Научная статья на тему 'Процесс эстетического воспитания в начальном курсе школьной географии'

Процесс эстетического воспитания в начальном курсе школьной географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕОГРАФИИ / ГЕШТАЛЬТТЕХНОЛОГИЯ / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC ATTITUDE / AESTHETIC POTENTIAL OF GEOGRAPHY / GESTALTTECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Евгений Александрович

В статье охарактеризован процесс эстетического воспитания в начальном курсе школьной географии, отражающий последовательное развитие эстетического отношения у шестиклассников к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process of Aesthetic Education in the Beginning Course of School's Geography

The article describes process of aesthetic education in the beginning course of school's geography, that reflecting the consistent development of aesthetic attitude of pupils to nature.

Текст научной работы на тему «Процесс эстетического воспитания в начальном курсе школьной географии»

УДК 911 (07)

Е. А. Смирнов

ПРОЦЕСС ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

В статье охарактеризован процесс эстетического воспитания в начальном курсе школьной географии, отражающий последовательное развитие эстетического отношения у шестиклассников к природе.

The article describes process of aesthetic education in the beginning course of school's geography, that reflecting the consistent development of aesthetic attitude of pupils to nature.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое отношение, эстетический потенциал географии, гештальттехнология.

Keywords: aesthetic education, aesthetic attitude, aesthetic potential of geography, gestalttechnology.

Эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов всеобщего процесса воспитания. Оно по своей значимости не уступает другим видам воспитания и в той или иной мере присутствует на всех предметах школьной программы, так как привносит элемент творчества. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании» в проекте Федерального стандарта общего образования [1].

Сегодня эстетика определяется как философская дисциплина об эстетическом, о его природе и многообразии, о принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности, но прежде всего именно в творчестве, искусстве. Также эстетика является наукой, изучающей природу, появление и развитие искусства, закономерности восприятия искусства человеком. Художественная сфера (философия искусства) играет главную роль в эстетическом познании мира. Само искусство является своеобразным отображением эстетического отношения человека к окружающему миру, природе и является главным предметом исследования эстетической науки. Искусство отражает не только эстетическое богатство мира, но и неповторимую индивидуальность творца каждой новой художественной ценности. Но именно природа является первоосновой красоты и величия, поэтому искусство немыслимо без естественной первозданной красоты природы, которая служит главным вдохновителем для творца [2]. Изучением проблем эстетического отношения к окружающему миру занимались Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Г. А. Ку-

© Скорнякова Ю. Л., 2010

ренкова, И. Ф. Смольянинов. В наше время эстетика немыслима без таких разделов, как теория дизайна в области обустройства окружающей среды. В равной мере это касается эстетики быта, досуга, обучения и воспитания.

О важной доле эстетического воспитания в процессе воспитания в целом писали многие российские учёные-педагоги (Б. Т. Лихачёв, В. А. Су-хомлинский, В. А. Сластёнин, И. Ф. Харламов). Благодаря эстетическому воспитанию шестиклассник становится способным видеть и чувствовать красоту окружающего его мира, красоту природных объектов и явлений. В основе эстетического воспитания лежит принцип эстетики всей детской жизни, который направлен на проникновение эстетики во все сферы жизнедеятельности детей с главной целью - сделать окружающий ребёнка мир прекрасным и гармоничным.

Для того чтобы почувствовать, проникнуться этой красотой, шестикласснику необходимо развивать эстетическое отношение, которое проявляется в способности человека выявлять в природе те объекты и явления, что могут пробудить эстетические чувства. Над определением механизма развития эстетического отношения работали многие педагоги и психологи (Д. Л. Андреев, Л. С. Выготский, Т. Н. Кудина, Б. Т. Лихачёв, Е. В. Стрижова, П. М. Якобсон). Процесс проистекает по определённой схеме: сначала возникает эстетическое воздействие - реакция, заставляющая работать органы чувств, с помощью которых идёт восприятие различных красок, очертаний, звуков, запахов. Эстетическое воздействие вызывает эстетическое чувство (эмоцию) - это субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства, возникшие в единстве с осмыслением идейной сущности события, порождают эстетические переживания как более усложнённую форму эстетических чувств. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей как устойчивой необходимости в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний. Эстетические потребности формируют эстетический идеал -субъективно обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве. На основе эстетического идеала появляется эстетический вкус - умение увидеть, почувствовать, понять прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и по достоинству оценить его. На основе эстетического вкуса возникает эстетическое суждение -обоснованная идейно-эмоциональная оценка эстетических объектов и явлений природы. Таким

образом, происходит последовательное формирование эстетического отношения [3].

