Научная статья на тему 'ПРОЦЕДУРА СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОЦЕДУРА СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1285
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА / СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА / РЕЗИДЕНТ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА "ДУБНА" / SPECIAL ECONOMIC ZONES / CUSTOMS PROCEDURE / FREE CUSTOMS ZONE / RESIDENT / SPECIAL ECONOMIC ZONES OF TECHNICAL AND IMPLEMENTATION TYPE / SPECIAL ECONOMIC ZONE OF TECHNICAL AND IMPLEMENTATION TYPE "DUBNA"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фукс Елена Николаевна

В статье исследован механизм процедуры свободной таможенной зоны, выделены факторы и условия ее эффективного применения резидентами особых экономических зон. Проведен анализ результатов функционирования особой экономической зоны «Дубна» и определены проблемы применения рассматриваемой процедуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фукс Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E. N. FUKS FREE CUSTOMS ZONE PROCEDURE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The mechanism of the free customs zone procedure is analyzed in the article, the factors and conditions for its effective use by residents of special economic zones are highlighted. The analysis of the results of functioning of special economic zone "Dubna" is carried out and the problems of applying this procedure are identified.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕДУРА СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Е. Н. Фукс

процедура свободной таможенной зоны как фактор развития особых экономических зон в российской федерации

В статье исследован механизм процедуры свободной таможенной зоны, выделены факторы и условия ее эффективного применения резидентами особых экономических зон. Проведен анализ результатов функционирования особой экономической зоны «Дубна» и определены проблемы применения рассматриваемой процедуры.

Ключевые слова: особые экономические зоны; таможенная процедура; свободная таможенная зона; резидент; особые экономические зоны технико-внедренческого типа; особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Дубна».

E. N. Fuks

FREE customs zoNE procedure As A FACTOR IN THE DEvELopMENT

of special economic zones in the Russian federation

The mechanism of the free customs zone procedure is analyzed in the article, the factors and conditions for its effective use by residents of special economic zones are highlighted. The analysis of the results of functioning of special economic zone "Dubna" is carried out and the problems of applying this procedure are identified.

Keywords: special economic zones; customs procedure; free customs zone; resident; special economic zones of technical and implementation type; special economic zone of technical and implementation type "Dubna".

Одним из ключевых условий устойчивого развития национальной экономики является наращивание производства качественных и востребованных на мировом рынке товаров. В целях его стимулирования во многих развитых и развивающихся странах создаются территории с особым режимом предпринимательской деятельности, предполагающим предоставление хозяйствующим субъектам определенной системы льгот. В международной практике такие территории получили название особых экономических зон (ОЭЗ).

Во всем мире ОЭЗ служат инструментом реализации макроэкономических, политических и микроэкономических целей, преследуемых страной, регионом, компанией - резидентом зоны. На сегодняшний день в мире создано более 5 тыс. ОЭЗ [1].

В России ОЭЗ стали формироваться после принятия Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Конечной целью принятия данного закона являлось стимулирование развития производственных отраслей и инфраструктуры за счет привлечения российских и иностранных инвестиций [2].

На территории России могут создаваться ОЭЗ четырех типов:

1) промышленно-производственные (в настоящее время их 11);

2) технико-внедренческие (ТВТ) (в 2019 г. их насчитывалось 6);

3) туристско-рекреационные (создано 10 таких зон);

4) портовые (действует одна портовая зона в Ульяновске).

Одной из наиболее перспективных и высокотехнологичных является ОЭЗ ТВТ «Дубна». Зона была создана в 2005 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации (РФ) от 21.12.2005 № 781 «О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа» [3].

Количество резидентов ОЭЗ ТВТ «Дубна» постоянно увеличивается (рис. 1). Согласно последним статистическим данным в 2018 г. их количество выросло на 17 и составило 154 единицы, 12 из которых - компании с иностранным участием. Рост количества резидентов свидетельствует о положительной динамике развития ОЭЗ ТВТ «Дубна».

Рис. 1. Количество резидентов ОЭЗ ТВТ «Дубна»

Основными направлениями предпринимательской деятельности резидентов на территории ОЭЗ ТВТ «Дубна» являются:

1) информационная деятельность;

2) био- и медицинские технологии;

3) проектирование сложных технических систем;

4) ядерно-физические и нанотехнологии.

К наиболее крупным предприятиям, осуществляющим деятельность на территории ОЭЗ ТВТ «Дубна», относятся АО «ПРОМТЕХ-Дубна», ООО «Фабрика РТТ», ООО «ПСК Фарма», ООО «Гранат Био Тех».

Объем частных инвестиций, привлеченных в ОЭЗ ТВТ «Дубна», с каждым годом увеличивается (рис. 2). Такая тенденция свидетельствует об инвестиционной привлекательности данной зоны. В 2018 г. резидентами ОЭЗ осуществлены инвестиции на сумму 21 252 млн руб., что позволило создать 4 052 рабочих места.

