Научная статья на тему 'ПРОЦЕДУРЫ ОТБОРА ПРОЕКТОВ НИОКР В РАМКАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИДЕЯМИ И РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИЙ НАУКОЕМКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ПРОЦЕДУРЫ ОТБОРА ПРОЕКТОВ НИОКР В РАМКАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИДЕЯМИ И РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИЙ НАУКОЕМКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИОКР / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИДЕЯМИ / НАУКОЕМКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОТБОР ПРОЕКТОВ / ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ / R&D / IDEA MANAGEMENT SYSTEM / SCIENCE-BASED COMPANIES / PROJECT SELECTION / PROJECT EVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доброва Екатерина Дмитриевна

Сфера НИОКР представляет собой сложную управляемую подсистему, задачи которой разнородны, результаты неопределенны на фоне существенной рисковой составляющей деятельности. Для роста числа инициативных НИОКР наукоемких промышленных предприятий предлагается построение системы управления идеями и развитием инноваций. Данная система интегрирована в функциональную систему управления и направлена на выстраивание тесного взаимодействия службы НИОКР с научными, производственными подразделениями, а также с подразделениями стратегического маркетинга и продаж, поскольку данные подразделения являются основными генераторами идей. В рамках рассматриваемой системы управления предлагается комплекс мероприятий для организации процесса генерации, оформления и внедрения идей. На этапе оценки идей рассматриваются процедуры отбора проектов НИОКР в зависимости от типа НИОКР и приводятся детальные описания основных элементов процессов отбора. С точки зрения взаимоотношений бизнеса и рынка предлагается совокупность интегральных показателей и локальных критериев для проведения комплексной качественной оценки проектов НИОКР наукоемких предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Доброва Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE OF R&D PROJECTS SELECTION WITHIN THE SYSTEM FOR MANAGING IDEAS AND INNOVATION DEVELOPMENT IN THE SCIENCE-BASED INDUSTRIAL COMPANIES

The R&D sphere is a complex managed subsystem, which tasks are heterogeneous and the results are uncertain against the background of a significant risk component of the activity. To increase the number of initiative R&D of science-based industrial companies, it is proposed to build a system for managing ideas and developing innovations. This system is integrated into the functional management system and is aimed at building a close interaction of the R&D service with scientific, production divisions, as well as with strategic marketing and sales divisions, since these divisions are the main generators of ideas. Within the framework of the considered management system, a set of measures is proposed for organizing the process of generating, processing and implementing ideas. At the stage of evaluating ideas, the procedures for selecting R&D projects are considered depending on the type of R&D. And detailed descriptions of the main elements of the selection processes are provided. From the point of view of the relationship between business and the market, the authors propose a set of integrated indicators and local criteria for conducting a comprehensive qualitative assessment of R&D projects in the science-based companies.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕДУРЫ ОТБОРА ПРОЕКТОВ НИОКР В РАМКАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИДЕЯМИ И РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИЙ НАУКОЕМКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

вопросы инновационной экономики

Том 10 • Номер 1 • Январь-март 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

>

Первое

экономическое издательство

процедуры отбора проектов ниокр в рамках системы управления идеями и развитием инноваций наукоемких промышленных предприятий

Доброва Е.Д. 1

1 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Сфера НИОКР представляет собой сложную управляемую подсистему, задачи которой разнородны, результаты неопределенны на фоне существенной рисковой составляющей деятельности. Для роста числа инициативных НИОКР наукоемких промышленных предприятий предлагается построение системы управления идеями и развитием инноваций. Данная система интегрирована в функциональную систему управления и направлена на выстраивание тесного взаимодействия службы НИОКР с научными, производственными подразделениями, а также с подразделениями стратегического маркетинга и продаж, поскольку данные подразделения являются основными генераторами идей. В рамках рассматриваемой системы управления предлагается комплекс мероприятий для организации процесса генерации, оформления и внедрения идей. На этапе оценки идей рассматриваются процедуры отбора проектов НИОКР в зависимости от типа НИОКР и приводятся детальные описания основных элементов процессов отбора. С точки зрения взаимоотношений бизнеса и рынка предлагается совокупность интегральных показателей и локальных критериев для проведения комплексной качественной оценки проектов НИОКР наукоемких предприятий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НИОКР, система управления идеями, наукоемкие предприятия, отбор проектов, оценка проектов.