География как наука, изучающая природу Земли в её многообразии, обладает значительным эстетическим потенциалом, который выражается в эстетическом аспекте географических исследований. Все совершаемые географические открытия сопровождались сильными эмоциональными переживаниями, которые впоследствии воплощались в литературные труды и передавались всем читателям. Мысли о том, что географический материал может оказывать эстетическое воздействие на личность, можно найти у выдающихся отечественных географов (П. К. Козлов, Э. М. Мурзаев, Н. М. Пржевальский, П. П. Семёнов-Тян-Шанс-кий, И. Д. Черский, А. Е. Ферсман). В современных исследованиях в области ландшафтоведения также присутствует эстетический аспект, который находит выражение в искусстве ландшафтного дизайна, ландшафтотерапии. Над этими проблемами работали географы и физиологи

A. А. Николаев, И. А. Рыбин, И. М. Сеченов,

B. С. Соловьёв. Таким образом, анализ этих исследований показал, что география как наука имеет в себе огромный эстетический потенциал, который пока что мало использован в школьном образовании.

В связи с проведенными исследованиями нами разработана методика эстетического воспитания учащихся в начальном курсе школьной географии, которая включает цель, особенности содержания, этапы и технологии. Эстетическое воспитание актуально именно для начального курса школьной географии, так как: а) это начало изучения нового предмета, где закладываются основы всего школьного курса «География»; б) в 12 лет у учащихся отмечается становление наиболее ярких и разнообразных эстетических чувств; в) это направление в методике обучения географии является инновационным, так как до этого не было систематизации методики эстетического воспитания, она была представлена лишь отдельными методами, технологиями.

Цель эстетического воспитания в начальном курсе школьной географии - формирование эстетического отношения учащихся к природе.

Содержание эстетического воспитания в начальном курсе школьной географии предполагает отбор специфических понятий («пейзаж», «гармония», «ландшафт», «эстетика ландшафта»), умений (проводить эмоционально-образное описание природных и антропогенных ландшафтов, оценивать их состояние, объяснить влияние человека на ландшафт). Также оно направлено на развитие избирательного отношения к объектам действительности и творческой деятельности, исходящей из этих потребностей и личных мотивов учащихся.

На основе исследований Б. Т. Лихачёва нами определено 4 этапа эстетического воспитания в начальном курсе школьной географии: мотива-ционный, перцептивный, представленческий, творческий. Последовательность этих этапов обусловлена в первую очередь алгоритмом развития эстетического отношения шестиклассников к окружающей их природе [4]. По содержанию она опирается на программу по начальному курсу школьной географии для общеобразовательных школ.

Основной педагогической технологией для реализации эстетического воспитания в начальном курсе школьной географии послужила гештальт-технология. Немецкое слово Gestalt означает форму, образ, структуру. Гештальттехнология подразумевает под собой обучение на основе геш-тальт восприятия. В этом процессе происходит не просто восприятие отдельных частей целого образа, а восприятие его целиком - гештальта-ми, которые эмерджентны по своей сути [5]. Эта технология помогает учащимся более чётко осознать, прочувствовать композиционное единство пейзажа, пространственную и динамическую взаимосвязанность его разнородных структурных элементов, что очень важно для успешного развития эстетического восприятия. Также гештальт-технология на творческом этапе сочетается с проектной технологией.

На мотивационном этапе учитель оказывает первое эмоциональное воздействие на учащихся с главной целью - пробудить мотивацию к изучению нового школьного предмета - географии. Для этого используются различные художественные средства: увлекательные эмоциональные рассказы, стихи, привлекающие глаз изображения, приятная на слух музыка. В основе пробуждения мотивации у шестиклассников лежит принцип контрастного представления, который обеспечивает формирование эстетического отношения на основе противопоставления красивого и безобразного в окружающем мире. Пока учащиеся не будут иметь представление о безобразном, они не смогут по достоинству оценить прекрасное.

