Научная статья на тему 'Процедуры оздоровления при формировании эффективного сектора государственных унитарных предприятий'

Процедуры оздоровления при формировании эффективного сектора государственных унитарных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / КОНКУРСНАЯ МАССА / БАНКРОТСТВО / ПРОЦЕДУРЫ / GOVERNMENT UNITARY ENTERPRISES / INSOLVENCY / FINANCIAL SANITATION / BANKRUPT ESTATE / BANKRUPTCY / PROCEDURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболев Владимир Фагимович, Кабыжакова Елена Васильевна

В статье предложены процедуры формирования эффективного сектора государственных унитарных предприятий, разработаны принципиальные схемы их финансового оздоровления и правила их выбора. Сформулированы граничные условия восстановления платежеспособности, определяющие принятие решения о сохранении или выводе унитарного предприятия из госсобственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соболев Владимир Фагимович, Кабыжакова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE OF SANITATION ON BUILDING OF THE EFFECTIVE SECTOR OF GOVERNMENT UNITARY ENTERPRISES

The article suggests the procedure of constructing the effective sector of government unitary enterprises and works out fundamental schemata for both their financial sanitation and rules of their choice. Boundary conditions of solvency restoration which determine the decision whether an enterprise should be kept as state property or it has to be privatized.

Текст научной работы на тему «Процедуры оздоровления при формировании эффективного сектора государственных унитарных предприятий»

ПРОЦЕДУРЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОГО СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УНИГАРНЫ1Х ПРЕДПРИЯТИЙ

В.Ф. Соболев, Е.В. Кабыжакова

Новосибирский государственный университет экономики и управления - «НИНХ» E-mail: malka76.76@mail.ru

В статье предложены процедуры формирования эффективного сектора государственных унитарных предприятий, разработаны принципиальные схемы их финансового оздоровления и правила их выбора. Сформулированы граничные условия восстановления платежеспособности, определяющие принятие решения о сохранении или выводе унитарного предприятия из госсобственности.

Ключевые слова: государственное унитарное предприятие, неплатежеспособность, финансовое оздоровление, конкурсная масса, банкротство, процедуры.

Вопросы управления государственной собственностью и повышения эффективности ее использования являются актуальными для отечественной экономики. С переходом страны к рыночной системе хозяйствования госсектор существенно сократился, однако и сегодня государство остается крупнейшим собственником. Формой реализации этой собственности и основой госсектора являются государственные унитарные предприятия (ГУПы), которые в настоящее время претерпевают постоянные изменения.

Статья является продолжением исследований [1] и детализирует те из предложенных процедур формирования эффективного сектора ГУПов, которые позволяют выявить неплатежеспособные предприятия и обосновать решение либо о сохранении их в госсобственности, либо выводе из нее с последующим акционированием или ликвидацией.

Выбор ГУПов для целей государственного управления: механизм и процедуры осуществления

Формирование эффективного сектора ГУПов - задача, предполагающая комплексное решение на макро- и микроуровнях и реализуемая поэтапно.

Первый этап предполагает отбор из существующих или создание новых, но только таких унитарных форм хозяйствования, которые на данном этапе действительно необходимы для реализации государственных функций и с позиций их целевой и социальной эффективности способны эффективно выполнять эти функции. Решение поставленной задачи на данном этапе заключается в разработке и внедрении специального процедурного механизма (рис. 1). Предлагаемый механизм включает аналитические процедуры, управленческие альтернативные процедуры принятия решений по введенным оценочным критериям, процедуры фиксации промежуточных и итоговых решений и позволяет проводить селекцию действующих унитарных предприятий на предмет возможности выведения их из госсобственности (через акционирование или ликвидацию) либо создания новых ГУПов, госкорпораций.

© Соболев В.Ф., Кабыжакова Е.В., 2009

Рис. 1. Процедурный механизм отбора/создания/ликвидации/акционирования ГУПов для формирования эффективно функционирующего сектора государственный:

унитарных предприятий

Аналитические процедуры отбора действующих унитарных предприятий представлены на схеме блоками 1, 2, 8, 11, 17, а аналитические процедуры по возможностям дополнительного включения в сектор унитарных предприятий -блоками 3, 4.

