolutions and bills are pointed out. The purpose of this study is to identify the peculiarities of the work of the Armenian lobbying structures of the United States in specific historical stages, their goals and objectives, reaction to certain actions or counteractions of similar groups of interests and pressure of other ethnic elements, as well as the leading elite of the country of residence. At the end of the work the main factors and reasons for the failure of the progress of certain bills, taking into account the internal and global interests of the American state, as well as its allies on the other side of the ocean are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРМЯНСКИХ ЛОББИСТСКИХ СТРУКТУР США»

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ

SCIENTIFIC ARTSAKH

научный арцах № 1(2), 2019

ՔԱՂԱՔԱԳԻՏՈՒԹՅՈՒՆ, ՄԻՋԱԶԳԱՅԻՆ ՀԱՐԱԲԵՐՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐ

POLITICAL SCIENCE, INTERNATIONAL RELATIONS ПОЛИТОЛОГИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

процесс формирования и основные

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРМЯНСКИХ ЛОББИСТСКИХ СТРУКТУР США*

УДК 323.2 (73)

МАРТУН АЗАТЯН

аспирант Российско-Армянского университета, г.Ереван, Республика Армения martun. azatyan2018@gmail. com

Армянские лоббистские структуры прошли долгий путь формирования и развития, в течение которого были определены основные направления их деятельности. В данной статье представлена и проанализирована активность армянского лобби в США, отмечены его сильные и слабые стороны, а также указаны факторы, локальные и глобальные, влияющие на положительный или отрицательный результат продвижения отдельно взятых резолюций и законопроектов.

Целью данного исследования является выявление особенностей работы армянских лоббистских структур США на конкретных исторических этапах, их цели и задачи, реакция на те или иные действия или противодействия аналогичных групп интересов и давления других этнических элементов, а также руководящей элиты страны проживания.

В конце работы представлены основные факторы и причины провала продвижения определенных законопроектов с учетом внутренних и глобальных интересов американского государства, а также его союзников по ту сторону океана.

Ключевые слова: лобби, армянская община США, Геноцид армян, Арцах, дашнаки, Поправка 907

Зарождение той или иной общины на территории иностранного государства -отнюдь не случайное явление. Скопление этнической группы за пределами исторической родины и дальнейшее увеличение или уменьшение их численности обусловлены определенными факторами и обстоятельствами.

Представители армянской нации, потеряв свое государство и относительную независимость еще в средние века, были разбросаны по всему миру, часто находя пристанище во многих тысячах километрах от Южного Кавказа. Оседая в благоприятной для себя стране, где была более или менее обеспечена их жизнь и свобода, сохранность частной собственности и элементарные законные права, а также имелась возможность личностного роста и профессиональной занятости, армяне интегрировались в общество страны-пребывания, но зачастую старались сохранить свою национальную идентичность

* Հոդվածը ներկայացվել է ընդունվել' 17.06.2019թ.:

16.02.2019թ., գրախոսվել' 22.03.2019թ., տպագրության

61

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(2), 2019

и связь с исторической прародиной. Как же случилось так, что представители армянского народа оказались на территории самой дальней от себя части света?

В начале 19-ого века на территорию Османской империи прибывают американские миссионеры (США делали тогда первые шаги на пути становления глобальной сверхдержавой, а без отношений с ведущими региональными игроками и в отсутствии торговых связей сложно было дать толчок первоначальному международному диалогу). Именно армяне, жившие тогда под османским игом на своей исторической родине, становятся объектом внимания, так сказать, —целевой общиной” американских миссионеров. Выдающиеся представители армянского народа приглашались на обучение в США и зачастую оставались в Америке, оседая там и готовя почву для будущего армянского представительства. Со второй половины 19-ого века количество этнических армян на территории Соединенных Штатов неуклонно росло. К 1900 году их численность составляла уже примерно 12000 человек110.

Известно, что конец 19-ого века - это время зарождения армянской политической мысли. Как результат - создание политических партий, которые, в свою очередь, формировали различные религиозные, военные, общественные и благотворительные организации. Но пока филиалы первых армянских партий перекочевали бы через океан, в 1886 году, в Нью-Йорке, представители формирующейся армянской общины основали Союз армян США, целью которого было объединение и сохранение национальной идентичности представителей общины. Союз предоставил армянам США возможность знакомиться друг с другом, общаться на родном языке, устанавливать внутриобщинные связи и изучать историю армянского народа. Затем, в 1890 году, в США открылся филиал Революционной партии Гнчакян (с 1905 года - Социал-демократическая партия Гнчакян), а уже в 1895 году на американскую землю вступили дашнаки. Спустя 2 года после основания в 1906 году в Египте Армянского всеобщего благотворительного общества (АВБО) филиал организации был открыт в Соединенных Штатах. Также стоит отметить о Союзе армянской помощи (1910 год, Нью-Йорк) и Студенческом союзе армян США (1910 год, Нью-Йорк).

Возвращаясь к факторам, которые влияли на увеличение численности армян не только в США, но и во многих других странах, в которых поныне существуют, действуют и процветают армянские общины, стоит отметить следующие переломные моменты армянской истории: геноцид армянского населения в Османской империи, советизация Первой республики, а в конце 20-ого столетия - война в Арцахе и упадок уровня жизни в современной Республике Армения.