Начинается эстетическое воспитание уже с первых занятий по школьной программе начального курса географии. Во введении в курс учащиеся знакомятся с великими географическими открытиями, знакомятся с развитием представлений о Земле. На этих занятиях используется любой эмоционально насыщенный текст о природе, например из детских энциклопедий («Аванта+» Т. 3. География), так как он написан в увлекательном художественном ключе и обладает большой информативностью, что способствует большему усвоению материала учащимися.

Далее, при изучении тем первой части «План и карта», когда изучаются виды изображения местности (рисунок, фотография, аэрофотоснимок, план и карта), перед учащимися раскрывается смысл понятия «пейзаж» как ключевого понятия в эстетике ландшафта. Проблеме пейзажа особое внимание уделяли географы В. П. Семёнов-Тян-Шанский, А. Геттнер, Видаль де ля Бланш. В русской литературе пейзаж всегда был излюбленным объектом художественного описания. Вдохновенные строки посвятили ему А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др. Также демонстрируются картины великих русских художников-пейзажистов Ф. А. Васильева, И. И. Левитана, Н. К. Рериха, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина и др.

Шестиклассники начинают вести свой «Дневник географа-эстета» - отдельный альбом, в котором они будут делать различные заметки и зарисовки. В конце года будет избран лучший дневник. В этом дневнике по теме «План и карта» учащимся даётся задание - нарисовать свою дорогу от дома до школы и описать, что есть прекрасного и безобразного в пейзажах, которые они наблюдают на этой дороге. Описание необходимо дополнить зарисовками или фотоснимками.

На перцептивном этапе (лат. perceptio - представление, восприятие, от percipio - ощущаю, воспринимаю) у шестиклассников происходит накопление различных чувственных впечатлений. Возрастают способности в области цветовиде-ния, музыкального слуха, фонематические способности, воссоздающего творческого воображения, которые просто не могут не сказаться на культуре запросов и интересов личности в сфере эстетических ценностей. Эстетическое восприятие считается сформированным тогда, когда объект воспринимается не по несвязанным между собой кусочкам, а как единое неделимое целое.

В разделе «Литосфера», когда изучаются горы, для начала учащимся зачитывается несколько различных стихотворений о горах (А. С. Пушкин «Кавказ», М. Ю. Лермонтов «Люблю я цепи синих гор», И. Бунин «На поднебесном утёсе»). Далее учащимся даётся задание самим найти подобные стихотворения у других поэтов, где бы содержалось описание горной природы, и записать их в свой дневник. Затем на следующем уроке каждый из учащихся зачитает по отрывку из стихотворений.

В разделе «Гидросфера» во время изучения тем «Реки» и «Озёра» организуется экскурсия на ближайшие водоёмы (реки, пруды, озёра) с просмотром самых эстетичных видов. На экскурсии отмечается несколько точек обзора, кото-

рые потом будут описываться учащимися. С этих точек учащиеся делают зарисовки пейзажей в свои дневники. Потом предлагается рассмотреть фотоснимки этого же пейзажа в различные времена года. По этим снимкам учащиеся видят, что в различные времена года красота пейзажа предстаёт под своим особым углом. Например, летний пейзаж очень сильно отличается от зимнего, но каждый из них по-своему красив и притягателен. Затем по этим снимкам вместе с учителем можно составить сравнительную характеристику всех четырёх видов наблюдаемого пейзажа. Все итоги экскурсии фиксируются в дневниках учащихся.

Главная задача на представленческом этапе состоит в том, чтобы на основе накопленных ощущений сформировать у шестиклассников чёткое представление о географическом образе того или иного ландшафта (на примере ландшафтов родного края), развить у них индивидуальный эстетический вкус, который является важной составляющей эстетического отношения шестиклассников к природе.

Под географическим образом ландшафта понимается реальная интерпретация этого ландшафта, понятная широкому кругу людей, не связанных с географией. Многие учёные в своих трудах создавали интереснейшие художественные образы природных ландшафтов (Н. М. Пржевальский, В. К. Арсеньев, П. П. Семёнов-Тян-Шанс-кий, В. А. Обручев, В. В. Алёхин, А. Н. Краснов, А. Н. Формозов, Ю. А. Веденин и другие). Географический образ сочетает в себе как художественные (литературные фрагменты, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения), так и документальные элементы (географические карты, космические снимки), положенные на общую объяснительно-истолко-вательную основу [6].