Управленческие альтернативные процедуры (блоки 5, 9, 12, 18) содержат оценочные критерии, по результатам которых принимаются альтернативные решения (да, нет), промежуточные или итоговые. Промежуточные решения на схеме представлены блоками 7, 10, 19, итоговые - блоками 6, 13.

Начальная аналитическая процедура (1) механизма - составление рейтинга приоритетности отраслей и выделение сфер повышенного государственного влияния; в зависимости от этого будет определяться общий размер сектора ГУП и его отраслевая структура.

Продолжением является аналитическая процедура 2 по определению соотношения уставного назначения ГУП и текущих приоритетов экономического развития (выделенных сфер повышенного государственного влияния). Она проводится путем экспертизы положений учредительных документов ГУП, их уставных целей и видов деятельности. Критерий для принятия решения на данном этапе - мера соответствия решения учредителя о создании ГУП и его целей текущим приоритетам в экономике.

Возможные решения на данном этапе: выведение ГУП из госсобственности через ликвидацию или акционирование с последующей 100%-ной продажей акций (при несоответствии уставного назначения ГУП текущим приоритетам это решение является итоговым или окончательным); предварительное решение о сохранении в государственной собственности.

При отсутствии ГУП с уставным назначением, соответствующим новым приоритетам, или отсутствии возможности для перепрофилирования действующих ГУП - в качестве дополнительных возможностей преобразований в секторе унитарных предприятий рассматривается создание новых ГУП и государственных корпораций. Тенденции последних лет свидетельствуют об активной реализации возможности такого рода преобразований, что относится главным образом к государственным корпорациям.

Третья в логическом ряду аналитическая процедура (номер на схеме - 8) связана с анализом фактической целевой и социальной эффективности ГУП, отобранных ранее.

Необходимость подобного анализа обусловлена имеющейся практикой реализации унитарными предприятиями поставленных перед ними целей далеко не в полном объеме или ненадлежащим образом (несмотря на соответствие уставного назначения предприятия текущим приоритетам).

Процедура позволяет принять принципиальное решение о сохранении ГУП в составе госсобственности, и такое решение принимается в случае соответствия его деятельности введенным критериям целевой и социальной эффективности. Приоритет функций ГУП, определенных целевыми установками государства, перед функциями, ориентированными на запросы рыночной среды, приводит к противоречию между экономической, целевой и социальной составляющими при оценке эффективности функционирования госпредприятий.

Государство в целях решения общественных задач должно поддерживать деятельность стратегически и социально значимых предприятий, которые далеко

не всегда рентабельны. Но игнорирование экономической составляющей может в условиях рынка и действующего законодательства о несостоятельности значительно осложнить реализацию поставленных стратегических и социальных задач. Поэтому государственная политика в отношении ГУП должна предусматривать меры по повышению их социальной и экономической эффективности. В связи с этим окончательное решение о сохранении ГУП в госсобственности может быть принято только на микроуровне по результатам экономического и финансового анализа его деятельности и анализа возможностей оздоровления (процедуры 11, 12, 17, 18, 19).

Экономически эффективные, платежеспособные ГУП подлежат сохранению в госсобственности. В случае установления неплатежеспособности субъекта должен проводиться анализ возможности его финансового оздоровления во внесудебном или судебном режиме (процедура 17).

Невозможность финансового оздоровления унитарного предприятия обусловливает принятие решения (управленческая процедура 18) о его ликвидации через проведение процедуры банкротства «конкурсное производство» или акционировании с выведением из госсобственности.

Возможность финансового оздоровления предполагает последующую реализацию в отношение ГУП мероприятий оздоровления, осуществляемых в досудебном или судебном режимах с сохранением субъекта в государственной собственности (процедура 19).

Процедуры оздоровления государственных унитарных предприятий при формировании эффективного сектора государственных унитарных предприятий

Анализ и диагностика финансового и экономического состояния предприятия является хорошо известной и апробированной процедурой на микроуровне. Отметим известную официальную методику [2] такого анализа, проводимую арбитражными управляющими для предприятий, находящихся в судебном режиме деятельности.

Трудной и нестандартной для решения является процедура определения возможности/невозможности собственно финансового оздоровления рассматриваемого конкретного кризисного предприятия (см. рис. 1, процедура 17).