The procedure of R&D projects selection within the system for managing ideas and innovation development in the science-based industrial companies

Dobrova E.D. 1

1 Moscow Aviation Institute, Russia

введение

Управление научно-техническими разработками - один из важнейших управленческих процессов, реализуемых в стране, выбравшей инновационный путь развития: от его эффективности в значительной степени зависит успех разработки и внедрения инноваций. Основной составляющей инновационной деятельности предприятия

574

RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #1'2020 (January-March)

является НИОКР, где каждый этап жизненного цикла инновации нуждается в эффективном управлении. Сфера НИОКР двусторонним образом связана с маркетингом: с одной стороны - прогноз спроса и состояние рынка; с другой - направления развития научно-технического процесса, прогнозирование инновационной продукции и оценка рыночного потенциала новых изделий. Цель НИОКР - разработка новых изделий (или услуг), которые будут удовлетворять запросам потребителей и определять основную производственную деятельность организации в будущем [1, 8, 12] (Belyakov, Eremeeva, 2012; Batkovskiy, Dobrova, Komarova, 2016; Gershman, Zinina, 2015).

Проблемы управления сферой НИОКР рассматриваются отечественными и зарубежными учеными, поскольку данная сфера представляет собой сложную управляемую подсистему, задачи которой разнородны, результаты неопределенны на фоне существенной рисковой составляющей деятельности. Теоретические и практические основы управления НИОКР и повышением инновационного потенциала предприятий содержатся в работах Белякова Г.П., Еремеевой С.В. [1, с. 146-149] (Belyakov, Eremeeva, 2012), Гольдштейна Г.Я., Грибова В.Д., Еременко М.В. [2-4] (Goldshteyn, 2004; Goldshteyn, 2000; Gribov, Kamchatnikov, 2012). Исследования отечественных ученых

ABSTRACT:_

The R&D sphere is a complex managed subsystem, which tasks are heterogeneous and the results are uncertain against the background of a significant risk component of the activity. To increase the number of initiative R&D of science-based industrial companies, it is proposed to build a system for managing ideas and developing innovations. This system is integrated into the functional management system and is aimed at building a close interaction of the R&D service with scientific, production divisions, as well as with strategic marketing and sales divisions, since these divisions are the main generators of ideas. Within the framework of the considered management system, a set of measures is proposed for organizing the process of generating, processing and implementing ideas. At the stage of evaluating ideas, the procedures for selecting R&D projects are considered depending on the type of R&D. And detailed descriptions of the main elements of the selection processes are provided. From the point of view of the relationship between business and the market, the authors propose a set of integrated indicators and local criteria for conducting a comprehensive qualitative assessment of R&D projects in the science-based companies.

KEYWORDS: R&D, idea management system, science-based companies, project selection, project evaluation

JEL Classification: 031, 032, 033 Received: 04.02.2020 / Published: 31.03.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Dobrova E.D. (ekaterinadobrova0bk.ru)

CITATION:_

Dobrova E.D. (2020). Protsedury otbora proektov NIOKR v ramkakh sistemy upravleniya ideyami i raz-vitiem innovatsiy naukoemkikh promyshlennyh predpriyatiy [The procedure of R&D projects selection within the system for managing ideas and innovation development in the science-based industrial companies]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (1). - 573-584. doi: 10.18334/vinec.10.1.100547

Авдонина Б.Н., Батьковского А.М., Батьковского М.А., Фоминой А.В. [14, с. 29-41, 50-57] (Fomina et al., 2014) посвящены управлению инновационным развитием высокотехнологичных предприятий наукоемких отраслей промышленности. Коллектив авторов В.В. Мыльник, А.В. Мыльник, Е.В. Зубеева в работе [11] (Mylnik, Mylnik, Zubeeva, 2016) анализируют проблемы реализации инновационно-инвестиционных проектов, в т.ч. проектов НИОКР.