Для обоснования существенности вышеуказанных факторов, приведем динамику роста армянского населения в тех же Соединенных Штатах. До начала Первой мировой войны на территории США проживали около 60 тысяч армян, в середине 20-ых годов прошлого века иммигрировало еще 21 тысяча армян. С середины 50 -ых годов миграционные темпы неуклонно росли, и в 1994 году численность армянской общины на территории США перевалила за миллион. На данный момент в Соединенных Штатах существует мощная армянская община, общая численность которой составляет больше 1.2 миллиона.111

Итак, самым большим потрясением армянского народа стал геноцид в пределах Османской империи. Многотысячные группы беженцев, более или менее оправившись от физического и эмоционального потрясения, начали создавать общины в странах пребывания, вследствие чего стартовал этап формирования армянской диаспоры.

110 Armenian Lobby: The Formation of the Armenian Lobby in the United States and Lobby Activities (English Summary of the Turkish Article) URL: http://www.eraren.org/index.php?Page= DergiIcerik&IcerikNo=241 &Lisan=en.

111 Մալխասյան Մ., Հայերն աշխարհում, Հեղինակային հրատարակություն, Երևան, 2007, էջ 94:

62

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(2), 2019

После провозглашения в 1918 году независимости Первой республики, основной целью как Родины, так и Спюрка (армянская диаспора) становится борьба за признание факта геноцида. Начинается создание различных организаций, структур и общественных движений для осуществления поставленной цели. Именно в эти тяжелейшие для армянского народа годы зарождается такое понятие, как “Ай Дат”. Это довольно-таки сложное явление, которое имеет массу научных и обывательских определений и которое оказывает существенное влияние даже на современное поколение - спустя век после своего появления. Самое широкое определение этого понятия – создание свободной, независимой и объединенной Армении.

Благодаря деятельности армянских национальных партий и различных общественных объединений Армянский вопрос постоянно оставался в поле зрения американских государственных структур. Так, в 1916 году Конгресс утвердил “Акт ближневосточной помощи”, который предусматривал оказание гуманитарной помощи христианским народам, находящимся под османским игом. В числе прочего, говорилось и о поддержке стремлений армянского и греческого народов на создание независимых государств. Известно, что до апреля 1917 года Соединенные Штаты не были напрямую вовлечены в военные действия и не участвовали в политических разборках. Но как только пробил час, и США вступили в войну, национальные партии, союзы и церковь организовали в Бостоне съезд, где было принято решение о создании Армянского национального союза Америки (Armenian National Unionof America). Данный союз действовал до 1922 года, а особенность заключается в том, что он являлся первой армянской лоббистской структурой.

Поддерживая связь с Национальной делегацией, которая в тот момент находилась в Париже, Союз осуществлял плодотворную деятельность в различных госорганах Соединенных Штатов. Именно в результате целенаправленной деятельности представителей Союза, президент США Вудро Вильсон направил генерала Джеймса Харборда в Армению, чтобы тот на месте изучил детали осуществленной геноцидальной политики в отношении армянского населения со стороны османских властей. Также важно отметить деятельность бывшего консула Османской империи в Вашингтоне Ваана Кардашяна, который был назначен директором пресс-бюро Национального союза. Он еженедельно встречался с видными представителями американской прессы. Цель была проста: осуществлять нужную пропаганду посредством американских газет. К

сожалению, в скором времени возникли противоречия между представителями Союза и самим Кардашяном. Его обвиняли в том, что он начал осуществлять самостоятельные действия, которые шли в разрез с общепринятым планом действий. В конечном итоге Кардашян решает отделиться от Союза, и в конце 1918 года он создает новую армянскую лоббистскую структуру - Американский комитет в поддержку независимости Армении (АКНА). Подавляющее большинство членов комитета не являлись армянами. В этом ряду были представители научного сообщества США - ректоры вузов, сенаторы, конгрессмены, судьи. Основная цель комитета заключалась в том, чтобы добиться от США прямой поддержки Армении, вплоть до согласия взять мандат на независимую республику. Усилия Кардашяна и его коллег привели к тому, что в 1920 году США признали независимость Армении. Не стоит умалчивать тот факт, что при этом американцы так и не признали независимость Грузии и Азербайджана. Самым большим успехом Кардашяна является кампания против утверждения Сенатом экономического соглашения между США и Турцией от 1923 года. А в 1927 году созданный Кардашяном “Американский комитет против Лозаннского договора” добивается отклонения ратификации этого соглашения в верхней палате законодательного органа США.

Было бы неправильно обойти стороной противоречия и конфликты, которые возникали внутри армянских общин в различных странах мира. Первоначальное скопление негатива имело место быть уже в 1918 году, когда руководящие посты в

63

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(2), 2019

независимой республике занимали в основном дашнаки. А вот антагонизм противоположной стороны всплыл на поверхность в конце 1920 года, когда в Армении установилась власть Красной Армии. Армянские общины разделились на два лагеря: АРФД и сподвижники, а с другой стороны – все остальные партии, которые выступали против партии Дашнакцутюн –и за советскую власть. Раскол не обошел стороной и представителей духовенства, деятели которого были и с той, и с другой стороны. Кульминацией стал 1933 год, когда представители партии Дашнакцутюн во время церковной службы убили архиепископа Дурьяна.