Вместе с тем для государственных унитарных предприятий отрасли промышленности (оборонная и гражданская продукция), ряда инфраструктурных отраслей (ЖКХ, автотранспорт, дорожное строительство) можно предложить вполне структурированные принципиальные схемы финансового оздоровления (ФОР-схемы) и обосновать их выбор для рассматриваемого конкретного ГУП, а также изложено решение ключевой задачи отыскания граничных условий для ГУП, определяющих возможные исходы процедуры 17 в рамках выбранной ФОР-схемы.

Разработаны три принципиальные схемы оздоровления государственного унитарного предприятия в зависимости от подхода к оздоровлению (экстенсивный или институциональный ), в зависимости от продукции и отрасли, с вариантами правовой реализации - в досудебном режиме деятельности предприятия (предпочтительный) или в судебном режиме в процедуре банкротства.

Искомые граничные условия, определяющие возможность/невозможность финансового оздоровления унитарного предприятия, формулируются как проверяемые условия-ограничения, параметрически зависящие от ряда начальных граничных условий.

В начальные граничные условия входят: объем и структура кредиторской задолженности, минимальный и максимальный сроки оздоровления, минимальные и максимальные годовые объемы реализации спецпродукции, уровень и структура годовых условно-постоянных расходов, точка безубыточности, рентабельность продаж, график гашения долга, группы продукции (услуг) с рыночной перспективой или социально-значимые.

Принципиальная схема экстенсивного финансового оздоровления ГУЛ (ФОР-схема 1). Схема приведена на рис. 2.

Начальные граничные условия:

К~1д, К1ад - объем кредиторской задолженности ГУП на начало £ = -1 и конец базового года £ = 0 соответственно;

К;1досн , К1д,осн , К°ад>пеня , ^,пет - структура кредиторской зад°ЛЖенн°сти

(основной долг, пеня) на начало и конец базового года соответственно;

[0, Т] - период оздоровления (лет);

К'прод - поступления средств в году £ от прямой продажи отдельных объектов

имущественного комплекса ГУП;

й1 - динамика гашения долга из прибыли ГУП (доля чистой прибыли в году £ от всего объема накопленной чистой прибыли за период оздоровления).

Пояснения к схеме. Предполагается, что институциональные организационно-правовые преобразования на предприятии не проводятся, а главным источником финансовых средств для восстановления платежеспособности является нераспределенная (чистая) прибыль от операционной деятельности, осуществляемой в обычном (несудебном) режиме.

В ключевом блоке 5 схемы осуществляется расчет финансового задания для производства по необходимым объемам чистой прибыли П (£ = 1, 2, ..., Т) по годам задаваемого периода оздоровления [0, Т] за вычетом дополнительного

источника - фонового (небольшого) гашения долга в объемах К'прод за счет

прямых продаж отдельных объектов, не затрагивающих производственные возможности ГУПа.

Алгоритм в блоке 5 последовательно по годам £ = 1, 2, ... вычисляет объемы П с нужной динамикой ^ с учетом пеневого прироста кредиторской задолженности по годам в зависимости от формирующейся на конец каждого года структуры долга.

В другом ключевом блоке 6 схемы производится расчет антикризисной производственной программы ГУП V = (V/} (V/ - объем производства в году £

по группе продукции I, I е Е), обеспечивающей выполнение сформированного финансового задания по накоплению чистой прибыли. Реализация этого блока должна осуществляться через разработку и применение соответствующих имитационных моделей формирования прогнозного финансового результата от производственной деятельности предприятия.

Рис. 2. Принципиальная схема экстенсивного финансового оздоровления ГУП (ФОР-схема 1)

Выиудч блоке 7 о итмникЕао^ти/нспочмлжшигти ГУЛ ка основе ФОР-схсмье 1 определяете« степенью рс&пвстнчнвдти: рассчитанного роста объемов производства и реализаЕЕНи продукции лри имеющихся ЕЕачальпых граничных усповнп, где основным являетсж ьыбранЕ1ын период, оздоровления [0, 71.

]1р1ШЦЦ[]иЛ.']|>1Ш ОЮМУ ии№ЛуЦИйНй;]ЬВОГО фЕНШИСОЛОГО

ним ГШ чср^'з 1!ыделш и [и 1гмуи^гпи;ЕШ1}Г1|| ННШКксй (Ф()11-1хсми 'Л}.