Белоконь С.П., Кабанова Н.И., Кохно П.А., Чеботарев С.С. занимаются вопросами организации НИОКР, повышения экономической эффективности и результативности НИОКР, реализуемых отечественными предприятиями оборонно-промышленного комплекса [9, 15] (Kokhno, Chebotarev, Kabanova, 2013; Chebotarev, Kokhno, Belokon, 2014).

Работы указанных исследователей и их немаловажный вклад в развитие теории управления НИОКР оставляет недостаточно решенными ряд вопросов, касающихся процедур отбора НИОКР и разработки системы управленческих решений по развитию инноваций наукоемких промышленных предприятий.

Актуальность проблем управления созданием и реализацией НИОКР, недостаточная научная разработанность отдельных ее вопросов и практическая значимость обусловили выбор темы статьи, определили цель, научную новизну, методологическую основу работы.

Целью данной статьи является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы управления НИОКР путем внедрения системы управления идеями и развитием инноваций.

К элементам, обладающим признаками научной новизны, в данной статье можно отнести процедуры отбора проектов НИОКР в зависимости от типов НИОКР в рамках системы управления идеями и развитием инноваций наукоемких промышленных предприятий (далее - СУИРИ).

Методологическую основу статьи составляют методы сравнительного и качественного анализа, группировок и классификаций, методы экспертных оценок. Статья опирается на теоретические и методические положения, которые содержатся в трудах российских исследователей в области управления высокотехнологичными предприятиями, проектного и портфельного управления.

Гипотеза проведенного исследования: успешное выполнение проектов НИОКР и должная отдача от их реализации невозможны без всестороннего анализа такого рода

ОБ АВТОРАХ:_

Доброва Екатерина Дмитриевна, старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности», кандидат экономических наук (ekaterinadobrova0bk.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Доброва Е.Д. Процедуры отбора проектов НИОКР в рамках системы управления идеями и развитием инноваций наукоемких промышленных предприятий // Вопросы инновационной экономики. - 2020. -Том 10. - № 1. - С. 573-584. doi: 10.18334/vinec.10.1.100547

576

RUSSiAN иоиРМА1 ОР iNNOVATiON ЕСОШОт^ #1'2020 Лапиагу-МагсЫ

проектов как внутри предприятия, так и за его пределами специалистами управляющей компании (холдинговой структуры) и внешними экспертами с применением системы показателей оценки эффективности проектов НИОКР и определения этапов отбора проектов НИОКР в зависимости от типов НИОКР.

Анализ специфических особенностей развития российских наукоемких отраслей и предприятий показал, что для развития научно-производственного потенциала необходима целая система управленческих решений, направленная на трансформацию сферы НИОКР из центра затрат в прибыльный бизнес с целью развития научного потенциала предприятий и успешного инновационного развития, связанного в том числе с управлением проектами НИОКР [3, 5, 7, 9, 10, 13] (ОоЫ$Ывуп, 2000; ВоЪтоуа, Вайа1оуа, Ре1тоуа, 2016; ВоЪтоуа, Като1оу, 2017; КокНпо, СкеЪо1атеу, КаЬапоуа, 2013; Ьараву, 2017; БаЬытоуа, 2017).

Разработка и внедрение СУИРИ является одним из драйверов роста числа инициативных НИОКР. Основные элементы СУИРИ представлены ниже (рис. 1).

В соответствии с рисунком 1 для организации процесса генерации, оформления и внедрения идей могут применяться следующие мероприятия:

1) проведение регулярных конкурсов на лучшие идеи и поощрение победителей за различные качества предлагаемых идей;

2) внедрение системы сбора предложений от сотрудников с обязательной публикацией результатов их рассмотрения;

3) публичное или узкоспециализированное обсуждение проблем на корпоративном сайте;

Генерация идей

Инструменты для оформления идей

Система управления идеями НИОКР и развитием инноваций

Механизм внедрения идей

Мотивация сотрудников

Оценка и отбор идей экспертной группой

Рисунок 1. Основные элементы системы управления идеями НИОКР и развитием ин новаций

Источник: составлено автором.