Кое-какая неопределенность среди представителей общины изначально прослеживалась и по отношению к иммиграции армян на территорию США. Поначалу были опасения касательно того, что слишком большой приток армян в США ослабит общины Европы и Ближнего Востока. Но после того как в 1927 году был принят акт Джонсона-Рида, устанавливающий квоты на иммиграцию, соответствующие армянские организации стали бороться за то, чтобы представители армянского этноса классифицировались как “беженцы”. Был создан “Американский национальный комитет по бездомным армянам”, усилиями которого более 25 тысяч представителей армянской нации после окончания Второй мировой войны получили возможность законно поселиться на территории США.

Параллельно всем этим действиям в 30-ые и 40-ые годы прошлого века начинается серьезное изучение Армянского вопроса и трагических событий в Османской империи. Это приводит к тому, что две важнейшие на тот момент проблемы армянского народа постоянно остаются в поле зрения американской общественности.

Плодотворная деятельность Кардашяна имела свои отголоски даже после смерти преданного патриота. В 1941 году на основе “Американского комитета в поддержку независимой Армении” создается “Армянский национальный комитет Америки” (ANCA). Данная структура известна также под названием “Комитет Ай Дата”. На тот момент ставилась цель защиты того самого явления “Ай Дат” на территории США. Для достижения поставленной цели удается собрать около 165 тысяч долларов.

В сентябре 1944 года, когда война была еще в полном разгаре, в среде армянской общины США начинается кампания, требующая от союзников присоединения Западной Армении к Советской Армении. В данном контексте интересна позиция дашнаков: если СССР возьмет на себя обязательство по защите “Ай Дата”, тогда нужно будет всячески поддерживать действия советских властей.

Итак, окончательно проясним для себя логику действий АРФД: концепции марксизма во время создания партии; рассмотрение советизации Армении в качестве оккупации; поддержка советских властей. Для поддержки движения “Ай Дат” в том же 1944 году армяне США создали еще одну структуру, которая получила название “Национальный совет”. Ведущую роль в Совете играли гнчакяны и рамкавары. Они ставили цель поддержки американских военных сил, защиты прав представителей диаспоры, а также территориальных претензий армянского народа. Совет очень быстро получил поддержку со стороны представителей армянской общины. Как бы то ни было, даже после прекращения в марте 1945 года действия соглашения между СССР и Турцией (1925 год), а также отправки писем и меморандумов со стороны обеих армянских структур, Советский Союз не осуществляет приемлемых для армянского народа шагов, направленных на признание Геноцида и поддержку территориальных претензий армян. Хотя стоит отметить, что “Комитет Ай Дата” вполне справедливо ссылался на границы армянского государства согласно проекту Вильсона от 1920 года. Аналогичные меморандумы были направлены также в Госдепартамент и в британское правительство.

С апреля по июль 1945 года в Сан-Франциско проходила международная конференция, в которой участвовали представители 50 стран. “Национальный совет”, который отправляет на конференцию свою делегацию, получает возможность участвовать

64

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(2), 2019

во всех заседаниях в качестве наблюдателя. От имени армянской общины США Совет представляет —Дело армянского народа” (The Case of the Armenian People). В этом документе рассказывается история армянского народа, отмечаются трагические события в Османской империи, вновь упоминаются пункты Севрского договора и арбитражного решения Вудро Вильсона. “Комитет Ай Дата” также направляет свою делегацию в Сан-Франциско, которая представляет “Меморандум об Армянском вопросе” (A Memorandum Relating to the Armenian Question 1945). Текст и требования двух документов были в основном близки по смыслу. Различие заключалось в том, что дашнаки предлагали создать новую республику на всей армянской территории112. Но вскоре комиссия поменяла свое решение, предложив присоединить территорию Западной Армении к АССР. Перед началом следующей конференции в Потсдаме, в июле 1945 года, две армянские структуры вновь обращаются к ведущим державам с просьбой принять во внимание требования армянского народа. О результатах, как говорится, принято умалчивать.

Еще одним важным событием послевоенного периода истории является организация в апреле-мае 1947 года Всемирного Армянского Конгресса. Организатором этого важнейшего и крупнейшего мероприятия выступил “Национальный совет”. Это было невиданное по масштабам мероприятие, на котором присутствовали делегаты из 22 стран, представители духовенства и различных общественных организаций, за исключением представителей партии Дашнакцутюн.

Стоит напомнить ситуацию, в которой в тот период пребывали ведущие державы всего мира. Фултонская речь была уже произнесена, и страны были уже поделены на два противоборствующих лагеря. Холодная война набирала обороты. Гарри Трумэн рассматривал границу между АССР и Турцией как американо-советскую. И когда армянская делегация пришла к заместителю главы Госдепа Дину Ачисону с целью добиться положительного отношения США к территориальным претензиям армянского народа, тот без колебаний заявил: “Чем сильнее будет Армения, тем мощнее будет наш противник - СССР”113. Несмотря на сокрушительный провал в деле сношения с американскими государственными структурами, созыв конгресса был значительным явлением для будущего армянского народа. По всей диаспоре стали создаваться организации и союзы, цели которых были идентичными: вернуть Западную Армению армянскому народу и объединить ее с АССР.

В 1959 году Конгресс США утверждает проект Льва Добрянского, который получает название “Неделя порабощенных народов” (Public Law 86-90 Captive Nations Week Resolution). Согласно данной резолюции президент США должен провозглашать “Неделю” (3-я неделя июля) до тех пор, пока все нации не получат свободу и независимость. В числе этих наций были поляки, украинцы, румыны, белорусы, эстонцы, литовцы, латыши и т.д. Попытки армянской общины США включить в этот список армянский народ не увенчались успехом.