Схем* приведена на рапс. 3,

На чяд ьпые п ые услпъня:

^^ -объем кредиторской зддогакенщэсти Г>Т1 еп конец базового года * = 0;

^пигг Т'п ак ~~ минимальный II мнк^ими/ськык СрШО^^рОнЛЩЯ (кнартшы);

Г =1 />}, Г,.=\к^:1= 1, 2.....Т\ {Г е Тщ*]) - график гашения

кредиторской задолженности; ¿а - {А - группы ]|рр^кции <> си^П') с рыночной перспективой или социально-

¡нэтиклс (¿п с £,)■

Пидсксккд V схеме. Используется механизм ИЕКтнтуцпоналыЕой; реструктуризации. прелусматрЕзвающий в обязательном порядке выделение и продажу перспектЕпэной части Йиэззеса должника для накоплении достаточной козееодсзеой массы.

Цикл расчетов 2 3 4 2 повторяется, нока дон б^ш 5 ен: пудет определено минимальное значение периода оздоровлеЕнзя Т-Т" с прсдзвасмЕ.1м бизнесом} - /*. Оздорондаяие должника при этом может Е1е состояться (вывод А) или состояться дтя должника или части Бизнеса и рам как внесу де£и или Су.ЦСФчОСО рОйЛМОв ОЭДОрОВЛсННЙ (въшуды В, С).

Альтернатива (А>, Фннажхфпе оздоровлееиед(шжншшиевсзмесли п-блоке 0 выполЕыется котя бы од ею нз двух условий;

(А1> за время оздоровления нельзя погасить сумму долга' К^Т") <К'11

при продаже любого бизнеса;; (ан) должзенк Е1е может работать безубьЕточно после завершеЕЗЕ1я периода оздоровления, т.е. (0^-0 Д)ы I > Т*. Альтернативй (В), финансовое оздоровление дшже-шяд возможно, если ь Гшоке 5 ВЫПОЛНЙПТСл Д^и услоннл;

(Е1) та время оздоровления погашается сумма долга 0 = !*)\

(В2} должник мотет работать Аеэубыточнл иослс лшерикЕНца периода ОЗДОЕ*ИЫ[[!И 1-СН ТЛ"- «! 0 (> Т4-Кргда вычисленный и разрешенный по начальным граничным условиям Т'шк с рок оздоровления Т* оказывается больше установленного максимального срока по законодательству (й квартальЕ1ЬЕК отрезков [31), тогда оздоровление с

необходимостью ДОЛЖНО ВЫПОЛйЯТЦЯ и обычном (йНЁСудвбИОМ) рСкнмС функ-

ффНИрйВаяця ГУ П. В с.-[уча[^ КОДОТКЮС с[н>е:ои Т* < Й с-'гсдует 11 редноч есть судебный режима оэдорор,'[£.'ння (Еароце^суру Алнкротстна) в силу нзвестньЕХ юрЕцнческЕск преимуществ закона о несостоятельпостЕЕ [31 :па реализаецзи ФОЕ^-схемы '¿.

Рис. 3. Принципиальная схема институционального финансового оздоровления ГУЛ через выделение имущественного комплекса (ФОР-схема 2)

В заключительном блоке 6 через изменение расписания прямых продаж объектов и продажи бизнеса осуществляется «доводка» динамики поступления сформированной конкурсной массы КУ*(£) (1 ^ £ ^ Т*) под начальное граничное условие - график гашения кредиторской задолженности ГТ*.

Альтернатива (С). Финансовое оздоровление возможно только в отношении части бизнеса должника. Для этого должны быть выполнены два условия:

(С1) финансовое оздоровление должника невозможно (т.е. выполняется хотя бы одно из условий (А1), (А2)), однако его долги по завершению периода оздоровления могут быть списаны на законном основании;

(С2) бизнес у* рентабелен и не имеет накопленных долгов.

«По построению» продаваемый бизнес У* рентабелен и не имеет накопленных долгов, поэтому условие (С2) выполняется и эту часть бизнеса должника следует полагать оздоровленной. Списание же остающихся на должнике долгов происходит в судебном режиме оздоровления с использованием возможностей действующего законодательства о банкротстве.

Заметим, что альтернатива С, предполагающая оздоровление только части бизнеса должника через его банкротство, является наиболее типичным исходом в рамках рассматриваемой ФОР-схемы 2.