ВОП РОСЫ ИННОВАЦИОНООЙЭКОНОМИКИ № 1 '2020 (Январь-ма рт)

577

Вовшаов институты О ОИКИОЧОКО

-------------^---------------------

Подриодвсвоов стритвгочвокАго вирквтооги о продаж

Служба НИОКР

ПрАоОНАДОтнвООИв ПАД-

риодвсвооп

ИсссвдАНитвсьсков подриодвсвооп

: Целевые НИОКР \

: Инициативные ■

НИОКР

V.______________У

Рисунок 2. Взаимодействия службы НИОКР с подразделениями наукоемких промышленных

предприятий

Источник: составлено автором на основе [3] (ОоМ$Ыгуп, 2000).

4) организация системы публикпцоо и обсуждения идей н а корпоративоом сайте - корпоративный краудсорсинг;

5) создание системы закрепления приоритетов за сотрудниками и коллективами внутри предпроятия о рамках розработки новых идей;

6) содействие в юридическом оформлении патентов и других документов, подтверждающих приоритеты авторов;

7) создание нормативных условий для работы над собственными идеями и проектами в рамках пр едориятия;

И) внедрение системч1 мотивации сотрудоиовв (розовое оознаграждение, покупка прав на изобретение и т.д.).

Для повышения результативности деятельности служба НИОКР предприятия должна взаимодействовать с научными и производственными подразделениями, а также с подразделениями стр тегического маркетинга и продаж, поскольку данные подразделения являются основными генераторами идей (рис. 2).

Служба НИОКР на предприятии уошолняет основные функцоональные обязао-ности по разраПотке новых: промышленных технологий, концепции новых продуктов или их модернизации, осуществлению промышленного дизайна, улучшению конечных свойств продукта и его тактико-технических характеристик, локализации технологий.

В задачи подразделения стратегического маркетинга и продаж входит: определение долгосрочных рыночных трендов (сроком до 10-15 лет), рыночных ниш (анализ как текущих, так и будущих потребностей покупателей), генерация идей для новых про-

578

РиБ51АМ -101тМА1_ 0Р1ММОVATiОN ЕСОПОт^ #12020 рапиагу-МагсИ)

дуктов, анализ конкурентов, разработка продуктовой стратегии, разработка дорожных карт, инновационного плана и программы инновационного развития. Взаимодействие функции НИОКР с функциями стратегического маркетинга и продаж является одним из ключевых направлений развития, которое определяет успех деятельности предприятия в условиях рынка [2, 11] (ОоЫзЫвуп, 2004;Му1тк, Му1тк, ХиЬегда, 201(6)).

Однако на практике могут возникать недопонимания между подразделениями. Часто при проектировании новых продуктов конструкторы и инженеры создают сложный продукт, не вспгда отеечающий потребностям определенных сегментов рынка и конечных потребителей (заказчиков). Подобного рода ошибки необходим о устраняиь путем налаживания коммуникаций между аод.езделониями с целью обмена информацией о перспективных: спгментох и продуктах, анализа рынков и потребительских сегментов как по запросу от сотрудников НИОКР, так и проводимых по инициативе функции сиратегичеокоги маркетинга. Кроме того, взаимодействие необходимо для понимания лучших мировых практик и формирования уникальных (передовых) тактико-технических характеристик, а также для инициирования идей и проектов НИОКР.

Важнейшим элементом СУИРИ является процесс отбора проектов НИОКР, стадии которого имеют различия в зависимости от типа НИОКР (инициативные/целевые). Процесс отбора инициаоивных НИОКР представляет собой последоватеаьность реализации 6 этапов, представленных на рисунке 3.

Создание ркпрорак рроекак инициатором НИОКР <- -- 1

1 1

Техническое совещание со 1 1

* т Ж е 1 1

Инвестиционный комиаеа предприятия Со К а 1 1

* « т о 1 1

Инвестиционный комиаеа УК (ХК) б а со о 1 1

-4. 1 1

Нкучно-аеиничепкий повет предприятия -- -- 1 -1

*

Утверждение рроектк и выделение бюджетк

Рисунок 3. Процесс отбора инициативных НИОКР Источник: составлено автором.