Важным конкурентным преимуществом всех ОЭЗ, в том числе и ОЭЗ ТВТ «Дубна», является предоставление их резидентам особого режима предпринимательской деятельности, который позволяет возвращать до 30% вложенных инвестиций. Этот режим включает:

1) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (ТП СТЗ), предполагающей беспошлинный ввоз на территорию ОЭЗ сырья, материалов и оборудования;

2) предоставление налоговых льгот резидентам ОЭЗ;

3) использование инфраструктуры (инженерной, промышленной и др.);

4) применение системы «одного окна» при взаимодействии резидентов ОЭЗ с государственными органами [4].

Рис. 2. Объем частных инвестиций, привлеченных в ОЭЗ ТВТ «Дубна», млн руб.

На основе анализа элементов режима предпринимательской деятельности ОЭЗ можно сделать вывод, что одно из направлений развития ОЭЗ состоит в повышении эффективности применения ТП СТЗ с целью увеличения деловой активности резидентов ОЭЗ - участников внешнеторговой деятельности.

Общий механизм применения ТП СТЗ представлен на рис. 3. Он заключается в последовательном выполнении следующих типов операций:

1) ввоз на территорию ОЭЗ сырья, комплектующих, оборудования без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов из третьих стран либо из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС);

2) операции на территории ОЭЗ, связанные с производством готового продукта;

3) вывоз с территории ОЭЗ готового продукта в третьи страны либо страны ЕАЭС;

4) уплата вывозных таможенных пошлин (при вывозе готового продукта с территории ОЭЗ в третьи страны) либо ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС) (при вывозе готового продукта с территории ОЭЗ в страны ЕАЭС).

Анализ представленного механизма позволяет сделать вывод, что эффективность применения ТП СТЗ в части полного использования льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и отсутствия потерь доходов федерального бюджета зависит от следующих факторов:

1) места происхождения сырья, комплектующих и оборудования, ввозимых на территорию ОЭЗ для производства готовых продуктов;

2) направления вывоза готовых продуктов с территории ОЭЗ (третьи страны либо остальная территория ЕАЭС);

3) статуса готовых продуктов, вывозимых с территории ОЭЗ в третьи страны (статус товаров ЕАЭС либо статус иностранных товаров);

4) возможности идентификации иностранных компонентов в готовых продуктах, вывозимых с территории ОЭЗ на остальную территорию ЕАЭС.

Рис. 3. Общий механизм применения таможенной процедуры свободной

таможенной зоны

С учетом рассматриваемых факторов можно сформулировать следующий набор условий эффективного применения ТП СТЗ:

1) соответствие юридического и фактического статуса готовых продуктов в качестве товаров ЕАЭС, вывозимых в третьи страны (условие полного использования льгот по уплате ввозных пошлин, налогов);

2) возможность точной идентификации иностранных компонентов в готовых продуктах, вывозимых на остальную территорию ЕАЭС (условие отсутствия потерь доходов федерального бюджета).

Рассмотрим, как выполняются данные условия в ОЭЗ ТВТ «Дубна».

Из рис. 4 видно, что номенклатура товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ ТВТ «Дубна», соответствует категориям товаров, обычно используемым при производстве готовых продуктов: оборудование, сырье и комплектующие. Косвенно это свидетельствует о целевом использовании льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в рамках применения ТП СТЗ для переработки сырья и комплектующих на территории ОЭЗ.

На территории ОЭЗ ТВТ «Дубна» ТП СТЗ может применяться как в отношении товаров ЕАЭС, так и в отношении товаров третьих стран. В настоящее время данная процедура используется преимущественно иностранными резидентами ОЭЗ. В частности, в 2018 г. было выпущено 447 импортных и 22 экспортные таможенные декларации (рис. 5). Вместе с тем российским резидентам разрешается ввозить сырье, оборудование и комплектующие без помещения под ТП СТЗ. Поэтому реальное соотношение товаров, ввозимых иностранными и российскими резидентами на территорию ОЭЗ ТВТ «Дубна», может существенно отличаться от соотношения деклараций, выпущенных при применении ТП СТЗ.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

30%

24%

17% 12%

9% 7%

1—1 1—1

Группа 85 Группа 39 Группа 73 Группа 90 Группа 76 Группа 40

эл. машины пластмассы изделия из инструменты алюминий резина

и оборудование и изделия черных и аппараты и изделия и изделия

из них металлов оптические из него из нее

Рис. 4. Основные группы товаров, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ ТВТ «Дубна» в 2018 г.

Импортные декларации Экспортные декларации

Рис. 5. Количество деклараций, выпущенных в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны в 2018 г., шт.