Середину 60 -ых годов прошлого века можно назвать одной из активнейших фаз деятельности политических партий, научных центров и общественных структур не только диаспоры, но и Армянской ССР. Данной активизации способствовало несколько факторов: во-первых, приближалось 50-летие трагических событий на территории Западной Армении. Для более глубокого понимания того, что происходило в те годы, можно вспомнить недавнее аналогичное и более современное событие - 100-летие годовщины Армянского геноцида. С одной стороны - круглая дата, полвека, с другой -развития в области прав человека и возможность открыто говорить о фактах, не

112 A Memorandum Relating to the Armenian Question, p. 12 URL: https://cataloguenla.gov.au/Record/2151816.

113 Անդրէասեան Ա., Հայկական դատին նոր հանգրուանը, Պէյրութ, Տպ. Զարթօնք, 1967,

էջ 24:

65

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(2), 2019

принимая во внимание политическую ситуацию и степень отношений между различными государствами. Еще одна причина, почему возрождение произошло именно в середине 60-ых годов: шел этап подъема и развития армянской диаспоры, т.е. были решены жизненно важные, насущные проблемы. Представители армянских общин были уже на пути интегрирования в общество страны пребывания, были вовлечены в экономику различных стран, проявляли себя как на научном, так и на политическом поприще. Отсюда можно сделать вывод, что возобновление борьбы за признание и осуждение Геноцида было просто неизбежным явлением. Плюс ко всему были еще свежи воспоминания о Холокосте, ярко прослеживалась борьба еврейского народа за ликвидацию последствий чудовищного преступления против человечества, а в обществе постепенно укоренялся тот подход, что если подобные зверские явления не будут поняты, проанализированы и осуждены, то в будущем невозможно будет избежать их повторения.

С середины 1960-ых годов усилия армянских лоббистских структур и общественных организаций были направлены на признание Геноцида со стороны США и утверждение 24-го апреля в качестве дня памяти жертв ужасного преступления. Начиная с 1965 года, как в Сенате, так и в Палате представителей время от времени звучат речи и комментарии в поддержку “Ай Дата”, проходят акции в Нью-Йорке - перед зданием ООН, представители общины получают письма от кандидатов в президенты, где звучат слова скорби и сожаления, тревоги и обещания. Сам Джеральд Форд, который спустя 10 лет должен был стать президентом США, выражает восхищение армянским народом, который, претерпев резню, продолжает бороться за свободу и независимость. Эдвард Кеннеди, сенатор от штата Массачусетс, во время своего выступления в Сенате напоминает о 1.5 миллионах убитых армян и призывает объединиться все человечество во избежание подобных трагедий в будущем114. Заседание Палаты представителей от 29 апреля 1965 года было в основном посвящено 50-летию Геноцида армян.

В последующие несколько лет в американском Конгрессе все чаще начинают произноситься речи в поддержку “Ай Дата”, с призывами осудить ужасающее преступление против целого народа. Важным моментом этих выступлений являлось то, что не раз делались ссылки на Конвенцию ООН от 9 декабря 1948 года. В тот период времени, уже внутри самой общины, происходил довольно-таки важный процесс, который в конечном итоге повлиял на развитие всей лоббистской деятельности армян США. Вплоть до 70-ых годов лоббированием армянских интересов занималась в основном одна единственная структура - “Армянский национальный комитет Америки” (ANCA) или, как ее еще называли, “Комитет Ай Дата”. Будучи созданной и развитой деятелями АРФД, он, вполне естественно, являлся “рупором” дашнаков и проводил политику в интересах партии. Однако в 1971 году двое сотрудников университета Джорджа Вашингтона - Джон Ханесян и Айказ Григорян - выдвигают идею создания новой структуры, которая объединила бы более мелкие формирования для целенаправленной деятельности во благо армянского народа. Поделившись своей идеей с видными представителями общины - Робертом Галустяном и Айком Тер-Мануэльяном, они получают поддержку и решают воплотить в жизнь свою задумку. В 1972 году создается “Армянская Ассамблея Америки” (Armenian Assembly of America, AAA). В центре внимания структуры сразу же оказались внешняя и внутренняя политика США и ее последствия для армянства. Вот почему работники структуры старались устанавливать связи с Конгрессом и администрацией президента.

Еще одним важным событием в жизни армянской общины США стало открытие в 1982 году в городе Кембридж Института Зоряна, основная деятельность которого и поныне направлена на изучение Геноцида, армянской диаспоры и Армении. В 1984 году

114 Tarkmanian H.A. The truth about the massacres and deportations of the Armenian population of the Ottoman Empire (1915-1922) // National Committee of Lebanon, N.p., 1975, p. 24.

66

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(2), 2019

усилиями сенатора от демократов Карла Левина и сенатора от Калифорнии Пита Уилсни в Сенат США была внесена резолюция номер 241, которая призывала учитывать факт Геноцида армян во время выработки внешней политики государства. Комитет Сената по международным отношениям поддержал резолюцию, однако она не была внесена на рассмотрение пленарного заседания.