Технологически это означает, что сохраняется и рентабельно функционирует только выделенная часть бизнеса должника, оформляемая как новое юридическое лицо без обязательств должника и с новым собственником - покупателем (стратегическим инвестором). Судебный режим - это восстановительные процедуры банкротства (внешнего управления, финансового оздоровления), заканчивающиеся здесь не восстановлением платежеспособности должника, а переводом по решению собрания кредиторов его «остатка» (после продажи бизнеса У*) в процедуру ликвидации - конкурсное производство. Урегулирование отношений с кредиторами при этом происходит на основании ст. 143 Закона о банкротстве [3], констатирующей, что непогашенные в ходе конкурсного производства требования кредиторов после завершения процедуры считаются погашенными.

Для ГУПов инфраструктуры (например, ЖКХ, пассажирский автотранспорт) выделяемая часть бизнеса по решению учредителя (т.е. властных структур) может фактически совпасть с исходным «полным» имущественным комплексом (Еп = Е) и таким образом должник, сохраняя на себе налоговые и другие долги и ликвидируясь, на законном основании не платит большую их часть.

Подобное «оздоровление» для ГУПов инфраструктуры часто практикуется учредителями и погранично с ситуацией преднамеренного банкротства [4].

Принципиальная схема институционального финансового оздоровления ФГУП через сокращение имущественного комплекса (ФОР-схема 3). Схема приведена на рис. 4.

Начальные граничные условия:

К0зад - объем кредиторской задолженности ФГУП на конец базового года £ = 0;

Тщ1п, Тддх - минимальный и максимальный сроки оздоровления (кварталы);

Г = {ГТ}, ГТ = [Кшд: t = 1, 2,..., Т} (Т е [Ттщ, Ттах]) - график гашения

кредиторской задолженности;

Ьс - группы спецпродукции, выпускаемой ФГУП;

Рис. 4. Принципиальная схема институционального финансового оздоровления ФГУП через сокращение имущественного комплекса (ФОР-схема 3)

Ущппз Ущшл - минимальный и максимализм?! годовые объемы производства спкцпродукцнн;

Hfat - УСЛОЬйО-зЮСтОянныС ГОДДОЫС рдцзСщы Ф1У1! IL бнмон п]ДУ' П'(кг -уокино-попоянные годовые расходы ФГУП н Г>аэ"пом i^ny, птис-

сеЕсные на спецпродукцаю; Va - точка безубыточности но акцнродукцнн н Па^лгим Р1мП ■■ ншщмапьнцй уровень рсшмшю'И продаж по снсцпродлщнн

П&Мнпшя к екке. Схема нс]т<и]]рэустся при дадоровлееин крупных э|]ачпмых ун чтврних нрсд[|рнятЕ1н, как правило. федераты шй собствei тоста {Ф1УIJ}, в том числе оборонных. Существо подхода состоит и рациональном сокращении nbí>-m.ectise]li:сич> комплекса предприятия НМЛ. ИМК^ под выпуск только реальны* ойъемов продукции уставного назначения (рсяльнын госооСоронэахаз

сцёцефовдкцнц | í= осязнтслмтв! дстчклуя fea сокрярггенрум уже. pcimifethfifí

функционирующем спещ|акнэщюванЯом ФГУПе, погашаются ns его чисток Пробыли н, преимущественно, засчетпродажЕЕ «разницы* ИМК- IÍMK¡vxí, и. виде прямьЕх продаж объектов ti продажи бизнеса то выпуску гравданской (непрофильной) ЦрОДУЕЦНИ1.

В fLiOKt 2 (ПАРАМЕТР) д "я Сгтецпрйдукцви пр" тскупцгк íwa'JtFiivrc ["одопугу Еызтуска У, рентабельности продаж р вычнсляепяотнечвлнцрЁ данным зеевчсниям

уровень годоиых услйвшуиктояпш расходов по форм^je I¡{. (р) V

[5Г с. mi

Величина л -J7*,- nt нЕитяется заданием jl-uí ФГУ11 т сокращение (больших) ГОДОвЬо; уел0бнгмюстошных расходор базового roj;a за счет выведения имущества НМК— ИМКсну

В блоке 3 (СОСГАВ) проеесходит собственно формирование конкретного объектного состава ИМК^ сокращенного ФГУП, включающего; площади (эданчщ, корпуса, производстве, цеха, участнО^ оОДзудовйнне, инфраструктуру. Сокращенный ФТУТ] £.-форм1гровпн езп годовой ñijeiyck спецпролукцин ЕюГаемс V с уровнем наклдцньсх расходов. /ÍÜJ - Д - llt я рентабельностью продаж р.

li блоке 4 (КОНКУ 1ЧЛ определяется ocvj^m, оценивается достаточность дли гашения долга получающейся чи период оздоршикшин iiííttиЦНШ1 ht<tiн конкурсной массы Л"по основным источникам: продижл (¡¡к^нёш, ирнмкгс ттредижнобъектов ч i L-L-таи прибипь должники.