По данным рисунка 3, оформление проекта НИОКР инициатором проекта предполагает оформление идеи в упрощенной унифицированный шаблон проекта (паспорт проекта), который может быть разработан высококвалифицированными специалистами, входящими в инвестиционный комитет предприятия, либо специалистами управляющей компании (холдинговой структуры), либо внешними экспертами. На этапе проведения технического совещания отдела осуществляется первичный отбор и фильтрация имеющихся идей с целью проведения в дальнейшем оценки перспектив коммерциализации проекта. На совещании также оценивается наличие обоснования целей и плана мероприятий по реализации проекта. На инвестиционном комитете предприятия проводятся финансово-инвестиционная экспертиза, оценка рисков проекта, проверка наличия бюджетных средств предприятия на реализацию проекта, ставятся задачи по поиску и привлечению инвесторов (в случае отсутствия бюджетных средств предприятия). Инвестиционный комитет управляющей компании (холдинговой компании) производит обзор проектов, оказывает помощь в поиске и привлечении инвестора, в случае необходимости. Научно-технический совет (далее - НТС) проводит оценку трендов и научной новизны, технологическую экспертизу и оценку технических и технологических рисков. На основании вышеупомянутого специалисты НТС принимают решение о реализации проекта, в случае отсутствия возможности принятия такого решения, проект отправляется на доработку. Заключительный этап процесса отбора проектов подразумевает формирование проектной команды, выделение лабораторных площадей и, соответственно, начало проектной работы.

Целевые НИОКР, инициированные стратегическим маркетингом, проходят процесс отбора и оценки проектов на уровне управляющей компании (холдинговой компании) (рис. 4).

Процесс отбора целевых НИОКР (рис. 4) начинается с этапа инициации проекта, который проводится функцией стратегического маркетинга (включая экспертную группу из научного сообщества). Результатом данного этапа является создание паспорта проекта. На инвестиционном комитете предприятия проводится финансово-инвестиционная экспертиза, оценка рисков проекта. Технический и технологический комитеты представляют собой рабочие группы, созданные на уровне Управляющей компании (холдинговой компании). Эксперты данных комитетов проводят оценку трендов и научной новизны, перспектив коммерциализации проекта, технологическую экспертизу, оценку технических и технологических рисков, финансово-инвестиционную экспертизу, анализируют обоснование целей и плана мероприятий по реализации проекта [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью всесторонней оценки является присвоение экспертами баллов и получение комплексной оценки по каждому проекту НИОКР. Балльная оценка проводится каждым членом комитета по ряду заранее утвержденных критериев, по результатам оценки проект переходит на следующий этап рассмотрения или доработку. Эксперты должны иметь опыт управленческой деятельности в компаниях, осуществляющих

580

RUSSiAN иоиРМА1 ОР iNNOVATiON ЕСОШОт^ #1'2020 Лапиагу-МагсЫ

Рисунок 4. Процесс отбора целевых НИОКР Источник: составлено автором.

Рисунок 5. Структура показателей оценки эффективности проектов НИОКР Источник: составлено автором.

или финансирующих исследования, разработки и коммерциализацию их результатов. Эксперты представляют мотивированное заключение о целесообразности реализации проекта. Инновационный комитет рассматривает проекты и формирует заключение на основании совокупного среднего балла, определенного на предыдущих этапах. Завершением процесса отбора целевых НИОКР является выделение финансирования и непосредственно инициация проектной работы.

С точки зрения взаимоотношений бизнеса и рынка предлагается к рассмотрению совокупность качественных критериев для проведения балльной оценки проектов НИОКР, сгруппированных в следующие интегральные показатели оценки проектов: инновационная привлекательность, технологическая целесообразность, стратегическая значимость и конкурентоспособность [6] (Dobrova, Chibinev, 2018). Структура показателей оценки эффективности проектов НИОКР представлена на рисунке 5.

Критерии оценки проектов НИОКР, представленные на рисунке 5, позволяют провести комплексную оценку проектов НИОКР наукоемких предприятий, однако их совокупность не является универсальной и может подлежать уточнению. Руководство самостоятельно определяет для себя набор критериев оценки в зависимости от стратегических целей и задач. Например, имеет место применение иных критериев финансовой оценки для проектов, реализация которых отсрочена по времени, или не представляется возможным достоверно определить емкость рынка.