1980-ые годы были как положительными, так и отрицательными для армянских лоббистских структур и, следовательно, для всего армянского народа. Десятки штатов признали и осудили Геноцид армян, было сделано несколько попыток внесения резолюций в Сенат, которые, однако, столкнулись с интересами протурецких структур. Если коротко охарактеризовать данное десятилетие, то можно сказать, что важность американо-турецких отношений превалировала над общечеловеческими ценностями. А вот конец 80-ых годов – это время возрождения политического сознания армянского народа, может быть, случайного, а может, вполне закономерного и неизбежного. Речь идет о начале Карабахского движения – явления, которое сумело возродить былые стремления армянского народа, столь голодного до триумфа и побед. Вдобавок ко всему, представители армянской диаспоры видели в зарождении этого движения возможность хотя бы частичной реализации “Ай дата”, следовательно, все ресурсы и потенциал армянских партий и созданных ими лоббистских структур должны были быть направлены на поддержку и развитие Карабахского движения – движения за свободу и независимость, движения за вершение справедливости.

В контексте объявленной политики перестройки, гласности и демократии, с февраля 1988 года жители Арцаха начинают требовать отделения Нагорно-Карабахской автономной области от Азербайджанской ССР и присоединения к Армянской ССР. Параллельно движениям в Ереване и Степанакерте активизируются также и армянские лоббистские структуры диаспоры. Благодаря целенаправленной деятельности “Комиссии Ай Дата”, Сенат США принимает резолюцию 178, в которой провозглашается поддержка Соединенными Штатами прав и стремлений народа Нагорного Карабаха115.

Именно так начинается долгая борьба армянских общин за признание мировым сообществом права народа Арцаха на самоопределение, что в конечном итоге трансформировалось в борьбу за признание независимости Нагорно-Карабахской Республики. Усилиями политических партий, общественных организаций и отдельных индивидов организовывается кампания по информированию общества страны пребывания о судьбе армянского народа, о сути конфликта и о расстановке политических сил в регионе. Видные представители армянского народа выступают в поддержку идеи присоединения НКАО к АССР, причем делают это открыто - посредством выступлений и интервью различным средствам массовой информации. В мае 1991 года усилиями ANCA Сенат США принимает резолюцию номер 128, где говорится о разрушениях армянских сел НКАО со стороны азербайджанских и советских вооруженных сил. Резолюция призывала также к прекращению блокады и различных военных операций против Армянской ССР и НКАО.

Начало Карабахского движения, по сути, послужило толчком к объединению усилий армянских лоббистских формирований, так как политические партии на время оставили в стороне свои разногласия и конфликты, пытаясь сообща найти возможности осуществления поставленных перед ними целей. Еще одним важным фактом является то, что само наличие проблемы иного характера вынудило лоббистские структуры диверсифицировать поле своей деятельности, ведь невозможно же целый век бороться только за признание и осуждение Геноцида. Вполне логично, что ведущие лоббистские организации модифицировали список своих целей, учитывая первостепенность решений

115 The U.S. government has consistently taken steps in support of Nagomo Karabakh URL: https://anca.org/nagomo-karabakh-overview-2/.

67

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(2), 2019

проблем армянского народа. Нужно было, во-первых, добиться расположения американских властей и общества в деле урегулирования карабахской проблемы, сделать все возможное для налаживания и развития связей США как с Республикой Армения, так и с Арцахом, добиться финансовой помощи, как для РА, так и НКР.

Самым важным этапом лоббистской деятельности армянских структур явилось принятие знаменитой “Поправки 907”. В конце 1991 года, когда “парад независимости” бывших советских республик был в самом разгаре, лоббистские формирования армянской, украинской, российской общин объединили свои усилия для выработки специального законопроекта, которые предусматривал бы финансовую помощь со стороны США только тем странам, где действует демократическая система. Необходимо отметить тот факт, что в списке таких стран не числился Азербайджан. Как результат, в 1992 году принимается “Акт в поддержку свободы” (Freedom Support Act). Во время слушаний в Сенате относительно вопроса принятия этого акта сенаторы Роберт Доул и Джон Керри предлагают внести “Поправку 907”, которая запретила бы финансовую и гуманитарную помощь Азербайджану до тех пор, пока тот продолжает блокаду Армении. Поправка принимается не только в Палате представителей, но и в Сенате, после чего ее подписывает президент Джордж Буш.

В 1993 году, в разгар военного конфликта в Нагорном Карабахе, Турция закрывает государственную границу с Республикой Армения. Ко всему прочему, это означало, что своими действиями Турция усложняет поставку гуманитарной помощи на территорию РА. Представители армянских лоббистских структур провели ряд встреч как с администрацией Билла Клинтона, так и с самим президентом, во время которых представили идею о том, что страна, получающая финансовую поддержку со стороны США, не имеет права блокировать поставки американской гуманитарной помощи третьим странам через свою территорию. Как следствие, принимается “Акт о гуманитарном коридоре” и прекращается финансовая помощь Турции. Аналогичный смысл имела “Резолюция 942” - явное послание Анкаре, что она не имеет права блокировать поставки американской гуманитарной помощи ни по суше, ни по воздух. В 1996 году, после утверждения резолюции в Сенате и в Палате представителей, Билл Клинтон ставит под ней свою президентскую подпись. В 1994 и 1995 годы в Сенате США были предприняты попытки по отмене действия Поправки 907, которые, однако, не увенчались успехом. Не помогло даже “Соглашение века”, после подписания которого азербайджанское руководство пыталось использовать экономический фактор в деле лоббирования интересов своего государства в западных странах.