В рамках раздела «Географическая оболочка» проводится географическая экспедиция на природу родного края под названием «Наш удивительный край». Эта экспедиция нацелена на то, чтобы у шестиклассников сформировался целостный географический образ ландшафта родной местности. Экспедиция состоит из посещения нескольких пунктов с наиболее живописными пейзажами, где гармонируют друг с другом все компоненты ландшафта. В ходе экспедиции учащиеся посетят местные объекты природного наследия, оценят их эстетическое состояние. Результаты оценок отдельных компонентов пейзажа они занесут в таблицу (см. таблицу). В таблице учащиеся ставят крестик на участке шкалы, соответствующей ощущениям от увиденного, учитывая, что «1» - крайне негативное впечатление, «2» - негативное, «3» - нейтральное, «4» - позитивное, «5» -очень позитивное впечатление [7].

Оценка впечатления, производимого природными компонентами пейзажа (по Е. Ю. Колбовскому)

Природные компоненты 1 2 3 4 5

Воздух

Вода

Рельеф

Растительность

Почвы

Животный мир

При подведении итогов экспедиции учащиеся из своих полевых зарисовок составляют небольшую карту местности, которая учитывает реальный масштаб географических объектов, но при этом все объекты (леса, реки, озёра, холмы и т. д.) изображаются не обычными условными знаками, а зарисовками в уменьшенном виде. Также учащиеся составляют художественное описание всех компонентов оцениваемых ими пейзажей. В результате учащиеся получают целостное представление о природе родного края, у них возникает географический образ ландшафта своей местности, что позволяет им по-новому взглянуть на ту красоту, что находится вокруг них.

На последнем, творческом, этапе шестиклассники выходят на новый уровень развития эстетического отношения к природе - сотворчества с ней. Теперь учащиеся обладают большим багажом накопленных впечатлений, образов природных пейзажей. У них уже сформировался эстетический вкус, представление об идеале природной красоты. А это и есть необходимые условия для творческой деятельности на тему окружающей природы.

В третьей части начального курса школьной географии «Человечество на Земле» при изучении темы «Города мира» учащимся предлагается сделать свой проект, который будет носить название «Уголок географа-эстета», где они должны будут представить во всей красе свой уголок местности, где они хотели бы сами жить. Проект учащиеся делают в отдельных группах. В каждой из которых по 3-4 человека, в группах идёт распределение обязанностей между учащимися -один чертит план, другой подготавливает рисун-

ки, третий готовит описание, четвёртый подбирает стихи, музыку. Представление проекта осуществляется также коллективно. После того как все группы выступят, начинается анонимное голосование за лучший проект. При этом учащиеся не могут голосовать за проект своей группы. Учитель подводит итоги голосования и объявляет победителя - группу, набравшую наибольшее количество голосов.

Своеобразным итогом эстетического воспитания в начальном курсе школьной географии станет проект «Укрась свою улицу», в рамках которого шестиклассники делают пейзаж своей местности более эстетичным. Это осуществляется с помощью различных массовых мероприятий с участием шестиклассников - уборки территории, устранения свалок, оформления клумб и цветочных уголков около дома, озеленения местности и т. д. Проект направлен на развитие сотворчества шестиклассников с природой родного края, на воспитание бережного отношения к ней. Все итоги выполненных проектов также фиксируются в дневниках учащихся.

Таким образом, последовательность формирования эстетического отношения к природе предполагает пройти трудный путь от стихийного, неустойчивого проявления своих эмоций до чётко сформированных потребностей в созерцании всего эстетического, гармоничного, что есть в природе и в окружающем нас мире, от потребительского отношения к природе до осмысленного сотворчества с ней.

Примечания

1. Данилюк А. Я, Кондаков А. М, Тишков В. А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. 2009. № 4. С. 55-64.

2. Смольянинов И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984.

3. Лихачёв Б. Т. Педагогика: курс лекций. М.: Прометей, 1992.

4. Николина В. В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 1996.

5. Николаев В. А. Ландшафтоведение: эстетика и дизайн. М.: Аспект Пресс, 2003.

6. Исаченко А. Г. Теория и методология географической науки. М.: Академия, 2004.

7. Колбовский Е. Ю. Изучаем ландшафты России. Ярославль: Академия развития, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.