Эта конкурсная масса рассматривается как функция текущих граничных параметров Т, V, р (К- К(1\ У, Свойства этой фумхцнв при сопоставлении с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

задолженностью Л^ позволяют и управлеззчвекои ^кзяс? (5) предложить алгоритм уть[скди]1я paLEnonai[L.i3]Jx значепззй ее ар17не-1[тов (т.е. обол совать

1 Производственные возможности ФГУП по выпуску спецпродукции при этом с необходимостью сокращаются, поскольку его сборочное производство не будет полностью обеспечено производственными возможностями технологических переделов, на базе которых и осуществляется выпуск гражданской продукции; часть сборочного производства при этом может быть и законсервирована.

рациональное сокращение ФГУП) и сделать искомые выводы о возможности/ невозможности финансового оздоровления ФГУПа и условиях для этого.

Предполагается, что функция конкурсной массы К = К(Т, У, р) при фиксированных значениях параметров Т, р является монотонно убывающей функцией по переменной У.

В текущем контексте доказательство этого утверждения использует качественные соображения, приведем их.

Конкурсная масса К(Т, V, р) является суммой стоимости продажи непрофильного бизнеса как доли ФГУП в уставном капитале создаваемого зависимого хозяйственного общества Кбиз(Т, У, р), прямых продаж объектов Кярод(Т, У, р), чистой прибыли П(Т, V, р) от деятельности реструктурированного ФГУП:

К(Т, V, р) = Кбиз(Т, У, р) + Кпрод(Т, V, р) + П(Т, V, р).

Для чистой прибыли имеем формулу П(Т, V, р) = рУТ/4, откуда при сокращении ИМК ^ ИМКсокр с годового объема У1 до годового объема У2 получим уменьшение прибыли на величину АП = (У1 - У2)рТ/4. Для (типовых) значений параметров Ттах = 16 кв., р = 0,1 имеем оценку уменьшения АУ = (У1 - У2).4.

Объем продаж ИМК - ИМКсокр имущества (бизнес + прямые продажи) должен увеличиться в существенно большем размере и перекрыть уменьшение чистой прибыли. Согласно расчетам [5] для конкретного оборонного ФГУП сокращение спецпродукции с У1 = 60 млн руб. в год до У2 = 28 млн руб. (АУ = 12,8 млн руб.) сопровождалось продажами гражданского бизнеса на сумму 128 млн руб. и прямыми продажами (недвижимость и оборудование) на сумму 58,3 млн руб.; всего продаж 186,3 млн руб. Конкурсная масса при таком сокращении ФГУПа прирастет на 186,3 - 12,8 = 173,5 млн руб.: К(16, 28, 0,1) - К(16, 60, 0,1) = 173,5 млн руб.

Заметим также, что для существенно кризисных хозяйствующих субъектов погашение накопленных долгов преимущественно за счет продаж активов, а не результатов операционной деятельности, является типовым обстоятельством.

Цикл расчетов 2 ^ 3 ^ 4 ^ 5 ^ 2 повторяется до отыскания рациональных значений Т*, У*, р*, причем понятие рациональности может быть определено различным образом. Для целей настоящей статьи достаточно зафиксировать приоритет выбора максимальных сроков оздоровления с минимальной рентабельностью Т* = Ттах, р* = рта и искать (очевидно минимальное) сокращение У*

как решение уравнения К(Т*, У, рта) - К0зад в интервале Утп < У < Утах.

Избыточность унаследованного (с 1980-х годов) имущественного комплекса многих оборонных ФГУП формально выражается неравенством Утах < У0; на рис. 5 показаны имеющиеся при этом возможности оздоровления предприятия.

Альтернатива (А). Финансовое оздоровление должника невозможно, когда

выполняется неравенство К(Ттах,Ут5п,рт5п)<К°шд, показывающее невозможность

собрать нужную конкурсную массу при даже максимальном сокращении ФГУП.