Все товары, ввозимые на территорию ОЭЗ ТВТ «Дубна», участвуют в процессе производства готовых продуктов. От статуса ввозимых товаров зависит порядок совершения таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском готовых продуктов за пределы ОЭЗ. В ситуации использования товаров ЕАЭС к готовым продуктам применяются те же таможенные процедуры, что и для товаров ЕАЭС. В ситуации использования иностранных товаров выбор таможенной процедуры зависит от того, какой статус получат готовые продукты. Последняя ситуация связана с применением ТП СТЗ и реализуется в одном из следующих вариантов:

- вывоз готовых продуктов на остальную территорию ЕАЭС;

- вывоз готовых продуктов в третьи страны.

Рассмотрим данные варианты применительно к ОЭЗ ТВТ «Дубна».

Вывоз готовых продуктов на остальную территорию ЕАЭС. В отношении готовых продуктов, полученных в результате переработки и вывозимых на остальную территорию ЕАЭС, проводится идентификация. При идентификации используют документы и фотографии, штампы и печати, маркировку и описание товаров, отбирают пробы и образцы. Идентификация осуществляется сотрудниками

таможенного поста на территории ОЭЗ ТВТ «Дубна» (таможенный пост «Дубна»). Порядок идентификации следующий.

Резидент ОЭЗ ТВТ «Дубна» - участник внешнеторговой деятельности, подающий таможенную декларацию, отправляет на таможенный пост «Дубна» сведения, необходимые для идентификации товаров. В состав указанных сведений входят сведения о зарегистрированной декларации, ввезенных товарах и их характеристиках, выполненных операциях с ввезенными товарами, готовых продуктах и способах их идентификации [5]. На основе предоставленных сведений сотрудники таможенного поста «Дубна» проводят документальный таможенный контроль и принимают решения о возможности идентификации иностранных компонентов в готовых продуктах. Когда иностранные компоненты могут быть идентифицированы одним из перечисленных выше способов, с их стоимости уплачиваются ввозные таможенные пошлины и НДС. В противном случае готовые продукты вывозятся на остальную территорию ЕАЭС без уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС. Решения о невозможности идентификации принимаются, если сведения резидентов ОЭЗ ТВТ «Дубна» не позволяют точно идентифицировать иностранные компоненты в готовом изделии.

Вывоз готовых продуктов в третьи страны. В случае вывоза готовых продуктов за пределы ЕАЭС резиденты ОЭЗ обязаны представлять сотрудникам таможенного поста «Дубна» заключение Торгово-промышленной палаты России (ТПП). В заключении ТПП должны быть указаны статус готовых продуктов в качестве товаров ЕАЭС и критерии достаточной переработки, на основании которых он определен:

1) изменение кода товаров на уровне первых четырех знаков ТН ВЭД;

2) достижение добавленной стоимости фиксированной доли в цене готовых продуктов;

3) совершение определенных технологических и производственных операций, достаточных для признания готовых продуктов товарами ЕАЭС.

Готовые продукты признаются товарами ЕАЭС, если выполнен хотя бы один из критериев достаточной переработки [6].

На основании заключений ТПП сотрудники таможенного поста «Дубна» принимают решение о статусе готовых продуктов. Если они признаются иностранными товарами, то вывозятся без уплаты вывозных таможенных пошлин. В то же время в полном объеме уплачиваются ввозные таможенные пошлины и налоги, от уплаты которых резиденты ОЭЗ были освобождены в связи с применением ТП СТЗ. Если готовые продукты получают статус товаров ЕАЭС, то у резидентов ОЭЗ ТВТ «Дубна» возникает обязанность уплаты вывозных таможенных пошлин по ставкам на готовые продукты. В настоящее время ставки вывозных таможенных пошлин применяются в основном в отношении сырьевых товаров (нефть, металлы, природный газ и др.), которые имеют особое значение для формирования доходов федерального бюджета. Однако при вывозе готовых продуктов вывозные таможенные пошлины фактически не уплачиваются.

На рис. 6 представлено количество деклараций, выпущенных в 2018 г. при завершении ТП СТЗ. Визуальный анализ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, большинство ввозимых иностранных товаров (383 из 398 таможенных деклараций) вывозятся обратно за пределы территории ЕАЭС без какой-либо переработки. Во-вторых, большинство готовых продуктов вывозятся на остальную

территорию ЕАЭС без идентификации (116 из 146 таможенных деклараций), что не позволяет определить суммы таможенных платежей за иностранные компоненты [7; 8].

400 350 300 250 200 150 100 50

0

До переработки С идентификацией Без идентификации С наличием заключения 4078000 4078115 4078116 ТПП

1078 114

Рис. 6. Количество выпущенных деклараций при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в 2018 г., шт.