На фоне вражеских неудач, конечно же, ярче блестят победы армянских лоббистских структур. В частности, благодаря усилиям ААА в ноябре 1997 года в Вашингтоне открывается Постоянное представительство Нагорно-Карабахской Республики в США. В том же году происходит еще одно знаковое событие: представитель “Армянского кокуса” Джордж Раданович добивается того, что Арцах включается в список стран, которым полагается американская финансовая поддержка.

К сожалению, с началом 21-го века меняется внешняя политика Соединенных Штатов, что не могло не оказать влияния на отношение к государствам Южного Кавказа. После утверждения в Сенате США “Закона о стратегии шелкового пути”, президент страны получил право приостановить действие “Поправки 907”, если этого будут требовать интересы американского государства. После террористического акта 9/11, Азербайджан начинает рассматриваться как ключевой игрок в деле борьбы с терроризмом в кавказском регионе и в Средней Азии. Как следствие, Буш-младший отзывает Поправку 907. Азербайджан также начинает получать финансовую помощь от США, однако до сих

68

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(2), 2019

пор сумма денежной дотации Азербайджану примерно в 2 раза меньше аналогичной поддержки Республике Армения116.

В конце 2006 года в жизни армянской общины США происходит еще одно знаковое событие: создается новая лоббистская структура, которая получает название “США - Армения: комитет по общественным вопросам” (U.S.-Armenia Public Affairs Committee - USAPAC). В списке декларированных целей организации числились ослабление роли Азербайджана в США, обусловленные экономическими факторами, мирное урегулирование Карабахского конфликта, расширение экономических связей США и РА, а также деятельность, направленная против территориального и экономического обособления Армении117.

Об огромной роли и мощи армянских лоббистских структур свидетельствует также факт влияния на утверждение тех или иных лиц в качестве послов США в Азербайджане. Самая громкая история была связана с Метью Брайзой, который по распоряжению Барака Обамы от 26 мая 2010 года был назначен Чрезвычайным и Полномочным послом США в Азербайджане118. Дело в том, что Брайза был известен своей отрицательной позицией по отношению к признанию Г еноцида, отличался проазербайджанскими заявлениями и был женат на уроженке Турции. После целенаправленного давления со стороны Конгресса Обама сначала назначил своего кандидата в качестве исполняющего обязанности посла, а уже в сентябре 2011 года окончательно отозвал его из Баку.

В июне 2012 года происходит эскалация армяно-азербайджанского конфликта, во время которого азербайджанские военные совершают диверсию на территорию Республики Армения. Американские сенаторы и конгрессмены сразу же реагируют на эту ситуацию, отправляя письма и выступая с призывами к Хиллари Клинтон, которая в тот момент находилась с официальным визитом в государствах Южного Кавказа, заблокировать любые поставки американского оружия Азербайджану. Логика заключалась в следующем: США поставляют оружие стране, которая ведет агрессивные действия против соседа. В качестве ответа государственный департамент принял решение об исключении Азербайджана из списка стран, которым будет поставляться американское оружие.

Можно констатировать, что армянские лоббистские структуры США делают все возможное, чтобы американское государство предоставляло финансовую и гуманитарную помощь как РА, так и Арцаху; своевременно реагируют на эскалацию и агрессивные действия азербайджанской стороны; осуществляют информационную кампанию касательно ситуации не только на границе, но и во всем закавказском регионе.

Несмотря на первостепенную важность разрешения карабахского конфликта и признания независимости Арцаха, армянские лоббистские структуры не могли забыть о главной своей цели - признании и осуждении Геноцида армян. Ведь именно из-за трагических событий на территории Османской империи появилась армянская диаспора и, как следствие, армянские лоббистские формирования. Зарождению нового этапа борьбы за признание и осуждение Геноцида способствовал ряд факторов: во-первых, изменения геополитической ситуации в мире, т.е. распад СССР. В новых условиях Турция постепенно теряла свою значимость и вес в регионе, присущие ей в эру Холодной войны. Плюс ко всему, была провозглашена независимая Республика Армения, которая получила возможность бороться за признание и осуждение чудовищного преступления против человечества уже на межгосударственном уровне - в качестве самостоятельного субъекта

116 Nichol J., Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Political Developments and Implications for U.S. Interests, Congressional Research Service, Washington, 2014, p. 62.

117 ԱՄՆ-ում ստեղծվել է նոր լոբբիստական խումբ», Ազատություն ռադիոկայան, 13 դեկտեմբերի, 2006 URL: https://www.azatutyun.am/a/1585633.html:

1 8 Послом США в Азербайджане назначен Мэтью Брайза URL: http: //www. 1 news.az/news/po slom-ssha-v-azerbaydzhane-naznachen-met-yu-brayza.

69

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(2), 2019

международного права. В данном контексте стоит отметить об одной очень важной особенности: армянские лоббистские формирования не находились в зависимости от правительства РА, т.к. не получали от него никакой финансовой помощи (то же самое нельзя сказать о турецких и азербайджанских структурах). Можно сделать вывод, что за реализацию целей и решение проблем армянского народа боролись два, а то и больше независимых политических организмов.