Альтернатива (В). Финансовое оздоровление должника возможно, когда

имеется решение У* уравнения К(Т^У,р^п) - К^ (У^п < У < Утах), доказывающее возможность сбора нужной конкурсной массы при сокращении имущественного комплекса ФГУП под годовой объем У* производства спецпродукции.

Если К°ад < К(Ттах,Утах,рт5п), тогда оздоровление возможно при минимальном

КО

Ситуация А

—С^шах» ршт)

Ситуация В

^п V* 7тах Vo V

Рис. 5. Возможности финансового оздоровления ФГУП при сокращении его имущественного комплекса

сокращения производственных возможностей ФГУП по объемам спецпродукции и в меньший срок Т* (Т* < Тшах), являющийся решением уравнения

К(Т^шах, ршп) = К1ад •

При коротких начальных граничных условиях по срокам Тшах < 8 режим оздоровления может быть только судебным, поскольку срочно провести выделение части активов с их продажей и сменой собственника на практике для ФГУП реально только с применением специальной правовой нормы - закона о несостоятельности, отменяющей блокирующие ограничения закона о ГУПах и МУПах [6].

При достаточно длинных сроках оздоровления, в принципе, возможно внесудебное оздоровление на правовой базе закона [6]. Приведем иллюстративный числовой пример.

Очевидно, что практическая проверка выведенных граничных условий восстановления платежеспособности унитарных предприятий потребует конкретизации ФОР-схем через разработку соответствующих экономико-математических моделей, позволяющих вычислить функцию конкурсной массы К(Т, V, р).

Приведем пример прямого (аналитического) задания данной функции для иллюстрации выведения конкретных граничных условий восстановления платежеспособности ФГУП.

Простейшим является предположение о линейной зависимости стоимости продаваемого бизнеса от величины сокращения имущественного комплекса предприятия. Пусть С1(р) есть стоимость продаваемого бизнеса при максималь-

V - V

ном сокращении. Тогда имеем: К6из (Т, V, р) = С1 (р) • шах

V - V .

т IV тт

Стоимость прямых продаж объектов определим по их фиксированному перечню без привязки к сокращению имущественного комплекса: К„род(Т, V, р) = С2. Для величины чистой прибыли имеем очевидную формулу П(Т, V, р).

Искимо^ выражение для функции коЕ1курсной массы получается теперь нак

V -V

сумма данных трек спагданых; К(Т±У,р) рУТ /4 ■ —+Са.

■П1Х П1Р1

Анализ числовых данных по сокращению конкретного ФГУП, ггриБйдснкый н |5|, позволяет предложить дйм формулы следующие числовые значения (млн руб.): р - ОД. * У^ - 2%, С, О) - Ш, С^р) - Ш с периодом оздоровления от

Гп,„ - В до Тщщ. - 16 кварталои. Тогда К(Гг V, р) - р1У/А ь 12В ■——— + Ш шш

60-28

V, РЛ - 0,1 № - П + ш.

V" 1« !:.

1» --

К1 --

Й7.33

Снтудшя А

V, рЛ - ад'4. У+ 4С90 - ю 4 19,2

\1

Скщщп и

Сл-т^ацмн В (Т* - 1Ц

■17.7и

ги

24

ао

10

и

во

Аи. 6. ] [Ы!И1Т ВйаНОЖШКТеВ фшВВСОЮГО ПШЦНВЯНМ ФПЯ1 мин НПЦишриии ет ЁмпдрствеинОгй МнШКШ

Кредиторская задолженность данного предприятия является г[алоговой п ла начато периодаоэдороьленщ раина К\ = Й7.3. шщ руб.; минимальное сокращение тогда отвечает уровню годовых объемов сне] [продукции - 47,75 млн руб. (ситуация Всмакхяыальныы ^квартальным периодом оздоровления).

При достаточно большой задолженности >158,4 мл« руС.) финансовое оздоровление езсвозможно (ситуация А).

При достаточно небопывой кредиторской задолжеяноста ( К^ £ 43.2 кипсруб.^

сокращение ИМК Судет минимально н расчете кя получение максимального годового госзаказа ('V* - У11и = 60 или руб.) и с меньшими сроками оздоровления Т\ определяемым]] из решения ураппеЕзия 0, П'60/4 +19,2- К^. В част-

чоСтН.щт й^, =35члв руб. нч«м Г* - Ш,53, ти {округляя) 11 квартатов.