Заключение

Решение проблем, связанных с успешным выполнением проектов НИОКР и должной отдачей от их реализации, невозможно без создания благоприятных условий для генерации идей, роста числа инициативных НИОКР и повышения научного задела. По мнению автора, применение системы управления идеями и развитием инноваций на наукоемких промышленных предприятиях способствует решению данных проблем. Предлагаемая система интегрирована в функциональную систему управления предприятием и подразумевает выстраивание успешных коммуникаций между подразделениями, которые непосредственно задействованы в процессе создания и реализации НИОКР. Особое внимание уделено процессу отбора проектов НИОКР, стадии которого имеют различия в зависимости от типа НИОКР. Отличительной особенностью процесса отбора проектов НИОКР является использование всесторонней оценки проектов НИОКР, включающей в себя совокупность интегральных показателей и локальных критериев оценки НИОКР. Создание данной системы показателей позволяет экспертам представить мотивированное заключение о целесообразности реализации проектов НИОКР и может быть использовано в практической деятельности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Беляков Г.П., Еремеева С.В. Развитие инновационного потенциала - важный фактор конкурентоспособности наукоемкого предприятия // Проблемы современной

экономики. - 2012. - № 4 (44). - С. 146-149.

582

RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #1'2020 (January-March)

2. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: учебное пособие. -

Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 267 с.

3. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: монография. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. - 244 с.

4. Грибов В.Д., Камчатников Г.В. Проблемы развития инновационной деятельности в

России и пути их преодоления // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2012. - № 2 (14). - С. 27-32.

5. Доброва Е.Д., Бадалова А.Г., Петрова И.А. Особенности проектно-ориентирован-

ного управления наукоемким предприятием // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - № 4 (28). - С. 35-40. - doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.4.35.40 .

6. Доброва Е.Д., Чибинев А.М. Проблемы развития российских наукоемких предприя-

тий и пути их решения // Экономические аспекты развития промышленности в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции. Московский политехнический университет (МАМИ). - М., 2018. - С. 236-239.

7. Доброва Е.Д., Камолов С.Г. Разработка модели обоснования выбора проектов для

включения в портфель проектов предприятий // Проблемы обороноспособности и безопасности: сб. науч. тр. - М., 2017. - С. 57-60.

8. Батьковский А.М., Доброва К.Б., Комарова К.Д. Анализ и прогнозирование раз-

вития российских наукоемких отраслей // Вопросы радиоэлектроники. - 2016. -№ 3. - С. 134-145.

9. Кохно П.А., Чеботарев С.С., Кабанова Н.И. Наукоёмкая продукция: оптимизация

финансирования: монография. - Майкоп: Изд-во Магарин О.Г., 2013. - 483 с.

10. Лапаев Д.Н. Организация НИОКР: учебное пособие. - Н. Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т. им. Р.Е. Алексеева, 2017. - 100 с.

11. Мыльник В.В., Мыльник А.В., Зубеева Е.В. Совокупность факторов, противодействующих реализации инновационно-инвестиционных проектов в промышленности // Вестник университета. - 2016. - № 10. - С. 158-163. - doi: https://cyberleninka. ru/article/n/sovokupnost-faktorov-protivodeystvuyuschih-realizatsii-innovatsionno-investitsionnyh-proektov-v-promyshlennosti.

12. Гершман М.А., Зинина Т.С. и др. Программы инновационного развития компаний с государственным участием: промежуточные итоги и приоритеты. Ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/537/201508_PIR.pdf.

13. Сабурова М.М. Организация работы отдела маркетинга: теория и практика: учебник. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. - 236 c.

14. Фомина А.В., Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А. Управление развитием высокотехнологичных предприятий наукоемких отраслей промышленности. - М.: Креативная экономика, 2014. - 400 c.

15. Чеботарев С.С., Кохно П.А., Белоконь С.П. Проблемы экономического развития ОПК и пути их решения // Вестник академии военных наук. - 2014. - № 4 (49). -С. 142-153.