Сделанные выводы согласуются с динамикой объема таможенных платежей и льгот по их уплате, которая показана на рис. 7. В 2018 г. объем таможенных платежей увеличился на 2% по сравнению с 2017 г. и составил 199 млн руб. В то же время объем льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных резидентам ОЭЗ ТВТ «Дубна», резко сократился. Подобная динамика может свидетельствовать о негативных тенденциях к увеличению вывоза иностранных товаров за пределы ЕАЭС без осуществления переработки и сокращению льгот предпринимателям, ведущим хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ ТВТ «Дубна».

Таким образом, в настоящее время можно говорить о двух основных проблемах применения ТП СТЗ на территории ОЭЗ ТВТ «Дубна»:

1) недостаточное использование льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, предоставляемых резидентам ОЭЗ ТВТ «Дубна»;

2) низкий уровень собираемости ввозных таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых за использованные при переработке иностранные товары при вывозе готовых продуктов на остальную территорию ЕАЭС.

Сопоставление вариантов применения ТП СТЗ с количеством деклараций, выпущенных при ее завершении (см. рис. 6), позволяет сделать вывод, что возникновение вышеуказанных проблем обусловлено сложностью точного определения и документального подтверждения доли иностранного сырья, комплектующих и добавленной стоимости операций переработки в цене готовых продуктов. В вывозе готовых продуктов в третьи страны это проявляется в частом отказе ТПП выдавать заключения, подтверждающие приобретение готовыми продуктами статуса товаров ЕАЭС. При вывозе готовых продуктов на остальную территорию ЕАЭС ТП СТЗ завершается, как правило, без применения средств идентификации. Поэтому государство не получает в полном объеме суммы ввозных

У — - 383

116

30

15 £=-3

-,-1-^-,-

таможенных пошлин и НДС за использованные при переработке иностранные компоненты.

693 793

700 000 600 000 500000

ю

^ 400 000

300 000 200000 100000 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма уплаченных таможенных платежей

□ 2017 г. ---

□ 2018 г.

392 705

,1-—__~

163 022 199 203

с— __2

с—__.

___ ___

Сумма предоставленных льгот

Рис. 7. Динамика объемов таможенных платежей и льгот по их уплате при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ ТВТ «Дубна» в 2017-2018 гг.

Рассматриваемые проблемы применения ТП СТЗ не позволяют резидентам ОЭЗ ТВТ «Дубна» в полной мере использовать преимущества ОЭЗ, вытекающие из длительного периода ее функционирования и соответствующего срока действия ТП СТЗ. Срок действия ТП СТЗ значительно больше срока действия таможенных процедур, применяемых для аналогичных целей, в том числе таможенной процедуры переработки на таможенной территории, срок действия которой не может превышать трех лет. При применении ТП СТЗ указанный срок ограничивается периодом функционирования ОЭЗ (в случае ОЭЗ ТВТ «Дубна» - 49 лет) при условии сохранения предпринимателем статуса резидента ОЭЗ. Такой период позволяет разворачивать на территории ОЭЗ ТВТ «Дубна» крупные производства наукоемкой продукции, реализовывать инвестиционные проекты с длительными сроками окупаемости, создавать в Московской области масштабные территориально-производственные комплексы и кластеры высокотехнологических отраслей промышленности, наращивать количество и темпы роста высокопроизводительных рабочих мест.

В целях дальнейшего поступательного развития ОЭЗ в России в целом и повышения эффективности применения ТП СТЗ в частности на государственном уровне должна быть разработана и реализована система мер по решению проблем точного определения и документального подтверждения доли иностранного сырья, комплектующих и добавленной стоимости операций переработки в цене готовых продуктов.

Использованные источники

1. Голубкин И. В., Бухарова М. М, Данилов Л. В. и др. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2019 / Ассоциация развития кластеров и технопарков России. М.: АКИТ РФ, 2019. 183 с.

2. Голубкин И. В., Бухарова М. М., Данилов Л. В. и др. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2017 / Ассоциация кластеров и технопарков. М.: АКИТ, 2017. 148 с.

3. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 781 «О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

4. Изгаршева Ю. А. Свободная экономическая зона технико-внедренческого типа Санкт-Петербург: перспективы развития с учетом возможности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны // Стратегии бизнеса. 2017. № 1 (33). С. 9-17.

5. Приказ Минфина России от 10.03.2016 № 22н «Об утверждении Порядка проведения таможенными органами идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www. eaeunion.org/.

7. Липатова Н. Г. Таможенный контроль как механизм оказания государственных услуг в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 85-92.

8. Гладков А. Р. Методические подходы к оценке собираемости таможенных платежей // Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений», 31 октября 2017 г. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 36-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.