Отметим, что задолженность выше предполагалась во времени шкшпшги велнчигЕой /f^j 1.....Т), Это справедливо для судей во го режима,

поскольку задолженность ЙГ^ тогдл является мораторион-

В общем случае график Г I Гт \ гашения кредзггорскои задсст/ксЕЕЕЮстн имеет экономический смысл реструктуризации начального долга fT^ на срои оздоровления !Гс ЩЕПлатов ifV в каждом квартальном отрезке t (Je [0, Тогда за время оздоровлез гпя Т 31ужно будет выплатить итоговый долг К^р = + KJUil f____н Jt^ н в рассуждс1зпях вызеес следует заиеннть К^ FEa

Правила ныйор ФОГ-схем для проблемных унитарных иредпрннтнНг Данные правила отображаются схемой выбора, приведенной на рЕзс. 7.

Вначале (1)) с незкдъэо&яз-в+ем ФОР-схены 1 щюмргется реализуемость №№нОШШ)гй подхода к Оздоровлению та счет финансового результата по операционной деятельности, т^е, объемов чистой ззрнбылнг и частичЕЕО (Фоез) та счет ТЕродаж отделызык вспомогателызык объектов;. период оадоровлезЕЕЗя предполагается достаточно длительным и без применения процедур банкротства.

фактически ЭТО ftCTb начальной 1ншыткн. [|зд(]|№ш1сккн гупа f>E'4 НИМ t!H-L!H ILK

хозяйственной длительности субъекта по существу.

Прн невозможности экстенсивного вдздороглеззия осуществляется переход к радикальным мерам с применением мехаззизмов ИЕЕСтнтуци01зальЕЕ0н реструктуризации и судебного режима - это блоки (3)-(S).

ДЛЯ IVMlhj С продукцией к услугами imiftpOKOTO ЦрКМСнСННИ Н нвг+нДченик, и ХОДЯ гик* н отрнсли с деятельным участием госуларстаа, такзгс как ^¡злпицчо-коммуиальиоехозянствон пассажирский автотранспорт, дорешшк строительство, другие отрасли ИЕ|фраструктуры, используется гфянцшжальиая схема оздоров-леЕзия ФОР схема 2 1за основе выделения сохраняемой части имущественного комплексе н заключительной '[цкьншни до."1Ж(311кн кнк. юридического лицй и СП) обязательств в рамках козткуреиого производства (блокзз (4), (5), (7>).

Для крупных значимых уиззтарззых предприятии федеральной собстве13]Еости с продукцией существеЕзззо целевого уставЕсого назначения (в том числе спецпродукция н Ф1"У11ы обороЕ1Езого комплекса) применяется принципиальная схема оздоровления ФОГ-скема ¡¡, основанная ки сокращении под ршк<нмс объемы ycraiiHOi-o госзаказа и накопленные долги имущественного комзтлскса с сохгэ-btci-htmiM долхшпш как йрЦДНШскоК) лица, с полезьем его расчетом по накоЕТ-лкштм Обязательствам в рамках восстдновителыззлх проЕ*едур базЕкротствл (блоки (4), (в>, (Й)).

ОсЕзовпые результаты данной статьи явим тек теоретический обобщением peajjwjofi арбитражной и комсалтншЛ'ОвоЙ ifpuktitkh фчннксовото оздоровления унитарных предприятий Ноемк:|{Лк[>ской области.

Рис. 7. Выбор ФОР-схем для проблемного государственного унитарного предприятия

Литература

1. Кабыжакова Е.В. Процедуры формирования эффективно функционирующего сектора государственный унитарных предприятий // Сибирская финансовая школа. - 2009. -№ 5. - С. 35-40.

2. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367 «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа».

3. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"».

4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 855 «Об утверждении Временныгх правил проверки арбитражным наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

5. Соболев В.Ф. Финансовый анализ и разработка предложений о восстановлении платежеспособности ФГУП «Новосибирское производственное объединение "Луч"» в процедуре наблюдения // Финансовое оздоровление предприятия: НИОКР, сопровождение, обучение / Под ред. В.Ф. Соболева. - Новосибирск: НГУЭУ, 2006. - С. 59-111.

6. Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственный и муниципальныгх унитарных предприятиях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.