Старт нового витка борьбы за признание и осуждение Геноцида был дан 23 марта 1995 года, когда члены Палаты представителей Дэвид Бониор и Питер Блут внесли в Комитет по иностранным делам Резолюцию № 47, суть которой заключалась в том, что Конгресс присоединялся к армянской общине в деле сохранения памяти жертв Геноцида армян, а США должны были всячески поощрять действия Турции, направленные на признание и осуждение геноцидальных действий в Османской империи 1915-1923 годов119. К сожалению, указанный документ не был принят на рассмотрение Палаты представителей, а аналогичную резолюцию номер 55, внесенную в Палату представителей Радановичем два года спустя, ждала та же печальная участь. В мае 1996 года, по инициативе Комитета по иностранным делам, в Конгрессе США организуются слушания по Геноциду армян. Уже тогда становится ясна позиция американского руководства: принятие подобных резолюций может отрицательно сказаться как на армяно-турецких, так и на американо-турецких отношениях.

Важным этапом в деле изучения Армянского геноцида и информирования об этих событиях обществ западных стран стал 1997 год, когда в Вашингтоне открылся Армянский национальный институт. Он специализируется на организации форумов и конференций на тему Геноцида, взаимодействует с Музеем Холокоста в США, а также работает над созданием энциклопедических и академических работ по указанной тематике.

Усилиями армянских лоббистских структур 28 апреля 1999 года 60 конгрессменов внесли в Палату представителей резолюцию номер 155, которая призывала президента предоставить Комитету по иностранным делам, Музею Холокоста в США и Музею Геноцида армян в Ереване все документы касательно трагических событий в Османской империи и решений турецких судебных инстанций, которые имелись в распоряжении США.

Следующим шагом в рамках данной кампании было внесение Радановичем и Бониором резолюции 398 в Комиссию по иностранным делам. Документ призывал президента США обеспечить соответствующими материалами о Геноциде всех представителей внешнеполитического ведомства, а также квалифицировать трагические события в Османской империи как “геноцид”120. Как в случае Резолюции 398, так и в случае аналогичной Резолюции 596 (отличалась лишь отсутствием требования квалифицировать события как геноцид), американское руководство сделало все возможное, чтобы документы не были внесены на голосование. Оно все также ссылалось на возможные ухудшения отношений Армении и Турции, а также Турции и США.

Несмотря на все неудачи, связанные с блокированиями обсуждений резолюций, изменения геополитической обстановки в мире после 9/11, а также разочарования по поводу отказа всех президентов США называть вещи своими именами, армянские лоббистские структуры не прекратили свою борьбу за достижение успеха в деле решения важнейших проблем всего армянского народа.

Война в Ираке стала основной причиной того, что с 2003 года наметился спад двухсторонних отношений между Турцией и США. Это стало отличным поводом для

119 H. Con. Res. 47, Honoring the memory of the victims of the Armenian Genocide. URL: https://www.congress.gov/104/bills/hconres47/BILLS-104hconres47rh.pdf.

120

ՀՀ ԳԱԱ ՀՑԹԻ գիտական ֆոնդեր, բաժին 25, թղթապանակ 53, փաստաթուղթ 1:

70

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(2), 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проармянских организаций возобновить борьбу за признание и осуждение Геноцида. 10го апреля того же года члены Палаты представителей Раданович, Шиф, Фалоне, Норнберг представили Резолюцию номер 193, которая утверждала приверженность пунктам “Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него” от 9 декабря 1948 года121. Лишь под давлением Белого дома в последний момент резолюция была снята с голосования. Аналогичная судьба постигла резолюции номер 316 и 320.

Ярким свидетельством мощи и правильной организации политики армянских лоббистских структур стала ситуация вокруг резолюции 106. Внесенный в Комитет по международным делам, данный документ призывал президента США учитывать права человека, этнические чистки и факт геноцида армян во время выработки внешней политики страны. Примечательной особенностью данной резолюции было то, что подробно указывались временные рамки осуществления преступных деяний; отмечались более точные цифры погибших и переселенцев; делалось упоминание касательно того, что армяне жили на своей земле более 2500 лет, а преступное правительство уничтожило следы присутствия этого народа на своей исторической прародине.

Помимо действий турецких лоббистских структур и политической верхушки страны к блокированию резолюции подключились такие известные лица, как Кондолиза Райс, Роберт Гейтс, Генри Киссинджер, Мадлен Олбрайт и т.д. Резолюция так и не дошла до Сената, но панические заявления президента Турции частично окупили усилия армян и друзей нации. Благодаря активной деятельности ANCA и AAA 4 марта 2010 года Комитет по международным делам Палаты представителей принял Резолюцию 252, которая в точности повторяла текст Резолюции 106. А уже в 2011 году новоизбранный глава Армянского кокуса Эд Ройс представил резолюцию 306. Документ призывал Турцию остановить религиозную дискриминацию по отношению к христианам, а также вернуть конфискованное имущество армянских, греческих и ассирийских церквей122. Резолюция была принята в Палате представителей, а утешительной частью ее реализации стало возвращение в апреле 2012 года во владение Армянской апостольской церкви храма Св.Киракоса в Диярбакыре - в присутствии конгрессменов, которые инициировали принятие Резолюции 306.