REFERENCES:

Batkovskiy A.M., Dobrova K.B., Komarova K.D. (2016). Analiz i prognozirovanie raz-vitiya rossiyskikh naukoemkikh otrasley [Analysis and forecasting of development of the russian knowledge-based industries]. Voprosy radioelektroniki. (3). 134-145. (in Russian).

Belyakov G.P., Eremeeva S.V. (2012). Razvitie innovatsionnogo potentsiala - vazhnyy faktor konkurentosposobnosti naukoemkogo predpriyatiya [Development of the investment potential as an important factor of competitiveness of a scholarship-intensive enterprise]. Problems of modern economics. (4 (44)). 146-149. (in Russian).

Chebotarev S.S., Kokhno P.A., Belokon S.P. (2014). Problemy ekonomicheskogo raz-vitiya OPK i puti ikh resheniya [Problems of economic development of the defense industry and their solutions]. Vestnik akademii voennyh nauk. (4 (49)). 142-153. (in Russian).

Dobrova E.D., Badalova A.G., Petrova I.A. (2016). Osobennosti proektno-orientirovan-nogo upravleniya naukoemkim predpriyatiem [Features of the project-oriented management of high-technology enterprises]. MIR (Modernization. Innovation. Research). 7 (4 (28)). 35-40. (in Russian). doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.4.35.40 .

Dobrova E.D., Chibinev A.M. (2018). Problemy razvitiya rossiyskikh naukoemkikhpred-priyatiy i puti ikh resheniya [The problems of the development of Russian science-intensive enterprises and the ways to solve them] Economic aspects of industrial development in the context of globalization. 236-239. (in Russian).

Dobrova E.D., Kamolov S.G. (2017). Razrabotka modeli obosnovaniya vybora proektov dlya vklyucheniya vportfelproektov predpriyatiy [Development of a model for selection of projects for inclusion in the companies' portfolio] Problems of defense and security. 57-60. (in Russian).

Fomina A.V., Avdonin B.N., Batkovskiy A.M., Batkovskiy M.A. (2014). Upravlenie raz-vitiem vysokotekhnologichnyh predpriyatiy naukoemkikh otrasley promyshlennos-ti [Managing the development of high-tech enterprises in high-tech industries] M.: Kreativnaya ekonomika. (in Russian).

Goldshteyn G.Ya. (2000). Strategicheskie aspekty upravleniya NIOKR [Strategic aspects of R&D] Taganrog: Izd-vo TRTU. (in Russian).

Goldshteyn G.Ya. (2004). Strategicheskiy innovatsionnyy menedzhment [Strategic innovation management] Taganrog: Izd-vo TRTU. (in Russian).

Gribov V.D., Kamchatnikov G.V. (2012). Problemy razvitiya innovatsionnoy dey-atelnosti v Rossii i puti ikh preodoleniya [Problems of development of innovation in Russia and ways to overcome them]. Proceedings of Moscow State Technical University \. 3 (2 (14)). 27-32. (in Russian).

Kokhno P.A., Chebotarev S.S., Kabanova N.I. (2013). Naukoyomkaya produktsiya: optimizatsiyafinansirovaniya [High-tech products: the optimization of the financing] Maykop: Izd-vo Magarin O.G. (in Russian).

584

RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #1'2020 (January-March)

Lapaev D.N. (2017). Organizatsiya NIOKR [The organization of R&D] N. Novgorod: Nizhegorod. gos. tekhn. un-t. im. R.E. Alekseeva. (in Russian).

Mylnik V.V., Mylnik A.V., Zubeeva E.V. (2016). Sovokupnost faktorov, protivodeystvuy-ushchikh realizatsii innovatsionno-investitsionnyh proektov v promyshlennosti [The factors opposing the implementation of innovative and investment projects in the industry]. Vestnik Universiteta. (10). 158-163. (in Russian). doi: https://cyberlen-inka.ru/article/n/sovokupnost-faktorov-protivodeystvuyuschih-realizatsii-innovat-sionno-investitsionnyh-proektov-v-promyshlennosti.

Saburova M.M. (2017). Organizatsiya raboty otdela marketinga: teoriya i praktika [Organization of work of the Marketing Department: theory and practice] Ulyanovsk: UlGTU. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.