В преддверии 100-летия Геноцида армян конгрессмены Шиф, Паллоне, Валадао, Энгель внесли в Палату представителей Резолюцию 154, призывающую президента США сделать конкретные шаги, направленные на установление армяно-турецких отношений, основанных на документе, который осуждал бы совершенное преступление против армянского народа123. Отличительной особенностью резолюции являлось то, что от президента США требовалось лишь учитывать факт геноцида в деле выработки политики по отношению к Турции. В мае 2015 года в главной армянской церкви Вашингтона было отмечено 100-летие Армянского геноцида. Стоит отметить, что на мероприятиях

121 Res. 193-Reaffirming support of the Convention on the Prevention and Punishment of the Crime of Genocide and anticipating the 15 th anniversary of the enactment of the Genocide Convention Implementation Act of 1987, URL: https://www.congress. gov/bill/108th-congress/house-resolution/

193/text.

122 H. Res. 106, Calling on the President to ensure that the foreign policy of the United States reflects appropriate understanding and sensitivity concerning issues related to human rights, ethnic cleansing and genocide documented in the United States record relating to the Armenian Genocide and for other purposes, URL: https://www.congress.gov/bill/110th-congress/house-resolution/106/text.

123 H. Res. 154, Calling on the President to work toward equitable, constructive, stable, and durable

Armenian-Turkish relations based upon the Republic of Turkey’s full acknowledgment of the facts and ongoing consequences of the Armenian Genocide, and a fair, just, and comprehensive international resolution of this crime against humanity. URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-

resolution/154/text.

71

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(2), 2019

присутствовали президент Армении, патриархи обеих армянских церквей, вице-президент США Джо Байден, постоянный представитель США в ООН Саманта Пауэр и т.д.

Весь современный этап борьбы за признание и осуждение Геноцида армян можно представить в следующей последовательной цепочке, которую, естественно, нельзя назвать абсолютной, но подобную логику можно проследить во время изучения процесса принятия или же блокирования большинства резолюций:

1. Армянские лоббистские формирования и лояльные к армянской нации политики вырабатывают и вносят соответствующие резолюции.

2. Протурецкие организации и политическая верхушка страны выступают с предупреждениями и угрозами о негативных для США последствиях в случае принятия тех или иных документов.

3. Американское руководство ставит превыше всего военные и экономические интересы собственного государства.

4. В итоге – вековой статус-кво в деле признания и осуждения геноцида армянского народа.

ԱՄՆ ՀԱՏԿԱԿԱՆ ԼՈԲԲԻՍՏԱԿԱՆ ԿԱՌՈՒՅՑՆԵՐԻ ԿԱՅԱՑՄԱՆ ԳՈՐԾԸՆԹԱՑԸ ԵՎ ԳՈՐԾՈՒՆԵՈՒԹՅԱՆ ՀԻՄՆԱԿԱՆ ՈՒՂՂՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐԸ

ՄԱՐՏՈՒՆ ԱԶԱՏՅԱՆ

Հայ-ռուսական համալսարանի ասպիրանտ, ք. Երևան, Հայաստանի Հանրապետություն

Հայկական լոբբիստական կառույցներն անցել են ստեղծման ու կայացման երկար ճանապարհ, որի ընթացքում սահմանվել են գործունեության հիմնական ուղղությունները: Սույն հոդվածում ներկայացված ու վերլուծված է ԱՄՆ հայկական լոբբիի ակտիվությունը, նշված են նրա ուժեղ ու թույլ կողմերը, ինչպես նաև մատնանշված են այն լոկալ ու գլոբալ գործոնները, որոնք դրական կամ բացասական ազդեցություն են ունենում բանաձևերի ու օրինագծերի ընդունման գործընթացում:

Սույն հետազոտության նպատակն է բացահայտել ԱՄՆ հայկական լոբբիստական կառույցների աշխատանքի առանձնահատկությունները պատմական կոնկրետ փուլերում, դրանց նպատակներն ու խնդիրները, հակահարվածներն այլ էթնիկ տարրերին պատկանող շահերի խմբերին, ինչպես նաեւ բնակության երկրի առաջատար էլիտայի գործողություններին ու հակազդեցություններին:

Աշխատանքի վերջում ներկայացված են այս կամ այն օրինագծի առաջխաղացման անհաջողության հիմնական գործոններն ու պատճառները՝ հաշվի առնելով ամերիկյան պետության, ինչպես նաեւ օվկիանոսի այն կողմում նրա դաշնակիցների ներքին ու գլոբալ շահերը:

Բանալի բառեր' լոբբի, ԱՄՆ հայկական համայնք, հայոց ցեղասպանություն, Արցախ, դաշնակներ, 907 բանաձև:

72

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(2), 2019

THE PROCESS OF FORMATION AND THE MAIN ACTIVITIES OF ARMENIAN LOBBYING STRUCTURES OF THE USA

MARTUN AZATYAN

PhD student of Russian-Armenian University,

Yerevan, Republic of Armenia

Armenian lobbying framework has gone a long way of establishment and development, during which the main directions of its activity were defined. In this article the efforts of the Armenian lobby in the United States are represented and analyzed, the strengths and weaknesses as well as local and global factors, affecting a positive or negative result of the promotion of individual resolutions and bills are pointed out.

The purpose of this study is to identify the peculiarities of the work of the Armenian lobbying structures of the United States in specific historical stages, their goals and objectives, reaction to certain actions or counteractions of similar groups of interests and pressure of other ethnic elements, as well as the leading elite of the country of residence.

At the end of the work the main factors and reasons for the failure of the progress of certain bills, taking into account the internal and global interests of the American state, as well as its allies on the other side of the ocean are presented.

Keywords: lobby, Armenian Diaspora in the USA, The Armenian Genocide, Artsakh, Dashnaks, Section 907.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.